Малое предпринимательство
принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим
собранием хозяйственного товарищества и общества;
занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.
В ряде законодательных актов установлены ограничения на занятие
предпринимательской деятельностью работникам, связанным со службой в других
органах государственной власти и управления.
Гражданским кодексом РФ установлено следующее содержание
правоспособности граждан: они могут иметь имущество в собственности,
наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой
иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица
самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в
обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений
науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом
результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и
личные неимущественные права.
Таким образом, дееспособным гражданам законодательством установлены
права и определенные гарантии для занятия предпринимательской
деятельностью, выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с
момента государственной регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя граждане
(физические лица) могут заниматься предпринимательством как в качестве
основной, так и дополнительной деятельности (в соответствии с
законодательством).
Права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским
законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской
деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица,
применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц,
являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона,
иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все
права и обязанности, которые имеют и несут коммерческие организации,
приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может
осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового
характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.), заниматься всеми
видами деятельности, которые не запрещены законом, а также при получении
соответствующей лицензии, как уже говорилось выше, в соответствии с
Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» может получать все виды поддержки и льгот,
установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства.
Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным
предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить
соответствующее свидетельство.
В соответствии с законодательными и нормативными актами индивидуальный
предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей
регистрации — месту своего постоянного жительства, а также
зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного Фонда РФ, Фондов
обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также
для отчисления средств в Фонд занятости при условии, что индивидуальный
предприниматель будет использовать наемных работников.
При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен
выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет
привлекать работников на основе договоров гражданско-правового характера.
Для осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный
предприниматель в любой кредитной организации (банке) может открыть
расчетный, текущий, ссудный, депозитный, валютный счет.
Индивидуальный предприниматель обязан представите для регистрации
налоговому органу Книгу учета доходов и расходов, в которой указываются
следующие реквизиты: фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя; вид осуществляемой деятельности; местонахождение (адрес
постоянного места жительства); номер расчетного и иных счетов, открытых
предпринимателем в банковских организациях.
В данном разделе кратко изложен механизм функционирования
индивидуальных предпринимателей, но следует еще раз указать, что к
предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования
юридического лица, применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые
регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими
организациями. Федеральным законом «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» коммерческие организации и
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, отнесены к единой категории «субъекты малого
предпринимательства» и все формы и меры поддержки установлены для них как
для субъектов малого предпринимательства, однако юридические лица как
коммерческие организации имеют определенные отличительные признаки,
конституциирующие их в этом качестве.
Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, что
соответствует законодательному определению сущности важнейшего понятия
предпринимательской деятельности, заключающейся в систематическом получении
прибыли. Это мотив и цель деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут
создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии.
Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства
являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных
отраслях экономики. Так, на начало 1998г. в промышленности действовало
14,7% всех малых предприятии страны; в строительстве - 16,6; на транспорта
и связи - 2,3; в торговле и общественном питании, материально-техническом
снабжении и заготовках - 44,8; в общей коммерческой деятельности по
обеспечению функционирования рынка - 4,8; в жилищно-коммунальном хозяйстве,
непроизводственных видах бытового обслуживания населения - 1,8; в науке и
научном обслуживании - 5,6; в других отраслях экономики - 9,4%. [11]
Основными организационно-правовыми формами субъектов малого
предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные
товарищества, товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной
ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.
Ниже приводится краткая характеристика отдельных организационно-
правовых форм коммерческих организации как субъектов предпринимательской
деятельности.
Полным товариществом признается товарищество, участники которого
(полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором
занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут
ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69
ГК РФ). Участниками полного товарищества могут быть физические лица,
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или
юридические лица как коммерческие организации. Однако одно лицо может быть
участником только одного полного товарищества.
Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех
его участников; каждый участник полного товарищества имеет один голос
Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его
участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по
обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся
его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам,
возникшим до его вступления в полное товарищество. Полученные полным
товариществом прибыль и убытки распределяются между его участниками
пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено
учредительным договором или иным соглашением участников; не допускается
соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в
прибыли или в убытках.
Полное товарищество не играет существенной роли в экономике. По данным
Госкомстата РФ, на 1 января 1998 г. функционировало всего 2899 полных
товариществ, что составляет 0,32% всех хозяйственных товариществ и обществ.
[32]
Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в
котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества
предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам
товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или
несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск
убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных
ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом
предпринимательской деятельности.
Главной особенностью коммандитного товарищества является статус полных
товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Положение полных
товарищей определяется правилами ГК РФ о полном товариществе, то есть все
права и обязанности полных товарищей вытекают из законодательства о полном
товариществе. Так, все полные товарищи подписывают учредительный договор о
создании товарищества на вере, управляют им, несут ответственность по его
обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики же не вправе участвовать в
управлении и ведении дел товарищества на вере, не вправе оспаривать
действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Однако
в соответствии с ГК РФ и учредительным договором вкладчики несут
обязанности и имеют права, как и полные товарищи в товариществе на вере.
Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных
товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в
качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и
органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества
на вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые
собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с
разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное
одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен
на доли определенных учредительными документами размеров; участники
общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам
и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах
стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не
полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в
пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью
могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы
местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не
установлено законом.
Учредительными документами ООО являются учредительный договор,
подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если ООО
учреждается одним лицом, его учредительным документом является утвержденный
им устав.
Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование
уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его
участников; он определяет минимальный размер имущества общества,
гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть
менее суммы, определенной законодательством.
Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация,
уставный капитал которой разделен на определенное число акций,
удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по
отношению к обществу. АО может быть создано путем учреждения вновь и путем
реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения,
разделения, выделения, преобразования) в соответствии с Федеральным законом
«Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208ФЗ и ГК РФ.
Учредителями акционерного общества могут быть граждане (физические
лица) и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Решение
об учреждении АО принимается учредительным собранием. Число учредителей
открытого АО не ограничено, а закрытого АО не может превышать 50 чел.
Акционерное общество может быть создано одним лицом, которое принимает
решение о создании АО единолично. Однако АО не может быть учреждено другим
хозяйственным обществом, которое состоит из одного лица. Решение об
учреждении АО принимается учредителями единогласно.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут
выступать учредителями АО, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
В соответствии с законодательством акционерное общество может быть
открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном
наименовании. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать
принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО
имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и
осуществлять их свободную продажу в соответствии с Федеральным законом РФ
об АО, ГК РФ (ст. 99) и иными нормативными актами РФ. Закрытым акционерным
обществом признается общество, акции которого распределяются только среди
его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не
имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным
образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц.
Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные, а также один
или несколько типов привилегированных акций, номинальная стоимость
последних не должна превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении
акционерного общества его акции должны быть размещены среди учредителей.
Все акции общества являются именными. К моменту государственной регистрации
не менее 50% уставного капитала общества должно быть оплачено.
Акционерное общество в соответствии с уставом и законодательством РФ о
ценных бумагах может размещать облигации и иные ценные бумаги. Номинальная
стоимость всех выпускаемых обществом облигаций не должна превышать уставный
капитал АО либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими
лицами для цели выпуска облигаций. Облигации могут быть именными или на
предъявителя.
Высшим органом управления акционерного общества является общее
собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее
собрание акционеров).
Анализируя гражданское законодательство и практику функционирования
субъектов рыночной экономики в отдельных развитых странах, можно привести
следующие организационно-правовые формы субъектов малого и среднего
предпринимательства (табл. 1.3.1).
Таблица 1.3.1
Основные организационные формы субъектов малого бизнеса.
|Страна |Организационно-правовые формы предприятий |
|Великобритания |индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы|
| |компании с ограниченной ответственностью |
|Франция |индивидуальное предприятие акционерная компания |
| |товарищество с ограниченной ответственностью |
|США |единоличное владение товарищество корпорация |
|Германия |индивидуальная трудовая деятельность партнерство |
| |(общее и ограниченное) малые акционерные общества |
Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой
малого предпринимательства является индивидуальное предприятие. С введением
в действие первой части ГК. РФ индивидуальные (семейные) частные
предприятия (ИЧП) в России не создаются.
Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой
формы коммерческих организаций являются:
-полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, не
требующая для принятия решений получения согласия партнеров;
-максимум побудительных мотивов. Все доходы поступают к единому
владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в
тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений,
увеличении объемов продаж;
-конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах бизнеса
производственные секреты и специальная технология являются главным
капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне
секрет предприятия.
Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и
недостатки, к которым относятся:
-ограниченность привлечения значительных финансовых средств;
-неограниченная (полная) имущественная ответственность за долги в
случае банкротства;
-недоверие со стороны государственных учреждений и крупных
предприятий;
-слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем
вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам,
продаже и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и
опыта менеджмента;
-трудность в получении кредита;
-высокий уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50% из
вновь созданных фирм).
По данным Госкомстата РФ, число индивидуальных (семейных) частных
предприятии с использованием наемного труда составляло (на 1 января) в
1995г. - 242 036, а в 1996 г. - 268 103 предприятия, причем в 1996 г. ИЧП
составили 14,5% всей численности коммерческих организаций и 11,9% всего
числа предприятий и организаций, функционирующих в экономике
страны. [12]
1.4 Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее
предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в
постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и
местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую
правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс
начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих
предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого
предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой
предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц.
Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и
объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе
поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы
финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других
актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого
предпринимательства.
Формирование правовой среды малого предпринимательства является
обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого
предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие
осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время
законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и
ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими
субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных
уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.
Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути
развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации
субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и
заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим
препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является
тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а
для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество
подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые
систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам,
решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них
разобраться и на практике руководствоваться ими. [32]
Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и
введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» от 25 декабря 1990 г., который после введения в действие
первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе
впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности
предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной
власти.
С 1 января 1995 г. введена в действие первая часть ГК РФ, который с
определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ
устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между
лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (к
сожалению, ГК РФ не разрешено далее создавать индивидуальные (семейные)
частные предприятия, но зато расширены права физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
Большую роль в развитии малого предпринимательства в стране сыграло
постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по
поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии
отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по
отдельным отраслям экономики), впервые было предусмотрено применение для
малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки
за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной
амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям. [1]
Основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в
стране были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О
первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В
данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, имеющее
актуальное значение для развития малого предпринимательства. [2]
Постановлением Правительства РФ утвержден комплекс первоочередных мер
по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства,
определены задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.
Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» сыграло положительную роль, в эти годы резко увеличилось во всех
отраслях экономики число малых предприятий.
Следует особо подчеркнуть значение для развития малого
предпринимательства в стране Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №
2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях
бюджетов различных уровней» и постановления Правительства РФ «О мерах по
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации
на 1994- 1995 гг.» от 29 апреля 1994 г. № 409. Эти два нормативных акта
направлены на планомерную и длительную поддержку малого предпринимательства
в стране. Так, в Указе Президента РФ в целях стимулирования развития малого
предпринимательства установлено, что первые два года работы не уплачивают
налог на прибыль вновь созданные малые предприятия (включая созданные до 1
января 1994 г.), осуществляющие производство и переработку
сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров,
товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и
изделий медицинского назначения, технических средств профилактики
инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов
жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения
(включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от
указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от
реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и
четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно
25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов
деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки реализации ими
продукции (работ, услуг).
Данная льгота действует, если малые предприятия функционируют не менее
5 лет со дня их государственной регистрации в соответствующей
организационно-правовой форме. Этим Указом Президента РФ уменьшены в 2 раза
налоговые ставки для банков и страховых организаций, если они
преимущественно обслуживают малые предприятия, занимающиеся отдельными
видами деятельности. Освобождена от налогообложения прибыль, направляемая в
качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и
развития конкуренции, созданный в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № 268. В соответствии с Указом малые
предприятия освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль,
а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, освобождены от уплаты налога на добавленную
стоимость.
Для развития малого предпринимательства особое значение имеет
безусловная реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г. №
88ФЗ. Важной является ст. 1 Федерального закона, устанавливающая принципы
организации законодательства РФ о государственной поддержке малого
предпринимательства. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на комплексное
решение большинства проблем поддержки малого предпринимательства от
установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого
предпринимательства до создания ими некоммерческих организаций.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона приняты и реализуются
ряд законодательных и нормативных актов о государственной поддержке и
развитии малого предпринимательства, в частности Федеральный закон РФ «Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства» от 29 декабря № 222ФЗ. Приняты федеральные законы о
внесении изменений и дополнений в законы о налоге на прибыль предприятий и
организаций, о подоходном налоге с физических лиц и в другие федеральные
законы. Приняты Указы Президента «О Государственном комитете Российской
Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня
1995 г. № 563, «О первоочередных мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491.
Правовая база регулирования и поддержки малого предпринимательства не
исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое
место в механизме малого предпринимательства занимает налоговое,
арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет
законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей
инфраструктуры.
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования
деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, на наш взгляд,
важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Например, в США в 1953 г. создана Администрация по делам малого бизнеса
(АМБ), функции которой охватывают весь комплекс мероприятий по поддержке
малого бизнеса (финансовая помощь, технические и консультационные услуги,
содействие в получении государственных заказов и др.). Структура АМБ
включает три Уровня: штаб-квартира в столице США, 10 региональных
объединении и более 100 местных отделений, расположенных по всей стране и
работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти,
колледжами, университетами, предприятиями и общественными организациями.
Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными
ведомствами: Министерством внутренних дел. Министерством жилищного
строительства и городского развития, Национальным научным фондом.
Администрацией по фермерскому хозяйству, институтами и центрами развития
мелкого бизнеса, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается
более 2700, и т. д.
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления
реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура
на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития
и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в
особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки малого
предпринимательства в соответствии с возложенными функциями и Положениями о
федеральных министерствах и ведомствах занимаются такие министерства и
ведомства: Министерство экономики РФ, Министерство внешнеэкономических
связей РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ,
Государственная налоговая служба РФ, Государственный комитет РФ по
поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере и др. Так, исполнителями Федеральной
программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ наряду
с вышеназванными федеральными ведомствами являются и следующие: МИД России,
Роскомторг, Роспатент, Минсотрудничество России, МЧС России, Росстрахнадзор
России, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Банк России, Рабочий центр
экономических реформ при правительстве РФ, Министерство культуры РФ,
Министерство общего и профессионального образования РФ и др.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют
Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в
регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его
региональные отделения, общественные объединения предпринимателей и др.
Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и
поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и
исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет
Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных
и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация
Президента. Как видно, одно перечисление федеральных министерств,
комитетов, ведомств, оказывающих влияние на развитие малого
предпринимательства, весьма велико, поэтому для координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов РФ Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по
поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России).
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1045 утверждено
Положение о ГКРП России, в котором сформулированы основные задачи и
механизм деятельности ГКРП России, его права и обязанности, структура ГКРП
России и др.
Так, задачами ГКРП России являются: разработка предложений и
реализация государственной политики и области развития и поддержки малого
предпринимательства, разработка предложении по устранению правовых,
административных, экономических и организационных препятствий в вопросах
создания и развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение
формирования инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, учет и
обобщение мнений субъектов малого предпринимательства и др.
Важная роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит
Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует
свои функции в соответствии с уставом, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой
организацией в форме учреждения, осуществляющий финансовое обеспечение
федеральной политики в области государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные
направления деятельности Фонда, источники формирования имущества Фонда,
управление Фондом и др.
Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение
Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства,
участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также
проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого
предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.
В целях государственной поддержки развития в стране инновационной
деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от
3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства
РФ утверждено Положение о Фонде и Персональный состав наблюдательного
совета Фонда. Фонд содействия развитию малых форм предприятии в научно-
технической сфере образован для развития малого предпринимательства в
научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм-инкубаторов
бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения
конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки
высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми
предприятиями. [15]
К инфраструктуре малого предпринимательства следует отнести Российское
агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию
маркетинга. Международный фонд поддержки инновационных предприятий
«Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики,
общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.
Однако, на наш взгляд, ведущая роль в инфраструктуре малого
предпринимательства принадлежит органам исполнительной и законодательной
власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и
развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с
которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они
могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|