Малое предпринимательство
приоритетных направлений работы субъектов малого предпринимательства. Опыт
г. Набережные Челны свидетельствует, что региональная инфраструктура
действует более эффективно, она менее бюрократична и ближе к рядовым
предпринимателям.
Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые
фирмы и компании, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-
технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и
другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого
предпринимательства.
В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка
малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки
малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с
привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами
государственных и муниципальных программ поддержки малого
предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а
также средств, поступающих от приватизации государственного и
муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов,
добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных,
доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от
льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого
предпринимательства.
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют
следующие мероприятия по финансированию субъектов малого
предпринимательства:
предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов,
беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на
банковскую деятельность;
предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе
при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства
в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с
действующим законодательством;
выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам
малых предприятий;
долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов,
обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных
консультационных организаций и информационных систем поддержки малого
предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской
экспертизы и сертификации товаров и услуг;
финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических
структур, защите прав потребителей;
финансирование научных исследований, научно- практических конференций,
симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с
деятельностью фондов.
В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах государственной
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля
1996 г. № 491 предусмотрено выделение финансовых средств на поддержку
малого предпринимательства, в том числе выделение государственных льготных
инвестиционных кредитов, для формирования и предоставления гарантий
федерального Фонда на получение кредитов субъектам малого
предпринимательства, на предоставление государственных гарантий иностранным
кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого
предпринимательства, и др.
В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого
предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов
поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать
кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при
кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого
предпринимательства.
Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает
производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи
субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в
собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных
помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной
собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и
органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в
создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет
успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая
субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.
[10]
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства» говорится, что государственная поддержка союзов
(ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем
содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами
связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и
создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для
проведения организационных или публичных мероприятий, связанных с
поддержкой малого предпринимательства.
1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в
промышленно развитых странах.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого
бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства
состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые,
технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой,
а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания,
способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира
- в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента - идет
мощная волна поддержки развития МП. Вся Европа и, в особенности, страны с
переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении
своего участия в государственной поддержке МП.
В странах ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития)
99% всех фирм - это малые и средние предприятия, которые являются
источником рабочих мест (от 40% до 80% занятости) и обеспечивают 30%-70%
ВВП. Из 1552 программ государственной поддержки (в период с 1989-93 гг.)
или т.н. «программ промышленных субсидий» 359 были направлены на поддержку
малого и среднего бизнеса. В 12 странах Европейского Союза в 1990 г.
насчитывалось 15,8 млн. несельскохозяйственных частных предприятий. Из них
14,7 млн. были микропредприятиями, почти 1 млн. малыми, примерно 70000
насчитывали от 100 до 500 работников и лишь 13000 имели свыше 500
сотрудников. На долю микропредприятий приходилось 31,8% от общего числа
занятых вне сельскохозяйственного сектора, малых - 24,9% и средних - 15,1%.
Малый бизнес является базовой конструкцией в экономиках большинства
стран.
В 1993 г. почти все 15,7 млн. предприятий частного сектора ЕС
представляли собой предприятия малого и среднего бизнеса. Наиболее типичным
для бизнеса в странах ЕС является микропредприятие (1-9 человек). Здесь их
насчитывается 14,5 млн.
В 1989-1992 гг. произошло заметное увеличение таких предприятий, в
первую очередь, за счет МП. Предприятия малого и среднего бизнеса
обеспечили 70% рабочих мест, внеся значительный вклад в процветание ЕС.
Возросшая роль малого бизнеса в странах ЕС и на уровне ОЭСР привела к
тому, что в большинстве развитых стран была признана необходимость
разработки специальной политики, основными целями которой стали:
• развитие международной конкурентоспособности национальных малых
предприятий;
• создание новых рабочих мест;
• экономический рост малых предприятий;
• привлечение иностранных компаний и инвестиций;
• инновационная деятельность;
• трансферт технологий.
В большинстве стран - членов ЕС формулировка политики в отношении
малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а
конкретные мероприятия реализуются на уровне региональной власти.
Приведем обобщенный опыт государственной поддержки малого и среднего
бизнеса в странах ЕС по отдельным областям политики.
1. Создание малого предприятия. Исходя из всего сказанного, можно
вести речь о прямой заинтересованности государства в увеличении числа и
расширении сфер деятельности малых предприятий. Система образования в ЕС
поставлена так, что граждане узнают о возможности стать предпринимателем
еще в школе. С какими трудностями встретится начинающий предприниматель на
своем пути? Они типичны: недостаток финансовых средств, отсутствие четкого
бизнес-плана, незнание законов и рыночной ситуации.
С учетом этого во всех странах ЕС в той или иной мере реализуются
различные программы для поощрения людей, имеющих собственное дело. Им
оказывается финансовая, информационная и консультационная помощь,
организуется обучение и т.п. Например, Дания ввела в действие Схему
начинающих предпринимателей, предназначенную для безработных, пожелавших
открыть собственное дело. Такие люди получают половину своего пособия, пока
занимаются собственным делом, с максимальным сроком выплат до 3,5 лет.
2. Субподряды. Вместе с тем, все более отчетливо прослеживается
тенденция формирования более стабильных отношений между потребителями и
поставщиками, среди которых множество малых предприятий. Субподряд выгоден
малым предприятиям, получающим таким образом доступ к технологическим и
коммерческим «ноу-хау» больших фирм. Действуя как поставщик, малое
предприятие в тоже время может наладить производство собственного конечного
продукта, достигнув тем самым большей экономической самостоятельности.
Но и в этой области малое предпринимательство сталкивается с такими
проблемами, как жесткая международная конкуренция, отсутствие полной
информации о состоянии и изменениях рыночной конъюнктуры. Соответственно и
основные меры поддержки малого бизнеса в этой сфере связаны с
информированием и консультированием.
3. Экспорт. В последние годы множество барьеров, стоявших на пути
эффективной пограничной торговли, в ЕС частично или полностью упразднены,
что, безусловно, способствует расширению экспорта. Проблемы же, возникающие
здесь, аналогичны отмеченным в субподрядной сфере.
Примером реализации государственной поддержки может служить
«Экспортная инициатива» в Великобритании, которая ориентирована на
повышение заинтересованности потенциальных экспортеров в международной
торговле и увеличении ее объемов. Экспортная инициатива включает:
- отдел торговли и промышленности, связанный с частным сектором и
предоставляющий неопытным экспортерам консультационные услуги специалистов;
- информационный центр, обеспечивающий доступ к «само-помощи», т.е. к
информационным возможностям, связанным с поиском рынков для фирмы;
- экспортный поиск по продуктам и рынкам, указанным фирмой;
- служба справок, предоставляющая консультационные услуги и информацию
о спросе на продукт, местной конкурентной ситуации, проведении
маркетинговых исследований, реакции на продукт, а также снабжающая
необходимыми адресами и телефонами.
4. Финансирование. Все государства ЕС помогают малому и среднему
бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя
при этом различные рычаги. Некоторые государства (Великобритания,
Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на системах обеспечения
гарантий займа. Большинство же стран создают особые резервы для поддержки
малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на
инвестиции, льготных займов или дотаций. Особо стимулируется инвестирование
средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. В некоторых
странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика
предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности,
правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков рисковых
фондов.
В начале 90-х годов. Португалия получила прямую финансовую поддержку
используя специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций (SIN
EDIP);
региональную систему поощрений (SIBR); систему поощрений за
рациональное использование энергии (SIURE);
систему поощрений малых инвестиционных проектов (PPI) и инноваций в
информационных технологиях. Полученные средства способствовали преодолению
технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий
Португалии в сравнении с общеевропейским уровнем.
5. Занятость. Малый и средний бизнес является основным источником
новых рабочих мест в Европе. Главная проблема в этой сфере - недостаточная
сбалансированность систем образования и рынка труда, а также плохо развитые
внутренние системы подготовки кадров. Таким образом, проблема состоит не
столько занятости как таковой, а в существовании в странах ЕС проблемы
занятости образования (подготовки).
Основными мерами государственной поддержки в области занятости
являются финансовая помощь (например, специальные субсидии малым
предприятиям, предлагающим работу долговременным безработным или
безработным молодым людям), информирование, консультирование и подготовка.
В Греции принята специальная Программа создания рабочих мест, в
которой особое внимание уделено молодежи и женщинам. Ранее других стран -
членов ЕС субсидии малым предприятиям начала представлять Ирландия
столкнувшаяся с высоким уровнем безработицы еще в 60-е годы.
6. Образование и обучение. Целью образования, рассматриваемого в
данном контексте с точки зрения содействия предпринимательству, являются,
наряду с повышением уровня подготовленности и расширением границ знаний, и
развитие в человеке качеств предпринимателя.
При этом можно выделить два уровня образования.
Первый - так называемое начальное образование, дающее минимальный
объем знаний и навыков, необходимых для предпринимательской деятельности.
Второй - углубленное образование, имеющее прикладной (с учетом
специфики деятельности) характер.
Обучение проводится государственными структурами и частными
организациями. Особые программы разрабатываются для женщин и этнических
меньшинств.
Так, в Ирландии с 1992 г. действует Программа обучения работе,
разработанная с целью повышения уровня профессиональной подготовки,
проводимой в промышленности, и направленной на повышение
конкурентоспособности малых предприятий.
Программа реализуется в ходе полноценного обучения в течение 26-52
недель. В зависимости от размера компании, направляющей сотрудника на
учебу, государство частично оплачивает стоимость обучения курса.
Деятельность малых предприятий в США входит в компетенцию специальной
государственной организации - Администрации малого бизнеса, созданной
Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким
предпринимателям финансовую консультационную помощь, содействовать в
получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными
предприятиями.
Президент США ежегодно делает доклад Конгрессу о положении малого
бизнеса. Конгресс США утверждает разнообразные программы помощи развитию
мелкого бизнеса. Такие программы имеют также различные правительственные
ведомства (Министерство торговли, сельского хозяйства, и т.д.). Бизнесменам
помогают информацией, обучением, консультированием.
Следующие федеральные организации принимают участие в программах по
развитию экспорта малых предприятий и являются участниками Координационного
комитета по развитию торговли: Торговая палата США, Департамент сельского
хозяйства, транспорта, энергетики, образования, труда, финансов, обороны.
Торговое представительство США, Экспортно-импортный банк США, Агентство
развития торговли. Частная корпорация по зарубежным инвестициям. Агентство
международного развития. Агентство по защите окружающей Среды,
Информационное агентство. Отдел по управлению и составлению бюджета,
Национальный совет безопасности, Комиссия по международной торговле. Совет
экономических советников. [18]
Большое внимание уделяется малому бизнесу на региональном уровне.
Так, например, в 1983 г. при Уэйнском университете штат Мичиган создан
Центр развития малого бизнеса для реализации программ по консультации,
обучению, исследованию и правовой защите малого бизнеса.
Цель этой федеральной / местной программы, которая имеет
законодательную основу и, руководство которой осуществляется совместно с
Администрацией малого бизнеса США, определена следующим образом:
- обеспечить последовательное консультирование малых фирм в штате
Мичиган через 13 региональных отделений;
- разработать и реализовать практические обучающие программы по
проблемам малого бизнеса;
- изучить специфические проблемы малого бизнеса в штате Мичиган;
- представлять интересы малого бизнеса по вопросам правовой защиты
совместно с другими общественными и частными организациями.
В соответствии с законодательством кредитование субъектов малого
предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов
поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать
кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при
кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Такой же порядок предусмотрен при страховании субъектов малого
предпринимательства.
Важное место в механизме поддержки предпринимательства занимает
производственно-технологическая и имущественная поддержка, оказание помощи
субъектам малого предпринимательства в предоставлении в аренду (или в
собственность) сооружении, оборудования, производственных и служебных
помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной
собственности. В решении этой проблемы особая роль отводится субъектам РФ и
органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в
создании сети технопарков, лизинговых фирм. Так, в Москве уже несколько лет
успешно функционирует Московская лизинговая компания, предоставляющая
субъектам малого предпринимательства по договорам оборудование в лизинг.
В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства» говорится, что государственная поддержка союзов
(ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем
содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами
связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и
создаваемых ими предприятий, учреждений и организации, а также для
проведения организационных или публичных мероприятий, связанных с
поддержкой малого предпринимательства.
2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.
1 Развитие малого предпринимательства в
г. Набережные Челны.
Развитие предпринимательства в городе Набережные Челны берет свое
начало с 1987 года.
За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство
из них объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в
Набережных Челнах был проведен съезд кооператоров России.
Для города Набережные Челны вопросы развития предпринимательства имеют
особо важное значение, т.к. до начала развития предпринимательства в городе
97% основных средств материального производства города принадлежали лишь
двум производствам – ОАО «КамАЗ» и АО «КамГЭСэнергострой». Пожар, который
произошел в 1993г. на заводе двигателей ОАО «КамАЗ», не мог не отразиться
на экономике города. Резко сократился объем производства ОАО «КамАЗ», на
предприятиях стройиндустрии. В связи с сокращением заказов ОАО «КамАЗ» -
основного заказчика строительных работ, значительно снизились объемы на
предприятиях строительного комплекса. Как следствие, снижение поступлений в
бюджет города от этих предприятий.
Но город смог пережить последствия пожара, и в первую очередь,
благодаря заранее продуманной политике развития предпринимательства.
Большой промышленно-экономический потенциал, энтузиазм молодых
способствовал быстрому росту в городе малых предприятий. Только за 1994
-1995гг. их было создано более 3000.
За все эти годы Администрацией города проделана большая,
целенаправленная работа по реализации государственной политики в области
содействия становлению, развитию и укреплению предпринимательского сектора
экономики города.
Мэром города за 3 года принято 27 постановлений и осуществлена
практическая работа по их реализации, направленная на формирование
инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также на
стабилизацию социально-экономического развития города, обеспечение
занятости и сохранение жизненного уровня населения.
В целях повышения эффективности развития предпринимательства мэром
города утверждена «Программа государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в городе Набережные Челны на 1998-2000 годы».
Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной
степени способствовали активизации деятельности предпринимательских
структур города. Если в 1995 году количество малых и средних предприятий
уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1996 году
отмечено увеличение их количества на 333 единицы. За три года прирост
составил 1005 предприятий. На 01.01.99г. число зарегистрированных
предприятий малого и среднего бизнеса составляет 6487. В то же время в
сравнении с 1.01.96г. число предпринимателей без образования юридического
лица увеличилось к 1.01.99г. с 19643 до 26561.
На сегодняшний день львиная доля предприятий – около 60% - заняты
торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10%
- строительством, 8% - сервисом.
Если доля поступлений в бюджет города от предприятий малого и среднего
бизнеса в 1992г. составляла 11% и численность работающих на них - 19,5 тыс.
человек, то в 1998г. доля малого и среднего предпринимательства в секторе
экономики города составляет 30%, а численность работающих на предприятиях
малого и среднего бизнеса - около 70 тысяч человек это 33% работающего
населения города.
Мэром города принято постановление от 16.02.1996г. № 334 «О мерах по
дальнейшему развитию предпринимательства в городе Набережные Челны», в
соответствии с которым начато предоставление льгот по уплате налогов в
бюджет города различным категориям действующих предприятий на 1 год, а
вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса на первые три года
их работы, независимо от вида деятельности, а также их освобождение от
единовременной платы за землю.
Гибкая система предоставления налоговых льгот распространилась и на
некоторые убыточные предприятия, которые подлежат оздоровлению, а также для
решающих проблему занятости молодежи, инвалидов, матерей-одиночек,
многодетных матерей и других категорий населения, нуждающихся в социальной
защите. Всего за 1996-98гг. было предоставлено льгот 446-ти вновь созданным
предприятиям на сумму 12256,3 тыс. руб.
Таблица 2.1.1
Льготы, предоставленные субъектам малого предпринимательства
г. Набережные Челны за период с 1996г. по 1998г.
| |1996 |1997 |1998 |Итого |
|Количество вновь зарегистри- |519 |659 |369 |1547 |
|рованных предприятий | | | | |
|Количество предприятий, |73 |181 |192 |446 |
|получивших льготы | | | | |
|Сумма льгот, тыс.руб. |200,000*|5147,300* |6909,900|12256,3 |
|(*-с учетом деноминации цен) | | | | |
|Количество рабочих мест, |967 |1527 |4521 |7015 |
|созданных по условиям | | | | |
|предоставления льгот | | | | |
Кроме средств местного бюджета было выделено 1,5 млрд. рублей в 1996г.
Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательства
предпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было
оказано. Поэтому мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в
качестве товарного кредита и отработан механизм его предоставления через
городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства для
инвестирования бизнес проектов предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, администрация города предоставляет льготы предпринимателям
без образования юридического лица. В республике принято решение о
лицензировании данной деятельности, а в Набережных Челнах предприниматели
уступают 50% стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около
23000 предпринимателей без образования юридического лица.
В 1998г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказано
услуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В
том числе в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14%
от общего объема промышленной продукции по городу. В строительстве
выполнено подрядных работ на 163,9 млн. рублей, или 21,7% от общего объема
подрядных работ по городу. В торговле реализовано товаров на 1518,2 млн.
рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу. В прочих
отраслях - 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услуг по
городу.
В целях оказания более весомой поддержки развитию предпринимательства
в городе, мэром города в январе 1996г. создано управление развития
предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Для обеспечения
действенной и оперативной связи городских органов с предпринимателями
города и привлечения предпринимателей для принятия необходимых решений в
области развития предпринимательства, в этом же году на Активе
предпринимателей избран Совет предпринимателей при мэре города. С 1996 года
проводилась целенаправленная работа по созданию инфраструктуры по поддержке
и развитию малого и среднего предпринимательства.
За эти годы созданы:
1. Городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства,
зарегистрированный постановлением мэра города № 1652/5 от 16.09.1997г.
Фонд создан для финансирования мероприятий по развитию малого
предпринимательства и инвестирования на конкурсной основе проектов,
разработанных предпринимателями. Фонд является некоммерческой организацией.
2. Региональное представительство Фонда НИОКР по Прикамскому региону,
созданное Постановлением Государственного Комитета РТ по управлению
государственным имуществом № 195 от 29.07.1997г.
3. Научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк
Прикамья», созданное в 1996г. постановлением мэра города №2533/4 от
20.11.1996г.
Основные направления работы регионального представительства Фонда
НИОКР и НПНП «Технопарк Прикамья»:
1. реализация программы обучения по организации НИОКР руководителей
предприятий, бухгалтеров и ответственных за НИОКР;
2. подготовка специалистов по разработке бизнес-планов;
3. создание базы данных по инновациям;
4. участие в работе Экспертного Совета города;
5. привлечение специалистов КамПИ, регионального представительства Фонда
НИОКР, консультационных и аудиторских фирм для повышения эффективности
работы Фонда НИОКР.
«Технопарк Прикамья» совместно с региональным представительством Фонда
НИОКР осуществляет программу обучения:
6. обучено 425 человек;
7. проконсультировано более 620 специалистов высшего и среднего звена
предприятий по целевому использованию средств Фонда НИОКР;
8. подготовлено 2 специалиста по разработке бизнес-планов и эксперта по
бизнес-планам;
«Технопарк Прикамья» провел на «ТВ - Челны» серию передач о своей
деятельности. В 1998 году использовано на предприятиях города 40,2
млн.руб.(или 150,7% от уровня 1997 года) за счет поддержки мэрией города
деятельности Фонда НИОКР.
4. Городское некоммерческое партнерство по поддержке предпринимателей
без образования юридического лица, созданное в августе 1997г.
постановлением мэра города №1509/1 от 13.08.97г.
Основной задачей, стоящей перед организацией является
просветительская, консультационная, правовая и финансовая деятельность в
области предпринимательства. Со дня образования «Партнерства» были
проведены следующие основные мероприятия:
оказана юридическая помощь 11181 частным предпринимателям;
совместно с налоговой инспекцией, комитетом по защите прав
потребителей и Пенсионным фондом в г. Набережные Челны были проведены 4
семинара для частных предпринимателей.
5. Городской выставочный центр «Камский базар», созданный
постановлением мэра города №879/8 от 17.04.97г. Основной целью открытия в
городе постоянно действующего городского выставочного центра является
расширение рынка сбыта производимой в городе и регионе продукции, а также
для привлечения инвестиций в город.
Среди проведенных выставок, такие как:
выставка «Предприниматели – городу» в феврале 1998г.;
специализированная выставка «Ваш дом» в апреле 1998г.;
вторая межрегиональная специализированная выставка «Камский
автосалон» в мае 1998г.;
универсальная выставка-ярмарка «Весна-лето-98» в мае 1998г.
6. Городской центр правовой защиты предпринимателей «АРГУС», созданный
постановлением мэра города №675/1 от 07.05.98г.
За 8 месяцев 1998г. Центром проведено 6 арбитражных судов в пользу
предпринимателей, 28 материалов по дебиторской задолженности находятся у
юристов в производстве, направлено 8 материалов в суд, постоянно проводятся
консультации для предпринимателей, юридическое сопровождение аудиторской
проверки на предприятиях.
7. Городская профсоюзная организация работников малого и среднего
бизнеса и предпринимателей без образования юридического лица,
зарегистрированная Государственной регистрационной палатой при Министерстве
юстиции РТ, свидетельство №640/он (52) от 29.01.99г.
Это самостоятельная общественная организация, объединяющая на
добровольных началах работников предприятий малого и среднего бизнеса,
частных предпринимателей и наемных работников предприятий и организаций,
независимо от форм собственности и вида деятельности, лиц, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью.
Предметом деятельности профсоюзной организации являются субъекты
малого предпринимательства, в том числе с образованием юридического лица и
частные предприниматели без образования юридического лица.
Большое внимание уделяется информационному обеспечению
предпринимателей. Организованы выпуск газеты «Деловой вестник» и
специального вкладыша в газете «Челнинские известия», организованы передачи
по городскому радио и телевидению.
Создана и пополняется база данных по основным направлениям нормативно-
правового обеспечения предпринимательской деятельности. Подготовлен и
выпущен специальный вкладыш с постановлениями мэра города.
Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению
предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни
для предпринимателей с участием государственных правоохранительных и
контролирующих органов.
В целях обмена опытом работы на предприятиях проведены выездные
семинары - на ТКППФ «Меркурий» на тему «Совершенствование методов
управления предприятиями малого и среднего бизнеса в условиях рыночной
экономики», «Об использовании энергосберегающих технологий на малых
предприятиях»; на НПО «Полимер» на тему: «О координации деятельности
товаропроизводителей и потребителей города».
Учитывая важность наведения должного порядка в системе бухгалтерского
учета и перехода на европейскую систему ведения бухгалтерии, проведены три
семинара совместно с аудиторской фирмой «Аудит ТД», республиканской и
городской налоговых инспекций. специалистами Казанского финансово-
экономического института. Разработана и действует многоуровневая система
подготовки и переподготовки специалистов, занятых в сфере малого и среднего
бизнеса.
Осуществлено подключение к мировой сети «Интернет», при помощи которой
предпринимательские структуры, предприятия и организации получили
дополнительную возможность в приеме и передачи любой информации.
Формируется информационное пространство для предприятий малого и среднего
бизнеса и государственных органов управления.
Проводится работа, и она будет развиваться более активно по
организации внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего
бизнеса, налаживанию контактов с зарубежными партнерами, а также в поиске
потенциальных зарубежных инвесторов. С этой целью разработаны и
осуществляются меры по созданию соответствующей инфраструктуры, которые
позволят субъектам малого и среднего бизнеса получить правовую,
экономическую, статистическую, производственно-технологическую и иную
информацию и произвести обмен между ними такой информацией.
Подготовлено обращение администрации города Набережные Челны
Республики Татарстан к деловым кругам России и СНГ с предложением о деловом
сотрудничестве, опубликованное в деловой межрегиональной газете «Бизнес-
класс», распространяющейся по городам России, СНГ и странам дальнего и
ближнего зарубежья.
Для предоставления предпринимателям создан и обновляется банк данных
по имеющимся земельным участкам, свободным производственным площадям и
оборудованию предприятий сферы материального производства и услуг, а также
завозимых со стороны комплектующих изделий, для обеспечения
технологического процесса предприятий города, что позволяет предприятиям
малого и среднего бизнеса ориентироваться на выпуск необходимых для города
изделий. Создан банк данных по производимой в городе продукции и
оказываемым услугам. Создан координационный совет при мэрии по развитию
межотраслевой кооперации товаропроизводителей и потребителей города.
2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых
предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.
Значительная работа по поддержанию малого бизнеса в нашем городе дает
определенные плоды. Однако, далеко не все зависит от местных властей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|