Рефераты

Особенности функционирования малых предприятий

средств для выполнения региональных инвестиционных программ и

проектов должна была быть изыскана субъектами Российской

Федерации, в том числе за счет внутренних резервов

развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков

и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были

привлечены также средства банков и международных финансовых

организаций, финансовые ресурсы по линии технической и

консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных

статей расходования средств на реализацию мероприятий

Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в

сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест

и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых

предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось

направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям,

развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры

малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных

видов производственной деятельности, научно-методическое и

кадровое обеспечение Программы.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности,

отсутствия рынка сырья и материалов начинающие

предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро

перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции,

ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для

торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в

развивающиеся страны, а также товары из государственной

торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения,

не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,

культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные

возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление

о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о

предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и

законодательная неразбериха привели к тому, что

законопослушные предприниматели, организующие бизнес в

производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном

положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и

подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.

Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по

поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов,

производственных помещений и материальных ресурсов поставили

малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело

к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на

торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля

предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических

услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует

большое количество предприятий, зарегистрированных как

производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного

потребления, оказания различных услуг), но тем не менее

занимающихся торгово-посреднической деятельностью как

основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-

технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один

такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-

закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за

помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового

капитала - все это затрудняет продолжение эффективной

деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на

расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий -

низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых

предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением

капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых

условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное

воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального

производства оказывают неразвитость производственной

инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования,

слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на

малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть

зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не

состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным

условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о

том, что малые предприятия и малое предпринимательство

нуждаются во всесторонней и стабильной государственной

поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую

очередь путем стимулирования производства наиболее

приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот,

дотаций льготного банковского кредитования, создания

информационно-консультативных и научно-технических центров,

развития системы страхования, организации материально-

технического снабжения. Важную роль играют принятие и

исполнение законодательства, разработка и реализация

конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы

становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны

быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы

по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая

политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она

идет вразрез с установленной в мире практикой и современными

мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое

налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство

(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию

лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление

совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей

роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые

предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И,

конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого

предприятия. Совершенно очевидна необходимость

дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного

профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны

применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько

административной является бюрократия нашего государственного

аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни

одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим

беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального

правительства принимается огромное количество решений в

поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что

любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить

уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные

справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих

людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на

пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей

гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро»

на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана

со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре

должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами

субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это,

потому что это способ губить на корню людей не угодных власти

и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в

правовом и организационном обеспечении формирования малого

предпринимательства в качестве особого сектора экономики

России. Действенной системы стимулирования образования малых

предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма

их поддержки. Не разработана государственная программа

развития малых предприятий.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию

малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в

следующих направлениях:

o нормативно-правовое;

o финансово-кредитное;

o обеспечение безопасности;

o информационно-техническое;

o организационное;

o кадровое и консультационное обеспечение;

o внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены

механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой

политики, материально-технического снабжения, системы

официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных

стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование

эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного

рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного

предпринимательства, информационной, консультационной и

аудиторской деятельности, а также создание комплексной

государственно-общественной системы поддержки малого

предпринимательства, включая подготовку и переподготовку

предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально

активных слоев населения. Следует также определить меры,

обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и

привлечение иностранных инвестиций к развитию

предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности

частного - отечественного, а при необходимости и иностранного

капитала. Основным же направлением использования

государственных ресурсов должно стать не выделение прямых

инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под

кредит.

В 1999-2000 годах финансово-кредитная и инвестиционная

поддержка малого предпринимательства должна сочетать

оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и

создание благоприятного инвестиционного климата с участием

специализированных фондов и других финансовых институтов.

Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно

способствовать формированию необходимого стартового капитала

для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых

предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих

предприятий от налогообложения. В 1999-2000 годах должны быть

сохранены установленные действующим законодательством

налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства.

Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов

малого предпринимательства в целях получения основной

информации, необходимой для решения вопросов налогообложения.

В ходе реализации программ предусматривается формирование

гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях

повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее

эффективные проекты и предприятия.

Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20

процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный

фонд поддержки малого предпринимательства, используется для

осуществления региональных инвестиционных программ. Будет

введен в действие механизм размещения среди субъектов малого

предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на

производство и поставку продукции, товаров и услуг для

федеральных государственных нужд.

2. Правовые основы деятельности малых предприятий.

По мере развития мелкого предпринимательства образуются

различные формы организации частных фирм. На данный момент

известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства

и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее

простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого

предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных

властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства

представляют собой организацию из двух и более лиц, между

которыми заключается контракт на совместное владение

предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными.

Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее

характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего

числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие

семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно

быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда

корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи

подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и

не принимают участия в управление ею.

Правовые основы деятельности малых предприятий в

Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах.

2.1.Создание и ликвидация малых предприятий.

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является

закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской

деятельности", его глава IY.

Предприятие может быть учреждено либо по решению

собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по

решению трудового коллектива государственного или

муниципального предприятия в случаях и порядке,

предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в

результате выделения из состава действующего предприятия,

объединения, организации одного или нескольких структурных

подразделений с сохранением за ними существующих обязательств

перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в

результате принудительного разделения в соответствии с

антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами предприятия являются устав

предприятия, а также решение о его создании или договор

учредителей. В уставе предприятия определяются организационно

правовая форма предприятия, его название, адрес, органы

управления и контроля, порядок распределения прибыли и

образования фондов предприятия, условия реорганизации и

ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его

учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а

также на предприятии смешанной формы собственности, в

имуществе которого доля государства или местного Совета

составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно

с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права

юридического лица со дня его государственной регистрации.

Прекращение деятельности предприятия может

осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации

(слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование

в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и

реорганизация предприятия производится по решению собственника

или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с

согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях:

- признания банкротом,

- принятия решения о запрете деятельности предприятия из-

за невыполнения условий, установленных законодательством РФ,

если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение

этих условий или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными учредительных

документов и решения о создании предприятия,

- по другим основаниям, предусмотренным законодательными

актами РФ и входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной

комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или

уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом.

По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием

в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при

банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством

РФ.

2.2.Государственная регистрация предприятия.

Государственная регистрация предприятия, независимо от

его организационно-правовой формы, осуществляется местным

Советом по месту учреждения предприятия. Данные

государственной регистрации предприятия в месячный срок

сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в

Министерство финансов РФ для включения в Государственный

реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия

запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого

предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный

бюджет.

Для регистрации предприятия учредитель представляет

следующие документы:

- заявление учредителя,

- устав предприятия,

- решение о создании предприятия или договор

учредителей,

- свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия

должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента

выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и

свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия

держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в

недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен

в случае нарушения установленного Законом порядка создания

предприятия, а также несоответствия учредительных документов

требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации

предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении

отказать в регистрации предприятия соответствующий орган

обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме

учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может

быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может

взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного

отказа в регистрации предприятия.

2.3.Управление предприятием.

Управление предприятием осуществляется учредителем

являющийся высшим органом предприятия – юридического лица.

(вариант: на случай, когда учредителей несколько - высшим

органом управления предприятием и юридического лица является

общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно.

При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из

предприятия и получить свою долю в денежном выражении по

окончании операционного года ( возможны и другие варианты

решения ).

Вариант: для осуществления текущего руководства

деятельностью предприятия учредителем назначается директор

предприятия, действующий на основании и в пределах

доверенности, выданной от имени предприятия его высшим

органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой

договор). Директором может быть назначен один из учредителей.

Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия,

самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он

действует от имени предприятия без доверенности, представляет

его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается

имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры,

в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в

банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия

, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц,

участвующих своим трудом в его деятельности, исключая

учредителей и директора, решает простым большинством голосов

вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании

этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и

согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия,

включая заместителя руководителя предприятия, руководителей

структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других

линейных руководителей, назначаются на должность и

освобождаются от должности директором предприятия (вариант:

указать должность назначение на которое производится с

согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

2.4.Хозяйственная и иная деятельность предприятия.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность

определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия

директор предприятия самостоятельно в соответствии с

законодательством о труде определяет порядок найма и

увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда,

распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок

предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность.

Предприятие в соответствии с действующим законодательством

осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное

обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам

безопасные условия труда в соответствии с установленными

правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы

реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим

законодательству способом по не противоречащим

законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный

и другие счета в любом банке и осуществлять все виды

расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие

может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую

деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в

нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет

перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и

других платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное

его распоряжение. Направления использования чистой прибыли

определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть

чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем

после обсуждения с трудовым коллективом) передается в

собственность членам трудового коллектива. Порядок

распределения этой части чистой прибыли между работниками

определяется положением, утвержденным советом предприятия

(вариант: совместным решением учредителя и трудового

коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть

прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего

органа предприятия образовать вклад работника в средства

предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной

выплате проценты, размер которых определяется решением

трудового коллектива(вариант: совета предприятия),

утвержденным органом предприятия (вариант: Положением,

утвержденным совместным решением трудового коллектива (или

совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае

прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него

проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

2.1.3. Единый налог на вменённый доход для определённых видов

деятельности.

В настоящее время в условиях экономического и финансового

кризиса, а также хронического недобора налогов российское

правительство изыскивает различные пути по улучшению

существующего положения дел. При этом делается попытка решить

сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для

государственной казны и дать возможность развиваться

хозяйствующим субъектам. Для решения этих проблем предприняты

определенные шаги в области налоговой политики, связанные с

введением новых налогов, среди которых особый интерес

представляет единый налог на вмененный доход в сфере малого

предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным

законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.

Данный налог носит преимущественно фискальный характер и

его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ,

позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных

уровней как минимум в 5 раз. Введение этого налога позволит

значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере

малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких

отраслях, как торговля, общественное питание, строительство,

ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды

платных услуг.

Кроме того, налог позволит расширить базу

налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее

время доходов, а также позволит снизить уровень налогового

бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить

систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что

позволит избежать злоупотреблений в налогообложении малого

бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволит

подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый

наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным

оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех

товаров и услуг в малом бизнесе.

Следует также отметить, что по расчетам экспертов

Минэкономики, если сейчас предприниматели малого бизнеса

уплачивают в среднем 3 млрд. рублей в месяц, то после введения

такого налога они будут платить 15 млрд. рублей. Кроме того,

особый эффект этот налог будет иметь в сфере розничной

торговли. Там также уплачивается в среднем в месяц сегодня по

России 2,6 млрд. рублей в месяц - после введения данного

налога эта цифра вырастет, по оценкам Минэкономики, до 13,4

млрд. рублей в месяц. Всего же на сегодняшний день в России в

сфере малого бизнеса занято 26 млн. человек.

Таким образом, на единый налог на вмененный доход

возлагаются большие надежды и его введение будет выгодным

прежде всего для государства и в меньшей степени для

субъектов малого предпринимательства

Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог,

представляет собой определенную систему экономических

отношений, возникающих между государством и хозяйствующими

субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части

валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в

государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения

государством возложенных на него обществом функций.

Применительно к единому налогу необходимо уточнить

вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими

субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся

предпринимательством без образования юридического лица

(предприниматели) в определенных сферах деятельности.

Следует отметить, что с экономической точки зрения,

ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением

одного из фундаментальных принципов налогообложения –

всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение

всех хозяйствующих субъектов.

Сущность любого налога, также как и единого налога на

вмененный доход определяется его функциями.

Большая часть экономистов склонны выделять две основные

функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция

предполагает, что налог обеспечивает доходную базу

государственного бюджета и внебюджетных фондов, а

экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со

стороны государства на процессы общественного воспроизводства

и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.

Применительно к единому налогу следует отметить, что

данный налог носит преимущественно фискальный характер,

выраженный стремлением государства решить проблему

хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего

времени. Как уже упоминалось ранее, его применение, по мнению

экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить

налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5

раз.

Регулирующая сторона единого налога на вмененный доход

проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано прежде

всего с недостаточной степенью проработанности механизма

взимания данного налога.

Особое внимание заслуживает объект обложения данным

налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный,

предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных

непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается

на основе ряда показателей таких, как базовый уровень

доходности и корректирующие коэффициенты.

С экономической точки зрения доходы в рамках народного

хозяйства в целом делятся на первичные и производные.

Первичные доходы образуются в сфере материального

производства в процессе создания и распределения национального

дохода. К ним относятся заработная плата, рента,

перераспределенная прибыль и процентные платежи.

В свою очередь, к производным доходам относятся доходы

отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения,

образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли,

общественного питания и т.д.), которые образуются за счет

перераспределения национального дохода, созданного в отраслях

материального производства.

Основными каналами перераспределения в данном случае

являются оплата услуг населением занятым в материальном

производстве, оплата услуг предприятиями материального

производства, кредитно-финансовая система, система

ценообразования, а также взносы в общественные и

благотворительные организации.

Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение

единым налогом на вмененный доход относятся, к группе

производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что

определение величины данных доходов производится на основе

своеобразного согласования между государственными органами и

налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.

Неразработанность системы оценки вмененного дохода может

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ