Рефераты

Особенности функционирования малых предприятий

привести к значительному росту злоупотреблений как со стороны

государственных чиновников, так и со стороны

налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно

применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке

ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно

указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что

повлечет снижение причитающегося к уплате налога.

Действующий порядок применения единого налога на

вмененный доход и пути его совершенствования.

В настоящее время порядок применения единого налога на

вмененный доход определяется в Федеральном законе от 31 июля

1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для

определенных видов деятельности», носящем рамочный характер, и

некоторыми другими нормативными актами, среди которых

необходимо выделить:

- Приказ Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г.

N БФ-3-02/182, в котором утверждена примерная форма расчета

единого налога с вмененного дохода.

- Приказ Госналогслужбы РФ от 9 сентября 1998 г. № БФ-3-

02/234, в котором отражена форма уведомления о переводе

налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного

дохода.

- Письмо Правительства РФ от 7 сентября 1998 г. N 4435п-

П5, в котором приведены рекомендуемые формулы расчета

суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их

составляющих

- Постановление Правительства РФ от 3 сентября

1998 г. N 1028, в котором утверждена форма свидетельства

об уплате единого налога на вмененный доход для определенных

видов деятельности.

Применение закон о едином налоге на вмененный доход

предполагает включает в себя определение следующих основных

моментов:

- место налога в системе налогообложения субъектов малого

предпринимательства;

-круг плательщиков данного налога;

-объект обложения данным налогом ;

-методика расчета налога

-порядок исчисления и сроки уплаты налога;

-совершенствование существующего порядка

Место единого налога на вмененный доход в системе

налогообложения малых предприятий

Необходимо отметить, что переход на уплату данного налога

значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов,

установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы

РФ». В то же время за налогоплательщиком сохраняется

обязанность уплаты ряда налогов, среди которых:

- государственная пошлина;

- таможенные пошлины и иные таможенные платежи;

- лицензионные и регистрационные сборы;

- налог на приобретение транспортных средств;

- налог на владельцев транспортных средств;

- земельный налог;

- налог на покупку иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

- подоходный налог, уплачиваемого физическими

лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

без образования юридического лица, с любых доходов, за

исключением доходов, получаемых при осуществлении

предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье

3 настоящего Федерального закона;

- удержанные суммы подоходного налога, а также

налога на добавленную стоимость и налога на доходы из

источника в Российской Федерации в случаях, когда

законодательными актами Российской Федерации о налогах

установлена обязанность по удержанию налога у источника

выплат.

Таким образом, видно, что введение единого налога на

вмененный доход не означает переход к уплате субъектами малого

предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее

вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем для

остальных юридических лиц.

Плательщиками единого налога являются согласно ст. 3 Закона

юридические лица и граждане, занимающиеся

предпринимательством без образования юридического лица

(предприниматели) в определенных сферах деятельности,

представленные ниже в виде схемы 1. (знак "+" означает

обязательность перехода на единый налог на вмененный доход)

При этом следует обратить внимание на то, что филиалы

юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками

единого налога.

Ст. 83 Общей части Налогового кодекса Российской

Федерации, предусмотрено, что организации, в состав которых

входят филиалы и (или) представительства, расположенные на

территории России, обязаны встать на учет в качестве

налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту

нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и

(или) представительства.

В связи с этим организации будут обязаны уплачивать

единый налог по месту нахождения своих филиалов и

обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы

по месту нахождения филиалов и представительств должны

представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы

должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога по

каждому филиалу (подразделению) (Письмо Госналогслужбы РФ от

26.08.98 N КУ-6-02/553).

Схема 1.

Сферы деятельности:

Оказание ремонтно-строительных услуг, (строительство

завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование

зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по

ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей,

благоустройство территорий (Предприниматели +)

Оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви,

изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и

ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного

пользования, ремонт и изготовление металлических изделий,

ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и

периферийного оборудования, сервисное обслуживание

автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в

том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката

кинофильмов) (Организации+ и предприниматели+)

Оказание физическим лицам парикмахерских услуг

(деятельность парикмахерских салонов), медицинских,

косметологических услуг (в том числе в косметических салонах),

ветеринарных и зооуслуг (Организации + предприниматели+)

Оказание услуг по краткосрочному проживанию

(Предприниматели +)

Оказание консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских

и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и

иная деятельность в области образования (Предприниматели+)

Общественное питание (деятельность ресторанов, кафе,

баров, столовых, нестационарных и других точек общественного

питания) (Организации+, предприниматели+, если численность

работающих на объекте общественного питания не превышает 50

человек)

Розничная торговля, осуществляемая через магазины,

палатки, рынки, ларьки, торговые павильоны и другие места

организации торговли, в том числе не имеющие стационарной

торговой площади. (Организации+ и предприниматели+, если

численность работающих на объекте не превышает 30 человек)

Розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-

смазочными материалами (Организации + и предприниматели+)

Оказание транспортных услуг (Организации+, если

численность работающих до 100 человек)

Оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок

(Организации+ и предприниматели+)

Следует отметить, что с экономической точки зрения

выделения ограниченного перечня сфер хозяйственной

деятельности, на которые впоследствии будет распространяться

единый налог на вмененный доход, означает нарушении одного из

принципов налогообложения – всеобщности.

Выборочное налогообложение по существу означает нерыночный

механизм регулирования предпринимательской деятельности,

поскольку оно ставит в неравные условия всех субъектов

хозяйственной деятельности, что может затруднить развитие

конкуренции и препятствовать свободному перемещению капиталов

и трудовых ресурсов. Чрезмерная регламентация государством

различных видов деятельности может нанести серьезный ущерб

предпринимательству за счет "выравнивания" положения

предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.

Кроме того, важно подчеркнуть то обстоятельство, что

согласно указанным видам деятельности налог на вмененный доход

распространяется только на те из них, которые ориентированы на

конечного потребителя и где расчеты производятся наличными

деньгами.

Такой подход не устраивает те малые предприятия, которые

одновременно осуществляют и производство и реализацию.

Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых

производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а

часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный

же доход определяется только по розничной торговле.

Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода

является вмененный доход на очередной календарный месяц.

Вмененный доход – это потенциально возможный валовый доход

плательщика единого налога за вычетом потенциально

необходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом

совокупности факторов, которые непосредственно влияют на

получение такого дохода.

При расчете вмененного дохода учитывается такие

составляющие как базовая доходность (условная доходность на

единицу физического показателя) того вида деятельности,

который осуществляет налогоплательщик, физические показатели

(единица площади, численность работающих и другие) и

повышающие (понижающие) коэффициенты.

Данные коэффициенты, устанавливаются в зависимости от:

- ассортимента реализуемой продукции;

- качества предоставляемых услуг;

- сезонности;

- суточности работы;

- качества занимаемого помещения;

- производительности используемого оборудования;

- возможности использования дополнительной

инфраструктуры;

- инфляции;

- количества видов деятельности, осуществляемых

налогоплательщиками.

На эти коэффициенты базовая доходность корректируется при

расчете вмененного налога.

Для того чтобы рассчитать единый налог, подлежащий уплате

в бюджет, необходимо вмененный доход умножить на 0,2 (ставка

единого налога – 20 процентов).

Определенные коррективы вносятся в порядок ведения

бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в

сторону его упрощения.

В случае применения единого налога на вмененный доход

налогоплательщики будут, согласно ст.4, обязаны вести учет

своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения

расчетных и кассовых операций.

Следует также отметить, что при осуществлении

нескольких видов деятельности, подпадаемых под действие

закона, учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому

виду деятельности.

Налогоплательщики также не освобождаются от обязанности

предоставлять в налоговые и иные государственные органы

бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетности. Формы

отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными

(правовыми) актами органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

В целом же надо сказать, что система бухгалтерского учета

и отчетности для субъектов малого предпринимательства

значительно упрощается с введением единого налога на вмененный

доход, что в целом безусловно является положительным моментом

для налогоплательщиков, так как позволит упростить процедуру

расчета и сбора налогов, избежать ошибок при налогообложении.

Однако с другой стороны, следует отметить, что упрощенная

система учета предполагает отказ от метода двойной записи, что

может привести к тому, что через время в случае, если малое

предприятие разовьется, перестанет быть малым, будет

невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерским

счетам.

В целях унификации налоговой отчетности

налогоплательщиков единого налога на вмененный доход

Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ, Госналогслужбой РФ и

ГКРП РФ с учетом предложений субъектов РФ разработаны

рекомендуемые формулы расчета сумм единого налога, а также

перечень рекомендуемых их составляющих, для применения ее

органами законодательной власти субъектов РФ (Письмо

Правительства РФ от 07.09.98 N 4435-П5).

Следует заметить, что хотя Правительство РФ разработало и

довело до сведения субъектов РФ формулы (порядок) расчета

суммы единого налога данные формулы (порядок) носят

рекомендательный характер, поэтому субъекты РФ при расчете

могут их использовать, а могут вводить в эти формулы свои

дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить

доходность различных видов бизнеса.

Расчет суммы единого налога на вмененный доход

основывается на определении значения базовой доходности

определенного вида деятельности, физических показателей и

повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень

влияния различных факторов на результат предпринимательской

деятельности.

При выборе физических показателей, характеризующих

определенные виды деятельности, следует исходить из того,

что валовой доход организации (предпринимателя) и

прогнозируемый на его основе вмененный доход должен

зависеть от выбранного физического показателя и от

количества его единиц. Выбор этих физических показателей

может быть осуществлен либо исходя из экспертной оценки

результатов предпринимательской деятельности, либо на

основании анализа статистических данных. При этом на

протяжении всего налогового периода должен быть

обеспечен эффективный контроль со стороны государственных

органов за количеством единиц выбранного физического

показателя.

Непосредственно основная формула расчета единого налога

на вмененный доход выглядит следующим образом:

М = C х N х D х E х F х J

V = M х 0,2

М - сумма вмененного дохода;

V - сумма единого налога на вмененный доход;

C - базовая доходность на единицу физического показателя;

N - количество единиц физического показателя;

D, F, J, E - повышающие (понижающие) коэффициенты;

0,2 - ставка единого налога на вмененный доход (20%).

При определении суммы единого налога для

организаций (предпринимателей) рекомендуется использовать

следующие повышающие (понижающие) коэффициенты:

D - учитывающий особенности подвидов деятельности ;

E - учитывающий особенности ведения ;

предпринимательской деятельности в различных группах регионов;

F - учитывающий особенности ведения

предпринимательской деятельности в зависимости от типа

населенного пункта ;

J - учитывающий особенности ведения

предпринимательской деятельности в зависимости от дислокации

предприятия .

Для исчисления суммы единого налога на вмененный доход

могут быть использованы следующие методы расчета:

Метод А - основан на обработке существующей

статистической информации о результатах хозяйственной

деятельности организаций (предпринимателей),

осуществляющих определенные Законом виды деятельности.

Метод Б - основан на обработке информации налоговых

органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей

от организаций (предпринимателей), осуществляющих

определенные Законом виды деятельности, и данных

статистического учета.

Метод В - основан на использовании рекомендуемых

показателей базовой доходности единицы физического

параметра и повышающих (понижающих) коэффициентов

При необходимости и в зависимости от имеющейся

информации может применяться сочетание указанных методов.

Метод А

1. По данным государственных органов статистики

определяется величина прибыли (убытков) от реализации,

полученной организациями (предприятиями), осуществляющими

определенные Законом виды деятельности. (Если, в соответствии

с Законом, единый налог на вмененный доход применяется

только к субъектам малого предпринимательства, следует

исключить из расчета результаты хозяйственной деятельности

крупных и средних предприятий.)

2. Полученный результат следует скорректировать с учетом

сумм налога на добавленную стоимость (НДС) с коэффициентом

досчета - 1,12.

3. Далее полученный результат следует скорректировать с

учетом объемов нерегистрируемого товарооборота для

каждой сферы деятельности. (Так, например, по данным

Госкомстата России, нерегистрируемый оборот в сфере

розничной торговли составляет около 50%.)

Величина базовой доходности на единицу

физического показателя определяется путем деления

полученного результата на количество единиц выбранного

физического показателя.

Пример исчисления базовой доходности для субъектов малого

предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере

розничной торговли

Для примера расчета использованы данные Госкомстата

России по зарегистрированным предприятиям за 1996 год,

сформированные на основе формы N 2 бухгалтерской отчетности,

и по объемам торговых площадей и численности работающих

на малых предприятиях на 1 ноября 1994 года.

Исходные данные:

(Цены берутся 1996 года.)

1. По полному кругу организаций

|Количество организаций |Единиц |98032 |

|Количество убыточных |Единиц |42644 |

|организаций | | |

|Количество прибыльных |Единиц |55388 |

|организаций | | |

|Прибыль (убыток) от |млрд. руб |15 |

|реализации | | |

|Убыток, полученный |млрд. руб |5682 |

|убыточными организациями | | |

|от реализации | | |

2. По крупным и средним организациям

|Количество организаций |Единиц |16812 |

|Количество убыточных |Единиц |7457 |

|организаций | | |

|Количество прибыльных |Единиц |9355 |

|организаций | | |

|Прибыль (убыток) от |млрд. руб |-373 |

|реализации | | |

|Убыток, полученный |млрд. руб |3238 |

|убыточными организациями| | |

|от реализации | | |

3. По малым предприятиям

|Торговая площадь |тыс. кв. м |7816 |

|Численность занятых |человек |687000 |

1. Определение объема прибыли, полученной малыми предприятиями

от реализации.

Показатель "прибыль (убыток) от реализации" выбран,

поскольку представляется более достоверным в отличие

от занижаемого предприятиями в большей степени показателя

"прибыль (убыток) отчетного периода".

1.1. Величина прибыли от реализации, полученной

прибыльными малыми предприятиями, складывается из прибыли

от реализации полного круга организаций, убытков, полученных

крупными и средними организациями, и убытков,

полученных убыточными малыми предприятиями.

Убыток от реализации малых предприятий определяется

как разница между убытком от реализации, полученным

убыточными организациями полного круга, и убытком от

реализации, полученным убыточными крупными и средними

организациями:

5682 - 3238 = 2444 млрд. руб.

Величина прибыли от реализации, полученной прибыльными

малыми предприятиями: (15 + 373 + 2444) х 1,12 (поправка на

НДС) = 3171,8 млрд. руб.

1.2. Прибыль от реализации на одно прибыльное

малое предприятие

Количество прибыльных малых организаций определяется

как разница между количеством прибыльных организаций

полного круга и количеством прибыльных крупных и средних

организаций:

55388 - 9355 = 46033 единиц.

Прибыль от реализации на одно прибыльное малое

предприятие составит:

3171,8 млрд. руб. / 46033 = 68,9 млн. руб. в год или 5,74

млн. руб. в месяц (в ценах 1996 года).

По оценке Госкомстата России, не регистрируемый оборот в

сфере розничной торговли в 1996 году составлял около 50%, в

связи с чем прибыль от реализации должна быть увеличена в 2

раза, что составит 11,5 млн. руб. в месяц на одно

прибыльное малое предприятие в среднем по Российской

Федерации.

1.3. Определение базовой доходности 1 кв. м торговой

площади

По переписи малых предприятий, проведенной Госкомстатом

России (включает малые предприятия, не представляющие

сведения в налоговые и статистические органы), на конец

1994 года было зарегистрировано 419 тыс. малых предприятий

в сфере общественного питания и торговли, при этом 40% от

общей численности составляли предприятия розничной торговли

(около 168 тыс. предприятий). Занимаемая ими торговая

площадь составила 7816 тыс. кв. м.

Торговая площадь, занимаемая одним малым предприятием в

сфере розничной торговли, в 1995 году в среднем составила:

7816 тыс. кв. м / 168 тыс. = 46,5 кв. м.

Таким образом, базовая доходность на 1 кв. м за один

месяц составила:

11,5 млн. руб. / 46,5 кв. м = 0,24 млн. руб. на кв. м (в

ценах 1996 года).

Для определения базовой доходности в ценах 1998

года необходимо полученный результат скорректировать на

инфляционную составляющую (в период с 1996 по 1998

годы она составит приблизительно 24%), тогда базовая

доходность на 1 кв. м составит 0,3 тыс. рублей в месяц.

Аналогичным образом можно рассчитать базовую

доходность на одного работающего.

Метод Б

1. Для расчета величины базовой доходности используются

данные Госналогслужбы России о поступивших налоговых

платежах от организаций (предпринимателей),

осуществляющих определенные Законом виды деятельности.

2. Указанные данные корректируются с учетом

нерегистрируемого оборота и оценок уклонения от

налогообложения. Указанные оценки могут быть сделаны путем

сравнительного анализа сумм поступивших налоговых платежей по

однотипным организациям (предпринимателям), действующим в

приблизительно равных условиях.

3. Полученная величина должна быть уменьшена на

сумму фактически уплаченных налогов, освобождение от

которых не предусмотрено Законом, и увеличена в 5 раз.

4. Величина базовой доходности определяется

делением полученного показателя на численность занятых в

данной сфере деятельности либо на количество единиц

другого физического показателя.

Метод В

Предлагается принять рекомендуемые физические

показатели, базовую доходность и предельные значения

повышающих (понижающих) коэффициентов, определенные

экспертным путем, с учетом данных, представленных

органами государственной власти субъектов Российской

Федерации.

Так, исследуемое в данной работе малое предприятие ООО

«АвтомазДизель» , в части розничной торговли является

плательщиком единого налога на вменённый доход.

Так как розничная торговля автозапчастями осуществляется

через магазин, то важно знать отдельно площади торгового зала

и вспомогательных помещений данного магазина. Согласно

оценочной комиссии выявлено, что площадь торгового зала

составляет 34,9 кв.м., а вспомогательных помещений – 108,2

кв.м. Для торгового зала корректирующий коэффициент составляет

1,2 , а для вспомогательного помещения – 0,5. Также

необходимо учитывать следующие корректирующие коэффициенты:

(коэффициенты введены Постановлением Муниципального совета г.

Воронежа от 01.04.99г. №59-П)

- коэффициент зональности – 0,7 ;

- коэффициент инфляции – 1,1;

- коэффициент суточности – 1,0;

- коэффициент характера реализуемой продукции – 1,2.

Так, к примеру, для небольшого розничного магазина в

центре Москвы с численностью до 30 человек и площадью 50 кв.м

расчет годовой суммы единого налога на вмененный доход

выглядит следующим образом:

Базовая доходность на 1 кв.м. (С) -=36000 руб. в год;

Общая площадь (N) = 50 кв.м.

Коэффициент D=1

Коэффициент E=0,5

Коэффициент F=0,2

Коэффициент J=1

(Берутся наименьшие из диапазонов коэффициенты)

Вмененный доход (М) равен:

М= C х N х D х E х F х J= 36000 руб.*50

кв.м.*1*0.5*0.2*1= 180000 руб.

Тогда годовая сумма единого налога на вмененный доход:

Vгод = M х 0,2=180000 руб.*0,2=90000 руб.

Соответственно месячная сумма единого налога на вмененный

доход:

Vмес=Vгод : 12 = 90000 руб.: 12 =7500 руб.

Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога

на вмененный доход.

Порядок уплаты налога также устанавливается органами

власти субъектов РФ. Принятый соответствующими органами

законодательный акт должен быть опубликован не позднее чем за

месяц до наступления очередного налогового периода (квартала).

Организации и предприниматели, переводимые на уплату

единого налога, в месячный срок со дня опубликования

законодательного акта обязаны представить в налоговый орган

по месту налогового учета расчет суммы единого налога,

подлежащей уплате в налоговом периоде. В том случае если у

предпринимателя или организации несколько торговых точек или

иных мест осуществления деятельности, расчет суммы налога

представляется по каждому такому месту. Примерная форма

Расчета единого налога с вмененного дохода утверждена

Приказом Госналогслужбы РФ от 12.08.98 N БФ-3-02/182.

В течение месяца, после получения расчета налоговый орган

направляет плательщику Уведомление (на основании ст.10

Федерального закона N 148-ФЗ Госналогслужбой РФ Приказом от

09.09.98 N БФ-3-02/234 утверждена форма Уведомления о

переводе налогоплательщика на уплату единого налога с

вмененного дохода) о переводе его на уплату единого налога.

(см. Приложение №2)

После получения Уведомления налогоплательщик обязан

уплатить суммы единого налога. Сроки уплаты единого налога

устанавливаются законодательными актами субъектов Российской

Федерации, но в любом случае уплата единого налога

производится ежемесячно путем осуществления авансового

платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за

календарный месяц.

Тот факт, что уплата единого налога осуществляется путем

внесения авансового платежа, поставит субъектов малого

предпринимательства в сложные условия. Дело в том, что

экономический кризис в стране больно ударил по малому

предпринимательству. В результате недавнего падения курса

рубля, как в 1991-92 гг. резко сократился объем оборотных

средств. И если крупная фирма всегда имеет возможности для

какого-то маневра, то малому предприятию практически негде

черпать финансовые ресурсы для пополнения оборотных средств.

При этом вмененный налог нужно платить фактически за счет

оборотных средств.

Таким образом, для того чтобы заплатить авансовые платежи

по единому налогу на вмененный доход, малые предприятия будут

вынуждены любым способом обеспечить достаточный уровень

рентабельности, что скорее всего выразится в повышение цен на

товары (работы, услуги) производимые ими.

Субъект малого предпринимательства может воспользоваться

правом, предоставленным ему Федеральным законом и произвести

авансовые перечисления суммы налога за 3, 6, 9 или 12

месяцев. В этом случае сумма единого налога уменьшится

соответственно на 2, 5, 8 и 11 процентов. Авансовый характер

платежей, а также льготы предусмотренные за уплату налога за

несколько месяцев вперед, свидетельствуют о

заинтересованности государства в наибольшем размере

поступлений от введения данного налога в самое ближайшее

время.

В деятельности юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, переводимых на уплату единого налога, может

возникнуть определенная ситуация при которой размер реального

дохода окажется ниже вмененного дохода, с которого

рассчитывалась суммы подлежащая уплате в бюджет. К сожалению,

Закон не предусматривает возможности возникновения подобной

ситуации и поэтому у налогоплательщиков могут возникнуть

вопросы, связанные с данной проблемой. Указанная проблема

должна найти отражение в нормативных актах субъектов РФ,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ