Рефераты

Госэкзамены ответы

– воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная

особенность. Первичные и вторичные страсти. Первичные: появляются в душе

при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость,

печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что

вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при

жизни. Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу

желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда

правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла,

связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.

Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля

(возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов,

возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может

не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть

располагает тело.

Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и

психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида

образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что

отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые

увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию,

благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих

состояний. Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей

природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души. Три

первичных аффекта: удовольствие (радость) – состояние через которое душа

приходит к большему совершенству; неудовольствие (печаль) – состояние,

через которое душа переходит к меньшему совершенству; желание – выражает

нашу мотивацию, влечение с сознанием его. Из удовольствия следует желание

сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться. Аффекты относятся

и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие –

боль и меланхолия.

Попытки описать конкретные аффекты: Любовь – удовольствие, сопровождаемое

идеей внешней причины (ненависть – аналогично).Вокруг любви и ненависти

разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего

развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне

приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие

предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого

любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется –

порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то

ненависть. Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес

хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть. Так шаг за шагом

раскрывает возникновение эмоций. Если причина удовольствия – Я –

гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и

ассоциативная. Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов –

рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным

аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем

если бы причина была воображаемой. Этот способ познания эмоций –

описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций. Когнитивисты.

1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими

(ВНС) и когнитивными компонентами, связанными между собой.

Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный

предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.

Экспериментальная проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная.

1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления

в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная группа. 2й

группе - адреналин, но сообщалось, что никаких побочных эффектов не будет -

неинформированная группа. 3й группе - адреналин + сообщались не

соответствующие действительности подробности - это ложноинформированная

группа. Контрольная группа получала физ.раствор без комментариев. После

чего появлялся некий товарищ, который демонстрировал два разномодальных

типа поведения - эйфорию и ярость. Результат. 2я и 3я группы заражались его

состоянием, остальные - не давали никакой реакции.

2. Когнитивная модель эмоций Арнольд. Оценка ситуации с точки зрения ее

полезности или опасности. Перцепция -> оценка возможных последствий

воспринимаемой ситуации для суб'екта -> оценка принимает форму

эмоционального отношения, переживаемого как поведенческая тенденция к

избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание. Эту

схему процесса когнитивной оценки ситуации уточнил и эксперементально

обосновал Лазарус. Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими

ситуациями. Испытуемым демонстрировались фильмы неприятного содержания

(кровавости

или просто гадости). Наблюдались два типа реакций: 1) Отрицание: "Чего

бояться - это же просто фильм" 2) Интеллектуальная реакция - установка на

отстраненное наблюдение. В качестве индикатора эмоционального уровня

испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной группой

(их не предупредили, что гадость покажут), группа, у которой было время

выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно

более низкие нейровегетативные реакции (особенно 2). 3. Теория когнитивного

диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс - негативное состояние,

которое возникает если по крайней мере два представления ("знания") не

могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования

и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Ассоционисты. (Ах) Детерминирующая тенденция – бессознательный принцип,

который направляет сознательный процесс по заранее заданному руслу к

решению задачи. И детерминирующая тенденция и сознательные процессы, ею

направляемые, оказались непредставимы в терминах ощущений и образов. Для

этих смутных ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин

«сознанность», а испытуемые научились описывать свое состояние в терминах

ненаглядных переживаний сознания. Отношения между мотивами определяются

складывающимися связями деятельности суб'екта, их опосредованиями, и

поэтому являются релятивными. Смыслообразующие мотивы занимают более

высокое положение даже если не обладают прямой аффектогенностью. Являясь

ведущим в жизни личности, мотив для суб'екта оставался "за кадром" - и со

стороны осознания и со стороны своей афектогенности.

Вундт как и всякий структуралист, искал инварианты психического, его

извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых "психических

элементов", сочетающихся в более сложные образования - это ощущения и

чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы, все, что

человек отражает, сопровождается определенным чувством (суб'ективные

впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и развивающихся из

них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи свойства качества

и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек диспаратными и был этим

очень горд. По качеству чувства выделялся длинный ряд переходных форм,

который был представлен трехмерным пространством (удовольствие-

неудовольствие, напряжение- разрядка и возбуждение-успокоение). Любое

чувство может быть представлено точкой в этом пространстве. Аффект - форма

течения чувств в этом самом пространстве, однако только сильных чувств,

слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика - в каждый

момент времени у человека имеется множество чувств - точек в пространстве,

и их положение постоянно меняется. Близкие чувства об'единяются в более

сложные, а те в свою очередь в процессе некой суммации и дают цельное

ситуативное чувство. Многие чувства человеком не осознаются, однако

профессионал может их распознать. Принципы слияния чувств: 1) целое

чувство может качественно отличаться от его составляющих. 2) некоторые

составляющие одного сложного чувства могут господствовать над другими. 3)

общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.

Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать – начало

воли.

Психоанализ: эмоции – единственный материал, по которому мы можем судить о

потребностях и мотивах. это ключ к познанию мотивов. Аффективный комплекс

(психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е.

чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Фрейд: четыре

источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить). 1.

боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения со

стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты любви

к себе.

Теории эмоций в отечественной психологии

Рубинштейн. Эмоции и потребности. Человек переживает то, что с ним

происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что

его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет

сферу чувств и эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому,

что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к

объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или

отрицательным знаком (оба полюса не являются обязательно внеположенными,

часто образуется сложное противоречие), по Вундту: напряжение и разрядка,

возбуждение и подавленность.

Исходный момент. Определяющий природу и функцию эмоций: в эмоциональных

процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий,

совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом

деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной

стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих

основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, - с

другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия

или противодействия.

Двойственное отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая

форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому,

что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет

доставляет нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по

отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:

потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность). Но человек

существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть

снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства

человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой

личности.

Эмоции и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой

деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой –

чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность.

Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

Деятельность на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и

результата). Ход деятельности: предвидение критических точек – нарастание

напряжения – минуя точку – разрядка. Внутренняя противоречивость

деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности – успокоение.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда

относятся элементарные так называемые физические чувствования –

удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими

потребностями (окраска. Тон отдельного ощущения или выражение разлитого

органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение

состояния организма. 2 Предметные чувства, соответствующие предметному

восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания

чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна

классификация этих чувств: интеллектуальные, эстетические, моральные. 3

Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного,

трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые

мировоззренческие установки личности.

Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного

характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю

разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности

сознательной деятельности. Страсти – сильное, стоцкое, длительное чувство,

которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Характерное:

сила чувств, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов

личности, и его устойчивость. Страсть всегда выражается в

сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую

цель. В страсти ярко выражен волевоц момент стремления; страсть

представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в

нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе

всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!).

это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка

личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства

(не знает причины ).

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции

деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация,

воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам принято относить аффекты, собственно эмоции и

чувства. Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные

переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и

висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически

наступившую ситуациюи в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу

события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта –

аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по

отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга,

Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)). Повторение

афф. Ситуации – аффективный взрыв – терапевтические цела: канализация.

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем

поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают

оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к

своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер:

способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не

наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или

воображаемых ситуациях. Способность к обобщению и коммуникации: эмоц. Опыт

шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание).

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического

обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором

объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение

устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на

сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному

человеку, до социальных чувств.

Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко

выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и

переживаний человека.

Эволюция эмоций. Эмоция охватывает весь организим. Роль приспособления

животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь

организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма,

эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного

воздействия на организм. Биологическая теория эмоций. В чем биологическая и

физиологическая полезность эмоций. Жизнь=формирование потребностей + их

удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения –

своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных

границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка

каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная

эмоция – подкрепляющий фактор. Каков механизм создания положительной

эмоции. В основе представление о целостной физиологической архитектуре

любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Признак положительной эмоциональной реакции – закрепляющее действие.

Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует

формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От

него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения

потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.

Теория: положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-

либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от

результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты

положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия.

Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация –

поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Симонов. Информационная теория эмоций. Эмоция – отражение мозгом человека и

животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и

вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на

основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. // Э = f

(П, (Ин – Ис), …) // ,где Э эмоция, ее степень , качество и знак; П – сила

и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности

удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта,

Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения

потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в

данный момент.

Эмоции зависят и от других факторов: 1. Индивидуальные особенности

субъекта; 2. Фактор времени (развитие аффекта); 3. Качественные особенности

потребностей. Но все эти факторы обуславливают вариации эмоций,

необходимыми и достаточными являются два: потребность и вероятность ее

удовлетворения. Информация – это та, которая нужна для удовлетворения

потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания,

совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин

больше, чем Ис – отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены

отражательная и оценочная функции эмоций.

Переключающая функция эмоций. При конкуренции эмоций (какая потребность

вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая функция эмоций (без вкусового

подкрепления (т.е. испытывания какого-то удовольствия) у крыс не выработали

инструментальный рефлекс у крыс (вводили пищу прямо в желудок), а нв морфин

выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние).

Компенсаторная (замещаюшая) функция эмоций. Эмоция – целесообразная

избыточная мобилизация ресурсов (учащение сердцебиений, подъем кровяного

давления и т.д.). в ситуации прагматической неопределенности, когда

неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на

энергетические траты, чем в разгар деятельности остаться без достаточного

обеспечения кислородом и метаболическим сырьем. Вторая особенность –

реагирование по принципу доминанты – способность отвечать одной и той же

реакцией на самый широкий круг внешних стимулов (при рождении цыплята клюют

все, что попадается, а затем научаются). Эмоция сама по себе не несет в

себе информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется

путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации в памяти

энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения

(положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно

правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность –

поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе

этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог

бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

8. «Я-концепция», её структура и становление в онтогенезе.

59. Самосознание. Я-концепция: структура, функция и развитие.

Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек

способен сознательно воспринимать и относится к самому себе. Рубинштейн:

процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его

сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не

только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не

представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как

Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его

окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития. Через

взаимодействие с миром (предметный, социальный).

Попытки критериев выделения самосознания:

Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию,

т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его

простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.

Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания,

подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом

самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-

3 года).

Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием,

возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения

обычных действий в произвольные. Зарождение самосознания связано уже с

внутриутробным периодом, важную роль в этом играют тактильные контакты,

подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного

отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими

процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять

из остального мира мать, а себя отделять от матери.

Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни

формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и

юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение

рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная

самооценка, интимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания. Столин. Из предыдущих взглядов видно, что самосознание

выступает для различных авторов на разных уровнях. Происхождение

самосознания, как и его развитие гетерогенно. Разные системы отношений,

включающие человека как природное существо, как объект и субъект

общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные

аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к

другу феноменах. Уровневое строение самосознания. На каждом уровне

самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для

интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и

функции на этих уровнях: 1. Отражение субъекта в сист. его органической

активности. 2. Отражение субъекта в системе его коллективной предметной

деятельности и детерминированных его отношений. 3. отражение субъекта в

системе его личностного развития, связанного с множественностью его

деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее

сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к

разным уровням. Соответственно этим трем уровням можно различать и единицы

самосознания: 1. На уровне органического самосознания эта единица имеет

сенсорно-перцептивную природу. 2. На уровне индивидного самосознания –

воспринимаемая оценка себя и соответственно самооценка, возрастная, половая

и социальная идентичность. 3. на уровне личностного самосознания эта

единица – кнфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных

качеств с другими, проясняющих для личности значение ее же собственных

свойств и сигнализирующих об этом в форме эмоционально-ценностного

отношения к себе.

Важной категорией самосознания является поступок, как уже в свершившейся

форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимноличностных

последствий. Признание или не признание факта свершения поступка – важная

детерминанта определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих

мотивов и их принятию или отвержению. Взаимосуществование уровней

отвечает следующим принципам: А) каждый из уровней развития того или иного

процесса или структуры является необходимым для последующего; Б) каждый из

уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно

различными связями, отношениями, опосредованиями; В) каждый из нижележащих

уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; Г)

вышележащий уровень управляет нижележащим; Д) имманентное развитие каждого

уровня не прекращается с вышележащим.

Кант: сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»: а) Я как субъект

мышления – рефлексирующее Я; б) Я как объект восприятия. Второе – это образ

«Я». Образ «Я».

Розенберг. Образ «Я» состоит: 1. Наличное «Я» - каким индивид видит себя в

настоящий момент; 2. Желаемое «Я» – каким бы он хотел себя видеть; 3.

Представляемое «Я» – каким он показывает себя другим. Вместе: образ «Я» и

самосознание (как рефлексирующее «Я») образуют две стороны «Я». На этой

основе «Я» выполняет свои главные функции: а) регулятивно – организующую –

чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен владеть адекватной

информацией как о среде, так и состояниях и свойствах своей личности; б)

Эго – защитная – ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения

и стабильности образа «Я», даже ценой искажения информации. (проблема

адекватных и ложных самооценок).

Проблема “Я” и ее изучение в психологии. Самосознание личности.

Джемс:

3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими

(самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение).

1. Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда.

Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны

человека (как человек, как гос лицо).

Духовная – объединение духовных способностей и свойств.

Ядро личности – активность.

2. Самооценка – успех\неуспех.

3. Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной –

любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу).

Самоуважение – успех \ притязание.

Иерархия личностей: физ – соц – духовная.

Д.А.Леонтьев:

Я: физическое, социальное, психологическое (черты, мотивы, потребности),

ощущение себя объектом активности (пассивности),самооотношение, смысл Я –

самооценка его проявление (всего 5 Я).

Самоуважение – отношение к себе со стороны и самопринятие – эмоц отношение

к себе. Важно независимость от внешних оценок.

Ф-ия самоотношения – сигнализация (все ли нормально в жизни). Активность

человека – поддержание + самооценки (или избежание -).

Слишком большое внимание к своему Я – признак неудачи в достижении

жизненных целей.

Смысл бумеранга – цель (ее поражение), а не возвращение.

Бахтин – диалоги внутри персонажей (отличие Достоевского от Мушкетеров).

Бубер – диалог между личностью и Богом (поиск единства – начинается от

греков, христианство, Ницше).

Выготский – диалог между культурой и природным (натуральным). Опосредование

через знак, овладение натураьлным.

Самосознание – самооценка. Леонтьев: загонщик (отделение себя от ситуации).

Мухина: идентификация с Я-образом, именем, полом, наличие временной

перспективы, положительная самооценка. Идентификация с этносом.

Самосознание – осознание себя в мире значений,

9. Как соотносятся личностный и профессиональный рост?

10. Психика как форма отображения действительности.

2. Специфика психического отражения: определения психики и сознания.

Основные классы психических явлений

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в

активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом

неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего

поведения и деятельности. Определяющими признаками психики являются:

отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые

существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в

контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи

контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится

сопоставление результата действия с образом, возникновение которого

опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели

действительности.

Эмпирическое определение психики: психика - совокупность псих. явлений,

составляющих внутренний мир человека (желания, познания, переживания,

самосознания). Закрыл глаза - это психика (факторы внутреннего

субъективного мира), а открыл - нет (за исключением случав когда, мы видим

не сам объект, а его образ. Пример - человек смотрит на белый экран и видит

некий образ объекта). Под псих. явлен. понимаются факторы внутреннего

субъективного опыта, которые можно отнести к 4-м классам псих. явлений: 1.

побуждения (мотивы, воля, ценности, нравственность). 2. самосознание

(знание о себе, оценка себя, локус контроля). 3. переживания (2 классиф. А.

на основе связи с типом потребности: а) собств. эмоции - переживания, св. с

удовлетворением базальных потребностей б) чувства - « - с вторичн. потребн.

Б. на основе их интенсивности и длительности: настроение, аффект, страсть -

длит. и интесив.) 4. познание (А. чувственное познание - на ур. явлений с

пом. орг. чувств; псих. явления мы воспринимаем с пом. рефлексии /

отражения. Б. опосредованное познание / мышление - знание об объектах, хар-

ках, кот. мы не наблюдаем; они не есть явления, т.к. мы их мыслим - пример

вселенная = ее никто не видел, но есть теории о ней. В. память - общепсих.

процесс, кот. есть и на эмоц. ур. - память на образы = представления Г.

воображ-е - создан. образов несущ. объектов или с несущ. хар-ками Д.

понимание - декодирование значений, данных в знаковых сис-мах).

Кроме этих общих сфер есть и индивидуальные особенности функционирования

психики, объед. в опред. типы: 1. способности (познав. сфера), х-р

(мотивац. и самосозн.), темперамент (эмоц. сф.)

Фундаментальные св-ва психики

Псих. явления: 1. обладают длительностью, интенсивностью; 2. им. состояния

возбуждения и разрядки. Кроме этих св-в у психики в целом есть еще ряд

фундаментальных св-в:

1. Психика отлич. от не-психики (др. непсих. явлений) тем, что у др.

явлений есть общие св-ва физические хар-ки: пространственные (трехмерность,

объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у

психики их нет. Т.е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие

объекта А», «сколько граммов = мое представление доброты». Псих. явления

не взаимод. физически и их нельзя преобраз. физически. Они могут взаим.

только друг с другом., но только опосредовано, косвенно актуализируя одни

явления можно влиять на другие.

2. Псих. образ от псих. отраж-я отлич. от других видов отражения -

физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула - свет

попад. на сетчатку и в зав. от хар-ки цвета завис. характер изменений

электро-физ. процессов). Т.е. в этом образе есть и представление (образ) и

материал, из кот. сделан образ. Псих. же отражение имеет только образ

объекта, без материала, этого образа У нее есть только протяженность во

времени (но не пространстве). Впервые это зафикс. Декарт: есть 2

субстанции: а) мышление (мир духа = образ объекта) и физ. мир (мир

протяжения).

3. Субъективность / данность субъекту: психика дана только субъекту,

носителю психики. Мы не можем видеть как видят другие тот же, что и мы

объект. Мы не можем непосредственно набл. это, а затем сравнивать наш образ

с образом другого.

4. Локализация психики: Пенфильд раздражал открытый мозг, локализируя

определенные псих. ф-ции. Однако психики там не нашел, где нах. образ? Где

локализуется психика? Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т.к.

психика не имеет пространственной хар-ки. Леонтьев: психика сидит на

объекте.

Уровни функционирования психики Все псих. явления функционируют на 2-х

уровнях: сознательном и неосознаваемые. Могут быть неосознаваемые желания,

ценности, переживания, познавательные явления (восприятие 25-го кадра),

мышление (инсайт), эмоции (жить в стрессе). Док-ва: динамические стереотипы

(Павлов), сны (в нем могут р-ть все психические сферы), гипноз (внушение на

подсознательном уровне - действия уже в осознанном).

Связь психики с другими явлениями Есть психические факты (псих. явления), а

есть психологические (псих. + все явления , факты, которые могут сказать о

псих. явлениях. Пример - видя плачь можно сказать, что-то о псих. явлениях.

Другие - почерк факт не психологический, но по нему можно сказать что-то

психике).

Сознание / рефлексия - отражение субъективного мира, сопутствующее знание,

способность знать, что есть психика, сознание, эмоции. Животные этого не

знают. Мы можем о них говорить, сознательно конторлировать, организовывать.

Активность психики проявляется при отображении – преобразование физико-

химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы

предметов; при побуждении – придает поведению энергию и стремительность;

при исполнении программы – поиск и выбор вариантов. Возникает на

определенном этапе биологической эволюции.

Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе

следы другого объекта. Формы отражения: физическая, биологическая,

психическая. 1.Физическое – прямой контакт 2. Биологическое – поддержание

существования животного организма. Трансформация следов в определенные

сигналы, на основе преобразования кот. возникает ответная реакция. 3.

Психическое – в результате возникает образ предмета (= чувственные,

рациональные знания о мире). Особенности психического отражения: а) чисто

субъективное образование; б) психическое является символом реальности; в)

психическое отражение является более или менее правильным. Условия

построения образа мира: а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа

отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека).

11. Речь и её развитие в онтогенезе.

Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ