Рефераты

Госэкзамены ответы

другие соотношения между типом НС и способами профессиональной

деятельности. Компенсация: человек осваивает деятельность, которой его

качества не соответствуют, – образуются компенсаторные способы поведения.

Е. А. Климов: индивидуальный стиль деятельности – средство эффективного

приспособления к данной профессиональной деятельности и ее объективным

требованиям. Индивидуальный стиль – обусловленная типологическими

особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,

стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Природное

условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению.

Схема индивидуального стиля: ядро – темперамент, пристройка – способы

деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование

природной индивидуальности. Б) совершенствование профессиональной

индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.

31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия.

Виды образных явлений. Классификации ощущений и рецепторов

Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их

непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во;

данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это

редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.

Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль

в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем

возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.

Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд.

внешн. мира на орг. чувств.

Психофизическое отношение: действител. во всех ее ф. и спос. организации

(абиот. и биот. среды; соц., культ и др миры; простр., временная и

др.организации) рассматривается как источник содержания чувствительной

данности (образ воспринимаемой и ощущаем. действительности). А продуктом

процесса воспр. явл. чувств. образом. Отражение - представленность одного

другому. Особенностями чувст. отраж. - оно всегда вкл. в себя элемент

искажения неадекватности (феномен перцептивного дополнения). Отношение

воспрятия к активности н. тк. и вообще к организму - психофизиол. отнош-е.

Аксиологическое отнош: индивид-субъект (индив., вкл. в сис-му жизн. связ. и

отношений; гл. признак - активность)-личности (соц. объект)-

индивидуальность. Субъект - носитель восприятия, вне его это не возможно.

Св-ва образов восприятия. Олпорт выделил 5 классов феном \ св-в воспр. 1)

сенсорные кач-ва - зависят от органов чувств (их св-ва: интенсивность,

простр. протяженность, длительность во времени); 2)константность (св-во

перц. образа сохран. относит. постоянство хар-к при измен. условий воспр.

3)сис-ма отчета (субъект непосредственно оценивает восприним. объекты)

4)предметность (образы воспр. содерж. знания о воспринимаемом мире).

Предметы воспр. как обладающие физич. св-вами) 5) феномен установки

(изирательность и пристрастность субъекта к воспринимаемым объектам)

(пример тест «теща\жена»). Осгуд выдел след. хар-ки перцептивных

феноменов: целостность, константность, транспозицию (треуг. может проецир..

на многие уч-ки коры не претерпевая изменений), избирательность (для

голодного организма предметы связ. с едой явл. фигурами). Т.о можно

выделить след. кач-ва: предметность ( по Леонтьеву -образ локал. во внеш.

среде); константность: структурность (мы восприн. дейсвительность не по

частям, а как целое\структуру); анизатропность (неоднородность - мы

восприним. толькл то, что становится объектом нашего внимания);

историчность (один и тот же предмет или событие восприним. по разному в

разн. контекстах, наполняясь иным содержанием); биполярность (в образе

воспр. предст. не только внешний мир, но сам воспринимающий)

Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во;

данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это

редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.

Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных

анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)

Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после

прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также

как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и

окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя

можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при

неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв.

потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...

Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят,

вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы,

вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности

орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй

ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител.

впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам.

ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е.

образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.

3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно

локализовать..., отражают субъектные состояния) и эпикритическая (?).

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного

научения. Примеры экспериментальных исследований

Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов

восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три

класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых

условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых

клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию.

Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой

формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон

хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как

состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 -

цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя)

воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта ->

комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как

состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда

они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально

воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных

свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на

крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась

кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась.

2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной

30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии

3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен

константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по

феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на

предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали,

что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель

наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного

обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие

опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели -

предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались

схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие

объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до

аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные

эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного

решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к

быстрому научению).

Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии,

состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие

теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого

участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы

учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения

структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых

ассоциаций к сенсорной основе. Гештальттеория настаивает на врожденности,

спонтанности восприятия форм. Две основные теории перцептивного научения:

1) теория обогащения и 2) теория специфичности. Научение (1) как обогащение

прежних бедных ощущений или (2) как дифференциация прежних смутных

впечатлений. В первой решающая роль отводится опыту, во второй -

стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия,

индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное

восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями

(испытуемые научались различать разные спиральки).

62. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-

ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП

или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для

кот. хар-но, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы;

отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование

процесса. Различия между ООП и СОП:

|теории |ООП |СОП |

|Что |Физическое |Целеполагаю|

|представляет |тело либо |щий субъект|

|собой субъект|техническое | |

|восприятия |устройство по| |

| |прееработке | |

| |информации | |

|Функция |Отражение |Представлен|

|восприятия |внешнего мира|ие знаний |

| | |субъекта о |

| | |мире |

|Чем |Внешнее |Цель |

|детерминирует|воздействие | |

|ся | | |

|восприятие | | |

|Что есть |Пассивный |Активный |

|восприятие. |процесс |процесс |

|Его свойства |Индифферентно|Пристрастно|

| |сть |сть |

Объектно-ориентированные теории восприятия:

|Теория |Структу|Гешталь|Гибсон |

| |р-зм |т | |

|Какие |Сенсорн|Конфигу|Сенс.кач-в|

|феномены |. |рат. |а |

|изучает |кач-ва |феномен|Конфигур. |

| | |ы |Констант-с|

| | | |ть |

| | | |Предмет-ст|

| | | |ь |

|Что есть |Отдельн|Потоки |Структурны|

|воздейст-я |ые виды|физич. |е |

|внешнего |физич. |энергии|характ-ки |

|мира |энергии| |потока |

| | | |физич. |

| | | |энергии |

|Мех-зм |Две |1. |Акт |

|порожд-я |ступени|Закон |извлечения|

|перцепт. |: |перцеп.|информации|

|образов |1) |орг-ции| |

| |возникн| | |

| |. |2. | |

| |ощущени|Взмд-е | |

| |я |разнона| |

| |2) |пр. сил| |

| |суммаци| | |

| |я |3. | |

| |ощущ-й |Принцип| |

| |по |изоморф| |

| |законам|изма | |

| |НС | | |

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного

образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод

предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип

постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть

сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и

преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из : Ощущений, которые

возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые

представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем

подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы

простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных

различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку

1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ

показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены

– двумерны и непосредственны. Соответственно – Аккомодация и конвергенция –

это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные.

Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К

2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые

зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно

абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря

на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория восприятия Акцент на врождеенный характер перцептивных

процессов. Основываеться на целом а не на единицах – пример мелодия, контур

треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.

Физиологич. Г. – концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон

достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем

пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации,

представляющей фон. Ионы будут диффундировать – из зоны фигуры в зону фона

– вызывая эл ток вокруг контура фигуры. Принцип изоморфизма (равенство

формы) – воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения

в виде квадрата в зрительной коре. Зрительное поле – Силы, действующие в

з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем

сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности – тем

---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами – тем ---/--- 4) Чем

меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен). Чем сильнее

противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в

зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных

фигур, искажения, группировка зрительных предметов) ЗП Имеет тенденцию к

минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил – сохранение видимой

локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении,

которое связывает стимул. Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по

качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость.

Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.

Критика – нет научения, все врожденное. Фигура или фон – двойственные

фигуры.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид

достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с

внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич.

акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда.

Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового

потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена

световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности.

Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры

– закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты –

источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется,

и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”.

Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть

активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о

мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения,

которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-

нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше

организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше,

тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов

соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором

рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б)

рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы

орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

|Теория |Гельмголь|Брунер |Найссер |

| |ц | | |

|Изучаемые|Предмет-с|Предмет-с|Установка |

|феномены |ть |ть |Предмет-сть |

| |Конфигур.|Установка| |

|Что есть |Образ |Система |Когнитивная |

|знание |представ-|категорий|схема |

|субъекта |ния | | |

|о мире | | | |

|Механизм |Бессознат|Процесс |Перцептивн. |

|порождени|. |категориз|цикл |

|я |умозаключ|ац. | |

|перцепт. |-я |(4 | |

|образов | |стадии) | |

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов:

1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами;

полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания

человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр.,

представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п. 3) перцептивный

образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения. Восприятие

- выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта.

Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию

– установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых

объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии

процесса категоризации: 1) Первичная (докатегориальная) - выделяются

признаки объекта, его хар-ки. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1)

признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит

мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных

признаков. 3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих

отнесение к категории. 4) Окончательное подтверждение - завершение процесса

категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Осн. положения: 1) Любая познавательная деятельность должна

рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности. 2) Восприятие

должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие

должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Осн.

понятия : Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии,

касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в

виде когнитивных схем.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации,

делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она

оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо

активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется

схемами. Результат исследования окружения – выделенная информация –

модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. (Объект

(наличная информация)( модифицирует( схема (направляет( исследование(

Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с

формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в

другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема – одна

из фаз активности – связывает субъекта с окружающей средой. Термин

“восприятие” относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема

– это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к

воспринимающему

Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены,

структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они

задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации).

Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение,

ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта

восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными

схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний

чел-ка о мире).

65. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины.

Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения

А. Восприятие пространства. Основной вопрос, на который отвечали теории

восприятия - содержатся ли признаки пространственной организации

(удаленность и глубина) в проксимальном стимуле или требуются какие-то

дополнительные механизмы (напр., умозаключения) для восприятия

пространства. Например, структурализм выдвигал идею суммации сетчаточных

признаков и проксимального стимула для восприятия глубины и удаленности.

Гибсон, напротив, считал, что все необходимые признаки уже заданы в

стимульной информации. Признаки восприятия удаленности и глубины: I.

зрительные - > статические (1. монокулярные и 2. биноаклярные); II.

окуломоторные - трансформационные. 1. Монокулярные признаки: а) линейная

перспектива (схождение прямых у горизонта, уменьшение размеров предметов и

т.п.). Эксп-т: комната Эймса. Этот признак работает при знакомых формах. б)

знакомый размер (позволяет судить о расстоянии до предмета). Эксп-т: с

игральными картами в темной комнате. в) перекрытие (наиболее сильный

признак) г) тень (как признак глубины). 2. Бинокулярные признаки: а)

диспаратность (относительное смещение сетчаточного изображения любой точки

пространства относительно точки фиксации). Эксп-т: со стереограммой с

небольшим квадратом смещения внутри. Гороптер - теоретически: множество

точек пространства, диспаратность которых равна нулю (находятся на таком же

расстоянии от глаз, как и точка фиксации); эмпирически: зона, для точек

которой есть некоторая диспаратность, но она не вызывает глубины. 3.

Трансформационный признак: а) двигательный параллакс (при движении

наблюдателя объекты, находящиеся дальше точки фиксации, движутся вместе с

ним, ближе точки фиксации - ему навстречу). Эксп-т: вертикальная доска с

точкой фиксации посередине, на доске движутся объекты с разными скоростями

-> впечатление, что доска наклонена.

II. Окуломоторные признаки: а) конвергенция (схождение глаз при фиксации

взора); б) аккомодация (изменение кривизны хрусталика, которое

сопровождается большим или меньшим напряжением мышц при фиксации на близком

или далеком предмете).

Теория Гибсона. По Гибсону, пространственные характеристики задаются

инвариантами светового потока. Компоновка поверхностей, градиент плотности

(закономерное изменение плотности телесных углов в оптическом строе

благодаря текстуре поверхности).

2. Теории восприятия движения. Теория признаков. Выделяются следующие

основные признаки движения: а) смещение сетчаточного образа объекта; б)

околомоторные признаки (информация о движении самого наблюдателя). Две

системы: изображение-сетчатка; глаз-голова. Объяснение стабильности мира

при движении наблюдателя через взаимодействие этих двух систем. + т.

Гибсона

Теории стабильности мира: 1) Афферентная теория Шеррингтона. Информация о

движении изображения тормозится информацией о движении наблюдателя. 2)

Эфферентная теория Гельмгольца. Информация от обеих систем сравнивается с

эфферентными командами, поступающими к мышцам. 3) Теория Гибсона. Движение

изображения по сетчатке не имеет значения для восприятия движения. Эксп.

док-ва: а) можно вызвать движение изображения по сетчатке, а восприятия

движения нет. б) движения по сетчатке нет (кинопленка), а восприятие

движения есть Положит. тезис: Воспринимать движение позволяют инвариантные

структуры светового потока. Пример: изображение каркасной сетки сжимается

определенным образом - это воспринимается как поворот сетки. Восприятие

стабильности видимого мира, по Гибсону, непосредственно - в световом потоке

содержится информация, достаточная для того, чтобы отличать собственное

движение от движения объектов. Причем эксперименты показывают, что

зрительное восприятие собственного движения гораздо сильнее

проприоцептивного.

Иллюзии. 1) Феномен «летающей комнаты» (испытуемый воспринимает собственные

перемещения, тогда как он неподвижен, а «летает» комната). Разновидность

(1) - феномен качелей (неподвижные качели во вращающейся комнате). 2)

Стробоскопическое движение (зажигание двух лампочек с определенным

интервалом воспринимается как движение / фи-феномен). Инерция зрения

представляет собой неспособность сетчатки отвечать на частые колебания

яркости света и сигнализировать о них (напр. 24 кадра в сек.) 3)

Автокинетическое движение (в темном помещении с одним точечным светящимся

объектом при фиксации этой точки глазами она вскоре воспринимается как

движущаяся. Возможные объяснения: а) непроизвольные микродвижения глаз

вызывают такой эффект; б) усталость определенных групп глазных мышц

вызывает неправильную «интерпретацию» центральных моторных команд; в) точка

зрения гештальтистов: так как движение воспринимается относительно фона, а

фона здесь нет, то имеем неопределенность по поводу наличия или отсутствия

движения. Если человек воспринимает это как движение, то он начинает

усиливать это движение глазами. 4) Индуцированное движение (движение фона

воспринимается как движение фигуры). Разновидность - эффект «водопада»

(движение черно-белых полос фона при фиксации точки, затем взгляд

переводится на пустой фон -> восприятие движения). Объяснение: при фиксации

происх. непроизвольные микродвиж-я глаз Совокупность смешения глаз и

саккадических движ. наз. физиологич. нистагмом. Амплитуда этих движ.

предельна мала. Скорее всего эти движ. не регистрируются центрально. Другая

теория говорит, что не движения глаз, а корректир. сигналы, предотвращающие

это движение, являются причиной иллюзорного блуждания света.

66. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории

Константность - это свойство перцептивного образа оставаться относительно

неизменным при изменении условий восприятия. Виды К. – к. размера, формы,

глубины, скорости, цвета.

Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту

же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости,

перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты

располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются

верно – это константность формы.Решающим в восприятии константности формы

является регистрируемая информация о наклоне объекта. если такая инф.

отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для к.ф.

можно использовать различную удаленность его сторон, т.е. константность

размера.

Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость

смещения ретинального изображения. Поэтому дв-е далеко расположенных

объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость

близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность

воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая

скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу

времени. Экспериментально это подтвердили, проверяя следующее объяснение

восприятия скорости - Восприятие скорости определяется скоростью изменения

положения объекта по отношению к своему непосредственному окружению.

Эксперимент: удалены все объекты, кроме движущихся. В темноте предъявляются

движущиеся круги, кот. движутся вниз на непрерывной ленте. Один круг –

стандарт, находился рядом, другой – в 4 раза дальше. наблюдатель

устанавливал скорость второго круга равной стандарту-. 2 глаза –

незначительно превышал, 1 глаз (искусств. зрачок) – превышала в 4 раза,

т.к. искусственный зрачок имеет свойство удалять информацию о расстоянии, и

наблюдатель делает вывод на основе скорости смещения ретинального

изображения. Восприятие скорости зависит и от размеров системы отсчета.

Эксперимент: “ прямоугольника а и б. Б в 2 раза больше, чем а. к обоим с

одинаковой скоростью движется круг. Кажется, что круг к прямоугольнику “б”

движется в 2 раза медленнее. Этот эффект Браун назвал эффектом транспозиции

скорости. Итак, на восприятие скорости влияют 2 параметра:1)характер

окружения 2)адекватность информации о расстоянии.

Константности нейтрального цвета. Разработан Кац. Два образца белого цвета

предъявляются на белом фоне, но разделяются перегородкой так, чтобы цвет от

лампы, помещенной сбоку, освещал фон по обе стороны от перегородки

неоднородно. Одна из сторон принимается за стандарт. Испытуемый должен

подобрать цвет на второйстороне, равный стандарту. Обычно вбирают серый

цвет, который несколько темнее стандартного. Т. о. тенденция к

константности налицо. Коэффициент константности. Тенденцию к константности

можно выразить и количественно. 1)если наблюдатель подравнивает образцы на

основе абсолютной интенсивности, выбирая коэффициент отражения

сравниваемого объекта так, чтобы компенсировать разницу в освещении, то

никакой тенденции к константности он не проявляет. 2) если же он

подравнивает образцы, выбирая коэффициент отражения равным стандарту, они

проявляет полную константность 3)Если при подравнивании он выбирает

промежуточный вариант (так обычно и бывает), то коэффициент константности

может быть выражен значением коэффициента отражения от 0 до 100 %. .

Константность глубины. независимость видимой глубины между двумя точками от

их абсолютной удаленности. Эксп. (Голлах и Цукерман)В стереоскопе

создавались иллюзорные изменения увеличение или уменьшение вдвое –

эгоцентрической удаленности. Достигалось это соотношением аккомодационной и

конвергенционной удаленности. Изменение видимой глубин происходило в

направлении константности, хотя полной константности глубины не было. В

этом эксперименте полная константность могла отсутствовать по двум

причинам: 1)посредством аккомодации и конвергенции глаза не всегда можно

вызвать требуемое изменение воспринимаемой удаленности. 2)зрительная

система, возможно, компенсирует уменьшение диспаратности с удаленностью по

закону константности. К.Г. подразумевает, что при условии адекватного

восприятия абсолютной удаленности видимая глубина между двумя точками

должна быть пропорциональна диспаратности и произведению видимых

удаленностей до этих точек.

Константность видимой величины и видимой формы. Видимая величина

определяется скорее дистальным стимулом (физ. величина о-та), чем

проксимальным (величина сетчаточного изображения). Зрительная система тонко

реагирует на 1% изменения видимой величины. А с др. стороны, при удалении

объекта мы не замечаем уменьшения его видимой величины, хотя его угловая

величина и уменьшается обратно пропорционально удаленности. Предположим,

что зрительная система учитывает изменение абсолютной удаленности объекта и

компенсирует уменьшение его ретиню изображением в удалением объекта. Опыты

показывают, что уменьшение числа признаков абсолютной удаленности приводит

к исчезновению константности объекта.

Эксп-ты (дополнение). 1) Комната Эймса (константность восприятия знакомой

формы). 2) Эксп-ты с кубами на младенцах (подтверждающие константность) 3)

Закон Эммерта для наклонных проекций (проекция последовательного образа на

наклонную плоскость имеет такой вид, как будто объект расположен в этой

плоскости, что полностью подтверждает константность). Эти эксп-ты были с

успехом проведены на животных и на 6-8 недельных детях. 4) Классические

исследования константности величины: исследования Холдей, Боринга.

Испытуемый находится на стыке 2 коридоров. В одном он видит объекты,

расположенные на разном расстоянии, величину которых надо оценить. В другом

– объекты разной величины, с которыми надо сравнивать. Условия

предъявления: а) вне контекста, б) без предметов для сравнения, в) как

обычно. Результаты: феномен константности. Формула Брунсвика-Таулесса для

подсчета константности: K= ((V-P) / (R-P)) * 100 % , где R - реальная

(объективная) , величина эталона, V - воспринимаемая величина (выбранный

перем. стимул, P - проекционная величина (расчетная величина при

отсутствии константности).

32. Психология развития в младшем школьном возрасте.

Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может

сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя

значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет

его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит

к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится

второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую

очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее

важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные

всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период

проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний,

появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка,

между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению

внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней

жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется

смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то

сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент,

позволяющий более или менее адекватно оценить бедующий поступок с точки

зрения его результатов и более отдалённых последствий. Благодаря этому

механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок размышляет,

прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания,

пытается не показывать другим, что ему плохо.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

Доминирует мышление (образное). Формируются научные понятия, к концу

начинает развиваться теоретическое мышление. Смысловая память (прежде чем

запомнить, нуждно понять). Развивается внимание.

Личные план зависит от ведущей деятельности. Мотивация и самооценка зависят

от результата действий. Отношение родителей и учителя определяет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ