Рефераты

Госэкзамены ответы

Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка –

условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей

чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с

ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс

использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как

процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система

общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3)

речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык

сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем –

применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком. Типы

речи: А. незнаковая(аффективная речь жив-ных). Б. знаковая: 1. внутренняя,

2. внешняя (устная - монолог и диалог; письменная)

Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею

обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на

объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (внутренняя

сторона знака - значение), 6. Гностическая (сохранение и передача

общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий,

(3) - (6) - функции внешней речи, (7), (8) - функции внутренней речи.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность

(опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание

смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи.

Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик - 3 года). Это

«речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от

контекста. По Пиаже, эгоцентрическая речь - это одно из проявлений

эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание

эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь - лишь

аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний

Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при

затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление

переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам

эгоц. речь исчезает. Исследования П. эгоц. речи: наблюдения за мальчиком в

дет. доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел

соотношение эгоц. высказываний к общей сумме высказываний р-ка (40%).

Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней

(социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция -

ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоц. речь

является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает,

но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью.

Если Пиаже считал, что эгоц. речь -следствие недостаточной социализации

изначально индивидуальной речи, то Выготский - что эгоц. речь возникает из

недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение

своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при

удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей-

иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога

(когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также

препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только

шепотом) - то есть при редукции социальных составляющих - эгоцентрическая

речь резко снижалась.

Значение слова как единица анализа речевого мышления. Генетические корни

мышления и речи

Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли

и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное

разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Необходимо

пересмотреть эти отношения. Разлагать речевое мышление надо не на элементы,

а на единицы, сохраняющие основные свойства целого. Такой единицей в

речевом мышлении является внутренняя сторона слова - значение. Каждое слово

(его значение) есть скрытое обобщение. А обобщение - это акт мышления.

Значение слова есть речь и мышление одновременно, оно есть единица речевого

мышления. Отсюда вытекает метод - метод изучения значений слов. Единица

речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Значение слова есть

единство не только мышления и речи, но и единство обобщения и общения,

мышления и коммуникации. Отношение между мышлением и речью - величина

переменная, оно качественно и количественно меняется в процессе развития. В

филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Док-ва -

опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в

одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь -

совершенно в других (фонетика, эмоц. функция речи).

Внутреняя речь. Сравнение развития внутр. речи и мышления ребенка с

развитием речи и интеллекта животных показывает, что первое является не

прямым продолжением второго, но что меняется сам тип развития - из

биологического он превращается в общественно-исторический. Речевое мышление

есть общественно-историческая форма. Во внутренней речи значение отличается

от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать

пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным

контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо

присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл. Полан:

смысл слова – совокупность всех возможных психологических содержаний,

связанных со словом. Смысл слова шире значения. Может задаваться внутренним

значением слова. Смыслы – резервы развития значений. Человек во внутренней

речи порождает новые контексты использования слов, экспериментирует с ним.

Смыл здесь доминирует над значением. Проявления доминирования смысла над

значением: 1) агглютинация – феномен слипания (например, “посторонним в.”).

2) феномен вливания (например, “мертвые души, “Анна Каренина”).

В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию.

Примерно в 2 года линии развития мышения и речи ребенка перекрещиваются,

совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь -

интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает

символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для

ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета. 4

стадии развития речи и мышления в онтогенезе: 1. Примитивная, натуральная

стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной

психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения

логическими структурами и операциями. 3. Стадия внешнего знака, внешней

операции. «Счет на пальцах», эгоцентрич. речь. 4. Стадия «вращивания».

Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.

12. Оцените критически концепцию «черта лидера». Каковы границы её

допустимости?

«Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова

«харизма», т.е. «благодать») исходит из положений немецкой психологии конца

19 –начала 20 в. и концентрирует своё внимание на врождённых качествах

лидера.

Лидером согласно этой теории, может быть лшь такой человек, который

обладает определённым набором литчностных качеств или совокупностью

определённых психологических черт. Различные авторы пыталиь выделить эти

неободимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной

психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они

должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц –

возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления

перечня черт нерешаема. В 1940 г. Бэрд составил список из 79 черт,

упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Однако если

посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из, ни не

занимала прочного места в перечнях 65 % названных черт были вообще

упомянуты лишь однажды, 16-20 % - дважды, 4-5 % - трижды и лишь 5 % черт

были названы четыре раза.

13. Механизмы психологической защиты.

Психологическая защита – это один из видов установочных взаимодействий

индивида с окружающей средой или со своим внутренним Я-образом. Защита не

является “встроенным” механизмом личностной структуры: только развиваясь

как личность, индивид делает защиту частью своей внутренней структуры.

Частично защитные механизмы могут перестроиться под влиянием определённых

социальных взаимодействий, и тогда они проявляются в несколько ином виде.

С функиональной стороны защитные механизмы являются видом инструментальных

отношений между организмом и средой. Организм “соотносит” свои возникающие

потребности с теми условиями, которые “поставляет” ему окружающая среда.

Защита становится способом существования нереализуемых влечений (желаний,

не имеющи выхода) вместе с опасностью (неудачи, страхи, наказания),

подавляющие эти влечения.

1. Отступление или отказ (выход из поля). При невозможности достижения

желаемой цели субъект отказывается от данной деятельности и покидает

область её (возможной) реализации. Коммуникации с этой областью также

прерываются (или уменьшаются). Отказ из-за уменьшения связей несколько

обедняет внутренний мир личности, и мир чувств также может снизить свою

насыщенность. Этот З.М. может быт связан с конформностью: выход из “своего”

поля приводит к вхождению в другое. Отказ выражается в специфической форме

– в покорности. Такое подчинение “защищает” индивида и даёт ему ощущение

безопасности.

2. Самозамыкание (инкапсуляция). Этот механизм близок к отказу и также

связан с уходом от окружающего, но не имеет иной источник. Самозамыкание

связано с нонконформизмом, с направленностью “от”. Замыкание внутри своего

“Эго”. Резкое уменьшение контактов. Ведёт к аскетизму, отшельничеству, это

характерно для шизоидного типа (чем меньше желаний, тем спокойнее жизнь).

3. Подавление (вытеснение). В этом случае из сознания входят, стираются

определённые воспоминания или комплексы. При этом индивид не осознаёт, что

какие-то образы или влечения подавлены, и вытесненное может возвратиться в

его сознание в искажённом виде. Чаще всего подавление основано на страхе

перед собственными образами и желаниями или их последствиями. В результате

вытеснения (подавления) индивид избегает переживания неудовольствия в

случае неудовлетворённых влечений; возникает состояние типа “Я ничего не

чувствую”.

4. Регрессия – переход на ранее сформулированные (возможно, детские) модели

поведения или способы достижения цели. Может вырождаться в фиксацию

(ригидную форму удовлетворения, возвращения к прошлым ценностям) – как

результат чрезмерного поощрения или наказания на ранней стадии развития

личности индивида. Регрессия говорит о том, что у индивида есть

неуверенность в принятии собственных решений. Вместе с прошлыми реакциями

это может усилить фиксацию. Своеобразие регрессии состоит в том, что в ней

Я личности пассивно, и процесс регрессии происходит именно с Я. Поэтому

этот механизм, основанный на слабости структуры личности, всегда ведёт к

упрощению или к инфантилизации поведенческих моделей, или к выпадению тех

или иных звеньев эмоциональной активности.

5. Интроекция (ассимиляция). Субъект “вводит” в структуру своего Я внешние

ценности или стандарты, чтобы уменьшить угрозу. Интроекция основана на

уподоблении нового содержания психики тому субъективному материалу, который

в ней уже имеется. Субъект как бы старается придать всему субъективному

внешнюю форму, уподобить себя объективному (что предполагает некоторое

доверие к внешнему миру). Всё это отличает механизм интроекции от прямо

противоположного механизма проекции.

6. Перцептивная защита. В самом общем виде этот механизм основан на

некотором искажении материала в канале восприятия, когда конечный образ в

результате принимает форму или смысл, которые наносят травмы индивиду.

Подразделяются условно на два вида.

- Отрицание реальности (конфликта) – субъект просто “не воспринимает”

данную реальность, объекты или конфликт. Он продолжает контакты или

деятельность, “не замечая” минусов; равновесие сохраняется “бронёй”

достаточно сильной лчностной труктуры, при которой конфликт не допускается

внутрь Я.

- Парциальная перцепция – субъект “видит” только то, что ему нравится,

выгодно или соответствует его ценностям. Из окружающего как бы “вырезается”

нужное; остальное не воспринимается и как бы не существует.

7. Рационализация – такие формы мышления или решений, при которых имеется

специфическая фильтрация, “просеивание” данных в соответствии с личностной

тенденцией, гарантирующее удобное, нужное в данный момент заключение

(вывод) для оправдания своего поступка. Соответственно приводятся различные

доводы, доказательства для оправдания необходимости, правильности или

нужности цели (или, наоборот, её ненужности, т.е. снятие цели). Сходный

механизм может работать как “интеллектуализация” цели, когда она

“повышается”

в своей “интеллектуальной ценности”. Но в рационализации работают

доказательства утверждения или отрицания цели, а не её ценности. Поэтому

рационализация больше связана с мотивационными, нежели с логико-

перцептивными аспектами защиты. Если, например, человек хочет приобрести не

маленькую, а очень большую машину, так как она вмещает большой груз, то на

самом деле у него может быть скрытое желание усиления престижа; в то же

время здесь как бы вводится рациональный мотив для утверждения правильности

своего желания, т.е. дейстивтельный мотив заменяется “рациональным

псевдонимом”.

8. Проекция. Механизм, противоположный идентификации; может быть дальнейшим

развитием механизма вытеснения. Возникает как тенденция “смещения” или

“перемещения на других” (проецирования) источника собственного неудобства,

неудовлетворённости, недовольства. Вместо себя человек начинает обвинять

других, и чаще всего именно в том, чего он боится в самом себе. Если он

“поддался искушению”, то виноват тот, кто вызвал это искушение, а не он

сам. Проекция противоположна механизму интроекции, основана на

диссимиляции, отчуждении своего Я и может выражаться в восприятии своих

плохих, нежелательных для субъекта качеств в других (но не в самом себе).

«Вы ненавидите меня», хотя надо бы сказать «Я вас ненавижу». На самом деле,

борясь против мнимых врагов, субъект борется против своих же отрицательных

свойств, которые он упорно видит в других (паранояльная акцентуация).

9. Обесценивание. Основано на снижении ценности той цели, которая была

ранее значима для субъекта; при этом неприятные переживания от неудачи

уменьшаются.

- Обесценивание своей цели, при которой происходит отрицание бывшего

желания данного предмета. Потерпев неудачу в любви, человек начинает

утверждать, что “любовь – начало всех бед”; классический вариант – басня

“Лиса и виноград”.

- Обесценивание собственной неудачи. В этом случае человек считает, что

могло быть и хуже, и, более того, его неудача – ничто по сравнению с тем,

что могло бы произойти.

- Обесценивание достижений других. Более сложный, завуалированный случай.

Здесь высказывается мнение, что успех другого в данной области обязательно

связан с неуспехом в другой сфере. «Да, он быстро работает, но пороха не

изобретёт». Первая часть утверждения, как правило, содержит в себе предмет

зависти, то, чего не хватает автору высказывания; вторая часть фазы может

скрывать в себе то, что является предметом его тайной гордости.

Следовательно, вторая часть высказывания – это возможная область

увеличенной субъективной самооценки или область развития скрытого уровня

притязаний.

10. Идентификация. Предположим, что нормы социальных стандартов “давят” на

непосредственное осуществление желания. Но индивид знает, что конформность

к стандартам и следование им даст ему некоторе “награждение” (сохранение

спокойствия). При этом получаемая награда больше того удовлетворения,

которое он получил бы, нарушив эти права. Поэтому эдесь субъект

идентифицирует себя с социальными предписаниями.

Идентификация с агрессором – индивид знает, что если он ен сделает

желаемое, то он будет наказан, и сдерживает себя, избегая наказания

(управление страхом).

Анакликтическая идентификация – индивид знает, что, сдержавшись, он получит

“награду”, одобрение (управление любовью).

Часто эти два типа идентификации сосуществуют: в общении с одними людьми

индивид стремится избежать наказания, с другими сдерживает себя ради

эмоционального “плюса”. Постепенно такой самокнтроль становится его второй

натурой, и только в ранних годах жизни можно найти реальнфй источник

подобного поведения. И. несколько напоминает интроекцию, хотя последняя

больше связана с ментальными механизмами, требует значительно более

длительного развтия и охватывает крупные личностные структуры. И. же

связана преимущественно с поведенческими, экспрессивными механизмами и

более локальна, ситуативна.

11. Инверсия – защитный механизм, работающий на “обратных тенденциях” в

поведении, мышлении или переживаниях личности. Имеет в своей основе

“поворот”, обращение той или иной направленности этих процессов в какую-

либо иную сторону или некоторое “застывание”.

Разновидности инверсии.

. Реактивное образование. Вместо слов «Я ненавижу Вас» говорится: «Я

люблю Вас» (со скрытым смыслом: «А Вы так плохо ко мне онтноситесь»).

Здесь меняется отношение, объект же остаётся тем же. Это следствие

неполучения хорошего отношения другого. Оборона субъект возникает как

следвтсие мнимой ненависти партнёра.

. Стыдливость, застенчивость. Связаниа с “обратным” поведением по

отношению к желаемому, с завуалированием прямого выражения своих

чувств. Может проявляться в виде боязни, нерешительности, излишней

скромности, иногда принимает вид показной грубости (слабость Я +

защитная агрессия).

. Мартиризация. Субъект достигает желаемого, вызывая жалость к себе со

стороны окружающих, драматизируя ситуацию слезами, стонами,

припадками, “работая на публику”.

12. Агрессия. В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем,

виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением

фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют именно

агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая

инфантильность психики.

* Прямая агрессия – как правило, обращена на других. Может проявляться в

поведении (нападении, драка, физическое воздействие, убийство) или в

вербальной форме (брань,унижающие шиутки или высказывания, грубые

замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия):

самообвинения, глубокие переживания вины, самоубийство, измождение себя

голобом. Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных

эталонов (или восприятии их как слишком жёстких), на восприятии барьеров

как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно бкзвыходной.

* Косвенная (смещённая) агрессия – направлена не непосредственно на

нежедательный или неприяьный объект, а на доступный объект. Это доступный

объект может быть связан с источником фрустрации, но может и не иметь к ним

никакого отношения. Так, человек может просто “вылить” поохое настроение на

первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто

не может ответить, к беззащитным (слабый человек, покорная жена).

* Пассивная агрессия. В этом случае субъект оъединяет себя с внешним

агрессором и “принимает на себя” его роль. Пример этой разновидности

агрессии – измена, предательство или потакание жестокостям другого.

13. Компенсация. В самом общем виде – это функциональное уравновешивание

своей неполноценности или переживаний, возникающих из-за этой

неполноценности.

* Прямая компенсация – индивид достигает желаемого, напрямую развивая у

себя способности, которых у него не было ранее. Волевое преодоление

собственного несовершенства.

* Косвенная компенсация – индивид достигает желаемого в других областях,

чем снижается острота неприятного передивания недостижения, несовершенства

в первично жедаемой области. Сублимация, в которой меняется направленность

энергии человека, его деятельность. Другой механизм – субституция, остаётся

первичная направленность энергии, но меняется объект её приложения.

Следующий механизм – маска (фасад) – субъект закрывает внутреннюю пустоту

или невозможность достижения образование внешне импозантного фасада:

престижные вещи, высокие должности.

14. Фантастическое удовлетворение. В самом общем смысле – это замена

реальности своим внутренним, воображаемым миром образов или воображаемыми

достижениями.

* Фантастические достижения. Субъект придумывает для себя (напрямую)

картины достижений.

* Фантастическая идентификация – отождествление себя с определённым

человеком или персонажем. Соответственно этому имеет подвиды: представление

себя побеждающим героем или страдающи героем.

* Вхождение в образ (чтение книг).

14. Проблема периодизации возрастного развития личности.

Каждый возраст или период характеризуется следующими показателями:

1. определённой социальной ситуацией развития или той, конкретной

формой отношений, в которые вступает ребёнок, со взрослыми в

данный момент.

2. основным или ведущим типом деятельности.

3. основными психическими новообразованиями.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество

ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи

ставит перед ним на резных возрастных этапах. Но последовательность стадий

развития ребёнка зависти от биологического начала. На каждой стадии ребёнок

приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое

фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Э. Эриксон. Идентичность личности – психосоциальная тождественность –

позволяет личности принимать себя во всём богатстве своих отношений с

окружающим миром и определяет её систему ценностей, идеалы, жизненные

планы, потребности, соц. роли с соответствующими формами поведения (условие

психического здоровья).

Стадии развития личности по Э.Эриксону.

|Стадия |Область соц-х |Полярные качества |Рез-т |

|развития |отношений |личности |прогрессив-ного |

| | | |развития |

|1.Младенч. |Мать (или |Доверие к миру - |Энергия и жизненная|

|возраст (0-1)|заменяющее лицо) |недоверие |радость |

|2.Ранний |Родители |Самостоятельность-с|Независимость |

|возраст (1-3)| |тыд, сомнения | |

|3.Дошкольн. |Родители, братья и|Инициатива-пассивно|Целеустремленность |

|возраст (3-6)|сёстры |сть, вина | |

|4.Предпубер- |Школа, соседи |Компетентность- |Овладение знаниями |

|татный (6-12)| |неполноценность |и умениями |

|5.Юность |Группы сверстников|Идентичность- |Самоопределение, |

|(13-18) | |непризнание |предан-ть, верность|

На каждом новом этапе развития появляются новые явления и свойства.

Переход со стадии на стадию сопровождается кризисом., который внешне

напоминает патологические явления. Переход на новую фазу – только при

разрешении противоречия, возникшего на старой фазе. 8 Фаз развития:

1)Орально-сенсорная, младенчество 0-1 (выработка “базового

доверия/недоверия”) 2) Мышечно-анальная, раннее детство 1-3 (формирование

чувства автономный стыд, сомнение) 3)Локомоторно-генитальная, игровой

возраст 3-6 (чувство инициативы/ чувство вины) 4)Латентная, школьный

возраст 6-12 (трудолюбие/неполноценность) 5) Подростковая 12-19 (Эго-

идентичность/ролевое смешение) 6) Ранняя зрелость 20-25

(интимность/изоляция 7) Средняя зрелость 24-64 (продуктивность/застой) 8)

Поздняя зрелость 65 - (Эго-интеграция/отчаяния). Сильные стороны: 1-

надежда, 2- сила воли, 3-цель, 4-компетентность, 5-верность, 6-любовь, 7-

забота, 8-мудрость.

Периодезация Э.Эриксона охватывает весь жизненный путь личности и разные

стороны её развития. Другие периодезации развития личности – более частные,

в них отражены отдельные сторны детского развития. Рассмотрим представления

Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребёнка.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательны

прогрессивный процесс, он выделяет 6 стадий развития, объединяющихся в три

уровня.

1. Доморальный уровень. Нормы морали для ребёнка – нечто внешнее, он

выполняет правила, установленные взрослым, из часто эгоистических

соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведёт себя

«хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться

и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или

какую-нибудь другую награду (II стадия).

2. Конвенциальная мораль (договорённость, согдашение). Источник моральных

предписаний для ребёнка остаётся внешним. Но он уже стремится вести себя

определённым образом и потребности в одобрении, в поддержании хороших

отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своём поведении на

оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на

автопортрет – для IV стадии. Этим определяется неустойчивотсь поведения

ребёнка, зависимость от внешних вличний.

3. Автономная мораль. Моральные нормы и прнципы становятся собственным

достоянием личности, т.е. внутренними. Потсупки определяются не внешним

давлением или авторитетом, а своей советью: «на том стою и не могу иначе».

Сначала проявляется ориентация на принципы общественного благополучия,

демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V

стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).

Представления детей о правилах поведения.

|Возраст |Что значит вести себя |Почему надо вести себя |

| |правильно |правильно |

|4 года |Вести себя как хочется. |Чтобы получить награду и |

| |Справедливо то, что я делаю |избежать наказания |

|5-6 лет |Делать то, что велят взрослые |Чтобы избежать неприятностей |

|6-8 лет |Вести себя с другими так, как |Чтобы не упутисть своего |

| |они ко мне относятся | |

|8-12 лет |Отвечать ожиданиям других, |Чтобы все хорошо обо мне думали|

| |досталять им радость |– другие и я сам |

|С 12 лет |Удовлетворять общественным |Чтобы способствовать |

| |требованиям |стабильности общества, быть |

| | |нстоящим гражданином |

Индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма

приблизительны. Кроме того, этапы развития морального сознания установлены

на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального

поведения. Ребёнок может знать, как правильносебя вести, но по какой-то

причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологичесикх исследований была

показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным

нравственным поведением.предполагается, что дети в большей степени, чем

взрослые, подчиняют своё поведение усвоенным этическим принципам.

Периодизация развития личности по А.В.Петровскому.

Он рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных

социальных группах. Становление личности определяется особенностями

взаимоотношений ребёнка с членами референтной группы. Р.г. наиболее значима

для ребёнка по сравнению с остальными, он принимает именно её ценности,

моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается

в новую соц. группу, которая становится для него референтной.

Фазы становления личности:

1. Фаза адаптации. Утрата ребёнком сових индивидуальных черт.

2. Фаза индивидуализации. Противоречие между достигнутым результатом

адаптации – тем, что он стал таким, как все в группе, - и

неудовлетворённой потребностью ребёнка в максимальном проявлении своих

индивидуальных особенностей.

3. Фаза интеграции. Ребёнок начинает искать способы выражения своей

индивидуальности в группе. Он сохраняет лишь те свои индивидуальные

черты которые отвечают потребностям группового развития и собственной

потребности сделать значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то

мере меняет свои норм, восприняв ценные для её развития черты личности

Если ребёнку не удаётся преодолеть трудности адаптации, у него могут

появиться такие личностные качества (конформность, безынициативность,

робость, неуверенность в себе). Если не преодолеваются трудности второй

фазы и группа отвергает индивид-ые черты ребёнка, это может привести к

развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной

завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что

ребёнок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он

может не выйти.

Успешная интеграция ребёнка в группе высокого уровня развития способствует

формированию у него коллективизма как свойства личности.

Раннее детство (0-3), Дошкольное детство(3-7),Младшее школьное детство (7-

11) образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобрадает нал

процессом индивидуализации.

Для эпохи отрочества (средний школьный возраст 11-15 ) характерно

доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации.

Для эпохи юности (старший школьный возраст 15-17) доминирование процесса

интеграции над процессом индивидуализации.

Для Л.С.Выготского развитие – это, прежде всего возникновение нового.

Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями (они

появляются закономерно, подготовленными всем ходом предшествующего

развития) т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом

виде. Источником развития является социальная среда. Социальная ситуация

развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и

социальной средой.

Закономерности развития психики ребёнка Л.С.Выготского: 1. Цикличность; 2.

Неравномерность; 3. «Метаморфозы» (качественные изменения); 4. Сочетание

процессов эволюции и инволюции.

Кризис новорожденности; младенчество 0,2 –1; кризис 1 года; раннее детство

1-3; кризис 3 лет; дошкольный возраст 3-7; кризис 7 лет; школьный возраст 8-

12; кризис 13 лет; пубертатный возраст 14-17; кризис 17 лет.

Особен-ти кризиса: неотчетливость границ (есть кульминация),

трудновоспитуемость детей, конфликты, негативный процесс (“пустыня

отрочества”).

Новое в схеме Выготского: 1. Введение в периодизацию критических возрастов,

2. Исключение эмбрионального развития, 3. Исключение периода от 18 до

зрелости. 4. Включение возраста полового созревания в число стабильных.

15. Что значит, для Вас быть личностью? Характеристика трёх «ипостасей»

(или репрезентаций) личности.

16. Эмоциональные состояние: тревожность, фрустрация, стресс, аффект.

Тревожность: определение и примеры исследований

А. Теории

Психоанализ: Первым исследователем индивидуальной или личностной тревоги

был Фрейд. Тревога – ее источник может быть искажением реальности. Фрейд:

четыре источника тревоги (каждый раз речь идет о боязни что-то утратить).

1. боязнь утраты желанного объекта; 2. боязнь утраты позитивного отношения

со стороны другого; 3. боязнь утраты себя (части себя); 4. боязнь утраты

любви к себе.

Перлз. тревога есть необоснованное забегание вперед. Когда уйдет тревога,

возникнет взволнованность объекта. Что обнаруживает тревогу? Интерес к

объекту, интерес к какой-то проблеме. Но она одновременно обнаруживает и

интерес, и этому интересу как подлинному препятствует. Если тревога

снимается – обнаруживается подлинный интерес – индивид может реально

контактировать со своим окружением.

Роджерс «Тревога – это угроза наличному представлению о себе». Или по

другому – угроза наличному образу Я. Переживание тревоги. Что делает

тревогу индикатором, индикатором чего? Индикатором необходимости изменений

образа Я. Тогда тревога, особенно повторяемая, аккумулируемая, нарастающая

– признак того, что изменения необходимы личности, а личность пока не

готова к ним. Необходимы, но нет внутренней готовности. На это указывает

тревога. Надо идти навстречу тревоге. Наличие негативных эмоциональных

переживаний... не воспринимать его как таковое и не пытаться тревогу снять,

устранить, а пройти к его подлинной причине. Наличие тревоги – указание на

точку личностного роста. Там где тревожно – там мотивационное противоречие,

а если это так, то мотивационное противоречие можно разрешить, а значит –

продвинуться в развитии личности.

Петухов. Тревожность – предвосхищение аффекта. Ее важная приспособительная

функция. Разнообразие эмоций переживания необычайно велико. Но изучаются

экспериментально те, которые связаны с негативными состояниями, и тревога –

одна из них. Тревогу коротко именуют условный страх. Если сам страх –

аффект, то тревожность есть предвосхищение его. Выделяют ситуативную и

индивидуальную тревогу. Ситуативная – приближение опасного события

усиливает тревогу. Индивидуальная – особенность субъекта (постоянная

тревога – любая ситуация аффектогенная).

Б. Исследования

Тейлор и Спенс: влияние силы влечения на научение новым способам поведения.

Миллер и Маурер: тревожность – приобретенное (и с трудом угашаемое)

влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная окраска,

которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу. Тейлор:

шкала проявления тревожности (состоит из утверждений связанных с

хронической реакцией страха). Опросник оказался надежным: невротически и

психопатически предрасположенные люди имели отклоняющиеся от нормы высокие

результаты. В экспериментах на научение было показано, что при легких

заданиях сила влечения (тревожность) способствует научению. В сложных

наоборот. Сначала показатели опросника рассматривались в качестве

устойчивого индикатора тревожность, довольно скоро стали считаться с тем,

что определенные характеристики экспериментальной ситуации могут

индуцировать более высокие показатели по опроснику. Очевидной стала

теоретическая необходимость введения дополнительного мотивационного

конструкта – устойчивая диспозициональная тревожность должна ситуационно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ