Рефераты

Мотивация поведения военных

воина к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но

вместе с тем, эти понятия не тождественны. Понятие воинской чести теснее

чем понятие достоинства связано с особым общественным положением человека -

вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской

деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи

самоуважения, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства

несовместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей.

Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности выступают

формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и

самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов

воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение

человека в обществе. В современном понимании воинская честь включает

следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином

содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения,

сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это

признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг

воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной

регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной готовности и

волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять

воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову,

высокое чувство гражданственности внутренняя приверженность конструктивным

традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.

Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности.

Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и

бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой

доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской

чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой

совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это

требует от воина честности, развитой общей и нравственной культуры,

добросовестности, исполнительности, усердия в ратном труде. Принимая

военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью.

Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать

нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях,

способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой

славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.

Итак, во-первых, формирование духовных ценностей воинов протекает под

воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным

противоречием исследуемого процесса является несоответствие между

содержанием сложившейся ранее системы духовных ценностей и необходимостью

их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему

противоречий формирования духовных ценностей военнослужащих к одному из

них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых,

на определенном этапе формирования духовных ценностей воинов не только

внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что

особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Проблема смысла жизни человека в той или иной форме, с различной

степенью остроты и проблематичности встает перед каждым индивидом. Он

может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы и заботы будней, решая

частные, ситуативные задачи, но исключить эту проблему навсегда из сферы

сознания невозможно. Стремление наполнить свою жизнь смыслом является

неотъемлемым свойством личности.

2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности

военнослужащих в современных условиях.

2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой

сферы воинской деятельности.

На основе проведенного теоретического исследования содержания

мотивационной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее

состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии

сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе

побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена

достаточно писимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие

служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение

личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль

в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно

сказывается на состоянии мотивационно – смысловой сферы деятельности

военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм

сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные

средства(социально-экономические, идеологические, психологические,

политические, собственно социальные и др.).

В зависимости от того, как и насколько эффективно этот механизм

действует а обществе (и не только по отношению к военнослужащим) а

военнослужащие идентифицируют себя с тени или иными социальными слоями и

группами в обществе, в том числе с экономическими и политическими элитами,

с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг,

настолько они и патриотичны.

Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть

проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству,

своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть

народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это,

скорее, теоретическая модель, должное. На практике всё происходит много

сложнее, противоречивее.

Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны

государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать недоверие ему.

Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-

политических исследований РАН, в мае 1997 года только 3% опрошенных

(выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни

простых людей, 64% полагали, что власти нет никакого дела до них, только

11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед

законом, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%, опрошенных денег

хватало только на приобретение продуктов питания, а 21% залезали постоянно

в долги, чтобы их купить, и только у 3% опрошенных денег было вполне

достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Недоверие выразили:

Президенту и правительству - 65% опрошенных, Совету Федерации – 59%,

Государственной Думе - 61%, армии – 49%.[7,2]

Аналогичным, как известно, является экономическое и социальное положение

армии, военнослужащих. Не случайно поэтому количество молодых людей,

отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы, составило в начале

1996 г. 17% от всего числа опрошенных, а среди различных категорий

военнослужащих - от 11 до 31%.[7,3]

Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе

военнослужащих, размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как

военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки

патриотические идеи не действуют.

Особую остроту приобрела проблема самоубийства среди различных

категорий. военнослужащих. По данным Министерства обороны, в 1996 г. число

военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, составило 520

человек.[13,3] Многие социологи отмечает, что это своеобразный протест

военнослужащих сложным социально-экономическим реальностям, отчаянная

попытка заявить о проблемах армии и флота.

Представляется, что такое состояние сознания, мировоззрений, духовных

качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту страны,

представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом.

Духовный мир военнослужащих не может длительно пребывать в ситуации

постоянного и сложного духовного выбора, не определенности ценностных

ориентаций и идеалов. Отсюда вполне очевидна необходимость в комплексной

общегосударственной программе, определяющей чёткие и конкретные пути,

способы и методы формирования высокой мотивационной активности

военнослужащих.

Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую

тематику, а также результатами социологических исследований и опросов.

Никогда еще в нашем обществе воин и армия не подвергались такому моральному

унижению, такой сознательно очернительной критике со стороны отдельных

средств массовой информации. Часто мотивом такого очернительства выступает

якобы борьба против наиболее консервативной части высшего эшелона

руководства Вооруженных Сил России, выступающей против демократических

преобразований в армии и на флоте. Многие чиновники, некоторые писатели и

ученые во всех "бедах" государства пытаются обвинить армию. Она и

"консервативна”, и "съедает" весь бюджет страны, и "против демократических

преобразований" и т.п. Под предлогом защиты общечеловеческих ценностей

отдельные экстремисты и неформалы разжигают антиармейские страсти в стране,

формируют предубежденную позицию к армейской службе среди молодежи. В этих

условиях духовный престиж воинской службы падает, моральный дискомфорт

ощущают вес воины. В результате растет процент уклонения от военной службы

допризывников, которых, например, только в 1996 г. в стране насчитывалось

более 31 тысячи человек[33,2]. Причем по Москве число отказников достигло

цифры в 9000 человек[33,2]. Уменьшается количество молодых людей,

поступающих в военные училища. Материальная необеспеченность и социальная

незащищенность делают службу 6 армии далеко не привлекательной. Все это

вызывает пассивность солдат и офицеров, нежелание честно и добросовестно

выполнять воинский долг. Только в 1994 г. изъявили желание уйти из

Вооруженных Сил более 14 тысяч офицеров и с каждым годом это количество

увеличивается. Из них значительная часть молодых офицеров звена командир

взвода, роты.[33,4] Патриотизм, желание служить и защищать Отечество

занимают далеко не самое главное место в структуре ценностей.

Патриотические мотивы занимают 4-5 позицию; даже при поступлении в военные

училища эти ценности на 4-ом месте. Порой и кадровые военные все меньше

склонны рассматривать военную службу, как служение Родине в качестве её

защитника. Еще в 1990 г. данную ценность считали значимой для себя две

трети офицеров, сейчас считает только каждый четвертый из них[33,6].

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина

оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах развития нашего

общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании

морально-боевых качеств воинов, духовного состояния армии и флота. В

конечном итоге духовный фактор, высокий моральный дух народа и армии

явились одним из важнейших источников массового героизма советских и

российских воинов в тяжелые годины испытаний, служили и служат основой

добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего

и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как

раз и являются мотивы поведения военнослужащих. От их сформированности и

развитости в сознании и мировоззрении воина в значительной степени зависит

успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотитвы

детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослужащего.

Вместе с тем нельзя не видеть, что негативные процессы, определявшие

духовную жизнь общества, постепенно проявлялись и в Вооруженных Силах,

сковывали их духовное развитие, а в ряде сфер армейской жизнедеятельности

вели к деградации и нарастанию аномальных явлений. С середины 80-х годов,

когда в общественной жизни начали утверждаться гласность, открытость,

плюрализм мнений, армия оказалась в фокусе общественного сознания,

идеологической борьбы. Началась массированная атака на Вооруженные Силы,

некоторые заинтересованные политические круги стремились идейно и морально

разоружить военнослужащих. И сегодня кое-кто пытается разрушить,

деформировать мотивационную сферу деятельности воинов, пытаясь поставить

под сомнение их преданность Конституции и народу. Под флагом "свободной

критики" проповедуется шовинизм, история Вооруженных Сил представляется как

сплошные "черные пятна".

На сегодняшний день отсутствует какая-либо государственная программа

духовного возрождения и развития нации. Этот процесс пущен на самотек,

является уделом прогрессивных и патриотически настроенных одиночек. Данная

проблема в прямой постановке до сих пор не поднималась в Государственной

Думе, на правительственном уровне. Как фрагмент решения данного вопроса, а

точнее, обращения внимания на него, явилась встреча Президента России с

творческой интеллигенцией в ноябре 1994 года.

В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных

Сил России, происходит формирование мотивационной системы воинской

деятельности. Нередко у военнослужащих под воздействием вышеуказанных

причин складываются искаженные духовно-мировоззренческие установки: будто

бы реальной, героической истории у армии нет, а будущее туманно и

неопределенно, традиции и духовные ценности Советского Союза и его

Вооруженных Сил устарели и не приемлемы в нынешних условиях. Можно

констатировать ситуацию стихийного духовного состояния и неопределенности у

части военнослужащих. Отсутствие же высоких целей и идеалов, веры в них,

разрыв между должным в морали и аморальностью на практике, частая смена

исходных мировоззренческих позиций, оценок ведут в конечном итоге к

социальной пассивности, в целом отрицательно влияя на процесс формирования

мотивов поведения воинов.

Негативное воздействие на духовность воина оказывают деформация в

общественном сознании идей и представлений о действительном функциональном

предназначении армии, падение престижа военной службы. Особенно болезненно

переживают процесс изменения прежней системы духовных ценностей

военнослужащие старшего поколения - офицеры, прапорщики, мичманы,

сформировавшие мотивы своего поведения на основе приверженности идеологии

марксизма-ленинизма, социалистическим ценностям.

Отсюда - массовый отток офицеров (особенно молодых) из армии, равнодушие

значительной части воинов к военной службе, пассивность и скептицизм,

разрушение и коррозия таких исконных духовных ценностей, как воинский долг,

честь, достоинство, гордость, патриотизм, боевое товарищество и др.

При рассмотрении побудительно - смысловой сферы военной деятельности не

мало важно духовное состояние первичных воинских коллективов. Ныне ни для

кого уже не секрет, что оно весьма сложно и неоднозначно. Сказывается

отсутствие общности мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов, целей

деятельности, духовных ценностей, выработанных в процессе совместной

деятельности по реализации стоящих перед коллективами задач, мажорного

эмоционально-нравственного настроя, что всегда являлось главным,

определяющим в их сплочённости. Для подтверждения данного положения

приведём некоторые аргументы. Если в 1989 г. проблема сплочённости была

актуальна для 55% воинских коллективов, то в 1993 г. она достигла

отметки в 80%. Данные за 1995-1996 г. свидетельствуют о дальнейшем росте

социальной напряженности в войсках.[41,3] Такая ситуация характеризуется

как весьма болезненная и оказывает негативное влияние на морально-

психологическое состояние военнослужащих, приводит к росту числа отказников

и уклонистов от воинской службы, неблагоприятно сказывается на общем

уровне гражданственности в обществе. В этих условиях закономерно появляются

вопросы: когда возникли эти проблемы и детерминированы ли они

перестроенными процессами или имеют исторические корни?

Результаты исследований убеждают в том, что эта проблема злободневна

не только для силовых структур нынешней России, но и для вооруженных сил

практически всех цивилизованных государств. Причем ее возникновение связано

уже было с процессом образования регулярного войска а государстве, а

различного рода негативные явления, отклонения от социально-нравственных

норм в воинских коллективах имеют глубинную социальную обусловленность.

Исследование воинского коллектива показало, что он относится к

социальным группам "закрытого" типа (в НТК, закрытых учебных заведениях,

экипажах морских судов, различного рода экспедициях и т.п. проходят

однородные процессы), имеющих специфические условия своего возникновения и

функционирования. Особенности режима жизнедеятельности, таких как

замкнутость, изолированность, насильственность попечения и пребывания,

полная регламентация социальных норм, управление всеми общественными

средствами контроля, принуждения и подавления, ограничение в

удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных),

пребывание в однополых группах на уравнительных началах и непосредственном

окружении себе подобных, обусловливает перерастание коллектива в

корпорации. Причём степень "дрейфа" в сторону корпорации во многом

определяется объективно-субъективными условиями коллективной

жизнедеятельности - характером профессионального труда, составом

коллектива, уровнем его руководства и т.д. Все это порождает аномалии

духовной жизни военнослужащих, представляющих собой их специфическое

духовное состояние в условиях "изменённых" военно-социальных отношений

между различными группами военнослужащих—характеризующееся, прежде всего,

доминированием корпоративных интересов и ценностных установок.

Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии

мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые

внутренние и внешние причины.

Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в общении);

прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального

окружения; полная регламентация социальных норм; управление всеми

средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость

групп; возрастное равенство (18-20 лет), низкая социальная зрелость;

формальное равенство при реальных различиях; ограничения в

удовлетворении потребностей; низкое материальное и бытовое обеспечение;

отсутствие подготовленного сержантского состава, паралич формальных

структур.

Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением само выживаемости

воинского коллектива; смещение ценностных ориентации в сторону

бесполезности воинской службы, деградация духовных интересов личного

состава, снижение его заинтересованности в качественной боевой подготовке;

отсутствие опыта коллективного поведения; недостаточное наличие у

офицерского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных

мотивационных явлений; слабая организация досуга военнослужащих срочной

службы, их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы.

К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере

воинской деятельности можно отнести следующие.

Объективные: несовершенство государственного законодательства по военный

вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота;

снижение роли официальных институтов социализации, преобладание

неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части

населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к

культурным ценностям общества.

Субъективные: деформация духовных ценностей в общественном сознании;

отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий;

доминирование в системе взаимоотношений ярко выраженных корыстных

интересов; массовидные формы девиантного поведения молодежи,

военнослужащих; "охаивание" силовых структур в средствах массовой

информации, резкое снижение уровня военно-патриотического воспитания

молодёжи; отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в

воинских коллективах и боязнь этого, неадекватность требований

командования по их искоренению.

Анализ формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности

военнослужащих предполагает выявление тенденции данного процесса на основе

исследования социальной среды, в которой он осуществляется, в реальных

конкретно-исторических условиях.

В научной литературе тенденция определяется как “направление развития

какого-либо явления или процесса”. Тенденция служит формой проявления

одного или нескольких законов, реализующихся в обществе через сознательную

деятельность людей и поэтому они весьма многозначны, вариативны.

Разделяя точку зрения отдельных ученых на закономерность как уловленную

тенденцию, есть смысл поговорить о тенденциях формирования мотивов

деятельности военнослужащих в условиях строительства современной российской

армии. Главным среди них является то обстоятельство, что процесс

реформирования российской армии в силу различных, как объективных, так и

субъективных причин, далеко не полностью еще реализовал свои потенции и

проявил свое качество, а также прошел по историческим меркам относительно

короткий временной отрезок, что еще не позволяет говорить об устойчивости,

повторяемости, стабильности и прочности устанавливающихся в ходе данного

процесса связей и отношений.

В ходе строительства современной российской армии находят свое

проявление тенденции различного направления, как негативного, так и

позитивного характера. Тенденции формирования мотивационно-смысловой сферы

деятельности военнослужащих могут быть объединены в три группа:

1) тенденции, отражающие связь армии с обществом;

2) тенденции, отражающие связь Вооруженных Сил и личности воина;

3) тенденции, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов воина как

личности и защитника Отечества.

Кратко рассмотрим основное содержание некоторых из них. Одной из первых

следует выделить тенденцию преемственности мотивов деятельности в процессе

их формирования, выражающую единство двух сторон в ходе их развития:

отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего

ценного, прогрессивного, что содержалось в мотивах деятельности прошлого.

Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, мотивов

деятельности его субъектов можно, лишь изучая историю его становления и

воспитывая уважительное отношение к ней. В мотивах и смысле деятельности

воинов должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его Вооруженных

Сил. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было

связано со многими причинами, как внутренними, так и внешними. Поэтому и

необходимы постоянное осмысление этого процесса, а также формирование

мотивов деятельности воинов с учетом того позитивного, что накоплено в

мировой и отечественной практике.

В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории,

традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно - смысловым

ценностям. Именно сейчас эти богатые воинские традиции, должны послужить

основой духовного возрождения Вооруженных Сил России, укрепления морального

духа военнослужащих, заполнить тот духовный вакуум, образовавшийся в

сознании многих воинов после распада СССР. История Русской армии, ее

духовная сторона богата и разнообразна героическими примерами

самоотверженного выполнения воинского долга, соблюдения воинской чести и

достоинства, любви к Отечеству.

Преемственность есть общая закономерность исторического развития,

благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим.

Несущей конструкцией мотивационно-смысловой сферы деятельности российского

военнослужащего были и, несомненно, останутся в будущем наша отечественная

история, богатейшая культура России, российские воинские традиции.

Усиление внимания к проблемам воспитания военнослужащих на воинских

традициях России - важная задача, которую необходимо сегодня решать.

В 1996 г. было проведено социологическое исследование с целью выявления

отношения военнослужащих Военного университета к воинским традициям

российской армии. В ходе исследования было опрошено 256 слушателей и

курсантов, 60 офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и

повышения квалификации, 40 офицеров отделов (направлений) воспитательной

работы различных видов российских Вооруженных Сил и родов войск.

Как показало исследование, у каждого второго из числа опрошенных

слушателей и каждого третьего курсанта имеется устойчивый интерес к

воинским традициям России. У остальных он либо слабо выражен, либо

отсутствует. Для тех, кто проявляет устойчивый интерес к воинским

традициям России, наиболее значимыми ценностями являются: воинская честь и

достоинство (50%), ратные подвиги наших предков (45%), воинские ритуалы

(44%), верность Отечеству (35%), войсковое товарищество (26%), мужество и

отвага (25%), военная геральдика и символика (26%.), форма одежды (13%).

Менее значимой ценностью по сравнению с перечисленными оказалась

верность воинской присяге. Лишь каждый десятый выделил её в качестве мотива

поведения современного военного профессионала. Причём мнения по этому

вопросу практически не отличаются у курсантов и слушателей. Ни одни из

числа опрошенных офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и

повышения квалификации, не назвал верность военной присяге в качестве

важнейшей воинской традиции.[33,1]

Таким образом, достаточно рельефно прослеживаются две взаимосвязанные

тенденции, одна из которых характеризует высокий и устойчивый интерес

военнослужащих, и курсантов военных учебных заведений в частности, к

воинским традициям, патриотический идеям и ценностям, другая -

неудовлетворенность организацией и содержанием работы по патриотическому

воспитанию на воинских традициях в подразделениях, частях, военно-

учебных заведениях.

Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо

государственной программы, в рамках которой решались бы вопросы воспитания

у воинов российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных

качеств, таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство,

дисциплинированность и др. Налицо противоречие между общественной

потребностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и

реальным состоянием научной проработки этой проблемы.

Сейчас, как никогда в прошлом, российская армия нуждается в поддержке

со стороны творческой интеллигенции, ждет от нее правдивых, честных

произведений о прошлом и настоящем, героическом и трагическом, возвышенном

и низменном, прекрасном и безобразном на всех этапах военной истории,

которые способствовали бы формированию у воинов социально значимых

мотивационных ценностей, необходимых им для успешного выполнения воинского

долга.

Таким образом, учет данной тенденции, особенностей проявления

преемственности духовных и смысловых ценностей в процессе формирования

является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских

коллективах.

Важной тенденцией формирования мотивации поведения военнослужащих

российской армии в современных условиях является своевременный отбор и

классификация необходимых для духовного развития личности воина средств,

как со стороны государства (народа), так и самого военнослужащего.

Сложные процессы становления молодого Российского государства породили

у большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, ) пессимизм, и

что самое опасное, духовно опустошили человека вследствие ломки прежней

системы духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили

бы духовный мир личности. Это привело к образованию своеобразного духовного

вакуума в сознании людей, отсутствию мировоззренческих ориентиров, так

необходимых для экономического и духовного возрождения России.

Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что

подтверждается и выражается в ряде негативных моментов. В частности:

обострилась проблема нравственного выбора личности воина; понизился порог

духовно-нравственной сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается

девальвация традиционных духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в

духовном развитии личности воина российской армии в начале 90-х годов,

нашла свое подтверждение ив результатах социологических исследований,

опросов, контент-анализе материалов периодической печати.

Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном

итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благотворные условия

для масштабной творческой деятельности личности. Современная духовная жизнь

развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с

политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в

художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты -

видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение

смотреть в лицо реальности.

Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Вооруженных

Силах России. Формирование духовных ценностей военнослужащих происходит

сегодня в условиях отсутствия государственной программы духовного развития

общества, но необходимо отметить, что в отдельных решениях и постановлениях

предпринимаются определенные шаги по отбору и выявлению "базовых духовных

ценностей", необходимых для всестороннего развития личности воина.

Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям,

необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное

достояние во всех сферах жизни: философских, политических, правовых,

религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей.

Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной

жизнедеятельности, которые помогут становлению и совершенствованию

Вооруженных Сил новой России, гармонично развитой личности воина российской

армии.

И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и

духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не

имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на

тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические

устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной,

экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма

как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры:

разработка и внедрение на государственном уровне комплексной программы

"Патриотическое воспитание молодежи", созданной на базе Министерства

обороны совместно со всеми ведомствами и министерствами России; создание в

Вооруженных Силах символики, олицетворяющей историю русской армии;

деятельность ветеранских организаций и др.

Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как достоинство

воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в наметившемся

сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения

соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического

воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника

Отечества. Данное сотрудничество актуально в этом плаке, потоку что, во-

первых, по результатам социологических исследований до 25% военнослужащих

относят себя к числу верующих и около 60% опрошенных выступают за

сотрудничество с церковью. Во-вторых, религия, как правило, всегда

выступала носителем высокой духовности и нравственности (достаточно

вспомнить о библейских моральных заповедях и фактах подвижничества

священнослужителей и верующих во все трудные времена для России), простых

норм морали - блага, добра, чести. совести, милосердия, и использование

этого опыта в воспитательной работе с личным составом армии и флота

принесет немало положительного. Хотя надо подчеркнуть, что практические

шаги в этом плане должны быть взвешенными, за что выступают и армия, и

церковь. Кроме того, религиозная вера является важнейшим регулятором

поведения людей, в том числе и воинов.

В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов

по более полному использованию духовного заряда воинских ритуалов;

формированию у воинов уважительного отношения к боевой славе подразделения,

части, соединения» истории русской армии, государства Российского;

возрождению боевого братства, полкового духа и др.

Наряду с государственными органами личность воина тоже осуществляет

отбор и классификацию духовных ценностей, необходимых дм удовлетворения

своих духовных потребностей и интересов. Сегодня на первый план выдвинулись

и совершенствуются военнослужащими такие духовные ценности, как достоинство

воина, свобода совести, честь, долг, демократизация, гуманизм и др.

Показательно в этом плане отношение офицеров к демократизации сферы

воинской деятельности. Среди опрошенных офицеров оптимистически относятся к

процессу демократизации в армии около 76% и лишь 5% считают, что доля ее

осуществления в Вооруженных Силах нет достаточных условий.[13,4]

В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенденции

является и то, что главный упор военнослужащие в своей жизнедеятельности

делают на формирование и совершенствование профессиональной направленности,

то есть на военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди

военнослужащих различных категорий показывают, что более 38% опрошенных

корреспондентов подчеркивают необходимость и важность военно-

профессиональных ценностей воинской службы, считают их главным фактором

повышения своего мастерства, и, как следствие, способствуют формированию

духовного мира личности воина.[13,4]

Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей

военнослужащих российской армии имеют место и ряд других, в том числе и

негативных. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем,

насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная

реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских

Вооруженных Сил, решить все проблемы обеспечения механизма социальной и

правовой защити военнослужащих.

Воин, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные

мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда

особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер

воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он включен. На первый

план выступает значимость духовных ценностей, активно способствующих воину

в осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ