Рефераты

Мотивация поведения военных

главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы,

перспективы их развития, признать себя непосредственным созидателем

материальных и духовных ценностей общества, их защитником.

Таким образом, мотивы поведения военнослужащих по-настоящему учтены

только тогда, когда следование им подтверждается и голосом разума, и

голосом совести, и потому их самосовершенствование - необходимое условие

становления активной жизненной позиции личности воина в современных

условиях.

2.2. Основные пути управления системой побудительных мотивов.

Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за

время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую

направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного

состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет

сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки

вооруженных защитников Родины.

В развитие данной посылки определим, что же понимается под формированием

побудительных мотивов воинов. Само слово "формирование" обычно

употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо явлениям

определенной формы, законченности. Формирование применительно к воспитанию

человека - это наиболее широкое и всеобъемлющее понятие. Это процесс,

происходящий, прежде всего, под влиянием самого образа жизни людей. Однако

вместе с воздействием объективных условий формирование предполагает и

целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного

фактора.

Формирование является общенаучным понятием и часто употребляющимся

термином разговорного языка. В применении к социальным явлениям данное

слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни

людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса.

Таким образом, сложилась точка зрения на процесс формирования как фрагмент

социального развития, способ его осуществления, кроме того уясним что

понимается под самим "процессом". Семантический анализ понятия показывает,

чего данное слово употребляется дам обозначения хода какого-либо явления,

последовательной смены его состояний, стадий развития. Возможны многие

варианты анализа содержания процесса формирования побудительных мотивов

военнослужащих Российской Армии.

Некоторые ученые выделяют в формировании мотивов личности (и с этим

трудно не остаешься) технический аспект подразумевая под ним исследование

совокупности средств формирования; субъектный - анализ субъекта, то есть

носителя мотивационной сферы, и объектный - определение, в отношении кого

или чего формируются побуждения и действия.

В исследовании формирования мотиваций военнослужащих правомерны многие

подходы. Но наиболее пристального внимания заслуживают те, которые

характеризуют содержание этого процесса, особое внимание уделяя показу его

объективной природы и субъективной стороны. Это тем более важно и

необходимо, что выделение данных аспектов позволяет увидеть диалектический

характер процесса формирования мотивационной сферы воинов: необходимые

связи и отношения, свидетельствующие о наличии законов в происхождении и

развитии данного явления.

Кратко остановимся на них.

Первый аспект заключается в том, что потребности, интересы и другие

мотиваторы, являясь результатом деятельности общественного и

индивидуального сознания, отражают материально-экономическую и другие

стороны реальной жизни субъектов. В духовных ценностях военнослужащих прямо

или опосредованно отражаются процессы и явления основных сфер

жизнедеятельности нашего общества и его Вооруженных Сил, характеризующиеся

постоянными изменениями, а также относительной устойчивостью. А коль скоро

в мотивах отражают явления жизни, то и "субъективный образ объективного

мира" должен двигаться за изменяющимся объектом, содержание которого

составляют события, явления, факты, представляющие для военнослужащих

ценностный интерес.

В непрерывном развитии находятся и сами военнослужащие как носители

интересов, идеалов и ценностей. Наличие интеллекта, совокупность

положительных знаний и убеждений воинов, с одной стороны, а также

негативные явления: инфантильность, иждивенчество, бездуховность,

отрицательное отношение к выполнению воинского долга, требований воинской

дисциплины и т.п, с другой, накладывают определённый отпечаток на процесс

формирования мотивов деятельности военнослужащих. Положительные и

негативные явления общественной жизни проявляются в динамике потребления и

формирования профессиональной направленности воинов.

Второй аспект состоит в наличии субъективной основы при переходе

военнослужащих от одной системы духовных ценностей к другой. Нельзя

рассчитывать на то, что в нынешних условиях основная часть военнослужащих

сможет в одночасье сменить систему ценностей недавнего прошлого на новую

систему. Это связано, во-первых, с тем, что военнослужащие (курсанты,

младшие командиры), в основном, представляют категорию молодёжи,

мировоззрение которых еще не устоялось. А формирование его проходило в

конце 80-х - начале 90-х годов. Во-вторых, резко изменить имеющееся

мировоззрение воину не позволяет чувство собственного достоинства. К тому

же обоснованное их неприятие вызывают многие из современных социальных

мифов, а также практические действия некоторой части людей в сфере бизнеса

и политики, которые путем обмана и фальсификации сколачивают свои состояния

на фоне повседневного обнищания населения. В-третьих, перемены в

государственном переустройстве бывшего СССР и современной Российской

Федерации оказались для военнослужащих особенно болезненными, так как они

представляли экстерриториальную социальную группу и для многих военных был

неожиданным и нежелательным факт появления 15 стран вместо одной. В

четвертых, стремление некоторых родителей увести своих чад от службы в

армии с помощью различного рода ухищрений вызывает недоуменный вопрос:

«Неужто генерал Раевский, выведший своих сыновей под страшный огонь у

деревни Салтыковки не любил их? Или чувство материнской любви не было

присуще простой крестьянской женщине Епистимии Степановой, у которой в боях

за Родину погибли девять сыновей? У 8 генералов и 55 полковников погибли

сыновья при исполнении воинского долга в ходе контртеррористической

операции в Чеченской Республике. Среди них такие известные имена, как Шпак

и Пуликовский. Эти генералы наверняка имели административный ресурс для

обеспечения своим сыновьям более безопасных мест службы. Однако высоко

развитое чувство долга не позволило им этого сделать. Мужество этих

генералов и простой крестьянки наиболее ярко характеризуют отношение

русского народа к чести семьи. Духовному развитию, также, мешает отсутствие

продуманной, а не декларативной системы социальной и правовой защиты

военнослужащих.

Третий аспект выражает постоянно изменяющиеся средства формирования

военно-профессиональной направленности в российской армии.

Достижения научно-технической революции, развитие демократии и

гласности оказывают воздействие как на средства управления (изучения,

анализа, контроля, прогнозирования и т.д.) данный процессом, так и на

коммуникативные средства, функционирующие в масштабе страны, в

специфических условиях Вооруженных Сил.

Процессу формирования мотивационной сферы деятельности военнослужащих

присущи внутренние и внешние противоречия, выступающие источником развития

самих воинов. К внутренним следует отнести противоречия между уровнями

формирования мотивов, его стихийными и сознательными процессами,

личностными и общественными потребностями и интересами. К внешним -

противоречия между исследуемым процессом и формированием побудительных

мотивов других общностей (например, гражданской молодежи), а также

развитием других элементов общественного сознания: настроений, социальных

чувств, мнений, традиций и т.д.; между "смежными" детерминированными

процессами формирования, функционирования, реализации; противоречия,

связанные с управленческой деятельностью.

Формирование профессиональной направленности военнослужащих российской

армии - одна из составляющих процесса развития духовной жизни нашего

общества и его Вооруженных Сил. Поэтому правомерно будет утверждать о том,

что исследуемому явлению присущи также общие черты и противоречия духовной

жизни общества и Вооруженных Сил: между старым и новым, прогрессивным и

регрессивным и т.д. Учет в деятельности командиров и воспитателей

противоречивого характера жизнедеятельности военнослужащих является

необходимым условием формирования зрелых, положительных мотивов

деятельности воина современной армии.

Четвертый аспект. В постоянном диалектическом изменении находятся

объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс формирования

мотивационной сферы военнослужащих. Следует обратить внимание на

необходимость более четкого разграничения понятий "объективное" и

"субъективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности

военнослужащих. Неточная трактовка данного аспекта приводит к

необоснованным претензиям и требованиям к военнослужащим в ходе

воспитательного процесса при выполнении ими воинского долга и, как

следствие, к самоуспокоенности управленческих кадров в формировании мотивов

поведения воинов.

Необходимо также учитывать развитие самого механизма формирования

профессиональной направленности военнослужащих, изменение его социальных и

индивидуально-психологических основ, совершенствование деятельности

субъектов управления по приведению этого механизма в соответствие условиям,

процессу развития объекта воспитательного воздействия - воинов. Вместе с

тем, мотивы деятельности воинов отражают разнородные процессы

действительности: функционирования, развития, связи, а также познания и

преобразования этой действительности. Наконец, мотивы поведения

военнослужащих уже в процессе формирования выполняют определенные функции.

Побудительные мотивы военнослужащих развиваются под влиянием разного

рода объективных и субъективных факторов. К объективным факторам

формирования духовных ценностей можно отнести, во-первых, совокупность всех

общественных, прежде всего, материально-экономических отношений, которые в

решающей степени обусловливают социальные свойства личности; во-вторых,

социальная среда и характер жизнедеятельности, применительно к Вооруженным

Силам - характер воинской среды и воинской службы; в-третьих, влияние

духовной культуры общества, уровень развития общественного сознания,

способы его связи и взаимодействия с сознанием военнослужащего; протекающие

в данный момент духовные процессы и т.д. Субъективными факторами по своей

природе являются, прежде всего, система воспитательной работы, уровень

управления развитием воина, самовоспитание и другие. Формирование

профессиональной направленности воинов зависит и от других субъективных

факторов: культурной развитости личности воина, се способностей к усвоению

ценностей духовной культуры, критически осмысливать ситуации, а также от

качества нравственного сознания личности, ее ценностных ориентаций и

волевых качеств.

Процесс формирования духовных ценностей воина является непрерывным и

характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных

параметров, приобретением новых показателей. Духовные ценности

военнослужащих формируются на основе уже приобретенной и сложившейся ранее

системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и

негативную направленность. На ее развитие непосредственное влияние

оказывают также знания и опыт потребления духовных ценностей, приобретенный

в семье, школе, учебном заведении, трудовом коллективе.

Специфика формирования духовных ценностей военнослужащих российской

армии в современных условиях, противоречивость данного процесса связана с

рядом негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные

объединения и средства массовой информации допускают искажение фактов

реального положения идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес

военного руководства, абсолютизируют отдельные негативные явления,

распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно призывают молодежь

уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. В результате резко упал

престиж воинской службы. Выполнять свой конституционный долг по защите

Отечества стремятся очень немногие. Так, по результатам опроса допризывной

молодежи в краевом военкомате г. Краснодара в мае 1996 г. более 64%

опрошенных выразили нежелание служить в армии, почти 80% не верят в

возможность возникновения войны [42].

Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы

из противоречивого формирования мотивов воинской деятельности.

Действительно, выделение групп противоречий анализируемого процесса требует

их классификации для использования в практической деятельности субъектов

управления. При этом необходимо учитывать, что "живые противоречия" во

много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем они воспринимаются

нашим сознанием. Но нужно не только констатировать наличие противоречий в

процессе формирования профессиональной направленности воинов, но и

анализировать их, объяснять происхождение и тенденции вызревания, искать

наиболее оптимальные и своевременные способы их разрешения.

Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности воинов

протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых,

основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между

содержанием сложившейся ранее системы мотивов и необходимостью их

обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий

формирования мотивации военнослужащих к одному из них, пусть даже

основному, как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации

та иди иная группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на

определенном этапе формирования профессиональной направленности воинов не

только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что

особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Однако возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечивает

переход мотивационной сферы деятельности воинов к новому качеству.

Противоречия могут быть налицо, но положительного развития на этом уровне

не будет. Противоречия должны разрешаться оптимальными способами и

позитивно. Иными словами, развитие есть там, где есть противоречия и их

преодоление.

Преодоление противоречий процесса формирования системы мотивов

деятельности духовных ценностей воинов выступает для субъектов управления

как цель или объект воздействия. Достигнутая цель в развитии объекта

(зрелые, устойчивые потребности, интересы) становятся средством достижения

новой цели. Диалектика цели и средства - одна из сторон процесса развития

побудительных мотивов. Следует отметить: способы разрешения противоречий

могут быть самыми разными, но при их выборе необходимо, чтобы, во-первых,

соблюдалась строгая субординация в зависимости от зрелости противоречив, их

роли и места в жизни воинских коллективов; во-вторых, учитывалась специфика

армейской среды в разрешении проблем воинов; в-третьих, имелось в виду, что

единого, всеобщего универсального способа преодоления противоречий нет.

Иногда на практике к таким "абсолютным" способам относят повышение

требовательности к подчиненным, успешное решение вопросов быта и досуга,

организацию соревнования и т.д. Как показывают исследования, все

перечисленные меры действительно способствуют решению возникающих в

воинских коллективах проблем, но ни одна из них не может претендовать на

звание "универсальной". Только комплексное их применение с акцентами на те

меры, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, могут привести к

реальному разрешению противоречий.

Анализ противоречий процесса формирования мотивации военнослужащих

российской армии подводит к необходимости сделать следующие выводы.

1.Активность личности воина во всех сферах жизни войск создает реальные

предпосылки разрешения противоречий исследуемого процесса, образования

устойчивых, зрелых духовных ценностей военнослужащих современной российской

армии.

2. Плановое начало организации жизнедеятельности воинских коллективов

дает возможность гибкого реагирования субъектов управления на возникающие

противоречия.

3. Процесс преодоления противоречий формирования профессиональной

направленности военнослужащих должен быть управляемым. Необходимость

управляющего воздействия тем выше, чем острее противоречие, особенно

внешнее. Внутренние противоречия должны разрешаться в большей степени

реализацией творческих потенциалов воинов, их социальной активностью, на

развитие которых и должна быть направлена деятельность субъектов

управления.

4. Специфика службы в Вооруженных Силах накладывает отпечаток на

процессы преодоления противоречий в духовном мире личности воина, что

требует разумного сочетания внешних воздействий с усилиями самих воинов,

централизация управления жизни армии и флота.

5. Необходимо учитывать постоянные изменения условий и факторов,

воздействующих на процесс формирования мотивационной сферы деятельности

воинов и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется

особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и

"объективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности воинов,

формировании их мотивации. Игнорирование данного аспекта приводит порой к

необоснованным требованиям и претензиям к военнослужащим в решении задач,

стоящих перед ними. Успешное выполнение их зависит далеко не от

деятельности субъекта - воина российской армии, и как следствие возникает

самоуспокоенность управленческих кадров, деятельностью которых во многом

определяется развитость социальной среды формирования духовных ценностей

личности военнослужащего.

Динамика формирования мотивов поведения военнослужащих российской армии

в современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между

собой этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные

выше аспекты формирования мотивационной сферы деятельности.

Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных

регуляторов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми

требованиями воинской деятельности. Его выделение правомерно уже потому,

что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в

значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их

соответствия реальным воинским отношениям и деятельности.

Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов

деятельности воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и

которые реально существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов,

играющих значимую роль в жизнедеятельности воина; а также поиск духовных

ценностей, необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к

специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного

этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской

деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность

военных кадров по духовному развитию военнослужащих и по их

самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного

опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот

опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как

нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе

и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные

ценности, не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и

российского общества.

Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть

выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных

требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со

стороны других военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения

мотивации для воинской деятельности и воина в современных условиях -

формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.

Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих

действий по формированию профессиональной направленности военнослужащих.

Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности

военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет

факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов

общегражданского и военно-профессионального характера.

Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов

поведения военнослужащего можно подразумевать предельно общую совокупность

самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в

несколько групп:

1) политико-правовая организация общества;

2) материально-экономические институты;

3) система нравственных отношений и деятельности субъектов;

4) искусство;

5) религия;

6) средства массовой информации;

7) межличностные и другие формы общения и т.д.

Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в

процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и

практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются

какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами,

культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему

факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике

воспитательной работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских

коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах

исследованы военными обществоведами.

Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств

массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного

воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и

ценностей военнослужащих российской армии.

Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Силах,

процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на

коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в

специфических условиях армии и флота, обусловливают проблематику их

деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы,

связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской

задачи. На наш взгляд, это:

- взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио,

телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных

каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;

- проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой

коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке

устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а

также поведении воинов;

- вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой

коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в

армейской среде, их оперативности, компетенции;

- проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее

потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и

запросов воинов;

- повышение информационной привлекательности актуальных проблем жизни

российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным

развитием личности воина;

- изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования

социальной информации в армейской среде.

Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются

попытки некоторых информационных источников проведения так называемой

"антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного

воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие

процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран

Прибалтики и Западной Группы войск, недавние события по восстановлению

конституционного строя в Чечне, социальная защищенность военнослужащих и

др.), подрывают авторитет российской армии, поддерживают случаи отказа

воинами служить в Вооруженных Силах и честно выполнять свой долг перед

народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не

сказаться на состоянии мотивационной сферы деятельности военнослужащих.

Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало

"проблемой № 1".

Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии

формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в

большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические

исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы,

показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что

армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной службы. За

последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают

более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что

не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом

заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41].

Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской

среде штатные средства информационного воздействия не всегда оперативно

реагируют на постоянно растущие "информационные потребности" воинов, не

отличаются "информационной привлекательностью" в отражении существующих

проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и

престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в

ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное

обстоятельство побуждает воинов к обращению за "новой" информацией уже к

другим источникам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.

Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств

информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду

"универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и

универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во

времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время.

"Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование

воспитания воинов армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира,

- должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении

героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная

направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые

средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого,

компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов,

использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо

необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной

направленности военнослужащих.

Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств?

Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного

использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора

средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует

отнести:

1) их комплексное, как последовательное, так и параллельное использование

и субординация;

2) применение в конкретных условиях разноуровневых средств;

3) их знание, наличие умений и навыков в использовании;

4) знание духовного состояния военнослужащих.

Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу

целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых

зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы

военной деятельности:

- характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности

каждого воина;

- особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал

имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных

органов) средств;

- выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период

времени, и целей, преследуемых командованием;

- условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых

потребностей, интересов, целей у военнослужащих.

Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной

направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на

практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у

воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям,

предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным

Силам.

Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о

мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов,

подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о

мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным,

научно-организованным процессом приобщения воина к информации.

Целенаправленная информационная деятельность выполняет важную роль. С

помощью научного потенциала информационной деятельности в некоторой степени

нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и

повседневной службы на духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация

стихийного характера восприятия информации, а также ее аналитическая

переработка. Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным

фрагментом духовного мира чаще всего "скользит" по поверхности явления,

подвержена воздействию случайностей и может исказить реальное положение

дел. Поэтому она должна дополняться абстрактно-логическим осмыслением

потребностей, интересов, целей и ценностей.

В-третьих, полученная информация распределяется в структурах

индивидуального сознания личности воина. На данном подэтапе происходит

ориентация внимания воина на ценностный смысл духовного явления по

средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец,

происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания

превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются в его

действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают

новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса,

а также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых

потребностей, интересов и ценностей воина выступает осознание каждым

военнослужащим своей значимости как личности, необходимости добросовестного

выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в

социальных свойствах воина.

Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма

условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого

диалектического процесса.

Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности

военнослужащих является сложным динамичным процессом, которому присущи

восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более

глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия

различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс

осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи

формирование направленности воинов может выступать сознательной, специально

организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его

Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих

образование устойчивых, зрелых потребностей, интересов и ценностей как

общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного

функционирования в армейской среде.

На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской

деятельности военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы.

Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и

во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют

непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны

жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании

таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство воина, воинский

долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других,

играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен

быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира

военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их практической

деятельности. Содержание мотивов деятельности военнослужащих изначально

формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно

закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.

Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы

имеют рельефно выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и

вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы

деятельности военнослужащих в современных условиях требуют, чтобы

содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием

новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и

вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на выполнение задач,

стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином.

Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих

представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи

восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее

глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности,

переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных

условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется

как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных

процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные

стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ

состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми

требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования

мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих

мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти

этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами.

Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент,

курсант, молодой офицер и т.д.).

Четвертый. Формирование новой мотивационной системы военнослужащих

требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета

тенденций их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого

страной и российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций

возможна только в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил

данные тенденции формирования профессиональной направленности

военнослужащих проявлялись многозначно и не всегда с положительным

результатом, что не могло не сказаться на зрелости духовных качеств

личности воина. И сегодня у части воинов имеет место иллюзорная,

неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности, своего

выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в процессе

строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план традиционно

ценностных, а также новых идеалов, - важнейшая задача всех причастных к

воспитанию воинов командиров, педагогических работников, представителей

средств массовой информации, коллективов ученых и исследователей.

Заключение.

В ходе дипломной работы были достигнуты определенные теоретические

результаты и выработаны некоторые практические рекомендации.

В условиях резкого ухудшения объективных основ воинской деятельности

(кризисная ситуация в социально-экономической сфере, разрушение духовных

скреп общества, проблемы в собственно-военной области и т.д.)

актуализируется значение субъективного фактора. Перед обществом,

руководителями всех уровней стоит задача по сохранению Вооруженных Сил и

военных кадров. Престиж воинской службы в условиях современной России

возможен лишь путем реализации комплекса мер и средств:

- материально-финансовых – высокое денежное довольствие, создание

комфортных социально-бытовых условий, продовольственное, вещевое и иное

обеспечение военнослужащих и т.д.;

- идеологических – формирование в обществе уважения к военнослужащим,

насаждение и пропаганда идеи служения Отечеству и соответствующих видов

ценностей и т.д.; особая роль при этом отводится средствам массовой

информации;

- психологических – культивирование высокой мотивационной сферы воинской

деятельности, представляющей собой совокупность определенных

потребностей, интересов, стимулов, целей, идеалов и смыло жизненных

ориентиров;

- политических – создание высокопрофессиональной армии, являющейся по

своему духу подлинно народной, готовой надежно защищать интересы и

безопасность Отечества;

- собственно-социальных – закрепление и поддержание особого социального

статуса военнослужащих, т.е. придание им особых прав и обязанностей,

ответственности за страну и государство; использование армии в качестве

социального «лифта» для подъема и вхождения в высшие слои общества,

формирование ее из представлений элитных экономических, политических,

социальных групп и др.

Реализация системы побудительных мотивов в процессе воинской службы,

основывается на формировании у личного состава Вооруженных Сил нового, по-

настоящему заинтересованного отношения к воинской службе, обеспечении его

готовности к достойному выполнению военного долга; на развитие и

удовлетворение у различных категорий военнослужащих потребностей,

интересов, целей и иных мотивов с учетом специфики военного труда; на

улучшение качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему

гарантированного государством минимума социально-правовых услуг по

образованию, духовному и физическому развитию, охране здоровья,

профессиональной подготовке и переподготовке, объем, виды и уровни которых

должны обеспечивать полноценную жизнь в условиях воинской деятельности; на

использование ее воспитательного потенциала в целях развития у

военнослужащих достойных смысложизненных ориентиров.

Таким образом, одним из важнейших условий действенности воинского

воспитания, ориентированного на создание у каждого военнослужащего

положительных мотивов в воинской службе и достойного выполнения воинского

долга, является предоставление воинам возможностей для реализации их

важнейших потребностей и интересов с учетом сил и средств, которыми

располагает для этого общество и его воинская организация. Тем самым

действенность и конечный результат воинского воспитания обеспечивается не

только командирам и органами военного управления, но и обществом в целом,

всей системой соответствующих государственных интересов.

Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально-

значительными ценностями, возвышенными мотивами и идеалами, которые должны

быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава,

выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность

конституционному строю, военной присяге, добросовестность и

самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность,

коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к

преодолению трудностей, аскетизм.

Государство обязано обеспечить реализацию базовых, материальных

потребностей военнослужащих, достойный уровень их жизни, как фундамент, на

котором выстраиваются духовные потребности, интересы, идеалы и ценности.

Вернуть офицеру, военнослужащему чувство собственного достоинства,

авторитет и уважение в обществе, высокую духовность, которые были присуще в

прежние времена человеку в мундире Российской Армии, - одна из важнейших

задач формирования личности в обновленных Вооруженных Силах.

В этом деле особо выделяются следующие направления:

- профессионально-деятельностное – формулирование добросовестного и

ответственного отношения к воинскому труду, связанному со служением

Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых

качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и

поставленных задач. Оно включает мотивационную сферу: потребности,

интересы, цели, ценностные ориентации самореализации личности

профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких

результатов деятельности, способность результативно, с высокой

эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных

целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего

прфессионального роста.

- Психологическое – формирование у военнослужащих высокой

психологической устойчивости, готовности к выполнении сложных и

ответственных в новых условиях обстановки, способности преодолевать

тяготы и лишения воинской службы, важнейших психологических качеств,

необходимых для успешной жизнедеятельности в коллективе подразделения,

части. Оно включает: изучение, управление и прогнозирование социально-

психологических процессов в воинских коллективов; умелое воздействие

на мотивационную сферу деятельности каждого военнослужащего;

профилактику негативных явлений, снятие психологической напряженности,

преодоление эмоционального упадка, формирование психологических

качеств с учетом особенностей различных личного состава.

Управление мативационной сферой воинской деятельности должно

осуществляться системно, с учетом специфики соответствующих этапов:

- на этапе выбора профессии;

- в период обучения в военно-учебном заведении;

- на этапе первоначального профессионального становления;

- в период обретения профессиональной зрелости.

Этапам социализации личности офицера, формирования побудительных мотивов

его деятельности соответствуют следующие основные задачи, стоящие перед

субъектами управления: этап поступления – отбор наиболее способных к

обучению, т.е. наиболее предрасположенных; этап обучения – сохранения и

развития военно-профессиональной предрасположенности, формирование военно-

профессиональной направленности, как совокупности основных мотивов

деятельности; этап службы – сохранение и развитие военно-профессиональной

направленности, совершенствование мотивационной сферы деятельности военных

кадров. Отсюда вытекают основные пути повышения эффективности повышения

управления данным процессом, проявляющиеся в совершенствовании:

- системы формирования контингента кандидатов на поступление в военно-

учебные заведения;

- компанентов системы профессиональной экспертизы при поступлении

(профессиональный психологической отбор);

- системы социально-психологического сопровождения в период обучения и

в дальнейшей военной службе.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что

осуществленный в ней анализ может быть использован для дальнейшей

разработки проблем социологии, психологии, профессиологии, связанных с

профессионализацией, служебной деятельностью различных категорий

военнослужащих, военным обучением, формированием военно-профессиональной

направленности. Материалы исследования могут помочь в выработке концепции

управления учебно-воспитательным процессом в ВУЗах Министерства Обороны РФ,

в разработке документов, регламентирующих степень участия и статус

должностных лиц, органов военного управления в формировании военно-

професссиональнальной направленности военнослужащих.

В дальнейшем работа может быть продолжена в исследовании противоречия

между процессом профессионализации армии, переходом на контрактную систему

комплектования личного состава, которая требует беспрекословного выполнения

требований любого приказа правящей государственной элиты, с одной стороны,

а с другой, - гармонизацией мотивационно-смысловой сферы воинской

деятельности, предполагающей свободный, осознанный выбор целей своей

деятельности и средств их реализации.

Список литературы.

1. Азаров В., Духовность современной армии //Красная звезда, 2000, 20

июля;

2. Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки

армии и флота. Материалы научно-практической конференции. /Под ред.

Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П.-М.:ВПА.1990. – 172 с.;

3. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-

М.:Дело-1992.- 927с.;

4. Андреева Г.Д. Социальная психология. Учебник-М.: МГУ-1988.- 432с.;

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – 253с.;

6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего

исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые

области применения).—М.: Фолиум, 1994.—175с.;

7. Богатырев Е.Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала

Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный

потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции

М.: ВУ 1998г.-340с.;

8. Военная доктрина, // Красная звезда 2000, 2 апреля;

9. Волков С.В., Офицеры и русская культура. М.: 1998г. – 187с.;

10. Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, Москва. Воениздат -

1985г., - 178с.;

11. Григорьев А.А. Прикладная социология и ее методы в управлении воинским

летным трудом. Учебное пособие - Монино: ВВА-1989- 64с.;

12. Громов Ф. Никогда не жалей о выбранном пути // Армия.-1993- №10-

с.6;

13. Денисенко П.А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в

Российском обществе. //Государственно-патриотическая идеология и

духовный потенциал Российской Армии, Матер. научн. конф. М.: ВУ- 1998-

с.16;

14. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для Вузов.

М.: Юрист. - 1996г. – 493с.;

15. Золотарев О. В. ”Армия и культура”. М. 1990 г.;

16. Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.:

Воениздат, 1986.;

17. История государства Российского, Изд-во, "Пламя",1992г.- 410с.;

18. Каверин С.Б. Мотивация труда, М.: изд-во Институт психологии РАН,

1998г. 341с.;

19. Клямкин И.М. Советское и западное: Возможен ли синтез? /Политические

исследования.-1994-№5 с.75-95;

20. Ковалевский В.Ф. Методологические проблемы профессионального

психологического отбора военнослужащих. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-

М.,-1972- 29с.;

21. Коваленко С., Служить в таких условиях не желаю //Армия 1991 г. №19

с.18;

22. Концепция национальной безопасности, //Красная звезда 20.01.2000г.;

23. Корсновский А.А. ”История русской армии”. М.: 92 г.;

24. Крохмалюк А., В Россию верую и в честь // Армия 1991 №22 с.5;

25. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб.

пособие-М.: ВПА-1986;

26. Кузнецова И.В. Психологический анализ подготовки и принятия решения.

Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1986- .28;

27. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их

решения //Военная мысль 1999г №6 21с.;

28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.;

29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции – М.: Наука, 1971 – 396с.;

30. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//

Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.;

31. Лутовинов В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и ВС // Военная

мысль 1999 №4 с.40;

32. Лушников В.П., Воинские традиции России - важнейший источник

формирования патриотических ценностей у военнослужащих. //Государственно-

патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии,

Материалы научно-теоретической конференции М.: Военный университет

1998г.;

33. Марков М.С. Теория социального управления - Пер. с болг.-М.:Прогресс-

1978- 477с.;

34. Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, -

М.: Воениздат, 1994 - 374с.;

35. Мелибруда Е. Я - ты - мы: Психологические возможности улучшения

общения./ Пер. с полос. - М.: Прогресс,1986;

36. Миронов В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации

/Военная мысль-1993-№2- с.22-26;

37. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,

Просвещение, 1994.;

38. О развитии системы военного образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94

№191-М.:1993;

39. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М.

и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.;

40. Петрий П.В. Государственно-патриотическая идеология и духовные ценности

воинов России. //Государственно-патриотическая идеология и духовный

потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конф. М.: ВУ

1998г.;

41. Петрий П.В. Духовные ценности.-М. ВУ.-1998. -49с.;

42. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ,

рекомендации). - М.: Воениздат,1991-126с.

43. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера, Учебное

пособие-М.: ВУ, 1998- 281с.;

44. Розанов В.А. Психология управления, учебное пособие – М.: ЗАО Бизнес-

школа Интел-Синзен – 1999г. –352с.;

45. Розанова Н.М., Психология, учебное пособие -- М.: ЗАО Бизнес-школа

Интел-Синзен – 1999г-273c.;

46. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания военно-

профессиональной направленности абитуриентов авиационного училища

летчиков при решении задач профессионального отбора: опыт

социологического исследования в Тамбовском ВВАУЛ /Актуальные проблемы

ВВУЗов ВВС. Межвузовский сборник-Иркутск: ИВВАИУ-1994-97с.;

47. Санжаревский И.И. О некоторых возможностях описания и оценивания военно-

профессиональной предрасположенности абитуриентов и курсантов ТВВАУЛ

/Актуальные проблемы летного обучения. Тамбов.-Т.:ТВВАУЛ-1995-86с.;

48. Серых В. Д. ”Воинские ритуалы”. М.: -Воениздат, 1986 –387с.

49. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев:

Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991;

50. Скотт Г. Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев:

Издательское Общество “Верзилин и К ЛТД”,1991;

51. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986-

с.247;

52. Суходольский Г.В., Основы психологической теории деятельности,

Ленинград, Изд-во Ленинградского университета 1988г. -341с.;

53. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985,-341с.;

54. Федеральный закон ”О статусе Военнослужащих’’, -М.: Ось – 89. 1999 ,.

64с.;

55. Философский энциклопедический словарь( Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.

Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Паков) – М.: Советская энциклопедия,

1983 – 840с.;

56. Философия: Учебник для курсантов – М.: Ву, 1998 - 251с.;

57. Якобсон П.М., Психологические проблемы мотивации поведения человека –

М.: Политиздат, 1969 – 471с.;

-----------------------

Физиологические потребности

Потребность в привязанностях

Потребность в безопасности

Потребность в признании и уважении

Когнитивные потребности

Потребность в самореализации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ