Рефераты

Ответственность за нарушение таможенного права

Ответственность за нарушение таможенного права

Ответственность за нарушение таможенного права

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Административная ответственность за нарушение таможенного права

1.1 Принципы перемещения товаров через таможенную границу

1.2 Административные правонарушения таможенных правил

1.3 Виды взысканий за нарушения таможенного права

1.4 Производство и рассмотрение дел о нарушении таможенных правил

2. Уголовная ответственность за нарушение таможенного права

2.1 Экономическая контрабанда

2.2 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

2.3 Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов

3. Ответственность должностных лиц таможенных органов

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в экономике Казахстане, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по вопросам и проблемам развития таможенной сферы и в конечном итоге к таможенному праву. Придавая большое государственное значение внешнеэкономическим связям, как важной составной части хозяйственной деятельности, в целях совершенствования управления ими, а также в соответствии с «Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР»[1] , Законом Казахской ССР «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР»[2] и Указом Президента Казахской ССР от 20 декабря 1990 г. о преобразовании Государственного комитета Казахской ССР по внешнеэкономическим связям в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР Кабинет Министров Казахской ССР[3] основными задачами Министерства были обозначены пути разработки стратегии развития внешнеэкономических связей Казахстана; формирование эффективной организационной структуры управления внешнеэкономическими связями; изучение конъюнктуры и прогнозирование на этой основе тенденций развития мировых товарных рынков, международных экономических отношений, методическое, информационное и консультационное обеспечение участников внешнеэкономических связей по ценовым, валютно-финансовым, кредитным, правовым вопросам, а также по качеству и техническим требованиям внешнего рынка к поставляемой на экспорт продукции; регулирование торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических и других отношений участников внешнеэкономических связей республики с иностранными партнерами.

Принятый государствами Таможенного союза Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. предусматривает меры по приданию нового импульса развитию более тесной интеграции, сближению экономики государств-участников в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов. Совместными усилиями Казахстана, России, Кыргызстана, Таджикистана и Белоруссии была разработана единая таможенно-тарифной политика с учетом торгово-политических интересов государства, в том числе предложений об установлении, отмене и изменении таможенных пошлин, предоставлении тарифных льгот и преференций, а также об изменении номенклатуры таможенного тарифа с учетом интересов отечественных производителей и потребителей товаров, республиканского бюджета. Были выработаны ответные меры на дискриминационные действия против Республики Казахстан отдельных стран и их союзов в сфере таможенно-тарифной политики.

В своем указе от 15 августа 2003 года N 1165 О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года Президент Республики Казахстан обратил внимание на торговую политику РК в частности на перспективы внешней торговли РК, как залог успешного развития экономики Казахстана: «Экономика Казахстана достигла высокой степени открытости, что определяется, во-первых, степенью участия в международном разделении труда, во-вторых, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности. Экономическое развитие, наблюдающееся в Казахстане, за последние годы повлекло за собой одновременное увеличение объемов внешней торговле. В настоящее время Казахстан осуществляет экспортно-импортные операции со 177 странами мира. Заключены торгово-экономические соглашения с более чем 60 странами, с большинством из которых торговля осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования. Со странами СНГ установлен режим свободной торговли, а с Россией, Беларусью и Украиной начата работа по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). В рамках Евразийского экономического сообщества продолжается работа по созданию Таможенного союза и формированию Общего таможенного тарифа.

Вместе с тем остаются проблемы, связанные с сырьевой направленностью казахстанского экспорта, барьерами со стороны отдельных торговых партнеров, низкой долей продукции обрабатывающих отраслей промышленности, отсутствием системы продвижения и поощрения экспорта товаров и слабым менеджментом на предприятиях, имеющих внешнеторговый потенциал»[4].

Особое внимание уделяется вопросам формирования единого экономического пространства (ЕЭП) России, Казахстана, Украины и Беларуси. Они всесторонне обсуждались на заседании Совета руководителей таможенных служб ЕврАзЭС, а также заседаниях групп высокого уровня по созданию ЕЭП. Первый заместитель председателя комитета входит в состав Главного Внешнеэкономического Управления, а ряд должностных работников - в состав рабочих и экспертных групп, которые принимают непосредственное участие в разработке международных правовых документов по формированию ЕЭП. «Так рабочей группой по блоку "Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное администрирование" разрабатывается 30 международных правовых документов по формированию ЕЭП. Казахстанская сторона разработала семь проектов, в том числе касающихся вопросов определения таможенной стоимости товаров, единых правил применения импортных, экспортных и тарифных квот, единых условий транзита, а также упрощения процедур контроля перемещения физических лиц и принадлежащих им транспортных средств через границы между государствами - участниками единого экономического пространства». [5]

Одной из острых проблем, наносящей серьезный урон экономике Казахстана является нарушение таможенного права. Нарушением таможенного законодательства признаются противоправные действия или бездействия лица, посягающие на установленный порядок перемещения товаров и ТС через таможенную границу, таможенный контроль и таможенное оформление, а также уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов.

За выше перечисленные нарушения законодательства может быть предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени общественной опасности таких нарушений.

Целью данной дипломной работы является исследование вопроса административной и уголовной ответственности за нарушения таможенного права участников внешнеэкономической деятельности, а также ответственности должностных лиц за неправомерные решения в области таможенного права.

Этот вопрос мало изучен в научной литературе, в основном вопросы, касающиеся нарушения таможенного права рассматриваются в других отраслях права и не выделены в отдельные институты исследования. Поэтому автор дипломной работы сделает попытку объединить вопросы различной ответственности за нарушение таможенного права и придать им единую исследовательскую направленность.

Исследовательская часть дипломной работы опирается на теоретические труды Алибекова С.Т., Сарсембаев М.А..Некрасова В.А.. Джандарбекова И.А., а также в работе использованы материалы уголовного права, административного права, криминологии, социологии и других наук.

Данная дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается вопрос об административной ответственности за нарушения таможенного права. Вторая глава посвящена вопросу уголовной ответственности за нарушение таможенного права. В третьей главе дается анализ правовой ответственности должностных лиц за нарушение таможенного права.

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

1.1 Принципы перемещения товаров через таможенную границу

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу определены в главе 2 Таможенного Кодекса Республики Казахстана (далее ТК РК).[6]

1. Принцип обеспечения провоза товара через таможенные границы государств. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также транзит через таможенную территорию РК, за исключением случаев, предусмотренных ТК РК и международными договорами, ратифицированными РК (ст. 8 ТК РК). [6]

2. Принцип запрета провоза через таможенные границы товаров, т. е. соблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров и ТС через таможенную границу РК, означает запрет перемещения товаров, наносящих урон национальным и общечеловеческим ценностям. Ввоз и вывоз таких товаров на таможенную территорию запрещен внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами, исходя из интересов государственной безопасности, морально-нравственных интересов, защиты здоровья и жизни населения, охраны окружающей среды, животных, растений, охраной художественного, исторического и археологического достояния страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других жизненно важных интересов РК. Запрещенные к ввозу или провозу товары должны быть незамедлительно возвращены либо выдворены за пределы РК, если не предусмотрена санкция в виде конфискации (ст. 12 ТК РК). [6]

Хранение запрещенных товаров на складе предусмотрено в течении трех суток. После происшествия этого времени товары переходят под иной таможенный режим. Если таможенный режим не будет заявлен, то товары переходят в собственность государства. Запреты на ввоз в Республику Казахстан и вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681. «К товарам, запрещенные к ввозу в Республику Казахстан относятся: оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему, оружие массового поражения, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового; наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также приспособления для их употребления; печатные и изобразительные материалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, расизм, а также материалы порнографического содержания; озоноразрушающие вещества» [7]. Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РК, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных ТК РК, -- выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РК или законодательством РК. К товарам, запрещенным к вывозу, кроме перечисленных, относятся: произведения искусства, предметы старины и иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или культурную ценность; представители животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу и рога сайгака; аннулированные ценные бумаги. Указанные выше товары и предметы могут быть вывезены в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, решениями Правительства Республики Казахстан или по особым разрешениям Министерства культуры, информации и общественного согласия РК, а также в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. [8]

Ограничения действуют при прямых указаниях на это в законодательстве РК и (или) в нормах международных соглашений Казахстана. Необходимо учесть, что акты, устанавливающие такие ограничения, должны быть опубликованы не менее чем за 30 дней до введения санкций. Ограничения могут быть временными и постоянными. Исходя из мер экономической политики РК на данный период времени. Расходы, возникшие у лиц, указанных в ст. 12 ТК РК, декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РК или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещаются.

3. Принцип обязательного таможенного оформления товаров и ТС, перемещаемых через таможенную границу и таможенного контроля. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, согласно ст. 10 ТК РК, подлежат таможенному оформлению в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РК и таможенному контролю согласно ст. 15 ТК РК. [6]

4. При осуществлении таможенного оформления и контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Республики Казахстан.

5. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

6. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством РК (ст.13 ТК РК). [6]

После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

7. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут:

1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной казахстанским лицом, -- казахстанское лицо, которое заключило такую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом:

лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РК;

иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РК и (или) Таможенным Кодексом РК для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. [9]

В случаях, предусмотренных казахстанским законодательством в отношении товаров, таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей.

1.2 Административные правонарушения таможенных правил

Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:

· порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан;

· порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

· порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользование ими. [10]

Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько перечисленных объектов.

К понятию субъекта правонарушений таможенного права законодатель относит физических и юридических лиц (отечественные и иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также должностных лиц.

Должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если в их служебные обязанности входило обеспечение выполнения установленных требований, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Привлечение к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (непосредственных нарушителей) не освобождает должностных лиц и иных работников от ответственности. Должностные лица наравне с физическими лицами подлежат ответственности при совершении противоправных действий или бездействия умышленно или по неосторожности.

Только действие непреодолимой силы может освободить от ответственности юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

В целом применение мер воздействия за нарушения таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и налогов. Ответственность наступает, если правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности, хотя привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, не освобождает юридическое лицо и индивидуальных предпринимателей от ответственности за нарушения таможенных правил.

Важной частью ответственности является административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие уставов в случаях нарушений ими таможенных правил. [11]

В качестве юридических лиц несут административную ответственность воинские части и другие воинские подразделения Казахстана и межгосударственные образования (в состав которых входит Республика Казахстан), органы внутренних дел и национальной безопасности. На общих основаниях такая ответственность распространяется на иностранные юридические и физические лица.

Законодательство предусматривает освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил при их малозначительности.

Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) содержит главу 26 "Административные правонарушения в сфере таможенного дела" и включает статьи 400-438. [10].

Административная ответственность наступает за совершение следующих правонарушений:

Нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 400 КоАП);

Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Республики Казахстан (ст. 401 КоАП);

Неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Республики Казахстан (ст. 402 КоАП);

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 403 КоАП);

Непредоставление товаров и транспортных средств в месте доставки (ст. 404 КоАП);

Выдача без разрешения таможенного органа Республики Казахстан, утрата или недоставление в таможенный орган Республики Казахстан товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 405 КоАП);

Неостановка транспортного средства (ст. 406 КоАП);

Отправление транспортного средства без разрешения таможенного органа Республики Казахстан (ст. 407 КоАП);

Причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 408 КоАП);

Неправомерные операции, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено (ст. 410 КоАП);

Грузовые и иные операции, проводимые без разрешения таможенного органа Республики Казахстан (ст. 411 КоАП);

Изменение, удаление, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации (ст. 412 КоАП);

Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств декларантом (ст. 413 КоАП);

Нарушение сроков представления таможенному органу Республики Казахстан таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст. 414 КоАП);

Непредставление таможенному органу Республики Казахстан отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 415 КоАП);

Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения и проведения операций с ними (ст. 417 КоАП);

Нарушение порядка переработки товаров и замена продуктов переработки (ст. 418 КоАП);

Невывоз за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств (ст. 421 КоАП);

Нарушение порядка уничтожения товаров (ст. 422 КоАП);

Неправомерные операции, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим (ст. 423 КоАП);

Несоблюдение порядка применения мер нетарифного регулирования и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 424 КоАП);

Перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан физическими лицами с нарушением упрощенного, льготного порядка (ст. 425 КоАП);

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан помимо таможенного контроля (ст. 426 КоАП);

Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 427 КоАП);

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 428 КоАП);

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 429 КоАП);

Транспортировка, хранение, приобретение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением таможенных правил (ст. 430 КоАП);

Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей и налогов (ст. 431 КоАП);

Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей и налогов или их занижение (ст. 432 КоАП);

Действия, направленные на возврат без надлежащих оснований уплаченных таможенных платежей и налогов, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение (ст. 433 КоАП);

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей и налогов (ст. 434 КоАП);

Неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, решений таможенных органов Республики Казахстан (ст. 435 КоАП);

Невыполнение должностными лицами и иными работниками требований, действующих в таможенном деле (ст. 438 КоАП).

Всего Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено 33 состава. Для уяснения сути выше перечисленных составов правонарушений необходимо определить смысл некоторых основных положений и терминов.

Под товаром в таможенном праве понимается любой движимый предмет материального мира, валюта, валютные ценности, все виды энергии и транспортные средства. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, предусмотренном ст.9 ТК РК, которая устанавливает, что условиями перемещения товаров и транспортных средств при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан являются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан [13]. При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан условием перемещения является подача таможенной декларации или иное действие, направленное на вывоз товаров и транспортных средств. К иным действиям относятся:

1) вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Республики Казахстан, в зону таможенного контроля;

2) подача лицом, перемещающим товары и транспортные средства, уведомления о вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Казахстан;

3) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через таможенную границу Республики Казахстан с целью выезда с таможенной территории Республики Казахстан;

4) сдача товаров лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, либо международных почтовых отправлений организациям, оказывающим международные почтовые услуги, для отправки за пределы таможенной территории Республики Казахстан. [10, стр.37]

Порядок перемещения через таможенную границу валютных ценностей: валюты РК, ценных бумаг, номинированных в валюте РК, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством РК о валютном регулировании и валютном контроле и Таможенным Кодексом (ч.3 ст.9 ТК РК) [6].

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан регулируется главой 10 ТК РК. Порядок осуществления предварительных операций при перемещении товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан установлен ст.53 ТК РК. При пересечении таможенной границы Республики Казахстан, которое допускается только в пунктах пропуска, определяемых в соответствии со статьей 55 ТК РК лицо, перемещающее товары и транспортные средства обязано, в возможно короткие сроки доставить товары, транспортные средства и документы на них в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска. В зависимости от вида транспорта, которыми перемещаются товары и ТС пунктами пропуска могут быть: 1) аэропорт назначения или первый аэропорт на таможенной территории Республики Казахстан, в котором воздушное судно, перевозящее товары, совершает посадку и производит разгрузку товаров; 2) первый порт разгрузки или порт перегрузки на таможенной территории Республики Казахстан, если товары перемещаются морским транспортом; 3) если товары перемещаются другими видами транспорта, то первый таможенный орган в пути следования; 4) если трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, - места установки приборов коммерческого учета, согласованные с уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Пересечением товаров и транспортных средств таможенной границы Республики Казахстан является фактическое перемещение товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Казахстан. [8, стр.44]

Перевозчик (лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства) либо лицо, перемещающее товары, обязаны уведомить таможенный орган, расположенный в пункте пропуска, о пересечении таможенной границы Республики Казахстан путем представления товаров, транспортных средств и товаросопроводительных документов на них.

Предварительным таможенным оформлением в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан являются действия, предшествующие основному таможенному оформлению и осуществляемые для недопущения перемещения на таможенную территорию Республики Казахстан запрещенных товаров. При этом допускается осуществление погрузочно-разгрузочных операций с товарами и транспортными средствами в местах, специально выделенных и оборудованных для этого. Основное таможенное оформление товаров может производиться в пункте пропуска через таможенную границу Республики Казахстан при наличии условий, необходимых для таможенного оформления. В противном случае перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них в определенные таможенным органом места и сроки в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Доставка товаров, транспортных средств и документов на них осуществляется в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, предусмотренной главой 12 ТК РК.

Таможенные процедуры при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан регулируется нормами глава 14 ТК РК. Вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан допускается после выпуска товаров согласно заявленному таможенному режиму, применимому к вывозимым товарам, в соответствии с разделом 6 ТК РК. Согласно ст. 112 ТК РК Таможенные процедуры при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан включают следующие таможенные операции:

«1) уведомление таможенного органа отправления лицом, перемещающим товары, о намерении их вывоза за пределы таможенной территории Республики Казахстан, которое осуществляется путем представления таможенной декларации, документов и сведений;

2) осуществление таможенного оформления;

3) доставка товаров и транспортных средств до пункта пропуска на таможенной границе Республики Казахстан;

4) уведомление таможенного органа назначения путем представления перевозчиком товаров, транспортных средств и документов, необходимых для таможенных целей;

5) фактический вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан». [6]

При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан документами контроля доставки товаров является грузовая таможенная декларация, на которой проставляется соответствующий штамп с указанием места и срока доставки товаров и транспортных средств. Срок определяется в соответствии со статьей 79 ТК РК. Существуют определенные требования, предъявляемые к товарам и транспортным средствам при их вывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан, указанные в ст. 115 ТК РК. Товары должны быть фактически вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан в том же количестве и состоянии, в котором они были в момент их помещения под определенный таможенный режим, кроме изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения. Подтверждением фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан являются таможенные штампы, заверенные личной номерной печатью должностного лица таможенного органа назначения, на документах контроля доставки, в которых указывается дата выезда через пункты пропуска. Если вывоз товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан не осуществлен, то лицо, перемещающее товары, либо перевозчик несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, за исключением случаев действия непреодолимой силы либо вследствие аварии.

Таможенное оформление транзитных грузов, при вывозе их за пределы РК регламентируется главами 12 и 27 ТК РК, совместным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министра СХ РК, Министра здравоохранения РК, Директора Пограничной службы КНБ РК и Председателя АТК РК (май 2004 года) « Об утверждении Правил взаимодействия должностных лиц таможни "Достык" АТК РК, работников станции "Достык" АО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы", должностных лиц Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, военнослужащих Отдельного КПК "Дружба" Пограничной службы КНБ РК и сотрудников контролирующих служб при таможенном оформлении грузов, перемещаемых через государственную границу железнодорожным и автомобильным транспортом». [14]

Рассмотрим более подробно некоторые правонарушения таможенного права в том порядке их наиболее частого нарушения. Самым часто встречаемым правонарушением таможенного права является деяние, предусмотренное статьёй 405 КоАП РК «Выдача без разрешения таможенного органа Республики Казахстан, утрата или недоставление в таможенный орган Республики Казахстан товаров, транспортных средств и документов на них» Объектом данного правонарушения, предусмотренного является установленный порядок таможенного оформления и таможенного контроля.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 405 КоАП РК, заключается в:

выдаче без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств;

утрате находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств;

недоставлении в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств. [15]

Противоправные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 405 КоАП РК, могут совершаться с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами при осуществлении предварительных операций таможенного оформления, а также товарами и транспортными средствами, помещенными под некоторые таможенные режимы. Таможенным законодательством установлено, что перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства в определенное таможенным органом место (ст. 58 ТК РК). Владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада временного хранения обязаны исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля находящихся под таможенным контролем товаров (ст. 97, 131, 151, 244 ТК РК). Выдача без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара (транспортного средства) заключается в его передаче как владельцу товара, так и третьим лицам с юридическим оформлением факта передачи или без такового.

Под утратой следует понимать выбытие товаров (транспортных средств) из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров. В случаях, когда товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, доставлены не в таможенный орган, а на склад получателя, но при этом товар не был выдан (товар фактически не передан и (или) юридически не оформлен факт передачи) и срок доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в определенное таможенным органом место), признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 405, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по ст. 412 (при изменении, удалении, уничтожении, повреждении либо утрате средств идентификации, примененных таможенным органом), ст. 411 (при проведении грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа). Если к моменту обнаружения факта прибытия транспортного средства с перевозимым на нем товаром не в таможенный орган, а в место расположения получателя истек срок доставки товара, то данное обстоятельство может расцениваться как недоставление в определенное таможенным органом место.

Субъектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают лица, на которых согласно требованиям таможенного законодательства возлагались соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, а также документов на них. Это, прежде всего, перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. При определении субъекта ответственности при осуществлении перевозок находящихся под таможенным контролем товаров железнодорожным транспортом необходимо исходить из того, что привлечению к ответственности подлежит железная дорога, а не отделение этой железной дороги, даже если оно имеет статус юридического лица. Данный вывод следует из анализа действующих нормативных правовых и иных актов, регулирующих порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и розыске недоставленных товаров, устанавливающих ответственность железных дорог перед таможенными органами, а также определяющих полномочия железных дорог в сфере организации и контроля за перевозочным процессом по железнодорожным магистралям[14]. При привлечении к ответственности перевозчика также должен быть рассмотрен вопрос об ответственности водителя транспортного средства.

Следующим по количеству нарушений являются деяния, предусмотренные статьей 429 КоАП РК «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств». Объектом этого административного правонарушения является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1,2. ст. 429 КоАП РК, выражается в форме бездействия и состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств, а именно незаявление грузовой таможенной декларации на товары и транспортные средства в сроки, предусмотренные ст. 380 ТК РК. Общий срок подачи таможенной декларации составляет 30 дней с даты представления таможенному органу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан. Указанные сроки исчисляются со дня представления товаров и транспортных средств таможенному органу в месте доставки. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день таможенного органа. Несоблюдение указанных сроков образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 414 КоАП РК [12]. При этом правонарушение начинается на следующий после истечения сроков подачи таможенной декларации день.

В соответствии со ст. 372 ТК РК товары подлежат декларированию в таможенном органе при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан, изменении таможенного режима, кроме случаев обращения товара в собственность государства по решению суда. Декларирование товаров производится в таможенном органе, где осуществляется таможенное оформление товаров, если иное не установлено таможенным законодательством Республики Казахстан (ст. 373 ТК РК). Применительно к рассматриваемой статье сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, необходимые и достаточные для принятия таможенным органом решения о выпуске (условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим.

В соответствии с ч. 2 ст. 378 ТК РК требования к форме и порядку декларирования товаров в случаях, не урегулированных ТК РК, определяются уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2. ст. 429 КоАП РК, выражается в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.2 ст. 429 КоАП РК, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о товарах и транспортных средствах (наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств), их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ