Ответственность за нарушение таможенного права
p align="left">Если выше перечисленные деяния совершены в крупном размере, то наступает уголовная ответственность по статье 213 УК. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять тысяч месячных расчетных показателей [24].При непоступлении по истечении 180 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных товаров на таможенную территорию РК и невозвращении в течение указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортера, импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей указанной суммы оплаты. Сделки, предусматривающие превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой ею таможенного оформления, могут быть осуществлены только при наличии лицензии НБ РК на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. Под "днем оплаты" в данном случае подразумевается дата проведения банковской операции по списанию средств со счета банка импортёра. Под "датой таможенного оформления" импортируемого товара понимается дата принятия ГТД таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление товара [32]. Непосредственный объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере валютного регулирования внешнеэкономической деятельности, расчеты в которой совершаются в иностранной валюте. Дополнительный объект данного преступления - порядок проведения расчетов в иностранной валюте. Предмет преступления - иностранная валюта, то есть валюта иностранных государств (ст. 1-1 Закона Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года «О валютном регулировании» [42]). Объективная сторона настоящего преступления - бездействие в виде невозвращения в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Республики Казахстан обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Казахстан, когда виновное лицо имело возможность осуществить это. Крупный размер определен в примечании к настоящей статье как сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая установленном Национальным Банком Республики Казахстан. Иностранная валюта, получаемая резидентами в качестве оплаты за товары и услуги, а также в качестве кредита, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено в лицензии Национального Банка Республики Казахстан, полученной данным резидентом в соответствии со ст. 4 настоящего Закона (ст. 8 Закона «О валютном регулировании»). [43] Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте, которые подлежат перечислению в уполномоченный банк Республики Казахстан, и желает этого. Субъект преступления специальный - руководитель организации, достигший 16 лет, вменяемый. 2.3 Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов Ответственность за преступление «Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов» предусмотрена ст. 214 Уголовного Кодекса Республики Казахстан [24]. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу месячных расчетных показателей [24]. Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования. Таможенно-тарифное регулирование основано на Законе РК от 24 декабря 1991 г. «О таможенном тарифе и пошлине» и Таможенном кодексе Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года, которыми установлен порядок формирования и применения таможенного тарифа, применяемого при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, а также правил обложения таможенной пошлиной этих товаров и иных предметов. [44] Предметом настоящего преступления являются таможенные платежи, к которым относятся: таможенная пошлина, таможенные сборы, плата за предварительное решение. Кроме того, таможенные органы взимают также налог на добавленную стоимость и акцизы на импортируемые товары в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами. Также таможенные органы Республики Казахстан в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, взимают антидемпинговые, защитные компенсационные пошлины (ст. 290 Таможенного кодекса) [6]. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара (ст. 305 Таможенного кодекса) [6]. Объективная сторона данного преступления характеризуется бездействием в виде уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов, подлежащих уплате в полном объеме или частично. При этом необходимо, чтобы в соответствии с примечанием к настоящей статье стоимость неуплаченных таможенных платежей и сборов составляла крупный размер, то есть превышала одну тысячу месячных расчетных показателей. Следует также установить наличие обязанности виновного лица уплатить конкретные таможенные платежи и сборы и возможности их уплатить. Лица, перемещающие через таможенную границу Республики Казахстан товары, транспортные средства, обязаны уплачивать таможенные платежи. Таможенные платежи уплачиваются до или в день регистрации таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации (ст. 323, 324 Таможенного кодекса). [45] В порядке, определяемом уполномоченным государственным органом по вопросам таможенного дела, таможенные органы предоставляют отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин на импортируемые сырье и материалы, предназначенные для промышленной переработки. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин не может превышать трех месяцев со дня принятия таможенной декларации (ст. 332, 334-337 Таможенного кодекса РК) [24]. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов может выражаться: в заявлении недостоверных сведений, повлекших освобождение от таможенных платежей и налогов или занижение их размера; в предоставлении документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение в неполном объеме; в нарушении сроков уплаты таможенных платежей и сборов. Состав данного преступления формальный, т. е. оно будет окончено с момента истечения срока уплаты таможенных платежей и сборов. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей и сборов в крупном размере, и желает этого. Субъект преступления - вменяемое, физическое лицо, достигшее 16 лет. В ч. 2 ст. 214 предусмотрены следующие квалифицированные признаки данного преступления: совершение преступления неоднократно, должностным лицом с использование своего служебного положения, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). Данное преступление будет квалифицироваться как совершенное неоднократно в том случае, если будет установлен факт совершения уклонения от уплаты таможенных платежей и сборов два и более раза. При этом обязательно установление факта, что предыдущая судимость за данное преступление не снята или не погашена либо за ранее совершенное уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов лицо не было освобождено от уголовной ответственности, либо не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Должностным лицом, совершившим данное преступление с использованием своего служебного положения, признается лицо, которое подолгу службы обязано осуществлять контроль за уплатой таможенных платежей и сборов. Организованной группой признается в соответствии с ч. 3 ст. 31 УК устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения настоящего преступления. Преступным сообществом (преступной организацией) признается сплоченная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях (ч. 4 ст. 31 УК) [24]. За 11 месяцев 2005 таможенными органами по уголовным делам изъято товаров почти на 379 млн. тенге, в доход государства конфисковано товаров на 160,3 млн. Государству возмещен ущерб более чем на 240 млн. тенге. Выявлено 427 фактов контрабанды наркотиков, изъято свыше 2 012 кг. наркотических средств, в том числе 108.5 кг. героина [5]. В 2006 году таможенными органами непосредственно на границе самостоятельно выявлено 194 факта незаконного оборота наркотических средств, изъято свыше 284,8 кг различных наркотических средств, в том числе героина 111,9 кг [38]. Выявленная сумма товаров ввезенных контрабандным путем по уголовным делам составила 76 млрд. тенге. Наложено штрафов на сумму 319 млн. тенге. Всего возбуждено 687 уголовных дел и 15372 административных правонарушения. Возмещено ущерба государству (также в результате доначисления по результатам проверок) на сумму выше 3,466 млрд. тенге. [46] В целях усиления контроля за улучшением таможенного администрирования за фактически перемещенными товарами и транспортными средствами через казахстано-китайскую границу на всем протяжении границы работают мобильные группы Комитета таможенного контроля. В результате этого удалось по согласованию со всеми контролирующими органами и сопредельной стороной наладить единый режим работы пунктов пропуска, увеличить среднее взыскание причитающихся таможенных платежей и налогов с одного автотранспортного средства, преградить возможные пути контрабанды. [47] Между тем, исходя из реалий времени, нельзя не учитывать угрозу развития терроризма и экстремизма, которые признаны мировым сообществом глобальной проблемой человечества. Таможенными органами предприняты практические меры по усилению пунктов пропуска на южном, юго-западном и западном направлениях, пересмотрены процедуры таможенного контроля в отношении международного перемещения делящихся радиоактивных материалов, стратегического вооружения, а также продукции двойного назначения. Совместно с другими правоохранительными органами выявлено 35 фактов незаконного перемещения через таможенную границу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Изъято 18 единиц огнестрельного оружия, 493 кг. взрывчатых веществ и 1 687 единиц боеприпасов. Также обнаружена и изъята сокрытая от таможенного контроля религиозная литература в количестве 7 747 брошюр, пропагандирующая идею религиозного экстремизма. В соответствии с государственной программой борьбы с терроризмом таможня и впредь намеревается работать в данном направлении [5]. Многие авторы в теории среди нарушений таможенного права, за которые предусмотрена уголовная ответственность, выделяют ограниченный круг деяний, а именно «Экономическая контрабанда», «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и «Уклонение от уплаты таможенных платежей и боров». Все эти преступления посягают на один и тот же родовой объект: на общественные отношения в сфере экономики. На практике же видно, что многие преступления, посягающие на другие родовые объекты также можно отнести к преступлениям в области таможенного права. Это ряд трансграничных преступлений таких, например, как: контрабанда, изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено (ст. 250 УК РК); незаконная перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ, предусмотренных ст. 259 УК РК; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.243 УК РК). Также к преступлениям, непосредственно связанными с нарушением пересечения таможенной границы можно отнести преступления Умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Казахстан (ст. 330 УК РК); Организация незаконной миграции (ст.330-2 УК РК). 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Таможенные органы Республики Казахстан согласно ст. 16 ТК РК -- это государственные органы, которые в пределах своей компетенции участвуют в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляют таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, а также выполняющие иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. Экономическая безопасность государства во многом зависит от работы таможенных органов, которые должны содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли и экономики Республики Казахстан и способствовать ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан. Таможенные органы обязаны соблюдать законные права участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела и защищать интересы государства; рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа и должностных лиц таможенного органа [8, стр.53]. Таможенные органы имеют право осуществлять дознание по делам о преступлениях в сфере таможенного дела в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан; рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и налагать административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. Деятельность таможенных органов не сводится только к фискальной деятельности, т.е. взимание таможенных платежей и налогов, но оказывать в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической и иной деятельности содействие в реализации их прав, принимать решения о выдаче лицензий, решений, разрешений, квалификационных аттестатов на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан; исполнять в пределах своей компетенции судебные акты, письменные поручения прокуроров, а также других лиц правоохранительных органов, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действии (ст.23,24 ТК РК) [8, стр.55]. Неисполнение обязанностей должностными лицами таможенных органов влечёт ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц определяется главой 72. ТК РК ст. 527. и ст. 528 ТК РК [6]. Таможенные органы за нарушение таможенного законодательства Республики Казахстан несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Вред, причиненный в результате издания таможенными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Перевозчик, экспедитор или другие лица, перемещающие товары и перевозочные средства через таможенную границу Республики Казахстан, несут ответственность за нарушение таможенного законодательства. Должностные лица станции "Достык" АО "НК "Казакстан темiр жолы" допустившие нарушения, несут ответственность предусмотренную действующим таможенным законодательством, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований установленных международными договорами Республики Казахстан, таможенным законодательством, а также иными нормативными правовыми актами, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. « АО "ВЖДО" несет материальную ответственность за ущерб: 1) причиненный за хищение, порчу, недостачу товарно-материальных ценностей в результате не обеспечения соответствующей охраны; 2) нанесенный уничтожением или повреждением охраняемых грузов, посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, в результате ненадлежащего исполнения сотрудниками АО "ВЖДО" своих обязанностей. За неправомерные решения, действия и равно бездействия, сотрудники таможенных органов, военнослужащие ОКПП, работники железной дороги, АО "ВЖДО", должностные лица контролирующих органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан». [48] Неправомерные действия должностных лиц таможенных органов могут быть обжалованы в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан. Упрощенный порядок обжалования решения, действий (бездействия) таможенного органа и должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с письменной жалобой к руководителю таможенного органа. Жалоба, поданная в упрощенном порядке, подлежит незамедлительному рассмотрению, и решение по ной должно быть принято в день подачи жалобы. При рассмотрении жалобы в упрощенном порядке руководи шлем таможенного органа, рассматривающим жалобу, составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке, в котором указываются сведения о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. Акт о рассмотрении жалобы подписывается руководителем таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Любое лицо, а также его представители вправе обжаловать в таможенные органы, в том числе в вышестоящий таможенный орган либо уполномоченный орган по вопросам таможенного дела и (или) в суд решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, если таким решением и (или) действиями (бездействием) нарушены права и интересы этого лица, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность. Также могут быть обжалованы нормативные правовые акты Республики Казахстан в сфере таможенного дела, изданные уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Подача жалобы в суд приостанавливает исполнение решения по жалобе. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемых решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, за исключением случаев: когда вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству Республики Казахстан; обжалования уведомления о взыскании задолженности и пени. Лицо вправе в упрощенном порядке обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа руководителю вышестоящего таможенного органа, а действия (бездействие) должностного лица таможенного органа - руководителю таможенного органа или лицу, его замещающему, где проходит службу должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа, если стоимость товаров и транспортных средств, в связи с перемещением которых было принято решение, совершены действия (бездействие), а также иные действия, обжалуемые лицом и повлекшие по мнению лица неправомерные расходы, не превышает ста месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Решение вышестоящего таможенного органа или уполномоченного органа по вопросам таможенного дела, рассматривающего жалобу, принимается в письменной форме и должно содержать: · наименование органа, рассмотревшего жалобу; · должность, фамилию и инициалы должностного лица органа, принявшего решение по жалобе; · фамилию и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой; · краткое существо жалобы; · принятое по жалобе решение; · доводы и основания принятого решения; · принятые меры в отношении должностного лица, допустившего нарушение в сфере таможенного дола; · сведения о порядке обжалования принятого решения. Лицу, обратившемуся с жалобой, направляется копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа и должностного лица таможенного органа может быть подана в срок до одного года: со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав в сфере таможенного дела, создании препятствий к их реализации либо возложении какой-либо обязанности, не предусмотренной таможенным законодательством Республики Казахстан; со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или должностным лицом этого органа предусмотренного таможенным законодательством Республики Казахстан решения. Жалоба на уведомление таможенного органа о взыскании задолженности и пени должна быть подана в срок до десяти дней. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен в судебном порядке на основании письменного заявления лица, обратившегося с жалобой. Жалоба подается в письменной форме. В жалобе должны быть указаны: дата подачи жалобы; наименование таможенного органа или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которого обжалуются; фамилия, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения; существо обжалуемого решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа; Обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемыми решением, действиями (бездействием) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа нарушены его права, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для существа жалобы. Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе прилагаются документы и (или) материалы (при их наличии), подтверждающие неправомерность решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа. По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела: признает решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа правомерными; признает неправомерными решение, действия (бездействие) таможенного органа или должностного лица таможенного органа полностью либо частично и обязывает принять в пределах его компетенции новое решение. Если вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу, признает это необходимым, то по одной жалобе может быть принято несколько решений, не исключающих друг друга. Орган, рассматривающий жалобу, при признании неправомерными решения, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа или ненадлежащего исполнения этим лицом возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению должностного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Лицо, обратившееся с жалобой, может отозвать ее на любой стадии до принятия решения по жалобе. Отзыв оформляется в письменной форме с указанием мотивов, послуживших основанием для отзыва жалобы. Жалоба должна быть рассмотрена и по ней должно быть принято решение в срок не позднее пятнадцати дней начиная с даты регистрации жалобы, за исключением жалоб, требующих дополнительного изучения и (или) проверки. Жалоба, требующая дополнительного изучения и (или) проверки, должна быть рассмотрена в срок до одного месяца со дня ее регистрации. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемых решения, действий (бездействия) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа, за исключением случаев: ¦когда вышестоящий таможенный орган или уполномоченный орган по вопросам таможенного дела, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые решение, действия (бездействие) таможенного органа и (или) должностного лица таможенного органа не соответствуют таможенному законодательству Республики Казахстан; обжалования уведомления о взыскании задолженности и пени. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным органом либо уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Жалоба на решение, действия (бездействие) должностною лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу это должностное лицо, или вышестоящим таможенным органом, а на решение, действия (бездействие) руководителя таможенного органа - вышестоящим таможенным органом, уполномоченным органом по вопросам таможенного дела. Oт имени таможенного органа решение по жалобе принимает руководитель этого таможенного органа или лицо, его замещающее. При этом рассмотрение жалобы не может производиться должностным лицом таможенного органа, принимавшим решение, совершившим действия (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом. Жалоба лица подлежит обязательной регистрации в соответствующем органе в день ее поступления. Таможенный орган не вправе отказать в регистрации жалобы. Жалоба лица, зарегистрированная в установленном порядке, рассматривается соответствующим таможенным органом по существу жалобы. Жалоба не рассматривается по существу в случаях, когда: не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо заявление о восстановлении пропущенного срока отклонено; жалоба не подписана или подписана лицом или его представителем, надлежащим образом не подтвердившим свои полномочия; предметом жалобы являются решение, действия (бездействие) иного органа, не правомочного в сфере таможенного дела. Повторная жалоба, в которой не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, не подлежит рассмотрению, если по ней имеется исчерпывающий материал, и лицу, обратившемуся с жалобой, в установленном порядке предоставлен ответ. Уведомление об отказе в рассмотрении жалобы направляется в письменной форме лицу, обратившемуся с жалобой, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации с указанием причин отказа Таким образом, говоря об ответственности должностных лиц таможенных органов за неправомерные действия и решения в области таможенного права, можно сделать вывод, что в основном это административная, дисциплинарная и материальная ответственность. Любые неправомерные действия должностных лиц могут быть обжалованы. За грубейшие нарушения таможенного права, признанные преступлениями должностные лица таможенных органов несут уголовную ответственность на общих основаниях. Так как служба в таможенных органах является особым видом государственной службы, то за коррупционные преступления против государственной службы должностные лица несут уголовную ответственность по статьям главы 13 Уголовного Кодекса Республики Казахстан [24]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение проблемы ответственности за нарушения таможенного права является актуальной и необходимой. Актуальность данного вопроса состоит в том, что во взаимоотношениях таможенных органов с субъектами правоотношений часто возникают проблемы законности совершения действий, направленных на осуществление таможенного дела и таможенной политики как со стороны участников внешнеэкономической деятельности, так и со стороны таможенных органов. Такие противодействия таможенному законодательству нарушают порядок таможенного администрирования, а также права участников внешнеэкономических отношений. Необходимость исследования проблемы ответственности за нарушения таможенного права заключается в решении вопросов совершенствования таможенного законодательства, усиления и эффективности ответственности за нарушения и профилактики их совершения. Нарушением таможенных правил признается противоправное действие или бездействие лица, посягающего на порядок, установленный таможенным законодательством РК и международными договорами. Так, на таможенные органы возложен контроль порядка перемещения через таможенную границу РК товаров и транспортных средств, включая применения таможенных режимов, обложения и уплаты таможенных платежей и налогов, предоставления и пользования таможенными льготами, за которые предусмотрена ответственность. Нарушения таможенного законодательства предусматривают 2 вида ответственности: административную (согласно Кодексу РК об административных правонарушениях) и уголовную (согласно Уголовному кодексу РК, далее - УК РК). Административная ответственность наступает, если правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности, хотя привлечение к уголовной ответственности за совершение преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, не освобождает юридическое лицо и индивидуальных предпринимателей от ответственности за нарушения таможенных правил. Нарушения таможенного права ведут к возрастанию экономических преступления, что в целом влияет на экономическую безопасность Республики Казахстан. В целом, проблема снижения размеров нелегальной экономики должна решаться в комплексе с реализацией других государственных и отраслевых программ развития. «Наиболее эффективным путем выявления экономических правонарушений в настоящее время станет сочетание традиционных форм оперативно-розыскной деятельности и технологий аналитического поиска на основе использования возможностей специализированного программного обеспечения» [50]. Формирование разнообразных баз данных (правоохранительных, налоговых, таможенных, регистрирующих, лицензирующих и других государственных органов, информационных и рекламных агентств) их обработка с помощью специализированных программных продуктов позволяют прогнозировать развитие ситуации в теневом секторе экономики, выявлять первичные признаки подготавливаемых и совершаемых экономических преступлений с целью их пресечения или предотвращения. Несмотря на серьезность угрозы экономической преступности для национальной безопасности, до сих пор в стране нет специализированных исследовательских структур, осуществляющих углубленный анализ, прогнозирование и стратегическое "видение" экономической преступности. Не проводятся научные комплексные исследования в различных сферах экономики на предмет выявления различных угроз для экономической безопасности, не разрабатываются единые типовые методики выявления экономических правонарушений. Недостаточно обеспечивается работа по переподготовке и регулярному повышению квалификации сотрудников государственных органов, ведущих борьбу с правонарушениями в сфере экономики, в том числе путем привлечения зарубежных экспертов. Из-за отсутствия доступа к информационным базам данных государственных органов и организаций, государственные органы, осуществляющие борьбу с экономическими правонарушениями, теряют возможность оперативного и своевременного пресечения противоправных проявлений в сфере экономики В рамках СНГ в целях выработки стратегии и укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики были приняты Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, а также Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики. Необходимо дополнить Уголовный кодекс Республики Казахстан статьей, предусматривающей уголовную ответственность за невозвращение на территорию республики предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Казахстана и зарубежных стран, а также внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. Настоящие предложения вытекают из необходимости приведения таможенной сферы республики в соответствие с международной практикой деятельности таможенных служб, поскольку она должна стать действенным экономическим рычагом внешней и внутренней политики страны и потребностей общества в целом. Таможенные органы необходимо приравнять к другим правоохранительным органам, что, несомненно, положительно скажется на взаимодействии государственных органов, экономической безопасности страны и соблюдении прав и интересов граждан. При решении вопроса об ответственности за нарушения таможенного права нельзя не уделять внимание вопросам углубления международного сотрудничества, выхода на качественно новый уровень во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья по таможенным вопросам, развития взаимодействия и обмена информацией с таможенными службами сопредельных государств. Необходимо изучать зарубежный опыт по внедрению новых информационных технологий и разработка на этой основе программы "электронной таможни" как составной части "электронного правительства". Во исполнение постановления Правительства РК "О создании единой государственной системы контроля за автомобильными перевозками на территории Республики Казахстан" от 08.09.2000 г. за № 1358 [25], а также в целях упорядочения проведения контроля автотранспортных средств в пункте пропуска через государственную границу РК и обеспечения выполнения международных договоров и законодательства РК, в 2003 г. 10 октября приказом Председателя АТК РК № 47 была утверждена "Инструкция о порядке взаимодействия и размещения контролирующих органов при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан"[26]. Преимущество метода "единая остановка" в том, что государственные органы контроля осуществляет совместную деятельность в пунктах пропуска скоординированно и во взаимодействии на основе законодательства, равенства всех участников, самостоятельности каждого органа контроля, ответственности каждого руководителя за принятие и выполнение согласованных решений. Все эти меры служат профилактикой правонарушений в сфере таможенного права усиление контроля со стороны таможенных органов и соблюдения прав участников внешнеэкономических отношений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [1]«Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР», 1990; [2] Законом Казахской ССР «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР»июль 1991; [3] Указ Президента Казахской ССР от 20 декабря 1990 г. о преобразовании Государственного комитета Казахской ССР по внешнеэкономическим связям в Министерство внешнеэкономических связей Казахской ССР Кабинет Министров Казахской ССР; [4] Указ Президента «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» 15 августа 2003 года N 1165; [5] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 1 2006, стр.5 «Комитету таможенного контроля есть что сказать»; [6] Таможенный кодекс Республики Казахстан от5 апреля 2003г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2007г.); [7] Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681; [8]Алибеков С.Т. Казахстанское таможенное право, уч. пособие, Алматы, 2003; [9] Н.Н. Косаренко «Таможенное право России» для студентов ВУЗов, Ростов-на-Дону, 2005; [10] Сарсембаев М.А... Таможенное право РК, учебное пособие, Алматы 2002г.; [11] Головащапов Н.А. Таможенный словарь-справочник участников внешней экономической деятельности, Москва, 2000.; [12] Кодекса об административных правонарушениях, 30 января 2001 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.05.2006 г.); [13] Таможенное право (сборник документов) 2-часть, Алматы, Данекер 2001г.; [14] Совместный приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Министра СХ РК, Министра здравоохранения РК, Директора Пограничной службы КНБ РК и Председателя АТК РК (май 2004 года) « Об утверждении Правил взаимодействия должностных лиц таможни "Достык" АТК РК, работников станции "Достык" АО "Национальная компания "Казакстан темiр жолы", должностных лиц Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, военнослужащих Отдельного КПК "Дружба" Пограничной службы КНБ РК и сотрудников контролирующих служб при таможенном оформлении грузов, перемещаемых через государственную границу железнодорожным и автомобильным транспортом». [15] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 7 (253) 2006, стр.3 «Разъяснения некоторых статей Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»; [16] Приказ АТК РК от 17.05.2003 г. № 212 "Об утверждении структур электронных копий таможенных документов". [17] Перемещение товаров под таможенным контролем, Павлодар, 2003.; [18] Некрасов В.А.. Джандарбеков И.А.. Основы таможенного дела в РК. учебник, Астана 2002г.; [19] Диденко П.В. таможенное право Республики Казахстан, сборник документов, в 2 частях, Алматы, 2001.; [20] А.А. Таранов. Административное право Республики Казахстан, Академический курс, Алматы, 2003.; [21] Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, которая утверждена приказом Таможенного комитета страны от 30 октября 1995 года, № 159-П [22] Уголовно-процессуальный кодекс от 13 декабря 1997 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2005 г.); [23] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 8 2006, стр.13 «Анализ современного состояния проблем»; [24] Уголовный кодекс Республики Казахстан 16 июля 1997 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2005 г.); [25] Постановления Правительства РК "О создании единой государственной системы контроля за автомобильными перевозками на территории Республики Казахстан" от 08.09.2000 г. за № 1358; [26] "Инструкция о порядке взаимодействия и размещения контролирующих органов при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан" от. 10 октября 2003 г [27] Угаров Б., Международная борьба с контрабандой Москва, 1981; [28] Борисов К.Г. Международное таможенное право, Москва, 1997; [29] Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан, Алматы, 1998; [30] Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 18 июля 1997 года N 10 "О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду" (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда РК от 30.04.99 г. N 3; нормативным постановлением Верховного Суда РК от 18.06.04 г. N 3); [31] Закон Республики Казахстан от 13 января 1993 года «О государственной границе Республики Казахстан»; [32] Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты (Москва, 24 ноября 1998 года); [33] Комментарий к Уголовному Кодексу Республики Казахстан. Под ред. И.И. Рогова И.И., Рахметова С.М., Алматы: Издательство «Норма-К», 2003г; [34] Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 22 сентября 1994 г. N 165-XIII О ратификации Соглашения о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей; [35] Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 468-II О ратификации Протокола о правилах лицензирования импорта государствами-участниками; [36] Закон Республики Казахстан от 24 июня 1999 г. N 403-I О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве; [37] Инструкции об организации экспортно/импортного валютного контроля (Постановление правления НБ РК от 5 декабря 1998 г. №271, с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.10.2005 г.); [38] Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 225 Об утверждении Правил регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, и открытия счетов за границей; [39] Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 225 «Об утверждении Правил регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, и открытия счетов за границей»; [40] Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 5 сентября 2001 года № 343 Об утверждении Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.10.2005 г.); [41] Приказ Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 13 мая 2004 года N 221 "Об утверждении Правил декларирования иностранной и национальной валют физическими лицами, следующими через таможенную границу Республики Казахстан"; [42] Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 54-I О валютном регулировании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.03 г.); [43] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 11 (257) 2006, стр.8 «Порядок проведения внешнеэкономических валютных операций»; [44] Закон Республики Казахстан от 24 июня 1999 г. N 402-I О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза; [45] Регулирование внешне экономической деятельности, Таможенный союз, Павлодар, 2001.; [46] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 3 (249) 2006, стр.3 «Итоги деятельности таможенных органов Республики Казахстан»; [47] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 9 Импорт, 2006, стр.4 «Осуществление одновременного контроля на государственной границе контролирующими органами по принципу «Одна остановка»»; [48] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 3 (249) 2006, стр.6 «Правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них», О. Афанасьева, гл. специалист отдела по борьбе с АП УБКДТК по ВКО; [49] Вайсман Т.Л. Таможня «Выпуск разрешен», Астана, 2003. [50] Журнал Внешняя Экономическая деятельность в Республике Казахстан № 2 2006, стр.17 «Таможенная политика Республики Казахстан»;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|