Рефераты

Ответственность за нарушение таможенного права

p align="left">Одним из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1,2 ст. 429 КоАП РК, является характер заявленных сведений, а не отсутствие возможности внести исправления в таможенную декларацию или наличие в ней определенных штампов. В тех случаях, когда заявленные недостоверные сведения не препятствуют принятию решения о выпуске товаров и транспортных средств, проставление указанного штампа является решением в отношении самой декларации и свидетельствует о невозможности ее выпуска, а не товаров и транспортных средств, которые могут быть выпущены при условии оформления новой декларации.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например, электронной, установленной Приказом АТК РК от 17.05.2003 г. № 212 "Об утверждении структур электронных копий таможенных документов".[16]

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в таможенной декларации часть товара.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 636 КоАП РК) [12].

Другим наиболее часто встречаемым правонарушением таможенного права является несоблюдение порядка применения мер нетарифного регулирования и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан (ст. 424 КоАП РК) [12]. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 424 КоАП РК, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с законодательством РК и международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан. Ввоз и вывоз из Республики Казахстан отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов, защиты права собственности, защиты интересов российских потребителей, а также исходя из других интересов Республики Казахстан. Запрещенные к ввозу либо вывозу товары подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо возврату на указанную территорию, если законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств (ст. 12 ТК РК). Кроме того, согласно ст. 12 ТК РК товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Республики Казахстан или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами Республики Казахстан, при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами Республики Казахстан. Таким образом, помимо целей введения соответствующих мер, запреты и ограничения различаются также по последствиям, которые предусмотрены в случае их несоблюдения: если товары, запрещенные к ввозу, не могут быть допущены к дальнейшему перемещению по таможенной территории Республики Казахстан, либо для этого требуется представление разрешительных документов, то товары, ввоз которых ограничен, могут быть доставлены к месту оформления, но без соблюдения установленных требований не могут быть помещены под избранный таможенный режим. С учетом изложенного, по ст. 424 КоАП РК может быть квалифицировано правонарушение, совершенное не только при пересечении товарами таможенной границы Республики Казахстан, но и непосредственно при их таможенном оформлении. Как следует из диспозиции ст. 424 КоАП РК, ответственность по ней наступает за несоблюдение только таких запретов и ограничений, которые установлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами. Примененная законодателем формулировка позволяет сделать вывод о том, что противоправным является невыполнение запретов и ограничений, введенных как самими законодательством Республики Казахстан и международными договорами, так и в предусмотренном ими порядке.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 424 КоАП РК, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Республики Казахстан (при несоблюдении ограничений).

Нарушение сроков представления таможенному органу Республики Казахстан таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст. 414 КоАП РК) также одно из часто встречаемых административных правонарушений. Объектом данного правонарушения является порядок таможенного оформления, включающий в том числе сроки проведения соответствующих таможенных процедур.

Объективная сторона правонарушения заключается в представлении таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, с нарушением установленных таможенным органом сроков. При этом, противоправным с точки зрения административной ответственности признается нарушение сроков представления таможенной декларации (документов, сведений), установленных именно таможенным органом в предусмотренном порядке. В иных случаях неподачи таможенной декларации (документов, сведений) в установленные законом (Таможенным кодексом) сроки необходимо квалифицировать деяния лица по ст. 429 ч.1 КоАП РК.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 414 КоАП РК, образует:

нарушение сроков представления таможенной декларации;

нарушение сроков представления документов, необходимых для таможенных целей;

нарушение сроков представления дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.

Одновременно с подачей таможенной декларации таможенному органу представляются документы, необходимые для таможенных целей (ст. 382 ТК РК). При оценке каждого документа в качестве необходимого для таможенных целей следует исходить из того, насколько его представление необходимо для выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Так, непредставление таможенному органу в согласованный с ним срок документов и дополнительных сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, выпущенного с временной (условной) оценкой, состав рассматриваемого правонарушения не образует, поскольку не препятствует выпуску товара, а только служит основанием для проведения корректировки таможенной стоимости. Обязанность декларанта представить дополнительные сведения возникает в силу требования таможенного органа об их представлении либо при продлении сроков, отведенных таможенным законодательством для определенного действия (обязанности) со стороны декларанта. Следует иметь в виду, что дополнительные сведения, запрашиваемые таможенным органом у декларанта, должны быть формализованы в виде конкретного документа, в связи, с чем выделение в диспозиции статьи дополнительных сведений в качестве самостоятельного элемента не должно создавать ошибочное впечатление о том, что эти сведения могут представляться устно. Следует также отметить, что таможенный брокер несет ответственность за неуплату таможенных платежей и налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК РК до или одновременно с подачей таможенной декларации, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с договором с представляемым лицом. За несоблюдение требований, установленных настоящим Кодексом, таможенный брокер несет ответственность в соответствии с законами РК (ст. 399 ТК РК).

Объектом правонарушения «Нарушение сроков временного хранения» (ст. 416 КоАП РК) является порядок таможенного оформления находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также иных товаров и транспортных средств в установленных таможенным законодательством случаях. Объективная сторона данного правонарушения заключается в непринятии предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств в установленные сроки. Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями ТК РК. Выпуском признается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после таможенного оформления в полное распоряжение лица (ст. 7 ТК РК). В соответствии со ст. 390 ТК РК выпуск товаров, в отношении которых установлены ограничения на ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан, производится таможенными органами только при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 91 ТК РК общий предельный срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев. Указанные сроки, как правило, значительно превышают сроки, установленные для совершения действий по декларированию, представлению документов, необходимых для таможенных целей, уплате таможенных платежей. Таким образом, не исключена ситуация привлечения лица сначала за нарушение сроков представления таможенной декларации (ст. 414 КоАП РК), а затем и по данной статье. Субъектом правонарушения являются лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно на них лежит ответственность по принятию мер для обеспечения выпуска товаров и транспортных средств.

Согласно ст. 190, 199 ТК РК временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения[6]. В соответствии с ч. 2 ст. 12 ТК РК товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу и вывозу, подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории РК либо, соответственно, возврату на указанную территорию, если законодательными актами РК или международными договорами, ратифицированными РК, не предусмотрена конфискация таких товаров. Статья 421 КоАП РК предусматривает административную ответственность за невывоз за пределы таможенной территории Республики Казахстан либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств. Объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 421 КоАП РК, в зависимости от совершенного деяния, может выступать порядок применения таможенных режимов либо порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Обязанность вывоза (ввоза) ранее ввезенных (вывезенных) товаров и транспортных средств установлена в качестве основной обязанности таможенного режима временного ввоза (вывоза).

Объективная сторона нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 421 КоАП РК, выражается в невывозе за пределы таможенной территории Республики Казахстан ранее ввезенных товаров и транспортных средств, если такой вывоз является обязательным, либо в невозвращении на таможенную территорию Республики Казахстан ранее вывезенных товаров и транспортных средств, если такое возвращение является обязательным. «Объективная сторона деяния ч. 2 данной статьи проявляется в противоправных действиях (бездействии), нарушающих таможенное законодательство путем представления таможенному органу РК:

недействительных документов; документов, полученных незаконным путем;

- документов относящихся к другим товарам и транспортным средствам, в качестве подтверждения обратного вывоза или ввоза либо невозможности этого по причинам уничтожения или утраты товаров и транспортных средств вследствие аварии или действия непреодолимой силы, естественного износа или убыли, либо выбытия из них владения в связи с неправомерными действиями органов и должностных лиц иностранного государства при отсутствии признаков преступления»[15].

Диспозиция ч. 1 ст. 421 КоАП РК содержит обязательные положения о том, что товары и транспортные средства, являющиеся предметом нарушения таможенных правил, должны быть ранее ввезены на таможенную территорию Республики Казахстан либо вывезены за ее пределы. Поэтому в случае нарушения лицом требования таможенного законодательства о вывозе (ввозе) товаров, ранее не ввозившихся (вывозившихся) на территорию Республики Казахстан или за ее пределы (например, продуктов переработки, образовавшихся при использовании таможенных режимов переработки товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и др.), оно не будет нести ответственность по рассматриваемой статье.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 421 КоАП РК, следует отличать от иных нарушений таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров. Так, если до истечения установленных сроков временно ввезенные товары будут переданы в пользование либо распоряжение третьему лицу, действия лица подлежат квалификации по ст. 423 КоАП РК[15]. Лицом, на котором лежит юридическая обязанность вывезти (ввезти) временно ввезенные (вывезенные) товары и, соответственно, являющимся субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 421 КоАП РК, является лицо, перемещающее товары. Как правило, таможенный брокер не имеет в отношении декларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащими полномочиями принимать на себя обязательства об их будущем вывозе либо ввозе.

Объектом нарушения таможенных правил, предусмотренного статьёй 423 «Неправомерные операции, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим», выступает порядок применения таможенных режимов. В соответствии с диспозицией статьи объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК, образуют:

нарушение условий, ограничений и требований таможенного режима при проведении операций с товарами и транспортными средствами;

изменение состояния товаров и транспортных средств, пользование или распоряжение ими не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены.

Условия, ограничения и требования определяются правовой регламентацией соответствующего таможенного режима. Изменение состояния товаров и транспортных средств, а также пользование или распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, как правило, сопряжены с несоблюдением какого-либо ограничения или требования таможенного режима.

При применении ст. 423 КоАП РК следует учитывать, что на товары могут распространяться только такие условия, ограничения и требования таможенных режимов, которые действовали на момент выпуска товаров в соответствии с конкретным режимом. Условия, ограничения и требования, установленные в момент помещения товаров под таможенный режим, продолжают распространяться на эти товары, даже если они впоследствии были изменены или отменены. В соответствии с общим правилом, закрепленным ст. 5 ТК РК, в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. Согласно ст. 13 ТК РК пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены.

В практике таможенных органов часто возникают случаи распоряжения временно ввезенными товарами без разрешения таможенного органа. Распоряжение товаром, помещенным под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о нарушении лицом одного из ограничений таможенного режима, предполагающего лишь пользование товаром на таможенной территории Республики Казахстан (ст. 190 ТК РК), в связи с чем такого рода действия подлежат квалификации по ч. 1 рассматриваемой статьи. При этом под распоряжением следует понимать в том числе и передачу товара третьему лицу в форме договора аренды. Несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан (так называемый псевдоэкспорт) также образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК. Указанное требование вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом понимается режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Республики Казахстан без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст. 206 ТК РК), а также из ст. 208 ТК РК, предписывающей вывезти товары из Республики Казахстан в том же состоянии, в котором они находились на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.[16]

Основной приводимый в свою защиту экспортерами аргумент, заключающийся в том, что товар был продан на условиях франко - завод, в соответствии с которыми момент передачи товара является моментом перехода права собственности, не может повлечь освобождение их от ответственности. Помимо обязанностей, вытекающих из отношений гражданско-правового характера, экспортер наделен также определенными обязанностями перед таможенным органом, в том числе и обязанностью завершить заявленный таможенный режим. Такая обязанность носит индивидуальный характер и не может быть передана третьему лицу ни по договору, ни каким-либо иным способом. При привлечении лиц к ответственности по факту невывоза за пределы таможенной территории Республики Казахстан следует учитывать, что товары в момент помещения их под таможенный режим экспорта должны реально существовать и соответствовать количеству товаров, заявленных к таможенному оформлению. Субъектом рассматриваемого нарушения таможенных правил следует считать лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями таможенного законодательства, то есть лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан.

Статья 430 КоАП РК предусматривает административную ответственность за транспортировку, хранение, приобретение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Казахстан с нарушением таможенных правил. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 430 КоАП РК, является установленный порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную границу Республики Казахстан. Согласно основополагающим принципам, закрепленным в ТК РК, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение такими товарами осуществляются в соответствии с избранным таможенным режимом. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан, возможен только после завершения их таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных ограничений.

Товары и транспортные средства, в отношении которых не были выполнены все необходимые таможенные обязанности, связанные с их перемещением через таможенную границу Республики Казахстан или действием таможенного режима, не могут находиться в свободном обороте на таможенной территории Республики Казахстан, поскольку это подрывает правовые основы таможенного дела, делает невозможным само таможенное регулирование, наносит ущерб не только экономическим интересам государства, но и, в зависимости от свойств товаров, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, окружающей природной среде.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения фактически включает несколько групп противоправных деяний:

1) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, ввезенных на таможенную территорию Республики Казахстан помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации;

приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, недекларированных либо недостоверно декларированных;

приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам.

Таким образом, совершению правонарушения, установленного ст. 430 КоАП РК, может предшествовать либо сопутствовать совершение в отношении товаров и транспортных средств, являющихся предметами данного правонарушения, нарушений таможенных правил, предусмотренных иными статьями КоАП РК (ст. 429, 424, 423, 431 КоАП РК) [17,стр14]. Однако это не означает, что привлечению лица к ответственности по рассматриваемой статье должно предшествовать привлечение иного лица по соответствующей статье КоАП РК. Для квалификации деяний по ст. 430 КоАП РК, помимо установления совершения привлекаемым к ответственности лицом конкретного действия, указанного в диспозиции статьи, необходимо установить факт:

1. ввоза на таможенную территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с сокрытием от такого контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации;

2. их недекларирования или недостоверного декларирования;

3. предоставления в отношении них льгот по таможенным платежам[17,стр.15].

Правовая оценка таких действий, как приобретение, хранение, транспортировка, пользование, распоряжение, перечисленных в диспозиции данной статьи, должна даваться с учетом положений гражданского законодательства.

Субъектами ответственности по ст. 430 КоАП РК являются лица, совершившие с незаконно перемещенными, незаконно используемыми либо незаконно отчуждаемыми товарами и транспортными средствами действия, образующие объективную сторону рассматриваемого правонарушения.

Как правило, к ответственности по данной статье привлекается не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, а так называемое "третье лицо", совершившее с незаконно перемещенными, либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 430 КоАП РК.

Для определения надлежащего субъекта ответственности в ряде случаев необходимо устанавливать характер гражданско-правовых отношений между лицами. Так, в случае хранения на складе принадлежащих третьим лицам товаров, не прошедших таможенного оформления, ответственность может нести как владелец склада, принявшего товар на хранение, так и иное лицо, которое арендует этот склад, в зависимости от того, к го из них заключал договор хранения.

Часть 2 ст. 430 КоАП РК предусматривает ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания, предусмотренного ч. 1 данной статьи. Учитывая множественность административных правонарушений, перечисленных в ч. 1 настоящей статьи, смысл повторности как отягчающего обстоятельства, рассматривается применительно к отдельным противоправным действиям или всей совокупности деяний.

Объектом правонарушения «Нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей и налогов» (ст. 431 КоАП РК) выступает порядок предоставления льгот по таможенным платежам и пользования ими. Статья 14 ТК РК устанавливает, что условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться лишь в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РК и иными нормативными правовыми актами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в пользовании или распоряжении условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенных платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены такие льготы. При доказывании объективной стороны правонарушения необходимо учитывать следующее.

Во-первых, товары и транспортные средства, за пользование или распоряжение которыми лицо привлекается к ответственности, должны быть выпущены условно с предоставлением льгот по таможенным платежам. В соответствии со ст. 14 ТК РК под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий[5]. Условный выпуск товаров может и не быть сопряжен с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Нецелевое использование таких условно выпущенных товаров или распоряжение ими не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена настоящей статьей. Такое деяние подлежит квалификации по ст. 423 КоАП РК в части несоблюдения ограничения таможенного режима выпуска для свободного обращения, установленного в отношении указанной категории товаров.

Во-вторых, предоставленные льготы должны носить целевой характер, то есть предоставляться лицу для осуществления с товарами и транспортными средствами определенных действий (товары, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, товары, ввозимые в качестве сырья для производства лекарственных средств, транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров и др.). В-третьих, предоставление льгот по таможенным платежам должно быть обоснованным. Пользование или распоряжение товаром, для таможенного оформления которого в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступление ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании, статусе, характеристиках, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 429 КоАП РК.

И, наконец, лицо, получившее льготы по таможенным платежам, должно пользоваться или распоряжаться товарами и транспортными средствами, являющимися предметом нарушения таможенных правил, в соответствии с целями, отличными от тех, в связи с которыми льготы были предоставлены. Одного факта неиспользования товаров в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы, для квалификации действий лица по ч. 1ст. 421 КоАП РК недостаточно.

Под условным выпуском следует понимать только выпуск товаров для свободного обращения, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении дополнительно установленных ограничений, требований или условий, обусловленных целевым использованием товаров [18]. В данном случае имеет место предоставление льгот по уплате таможенных платежей не в связи с заявлением определенного таможенного режима, а в связи с использованием товаров определенным образом. Таким образом, действия лиц, выразившиеся в несоблюдении ограничений и условий таможенных режимов, помещение товаров под которые в силу положений этого режима связано с предоставлением льгот по таможенным платежам, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 423 КоАП РК. Субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей, является не любое лицо, которое пользовалось или распорядилось товаром в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, а только то, которому льготы

Также одним из наиболее часто совершаемых административных правонарушений, является деяния, предусмотренные статьёй 434 КоАП РК «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей». Объектом данного административного правонарушения, выступает порядок уплаты таможенных платежей, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан - таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов на отдельные виды товаров и минерального сырья и сбора за таможенное оформление (далее - таможенные платежи).

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:

в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;

в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;

в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.

Статья 434 КоАП РК может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае, если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 429 КоАП РК, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Плательщик таможенных платежей может осуществить авансовый платеж, то есть внести на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление, авансом суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии. Авансовые платежи приобретают статус таможенных платежей в момент распоряжения ими плательщиком посредством подачи таможенной декларации или заявления о зачете авансовых средств в счет уплаты начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей. При этом днем уплаты таможенных платежей является день принятия таможенной декларации или день принятия заявления об их зачете. Учитывая изложенное, привлечение лица к ответственности за неуплату таможенных платежей в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа, и принятых таможенной декларации или заявления о зачете авансовых платежей нельзя признать обоснованным.

Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 434 КоАП РК, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно лицами: обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или декларант; получающими лицензии или квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению (ст. 322 ТК РК). Статья 326 ТК РК содержит положение, согласно которому уплата таможенных платежей может осуществляться плательщиком либо третьим лицом с указание плательщика, за которого вносятся таможенные платежи. В этой связи следует отметить, что, реализуя свое право (но не обязанность) на уплату таможенных платежей, лицо не может быть привлечено к ответственности за их неуплату в установленные сроки[19].

1.3 Виды взысканий за нарушения таможенного права

К видам взыскания за нарушения таможенного права относится предупреждение, штраф, отзыв и приостановление лицензии или квалификационного аттестата, конфискация имущества.

Предупреждение как мера ответственности должно выноситься в письменной форме, о чем необходимо принимать постановление по делу, и оно может применяться в качестве основного взыскания, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.

Штраф - вид взыскания, выраженный в исчисляемой сумме применительно к размеру минимальному расчетному показателю.

Исчисляемая сумма складывается из стоимости товаров и транспортных средств (свободная или рыночная цена на день обнаружения правонарушения).

Отзыв и приостановление действия лицензии или квалификационного аттестата как основной вид наказания имеет более узкий круг субъектов и применяется:

· к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и складов временного хранения;

· к таможенным перевозчикам и таможенным брокерам, а также специалистам по таможенному оформлению [20].

Конфискация в установленном законодательством Казахстана порядке товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушений таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу, с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств в государственный бюджет и применяется как основной вид или в качестве дополнительного наказания.

Взыскание в судебном порядке стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, и перемещения через таможенную границу, представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств на день совершения правонарушения, и может применяться в качестве основного дополнительного взыскания.

Предусматривается и конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушений таможенных правил. В целом конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия предметов, являющихся непосредственными объектами таких нарушений и перемещаемых через таможенную границу, как вид взыскания предусмотрена в санкциях Кодекса об административных правонарушениях.

1.4 Производство и рассмотрение дел о нарушении таможенных правил

Днем обнаружения таможенного правонарушения принято считать день непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов конкретного нарушения либо наличие на определенную дату материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.

Исчисление срока может начаться и после принятия решения об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии признаков нарушения таможенных правил.

Течение срока наложения взыскания за таможенные правонарушения может быть прервано, если до истечения срока лицо совершит новое нарушение таможенных правил.

Никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных казахстанским законодательством.

Соблюдение вышеуказанных требований, на наш взгляд, должно обеспечиваться систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц; прокурорским надзором; правом обжалования постановлений таможенных органов по делам о таможенных правонарушениях, а также любых решений, действий или бездействия таможенных органов или их должностных лиц.

Должностные лица таможенных органов и судебные органы рассматривают дела о нарушениях таможенных правил. Началом производства по делу является составление протокола о нарушении того иного пункта таможенных правил.

Судам подведомственны следующие дела о нарушении таможенных правил: выдача без разрешения таможенного органа Казахстана товаров, транспортных средств и документов на них;

неправомерные операции, пользование и распоряжение товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершилось;

нарушение режима склада временного хранения;

невывоз с таможенной территории Казахстана или невозвращение товаров и транспортных средств на таможенную территорию республики; незаконное пользование и распоряжение товарами, транспортными средствами, которые помещены под определенный таможенный режим;

несоблюдение порядка применения мер экономической политики и другие. [8, стр.53]

Все другие дела о нарушениях таможенных правил рассматриваются должностными лицами таможенных органов Казахстана.

Законодательство Республики Казахстан определяет срок производства по делу о нарушении таможенных правил в пределах 1 месяца со дня заведения дела. Месячный срок может быть продлен, если в этом будет необходимость. Продлевают срок начальник таможенного органа и начальники вышестоящих таможенных органов республики. Порядок продления определен Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения, которая утверждена приказом Таможенного комитета страны от 30 октября 1995 года, № 159-П. [21]

Законодательство предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ