Рефераты

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрение

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрение

99

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ленинградский государственный университет

имени А.С.Пушкина

Юридический факультет

Кафедра гражданско - правовых дисциплин

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: “ Производство по делам об административных

правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрение”.

Выполнил:

Научный руководитель:

Санкт - Петербург

2007

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………………… 3

2. Глава 1. Краткая историческая справка о таможенной службе

и ее борьбе с контрабандой товаров…………………………………………… 6

3. Глава 2. Порядок производства по делам об административных

правонарушениях в области таможенного дела……………………………... 14

3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении ..………… 14

3.2. Порядок проведения административного расследования ……..……….. 27

3.3. Порядок организации запросов по делам об административных

правонарушениях в таможенные службы иностранных государств …...47

3.4. Рассмотрение дела об административном правонарушении …………...50

3.5. Порядок передачи дел об административных правонарушениях

для рассмотрения в таможенный орган по месту совершения

административного правонарушения …………………………………… 59

3.6. Порядок передачи дел об административных правонарушениях

для рассмотрения в таможенный орган по месту жительства лица,

в отношение которого ведется производство по делу

об административном правонарушении ………………………………..... 62

3.7. Порядок регистрации дел об административных правонарушениях ….. 63

4. Глава 3. Анализ судебной практики по делам об административных

правонарушениях, возбужденных таможенными органами……...…………. 66

5. Глава 4.Заключние ..……………………………………………………………. 84

6. Список использованной литературы……………………………………..…….89

7. Приложения ……………………………………………………………………. 99

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе - одному из базовых институтов экономики.

Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, “Российская газета”, № 237 от 25.12.1993г.

Пунктом 1 “Положения о Федеральной таможенной службе”, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” закреплено, что “Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.” Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе”, “Российская газета”, № 215, 23.08.2004г.

В связи с введением в действие с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации Таможенный кодекс Российской Федерации, И. “Тирекс”, 2006г. (далее - ТК РФ), и введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006 (далее - КоАП РФ) вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

“Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.” Таможенный кодекс Российской Федерации, И. “Тирекс”, 2006г, стр. 26

Целью дипломной работы явилось освящение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации - борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, проанализировать недостатки в деятельности таможенных органов, которые приводят к прекращению судами дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Задачей дипломной работы является изучение порядка производства по делам об административных правонарушениях, раскрытие особенностей порядков возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях таможенными органами Российской Федерации, изучение судебной практики, связанной с делами об административных правонарушениях в области таможенного дела.

В связи с большим количеством видов административных правонарушений в области таможенного дела, попадающих под действие статей 16.1-16.23 КоАП РФ, в дипломной работе рассмотрены вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, попадающих только под действие пункта 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В первой главе своей дипломной работы я привожу небольшую историческую справку о становлении таможенной службы России, создании и работы органов борьбы с контрабандой товаров и другими правонарушениями на границе от времен Российской Империи до наших дней, а также провожу краткий анализ условий и причин способствующих совершению данных правонарушений.

Во второй главе своей дипломной работы я рассмотрел порядки возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях, применяемых таможенными органами в отношении административных правонарушений, попадающих под действие пункта 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

В третьей главе своей дипломной работы я рассмотрел результаты работы таможенных органов по производству дел об административных правонарушениях, рассмотрел обзоры правоприменительной практики таможенных органов, осветил вопросы взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными органами России и зарубежных стран, раскрыл проблемы, стоящие перед таможенными органами и возможные варианты решения этих проблем.

В конце дипломной работы я привел перечень нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации, приказов, распоряжений и писем Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России), а также литературы, использованной мною при написании данной дипломной работы.

2.

Краткая историческая справка о таможенной службе России

и ее борьбе с контрабандой товаров

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них - Мыт или Мыто, упоминаемая в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). Она взималась с купцов, проезжающих с товаром по сухопутным и водным путям сообщения. Происходил сбор пошлины на заставах "мытниками" или "мытчиками". Сборщики мыта - предшественники таможенников, а заставы - таможен.

В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину - тамгу. Тамга, в переводе с тюркского языка, означает знак собственности, клеймо или печать. Поначалу тамга бралась, когда при продаже требовалось приложение клейма (печати) князи или наместника. Постепенно тамга превратилась в одну из наиболее доходных пошлин, взимаемых со стоимости товара. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие наименование таможенных, и на место их сбора, таможню.

В середине XVII века в царствование Алексея Михайловича были приняты Торговый устав (25 октября 1653 года), Уставная таможенная грамота (1654 год) и Новоторговый устав (1667 год). Эти документы стали началом реформ в российской таможенной системе, в то время самой запутанной и архаичной.

В XVII веке таможнями управляли таможенный головы и их помощники-целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и приносили присягу служить верно. Помимо целовальников процедуру таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать  в таможенные книги данные о товарах и их обложении. Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно.

Целовальников выбирали из торгового посадского населения. Как голове, так и целовальникам, строго запрещалось производить какие-либо торговые операции. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались по сравнению с прошлыми годами, с головы и целовальников взыскивали недочет. В случае важных злоупотреблений головы подвергались и более строгому наказанию - битью кнутом, а то и "смертной казнью без всякой пощады".

Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление давнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В середине века слово kontrabandos служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. «Несовершенство таможенного управления, подкупность чиновни-ков, неопределенность ставок тарифов, масса исключений... все это привело к массовой контрабанде» И.М.Кулишер “Очерки по истории таможенной политики”. - СПб.1903, с.19

.

В России контрабанда появилась еще в начале XVII века. Однако контрабанда в XVI -XVII веках в Московском государстве носила случайный характер. Поэтому не было нужды охранять границу от проникновения контрабандистов.

В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Следует заметить, что большое количество контрабанды прохо-дило мимо таможен. Для этого использовались также различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных наря-дов, высылались «ложные» контрабандисты. С этой целью направ-ляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но и натренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу.

Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.

“Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Всего же за период с 1846-го по 1855 год зафиксировано 27 010 случаев задержания контрабанды. Ширилась и сеть пособников контрабандис-там.” И.М.Кулишер «Очерки по истории таможенной политике. - СПб.1903, с.19

Наряду с привлече-нием сил и средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в пригранич-ных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контра-бандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.

Социальные корни контрабанды состояли в слабой экономике России.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственные границы “прозрачными” или во многих местах “размытыми”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (далее ГТК России). Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, № 28, стр. 695 С этого дня ведется отсчет времени создания новой таможенной службы России, призванной обеспечить экономическую безопасность России в новых рыночных условиях.

В 1993 году принят Таможенный кодекс Российской Федерации (предыдущая редакция). Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, № 31, стр. 1224

В 2003 году указом Президента Российской Федерации принят новый Таможенный Кодекс Российской Федерации, который был введен в действие с 1 января 2004 года. Таможенный кодекс Российской Федерации, И. “Тирекс”, 2006г,

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Государственный таможенный комитет были преобразован в Федеральную таможенную службу. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”, “Российская газета”, 10.03.2004г.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” “Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями” Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе”, “Российская газета”, № 183 от 26.08.2004г..

Согласно пункта 5.12 вышеуказанного Положения Федеральная таможенная служба (далее ФТС) “осуществляет производство по делам об административ-ных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;” Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе”, “Российская газета”, № 183 от 26.08.2004г.

В соответствии с пунктом 7 статьи 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) за таможенными органами закреплено право “осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.” Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и их рассмотрение - система процессуальных действий, установленных Федеральным Законом Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006

В статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) говорится о том, что “Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.” Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006, стр. 261

С этой целью в ФТС России создана вертикальная структура, состоящая из Управления таможенных расследований и дознания ФТС России, Оперативных таможен в составе Региональных таможенных управлений, Отделов административных расследований таможен и Отделов административных расследований таможенных постов.

Пунктом 1 статьи 23.8 КоАП РФ за таможенными органами закреплено право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2-16.23 КоАП РФ. При этом пунктом 2 этой же статьи право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов предоставлено руководителям таможенных органов и их заместителям, за исключением начальника таможенного поста, который имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях только в отношении физических лиц. В соответствии со статьей 402 ТК РФ таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Рассмотрим порядок организации работы по производству административных расследований в области таможенного дела на примере Отдела административных расследований (далее - ОАР) на уровне таможни.

ОАР, как самостоятельные подразделение таможенных органов, были созданы 27 января 1995 года на основании приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 22 декабря 1994 № 687 “Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений в таможенных органах”. “Таможенные ведомости”, № 1, 1995, стр. 25

ОАР, являясь структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, проводит по ним административные расследования, а также организовывает деятельность структурных подразделений таможни и подчиненных таможне таможенных постов по административному производству.

ОАР в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС, Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ), а также положением об ОАР Выборгской таможни.

Основными задачами ОАР являются:

- обеспечение при административном производстве всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешения его в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления,

- организация и контроль административного производства в структурных подразделениях таможни и на подчиненных ей таможенных постах,

- выявление при административном производстве признаков преступлений с последующим направлением материалов дел начальнику органа дознания для решения вопроса об их рассмотрении согласно порядку, предусмотренному Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации,

- выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений,

- анализ статистических данных по делам об административных правонарушениях.

Основными функциями ОАР являются:

- рассмотрение по письменному поручению начальника таможни или заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности материалов, поступивших из структурных подразделений таможни, должностные лица которых не уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,

- принятие на основании части 4 статьи 28.7 КоАП РФ по письменному решению начальника таможни или заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности к производству дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами других структурных подразделений таможни, для осуществления административного расследования,

- осуществление административного производства,

- исполнение самостоятельно или с привлечением должностных лиц других подразделений таможни и таможенных постов запросов либо поручений таможенных органов о производстве процессуальных действий по делам об административных правонарушениях, в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными КоАП РФ,

- оказание другим структурным подразделениям таможни и подчиненных ей таможенных постов методической помощи при осуществлении ими административного производства,

- информирование других правоохранительных органов об относящихся к их компетенции фактах правонарушений, выявленных в ходе административного производства или при рассмотрении материалов, поступивших из правоохранительных и других государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации,

- взаимодействие с судебными, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам выявления, предупреждения, пресечения административных правонарушений и осуществления административного производства,

- подготовка в случае необходимости заявлений о принесении протестов прокурору на решения судов, вынесенные по делам об административных правонарушениях, административное производство по которым осуществляло должностное лицо таможни.

ОАР на уровне таможни является основным звеном в структуре таможенных органов, на которое возложены функции по производству, ведению, учету и подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях в области таможенного дела.

3.

Порядок производства по делам об административных

правонарушениях в области таможенного дела.

3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении.

“Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.” Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006, стр. 7

В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ “Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения…” Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006, стр. 295

В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее - дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.

Вместе с тем, таможенный орган вправе также возбудить дело об АП по статье 15.25 КоАП РФ “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" “Собрание законодательства РФ”, 15.12.2003, № 50, стр. 4859 таможенные органы являются агентами валютного контроля, а также в соответствии с тем, что согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ, устанавливается ФТС России. Данный перечень определен приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" “Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”, № 14 от 04.04.2005

, вступившим в силу с 19 апреля 2005 года.

Исходя из вышеизложенного, должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ при обнаружении достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенные на территории Российской Федерации при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

С целью рассмотрения и изучения порядка производства дел об АП области таможенного дела я взял за основу нарушения, которые на данный период времени являются наиболее распространенными при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров автомобильным транспортом и которые попадают под действие части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Пункт 3 статьи 16.1. КоАП РФ “Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации” гласит следующее:

“… 3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения…” Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006, стр. 165

Статьей 16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением (ст.188 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Контрабанда" Уголовный кодекс Российской Федерации, И. Омега-Л, 2006, стр. 88) - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В подпункте 1) пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что под товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу, отнесенные к недвижимым вещам, транспортные средства. Транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, к товарам не относятся.

Если товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, относятся к перечню товаров, определенных частью 2 статьи 188 УК РФ (наркотики, оружие, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности и др.), то в этих случаях наступает уже не административная, а уголовная ответственность по статье 188 УК РФ.

Субъектом правонарушения, попадающего под действие статьи 16.1 КоАП РФ являются гражданин, индивидуальный предприниматель (который в целях привлечения к ответственности выступает как должностное лицо - статья 2.4 КоАП РФ), юридическое лицо, фактически перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, а также должностное лицо организации, привлекаемой к ответственности за данное правонарушение. Лицом, фактически перемещающим товары, может выступать лицо, перемещающее товары, или перевозчик товаров и транспортных средств.

В случае совершения правонарушения гражданином, перемещающим товары и (или) транспортные средства для собственных нужд, он одновременно является и перевозчиком, и лицом, перемещающим товары.

Субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом (гражданином или должностным лицом), характеризуется прямым умыслом.

Противоправными, применительно к данному составу правонарушения, признаются деяния, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит (далее - ВТТ) или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения (далее - СВХ) путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

В примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ дано разъяснение, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Если раскрыть более широко понятие “недействительные документы”, то можно сказать, что под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую страницу, с текстом отличным от исходного и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;

д) иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

В статьях 73 и 81 ТК РФ прямо указано, какие документы и сведения должны быть представлены таможенному органу при международной перевозке товаров автомобильным транспортом. Это сведения о государственной регистрации транспортного средства; наименовании и адреса перевозчика товаров; наименовании страны отправления и страны назначения товаров; наименовании и адресе отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров; наименовании и кодах товаров в соответствии Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) на уровне не менее 4-х знаков; о весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Данный перечень документов и сведений является исчерпывающим для целей таможенного оформления и в абзаце 3 части 1 статьи 72 ТК РФ прямо указано, что таможенный орган не вправе требовать от перевозчика иных сведений, кроме указанных в статьях 73-76 ТК РФ. В статьях 74-76 ТК РФ указываются документы и сведения, которые необходимо предоставлять таможенному органу при перевозке товаров другими, отличными от автомобильного, видами транспорта, но поскольку я взялся рассматривать порядок производства по делам об АП, выявленных при перевозке товаров по таможенной территории только автомобильным транспортом, то требования статей 74-76 ТК РФ рассматривать не буду.

Кроме указанного выше перечня необходимых для таможенного оформления документов и сведений существует ряд отдельных процедур перевозки товаров и транспортных средств по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом. Это такие процедуры, как перевозка товаров и транспортных средств в соответствии с Таможенной Конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975г.) “Собрание Постановлений Правительства СССР”, № 11 1982г., перевозка товаров и транспортных средств с применением Таможенной Конвенцией о Карнете АТА “Таможенные ведомости”, № 1, 1996., перевозка товаров и транспортных средств с применением Конвенцией от 26 июня 1990 года “О временном ввозе” “Таможенные ведомости”, № 2, 1996., перевозка товаров и транспортных средств с применением Конвенцией о Договоре международной перевозки грузов “Сборник международных договоров и других документов…, М, 1991, ТПО СССР и т.д. В каждом из вышеуказанных документов существуют определенные порядки составления документов и порядки их предоставления таможенным органам для целей таможенного оформления, но все эти условия составления документов и порядки их предоставления уже содержаться в статьях 73-76 ТК РФ.

Прибытие на таможенную территорию РФ товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых таможенному органу документах, не является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 16.1 КоАП РФ, поскольку указанная в документах часть товара фактически не ввозится на таможенную территорию Российской Федерации. При отсутствии товара, подлежащего таможенному оформлению и таможенному контролю, не возникает вредных последствий, общественная опасность такого деяния отсутствует.

В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

При правовой оценке недостоверности сведений о весе и (или) объеме товаров необходимо исходить из основных и дополнительных единиц измерения веса и (или) объема, применяемых в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 830 “Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации”, № 23 от 10.06.1993, стр. 821

) к конкретному товару, являющемуся предметом административного правонарушения.

При доказывании вины перевозчика в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товаре, следует установить в полной ли мере перевозчиком были использованы положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, предоставляющие ему возможность для выполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с положениями статей 72 и 81 ТК РФ.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных товаров, количество которых определяется весовым параметром, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ