Рефераты

Таможенное оформление товаров и транспортных средств

p align="left">Таможенное оформление, как правовой институт, содержит отдельные исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы. Так, например, ст. 67 ТК РФ «Первоочередной порядок таможенного оформления» предусматриваются льготы, предоставляемые в зависимости от (рис. 1):

- видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

- особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления). В настоящее время под экспресс-товарами (грузами) понимаются товары, перевозимые экспресс-перевозчиком различными видами транспорта с целью доставки до получателя в течение ограниченного промежутка времени (от двенадцати до семидесяти двух часов). При этом в качестве экспресс-перевозчика выступает специализированная транспортно-экспедиционная организация, имеющая право на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера;

- целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной помощи Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации». и ряд других товаров.

С точки зрения нормотворческой техники, ст. 67 ТК РФ по-своему оригинальна. Данная оригинальность заключается в том, что содержание рассматриваемой статьи несколько шире ее наименования, так как льготы проявляют себя не только в первоочередном порядке таможенного оформления, но и в его упрощении. В свою очередь, упрощенный порядок таможенного оформления выражается (рис. 1):

- в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (например, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня, -- пункт 2 ст. 293 ТК РФ);

- в сокращении требованиий, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации не требуется (за некоторым исключением) - пункт 4 ст. 293 ТК РФ).

В ст. 68 ТК РФ «Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц» речь идет также о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых уже в отношении отдельных лиц. То есть имеет место субъектный критерий предоставления таможенных льгот.

Первоочередной порядок оформления товаров

Рис. 1

Лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров, должны одновременно отве-чать ряду требований:

- не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считаться подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). Важно обратить внимание, что исполнение постановления по делу об адми-нистративном правонарушении в области таможенного дела (нарушении тамо-женных правил) снимает (для целей применения льгот) факт привлечения к от-ветственности. То есть годовая давность привлечения к административной ответственности (см. ст. 4.6 КоАП РФ) учитывается только для конкретно перечислен-ных статей КоАП РФ.

- вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров. Система учета коммерческой документации лиц, указанных в пункте 1 ст. 68 ТК РФ, должна содержать полученные из коммерческих документов сведения о внешнеэкономической сделке, о товарах, являющихся ее объектами, о последующих операциях с данными товарами. Причем учитываться должны сведения о всех товарах, полученные по внешнеэкономическим сделкам, независимо от наличия или отсутствия у лица права собственности на товары:

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Выполнение данных требований позволит таможенному органу отнести таких лип к числу «добросовестных участников ВЭД» для них конкретные специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. ФТС РФ может делегировать полномочия по рассмотрению заявлений лиц, а также по разработке и утверждению специальных упрощенных процедур таможенного оформления начальникам региональных таможенных управлений и начальникам таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.

Предоставляемые преимущества используются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и заключаются, например, в возможности (рис. 2):

- подачи периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ);

- выпуска товаров при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров, то есть до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ);

- проведения таможенного оформления на объектах «добросовестными участниками ВЭД» (пункт 2 ст. 62 ТК РФ);

- хранения «добросовестными участниками ВЭД» товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах (ст. 117 ТК РФ).

Льготы, предоставляемые при таможенном оформлении товаров и транспортных средств

Рис. 2

Кроме перечисленных дозволений в пункте 3 ст. 68 ТК РФ упоминается и о других упрощенных процедурах, предусмотренных ТК РФ.

§ 5. Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров

Прибытие товаров на таможенную территорию РФ

При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ первоначально таможенные отношения возникают между перевозчиком и таможенным органом. Причем следует различать места пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ и места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ включают в себя:

- пункты пропуска через Государственную границу РФ;

- иные места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01 апреля 1993 г. № 4730-ФЗ под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством РФ по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, согласованным с органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ (далее - ФПС РФ) и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.

Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства, оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти, субъектом РФ соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с органами и войсками ФПС РФ, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Строительство и оборудование указанных объектов производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, являющихся заказчиками строительства (ч. 1,2 ст. 12 Закона РФ «О Государственной границе РФ»).

На основании раздела II постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы на (рис. 3):

- морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные -- по виду международного сообщения;

- пассажирские, грузовые, грузопассажирские -- по характеру международного сообщения;

- постоянные, временные, сезонные -- по режиму работы.

Классификация пунктов пропуска через государственную границу РФ

Рис. 3

Решения Правительства РФ об установлении пунктов пропуска с указанием их классификации публикуются в официальной печати и при необходимости доводятся в установленном порядке Министерством иностранных дел РФ (далее - МИД РФ) до дипломатических (консульских) представительств иностранных государств в РФ и заинтересованных международных организаций, дипломатических и консульских представительств РФ за рубежом Например, постановление Правительства от 17 ноября 2004 г. № 1273 «Об установлении пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в г. Балтийске (пункт Восточный) Калининградской области для международного морского грузового и пассажирского сообщения».. Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 69 ТК РФ Правительство РФ вправе также устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров Например, постановление Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. № 665 «Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы»; постановление Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. № 743 «Об установлении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий»..

С момента пересечения товарами таможенной границы РФ такие товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем (пункт 1 ст. 360 ТК РФ). Однако таможенное оформление начинается позже, а именно с момента представления таможенному органу необходимых документов и сведений (пункт 1 ст. 60 ТК РФ). Поэтому после пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы перевозчик обязан доставить товар и транспортное средство в место прибытия в неизменном виде и состоянии, а также представить таможенному органу необходимые документы и сведения. Перечень таких документов и сведений предусмотрен статьями 73--76 ТК РФ, в зависимости от видов транспортных средств, на которых перевозятся товары.

Дальнейшие действия зависят от того, в каком таможенном органе товар будет декларироваться (заявлен к определенному таможенному режиму).

В отличие от товаров, транспортные средства подлежат таможенному оформлению и, в частности, таможенному декларированию в месте прибытия на таможенную территорию РФ (ст. 279 ТК РФ). Таможенное оформление транспортных средств осуществляется в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ «Перемещение транспортных средств».

Независимо от места таможенного декларирования, находящийся под таможенным контролем товар, после прибытия и представления таможенному органу, приобретает для таможенных целей еще один статус -- находящегося на временном хранении. Данный статус предусматривает помещение и нахождение товаров в специально оборудованных и охраняемых местах (складах временного хранения -- складских помещениях, открытых площадках), являющихся зонами таможенного контроля.

Возможна также разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте их прибытия. Например, если дальнейшая транспортировка будет осуществляться другими транспортными средствами и (или) другими лицами (таможенным перевозчиком) Приказ ГТК России от 27 августа 2003 г. № 939 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров а мес-тах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем»..

Если местом таможенного декларирования является таможенный орган ввоза товара на таможенную территорию РФ, то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место прибытия, то в зависимости от готовности декларанта и порядка работы таможенного органа возможно:

- немедленно приступить к таможенному декларированию;

- поместить товар на ближайший склад временного хранения (для целей подготовки к подаче таможенной декларации и представления иных необходимых документов).

При несовпадении таможенного органа места прибытия товара на таможенную территорию РФ и таможенного органа, в котором будет декларироваться товар, применяется таможенная процедура внутреннего таможенного транзита. Цель данной таможенной процедуры заключается в доставке иностранного товара с места прибытия до места таможенного декларирования. В соответствии с пунктом 4 ст. 103 ТК РФ в случае применения внутреннего таможенного транзита течение срока временного хранения прерывается и исчисляется заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

Внутренний таможенный транзит

Внутренний таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, предназначенную для перевозки иностранных товаров между несколькими таможенными органами РФ без уплаты таможен пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Общее назначение внутреннего таможенного транзита заключается в предоставлении заинтересованным лицам возможности пере-возки иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории РФ. Конкретные варианты возможного применения внутреннего таможенного транзита перечислены в пункте 2 ст. 79 ТК РФ и предусматривают (рис. 4):

-перевозку (доставку) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия на таможенную территорию РФ, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования;

-перевозку (доставку) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место вывоза (убытия) товара за пределы таможенной территории РФ;

-перевозку товаров между складами временного хранения, таможенными складами (например, в случае исключения владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения -- ст. 114 ТК РФ);

-перевозку товаров в иных случаях, когда на товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей (например, внутренний таможенный транзит международных почтовых отправлений - ст. 296 ТК РФ).

Варианты возможного применения процедуры внутренний таможенный транзит

Рис. 4

Таким образом, внутренний таможенный транзит используется не только как таможенная процедура, предшествующая таможенному декларированию товаров.

Процедура внутреннего таможенного транзита не применяется в нескольких случаях (пункт 3 ст. 79 ТК РФ):

-при вынужденной (технической) или промежуточной посадке воздушного судна в месте прибытия во время совершення регулярного международного рейса, без частичной выгрузки товаров;

-при транспортировке товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

В соответствии с пунктом 4 ст. 79 ТК РФ субъектом перевозки товаров по процедуре внутреннего таможеннопггранзита может выступать любой перевозчик, в том числе таможенный перевозчик. Из множества возможных перевозчиков товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита можно выделить несколько групп субъектов Закон. - 2005. - № 7. - С.63-68..

1. Обычные перевозчики, например, сами участники внешнеэкономической деятельности.

2. Транспортные организации, имеющие статус международных перевозчиков и осуществляющие свою деятельность на основании международных конвенций. В отличие от таможенного перевозчика, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу РФ. Для примера можно обратиться к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Процедура МДП применяется при соблюдении следующих условий:

- наличие книжки МДП;

- наличие гарантии гарантирующего объединения;

- получение разрешения о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

Книжка МДП выдается гарантийными объединениями государств - участников Конвенции МДП 1975 года.

В РФ книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая, в свою очередь, гарантирует таможенным органам РФ уплату таможенных платежей на сумму 50000 долларов США в случае нарушения перевозчиком таможенного законодательства РФ (например, недоставка товаров до места назначения). АСМАП несет солидарную ответственность с международным перевозчиком за уплату таможенных платежей. Ответственность АСМАП распространяется как на российских, так и на иностранных перевозчиков, при использовании последними процедуры МДП на территории РФ.

В настоящее время в российской практике процедура МДП применяется редко, так как большинство транспортных организаций располагают транспортными средствами, не отвечающими требованиям, применяемым к перевозкам, посредством применения книжки МДП.

3. Таможенные перевозчики. Таможенный перевозчик--это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории РФ.

Претендовать на получение права осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика может только российская транспортная организация (российское юридическое лицо). Получение права на занятие деятельностью в качестве таможенного перевозчика не ограничивает российскую организацию в возможности выступать в роли иных участников таможенных правоотношений. Поэтому транспортные услуги могут выходить за рамки статуса таможенного перевозчика. Например, помимо перевозок товаров по таможенной территории РФ, транспортная организация может заниматься и международными перевозками грузов, в том числе на основании Конвенции МДП 1975 года. С другой стороны, иностранная транспортная компания, перемещающая товары через таможенные границы различных государств, не вправе претендовать на статус таможенного перевозчика.

Порядок получения статуса таможенного перевозчика (в форме свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков) носит разрешительный характер Приказ ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1343 «Об утверждении Положения о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и по-рядке его ведения».. Причин тому несколько. Таможенный орган, рассматривающий заявление организации-- претендента о включении в Реестр таможенных перевозчиков, должен убедиться, что приняты все предусмотренные ТК РФ меры:

- по снижению рисков и ликвидации возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства (утрата товаров, неуплата таможенных платежей). Например, надлежащее оборудование транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 20 миллионов рублей;

- по обеспечению возмещения вреда, который может быть причинен товару, вверенному таможенному перевозчику по договору перевозки (заключен договор страхования риска гражданской ответственности на сумму не менее 20 миллионов рублей).

Кроме ответственности за уплату таможенных платежей и гражданско-правовой ответственности за несоблюдение соответствующих договорных обязательств, таможенный перевозчик может быть привлечен к административной ответственности за совершение нарушений таможенных правил (например, ст. 16.9 КоАП РФ «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них», ст. 16.6 КоАП РФ «Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы» и др.), а также возможен отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков (ст. 98 ТК РФ). Примечательно, что данные виды ответственности являются относительно самостоятельными, то есть привлечение к одному виду ответственности не освобождает от других. Например, факт недоставления товаров является основанием для привлечения к административной ответственности, взыскания таможенных платежей, а также возмещения стоимости утраченных товаров. В случае повторения подобного возможен и отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.

В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности таможенные перевозчики могут быть:

- общероссийскими (при планируемых перевозках товаров по всей территории РФ либо в рамках регионов двух и более региональных таможенных управлений);

- региональными (при планируемых перевозках товаров между всеми таможенными органами одного регионального таможенного управления или конкретными таможенными органами одного регионального таможенного управления).

Соответственно за получением свидетельства о Включении в Реестр таможенных перевозчиков необходимо обращаться в ФТС России либо региональное таможенное управление.

Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на ста дни обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков.

Согласно ст. 80 ТК РФ оформление внутреннего таможенного транзита носит разрешительный характер. Разрешение на перевозку товаров выдает в письменном виде таможенный орган отправления, то сеть таможенный орган, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров.

За получением разрешения на внутренний таможенный транзит вправе обратиться:

- перевозчик (таможенный или иной перевозчик);

- экспедитор, являющийся российским лицом;

- лицо, осуществляющее хранение товаров или проведение с товарами других операции в месте доставки, не являющемся местом нахождения таможенного органа (например, в случаях временного хранения товаров на складе получателя -- ст. 117 ТК РФ). Надо заметить, что данное лицо в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 ст. 11 ТК РФ также может рассматриваться в качестве перевозчика, если будет самостоятельно осуществлять такую перевозку товаров.

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при выполнении ряда условий, которые по обязательности соблюдения могут быть разделены на три группы.

1. Соблюдение запретов, ограничений и требований, предусмотренных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ:

- товары не запрещены к ввозу в РФ;

- проведены необходимые виды государственного контроля (пограничный, санитарный и другие), предусмотренные при ввозе товаров в РФ;

- получены разрешения и (или) лицензии на транспортировку отдельных товаров по таможенной территории РФ Например, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17 Июля 2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» ввоз на территорию РФ опасных отходов в целях их использования осуществляется по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством экономического развития и торговли РФ (далее - Минэконом развития РФ) на основании разрешения Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов..

2. Представлена транзитная декларация (ст. 81 ТК РФ).

3. Приняты меры по обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств:

- обеспечена уплата таможенных платежей (подпункт 1 пункта 1 ст. 86, ст. 338 ТК РФ);

- принято решение о таможенном сопровождении транспортных средств, перевозящих товары (подпункт 2 пункта 1 ст. 86, ст. 87 РФ);

- определены специальные маршруты внутреннего таможенного транзита для отдельных видов товаров, товаров, в отношении которых при перемещении через таможенную границу установлены частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ, товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 3 ст. 86 ТК РФ);

- обеспечено надлежащее оборудование транспортного средства, контейнера или съемного кузова для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 84 ТК РФ);

- обеспечена идентификация товаров (ст. 83 ТК РФ).

Условия, отнесенные к 1-й и 2-й группам, должны соблюдаться всегда, независимо от заявителей внутреннего таможенного транзита и перевозчиков. Различны могут быть только формы транзитных деклараций (либо товаротранспортные и таможенные документы, и том числе книжка МДП, либо отдельная форма транзитной декларации -- пункты 1, 4, 7, 8 ст. 81 ТК РФ) Пункт 13 Инструкции о совершении таможенных операции при внутреннем и международном таможенном транзите товаров (утв. приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 973)..

Для условий внутреннего таможенного транзита третьей группы, за исключением идентификации товаров и документов, характерна избирательность. Так, например, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком, то таможенные органы истребуют обеспечения уплаты таможенных платежей, таможенного сопровождения, транспортировки товаров по конкретным маршрутам. Кроме того, установление конкретного маршрута перевозки отдельных видов товаров хотя и находится в компетенции Правительства РФ, но сам маршрут заявляется перевозчиком -- пункт 3 ст. 86 ТК РФ (в пределах, установленных Правительством РФ).

Так как реализация права перевозки товаров любым перевозчиком обусловлена соблюдением требований таможенного законодательства, то зачастую проще обратиться к услугам специализированной организации (таможенному перевозчику) нежели нести затраты по времени, финансовые расходы по надлежащему оборудованию транспортных средств, а также ответственность за риск недоставки товаров.

Продолжительность перевозки товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита определяется таможенным органом отправления в каждом конкретном случае. На установление срока перевозки влияют такие факторы, как заявление перевозчика, вид транспорта, протяженность маршрута. Однако все перечисленное должно приниматься во внимание только в пределах сроков, обозначенных в пункте 1 ст. 82 ТК РФ, а именно, 2000 километров за один месяц автомобильного Например, в соответствии с пунктом 32 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров-- срок доставки товаров, перевозимых автомобильным транспортом, рекомендуется устанавливать из расчета четыреста пятьдесят километров за одни сутки., железнодорожного, морского (речного) транспорта и три дня для воздушного транспорта. Продление предельных сроков внутреннего таможенного транзита допускается только в случае невозможности своевременной доставки товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В процессе внутреннего таможенного транзита возможны перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами. Перечисленные операции допускаются с разрешения таможенного органа отравления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция (например, таможенный пост). Если в результате грузовых операций лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит товаров, не меняется, переоформление транзитной декларации не требуется. При этом должностное лицо таможенного органа проставляет отметку в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах о вновь наложенных таможенных пломбах и печатях, а также вносит в них сведения о транспортных средствах, на которые перегружены товары, и заверяет их подписью, и личной номерной печатью. Документы возвращаются перевозчику (экспедитору) для продолжения перевозки. Если в результате грузовых операций изменяется лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит товаров, должностное лицо таможенного органа оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров, после чего выдается новое разрешение на внутренний таможенный транзит товаров в установленном порядке (подпункт 22.5 пункта 22 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров).

Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.

Местом доставки товаров является место нахождения таможенного органа, имеющее одновременно статус зоны таможенного контроля (в большинстве случаев территории склада временного хранения, на которых располагаются таможенные посты либо структурные подразделения таможен, осуществляющие таможенное оформление товаров). Исключения могут составлять случаи доставки товаров в места нахождения склада получателя товаров.

После прибытия товаров и транспортных средств в место назначения перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары -- в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров (в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа -- в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа). При перевозках товаров железнодорожным транспортом -- в течение 12 часов.

Таможенный орган:

а) в течение двух часов с момента представления перевозчиком транзитной декларации и иных документов регистрирует факт прибытия транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации оформляет подтверждение о прибытии транспортного средства Форма документа в Приложении 5 к Инструкции о совершении тамо-женных операций при внутреннем и международном таможенном транзите това-ров.;

б) в течение 24 часов с момента регистрации прибытия транс-портного средства оформляет завершение внутреннего таможенного транзита путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита Форма свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита и порядок его применения в Приложениях 6, 7 к Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров..

Временное хранение товаров

Временное хранение представляет собой таможенную процедуру, предназначенную для хранения иностранных товаров без уплаты таможенных платежей и без применения к товарам ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Основными целями применения рассматриваемой таможенной процедуры являются:

- обеспечение сохранности товаров до завершения таможенного оформления в целом;

- предоставление возможности заинтересованным лицам проверить товар и подготовиться к таможенному декларированию.

С практической точки зрения просматривается еще и материальная заинтересованность участника внешнеэкономической деятельности в скорейшем завершении таможенного оформления, так как нахождение товара на складе временного хранения связано с расходами по его хранению.

Товары приобретают статус находящихся на временном хранении с момента предъявления их в месте прибытия (пункт 2 ст. 77 РФ).

Вместе с тем требования процедуры временного хранения товаров (например, помещение товаров на склад временного хранения) могут и не применяться. Так, в соответствии с пунктом 4 раздела I Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров таможенная процедура временного хранения не применяется в месте доставки товаров, расположенном в месте нахождения таможенного органа, если в течение времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита:

- осуществлен выпуск данных товаров;

- разрешен новый внутренний таможенный транзит.

Временное хранение не применяется также в случаях, когда товары, запрещенные в соответствии с законодательством РФ к ввозу таможенную территорию РФ, немедленно вывозятся за пределы данной территории (абзац 1 пункта 1 ст. 13 ТК РФ).

Завершается временное хранение выпуском товаров в соответствии с определенным таможенным режимом либо помещением товаров под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК РФ). Например, по просьбе физического лица или при невозможности немедленного таможенного оформления товаров последние подлежат помещено на склад временного хранения (пункт 3 ст. 285 ТК РФ). Временное хранение таких товаров завершается их помещением под таможенную процедуру, именуемую перемещением товаров физическими лицами (подраздел 3 главы 23 ТК РФ).

Для помещения товаров на склад временного хранения требуется стандартный набор документов, используемых по прибытии товаров на таможенную территорию РФ, если временное хранение будет осуществляться в этом месте, или представляются документы, применяемые при процедуре внутреннего таможенного транзита, если временное хранение будет осуществляться вне места прибытия товара на таможенную территорию РФ. Указанные документы представляются таможенному органу владельцем склада временного хранения.

Пунктом 11 раздела II Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров установлены примерные сроки представления владельцем склада временного хранения документов:

- в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем склада временного хранения документов, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения, - если место расположения склада временного хранения совпадает или находится в непосредственной близости с местом размещения подразделения таможенного органа.

- в течение суток после прибытия транспортного средства на склад временного хранения -- если место размещения склада временного хранения не совпадает с местом размещения подразделения таможенного органа.

Кроме того, владелец склада временного хранения имеет право получить (на основании договора хранения между владельцем склада временного хранения и лицом, помещающим товары на склад временного хранения), а подразделение таможенного органа обязано выдать копии документов, представленных перевозчиком данному подразделению таможенного органа для завершения внутреннего таможенного транзита.

Однако при недостаточности сведений, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения, лицо, помещающее товары на склад временного хранения, обязано сообщить в таможенный орган недостающие сведения (абзац 2 пункта 2 ст. 102 ТК РФ).

На основании пункта 1 ст. 102 ТК РФ при помещении товаров на склад временного хранения в таможенный орган представляются документы, содержащие сведения:

- о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

- о стране отправления и стране назначения товаров;

- о наименовании товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест характере и способах упаковки и маркировки товаров, фактурной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах);

- о классификационных кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров Вышла новая версия таможенной номенклатуры - четвертое издание "Гармонизированная система описания и кодирования товара" (далее - ГС) на русском языке, созданной и администрируемой всемирной таможенной организацией. Она незаменима при планировании, проведении и контроле экспортно/импортных операций. Позволяет производить классификацию товаров в соответствии с мировыми стандартами. Четвертое издание Номенклатуры Гармонизированной Системы - это результат пятилетнего цикла всестороннего пересмотра ГС - четвертого по счету с момента введения ГС в 1988 году. В ней содержится 354 серии поправок, обусловленных: технологическим прогрессом; изменениями характера мировой торговли; необходимостью упрощения текста Номенклатуры в целях обеспечения его унифицированного применения всеми пользователями ГС; выделением в структуре Номенклатуры товарных позиций, предназначенных для социально значимых товаров, и товаров, наносящих вред окружающей среде. или ТНВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 102 ТК РФ ФТС России вправе сокращать перечень сведений, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения, с учетом вида транспорта, видов товаров, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Так, например, пунктом 8 раздела II Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров предусматривается, что в случае международной перевозки товаров автомобильным и железнодорожным транспортом не требуется представления документов, содержащих классификационные коды товаров в соответствии с ГС или ТНВЭД, при помещении на склад временного хранения:

- товаров, перемещаемых физическими лицами не для предпри-нимательской деятельности;

- товаров, перемещаемых в отдельно следующем багаже и в ной клади пассажиров;

- невостребованного багажа пассажиров;

- личных вещей дипломатов и лиц, приравненных к ним;

- дипломатической почты;

- периодических печатных изданий;

- товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве унитарной или технической помощи (содействия);

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ