Рефераты

Таможенное оформление товаров и транспортных средств

p align="left">- живых животных;

- урн и гробов с останками умерших.

Товары, хранящиеся на складе временного хранения, могут подвергаться следующим операциям.

1. Операциям по обеспечению сохранности товаров и подготовке их к таможенному декларированию (осмотр, измерение, пересчет, взвешивание и другие). Данные операции могут производиться лицами, обладающими полномочиями в отношении этих товаров, и их представителями, например, таможенными брокерами. При совершении указанных операций товары не должны изменять своего состояния, упаковки и (или) наложенных средств идентификации.

2. Операциям, необходимым для подготовки товаров к вывозу со склада временного хранения и их последующей реализации, операциям по отбору проб и образцов товаров для проведения экспертных исследований, операциям по исправлению поврежденной упаковки. Отдельные из перечисленных операций также могут производиться в целях подготовки к таможенному декларированию товаров, например, взятие проб и образцов, но общим условием совершения всех операций данной группы является наличие разрешения таможенного органа. Приобретение товарами статуса находящихся на временном хранении не всегда может быть непосредственно связано с их прибы-тием на таможенную территорию РФ. Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 263 ТК РФ со дня, следующего за днем закрытия магазина беспошлинной торговли, товары, помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на временном хранении.

Таким образом, просматривается разница между такими понятиями, как товары, находящиеся на временном хранении, и товары, находящиеся на складе временного хранения. Разница заключается в статусе товаров.

Конечно, товары, находящиеся на временном хранении, как правило, и хранятся на складах временного хранения. Это товары, находящиеся в процессе таможенного оформления.

Однако существуют и иные категории товаров, которые могут храниться на складе временного хранения, но иметь иной статус. Например, товары, изъятые в качестве предметов таможенного контроля в процессе проведения специальной таможенной ревизии (абзац 2 пункта 3 ст. 377 ТК РФ), или товары, изъятые таможенным органом в качестве предметов правонарушения.

Общий срок временного хранения товаров составляет два месяца (пункт 1 ст. 103 ТК РФ).

Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца.

Таким образом, продление общего срока временного хранения товаров возможно только на два месяца.

Срок временного хранения продлевает подразделение таможенного о органа, в регионе деятельности которого хранятся товары, по мотивированному письменному запросу заинтересованного лица в произвольной форме на имя начальника таможенного поста или начальника таможни (при отсутствии в ее структуре таможенных постов) либо должностного лица, им уполномоченного. Данный запрос должен быть представлен в подразделение таможенного органа до истечения двухмесячного срока временного хранения. Продление срока временного хранения оформляется не позднее следующего рабочего дня после поступление заявления путем наложения уполномоченным должностным лицом подразделения таможенного органа резолюции на данном заявлении. Копия заявления с резолюцией вручается лично заинтересованному лицу, подавшему мотивированный запрос, под подпись или направляется ему по почте (с уведомлением о вручении, а также владельцу склада временного хранения, на котором хранятся товары, либо лицу, получившему разрешение таможни на временное хранение на складе получателя товаров (пункт 18 Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров).

При изучении сроков временного хранения необходимо учитывать несколько факторов.

1. Наличие обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность прерывания срока временного хранения товаров. Например, в соответствии с пунктом 4 ст. 103 ТК РФ, в случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию РФ до места нахождения таможенного органа, исчисление срока временного хранении этих товаров начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита.

2. Категория товаров. Например, для товаров, подвергающихся быстрой порче, срок хранения на складе временного хранения определяется сроком сохранения их качеств (пункт 2 ст. 103 ТК РФ). Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, могут храниться на складе временного хранения не более трех суток (пункт 3 ст. 103 и пункт 1 ст. 13 ТК РФ).

3. Правовой статус товаров. Пункт 1 ст. 103 ТК РФ определяет сроки временного хранения для товаров, являющихся предметами таможенного оформления и соответственно таможенного контроля. Однако, если товар помещен на склад временного хранения в процессе проведения специальной таможенной ревизии, то срок хранения определяется сроком проведения специальной таможенной ревизии (пункт 7 ст. 377 и пункт 5 ст. 376 ТК РФ). В случае перехода товара из статуса, оформляемого в вещественное доказательство, например, по делу о нарушении таможенных правил, временное хранение будет продолжаться в течение всего периода производства по делу (с момента возбуждения дела и до вступления в законную силу соответствующего постановления).

В соответствии с пунктом 19 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров продление сроков временного хранения товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также товаров, изъятых в порядке проведения специальной таможенной ревизии - не допускается. Местами временного хранения товаров являются, как правило, склады временного хранения Декларирование товаров. Таможенный альманах. М., 2000. С. 52..

Под складами временного хранения понимаются как, собственные складские помещения, так и открытые площадки. В обоих случаях склады временного хранения должны отвечать следующим требованиям.

1. Требованиям, предъявляемым к месту расположения склада временного хранения. В соответствии с пунктом 1 ст. 107 ТК РФ, а также пунктом 28 раздела III Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения Утв. приказом ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1070. склад временного хранения:

- должен располагаться по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдающей свидетельство;

- должен располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей, по которым товары и транспортные средства доставляются от таможенной границы Российской Федерации; от автомагистралей и дорог к складу временного хранения

должны подходить подъездные пути;

- не может располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.

2.Требованиям, предъявляемым к обустройству и оборудовании склада временного хранения.

Раздел III Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения. Например, к обустройству склада временного хранения предъявляются следующие обязательные требования:

а) расположение помещений складов временного хранения только в наземных зданиях или сооружениях (для складов временного хранения открытого типа);

б) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

в) наличие крытой, обустроенной площадки для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств;

г) наличие прилегающей огороженной охраняемой территории с твердым покрытием, оборудованной для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита;

д) наличие ограждения либо обозначение на местности открытой площадки, если она используется в качестве склада временного хранения (учитывая специфику склада в зависимости от вида транспорта при перемещении товаров и транспортных средств от таможенной границы РФ до склада временного хранения);

е) территория склада временного хранения не должна включать в себя объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;

ж) выделение на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения:

з) наличие контрольно-пропускных пунктов и соответствующих средств обеспечения контроля за перемещением товаров и транспортных средств через границы склада временного хранения.

К оборудованию склада временного хранения предъявляются следующие обязательные требования.

а) оборудование подъездными путями части помещения и ее изоляция (ограждение), если помещение предполагается одновременно использовать для хранения товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, и товаров, находящихся на временном хранении;

б) обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, количество которых таможня устанавливает самостоятельно или по согласованию с вышестоящим таможенным органом при соблюдении технических регламентов и национальных стандартов, действующих в РФ (тип технических средств для проведения радиационного контроля определяет ФТС России);

в) наличие досмотровой рентгеновской техники, необходимость, количество и тип которой таможня устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом;

г) выделение в локальной вычислительной сети сегментов для работы таможенного органа (его структурного подразделения), производящего таможенное оформление товаров и осуществляющего таможенный контроль за ними (в случае расположения его на склад временного хранения) и оснащение данной сети соответствующими средствами зашиты информации от несанкционированного доступа, а также выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и их таможенном оформлении с необходимой для этих целей скоростью передачи информации;

д) наличие весового оборудования с различными пределами взвешивания, обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для разрешения на складе временного хранения;

е) наличие телефонной связи, факсимильного аппарата, оргтехники и множительной техники;

ж) наличие автоматизированной системы учета товаров, совместимой с про-граммными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом (его структурным подразделением), производящим таможенное оформление товаров и осуществляющим таможенный контроль за ними (для складов, являющихся местом расположения таможенного органа);

з) наличие погрузочно-разгрузочной техники.

Данные требования предъявляются в целях:

- обеспечения сохранности товаров;

- исключения доступа к товарам посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями);

- обеспечения возможности проведения, в отношении хранящихся товаров, таможенного контроля;

- обеспечения завершения внутреннего таможенного транзита.

Понятия владелец склада временного хранения и лицо, осуществляющие временное хранение товаров, могут не совпадать.

ТК РФ выделяет следующие категории лиц, осуществляющих временное хранение товаров (рис. 5).

Субъекты, осуществляющие временное хранение товаров

Рис. 5

1. Владельцы складов временного хранения.

Владельцы складов временного хранения -- это наиболее многочисленная категория лиц, в большинстве своем, специализирующихся на оказании услуг по временному хранению товаров.

Причем в зависимости от правового положения владельцы складов временного хранения, в свою очередь, делятся на несколько групп:

- российские юридические лица, включенные в Реестр владельцев складов временного хранения;

- таможенные органы РФ.

Временное хранение товаров юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев складов временного хранения, представляет собой отдельное направление деятельности в области таможенного дела.

Данное направление деятельности в области таможенного дела основано на разрешительном порядке получения соответствующего статуса.

Претендентом на получение свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения может быть только российское юридическое лицо, которое обязано выполнить следующие условия (ст. 109 ТК РФ):

- владеть необходимыми помещениями и (или) открытыми площадками, планируемыми к использованию в качестве склада временного хранения;

- обеспечить уплату таможенных платежей из расчета 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение;

- заключить договор страхования риска гражданской ответственности на сумму 3500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, или из расчета 1000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помеще-ние (страховая сумма не может быть менее двух миллионов рублей).

ТК РФ допускает владение помещениями и (или) открытыми площадками не только на праве собственности, но и на основании договора аренды либо иметь соответствующие склады и территории в хозяйственном ведении. Договор аренды должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении к Реестр владельцев склада временного хранения, при том, что само свидетельство действительно в течение пяти лет.

Заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения подается в таможню, в регионе деятельности которой фактически располагается помещение и (или) открытая площадка, предполагаемые к использованию в качестве склада временного хранения.

Заявление подается на каждое территориально обособленное по-мещение (открытую площадку), которые планируется использовать, в качестве складов временного хранения. Соответственно по каждой такой обособленной единице осуществляется включение в Реестр владельцев складов временного хранения с выдачей отдельного свидетельства.

ТК РФ предусмотрена возможность создания нескольких типов складов временного хранения.

Склады временного хранения открытого типа, предназначенных для хранения любых товаров и использования любыми лицами.

2. Склады временного хранения закрытого типа, предназначенных для хранения:

- товаров владельца склада;

- определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте.

- товаров, требующих особых условий хранения.

Право выбора типа создаваемого складов временного хранения остается за заявителем. Тип будущего склада временного хранения, а также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада временного хранения закрытого типа указывается в заявлении о включении в Реестр владельцев складов временного хранения.

В дальнейшем, при несоблюдении владельцем склада временного хранения требований таможенного законодательства и гражданского законодательства (в связи с оказанием услуг по хранению товаров), возможно наступление следующих негативных последствий.

1. Привлечение к ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Например, по ст. 16.9 КоАП РФ «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них», ст. 16.14 КоАП РФ «Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций».

2. Уплата таможенных платежей (подпункт 6 пункта 1 ст. 112 РФ).

3. Возмещение ущерба, причиненного лицам, чьи товары хранились на складе временного хранения (подпункт 3 пункта 1 ст. 109 ТК РФ).

4. Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения (ст. 113 ТК РФ).

Следующая группа владельцев складов временного хранения представлена таможенными органами. Для создания складов временного хранения таможенным органам не требуется получать свидетельств о включении в Реестр владельцев складов временного хранения. Централизованный учет таких складов ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, который обязан обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.

Склады временного хранения, созданные таможенными органами, могут быть только отбытого типа. Такие склады должны отвечать всем предусмотренным требованиям по их обустройству, оборудованию месту расположения. Согласно пункту 41 раздела VI Правил проведения тамо-женных операций при временном хранении товаров таможенный орган -- владелец склада временного хранения обязан соблюдать санитарные правила, нормы складирования, правила товарного соседства и режима хранения, требования законодательства РФ о техническом регулировании, выполнять иные требования и условия, установленные законодательством РФ и субъектов РФ в сфере оказания услуг по хранению товаров.

Хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа является безвозмездным. Лицо, поместившее товары на склад временного хранения таможенного органа, возмещает расходы, необходимые для хранения товаров, в соответствии с пунктом 2 ст. 897 ГК РФ и согласно порядку, предусмотренному Правительством РФ (пункт 4 ст. 115 ТК РФ).

Таможенные органы как владельцы складов временного хранения также несут ответственность за соблюдение требований таможенного и гражданского законодательства в части уплаты таможенных платежей и возмещения причиненного вреда.

Отказ владельца склада временного хранения (как российского юридического лица, включенного в Реестр владельцев складов временного хранения За исключением склада временного хранения закрытого типа, используемого для хранения товаром владельца склада., так и таможенного органа) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается (пункт 3 ст. 108, абзац 1 пункта 2 ст. 115 ТК РФ).

2. Железная дорога.

ТК РФ допускает по запросу железной дороги осуществлять временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги.

Места такого хранения (не являющиеся складами временною хранения) должны быть согласованы с таможенными органами. Данные места в период хранения товаров приобретают статус зон таможенного контроля, а железная дорога обязана не только обеспечить сохранность товаров, но и исключить доступ к ним посторонних лиц.

В случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенных органов железная дорога несет ответственность как за уплату таможенных платежей (пункт 3 ст. 116 ТК РФ), так и за нарушение таможенных правил (ст. 16.9 КоАП РФ).

3. Получатель товаров.

В соответствии со ст. 117 ТК РФ временное хранение с разрешения таможенного органа может осуществляться на складе получателя товаров.

Возможность временного хранения товаров, не обращаясь к услугам владельцев складов временного хранения, допускается в одном из следующих случаев:

-получатель товаров получил право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, то есть отвечает критериям «добросовестного участника внешнеэкономической деятельности»;

-товары требуют особых условий хранения, которые могут быть обеспечены получателем, при отсутствии в разумной близости (от места получения товара) соответствующего склада временного хранения Например, по действовавшему Положению о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем (приказ ГТК России от 23 марта 2001 г. № 290) под разумной близостью понималось расстояние не более 50 километров.;

-получателем товара является государственный орган или учреждение.

В соответствии с пунктом 42 раздела VII Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров разрешение на временное хранение на складе получателя товаров выдает таможня в регионе деятельности, которой находятся товары и склад получателя. При выдаче данного разрешения таможня вправе потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 2 ст. 117 ТК и подпункт 3 пункта 1 ст. 337 ТК РФ).

Разрешение на временное хранение товаров на складе получателя оформляется путем наложения соответствующей резолюции начальника таможни на заявлении заинтересованного лица (получателя товаров).

В соответствии с пунктом 46 раздела VII Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров разрешение может быть выдано:

- на срок действия одного договора международной купли-продажи или другого вида договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки либо односторонней внешнеэкономической сделки, но не более чем на один календарный год;

- на партию товаров до прибытия их на таможенную территорию РФ либо до прибытия, либо после прибытия транспортного средства в место доставки, расположенное в месте нахождения таможенного органа.

При международной перевозке товаров железнодорожным транспортом разрешение может быть, выдано на партию товаров, прибывших на нескольких транспортных средствах, образующих единый состав, независимо от количества грузовых накладных при условии, если весь состав следует в адрес одного получателя (пункт 47 разделаVII Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров).

После помещения товаров на временное хранение получатель товаров обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенный орган отчеты по формам и в порядке, предусмотренном для владельцев складов временного хранения, включенных в соответствующий Реестр.

Ответственность получателя товаров при осуществлении временного хранения, иностранных товаров проистекает из пункта 3 ст. 117 ТК РФ и заключается в обязанности уплаты таможенных платежей, а также возможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований таможенной процедуры временного хранения товаров.

4. Владелец магазина беспошлинной торговли.

Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет временное хранение товаров (помещенных под таможенный режим беспошлинной торговли), в случае закрытия такого магазина (пункт 3 ст. 263 ТК РФ).

Фактически временное хранение товаров железной дорогой, получателем или владельцем магазина беспошлинной торговли может условно рассматриваться как хранение на складе временного хранения закрытого типа. Например, в соответствии с пунктом 3 ст. 117 ТК РФ на складе получателя товаров хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, не допускается.

Глава 2. Таможенное декларирование товаров

Таможенное декларирование -- это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары:

- перемещаемые через таможенную границу;

-при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада);

- являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

- являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

- являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения;

- незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

§ 1. Классификация форм и субъекты таможенного декларирования

ТК РФ предусматривает следующие формы таможенного декларирования (рис. 6):

- письменную;

- устную;

- конклюдентную;

- электронную.

Формы декларирования товаров и транспортных средств

Рис. 6

Письменная форма таможенного декларирования включает возможность подачи:

- отдельной таможенной декларации по установленной форме;

- заявления, составленного в произвольной форме;

- транспортного (таможенного) документа.

Отдельные формы таможенных деклараций различаются в зависимости от того, кто декларирует товар.

В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется новая, значительно упрощающая таможенные формальности, грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (далее - ГТД/ТД), установленная с 1 января 2007 года. Она соответствует форме единого административного документа ЕС (далее - ЕАД) и позволит использовать единый комплект бланков ГТД/ТД в отличие от применяемых ранее отдельных бланков грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) и бланков транзитной декларации.

Прототипом ГТД/ТД служит единый административный документ (далее - ЕАД), используемый для таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза.

Этот документ, введенный с 1 января 1988 года (в России ГТД применяется с 1 апреля 1989 года) заменил собой многочисленную национальную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при прохождении таможенного контроля на границах стран--членов Европейского Союза). Введение ГТД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997. С. 34..

Таким образом, созданная по образцу ЕАД ГТД представляет собой документ единой формы, содержащий в условно-закодированном виде Приказ ФТС РФ от 08 августа 2006 г. № 743 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей». все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с требованиями заявленного таможенного режима) о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах.

Российский аналог ЕАД будет сопровождать товары как от момента их ввоза на таможенную территорию РФ до таможни назначения, так и от момента выдачи российской таможней отправления разрешения на вывоз товаров до их фактического убытия с таможенной территории России.

Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила, заполнения которых зависят от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар. Среди изменений правил заполнения выделим следующие:

- регистрационный номер ГТД и ТД будет проставляться в графе А - «графе таможенного органа»;

- сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежат заявлению в графе 44;

- при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, графа 45 не заполняется.

Требования таможенных органов по заполнению ГТД/ТД достаточно жесткие - в документе не должно быть подчисток, помарок, неразборчивых записей и т.д. Заполняется он на русском языке, в основном, на компьютере или пишущей машинке. Бланки, заполненные неразборчиво, таможенными органами в качестве декларации не принимаются. Не допускается использование бланков для внесения информации, не предусмотренной нормативными актами.

Введение новой ГТД/ТД можно считать промежуточным шагом в деле подготовки России к присоединению к общеевропейской процедуре транзита, подписанной в 1987 году 25 государствами - членами Евросоюза и ЕАСТ Конвенцией о процедуре общего транзита. В настоящее время процедура используется на практике 32 странами. Учитывая, что указанная процедура полностью компьютеризирована и все данные о товарах вводятся в Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS), Россия получит возможность работать с современными методами анализа риска и заранее определять степень и глубину таможенного контроля. Данное обстоятельство вытекает из Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, одним из приоритетных направлений развития таможенных органов является использование возможности предварительного информирования (раздел IV). В развитие Концепции издан приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192 «Об утверждении концепции предварительного информирования таможенных органов РФ», согласно которому любое заинтересованное лицо, осуществляющее перемещение товаров (декларант), вправе на добровольной основе предоставлять предварительную информацию о товарах таможенному органу до их фактического ввоза на таможенную территорию РФ для использования таможенным органом такой информации в целях таможенного контроля и ускорения совершения таможенных операций с ввозимыми товарами. Таможенное законодательство РФ не предусматривает обязательного представления предварительной информации о товарах, что оговорено в приказе ФТС России. Вместе с тем в целях обеспечения создания системы предварительного информирования предлагается внесение в Таможенный кодекс РФ норм, определяющих порядок обязательного предварительного информирования таможенных органов до пересечения товарами таможенной границы, с учетом особенностей их перемещения в зависимости от вида транспорта. Данное предложение ФТС России в настоящее время рассматривается заинтересованными министерствами. Это исключительно важно для цивилизованного бизнеса и государства, поскольку не только ускорятся и упростятся таможенные процедуры, но и повысятся эффективность их правоохранительной составляющей, безопасность международных перевозок.

Минюстом России зарегистрированы основополагающие нормативные правовые акты, позволяющие применять в РФ единый защищенный таможенный документ при экспорте, импорте и транзите товаров, подготовленные ФТС России: Приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2006 г., рег. N 8226), Приказ ФТС России от 11.08.2006 N 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрирован Минюстом 7 сентября 2006 г., рег. N 8225).

Для безболезненного и плавного перехода на новую форму грузовой таможенной декларации таможенные органы стали заранее обучать своих сотрудников работе с новым документом. В качестве примера следует отметить, что в начале ноября во Владивостокском филиале Российской таможенной академии был проведен семинар для сотрудников таможенных органов Дальнего Востока. От Якутской таможни в работе данного семинара приняли участие: и.о. первого заместителя таможни по таможенному контролю Дмитрий Тимченко и главный государственный таможенный инспектор (по контролю за таможенным транзитом) Нерюнгринского таможенного поста Сергей Есин. За время семинара слушателями были освоены правила заполнения новой формы грузовой таможенной декларации, получены обучающие материалы на CD-дисках. В настоящее время проходит обучение работе с новым документом сотрудников таможенных постов Якутской таможни, ведется разъяснительная работа среди участников внешнеэкономической деятельности.

В ближайшее время в Российской таможенной академии и Национальной ассоциации таможенных брокеров начнется обучение таможенных брокеров и декларантов работе с новым документом.

По информации Пресс-службы ФТС России, в рамках реализации мероприятий по информационному обеспечению введения в действие Единого административного документа (ГТД/ТД) был проведен брифинг, посвященный организационным мерам, предпринимаемым ФТС России по внедрению ГТД/ТД, и разъяснению сути нового документа, подготовлен специальный пресс-релиз, который был размещен на официальном сайте ФТС России и разослан в ведущие российские печатные и электронные СМИ, оказана помощь журналистам в подготовке публикаций по данной тематике.

Вопросам введения в действие ЕАД посвящены публикации в следующих СМИ: 6 публикаций в центральных газетах ("Российская газета", "Бизнес", "Ведомости", "Гудок", "Газета", "Экономика и жизнь"), 3 сообщения информационных агентств (РИА "Новости", ИА "Дейта.ру", ИА "СаратовБизнесКонсалтинг"), 1 материал в электронных изданиях ("Урал.Полит.Ру"), 2 сообщения радиостанций "Маяк" и "Русское радио".

Программа "Открытая таможня", выходившая на телеканале "Россия", подготавливалась за счет средств ВГТРК и перестала выходить по инициативе ВГТРК из-за отсутствия финансирования. ФТС России заинтересована в освещении своей деятельности и в настоящее время изыскивает возможности и финансовые средства для возобновления выхода программы "Открытая таможня" либо создания аналогичной программы. Тем не менее работа таможенных органов еженедельно освещается в центральных СМИ в таких программах, как "Дежурная часть", "Чрезвычайное происшествие".

Особенности заполнения ГТД/ТД, в случаях декларирования товаров в соответствии с таможенными режимами или специальными таможенными процедурами, не упомянутыми в приведенных выше документах, установлены иными приказами ФТС России. Например, приказом ГТК России от 15 сентября 2003 г. № 1013 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи» определены особенности заполнения ГТД при заявлении специальной таможенной процедуры перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Для участников ВЭД альтернативой ГТД/ТД могут служить:

-заявление (например, при заявлении таможенного режима реэкспорта);

-транспортный документ;

-таможенный документ (например, карнет АТА, в случае временного ввоза товаров) Экономика и организация внешнеторговых перевозок. М., 2000..

В соответствии с пунктом 1 ст. 132 ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

Принятие ГТД/ТД также предусматривает порядок оформления дан-ного юридически значимого действия путем присвоения декларации регистрационного номера.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей:

- исчисления и, взимания таможенных платежей;

- формирования таможенной статистики;

- применения таможенного законодательства (проверки соблюдения требований избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры).

Такими сведениями, в частности, могут быть:

- сведения о заявляемом таможенном режиме;

- о лице, декларирующем товар (декларанте), его представителе (таможенном брокере), ином лице, имеющем право на совершение с товаром юридически значимых действий от собственного имени;

- сведения о лице, составившем таможенную декларацию (представитель организации-декларанта, специалист по таможенному оформлению, если товар декларируется таможенным брокером);

- сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код по ТНВЭД России, страна происхождения, страна отправления (назначения), производитель товаров, характеристика упаковки, количество, таможенная стоимость);

- сведения об исчислении таможенных платежей (виды и размеры ставок таможенных пошлин, НДС, акцизов, таможенных сборов, а также суммы исчисленных таможенных платежей);

- сведения о примененных таможенных льготах (по уплате таможенных платежей);

- сведения о курсе валюты (для целей учета и исчисления таможенных платежей);

-сведения о соблюдении мер нетарифного регулирования (лицензии, сертификаты);

-иные сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товара под заявленный таможенный режим;

- место и дата составления таможенной декларации.

Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления соответствующей печати), и подписывается работником этого лица. Одновременно с подачей ГТД/ТД в таможенный орган предоставляются необходимые для таможенных целей документы (с прилагаемой описью) и электронная копия ГТД/ТД.

Основное назначение представляемой, одновременно с подачей ГТД/ТД, документации заключается в подтверждении сведений, которые содержатся в ГТД/ТД в кратком и/или закодированном виде.

Как правило, конкретный перечень документов и сведений, необходимых для таможенного декларирования, обусловлен избранным таможенным режимом. Например, приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1022 утвержден перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.

В целях получения общего представления о применяемых при таможенном декларировании документах последние (безотносительно к видам таможенных режимов) можно разделить на следующие группы.

1. Организационные документы. К организационным документам относятся учредительные и регистрационные документы (учредительные договоры, уставы, свидетельства о регистрации и др.), то есть документы, подтверждающие сведения о декларанте (его представителе).

Здесь же можно отметить и удостоверительные документы, то есть документы, удостоверяющие полномочия представителя декларанта на подачу ГТД (доверенность, договор оказания услуг, в случае декларирования товаров таможенным брокером).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ