Рефераты

Таможенное оформление товаров и транспортных средств

p align="left">2.Договоры международной купли-продажи или другие виды до-говоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок -- иные документы, выражающие содержание таких сделок.

3. Коммерческие документы. К документам данной группы относятся документы, подтверждающие совершение сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (счета-фактуры (инвойсы), отгрузочные и упаковочные листы, спецификации и другие документы). ТК РФ не относит к коммерческим документам внешнеторговые договоры и иные вилы сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (см. например, подпункт 29 пункта 1 и пункт 2 ст. 131 ТК РФ).

4.Транспортные (перевозочные) документы (коносамент, желез-нодорожная накладная и др.). В указанных документах, как прави-ло, отражены особенности транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости товара, проверки маршрута его движения.

5. Таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что составляются исключительно для таможенных целей. Такие документы, как правило, либо изначально выдаются таможенными органами (например, свидетельство о включении таможенного брокера в соответствующий Реестр таможенных брокеров, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению, разрешение на применение таможенного режима переработки на таможенной территории) либо ими регистрируются (например, экспортная таможенная декларация, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе товара в режиме реимпорта).

6. Платежно-разрешительные документы, не охваченные предыдущими примерами. Это такие, как лицензии (выдаваемые Минэкономразвития РФ на право ввоза/вывоза, отдельных видов товаров), сертификаты соответствия, сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гарантии банков по о6еспечению уплаты таможенных платежей и др.).

Предложенная группировка документов имеет в большей степени теоретико-познавательное, нежели практическое значение, поскольку один и тот же документ может выполнять несколько функций. Например, документ, подтверждающий уплату таможенных платежей (платежное поручение) одновременно служит и своего рода разрешительным документом, поскольку является одним из оснований выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Разрешительными являются и таможенные документы, выдаваемые таможенными органами на право использования таможенного режима (разрешение на переработку товаров). То же относится и к сертификатам, подтверждающим страну происхождения товаров, когда к товарам применяются меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (пункт 1 ст. 29 ТК РФ).

Товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами, декларируются с помощью пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации утверждена приказом ГТК России от 19 мая 2004 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации». Физическое лицо, декларирующее товары, заполняет пассажирскую таможенную декларацию в двух экземплярах, указывая в графах декларации точные сведения о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Записи делаются ручкой четко и разборчиво на русском или английском языках.

В пассажирской таможенной декларации сведения указываются путем зачеркивания соответствующих квадратов (зачеркнутый квадрат означает утвердительный ответ, незачеркнутый -- отрицательный).

При перемещении физическим лицом через таможенную границу автомобиля подается отдельная форма таможенной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 1 ноября 2006 г. N 1087 «Об утверждении формы таможенной декларации на автомобиль и порядка заполнения таможенной декларации на автомобиль», она заменила действовавшую до 1 ноября 2006 г. периода форму таможенной декларации. Данная форма таможенной декларации используется исключительно при декларировании автомобилей и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, и их перемещение не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, торговли Гущина И.В. Порядок перемещения транспортных средств // Закон. - 2003. - № 9. - С. 31-36.. Целью введения новой формы таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство) является усовершенствование таможенного оформления автомобилей (транспортных средств), перемещаемых физическими лицами для личного пользования в части их декларирования.

Если физическое лицо не следует через таможенную границу, а получает товар, пересылаемый в его адрес и предназначенный для личного пользования этого лица, то в качестве таможенной декларации используется заявление. Порядок заполнения заявления и основные его реквизиты утверждены приказом ГТК России от 17 июня 2004 г. № 687 «Об утверждении формы заявления физического лица и порядка заполнения заявления физического лица».

При перемещении товаров физическими лицами в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей, допускается устная форма таможенного декларирования.

В местах таможенного оформления, оборудованных для применения физическими лицами «зеленого коридора», декларирование может осуществляться в конклюдентной форме, то есть выбор «зеленого коридора» рассматривается как заявление об отсутствии товаров, подлежащих письменному декларированию.

Порядок подачи, приема и проверки таможенной декларации для физических лиц значительно отличается от одноименной процедуры, предусмотренной для участников внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 ст. 286 ТК РФ декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации.

Участники внешнеэкономической деятельности вправе подавать таможенную декларацию любому таможенному органу (правомочному принимать таможенные декларации Приказ ФТС РФ от 19 апреля 2006 г. № 360 «Об утверждении перечней таможенных органов, правомочных принимать таможенные декларации».), который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ РФ (внутренний таможенный орган). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК РФ возможность для федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела - Министерства экономического развития и торговли (далее - Минэкономразвития России), устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров:

- при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний, например, в целях производства таможенного контроля культурных ценностей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов;

- перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи);

- в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

-подлежащих специальному контролю (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ).

Срок подачи таможенной декларации установлен для товаров, ввозимых в РФ, и не должен превышать 15 дней с момента предъявления товаров в месте их прибытия на таможенную территорию РФ с момента завершения внутреннего таможенного транзита (например, с момента помещения на склад временного хранения). Допускается продление срока подачи таможенной декларации в пределах срока временного хранения товаров.

Таможенная декларация на вывозимые товары подается, как правило, до их убытия за пределы таможенной территории РФ.

Таможенная декларация и необходимые для декларирования документы принимаются таможенным органом в день их подачи. С момента принятия таможенной декларации последняя становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. То есть лицо, подающее таможенную декларацию, несет ответственность за достоверность указанных в таможенной декларации сведений.

В пункте 2 ст. 132 ТК РФ перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии таможенным органом таможенной декларации. Таможенный орган не принимает таможенную декларацию в следующих случаях.

1. Таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный на ее принятие (таможенная декларация пересылается таможенным органом в надлежащий таможенный орган).

2. Таможенная декларация подана ненадлежащим лицом.

3. Таможенная декларация не оформлена соответствующим образом (не указаны необходимые для декларирования сведения, не соблюдена форма декларирования, отсутствуют подписи, печати организации).

4. Отсутствуют необходимые для таможенного декларирования документы (за исключением случаев, когда получено письменное разрешение таможенного органа на отсрочку представления отдельных документов).

5. В отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Несмотря на закрытость перечня возможных оснований для отказа в принятии таможенным органом таможенной декларации, обращает на себя внимание некоторая смысловая неопределенность двух последних оснований. Так, например, ни в пункте 5 ст. 131 ТК РФ, ни в пункте 2 ст. 132 ТК РФ нет упоминаний о документах, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации. Можно предположить, что речь идет, в частности, о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (подпункт 3 пункта 1 и абзац 2 пункта 2 ст. 151 ТК РФ).

По результатам проверки таможенной декларации, необходимых документов и товаров (если товары предъявляются таможенному органу Как правило, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 ст. 127 ТК РФ декла-рируемые товары предъявляются по требованию таможенного органа. Исключе-ниями являются, например, случаи перемещения товаров трубопроводным транс-портом, когда при подаче таможенной декларации фактическое предъявление то-варов не требуется (пункт 2 ст. 310 ТК РФ). Или, наоборот, когда товары подле-жат обязательному предъявлению, например, в случае предварительного их дек-ларирования (пункт 4 ст. 130 ТК РФ).) принимается одно из следующих решений:

- о выпуске товаров (выпуске для свободного обращения -- пункт 2 ст. 149, пункт 1 ст. 164, пункт 2 ст. 234 ТК РФ или условном выпуске -- ст. 151 ТК РФ);

- о приостановлении выпуска товаров (например, в случае выявления таможенным органом контрафактных товаров -- пункт 3 ст. 149, ст. 397 ТК РФ);

- о запрете выпуска товаров (ст. 13 ТК РФ).

Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники внешнеэкономической деятельности могут воспользоваться следующими вариантами таможенного декларирования товаров.

1. Декларированием различных товаров, содержащихся в одной товарной партии, одним наименованием (ст. 128 ТК РФ). В соответствии с пунктом 1 ст. 128 ТК РФ по желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТНВЭД) при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по ТНВЭД с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза -- наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

При декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по ТНВЭД в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующих этому классификационному коду (абзац 2 пункта 2 ст. 325 ТК РФ).

Кроме того, следует учитывать сопоставимость сравниваемых видов ставок. То есть невозможно сравнивать ставку, определенную в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка), со ставкой, определенной в денежном измерении (евро) за единицу перемещаемого товара (специфическая ставка). В свою очередь, сравнение специфических ставок должно учитывать и сопоставимость единиц измерения товаров (килограммы, литры и т. д.).

Требования законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в части установленных ограничений, должны соблюдаться для каждого вида товара в отдельности.

Статья 128 ТК РФ не ограничивает декларирование товаров одним наименованием только ввозом или вывозом товаров.

Основная цель применения данного способа таможенного декларирования заключается в упрощении оформления и исчисления таможенных пошлин, налогов, поскольку не требуется выделять из партии каждый товар и рассчитывать для него таможенные платежи (например, при перемещении различных комплектующих, товаров для сборки, строительства и т. д.). Отсюда можно сделать вывод, что практическое применение рассматриваемого способа такого декларирования представляет интерес для товаров, ввозимых в РФ и облагаемых ввозными таможенными пошлинами, налогами (выпуск для внутреннего потребления). Выпуском ввезенных в РФ товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ).

2. Данная возможность предоставляется в нескольких случаях:

- при ввозе товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров;

- при декларировании ввозимых товаров лицом, получившим право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров.

Выпуск товаров допускается при условии, что декларантом представлены:

- документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о внешнеторговой деятельности;

- письменное обязательство о подаче таможенной декларации, а также необходимых документов и сведений в срок, установленный таможенным органом.

Срок подачи таможенной декларации не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров. При этом применяются требования таможенного законодательства, а также порядок исчисления таможенных платежей (ставки таможенных платежей, курсы иностранных валют), действующие на день выпуска товаров.

3. Предварительным таможенным декларированием товаров (ст. 130 ТК РФ).

Предварительное таможенное декларирование позволяет подавать таможенную декларацию на иностранные товары:

- до их прибытия на таможенную территорию РФ;

- до завершения внутреннего таможенного транзита.

В обоих случаях подачи предварительной таможенной декларации товары должны быть предъявлены в таможенный орган (принявший таможенную декларацию) в течение 15 дней со дня ее принятия. При несоблюдении данного срока таможенная декларация

считается неподанной (пункт 4 ст. 130 ТК РФ). Например, если ввозимый товар декларируется в «пограничном» таможенном органе (в месте прибытия на таможенную территорию), тогда предварительная таможенная декларация подается не более чем за 15 дней до прибытия товара. В случаях, когда товар оформляется (декларируется) во «внутреннем» таможенном органе, предварительная таможенная декларация должна подаваться не более чем за 15 дней до предполагаемых сроков завершения внутреннего таможенного транзита.

Преимущества предварительного таможенного декларирования заключаются в том, что:

а) проверенная предварительная таможенная декларация может использоваться (с учетом уплаченных сумм таможенных платежей) в качестве единого документа, при применении таможенных процедур, в отношении ввезенных товаров (пункт 3 ст. 130 ТК РФ);

б) выпуск товаров производится после их предъявления таможенному органу, принявшему таможенную декларацию (пункт 2 ст. пункт 4 ст. 130 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ не относит предварительное декларирование к специальным упрощенным процедурам таможенного оформления товаров. Соответственно подать предварительную таможенную декларацию имеет право любое заинтересованное и правомочное на таможенное декларирование лицо.

4. Неполным таможенным декларированием товаров (ст. 135 ТК РФ).

Подача неполной таможенной декларации возможна как на ввозимые иностранные товары, так и на вывозимые российские товары. Неполное таможенное декларирование допускается при условии заявления декларантом (в неполной декларации) сведений (пункт 1 ст. 135 ТК РФ):

- необходимых для выпуска товаров;

- необходимых для исчисления и уплаты таможенных платежей;

- подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- позволяющих идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Декларант вправе рассчитывать на применение данного способа таможенного декларирования только в том случае, если по причинам от него не зависящим, заявление всех необходимых для таможенного декларирования сведений не представляется возможным.

Последующее представление недостающих сведений осуществляется в сроки, устанавливаемые таможенным органом:

- для иностранных товаров -- не более 45 дней (со дня принятия таможенным органом неполной таможенной декларации);

- для российских товаров -- не более восьми месяцев (со дня принятия таможенным органом неполной таможенной декларации).

При использовании неполного таможенного декларирования (так же как и предварительного таможенного декларирования товаров) применяются требования таможенного законодательства, а также порядок исчисления таможенных платежей, как при подаче полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.

5. Периодическим таможенным декларированием товаров (ст. 136 ТК РФ). Периодическое таможенное декларирование позволяет подавать одну таможенную декларацию на все товары, перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.

Периодическое таможенное декларирование применимо как к ввозимым на таможенную территорию РФ иностранным товарам, так и к вывозимым российским и иностранным товарам.

При периодическом таможенном декларировании товаров должны соблюдаться:

- предельные сроки временного хранения товаров;

- сроки уплаты таможенных платежей.

6. Периодическим временным таможенным декларированием российских товаров (ст. 138 ТК РФ).

Данный способ таможенного декларирования предусмотрен исключительно для ввоза российских товаров (в течение определенного периода времени) в случаях, когда декларантом не могут быть представлены точные сведения, для целей таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.

Пункт 2 ст. 138 ТК РФ предусматривает подачу полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации заявляется декларантом, но окончательно устанавливается таможенным органом. При этом как заявление, так и установление конкретных сроков подачи полной декларации возможно только в пределах сроков, предусмотренных в ТК РФ. То есть 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

В свою очередь, период времени для вывоза декларируемых по временной таможенной декларации российских товаров установлен в пределах:

- до четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации (с возможностью продления данного срока еще на четыре месяца);

- в пределах одного календарного месяца (срок исчисляется с начала календарного месяца, но временная таможенная декларация может быть принята не ранее чем за 15 дней до начала этого периода) для российских товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Перспективой совершенствования процедуры таможенного декларирования является подача данных в электронной форме (абзац 1 пункта 1 ст. 124 ТК РФ).

Декларирование товаров в электронной форме осуществляется на основании пункта 8 ст. 63 и пункта 1 ст. 124 ТК РФ, а также в соответствии с Приказом ГТК России от 30 марта 2004 г. № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

Электронная форма таможенного декларирования не применяется в одном из следующих случаев:

1.При таможенном декларировании товаров, для которых установлены специальные места таможенного декларирования.

2.При таможенном декларировании:

- ввозимых подакцизных товаров, подлежащих лицензированию и (или) маркировке акцизными (специальными марками);

- товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования.

Электронное декларирование осуществляется путем:

- подачи в электронной форме сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД 1,2 (ТД 3,4) или в таможенной декларации, оформленной в виде письменного заявления;

- представления электронных документов и их описи, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в соответствии с выбранным таможенным режимом.

Электронная таможенная декларация подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Возможно электронное декларирование путем подачи предварительной, неполной, временной и периодической электронной таможенной декларации.

Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия. Допускается однократное представление электронных документов (в том числе до подачи первой электронной декларации), используемых в дальнейшем для декларирования различных партий товаров. Указанные документы имеют название электронных долгосрочных документов, подлежат включению в электронный архив. Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, направляемый декларанту в виде авторизованного сообщения. В дальнейшем при декларировании товаров электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются.

О результатах проверки электронной таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет соответствующие отметки (о выпуске/условном выпуске, разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и др.).

Указанные отметки удостоверяются путем проставления электронной цифровой подписи (ЭЦП) таможенного органа.

Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

На современном этапе развития таможенного дела в России электронная форма декларирования в самостоятельном виде применяется не часто, а используется в основном в качестве дубликата ГТД/ТД.

В международной таможенной практике электронная форма декларирования товаров используется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия (США, Япония).

Следующим моментом, характеризующим таможенное декларирование товаров, являются лица, уполномоченные на подачу таможенной декларации (декларанты, таможенные брокеры).

Субъекты таможенного декларирования

Субъектом таможенного декларирования или лицом, имеющим право на подачу таможенной декларации, может быть либо декларант, либо таможенный брокер (представитель декларанта).

В качестве декларанта, как правило, может выступать сам участник внешнеэкономической деятельности (получатель либо отправитель товаров) или иное лицо, имеющее полномочия на распоряжение товарами на таможенной территории РФ. Вместе с тем, в отличие от физических лиц, декларантом - организацией или индивидуальным предпринимателем может быть только российское лицо. Исключение составляют случаи:

- перемещения товаров иностранным перевозчиком в режиме международного таможенного транзита;

-перемещения товаров дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств;

- перемещения товаров в режимах временного ввоза, реэкспорта, транзита, выпуска для внутреннего потребления (для собственных нужд) представительствами иностранных организаций, зарегистрированными (аккредитованными) на территории РФ;

- в иных случаях, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо (например, при вывозе товаров, приобретенных иностранным лицом в режиме таможенного склада или заявлении таможенного режима уничтожения товаров, перевозимых транзитом по территории РФ).

Таким образом, если иностранное лицо не отвечает признакам декларанта (для целей таможенного декларирования, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров) оно обязано обратиться к услугам таможенного брокера. Примечательно, что в этом случае таможенное декларирование осуществляется при отсутствии декларанта, поскольку таможенный брокер является представителем, а представляемое лицо не вправе выступать в качестве декларанта. Данное обстоятельство отмечено и в пункте 2 ст. 139 ТК РФ, где установлено, что таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции.

Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Кроме того, таможенный брокер вправе также выступать в роли поручителя по вопросам уплаты таможенных платежей лицами, в интересах которых декларируются товары.

На основании пункта 1 ст. 139 ТК РФ таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо (за исключением казенных предприятий), включенное в Реестр таможенных брокеров.

Основной целью введения института таможенных посредников как за рубежом, так и в РФ является создание участников процедуры таможенного оформления, имеющих высокую профессиональную подготовку и гарантирующих таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований процедуры таможенного оформления, включая уплату таможенных платежей. Более того, в РФ создана и действует Национальная ассоциация таможенных брокеров (далее - НАТБ).

Порядок включения юридических лиц в Реестр таможенных брокеров утвержден приказом ГТК России от 2 октября 2003 г. № 1098 «Об утверждении Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)».

Согласно данному Порядку за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров российское юридическое лицо обращается в ФТС России. Решение о включении юридического лица в Реестр оформляется приказом ФТС России, при этом заявителю выдается свидетельство и его копия в виде электронной микропроцессорной карты. Свидетельство сроком действия не ограничивается.

Основными условиями включения организации в Реестр таможенных брокеров выступают (ст. 140 ТК РФ):

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму не менее 50 миллионов рублей;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

За таможенным брокером остается право выбора (пункт 3 ст. 139 ТК РФ):

- комплекса осуществляемых таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТНВЭД (например, таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, медицинского оборудования, лекарственных средств);

- комплекса осуществляемых таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта (морской транспорт, трубопроводный транспорт);

- совершения отдельных таможенных операций (например, только таможенное декларирование товаров);

- совершения таможенных операций в регионе деятельности одного или нескольких таможенных органов (например, таможенных органов одного регионального таможенного управления или в рамках нескольких региональных таможенных управлений).

О конкретных ограничениях будущей деятельности в качестве таможенного брокера, так же как и об отсутствии таковых, организация должна указать в заявлении о включении в Реестр таможенных брокеров (подпункт 4 пункта 2 ст. 141ТК РФ). Указание данных сведений важно еще и для того, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов по поводу правомерности возможного отказа таможенного брокера от заключения договора оказания услуг (пункт 4 ст. 139 ТК РФ).

Примечательно, что анализ отдельных условий включения организации в Реестр таможенных брокеров заставляет искать некое оптимальное соотношение объемов будущей деятельности и затрат на осуществление данной деятельности, позволяющее получать прибыль от оказания таможенным брокером услуг.

Например, обеспечение уплаты таможенных платежей (50 миллионов рублей) при выборе любого из существующих способов обеспечения так или иначе связано с определенными потерями (в виде уплаты процентов по банковской гарантии, девальвацией и неполученным доходом, от использования денежных сумм, внесенных на счет таможенного органа в качестве денежного залога). При этом количество специалистов по таможенному оформлению должно быть не менее двух. Очевидно, что с двумя специалистами по таможенному оформлению (с условием, что на услуги таможенного брокера в конкретном регионе есть соответствующий стабильный спрос) вероятность компенсировать все расходы и получать прибыль не слишком высока.

С другой стороны, вероятность успешной деятельности на рынке таможенных услуг значительно возрастает, если таможенный брокер не ограничивает сферу своей деятельности каким-либо регионом, имеет большой штат специалистов по таможенному оформлению (возможно, даже со специализацией по оформлению отдельных в товаров и/или товаров, перемещаемых отдельными видами транспорта), а также необходимое количество филиалов, осуществляющих деятельность от имени таможенного брокера в различных регионах РФ. В этом случае сумма обеспечения уплаты таможенных платежей в 50 миллионов рублей уже не кажется такой уж значительной.

При осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера российское юридическое лицо несет:

- административную ответственность за совершение нарушений таможенных правил, например, по факту недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП РФ);

- ответственность за уплату таможенных платежей (пункт 2 ст. 144 и пункт 1 ст. 320 ТК РФ). В случае взыскания пошлин и налогов за счет обеспечения таможенный брокер (представитель) в четырнадцатидневный срок с даты взыскания пополняет сумму обеспечения до суммы не менее 50 миллионов рублей и представляет в ФТС России документы, подтверждающие такое пополнение (пункт 21 Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей);

- гражданско-правовую ответственность за возмещение причиненного ущерба лицу, в интересах которого таможенный брокер совершал таможенные операции (ст. 140 ТК РФ).

Кроме того, возможен отзыв свидетельства о включении организации в Реестр таможенных брокеров (ст. 145 ТК РФ). Решение об отзыве свидетельства оформляется Приказом ФТС России. Со дня вступления в силу указанного решения юридическое лицо исключается из Реестра (пункт 27 Правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей).

Заявление о включении в Реестр таможенных брокеров после отзыва свидетельства может быть подано (пункт 5 ст. 21 ТК РФ):

- после устранения причин, послуживших основанием для его отзыва (например, после получения работниками таможенного брокера новых квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению или после принятия в штат новых специалистов по таможенному оформлению);

- по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (один год с момента исполнения постановления о назначении административного наказания), в случае отзыва свидетельства по причине неоднократного привлечения к административной ответственности.

Отдельного внимания заслуживает статус специалиста по таможенному оформлению товаров, так как таможенный брокер, будучи организацией, действует посредством находящихся у него в штате специалистов по таможенному оформлению (работников таможенного брокера).

Специалистом по таможенному оформлению может стать физическое лицо, имеющее высшее образование, стаж работы не менее двух лет, успешно-сдавшее квалификационный экзамен и получившее квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

К сдаче квалификационных экзаменов допускаются все лица, от-вечающие установленным к претендентам требованиям, независимо от их специальной подготовки для сдачи экзамена. Обучение осуществляют специализированные учебные заведения, оно включает в себя курс изучения понятия, содержание и структуру таможенного дела. Исследуется система таможенного законодательства и система таможенных органов, а также порядок таможенного оформления товаров в различных таможенных режимах. Преподаватель знакомит слушателей с методами определения таможенной стоимости и правилами исчисления различных видов таможенных платежей. Слушатели знакомятся с особенностями уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через границы стран- участников Таможенного союза и стран СНГ. Заполняются образцы документов необходимые для уплаты, обеспечения и возврата таможенных платежей, ГТД/ТД и другие документы, необходимые для таможенного оформления товаров. Предлагается знакомство с компьютерной программой «Декларант», использование которой необходимо для подготовки указанных документов.

Порядок проведения аттестации (включая таможенные органы, уполномоченные на принятие экзаменов), перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Срок действия квалификационного аттестата специалиста по та-моженному оформлению законом не ограничивается, вместе с тем через каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, необходимо проходить обучение (по программам повышения квалификации) в объеме 40 академических часов. В противном случае аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть аннулирован (подпункт 5 пункта 1 ст. 148 ТК РФ).

Аннулирование аттестата специалиста по таможенному оформлению предусмотрено и в случаях:

- установления факта получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов (например, фальсификации записи в трудовой книжке о стаже работы, недействительности документа о высшем образовании);

- вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока (например, за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере Свыше одного миллиона пятисот тысяч рублей., - ч. 2 ст. 194 ТК РФ);

- нарушения требований по использованию информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную, охраняемую законом тайну, а также другой конфиденциальной информации, полученной от представляемых лиц;

- неоднократного привлечения к административной ответственности за совершения административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1 КоАП РФ «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», 16.3 КоАП РФ «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации», 16.15 КоАП РФ «Непредставление в таможенный орган отчетности», 16.22 КоАП РФ «Нарушение сроков уплаты таможенных платежей». Решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению принимается ФТС России.

§ 2. Характеристика внешней торговли в зоне деятельности Северо-западного таможенного управления

Показатели, характеризующие внешнюю торговлю в зоне деятельности Северо-западного таможенного управления (далее - СЗТУ), выбираются из полной региональной базы данных ГТД по таможенным режимам и особенностям перемещения товаров, учитываемым таможенной статистикой внешней торговли.

В 2006 году внешнеторговый оборот через таможни СЗТУ составил 91086,6 млн. долларов США, что на 37% больше объема оборота за 2005 год. Объем экспорта составил 60104,5 млн. долларов США, а импорта - 30982,1 млн. долларов (рис. 7). Экспорт увеличился на 32%, импорт - на 47%. Сальдо торгового баланса выросло в 1,2 раза (табл. 1).

Таблица 1

Общие итоги внешней торговли (тыс. долл. США)

Показатели

2005 г.

Доля в товарообороте 2005 г.

2006 г.

Доля в товарообороте 2006 г.

2006 г. в % к 2005 г.

Товарооборот

66689554

100%

91086644

100%

137%

Экспорт

45664701

68%

60104521

66%

132%

Импорт

21024853

32%

30982122

34%

147%

Сальдо

24639848

 -

29122399

 -

Страны ДЗ

64776632

97%

89002271

98%

137%

Страны СНГ

1912922

3%

2084373

2%

109%

Общие итоги внешней торговли (тыс. долларов США)

Рис.7

В 2006 году таможнями СЗТУ было оформлено и загружено в региональную базу данных 992715 ГТД (табл. 2): экспортных - 305223 шт., импортных - 687492 шт. (без учета временных и общих ГТД с признаком `ПЗ ПЗ - противозаконные ГТД').

Таблица 2

Основные показатели деятельности таможен СЗТУ

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ