Рефераты

Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств

p align="left">Повторное в течение года после применения административного взыскания совершение правонарушения влечет применение мер уголовного воздействия.

В настоящее время данная статья изменилась. По новому кодексу в соответствие со ст.6.8, 6.9 потребление наркотических средств и их хранение либо приобретение принято разграничивать. Теперь административная ответственность наступает не только за незаконные приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах, но и за потребление наркотических средств без назначения врача, о чем указывалось выше.

Непринятие мер к обеспечению установленного режима охраны посевов конопли и масличного мака, мест хранения и переработки урожая этих культур, а равно непринятие мер к уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, - влечет наложение штрафа. Повторное, в течение года после применения мер административного взыскания, совершенное правонарушение влечет применение мер уголовного воздействия.

Принятые нормы ст. 99 в условиях Дальневосточного региона оказались обреченными на бездействие, так как проблема в регионе заключается в уничтожении дикорастущей конопли, а не в охране ее посевов.

Одним из путей устранения условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, является устранение недостатков, связанных с уничтожением зарослей дикой конопли и других наркосодержащих растений.

Практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков и применение правовых норм диктует необходимость расширения административно-правовых мер борьбы с недостатками, связанными с уничтожением зарослей наркосодержащих растений.

Эта необходимость вызвана тем, что дикорастущие наркосодержащие растения продолжают оставаться основным источником распространения наркотических средств.

Дикорастущие наркотикосодержащие растения еще не редко произрастают среди посевов сельскохозяйственных культур, на земельных участках жителей города, поселка и других местах. Следовательно, без активного участия и повседневного контроля за состоянием закрепленных земель и земельных участков со стороны землепользователей, должностных лиц и граждан борьба с распространением наркотиков будет крайне затруднительна. Следует согласиться с необходимостью установления административной ответственности на граждан, должностных лиц за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений, на закрепленных за землепользователями земельных участков.

Установление административной ответственности за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, а также непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, указанных в Перечне с одной стороны, должно оказать существенное влияние на эффективность борьбы с наркоманией и является средством предупреждения не только совершения административных проступков, но и преступлений, связанных с наркотическими средствами. С другой стороны, по моему мнению, данная мера административной ответственности значительно повышает ответственность руководителей, должностных лиц предприятий, а также граждан за состояние закрепленных за ними земельных угодий, что также способствует предупреждению распространения наркомании и их незаконному обороту.

Также новым Кодексом об административных правонарушениях введены нормы, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление наркотических веществ; потребление наркотических средств в общественных местах, а также появление в таких местах в состоянии наркотического опьянения и др.

1.4 Органы, осуществляющие государственную деятельность в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществах на примере Амурской области

Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов. Именно государство устанавливает систему юридических нормативов, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство же создает и систему органов, призванных охранять эти нормы от нарушений.

Административно-правовое регулирование в области внутренних дел осуществляют федеральные органы государственной власти субъектов федерации, а также органы местного самоуправления.

Непосредственным исполнителем законодательства, действующего в области внутренних дел, являются органы внутренних дел (ОВД).

Одним из направлений работы ОВД является административно-правовая деятельность. Она заключается в защите прав и свобод человека и гражданина, поддержании правопорядка и общественной безопасности, обеспечиваемых путем контроля (надзора) за какими-либо лицами, объектами или процессами, их непосредственной охраны, оказания им содействия и осуществления административной юрисдикции. Эта деятельность регулируется нормами административного права и является, пожалуй, самым емким направлением работы ОВД.

В соответствие с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Законом «О лицензии», Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» и некоторых других законодательных актов Российской Федерации, Указов Президента России, Постановлений Правительства Российской Федерации, актов Министерств и иных федеральных органов исполнительной ветви власти, имеющих нормативно-правовой характер, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - одной из приоритетных в современный период задач органов внутренних дел является предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ. Эта деятельность органов внутренних дел России является одним из направлений борьбы с преступностью. Так, законодательством Российской Федерации на отдел внутренних дел возложены задачи по предупреждению и пресечению распространения наркотических средств и психотропных веществ, которые осуществляются по следующим направлениям:

- выявление и перекрытие источников и каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот;

- предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, раскрытие преступлений, связанных с распространением наркотических средств психотропных веществ, и привлечении виновных к уголовной ответственности и расследования данных преступлений;

- предупреждение и пресечение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, привлечение виновных лиц к административной ответственности и исполнение административных взысканий, которые применены за правонарушения, связанные с нарушением установленного законодательством порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, и применение к ним мер воспитательного и медицинского характера. Относительно последних мер следует отметить, что в соответствие с приказом Министерства здравоохранения России от 23 августа 1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)» установлено анонимное лечение лиц больных наркоманией;

- наблюдение за процессом социальной адаптации и реабилитации лиц, судимых за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- выяснение и устранение причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ;

- проведение мероприятий, направленных на профилактику несанкционированного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- организация взаимодействия как между службами и подразделениями ОВД, так и другими заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными формированиями в сфере предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Для непосредственной работы по выполнению перечисленных задач в системе ОВД имеются специальные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые входят в службу криминальной милиции. Они анализируют и оценивают оперативную обстановку по линии наркомании:

- осуществляют на этой основе прогнозирования тенденции этого явления, комплексное планирование и обеспечивают контроль за выполнением намеченных мероприятий;

- выявляют и обобщают причины и условия, способствующие распространению наркотических средств и психотропных веществ, вносят предложения по их устранению;

- обеспечивают своевременное рассмотрение заявлений и сообщений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности мероприятия, направленные на выявление, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- выявляют объекты хранения и использования наркотических средств психотропных веществ, прекурсоров, лекарственных препаратов, из которых возможно изготовления наркотиков, координируют деятельность служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению хищения наркотических средств и психотропных веществ;

- разрабатывают и проводят с другими подразделениями и службами комплексные профилактические мероприятия типа «Мак», «Конопля» и др.;

- организуют работу по выявлению и перекрытию источников и каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в незаконном обороте;

- проводят работу по развитию и совершенствованию службы служебного собаководства;

- повышению эффективности ее использования в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- внедряют новые научно-технические средства в практическую деятельность подразделений отдела внутренних дел, направленную на предупреждение и пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В организации деятельности по предупреждению распространения наркотиков, выявлению преступных связей разрабатываемых лиц, источников, каналов и мест сбыта наркотических средств, подразделения по незаконному обороту наркотиков взаимодействуют с другими службами криминальной милиции.

Взаимодействуя с подразделениями по организованной преступности:

- проводят мероприятия по выявлению и документированию участников организованных преступных групп наркодельцов, в том числе располагающих межрегиональными и межгосударственными связями;

- обмениваются информацией о таких группах и осуществляют совместные оперативно-розыскные мероприятия с целью изобличения их лидеров и участников.

Во взаимодействии с подразделениями уголовного розыска:

- устанавливаются места осуществления незаконных сделок с наркотиками;

- обеспечивается раскрытие краж наркотических средств;

- проводится совместная работа по перекрытию каналов поступления в незаконный оборот наркотических средств с использованием возможностей негласных сотрудников;

- выявляются факты незаконных посевов или выращивания запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих растений;

- осуществляется расстановка сотрудников на обслуживаемой территории, предупреждается и пресекается сбыт наркотиков гастролирующим элементом;

- проводят работу по развитию службы розыскного собаководства, повышению эффективности ее использования в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Совместно с подразделениями по экономическими преступлениям:

- обеспечивается раскрытие хищений наркотических средств, фактов получения наркотиков по поддельным рецептам;

- осуществляется контроль за учетом, хранением наркотических веществ, а также сильнодействующих лекарственных препаратов;

- выявляются объекты производства, хранения и использования химических веществ, которые могут применяться при незаконном изготовлении наркотиков, принимаются меры по предупреждению и пресечению хищения этих веществ;

- выявляются и документируются факты легализации доходов, полученных от наркобизнеса.

Практика противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ свидетельствует о том, что весьма значительная роль отводится подразделениям и службам милиции общественной безопасности.

Данные подразделения и службы отдела внутренних дел осуществляют административную деятельность, направленную на предупреждение и пресечение распространения наркотических средств и психотропных веществ, и применяют предусмотренные законодательством меры административно-правового характера. (Приложение № 2)

Само существование этих органов и служб «непосредственного реагирования», приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение. Знание сотрудниками местной милиции особенностей данной территории, континента, проживающих и бывающих на ней лиц обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению правонарушений. Достигается это правильной организацией патрульно-постовой службы, оперативной и профессиональной деятельностью подразделений общественной милиции.

В организации деятельности по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотиков необходимо максимально использовать возможности участковых инспекторов милиции, их доверенных лиц, внештатных сотрудников. В процессе повседневной работы участковые инспектора привлекаются к предупреждению, выявлению преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками и разработке, осуществлению мероприятий общей и индивидуальной профилактики.

Поэтому деятельность участковых инспекторов целесообразно направлять на проверку квартир, помещений и других мест вероятного появления лиц, представляющих оперативных интерес, выявление притонов, установление граждан, которые нелегально изготовляют, приобретают, хранят, сбывают наркотики, склоняющих других к их немедицинскому потреблению, а также занимающихся незаконными посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений.

Сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотических веществ совместно с инспекторами разрешительной системы изымают у наркоманов в установленном законом порядке огнестрельное оружие; следят за выполнением на объектах разрешительной системы установленных правил приобретения, перевозки, хранения и отпуска наркотических средств и психотропных веществ; оформляют в соответствии с законодательством, материалы о выявленных нарушениях; проводят проверку лиц, имевших по службе доступ к таким средствам, при оформлении соответствующих разрешений на хранение наркотических средств и психотропных веществ.

Во взаимодействии с сотрудниками патрульно-постовой службы милиции, в зонах постов и маршрутов выявляются и задерживаются лица, совершающие незаконные действия с наркотическими средствами.

Совместно с работниками дежурных частей проводится работа по выявлению среди доставленных и административно задержанных граждан, лиц, разыскиваемых за преступления, связанные с наркотиками.

При поступлении заявлений и сообщений о совершении преступных действий, связанных с наркотическими средствами, дежурные части способствуют эффективному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по горячим следам.

При доставлении в дежурную часть лиц за совершение различных правонарушений, сотрудники этих подразделений проверяют их по профилактическим учетам. Если доставленный стоит на учете, информация об этом должна поступать в специализированное подразделение.

Взаимодействие с подразделениями Государственной Инспекции безопасности дорожного движения заключается в совместном выявлении и пресечении фактов незаконной транспортировки наркотиков, перекрытии каналов и источников поступления наркотических средств в незаконный оборот, а также задержании перевозчиков, сбытчиков.

В процессе взаимодействия с подразделениями ГИБДД, в первую очередь, учитываются их возможности в выявлении лиц, незаконно перевозящих наркотические средства. С этой целью подразделения по незаконному обороту наркотических веществ постоянно информируют их о водителях, которые употребляют наркотики, либо участвуют в их незаконном распространении.

При проведении комплексных профилактических операций типа «Мак» работники ГИБДД привлекаются к участию в работе оперативно-поисковых групп по пресечению фактов его незаконного сбора и транспортировки наркотических средств, а также к мероприятиям по досмотру транспортных средств на вероятных маршрутах их незаконной перевозки.

В работе по предупреждению краж и хищений наркотических средств возникает необходимость тесного сотрудничества с подразделениями вневедомственной охраны. Они проверяют объекты сосредоточения наркотиков, выявляют нарушения правил хранения указанных средств, принимают меры к их устранению, пресекают хищения наркотических средств и психотропных веществ.

Работники указанных подразделений, изучая условия хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ, могут получать информацию о фактах хищений, которую должны своевременно передавать в подразделения по незаконному обороту наркотиков.

Особо следует подчеркнуть важность и необходимость тесного взаимодействия сотрудников подразделений по незаконному обороту наркотических веществ и следователей. Их согласованные действия, направлены на использование данных, полученных оперативно-розыскным путем, с целью принятия предусмотренных законом мер к лицам, совершившим преступления, связанные с наркотиками.

Наиболее ответственным моментом является совместная оценка имеющейся оперативной информации и способов ее дальнейшего использования.

Следователи и оперативные работники обязаны своевременно информировать друг друга о вновь выявляемых данных и результатах их использования в процессе работы, так как изобличение сбытчиков, расхитителей, перевозчиков, содержателей притонов, лиц, вовлекающих в наркоманию, других граждан, установление лиц, причастных к «отмыванию» денег, требует знания специфики противоправной деятельности этих преступников.

Обеспечение оперативно - розыскных мероприятий и следственных действий осуществляется при активном участии работников экспертно-криминологических подразделений.

По материалам подразделений по незаконному обороту наркотических средств силами экспертно-криминологических подразделений проводятся исследование изъятых оперативным путем или обнаруженных на месте происшествия веществ для определения их принадлежности к наркотическим средствам или психотропным веществам, выявляются факты фальсификации отпуска аптеками и другими медицинскими учреждениями наркотикосодержащих препаратов.

В выявлении незаконного оборота наркотиков сотрудники подразделений по незаконному обороту наркотиков взаимодействуют также с учреждениями системы исполнения наказаний.

В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в соответствии с положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. №567, осуществляется координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов уголовно - исполнительной системы, органов пограничной службы Российской Федерации и других правоохранительных органов для разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению таких преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

К Основным направлениям координационной деятельности правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ относятся:

§ совместный анализ состояния преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, раскрытия, предупреждения и пресечения;

§ разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

§ обобщение практики применения законов о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

§ изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют:

Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная пограничная служба, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

К примеру, для каждого случая пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях ввоза (вывоза) государственные унитарные предприятия должны получить разрешение Таможенного Комитета, а также сертификат на право ввоза (вывоза), выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Транзит через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещен.

Также органами внутренних дел и специальными комиссиями органов здравоохранения регулярно проводится широкомасштабная комплексная оперативно-профилактическая операция “Допинг”, направленная на выявление утечки наркотикосодержащих, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов из легального в нелегальный оборот.

Статья 48 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” предусматривает осуществление контроля за перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на основных каналах их транспортировки. Контроль возлагается на органы внутренних дел, пограничной службы, Федеральной службы безопасности и таможенные органы.

Органы прокуратуры, внутренних дел, по таможенным делам, пограничной службы, службы безопасности, внешней разведки, здравоохранения в случаях достаточных оснований, что один из прекурсоров предназначен для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ, вправе приостановить деятельность юридических лиц, при этом проводится соответствующая проверка.

Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждения здравоохранения осуществляется специальными комиссиями, создаваемые в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

В работе по выявлению притонов, нарушений правил хранения наркотических средств и лиц, занимающихся незаконными посевами, сотрудники подразделения по незаконному обороту наркотиков могут использовать возможности Государственного пожарного надзора.

Порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическими лицами устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Этот же орган определяет максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, а также количество наркотических средств и психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте.

Хотя указанные органы не имеют в своем полномочии непосредственно решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает их в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и области противодействия их незаконному обороту.

Более того, необходима координация в решении данной задачи на всех уровнях государственной власти (местной, субъектов Российской Федерации, федеральном). (Приложение № 3,4)

Главным координирующим органом, специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту является созданная в 1994 году Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотических средств и их незаконному обороту (далее именуется - Комиссия).

Комиссия представляет собой коллегиальный орган, созданный с целью осуществления государственной политики в сфере контроля над наркотиками и психотропными веществами.

Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства РФ. Состоит она из 20 человек, так же как и ее председатель, утверждаются Правительством РФ. Указанное выше Положение содержит перечень этих лиц. Среди них в обязательном порядке находятся Министр внутренних дел РФ и Министр здравоохранения РФ, осуществляющие полномочия заместителей председателя Комиссии, а также заместители ряда министров, председателей государственных комитетов, заместитель директора Федеральной Службы Контрразведки РФ, заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ и ответственный секретарь Комиссии.

Национальное бюро Интерпола, входящее в состав центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, имеет статус главного управления и способствует сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола (далее именуется - Интерпол) и Генеральным секретариатом Интерпола.

Для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ таможенные службы государств, входящих в состав Содружества Независимых государств осуществляют также тесное взаимодействие, выражающееся в обмене информацией, а также помощью в иной форме, предусмотренной соответствующими соглашениями.

Министерство внутренних дел РФ заключило соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ с министерствами внутренних дел государств, входящих в Содружество Независимых Государств.

В соглашении, подписанном Правительствами государств, входящих в состав Содружества Независимых Государств о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, а затем и в принятых Основах таможенного законодательства оговариваются вопросы, связанные с противодействием незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ, а также указывается, что взаимодействие осуществляется между таможенными органами.

Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные международные организации, принимаются и реализуются программы совместной деятельности государств. Направляющее руководство осуществляет созданная при ООН Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального совета ООН, а также Международный комитет по контролю над наркотиками.

Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение этих задач.

Рассматривая данное положение в масштабе Амурской области необходимо отметить, что Постановлением Главы областной администрации № 191 от 28 апреля 1998 года создана постоянно действующая комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Основными задачами комиссии является:

координация проведения заинтересованными органами работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;

анализ состояния преступности по линии незаконного оборота наркотиков, её структуры и динамики, прогнозирование тенденцией развития;

контроль над выполнением заинтересованными органами федеральных и целевых программ борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков;

обобщение положительного опыта по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, распространение и внедрение его в практическую деятельность заинтересованных органов и др. (Приложение № 5)

Помимо этого в Законе оговорено, что негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

Надо отметить, что в последние годы несколько активизировалась деятельность неправительственных организаций: общественных (значительно реже политических), религиозных, благотворительных, направленная на разработку и реализацию различных программ в данной области.

К примеру, в Амурской области действует такая общественная организация как Амурское региональное отделение международного общественного фонда «Родители против наркотиков». Его значение и сила заключаются в неординарности и гибкости подхода к проблеме злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту. Информационная, организационная, материально-техническая поддержка их сотрудниками органов внутренних дел способствует систематическому привлечению населения к участию в проведении акций, конференций и других мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Как свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно нарастая.

Амурская область не является исключением, более того, она входит в число территорий с неблагополучной наркоситуацией. Этому способствует ряд факторов, которые являются общими для всей России: снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде “мода” на наркотики, распространяющаяся экспансия международного наркобизнеса и др. “Популярность” же Амурская область завоевала из-за удобства географического положения (юг России); высокой степени наркотической активности конопли, общности границы.

Из-за огромных зарослей дикой конопли увеличивается и ее незаконный оборот. В основном она используется для производства марихуаны, гашиша, гашишного масла. Принимаемые меры по ликвидации очагов ее произрастания положительного эффекта не достигают, на сегодняшний день уничтожено всего 362 гектара, а выявлено на 2001г. 1234 гектара. Это обусловлено высокой урожайностью данной культуры, устойчивостью к климатическим условиям, а также недостаточном финансировании органов, на которые возложена данная задача. Например, в минувшем году были предприняты меры по уничтожению зарослей конопли. Постановлением главы Администрации Амурской области, на администрации сельскохозяйственных предприятий и соответствующие органы внутренних дел была возложена задача произвести очистку своих территорий от зарослей дикорастущей конопли, но из-за недостатка средств это мероприятие так и не удалось воплотить в жизнь.

Вместе с этим увеличивается и общее число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Причем выявилась тенденция, что изготовлением занимаются лишь в целях личного употребления. Сбытом же наркотиков занимается небольшое число лиц, на что указывает количество привлеченных к административной ответственности - 12489.

Эти правонарушения касаются таких статей кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как: появление в общественных местах в состоянии опьянения, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов и т.п.

Простота изготовления и доступность сырья привлекают заготовителей и потребителей данного наркорастения. Так за незаконное изготовление, хранение, перевозку и приобретение наркотических средств к уголовной ответственности за 2001г. было привлечено 2203 человека, что на 500 больше чем в предыдущем году. В целом же изъято наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ и их прекурсоров 6864 кг, в том числе производных конопли - 6750,5 кг, производных мака - 62,8 кг. Последняя цифра указывает на то, что культивирование мака не сокращается, хотя и существуют законодательные запреты на данный вид деятельности.

Усложняется ситуация близостью границы с Китаем, через которую контрабандным путем завозятся психоактивные вещества. Так за 2001 год на Благовещенской таможне было изъято 1,1 кг эфедрина. Данная статистика более-менее утешительна, так как в 2000 году этого вещества было изъято 12,8 кг. Это говорит о том, что меры, предпринятые администрацией, дали свои результаты.

Распространенность наркомании и незаконного оборота наркотиков правомерна и имеет выраженный очаговый характер. Серьезно пораженными и находящимися в ситуации повышенной наркотической опасности являются 20 из 24 административных единиц области.

Заболеваемость наркоманией в области регистрируется в южных регионах, то есть там, где произрастает конопля. Это относится к таким районам как центр области - г. Благовещенск; Константиновский, Тамбовский, Михайловский районы.

За немедицинское потребление наркотиков на учете состоит 2850 человек. Большинство из них уже с диагнозом “наркомания” (1979 человек), увеличивается число больных, обратившихся в наркологический диспансер за помощью. На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения области особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств и других психоактивных веществ детьми и подростками. Их на сегодняшний день зарегистрировано 446 человек. Взято под наблюдение с впервые установленным диагнозом “наркомания” более 102 человек.

Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов.

Потребление наркотиков является причиной огромного количества различных преступлений. По данным УВД Амурской области к уголовной ответственности в 2001 году было привлечено 1779 человек, в то числе несовершеннолетних 136 человек. Это обусловлено тем, что они в силу своей непреодолимой тяги к наркотикам, а подчас и агрессивности, вызываемой ими, идут на бессмысленные по своей жестокости преступления.

Число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, не сокращается. Незаконный оборот наркотических средств достигает значительных размеров. В расчете на 100 тысяч человек населения Амурская область занимает первое место по количеству изъятых наркотиков.

Упомянутые цифры, безусловно, адекватно не отражают реального положения дел и могут быть увеличены в связи с латентностью преступлений на линии незаконного оборота наркотиков в 1,5-3 раза. Тем более наркотическая ситуация в области имеет тенденции к дополнительному ухудшению. Поэтому необходимо проводить работу в целях противодействия распространению наркомании и незаконному обороту. Постановлением Главы Администрации Амурской области от 14 мая 2001г. № 269 была утверждена комплексная программа по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Амурской области на 2001 - 2002 гг. В ней указаны наименования мероприятий, их исполнители, а также произведено финансирование расходов программы в пределах бюджетных средств.

1.5 Современная наркоситуация в России

Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Ввоз, транзит и распространение наркотиков на территории России оказались весьма привлекательными для организованных групп и преступных сообществ, занявших доминирующие позиции в этой сфере и наладивших прочные связи с международной организованной преступностью.

Снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде «мода» на наркотики, расширяющаяся экспансия международного наркобизнеса в Россию - все это способствует дальнейшей наркотизации населения в стране. Сегодня практически нет ни одного населенного пункта, где бы ни было лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств.

Рост показателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и для сельского населения страны, но эта проблема в городах проявляется значительно острее.

В 2000 году проведен ряд эпидемиологических исследований. Было установлено, что уровень потребления наркотиков значительно выше в крупных российских городах, чем в сельских районах. Наркозависимость больше распространена среди мужчин, чем среди женщин, хотя потребление наркотиков среди женщин возрастает. Примечательно, что самую большую категорию лиц, употребляющих наркотики, составляют бизнесмены (около 31%), 17% составляют безработные и 11% - студенты и учащиеся. Все больше подростков начинают употреблять наркотики в возрасте 14-15 лет (4-6%) и 16 лет (44%). В целом же за последние пять лет число несовершеннолетних потребителей наркотиков возросло более чем в 5 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ