Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотических средств
p align="left">Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп.Возрастающая вовлеченность бизнесменов в употребление кокаина, героина и синтетических наркотиков оказывает благотворное воздействие на развитие незаконного оборота. В начале 1998 года отмечалось, что наиболее популярным наркотиком в России была конопля, затем соломка мака - то есть наркотики растительного происхождения. Но в последнее время идет возрастание потребления героина, кокаина, синтетических наркотиков, широко используются наркоманами для инъекций приготовленные в домашних условиях средства из мака. Наряду с ростом злоупотребления наркотическими средствами развивается и преступность, связанная с ними. Если в 1999 году более тысячи наркопреступлений выявилось лишь в 7 регионах, то в минувшем году таких регионов стало 43. В целом за последнее десятилетие количество преступлений этого вида увеличилось более чем в 15 раз. За нарушение антинаркотического законодательства в минувшем году более 229 тысяч человек привлечены к уголовной ответственности, что на 11,1% превышает уровень 1999 года, около 129 тысяч граждан - к административной ответственности. Несмотря на продолжающуюся реструктуризацию российского нелегального наркорынка в сторону увеличения роли наркотиков синтетического происхождения (особенно стимуляторов амфетаминового ряда), все же по-прежнему в незаконном обороте преобладают наркотики растительного происхождения. Главными наркотиками, производящимися в России, являются гашиш, концентрат маковой соломки и опий. Очевидно, что наркотики растительного происхождения составляют (в общем, числе фактов задержания лиц с наркотическими средствами) абсолютное большинство. Аналогичная ситуация прослеживается и по весу изъятых из незаконного оборота наркотических средств. Среди наркотиков растительного происхождения наибольшую опасность представляет опий и гашишное масло, доля которых в последние годы постоянно растет. Наиболее доступным и крупным источником для изготовления и поступления в незаконный оборот наркотиков растительного происхождения является дикорастущая конопля, зарослями которой, по оценкам специалистов, засорено более 1 млн. га земель. Значительные площади ее произрастания характерны для юга Сибири, Дальнего Востока, Северо-Кавказского региона, где дикая конопля отличается высокой степенью наркотической активности. Не случайно наибольшее ее количество изымается в Амурской области, Приморском и Краснодарском краях. Простота изготовления и доступность сырья продолжают привлекать внимание заготовителей и потребителей наркотических средств. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны. Несмотря на существующие в стране законодательные запреты, предусматривающие строгую уголовную ответственность за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркокультур, число лиц, привлекаемых к ответственности за данное правонарушение, не сокращается. Продолжается утечка наркосодержащих лекарственных препаратов из легального оборота в нелегальный. Власти обеспокоены быстрым возрастанием производства синтетических наркотиков и психотропных веществ (фенилциклидин, первитин, эфедрин) в подпольных лабораториях. В 2000 году органами внутренних дел было выявлено 959 подпольных нарколабораторий, в большей части которых наркотики изготовлялись кустарно, лаборатории располагались в квартирах, частных домовладениях, гаражах, сараях, летних кухнях и т.п. В 400 подпольных лабораториях производились различные опийные растворы, более чем в 100 - наркотические средства из конопли, такие, как гашиш и гашишное масло. Ввоз наркотиков в Россию из стран СНГ. Основным источником поступления наркотиков на российский рынок является контрабанда. В настоящее время наркотики зарубежного происхождения на российском наркорынке составляют около 50%. Ввиду практически отсутствующего пограничного контроля со странами СНГ 30% всех наркотических веществ ввозится в Россию из этих стран (центрально-азиатские республики, Закавказье, Украина, Белоруссия). Граждане этих государств часто принимают участие в незаконном обороте наркотиков через территорию России на Запад. В этой связи более 50 контролируемых поставок было проведено российскими правоохранительными ведомствами совместно с коллегами из стран СНГ. Основными источниками изъятого в России опия в 1999 году был Казахстан (16,5% от всего опия афганского происхождения), Таджикистан (59%) и Узбекистан (20,9%). Поставщиками маковой соломы являются Украина, Литва (58,6% от всего изымаемого вещества). Ввоз в Россию из других стран, транзит и вывоз из России. 90% всех наркотиков (опий, героин, гашиш, эфедрин, кокаин), изымаемых в России, поступают из Афганистана, Пакистана, Ирана, Индии, Китая, Польши, Германии, Голландии, латиноамериканских стран. Территория России все больше используется международными наркодельцами для незаконного провоза в Европу наркотиков из Юго-Западной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.. Продолжается структурная перестройка российского наркорынка. Просматривается тенденция уменьшения в общем, объеме марихуаны и соломы мака и отчетливо возрастает доля «жестких» и синтетических наркотиков. Доля изъятого опия возросла на 38%, доля героина увеличилась вдвое, доля гашиша - на 36%. Правоохранительными ведомствами были выявлены десятки устойчивых маршрутов, которые постоянно используются международным наркобизнесом. Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя, более дорогие, но менее опасные, по их мнению, транзитные маршруты. Каждый год выявляются новые транзитные маршруты по доставке по доставке героина из Юго-Восточной Азии через Россию. Московские аэропорты стали активно использоваться для незаконного транзита кокаина из Латинской Америки в Польшу и далее в Западную Европу. Неоднократно пресекались попытки провоза латиноамериканского кокаина через Африку и калининградский регион. Наркотики незаконно поступают из России в Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Израиль, Францию, Финляндию, Австрию, Нидерланды и некоторые другие страны. Возрастает поток наркотиков из южных областей России в Турцию через Чечню, Южную Осетию и Грузию. Для доставки наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта. Однако, как показывает практика, используется железнодорожный транспорт (35,11% изымаемых наркотиков) и автомашины (47,74%). Также кокаин перевозится курьерами на самолетах, в контейнерах морским транспортом и пересылается в почтовых отправлениях. При контрабандном перемещении наркотиков на территорию России и через нее методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из них по-прежнему являются: сокрытие среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах, различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного и железнодорожного транспорта и специально оборудованных для этого тайниках. Учитывая особенности развития обстановки в регионе Дальнего Востока, нельзя недооценивать опасность контрабанды наркотиков в Россию с территории КНДР. По информации Всемирной таможенной организации, наряду с культивированием опийного мака в КНДР началось производство синтетических стимуляторов амфетаминового ряда. Сложившаяся наркоситуация в РФ и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотических веществ и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности. 2. Административно-правовые меры противодействия распространению незаконного оборота наркотических средств2.1 Административно-правовые методы выявления незаконного оборота наркотических средств В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического достижения поставленных целей. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием реализации задач и возможностей исполнительной практической власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенцией в установленных границах и в соответствующей форме. В свою очередь метод организации государственного управления есть средство практического осуществления возможностей государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей в интересах всего гражданского общества при приоритетности интересов, прав и свобод человека и гражданина, личности. Поэтому субъекты исполнительной власти, разнообразные по своему назначению, воздействуют на различные объекты в пределах имеющихся у них компетенции. Индивидуальность методов организации управления состоит в том, что они выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты. Она выражается в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы реализации исполнительной практической власти: используется субъектами исполнительной власти в пределах их компетенции; персонифицирует объекты управления. Как правило, свое проявление они получают в правовых актах управления: выбор конкретных методов управляющего воздействия опосредуется задачами и целями в сфере исполнительной власти, поэтому находятся в прямой зависимости от особенностей объекта управления. Вместе с тем объективная реальность в России позволяет показать, что методы управляющего воздействия всегда имеют внешнее юридически властное значение и выражение. Следовательно, это административно-правовые методы. Они направлены на создание нормальных условий для гражданского общества через конституционные интересы человека, гражданина и личности.(Приложение № 6) Причины и условия, способствующие возникновению и совершению правонарушений, связанных с наркотиками и злоупотреблением ими, имеют корни во многих областях общественной жизни: общества, экономике, политике, культуре, праве, медицине, образовании, духовности каждого человека и др. Поэтому их выявление и устранение предполагают комплексный подход с участием широкого круга государственных учреждений и ведомств, общественных, религиозных и политических организаций. Составной частью этой работы является целевая деятельность служб и подразделений органов внутренних дел, а именно проведения мероприятий, направленных на: - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений с наркотиками, злоупотреблению; - обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений; - осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков. В этой связи задачей органов внутренних дел в области незаконного оборота наркотиков является выявление специфических криминогенных обстоятельств, способствующих втягиванию населения в немедицинский прием наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, с последующим проведением мероприятий по прекращению или уменьшению влияния этих причин. Заглавной целью выявления, реализуемой органами внутренних дел, является поддержание основ здорового образа жизни населения. Соответственно, задачами - формирование у людей устойчивого общественного мнения в русле принципа "нет наркотикам"; пропаганда здорового образа жизни, убеждение отказаться от потребления тех граждан, кто успел приобщиться к этой растительной или химической отраве. Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики, достигается обобщением анализа правонарушений, связанных с наркотиками и наркоманией, иных сведений, имеющих отношение к данной проблеме, ставших известными органам внутренних дел, в конкретном регионе за определенный период времени. В частности, важна информация о взрослых наркоманах, лишенных родительских прав и их детей; нарушениях трудового законодательства, сопряженных с наркоманией либо токсикоманией. Незаконное предложение наркотиков - это противоправная деятельность, направленная на совершение незаконных операций с наркотиками: по их культивированию, изготовлению, транспортировке к местам сбыта, торговле и иным формам их незаконного распространения (склонения к потреблению, в том числе через рекламу, притоносодержание). В широком смысле сокращение незаконного предложения наркотиков составляет всю деятельность по контролю над наркотиками, кроме той, что связана с сокращением спроса. Анализ незаконного оборота наркотиков в России показывает, что в нем преобладают производные мака и конопли, причем до 50% из них изготовлены на отечественном сырье. Заготовленные или закупленные преступниками в регионах - производителях наркотики и сырье доставляются к местам сбыта в крупные города, промышленные центры. Организация заслона на пути наркотрафика является важнейшей мерой по сокращению незаконного предложения. Таким заслоном является комплексная операция "Мак", проводимая в период созревания наркотикосодержащих растений и наиболее интенсивной их незаконной заготовки. Операция "Мак" проводится в целях: - выявления и разоблачения незаконных посевов наркотикосодержащих растений, принятия к правонарушителям мер в соответствии с законом; - блокирования доступа заготовителей к дикорастущим зарослям конопли и ее уничтожения; - выявления и оперативной разработки преступных групп дельцов наркобизнеса, сбытчиков и перевозчиков наркотических средств; - устранения причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков растительного происхождения; - совершенствования деятельности органов внутренних дел в пресечении незаконного распространения наркотиков растительного происхождения, улучшения взаимодействия с заинтересованными ведомствами и организациями. В рамках проводимых мероприятий на региональном уровне необходимо располагать информацией о местностях, куда заготовители наркосырья постоянно выезжают, о наличии межрегиональных и преступных международных связей по наркобизнесу, способах сокрытия и транспортировки наркотиков, местах их хранения. К участию в операции привлекаются все службы и подразделения органов внутренних дел. Нельзя не сказать и о том, что "черный рынок" наркотиков существенно пополняется благодаря незаконному изъятию лекарственных наркосредств из легального оборота. Хищения могут совершаться на всех стадиях легального оборота наркотиков: производство, транспортировка, хранение, реализация (применение). В целях перекрытия этого канала проводится оперативно-профилактическое мероприятие - операция «Допинг». Ежегодная оперативно-профилактическая операция "Допинг" направлена на перекрытие каналов поступления в незаконный оборот наркотикосодержащих лекарственных препаратов, прекурсоров, синтетических наркотиков, изготовленных кустарно или в подпольных лабораториях. Операция "Допинг" проводится в целях: - предупреждения и выявления хищений наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации, совершаемых лицами, имеющими к ним доступ по роду служебной деятельности, а также краж, грабежей и разбойных нападений; - пресечения нарушений установленных правил обращения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ: - выявления фактов подделки медицинских рецептов и других документов на получение наркотических средств и лиц, к этому причастных; - предотвращения нелегального производства наркотиков с использованием химических веществ, подлежащих специальному контролю, а также изготовляемых с помощью лабораторного оборудования организаций и предприятий. Для более эффективного проведения операции "Допинг" совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимаются соответствующие меры к оборудованию охранно-пожарной сигнализацией мест изготовления, хранения и реализации наркотиков, обеспечению охраны этих средств и веществ в период транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. Операция "Допинг" окажется малоэффективной без привлечения к ней органов здравоохранения и общественности. Мероприятия по перекрытию каналов поступления наркотиков в Россию (в том числе международных) осуществляются в рамках операций под условным названием "Канал". Правовой основой для проведения указанной операции являются действующее российское законодательство, а для международного ее варианта - межправительственные (межведомственные) соглашения, заключенные с различными странами в области борьбы с наркопреступностью. Непосредственным основанием для проведения операции "Канал" являются планы проведения совместных действий органов внутренних дел и других ведомств взаимодействующих регионов, а при международном варианте - аналогичные планы с зарубежными спецслужбами. Операция "Канал" по перекрытию поступления наркотиков в Россию из-за рубежа также может проводиться российскими правоохранительными органами в одностороннем порядке. Подобного рода операции осуществляются в первую очередь внутри страны между регионами - "потребителями" наркотиков и регионами - "производителями"; в приграничных регионах России с правоохранительными органами стран, где они могут производиться или используются наркодельцами в качестве транзитных территорий для переброски наркотиков в Россию. Операция "Канал" реализуется совместно с органами ФСБ, ФПС, ГГК и аналогичными службами зарубежных, как правило, приграничных государств. Для достижения большего эффекта в борьбе с наркопреступностью подобным методом целесообразно перед началом операции наладить обмен достоверной оперативной информацией о межрегиональных, международных перевозчиках наркотиков, их связях по наркобизнесу и т.д. Иные меры противодействия незаконному обороту наркотиков В процессе проверки поступающей информации в данной области профилактики подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков решают обычно следующие задачи: - накапливают, систематизируют, обобщают и реализуют сведения о лицах (группах), подготавливающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, с целью недопущения их совершения; - разобщают выявленные преступные наркогруппы расхитителей, изготовителей, сбытчиков, перевозчиков, потребителей наркотиков на стадиях приготовления, покушения или совершения преступлений: - принимают меры к розыску и задержанию лиц, скрывшихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения приговора за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; - осуществляют сбор, систематизацию и реализацию информации о лицах, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков: - выявляют факты легализации наркодоходов и лиц, причастных к этому; - обеспечивают сбор доказательственной базы преступной деятельности разрабатываемых лиц; - оказывают содействие предварительному следствию по делам о наркопреступлениях. В первую очередь необходимо обратить внимание на потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Именно они являются первым звеном в цепи участников незаконного оборота наркотиков. Они потребляют данные средства не с целью сбыта, а для личного потребления. По степени подверженности к потреблению наркотиков можно дифференцировать на следующие группы: · “Относительного риска”. Ее составляют лица, отражающие своим поведением готовность к наркотизации. Они характеризуются проявлением нездорового интереса к наркотическим средствам и другим веществам, обладающими одурманивающим действием. · “Повышенного риска”. В эту категорию входят лица, приступившие к экспериментированию на себе действия наркотиков или иных одурманивающих веществ. На данном этапе ими не осознается опасность последствий наркотизации. Наличие сформированной установки на потребление влечет реальную возможность совершения этими лицами правонарушений, с целью непосредственного получения наркотиков, либо добывания средств на их приобретение. · “Злоупотребляющих”. К ним относятся лица, допускающие систематическое употребление наркотических средств, сильнодействующих или других веществ, влекущих одурманивание. Однако, у них отсутствуют признаки наркомании или токсикомании как заболевания. · “Больных наркоманией”. К их числу относятся лица, у которых четко сформировалась болезненная физическая или психическая зависимость к потребляемым веществам. Такие лица выявляются в процессе повседневной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Следует иметь в виду, что наркотики чаще потребляются в группах. Такие группы нередко объединяются с единственной целью: добыть наркотики или деньги для их приобретения. Эта совместная деятельность, обычно, не сопровождается возникновением дружеских отношений. Склонность таких лиц к объединению особенно проявляется тогда, когда потребителей наркотиков много, они разбиваются на мелкие группы, имеющие своего лидера, являющимся, по сути, поставщиком наркотиков или сырья для его производства. Поэтому, зная состав группы потребителей таких средств, место нахождения помещения, где они принимают их, привычное время приема, можно направленно выявлять сбытчиков этих средств, содержателей притонов. Все лица, которые принимают участие в незаконном обороте наркотиков, могут быть условно классифицированы на определенные группы. При этом одно и то же лицо в зависимости от характера совершаемых действий может быть отнесено к одной или нескольким группам: Изготовители (производители). Это лица, занимающиеся незаконными посевами наркотикосодержащих растений. Выращивание (возделывание) предполагает посадку растений, уход за ними, их уборку, культивирование - это введение новых технических приемов по выращиванию растений и их селекция. Также производством наркотических средств и психотропных веществ занимаются различные лаборатории, производящие наркотические средства и психотропные вещества. К этой категории можно отнести и лица, непосредственно перерабатывающие наркотическое сырье или изготавливающие готовые к потреблению наркотики, осуществляющие их рафинирование (очищение от посторонних примесей) в целях повышения концентрации наркотического эффекта получаемых наркотиков. К данной группе могут, отнесены и сельские жители, выращивающие наркотикосодержащие культуры, медицинские, научные работники и другие лица. Распространители (сбытчики) - это лица, совершающие незаконную реализацию наркотических средств или психотропных веществ. Можно выделить несколько типов лиц, занимающихся сбытом наркотических средств и психотропных веществ: -оптовые сбытчики - те, кто занимается скупкой наркотиков в крупных размерах у производителей или расхитителей и реализацией их перекупщикам. Вместе с организаторами они составляют ядро преступных групп. -перекупщики - те, кто занимается приобретением партий наркотиков у оптовых сбытчиков, расфасовкой и сбытом их розничным торговцам. Зачастую они выступают так же в роли перевозчиков. -розничные сбытчики - те, кто непосредственно сбывает наркотики потребителям, а нередко и занимается содержанием притонов для потребления этих средств. Для сбытчиков наркотиков характерно негативное отношение к социально - полезной деятельности, наличие преступного опыта, в том числе по изготовлению, потреблению и сбыту наркотических средств и психотропных веществ. Особенностью противоправной деятельности сбытчиков наркотиков является ее групповой характер, разветвленность преступных связей, их межрегиональный и межгосударственный характер, распределение ролей среди участников данной группы. Выявление лиц, занимающихся сбытом наркотических средств, является сложным процессом, в ходе которого необходимо тесное взаимодействие оперативных работников и следователей. Одним из приемов выявления лиц, распространяющих наркотические вещества, является работа в местах концентрации наркоманов (дискотеки, рынки, вокзалы и т.д.), в аптеках, где такие лица пытаются получить наркотики по поддельным рецептам. Получив сведения о лицах, пытающихся сбыть наркотические средства, необходимо учитывать, что под незаконным сбытом следует понимать любые способы их реализации (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.п.), сотрудники должны наметить мероприятия, обеспечивающие документирование таких действий. Необходимо определить наиболее выгодное для этого время и место. Также в процессе выявления необходимо принять все меры к выявлению лиц, которые могли быть свидетелями сбыта наркотиков. Организаторы и содержатели притонов - это лица, организующие притоны или систематически предоставляющие помещения для потребления наркотических средств и психотропных веществ, либо распоряжающиеся такого рода помещениями. Лишаясь источника поступления к ним потребляемых наркотических средств или психотропных веществ, они систематически предоставляют свою квартиру (дом) другим потребителям, имеющим такие средства для совместного их приема, компенсируя, таким образом, утраченный источник наркотиков. Они используют жилое помещение для приготовления и потребления сбываемых ими наркотиков. Для этих лиц характерна тесная связь с потреблением и изготовлением наркотиков. Примерно половина содержателей притонов ранее судимы или состоявшие на учете в органах внутренних дел. Выявление фактов содержания притонов возлагается на сотрудников подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (оперативная информация), участковых инспекторов милиции (отработка закрепленных участков), работников паспортной службы (в процессе осуществления прописки граждан), следователей (при расследовании преступлений). Кроме этого информацию о таких фактах можно получить из заявлений граждан, от работников жилищно-коммунального хозяйства. При выезде на место проживания составляется протокол осмотра с участием понятых. В конце протокола осмотра места происшествия указывается, что изымается, предметы, как упаковывается, какими поясняющими надписями снабжается, кем подписывается. Протокол подписывается понятыми, лицами, присутствующими при осмотре и лицами, составившим протокол. Вовлекающих в наркоманию. При выявлении таких лиц следует иметь в виду своеобразную “заразность” немедицинского приема наркотиков, которая проявляется в стремлении почти каждого потребителя этих средств приобщать к наркомании как можно большее число лиц из числа своего окружения. Как показывают криминологические исследования, появление потребителей в доме, общежитии, предприятии, учреждении, организации, где ранее отсутствовали такие лица, сопровождается распространением наркомании. Вовлекающие в наркоманию проявляют изобретательность, всячески разжигают повышенный нездоровый интерес к наркотикам у других граждан, оказывают на них психологическое давление, скрывая при этом отрицательные последствия этого явления. Установлены различные способы вовлечения в наркоманию. Потребители наркотиков, выступая в роли лидера, в создаваемых ими группах, формируют в сознании своих жертв отвращение к труду, учебе, работе, семье и прочему; прививают им склонность к обогащению за счет незаконной реализации наркотиков; пропагандируют необычные ощущения от приема наркотиков. Как свидетельствует статистика, в данную группу входят лица, состоящие на учете по поводу потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также несовершеннолетние, являющиеся лидерами различных неформальных объединений, ориентированных на потребление наркотиков. Перевозчики - это лица, которые, применяя различные способы, осуществляют незаконную транспортировку наркотических средств и психотропных веществ от места их произрастания или хранения к месту их дальнейшей переработки, сбыта и потребления. В качестве перевозчиков наркотиков выступают как потребители и мелкие сбытчики, так и лица, напрямую не связанные с незаконным оборотом наркотиков: родственники, соседи, случайные знакомые, попутчики, лица, обладающие маршрутными возможностями (водители, работники воздушного и железнодорожного транспорта и прочие). При перемещении наркотиков методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из них являются: сокрытие среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах, различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного и железнодорожного транспорта и специального оборудования для этих целей тайниках. Организаторы преступных сообществ - это лица, которые организуют и руководят деятельностью групп по приобретению, изготовлению и распространению наркотиков на “черном рынке” ими, как правило, становятся лица ранее судимые, прежде всего за преступления, связанные с наркотиками, которые хорошо ориентируются в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В последние годы преступные группировки чаще возглавляют лица, располагающие большими денежными средствами. Сами организаторы нередко в осуществлении операции по скупке и продаже наркотиков непосредственного участия не принимают, они лишь финансируют эту деятельность и получают доходы, тщательно маскируют свою причастность к наркобизнесу. Расхитителями главным образом выступают потребители наркотиков, не имеющие материальных средств для их приобретения. Это, прежде всего, ранее судимые за преступления, связанные с наркотиками, неработающие и не учащиеся наркоманы. Кроме того, кражи, грабежи и разбои наркотиков совершаются лицами не для личного потребления, а с целью их дальнейшей реализации и наживы. Во многих случаях расхитителями являются лица, имеющие доступ к готовым наркотическим препаратам или наркотическому сырью: работники химфармпредприятий, аптек, аптечных складов, лечебно-профилактических и медицинских учреждений (чаще средний медицинский персонал, сельские жители, имеющие доступ к посевам мака и конопли) Медицинские работники совершают хищения наркотикосодержащих лекарственных средств, вверенных им по службе или под охрану, на почве злоупотребления ими либо с целью сбыта таких средств по корыстным или иным мотивам другими лицами, потребляющими такие средства. Для сокрытия данного преступления они производят: списание в расход наркотикосодержащих лекарств по сфабрикованным документам; неоприходование или неполное оприходование поступающих препаратов с наркотическим действием, с последующим составлением подложных документов; составления фиктивного акта об уничтожении наркотиков с просроченным сроком хранения; выписку на вымышленных лиц рецептов, на получение наркотических средств и психотропных веществ. Таким способом совершается хищения, если медицинский персонал лечебных учреждений входит в сговор с работниками аптек; списание наркотиков на некурабельных, онкологических и иных больных, которым фактически они не выдавались и не вводились; извлечение наркотиков из ампул с последующим замещением другими растворами (ампула в таких случаях, в отличие от обычной, укорочена). 2.2 Правовые меры предупреждения незаконного оборота наркотических средствЯвляясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение выполняет карательную функцию, однако, административное принуждение применяется не только в качестве наказания за правонарушение, но также для их предупреждения. (Приложение № 7) Методы осуществления исполнительной власти весьма разнообразны. В юридической литературе их классифицируют по различным основаниям, в частности, по признаку использования властных полномочий они подразделяются на убеждение, принуждение. Это два взаимосвязанных механизма обеспечения должного поведения и правопорядка. Главным методом государственного управления вообще и в охране общественного порядка, в частности, в борьбе с правонарушителями, включая административные проступки, является метод убеждения. Но в случае не достижения своих целей убеждением применяется принуждение. Объектом принуждения являются лица с антисоциальной направленностью. Поэтому административным принуждением признается применение органами государственного управления, судами, судьями установленных законом мер, направленных на понуждение к исполнению должностными лицами и гражданами юридических обязанностей в целях превращения противоправных действий и привлечение их к административной ответственности.(Приложение № 8) Для административного принуждения характерны многоаспектные признаки, такие как: внесудебный порядок применения уполномоченными на это исполнительными органами; применение к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении уполномоченных исполнительных органов; применяется исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных действий в сфере государственного управления. Одним из видов административного принуждения являются меры предупреждения (административно-предупредительные меры). Государство, используя административно-принудительные меры стремиться защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. Они применяются работниками милиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица. Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. (Приложение № 9) Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и ночной безопасности граждан. Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работниками ОВД способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, направленные на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Такие меры могут применяться, как в отношении правонарушений, так и к лицам, не совершившим правонарушений. Они не имеют цели причинять личности физические страдания или унизить ее достоинства. Вместе с тем эти меры не лишены устрашающего и карательного свойств. Примером могут послужить, меры, которые применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. К ним относиться административный надзор, освобожденными из мест лишения свободы. Предупреждение преступлений и правонарушений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лица с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний. Подразделения по незаконному обороту наркотиков совместно с сотрудниками внутренних служб и подразделений органов внутренних дел в период операций по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотиков проводят оперативную обработку населенных пунктов и административных участков с целью сбора и проверки информации о лицах, незаконно выращивающих наркотикосодержащие растения либо заготавливающих наркотикосодержащее сырье. К основным источникам информации относятся: Сотрудники органов внутренних дел; Материалы уголовных дел, в особенности, о преступлениях, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами. Они могут содержать различную информацию о незаконном обороте наркотиков: о каналах и источниках поступления наркотиков в незаконный оборот, о местах незаконного производства и хранения наркотических средств и психотропных веществ, о лицах, совершающих такого рода правонарушения; Работники учреждений, ведомств и общественных организаций, участвующих в противодействии распространению наркомании. По роду своей деятельности они зачастую обладают важной информацией о преступных связях в сфере наркобизнеса и изменениях на незаконном рынке наркотиков; Письма и заявления граждан, администраций предприятий, учреждений, организаций, как правило, содержат информацию о конкретных правонарушениях, а также причинах и условиях их совершения. Сообщения и публикации средств массовой информации иногда содержат сведения об отдельных совершенных правонарушениях и общей ситуации с распространением наркомании в регионе;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|