Рефераты

Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности

p align="left">При принятии положительного решения срок принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Указанный срок может быть продлен на основании письменного заявления правообладателя, поданного не менее, чем за два месяца до истечения предыдущего срока, при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 394 и пунктом 2 статьи 395 Кодекса.

Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно быть мотивированным.

О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия.

В течение пяти дней со дня получения уведомления о принятии положительного решения по Заявлению заявитель обязан представить документ, подтверждающий обеспечение обязательства, указанного в пункте 25 настоящего Положения, либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 Кодекса, если указанный документ не был представлен ранее.

В случае изменения сведений, указанных в Заявлении либо в прилагаемых к нему документах, после принятия положительного решения информацию о них заявитель письменно направляет в ФТС России не позднее следующего дня после изменения таких сведений.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

С учетом статьи 395 Таможенного Кодекса объект интеллектуальной собственности вносится в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Реестр) в течение трех дней со дня принятия положительного решения или получения документа в зависимости оттого, что произойдет позднее. Плата за включение в Реестр не взимается.

Реестр ведется специализированным подразделением ГУТНР в электронном виде и может дублироваться на бумажном носителе в виде журнала. Листы журнала должны быть пронумерованы и подписаны начальником ГУТНР или его заместителем.

Любые изменения и исправления в записях должны быть подписаны уполномоченным должностным лицом ГУТНР.

В Реестр вносятся следующие данные:

- регистрационный номер по Реестру;

- наименование (описание, изображение) объекта интеллектуальной собственности;

- сведения о правообладателе (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес);

- наименование, номер и дата документа, удостоверяющего наличие правовой охраны объекта интеллектуальной собственности (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации);

- срок, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр;

- перечень товаров, в отношении которых принимаются меры (наименование, класс по МКТУ и код по ТН ВЭД России);

- сведения о лицах, представляющих по доверенности интересы владельца объекта интеллектуальной собственности (наименование организации с указанием организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т.п.);

- номер и дата письма ГУТНР о внесенном в Реестр объекте интеллектуальной собственности, направленного в таможенные органы.

Регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности формируется в следующем виде:

00000/ZZZZZ-AAA/XX-ДДММГГ,

где: 00000 - пятизначный порядковый номер записи, присваиваемый объекту интеллектуальной собственности в нарастающем порядке независимо от его вида;

ZZZZZ - номер решения, присваиваемый в порядке возрастания;

ААА - порядковый номер объекта интеллектуальной собственности одной категории по решению;

XX - вид объекта интеллектуальной собственности:

АП - объект авторского права;

СП - объект смежных прав;

ТЗ - товарный знак (знак обслуживания);

НП - наименование места происхождения товаров;

ДДММГГ - день, месяц, последние цифры года внесения объекта интеллектуальной собственности в Реестр.

Объекты интеллектуальной собственности подлежат исключению из Реестра по желанию заявителя, а также, если истек срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, если выявлена недостоверность заявленных сведений, если не выполняется условие по обеспечению исполнения обязательства, либо страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в пункте 4 статьи 394 Кодекса, если правообладатель (его представитель), получивший уведомление (сообщение), в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав.

Исключение из Реестра осуществляется по письменному решению начальника (заместителя начальника) ГУТНР только при наличии оснований, указанных в настоящем пункте. Об исключении из Реестра с указанием оснований, послуживших для принятия такого решения, заявителю направляется уведомление в течение трех рабочих дней с даты принятия решения.

В Реестр могут быть внесены изменения и/или дополнения на основании информации, поступившей:

- от заявителя об изменении сведений, указанных в Заявлении либо в прилагаемых к нему документах или иных материалах;

- от правоохранительных или иных государственных органов, а также организаций о том, что лица, указанные в Реестре в качестве правообладателя, лишены или ограничены в правах на объект интеллектуальной собственности.

Внесение изменений и/или дополнений в Реестр оформляется решением начальника ГУТНР (его заместителя), о котором заявитель и таможенные органы уведомляются в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Внесению изменений в Реестр может предшествовать проверка поступившей информации на основании решения начальника ГУТНР (его заместителя).

Исчисление срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, может быть приостановлено на время, необходимое для проверки, о чем заявитель и таможенные органы уведомляются не позднее следующего рабочего дня. При этом, принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, осуществляется в пределах срока

Информация об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, и сведения, необходимые для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, а также информация об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра или изменении сведений, необходимых для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, направляется ГУТНР в таможенные органы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения (исключения) объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений.

Пресс-служба ФТС России осуществляет опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, в официальных изданиях ФТС России. Отдельные данные Реестра могут быть размещены на Интернет-сайте ФТС России.

Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных

Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности и перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Кодекса в целях обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования товаров в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации.

Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, декларируются отдельно от остальных товаров путем подачи по желанию декларанта либо отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД) либо отдельного дополнительного листа к основной ГТД.

ФТС России в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации может устанавливать особенности декларирования товаров, содержащих отдельные виды объектов интеллектуальной собственности.

В случае, если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.

Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции на рапорте, содержащем мотивированное обоснование приостановления выпуска, составленном должностным лицом таможенного органа незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение принимается не позднее окончания рабочего дня, в течение которого составлен рапорт.

Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.

В ГТД либо на дополнительном листе к основной ГТД на товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска товаров, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.

Выпуск остальных товаров, в случае их декларирования в одной ГТД, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных. При этом на основном листе ГТД проставляется штамп установленного образца, свидетельствующий о выпуске товаров, с отметкой "за исключением доп. листа N _______".

Уведомления о приостановлении выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после дня принятия решения о приостановлении выпуска товаров.

Уведомление должно содержать следующие данные:

1) декларанту:

- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;

- выявленные признаки контрафактности;

- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров и дату его принятия;

- наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя);

2) правообладателю (его представителю):

- наименование таможенного органа, принявшего решение о приостановлении выпуска товаров, его почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т.п.;

- наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес декларанта товаров;

- место нахождения товаров, выпуск которых приостановлен, с указанием адреса;

- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска с указанием наименования объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;

- выявленные признаки контрафактности;

- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров и дату его принятия.

В случае невозможности вручения уведомлений они направляются по почте заказным письмом, курьером или передаются любым иным способом, позволяющим оперативно информировать правообладателя (его представителя), декларанта и определить дату получения ими уведомления. В этом случае к копиям уведомлений, остающихся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа их передачи декларанту и правообладателю (его представителю).

С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

По обращению правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав (информацию о производителе, отправителе, количестве и др.) за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае, если правообладатель (его представитель) обратился в судебные органы с целью защиты его прав и/или в иные уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации органы для возбуждения дела об административном правонарушении и/или уголовного дела, правообладатель (его представитель) до истечения срока приостановления выпуска товаров вправе подать в таможенный орган мотивированное письменное обращение о продлении приостановления выпуска товаров с указанием срока такого продления.

Решение о продлении срока приостановления выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в виде резолюции "Продлить до _________" на обращении правообладателя (его представителя) с указанием даты окончания срока продления, определяемого с учетом сроков, указанных в обращении.

Срок, на который продлевается решение о приостановлении выпуска товаров, не может превышать 10 рабочих дней.

В ГТД в таком случае в месте проставления штампа "Выпуск приостановлен" делается запись "продлено до _________" с указанием даты, до которой продлено решение о приостановлении выпуска товаров. Запись заверяется в соответствии с пунктом 58 Положения.

Если до истечения срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

2) объект интеллектуальной собственности исключен из Реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии вышеуказанных оснований.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, его замещающим, в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте уполномоченного должностного лица таможенного органа, составленном в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров в случае, предусмотренном пунктом 66 настоящего Положения, либо в день когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из Реестра.

После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

После отмены решения о приостановлении и выпуска товаров, которые декларировались путем подачи дополнительного листа, на основном листе ГТД после записи, предусмотренной частью второй пункта 58 настоящего Положения, делается отметка о дате выпуска таких товаров [28, ст. 58].

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

В течение трех дней после принятия решения об отмене приостановления выпуска или принятия уполномоченными органами решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, таможенный орган направляет в вышестоящий таможенный орган информацию, связанную с принятым решением о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, с указанием объекта интеллектуальной собственности, внесенного в Реестр; номера ГТД, наименования товаров, выявленных признаков контрафактности; даты уведомления правообладателя (его представителя), данных об их действиях (бездействии); причины и даты принятия решения об отмене приостановления выпуска; номера и даты решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, наименование органа, принявшего такое решение.

Региональные таможенные управления (РТУ) в течение пяти дней после получения информации от нижестоящих органов направляют обобщенную по региону деятельности информацию в ГУТНР.

Подразделения таможен и РТУ, в компетенцию которых входят вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, формируют досье на объекты интеллектуальной собственности, внесенные в Реестр, сгруппированное по правообладателям. В досье отражаются обобщенные по региону деятельности все имевшие в течение срока, на который объекты интеллектуальной собственности включены в Реестр, место факты, связанные с перемещением товаров, содержащих данные объекты интеллектуальной собственности (в том числе, обладающих признаками контрафактных). Информацию, содержащуюся в досье, РТУ не позднее, чем за два месяца до окончания срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр, направляют в ГУТНР.

В заключении хотелось бы отметить, что в соответствии со статьей 400 Кодекса меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящим Положением, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 281 Кодекса предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений (преступлений), производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы в соответствии со статьей 411 Кодекса незамедлительно передают в установленном порядке информацию об этом соответствующим государственным органам.

Согласно требованиям пункта 3 статьи 397 Кодекса правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16 Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящим Положением, если в установленном законодательством Российской Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, согласно статье 413 Кодекса возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 413 Кодекса за неправомерные решения, действия (бездействия) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [33, ст. 413].

2.3 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией

Согласно ГК РФ части четвертой ст. 1225, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

· произведения науки, литературы и искусства;

· программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

· базы данных;

· результаты исполнения;

· фонограммы и видеозаписи;

· сообщение в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

· изобретения;

· полезные модели;

· промышленные образцы;

· селекционные достижения;

· топологии интегральных микросхем;

· секреты производства (ноу-хау);

· фирменные наименования;

· товарные знаки и знаки обслуживания;

· наименования мест происхождения товаров;

· коммерческие обозначения;

· доменные имена [8, ст. 1225].

Таможенным органам отводится ключевая роль в пресечении перемещения контрафактной продукции через таможенную границу Российской Федерации. Значительное количество контрафактной продукции поступает в страну с территории Украины, других стран СНГ, Ирана и Китая, а в приграничных с Россией территориях действует значительное количество цехов и заводов, выпускающих псевдофирменную продукцию. В такой ситуации чрезвычайно важно взять под контроль и в перспективе перекрыть все возможные каналы проникновения контрафактной продукции на рынки страны, что во многом зависит от эффективности деятельности таможенных органов по данному направлению

Проблема контрафакции и фальсификации товаров затрагивает все сферы производственной и предпринимательской деятельности.

Прежде чем говорить об ущербе, причиняемой контрафакцией, надо определиться в понятийном аппарате. До сих пор приходиться встречаться с тем, что даже в средствах массовой информации контрафактную продукцию нередко путают с фальсифицированной продукцией или считают эти понятия синонимичными. Поэтому целесообразно определить различия между ними.

Фальсификация - умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный.

Контрафакция - это изготовление, продажа или способствование незаконному использованию патента, нарушение авторского права, подделка. К контрафакции относятся, например использование отдельными фирмами на своих товарах обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя, а также литературная подделка, воспроизведение чужого произведения.

Ввоз и распространение контрафактной продукции, прежде всего, связаны с занижением таможенной стоимости товаров и фальсификацией количественных и качественных показателей товаров, влияющих на исчисление таможенных платежей. В настоящее время на внутреннем рынке России находится в обороте с нарушением авторских или патентных прав около 80 % товаров, импортированных в Россию или заявляемых российским потребителем под видом импортных, но произведенных на таможенной территории России. Незаконные доходы, получаемые в связи с нарушением исключительных прав, подпитывают преступную среду и способствуют осложнению криминальной ситуации в России [44].

С проблемой контрафактной и фальсифицированной продукции Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок под "фирму". Наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области (Рис. 1).

Рис. 1 Тенденция выявления правонарушений в области контрафактной и фальсифицированной продукции в России

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности как России, так и стран ближнего зарубежья.

По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.

Перечень товаров лидирующих по количеству подделок

1. Одежда и обувь

2. Кондитерские изделия и иные продукты питания

3. Парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция

4. CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника

5. Фармацевтическая продукция

Один из выходов из такой ситуации находится в том, чтобы бизнес и потребитель шли навстречу друг другу - то есть компании производили бы более доступный для массовых слоев населения товар, а покупатели пристальнее следили бы за качеством того, что они приобретают.

Одна из сегодняшних проблем, которая не позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию - это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано около 900 товарных знаков известных компаний. Для сравнения, в одной Европе их более 5 тысяч. Необходимо активно привлекать представителей бизнеса, чтобы они регистрировали свои торговые марки. Это необходимо, прежде всего, для самих участников ВЭД, так как продукцию, с зарегистрированным в Реестре товарным знаком, намного легче защитить от контрафакта. И соответственно можно значительно снизить моральный и материальный ущерб законных правообладателей. Те компании, которые зарегистрировали свои товарные знаки и вошли в состав Содружества ( «Найк», «Юниливер», «Л'Ореаль», «Нестле», «Проктер энд Гамбл» и др), при активном сотрудничестве с представителями таможенных служб, существенно сократили процент поддельной продукции в своих товарных группах (Рис. 2).

Рис. 2 Тенденция выявления случаев поставок контрафактных товаров по Уральскому региону.

Несмотря на такой прогресс, таможенным органам предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ex officio, который в 2003 году, уже обсуждался в Думе и не нашел в ней поддержки. Смысл предлагаемого ФТС России нововведения в том, что любая продукция сомнительного, на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит добавить, что на сегодняшний день, контрафактом считается даже товар, изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не уполномоченным импортером.

Также необходимы поправки в Административный кодекс в части, касающейся четкого определения судьбы конфискованного контрафакта. В настоящее время суды зачастую отдают такие решения на откуп подразделениям ФТС России. При этом, ФТС РФ придерживается мнения, что контрафактные товары должны уничтожаться.

Согласно данным исследования Еврокомиссии, Россия занимает второе место в списке производителей подделок после Китая. В одной группе с Россией по объему производства контрафакта находятся Украина, Чили и Турция.

На сегодняшний день доля контрафактной продукции сократилась по сравнению 1999 годом (Рис.3).

Рис. 3 Доля контрафактной продукции на Российском рынке

Благодаря совместным усилиям компаний и ФТС России удается снизить объем контрафакта до 3% от всего товара на российском рынке.

Проводимые Уральским таможенным управлением встречи с представителями правообладателей крупнейших зарубежных компаний, работающих на российском рынке, позволили определить ряд проблем по организации взаимодействия в области защиты интеллектуальной собственности.

Одна из проблем это - недостаточность знаний у должностных лиц таможенных органов по идентификации контрафактной продукции. Его предложено решать, организовав на постоянной основе проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региона, участвующими в процессе оформления товаров. Занятия будут проводить специалисты по идентификации контрафактной продукции (правообладатели). Такого рода обучения необходимо проводить в таможнях, в зоне деятельности которых, предполагается ввоз или вывоз контрафактной продукции. Здесь значительную помощь окажут разработанные правообладателями методические и справочные материалы по идентификации контрафактной продукции [37].

Следующая проблема - это отсутствие информирования правообладателями таможенных органов о потоках, каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров. Ведь именно правообладатели, создавая специальные службы безопасности, нанимая юридические и охранные компании, привлекая к работе различные компетентные государственные и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления поддельной продукции.

Еще одна проблема, которая сегодня приобретает серьезные масштабы - это перемещение через таможенную границу контрафактной продукции физическими лицами. Крупные партии поддельных товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые реализуются в другие регионы РФ

Отдельной проблемой, возникающей у таможенных органов при осуществлении в пределах своей компетенции защиты прав на интеллектуальную собственность - нежелание самих правообладателей, отказ от применения к нарушителям мер административного воздействия. Наболевшая проблема для нашего региона, возникающая при применении таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товара, обладающего признаками контрафактных (кондитерские изделия), не единственная. Так, в зоне деятельности таможен Уральского региона часто беспрепятственно вывозится товар, маркированный товарными знаками, включенными в таможенный реестр, с согласия правообладателя лицами, не поименованными в письме ФТС России о включения данного товарного знака в таможенный реестр, где определен перечень лиц, уполномоченных ввозить и вывозить указанную продукцию.

Трудности возникают и в проведении экспертизы на предмет сходства до степени смешения. Необходимо определить экспертные организации, уполномоченные на проведение исследований и выдачу заключений на предмет наличия или отсутствия сходства до степени смешения. Кроме того, как показывает практика, многие международные компании - владельцы товарных знаков - не знакомы с механизмом защиты прав владельцев интеллектуальной собственности в РФ, что, естественно, препятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок России от низкокачественных подделок. Защита прав интеллектуальной собственности очень интересная и злободневная тема. В решении многочисленных проблем этой сферы внешнеэкономической деятельности заинтересовано в первую очередь само государство и бизнес, и не в последнюю - общество, как представитель потребительского класса. А вступление России в ВТО еще больше повышает важность поднятой темы.

Одной из проблем, возникающих у таможенных органов - это низкая правовая грамотность фирм-правонарушителей, которые зачастую не знают о принципах правового регулирования интеллектуальной собственности или недооценивают его практическое значение. Это происходит в силу того, что фирмы-правообладатели недостаточно информируют рядовых потребителей о своих правах на данный товарный знак и о последствиях за незаконное использование торговой марки (гражданская, административная и уголовная ответственность).

Для вступления России в ВТО необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами. РФ в настоящее время не является участницей Международного соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - это основной документ ВТО в части защиты прав интеллектуальной собственности.

3. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

3.1 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, закрепляется исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Исключительное право на товарный знак, зарегистрированный международной организацией или в иностранном государстве, действует на территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующего товарного знака федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков).

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Виды товарных знаков:

1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Лицо, осуществляющее посредническую деятельность, может на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров или вместо его товарного знака.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности R либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака прекращается:

1) в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;

2) на основании принятого решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками;

3) на основании принятого решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;

4) на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя - или прекращения предпринимательской деятельности гражданина-правообладателя;

5) в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;

6) на основании принятого по заявлению любого лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ