|
|||||||||||
Исполнитель _____________________ ______________________ (дата, подпись) (Ф.И.О.) ОГЛАВЛЕНИЕ:
ЗАДАНИЕ………………………………………………………………………………2 ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………3 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......4 1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА…..8 1.1 Возникновение древнерусского государства…………………………………….8 1.2 Принятие христианства…………………………………………………………..11 1.3 Киевская Русь. Начало политической раздробленности……………………….15 1.4 Московское царство………………………………………………………………20 2. ЦАРИ-САМОДЕРЖЦЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ………………31 2.1 Иван Грозный……………………………………………………………………..31 2.2 Первые Романовы…………………………………………………………………34 2.3 Петр Первый. Наследие императора…………………………………………….38 2.4 Век XIX……………………………………………………………………………45 2.5 Николай II…………………………………………………………………………51 3. «ДЕСПОТИЧЕСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ». ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВНОГО ПРАВОВОГО 3.1 Москва – Третий Рим: преемственность имперских традиций………………..55 3.2 Татаро-монгольское нашествие в истории Руси: влияние восточного деспотизма……………………………………………………..61 3.3 Репрессивность и деспотизм русского самодержавия…………………………64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….75 ВВЕДЕНИЕ
В эпоху перемен, когда рухнула империя под названием СССР, перед Россией и ее гражданами встал вопрос, по какому пути развиваться нашему государству? Какие формы правления будут в России, останется республика или мы вернемся к монархии, удержим мы демократические ценности или скатимся к авторитарному режиму. В последующие годы был выбран курс на демократизацию и либерализацию общества, но и сегодня достаточно громко звучат голоса о том, что выборы это пустая трата времени, периодически предлагается продлить полномочия президента, губернатора, мэра. Все это невольно заставляет задуматься, нужны ли России демократические преобразования, которые давно появились и существуют в западной Европе достаточно актуально встает вопрос: являемся ли мы европейским государством, приживутся ли их ценности в России, или мы азиатская держава со всеми вытекающими из этого последствиями. Какие культурные, социальные, политические традиции мешают нам развиваться или наоборот помогают в движении вперед. Поэтому считаем тему “Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект”, актуальной на сегодняшний день. Чтобы ответить на поставленные вопросы мы должны заглянуть в историю становления русской государственности. Какие факторы, внешние или внутренние, влияли на политическую власть в России, как население нашей страны относилось к князьям, государям, царям, императорам. В данной выпускной квалификационной работе просматривается гражданско-правовой аспект за период с VIII по ХХ век. Надо отметить, что общественные отношения славян в VII – VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблемах. С появлением первой монархической династии Рюриковичей, на Руси сложилась раннефеодальная монархия, но и тогда общественные организации обсуждения играли большую роль, это видно из договора с Византией, где со стороны Руси выступает не только князь, но и весь народ: “И великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустии …”(Договор Руси с Греками 945 года)[1]. Это говорит о том, что демократические ценности не были чужды нашим предкам. Данный аспект хорошо описывает Н.М. Карамзин [2], В.О.Ключевский[3]. Одна из причин принятия христианства на Руси (988 год) - это мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную. Однако существовавшая в конце Х века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой мифологии власти. Но это давало возможность рассматривать государство как собственную вотчину. Эта идея пережила эпоху феодальной раздробленности и дожила до ХХ века - когда император Николай II при заполнении в 1897 году анкеты переписи населения написал, что он “хозяин земли русской». Христианская религия, перенятая от Византии, сказалась в полной силе уже в XVI веке, когда сформировалась такая модель власти, как цезаропапизм, где царь провозглашался наместником бога на земле”. 16 января 1547 года состоялась венчание на царство Ивана IV, где он принял титул ”боговенчанного царя”. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой-либо ответственности перед народом “А жаловати есмя своих холопей вольни, а и казнити вольни”.4 Что за этим последовало, мы хорошо знаем: введение опричнины (1565-1572 гг.) и связанный с этим массовый террор, унесший тысячи жизней простых людей и княжеско-боярской аристократии. Этот момент истории хорошо осветили Ханс Иохим Торке, С.А. Кислицин. Это был яркий отрицательный пример неограниченной власти одного человека, но догма о верховном правителе – наместнике Исуса Христа, а также идея о тотально наместнической власти сохранилась до 1917 года и, по моему мнению, пережила монархию. Интересный факт: иностранцы, посетившие Московское государство в XVI – XVII веках свидетельствовали, что московиты считают своего царя за высшее божество. Может быть, это одна из причин, почему в России достаточно трудно воспринимается демократия, так как глубоко в нас сидят традиции воспринимать главу государства больше чем человека. Другой аспект в нашей работе это геополитическое положение нашей страны, борьба России с внешними противниками, влияние татаро-монгольского ига на историю Руси. Одно из важнейших значений ига для Руси определяется тем, что в сложившихся здесь феодальных отношениях развивались традиции восточного деспотизма. Все это повлияло на самодержавие в России. Отрешение Николая II стало своеобразным водоразделом России при царях и Россия без царей: До и после. И хотя очевидно, что последующие правители страны продолжили авторитарно-самодержавную традицию, наполнив ее лишь совершенно иным социальным содержанием. Именно по этому считаю мою работу важной и актуальной на данный момент и перспективной для глубокого изучения в будущем. Целью данной выпускной квалификационной работы является систематическое рассмотрение особенностей развития российского самодержавия как государственно-правового феномена. Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач: 1. Показать особенности образования и государственного развития Киевской Руси, Московского царства и Российской империи; 2. Проанализировать систему властных отношений, свойственных для Российского государства, и показать их трансформацию; 3. Рассмотреть проблему «репрессивности и правового произвола» российского самодержавия; В ходе исследования мы опирались на целый ряд взаимодополняющих друг друга научных методов и подходов: цивилизационный подход, системный подход, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и аналитический методы. В процессе работы над дипломным сочинением нами был изучен широкий круг трудов по истории государства и права России, сочинений выдающихся русских историков, как современных, так и дореволюционных, а также документов, повествующих о формировании русского самодержавного государства и его функционировании. 1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА 1.1 Возникновение древнерусского государства Изучая проблемы Российского государства, мы должны рассмотреть вопрос возникновения государства, его корни. Как формировалось государство, кто или что влияло на становление государственности в данном регионе. Длительное время главенствующей оставалась норманнская теория происхождения древнерусского государства, но сейчас можно утверждать, что до появления выходцев из Скандинавии на территории Украины, Белоруссии, России согласно “Повести временных лет” существовали если не государства, то достаточно большие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи. Кроме того, имеется гипотеза, согласно которой летописные варяги были славянами с южного берега Балтийского моря, вобравшими немалый элемент кельтской культуры. Термин «варяги», весьма неоднозначно трактуемый исследователями, согласно некоторым разысканиям имеет кельтское происхождение и в этом случае примерно переводится как «морские люди». Целесообразно привести отрывок из описания славян в VI веке византийцами: “Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни и по правам; свободные, они ни коем образом не склонны, ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.… Поскольку у них множество вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибрать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к [ имперским] границам, а на других нападать”.1 В данном тексте мы читаем, что у славян есть собственная земля (территория) и вожди, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Россия как государство начало свое формирование задолго до “призыва варягов из-за моря” (862 год). М.В. Ломоносов, утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были никак не ниже варягов и последние не сыграли никакой роли в возникновении Русского государства, ( имеется ввиду что варягов призвали править уже так или иначе сформированным государством, «поставили на княжение», то есть княжество как таковое уже было ), причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с Балтийского побережья.1 Первые советские историки - Б.Греков, С. Юшков, М.Тихомиров – причины возникновения древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги - скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности. Форму общественных отношений славян в VII – VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).2 Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общин, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации. Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено им, с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социально группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. Одним из таких первых политических лидеров становиться князь Рюрик (основатель монархической династии на Руси).[4] Установление на Руси первой монархической династии благоприятно сказалось на объединении славянских союзов в IХ веке. Так в 882 году, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879–912), захватывает Киев и таким образом, объединяет два ведущих центра славянской государственности – Новгород и Киев. Возникшая вдоль пути “из варяг в греки”, с центром на территории племени полян, Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния окружающие славянские общности. Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого (768 –814) в Западной Европе. После смерти Олега престол занял Игорь Рюрикович (912 – 945), который за 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией (912 – 945). В этих договорах с греками Русь выступает как равноправный партнер с Византией и выходит на международную арену, заявляя о себе как о сильном государстве. На данном этапе истории мы не можем говорить об абсолютной власти князей, это хорошо видно из договоров с Византией, где со стороны Руси выступает не только Великий князь, но и весь народ: “И великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустим послаша ин къ Роману, и Костянтиму и къ Стефану, къ великимъ царемъ гречьским… ”[5] Нельзя не отметить, что в IХ - ХI веках, в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения даньничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним “викингов” или “норманнов”), было более раннего происхождения. Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры-погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом Киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с ХI века Новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска. К середине ХII века все территории “полугосударств”, составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящиеся только к южной Руси, распространяются на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.
1.2 Принятие христианства Говоря об эволюции российского государства, мы не можем обойти стороной принятие христианства на Руси. И ее огромное влияние на формирование государства и самодержавия. Принятие христианства произошло при легендарном князе Владимире Святославовиче, ставшем святым крестителем Руси. Владимир был осторожным и умным политиком, он понимал, что принятие одной из монотеистических религий (иудаизм, мусульманство, христианство) требовала как внешняя, так и внутренняя политика государства. Во-первых, такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства, во-вторых объединение вокруг Киева восточнославянских “племен” не было устойчивым, и необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы. Византия в Х веке являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора. Принятие христианства датируется летописью 988 годом, именно с ним был связан тысячелетний юбилей принятия христианства Русью, отмеченный в 1988 году. Это событие стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политических центров. Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского князя и его представителей на местах. Это консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные уставы Владимира, Ярослава и т.д.).1 Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси. В IХ – Х в. возникают земельные владения великого князя и местных князей. С ХI в. можно говорить и о ранних ростках боярской земельной собственности, а также землях монастырей и церкви в целом. Учение христианства о едином боге, освящающем власть одного государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местное княжество. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области. Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычно поднявшийся уже при Владимире международный престиж Киева. Об этом свидетельствуют ряд фактов, в их числе начавшиеся при Владимире брачные связи киевского дома и известнейшими правящими домами Европы. Огромную роль играло принятие христианства в развитии формирования единой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идет о возникновении, точнее распространении письменности и литературы. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Мефодия имела в ту пору практическое общеславянское значение, тем более что македонское наречие, на котором творили солунские братья, в ту пору было понятно всем славянам, и, прежде всего, южным и восточным. Однако письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси до Владимира литературы. Так, что широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной, а затем оригинальной, следует отнести только к христианскому времени. Церковь заняла важное место в древнерусском обществе. Государство передавало церкви со всех собираемых даней “десятину”, о чем записывалось в уставы. Составными частями “десятины” были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Там же оговаривался церковный судебный иммунитет, и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами. Судебная власть церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства. Россия заимствовала у Византии (а через нее у Рима) практически все наиболее важные компоненты центрального принципа империи, хотя в процессе русской истории некоторые из них значительно трансформировались, получив внешнее выражение, более соответствовавшее эпохе и географическому положению новой империи. Прежде всего, обратимся к принципу духовного универсализма и политического изоляционизма. Вплоть до Флорентийской унии византийцев с католиками (1438-1439) Россия чувствовала себя частью Византийского мира. “Идея главенства константинопольского императора над всем христианским миром была неотъемлемой частью русского мировоззрения и провозглашалась в церковных песнопениях и переводных греческих юридических сочинениях. Для русских константинопольский император был символом мирового христианского единства, хотя реальной власти над ними он не имел”. Вплоть до XV века, с ростом центробежных тенденций в Византийской империи, когда все народы, входившие в ее культурный ареал, стремились эмансипироваться от греков, “лишь Русь оставалась в стороне от этой тенденции и сохраняла преданность Византии, решительно поддерживая исихастское движение и исихастское руководство византийской церкви”. После падения Константинополя (1453 год), русским представлялось, что они остались единственным православным народом в мире, а это значило, что “если утеряют или исказят русские вверенное им на сохранение православие, то оно утратиться тогда в целом мире, а вся страшная ответственность за его гибель падет исключительно на русских, от которых только и могут последующие поколения наследовать истинное православие и благочестие”. Именно в это время псковский монах Филофей и написал свое знаменитое: “два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать”1, ведь утеря вверенного русским на хранение сокровища веры означало бы “гибель истинного благочестия во всей вселенной и воцарение на земле Антихриста”. Это письмо, написанное Василию III в начале XVI века, было скорей апокалипсическим, чем политическим и по тону, и по контексту: Москва не только третий Рим, но и последний и на очень короткое время, потому что “конец уже близок”. Прошло не много времени и выяснилось, что Флорентийская уния была делом политиков, греческий народ не принял ее, и что православие на востоке с приходом турок не исчезло. Но след от душевной травмы, от пережитого чувства одиночества, когда русским казалось, что всякое общение с любыми иноземцами грозит опасностями и бедствиями, поскольку может повредить чистоте русской веры - остался. Все эти события привели к тому, что Россия не механически переняла традицию духовного универсализма и политического изоляционизма, а пережила ее как собственный драматический опыт. Психологическая самоизоляция России не могла не привести к тому, что актуальной составляющей российского комплекса стал универсализм. Мир не православный воспринимался, конечно, не как варварский, но как погрязший в грехах и заблуждениях, и, по сути, не было бы большим преувеличением сказать, что границы России очерчивали в ее представлении почти весь цивилизованный мир, то есть мир, сохранивший благочестие и не поддающийся власти дьявола.
1.3. Киевская Русь. Начало политической раздробленности После междоусобной борьбы между сыновьями Владимира Святославовича, победу одержал Ярослав прозванный позднее Мудрым. Сосредоточение власти в руках великого князя, подчинение Киеву отдельных русских земель посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников, стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны. Этому способствовало и то, что с середины 30-х и до начало 60-х годов Русь не видела на своей территории вражеских нашествий, а если и вела войны, то вдали от родных очагов.1 Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-ХII вв.) вызывает появление нового органа власти - "Свема", то есть феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета. Отношения сюзеренитета - вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служивых людей. В наибольшей зависимости от князя находилось принятие государственных, политических решений, а также наличие ополчения, основанного на принципе всеобщего вооружения населения. Эти черты сохранялись от древних родоплеменных и примитивно демократических традиций и обычаев. Княжеская власть еще не превратилась в личную власть, неограниченную и наследственную. Не сформировалась еще и та государственная бюрократическая машина, которая позже подчинила себе все население государства. Великокняжеская власть киевского правителя в значительной мере носила номинальный характер. Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода. При этом возникала проблема в определении самой степени старшинства, а именно, какой критерий важнее: физическое старшинство претендента либо старшинство генеалогическое (родственная близость к родоначальнику)? Подчас племенник оказывался старше дяди, а его претензии на престол не менее основательными. Киевский князь не мог единолично и по своей воле назначить наследника престола. Не существовало также и законного порядка наследования стола от отца к сыну. Поскольку верховная власть принадлежала не отдельному лицу и не семье, а княжескому роду в целом, признак физического старшинства в претензиях на престол играл главную роль. При освобождении Киевского престола, его занимал старший из князей. После этого происходило перемещение всех членов киевского рода. Такой порядок правления и замещения престола В.О. Ключевский назвал "очередным" или династическим. Порядок этот имел как положительный, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести факт укрепления династии Рюриковичей и ее консолидацию в сложной обстановке племенных раздоров, завоевания и присоединения новых территорий, а его слабым местом было отсутствие или слабость личного характера верховной власти, отсутствие монархической идеи. Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составление нового летописного свода. "Русская Правда" (до наших дней дошло более 100 списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакции (подготовленная не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославича (ст. 19-41). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 года, и связанная с именем Владимира Мономаха, разделялась на Суд Ярослава (ст. 1-52), и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121)),1 если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводов законов. До нее существовал "Закон русский", который упоминается в договорах Руси с Византией в Х веке. Специальные исследования в этой области истории Древней Руси предпринял петербургский ученый М.Б. Свердлов, который путем реконструкции и сравнений выявил, что "Закон Русский", отразившийся в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах, воспроизводил нормы обычного устного права восточнославянских племенных конфедераций, который регулировал общественную жизнь, возникшего на исходе IХ века единого государства Русь. Так в договорах нашли отражение нормы наказания за те же преступления, что позднее появились в "Русской Правде". Любопытное сравнение наказания за убийство: в договоре 911 года говориться, что, если кто-либо убьет "христианина" (то есть грека) или русина, "да умреть" там, где сотворил убийство. Если же убийца убежит, то его имущество (в случае если это будет "имовитый", то есть зажиточный человек) получают ближние родственники убитого, кроме той части, что останется его жене. В "Русской Правде" аналогичная статья идет первой; она, естественно, не упоминает греческую сторону, дает обобщающую характеристику русского общества: "Аже убиеть муж мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови..."[6], то есть также допускает кровную месть, но ограничивает ее лишь близкими родственниками. Таким образом, традиция, пришедшая из родоплеменного и зафиксированная в "Законе Русском" первой половины Х века (который также уже допускал возможность откупа за убийство), трансформировалась и подверглась законодательному ограничению в ХI веке. Можно заметить, что лишь в наиболее древней германской Правде Саксонской сохраняется право кровной мести за убийство, хотя наряду с этим допускается и "вергельд" - штраф. Но в целом "Закон Русский" в Х веке и древнейшей германской Правды IХ века (Саксонская, Фризская, Тюрингская, Баварская) весьма близки по духу. И этот дух близости норм права восточных славян и германцев перешел и в "Русскую Правду" Ярослава. Рост международного престижа Руси подтверждали и династические браки киевского княжеского дома. Все сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах - Византии, Польши, Германии. Его дочери были выданы замуж за правителей разных стран. Старшая Анна за французского короля Генриха I, Анастасия - за венгерского короля Андрея, младшая красавица Елизавета - за норвежского короля Гарольда. Начиная с 30-х годов XII века Русь необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период раннего средневековья. Если ее ранние проявления еще гасились силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей, как Владимир Мономах и Мстислав, то после их ухода с исторической арены новые экономические, политические, социальные тенденции властно заявили о себе. К середине ХII века Русь раскололась на 15 княжеств (Киевская, Черниговская, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское), которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале ХIII века их стало уже около 50-ти. В течение ХII века Русь политически стала похожа на лоскутное одеяло. Конечно, одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель. Однако не политические причины лежали в основе этого явления. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения монастырей и церквей. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы - боярства со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.1 Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Эта система еще более укрепляла позиции местных князей. Потеря Киевом своей исторической роли была в известной мере связана и с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии в связи с бурным ростом итальянских городов и активизации итальянского купечества в Южной Европе и Средиземноморье. Не могли для Киева и Русской земли пройти бесследно и столетия напряженной борьбы с кочевниками - печенегами, тюрками, половцами. Все это вместе взятое и определило ослабление Киева, власти великих князей и обусловило начало политического распада Руси. Исторические процессы, не смотря на политическую раздробленность Руси в ХII - ХIII веках, шли практически параллельно с историческими процессами Западной Европы, но татаро-монгольское нашествие и последующая зависимость остановило политическое, экономическое, культурное развитие Руси и откинула ее на полтора два столетия назад. 1.4 Московское царство Как уже было сказано выше, к середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, одним из них стало Владимиро-Сюздальское. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих уголков Восточнославянских земель. Какие же причины способствовали заселению этих отдаленных земель? Во-первых, в междуречье Оки, Волги, Клязьми было немало пригодных для земледелия пахотных земель, особенно в будущей Суздальской Руси. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие и скотоводство. К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных нашествий степняков в первом тысячелетии нашей эры. Позднее сюда не достигал меч предприимчивых балтийских завоевателей - варягов, не добиралась, в эти дали и половецкая конница. Жизнь здесь текла не так ярко и динамично, как в Поднепровье, но зато спокойно и основательно. Позднее Владимиро-Суздальская Русь, державшаяся на отлете, хотя и принимала активное участие в междоусобных битвах ХII века, сама редко становилась ареной кровопролитных схваток. Чаще ее князья водили свои дружины на юг, доходили до Чернигова, Переяславля, Киева. В ХI веке здесь уже стояли крупные городские центры - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе возникли построенный им и названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль. Еще в ХI веке земли Ростова и Суздаля с их отсталыми хозяйственными порядками, где преобладали охота и промыслы, с населением, упорно державшимся своих племенных традиций и старых языческих верований, представляли собой постоянный оплот племенного, позднее языческого сепаратизма. И Киеву стоило больших усилий держать в своей узде непокорное племя вятичей, преодолевать сильные восстания, руководимые языческими волхвами. В борьбе с вятичами испытали свои военные таланты и Святослав, и Владимир I и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах (последний киевский князь, контролировавший практически всю Русь. Политическая мудрость сочеталась в нем с хладнокровием и умеренностью).1 Но едва этот северо-восточный угол окончательно вошел в орбиту влияния Киева, как заработали новые центробежные силы, которые, как бы вдохнули новую жизнь в стремление Северо-Восточной Руси к обособленной от Киева жизни. Возвышаться Владимиро-Суздальская Русь, которая тогда называлась Ростовским, а позднее Ростово-Суздальским княжеством по названию главных городов этих мест - Ростова и Суздаля, стала при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, посланный своим отцом Всеволодом Ярославичем. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав "отчины" Мономаха и Мономаховичей. |
|