Рефераты

Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

В литературе сформировалось две точки зрения по поводу данного политического режима:

1) антинациональный пронемецкий абсолютистский режим;

2) режим господства дворянской политической элиты менявшей самодержцев

Но никто не оспаривает того факта, что государственная власть в этот период ослабела, и Петровские реформы во многом были дезавуированы.1

В 1761 году новым императором России стал Петр III, который традиционно характеризуется в исторической литературе, как пронемецки настроенный деятель. Он действительно вывел все войска из Германии, возвратил все территории и отказался извлечь выгоды из победы в Семилетней войне. Во внутренней политике он перешел ряд допустимых пределов, о которых плохо знал вследствие своего воспитания и образования. Он ввел в армии утомительную муштру в стиле разгромленного русскими войсками Фридриха II, в среде духовенства ввел бритье бород и пасторское одеяние. Петр III вызывал ненависть не только гвардии, но и всего образованного общества. Его жена Екатерина с помощью гвардии совершила новый переворот, заставив императора отречься от престола, с последующим убийством его 17 июля 1762 года.

В 1762 году императрицей стала знаменитая Екатерина II Великая, царствование которой однозначно оценивается всеми историками как режим просвещенного абсолютизма. В отличие от своих предшественников императрица совершенно сознательно и целенаправленно приняла решение изменить режим власти, взяв за основу идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. И хотя ее понимание равенства и свободы не шли дальше укрепления позиций дворянства, а просвещенный абсолютизм оказался в основном камуфляжем феодально-крепостнических отношений, тем не менее,  целый ряд явлений выделяют в истории период ее длительного правления как особый просвещенный режим.

Характерной особенностью правления Екатерины был так называемый фаворитизм - опора императрицы при осуществлении государственных дел на приближенных любовников из числа выдающихся военно-политических деятелей и не только. Причины фаворитизма связаны не только с личными желаниями Екатерины, но и с условиями правления императрицы немецкого происхождения, узурпировавшей власть с помощью гвардейцев. Екатерина больше была постоянно озабочена контролем над своим окружением, гвардией, сохранением благожелательного отношения к ней дворянства.

Задумав политику просвещенного правления в духе новых французских веяний, Екатерина никогда не переходила в ее реализации границы возможного. Примером такого подхода является история созыва и работы в 1767 году Уложенной комиссии, для новой кодификации законов. Эта комиссия представляла собой собрание всесословных представителей - депутатов от дворянства, городских и сельских свободных жителей. Екатерина составила для комиссии "Наказ". Она писала, что в условиях просторов России и разнообразия ее частей не может быть другого правления, кроме самодержавия. Уложенная комиссия не выработала никакого документа и обнаружила явную неготовность к работе. Распустив комиссию, Екатерина II издала целый ряд указов и актов, в которых частично реализовывались положения членов комиссии и наказов с мест. С целью упорядочения управления империи было введено новое областное деление. Россия делилась теперь на 50 губерний. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе "губернского правления". Функции губернского правления были довольно обширные. Децентрализуя управление, царица сохранила вместе с тем мощный и действенный контроль центральной власти над губерниями. Над каждыми двумя-тремя губерниями Екатерина II поставила наместника или генерал-губернатора с неограниченными полномочиями.1

Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина II огромное внимание уделяла сословной политике. Кодекс прав и привилегий дворянства - так называемой "Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства", изданной в 1785 году. Это был систематический свод всех прав и привилегий. В жалованной грамоте, подтверждалось вольность дворянства от обязательной государственной службы, свободы от уплаты податей, от нанесения дворянам телесных наказаний, за какие либо преступления "Телесное наказание да не коснется до благородного ". Это и не удивительно, так как дворянство служило опорой монархии.

Важным моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ (дворянского собрания) в уездах и губерниях, что стимулировало государственную службу.

В 1763 году Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на шесть департаментов. Лишь один из них сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-аппеляционным учреждением. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. С 1769 года стал действовать Императорский совет.

Наличие элементов просвещенности было, несомненно, но они,  конечно, не стали доминирующими в политике Екатерины. В отношении крестьянства политика правительства все более ожесточалась, и на это народ ответил движением сопротивления, которое вылилось в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Главным направлением деятельности императрицы в области внутренней политики стали централизация и бюрократизация управления,  в области внешней политики силовое решение территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768-1774 и 1788-1790 года) и войну со Швецией (1788-1790 года). Екатерина совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва и Латвия, население страны достигло 36 млн. человек, в три раза увеличился флот, доходы страны выросли в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.





2.4. Век XIX.


Приемником Екатерины II стал ее сын Павел I, не оказавший заметного влияния на развитие абсолютизма. За четыре года своего правления он проявил себя как самодержавный властитель, но не правомерно считать его исключительно реакционером и антинациональным деспотом. Он был образован, знал иностранные языки, очень негативно относился к проявлениям безнравственности. Известно, что Павел сократил расходы на администрацию, улучшил положение крестьянства, пытался прекратить разорительные войны, ограничить привилегии зарвавшейся гвардии, улучшить положение православного духовенства.

Во многих отношениях это был незаурядный человек. Но его жизнь и политика были омрачены длительным пребыванием вне власти, которая была незаконно узурпирована его матерью. Став императором в 42 года, он все свои силы бросил на мстительную борьбу с призраком матери - увольнял ее сторонников, брал на службу опальных. Элита дворянства задумала смещение монарха, не отвечавшего ее интересам, то есть не являвшегося ее лидером.

Поскольку механизма легальной смены монарха в принципе не существовало, встал вопрос о физической ликвидации божьего помазанника. Павел I был, конечно, не самым лучшим политическим лидером своей страны, но вряд ли заслуживал убийства. Впрочем, традиция цареубийства была заложена еще в Киевской Руси, и Павел был вполне традиционно убит с молчаливого одобрения его сына в 1801 году.

Павла сменил Александр I, имя которого стало нарицательным для политического режима первой четверти XIX века. С первых шагов он стал проявлять себя как приверженец порядков, которые существовали во времена его бабки, и которые столь ревностно изничтожал его отец.

Вскоре Александр начал заявлять о необходимости более глубокой либерализации страны. В этом сказалось воспитание его учителя Лагарна - республиканца и либерала, а также в целом осмысление дворянской аристократией последствий французской революции. Под влиянием кружка трезвомыслящих аристократов, "Негласного комитета", царь рассматривает проекты реформ и подписывает манифест об учреждении министерств, устранявший коллегии. В 1803 году был принят указ о вольных хлебопашцах. Особая роль принадлежала М.М. Сперанскому, идеологу намечавшихся конституционных преобразований, которые опередили свое время почти на сто лет.

В истории России известны несколько попыток написания конституционных документов, например "Кондиции" Анны Иоановны, "Наказ" Екатерины II. Но Сперанский впервые, в своем труде "Введение к изложению государственных законов", теоретически доказывал необходимость конституционного ограничения деспотической власти императора, разделения властей, выборности судей и чиновников, создания Государственных Совета и Думы. По его замыслу император назначал все органы управления и мог распустить Госдуму, но эта система все-таки заметно ограничивала произвол власти. В 1810 году был образован Госсовет - высший законосовещательный орган, а в мае 1810 года должны были состояться выборы в Государственную Думу, но они сорвались, так как император все более входил во вкус самодержавного правления (Однажды он накричал на престарелого Г.Р. Державина, поэта и государственного деятеля: "Ты все хочешь учить, а я самодержавный царь и хочу, чтобы так, а не иначе")1, к тому же консервативно настроенная аристократия открыто выражала недовольство всяческими преобразованиями. Победа консервативной идеологии определялось, прежде всего, тем фактом, что во-первых приближалась европейская война, во-вторых, - помещичье крепостническое хозяйство еще себя не исчерпало, в-третьих не было социальных сил, ориентированных на реформы. В результате Сперанский был смещен, либерализация приостановилась.

Наряду с попытками реформ Александр I ведет активную внешнюю политику и, в результате ряда успешный войн, присоединяет к России  Азербайджан и Дагестан, Бессарабию, Финляндию, Галицию! Победа в Отечественной войне 1812 года и участие в войнах за освобождение Европы принесли Александру европейские лавры Победителя, которые превратили его в идеолога политики в Европе. Александр стал одним из ведущих деятелей Священного союза европейских монархов, созданного с целью сохранения границ и борьбы с революциями.

Победоносная война России с наполеоновской Францией в 1812-1814 годах создала иллюзию, что существующий социально-экономический и государственный строй самодостаточен и необходимы только его определенные коррекции. Приближенный царя Н.Н. Новосильцев разработал польскую конституцию 1815 года и на этой основе подготовил секретную "Уставную грамоту империи Российской" - конституционный проект либерального характера. Александр не решился и на это преобразование, все более ориентируясь на консервативные круги дворянства. Отказ царя от реформ вызвал переориентацию группы молодых дворянских - интилектуалов из офицерской среды на радикальные действия революционного характера. Выступление революционных офицеров после смерти Александра I накануне присяги Николая I (1825 году) закончилось их поражением, казнью пяти лидеров движения и каторгой для остальных.

Приход к власти Николая I Павловича означал радикальные изменения внутренней политики самодержавия, как по форме, так и по содержанию. К престолу прямолинейного и жестокого по характеру 3-го сына самодержца не готовили, и поэтому он получил чисто военное образование. Когда революционные дворяне - реформаторы подняли 14 декабря 1825 года вооруженное восстание, он проявил в полном объеме все свои природные и приобретенные качества. Начало его правления было ознаменовано жестоким подавлением восстания декабристов.

Николай I  видел идеал государственного устройства в армии с ее уставами и отлаженным механизмом внутренней жизни. Призванный на службу из отставки Сперанский, вынужден был отказаться от идей либерализма и оказал всемерную помощь новому царю в установлении политического режима власти.

В Собственной Его Величества канцелярии были созданы: первое отделение - личная канцелярия, второе отделение - по кодификации российского законодательства, третье отделение во главе с Бекендорфом должно было руководить жандармским корпусом и политическим сыском неблагонадежных, четвертое отделение занималось образованием и благотворительностью, а пятое отделение - крестьянами казны.

Сперанский и второе отделение собрали Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, но это не привело к созданию правового государства. По общему мнению, при Николае I установилось царство столоначальников - бюрократов.1 Расходы на госаппарат и армию достигли невиданных ранее размеров. Казарменные порядки были установлены в университетах и гимназиях. Был введен в действие новый цензурный устав.

Николаевское правительство вело борьбу с освободительными идеями не только с помощью полиции и цензуры. Была разработана официальная идеология -  "теория официальной народности" (православие, самодержавие и народность). Николаевское государство контролировало все проявления общественной жизни, что в известном смысле напоминало тоталитарные режимы XX века.

Экономика России продолжала успешно развиваться, несмотря на все ограничения полицейского режима, однако темпы экономического роста были недостаточны, что привело к усилению отставания от стран Западной Европы. Николаевский "застой" стал причиной жестокого поражения в Крымской войне, хотя такая мощная людскими и экономическими ресурсами страна, как Россия, была обязана просто растоптать десанты англичан и французов в Севастополе. В 1855 году Николай I скончался.

Новый русский царь, ставший реформатором, Александр II, вступил на престол в 1855 году в звании полного генерала и с опытом государственной деятельности. Он был прекрасно образован, знал четыре иностранных языка, финансы и право, обладал блестящей памятью, умом и дальновидностью. Он, конечно же, не был, и не мог быть по определению, либералом, но, как настоящий подготовленный государственный деятель, он хорошо понимал необходимость реформ и ликвидации отставания страны в военно-технической, социально-экономической и других областях. Поражение в Крымской войне от англо-французской коалиции окончательно убедило правящие круги в том, что промедление с преобразованием может привести к потере национального суверенитета и, в перспективе, к крестьянской войне. Возникшие в среде разночинной интеллигенции радикально - демократические движения набирали обороты и грозили перехватить инициативу в будущем. В этих условиях были начаты либеральные преобразования.

Вскоре после заключения Парижского мира, Александр II выступая в Москве перед представителями дворянства, заявил: "...Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу... "1.

Ликвидация крепостного права в 1861 году заложила фундамент для последующих нововведений, расширения прав местных органов самоуправления, учреждения выборного института мировых судей, введение суда присяжных, более гибкого института цензуры, установления принципа всесословности в комплектовании армии, демократизации высшей и средней школы. При всей половинчатости и ограниченности многих преобразований, они имели огромное прогрессивное значение, так как открывали для населения страны реальные возможности самореализации в экономике и других сферах жизни.

Однако смягчение политического режима и половинчатость реформ вызвали активизацию революционно-демократических и национально-освободительных сил в обществе. Александру II пришлось применить в России и Польше жесткие меры по подавлению новых мятежей и восстаний.

Реформаторская деятельность отняла у самодержца много физических и нравственных сил, семь террористических покушений революционеров вызывали потребность в смене обстановки и самой политике. Начался охранительный период царствования с постепенным свертыванием многих реформ.

Царь-реформатор не стал политическим лидером ни элиты, ни интеллигенции, ни, тем более, общенациональным лидером. Он вызвал раздражение у всех, даже у тех, кто ему был обязан свободой, хотя и неполной и относительной. В январе 1881 года была, наконец, сделана давно назревшая попытка ввести представительные органы власти. Убийство императора Александра II народниками окончательно остановило процесс реформ сверху, которые в силу своей ограниченности не удовлетворяли демократические и либеральные круги. Авторитарно-реформаторский политический режим Александра II был закономерно ликвидирован его преемником Александром III. Наступил период консервативной реакции, ускоривший нарастание революционного процесса.

Александр III вступил на престол зрелым 36-летним человеком. В последние годы царствования своего отца он находился в явной оппозиции реформам, возражая против отмены крепостного права. После гибели отца он некоторое время колебался между политикой продолжения умеренных реформ и курсом на их свертывание, предлагавшимся его воспитателем Победоносцевым.

В первой половине 80-х годов даже был проведен ряд некоторых реформ -отмена подушной подати, введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей. Но после Александр III взял курс на контрреформы, ограничивавшие и искажавшие либеральные преобразования 60-х годов. Было принято положение о введении чрезвычайного положения в любой области, затем приняты новые правила для печати с жесткой цензурой, далее последовало создание охранных отделений жандармских органов по охране государственной безопасности. Вскоре  последовало разрешение земским начальникам судить крестьян, ограничение прав городского самоуправления.

В то же время, нельзя считать Александра III законченным ретроградом. Он привлек к государственному управлению С.Ю. Витте, который сыграл выдающуюся роль в модернизации экономики страны. Им была проведена денежная реформа, развернуто железнодорожное строительство, ускорился рост фабрично-заводской промышленности и в целом начата настоящая индустриализация страны.

Таким образом, с одной стороны, Александр III вроде бы стабилизировал экономику и отсрочил революцию, с другой стороны, он своей реакционной политикой способствовал тому, что не только революционно-демократическая, но и либеральная интеллигенция вступила на путь нелегальной оппозиционной деятельности, что в немалой степени способствовало грядущим социальным катаклизмам.


2.5. Николай II.


Николай II - самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине XIX и начале XX века. Социальные, экономические, внутри - и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай II никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.

Охранительно-консервативный, контрреформаторский режим продолжал функционировать и в первые годы правления Николая II. Первый период царствования вплоть до первой русской революции 1905-1907 года был относительно спокойным. Сохранялась строгая административно-иерархическая вертикаль власти во главе с царем и лично подчиненными ему министрами. Кабинет министров не обладал властными полномочиями, а Сенат был органом административной юстиции.

Нарастание недовольства крестьянства в связи с сохранением помещичьего землевладения в первозданном виде, обострение рабочего вопроса, еврейские погромы, поражение в русско-японской войне, все это, вкупе с нежеланием самого Николая II к решительным переменам, его инертностью, привело Россию к революции.

Первая русская (российская) революция началась 9 января 1905 года ("Кровавое воскресение") и закончилась 3 июня 1907 года ("третьеиюньский государственный переворот"). Почти два с половиной года в стране бушевали невиданные общественные страсти. Забастовки, стачки, разрушения затронули как отдельные промышленные предприятия, так и многие районы империи. Во многих местах доходило до вооруженных столкновений. Под влиянием революционных выступлений царь подписал манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" ( Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов ).  

Это было не конституция, а декларация намерений во имя умиротворения страны. Когда Николай II подписывал Манифест, он не сомневался, что у власти достаточно сил для подавления "крамолы". Чтобы там ни говорили и ни писали политически пристрастные современники, возможности силового решения осенью 1905 года существовали. Царь не прибег к этому средству по причинам, о которых поведал в одном из писем матери. Говоря о возможности применения жестких мер, он заметил, что "это стоило бы потоков крови  и, в конце  концов,  привело бы неминуемо  к теперешнему положению, то есть авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый, и реформы не могли бы осуществляться". Здесь особенно примечательны последние слова. Николай II уже не сомневался, что реформы нужны, что их непременно надлежит проводить. Речь шла лишь о том, как это сделать и кто это должен сделать.

Россия постепенно становилась уже не абсолютной, а, по меньшей мере,  частично ограниченной в отдельных элементах думской монархией. В законе было записано, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.

Власть оставалась самодержавной, и император имел право распускать Думу и объявлять новые выборы или перерыв в ее работе и издавать в это время нужные законы без согласования с Думой. Однако появление Думы было заметным шагом вперед в деле становления, в перспективе, конституционной монархии, но этого не произошло: царь разогнал первую и вторую Думы как слишком левые, посягнувшие на помещичьи землевладения. В первой Думе (апрель-июль1906 года), было 40% либеральных и 40% левых фракций, а во второй Думе (февраль-июнь 1907 года) либералов было около 30%, а левых больше половины. Воспользовавшись вынужденным свертыванием революционных выступлений,  царь совершает так называемый Третьеиюньский государственный переворот и не только разгоняет вторую Думу, но и подписывает принципиально иной избирательный закон, гарантирующий правым партиям преимущество в новой Думе. В стране устанавливается Третьеиюньский политический режим, который функционирует уже вплоть до крушения самодержавия.

Начавшаяся мировая война имела ярко выраженный империалистический характер. Каждый воюющий блок (Антанта и Тройственный союз) имел планы молниеносных разгромов соперников на основе достижений науки и техники, отсталая в технико-экономическом отношении Россия быстро выдохлась,  и вступила в период коллапса экономики и массового революционизирования масс трудящихся. Все традиционные авторитарно-самодержавные, аграрные, национальные, религиозные и рабочие проблемы резко обострились. Бездарность главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и прямое предательство ряда офицеров привели к поражению русской армии.

Хлебные волнения в Петрограде в феврале 1917 года неожиданно для властей переросли в революцию. Исполнительный комитет Государственной Думы во главе с Родзянко и вновь созванный Совет рабочих и солдатских депутатов - "Петросовет" во главе с Н.С.Чхеидзе были едины в требовании отставки Николая II. 2 марта Николай II отрекся от престола в пользу сначала сына Алексея, затем брата Михаила Александровича, который в свою очередь предоставил решение вопроса о власти Учредительному Собранию. Символично, что таким образом царская династия Романовых началась и закончилась Михаилом.

Николай и до этого не был полноценным политическим лидером страны, а теперь он превратился в обузу нового правительства. Первоначально правительство Керенского пыталось отправить семью Николая за границу, в Англию, затем правительство Ленина в период Бресткого Мира - в Германию, но самодержцы этих стран отказались принять Романовых. В разгар гражданской войны большевики решились на расстрел Романовых из опасения превращения их в объединяющий символ и знамя контрреволюции. Однако при этом казнили не только бывшего царя, но и его ни в чем не повинную семью и даже слуг. Трагедия в Екатеринбурге не являлась чем-то из ряда вон выходящих в мировом контексте, так как она повторяла определенным образом аналогичные казни королей в ходе английской и французской революций.

Отречение Николая II стало своеобразным временным водоразделом; Россия при царях и Россия без царей. До и после. И хотя очевидно, что последующие правители страны продолжили авторитарно-самодержавную традицию, они наполнили ее совершенно иным социальным содержанием.1  






3. "ДЕСПОТИЧЕСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ". ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И   ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВНОГО ПРАВОВОГО ПРОИЗВОЛА


3.1. Москва - Третий Рим: преемственность имперских традиций


В Восточно-Римской империи (Византия), в противоположность Западу,  император (василевс) провозглашался наместником Христа, и мы имеем дело с политической моделью цезаропапизма, когда в должности христианского императора объединены функции царя (василевса) и главы Церкви.

Мистическую связь между Христом и василевсом как его земным заместителем, олицетворял двухместный императорский трон. По будням император восседал на правой его стороне, по воскресным и другим праздничным дням - на левой, оставляя место для Иисуса Христа, незримое присутствие которого символизировал крест. Византийская мифология власти провозглашала, что василевс действует, царствует и живет "во Христе", его дела - божественные дела, его правление - совместное с Христом. Из этого построения логически вытекал священный характер императорской персоны. Император становился объектом культа. Его жилище называли "Священным дворцом", его облачение, как и дворец, было священным. В знак особой милости император мог подарить свою одежду какому-нибудь городу, и тогда она торжественно вывешивалась в главном городском храме. Даже к портретам императора прилагались эпитеты "священный портрет", "священный лик", "божественный лик". Их [портреты] встречали перед городскими воротами, с зажженными факелами и кадилами в руках, как полагалось встречать монархов, и склонялись перед ними, воспроизводя ритуальный поклон императору. Изображения императоров можно было увидеть на различных предметах христианского культа и на стенах церквей. Византийские василевсы изображались с нимбами святости (Юстиниан Великий, Василий II Болгаробойца), с X века в их официальную титулатуру включался эпитет "святой".

Император в качестве "наместника Христа" приобретал священнические функции. При этом христианская трактовка социальных функций Христа как царя и первосвященника усиливала мысль о "цареосвященстве" византийского василевса.

В церковных церемониях и процессиях, в дворцовой жизни император должен был восприниматься как образ, точнее "отображение" Христа. Например, в качестве наместника и живого образа Христа ощущал себя император в литургической церемонии Страстной недели - омовение ног беднякам. Символично, что в этой церемонии византийских патриарх выступал только в роли чтеца Евангелия. Когда он читал отрывок из Евангелия об омовении Иисусом Христом ног беднякам, сам император в это время реально воспроизводил эту сцену.

Византийский император причащался в алтаре, как священнослужитель, то есть отдельно телу Христову с дискоса (когда причастие дается прямо в руки) и отдельно крови Христовой из потира. Тот факт, что император принимал причастие от патриарха, а не причащался самостоятельно, может рассматриваться как рудимент религиозно-политической доктрины IV века, когда император воспринимался как светский владыка. Можно констатировать, что канонический император обладал священническим достоинством, а его первенствующее место церковной иерархии определялось выполнявшимися им религиозными функциями.

Византийским император имел право инвеституры патриарха, (то есть вводил его в сан). Это показывает, что византийский патриарх заимствовал свою власть не непосредственно у Бога, а у императора, в то время как между василевсом, как автократом и Царем небесным как Пантократором существовала прямая связь, исключающая чье-либо посредничество.

Однако следует заметить, что первосвященничество византийского императора строго совпадало с границами распространения его политической власти.

Можно констатировать, что до схизмы 1054 года реально существовало два первосвященника: Папа Римский и василевс Ромейской империи. Борьба между Папой и императором за власть наместника Христа обретет позднее формы борьбы Восточной и Западной церквей. Это противостояние завершиться отделением в 1054 году церкви Константинопольской от юрисдикции Папы Римского, в результате чего василевс сможет в полной мере ощущать себя наместником Христа хотя бы в границах Восточно-Римской (Ромейской) империи.

Одной из причин принятия христианства на Руси была необходимость мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную.1 Однако существовавшая в конце X века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой мифологии власти. В Древней Руси, так и не сформировались феодальные отношения. До XI века русские не знали условного землевладения (ни в форме связанного с вассальной службой феода, ни в форме аллода, свободного от жестких служебных обязательств), которое было бы связующим звеном между монархом и военно-аристократическим классом. Эта слабость собственных сил князя вынуждала искать согласие с народом, то есть с вечем, хотя сакральный характер последнего был давно утрачен. Отсутствие экономических рычагов подчинения заставляло обращаться к силовым методам воздействия, что и явилось одной из причин кровавых княжеских междоусобиц. Князь стремился захватить и удержать Киевский великокняжеский престол, как высшую сакральную цель. Кроме того, пытался утвердить в своем уделе единодержавную власть, только ему Богом данную власть. Удельные князья стали рассматривать свой удел как вотчину,  в которой не было различий между правами суверена (политической властью) и правами собственника (экономической власти). Отсюда - их попытка дробить удел по личному усмотрению, раздавая наследство своим сыновьям. Удельная раздробленность - результат такой политики.

Много столетий подряд Россия чувствовала себя частью византийского мира "Идея главенства константинопольского императора над всем христианским миром была неотъемлемой частью русского мировоззрения и провозглашалась в церковных песнопениях и переводных греческих, юридических сочинений. Для русских константинопольский император был символ мирового христианского единства, хотя реальной власти над ними он не имел".1

После падения Константинополя (1453 году) русским представлялось, что они остались единственным православным народом в мире, этому и способствовало женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина XII. Именно в это время Псковский монарх Филофей и написал свое знаменитое: "... два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать".  Это письмо,  написанное Василию III  в начале XVI века, было скорее, апокалипсическим, чем политическим и по тону, и по контексту: Москва не только Третий Рим, но и последний и на очень короткое время, потому что "конец уже близок".

Прошло немного времени и выяснилось, что православие на Востоке с приходом турок не исчезло. Но в эпоху великого князя Московского Ивана III Иосиф Волоцкий четко сформулировал постулат о том, что великий князь Московский является "наместником Бога" на земле. Из этой теории вытекает и соответствующий практический вывод об отношениях московских государей к церковным делам.

В результате в эпоху Ивана Грозного окончательно оформилось религиозная доктрина власти, согласно которой московский великий князь был признан не просто  "могуществом, силой Бога на земле", а его реальным воплощением - Спасителем, Мессией всего народа Божьего. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой-либо ответственности перед народом: "А жаловати есмя своих холопий вольны, а и казнити вольны". В официальном письме Ивана Грозного князю Курбскому царь не двусмысленно присваивает себе функции владыки человеческих душ и Спасителя: "А аще праведен еси и благочестив, про что не изволил еси от меня, строптивого владыки,  страдати и венец жизни  наследити? " Не удивительно, что московские великие князья, ощущавшие себя хозяевами человеческих душ, при вступлении на престол не считали необходимым давать религиозные ограничительные клятвы подобно французским или английским королям.

16 января 1547 года состоялось венчание на царство Ивана IV. Формально принятый титул "боговенчанного царя" уже окончательно юридически закрепил за ним прерогативы верховного попечения об интересах церкви, какие принадлежали византийским императорам, и какие уже весьма в значительной степени были приобретены самими московскими князьями путем историческим. Уже на Стоглавом церковном Соборе 1551 года царь выступал в руководящей роли свойственной византийским василевсам. В 1562 году патриарх Константинопольский Иосаф  III прислал "Соборную грамоту", подтвердившую право Ивана Грозного "быти и зватися царем законно и благочестиво".

В 1589 году было учреждено Патриаршество, и Церковь обрела патриарха, которым стал митрополит Московский Иов. Характерно, что инициатива учреждения патриаршества исходила от светской власти. Сама процедура избрания была организована в византийском духе.1

В XVII веке в России окончательно установился режим цезаропапизма. К этому времени экономический базис был приведен в соответствие с религиозно-политической надстройкой: российский самодержец стал монополистом в торговле и промышленности, собственником большей части земли (дворяне не являлись владельцами поместий, которые были отданы им царем лишь в управление, на условиях обязательного несения царской службы). Абсолютная политическая власть российских самодержцев была адекватна их экономическому могуществу.

Особенно наглядно власть царя как "наместника Бога" на земле проявлялась в том факте, что людей, умерших в государевой опале, хоронили вне кладбища, как почивших нехристианской смертью. Утверждалось, что страшным, не прощаемым видом греха является преступление против царя: оно приравнивалось к преступлению против Бога. Тем самым политическое повиновение царю было полностью тождественно религиозному послушанию Богу. Царь - богочеловек присваивал себе функции судьи от имени Небес и обладал властью, сопоставимой с властью Бога.

Петр Великий в своей реформаторской деятельности не мог уже опираться на прежнюю, православную мифологию власти. Он ввел в русскую политическую мысль идею государства как института стоящего над монархом, что явилось началом крушения наместнической модели власти.

Свою деятельность Петр рассматривал не только как службу Царю Небесному, но и как службу Российскому государству. В связи с одной из своих побед над шведами он писал: "Я, как начал служить, такого огня и порядочного действия наших солдат не слышал и не видел".1

Показательно, что даже императорские регалии не были юридически собственностью царей. При организации Камер-коллегии в 1719 году Петр I впервые включил в ее регламент параграф "О подлежащих государству вещах". Все императорские регалии (на тот момент царские) были признаны собственностью государства и выдавались царствующим особам "для временного употребления".      

Инкорпорирование понятия государства в традиционную христианскую конструкцию власти было вызвано тем, что в условиях Нового времени христианская мифология власти уже не справлялась с возложенными на нее задачами, однако насильственная инкорпорация иногороднего по своей природе элемента - государства в традиционную христианскую систему легитимизации власти всегда и всюду, рано или поздно приводило к одному результату: крушение абсолютных монархий, основанных на божественном праве.

На ход исторического развития России, как и на ход западноевропейской истории, оказал решающее влияние религиозный догмат о верховном правители - наместнике Иисуса Христа, в должности которого объединены функции светского и жреческого Мессии. Также как и в Европе, в России идея тотальной наместнической власти, в конечном счете,  исчерпала себя. С XVIII века в России начинается необратимый процесс секуляризации христианской модели наместнической власти. Который завершился только в начале XX века с крушением власти последнего российского императора Николая II.


3.2. Татаро-монгольское нашествие в истории Руси: влияние восточного деспотизма


В начале XIII века монгольские племена под предводительством Чингисхана начали завоевательные походы далеко за пределы своего ареала обитания в степях Центральной Азии. В 1223 году русские дружины вместе с половцами впервые сразились с монголами и потерпели поражение. Разобщенные русские княжества, составлявшие некогда Киевскую Русь, подверглись в 1237-1240 годах разгрому и разорению войсками хана Батыя.

В следующем году они вторглись в земли Молдавии и Валахии, Венгрии и Польши, Трансильвании и Чехии. Еще спустя год приводили в страх жителей Хорватии и Далмации. Но дальше продвигаться уже не было сил, моноголо-татары выдохлись окончательно - большие потери, особенно в русских землях, сильно их ослабили. Бату-хан заплатил за свои победы немалую цену. Хотя, как и все тираны, за ценой не стоял.

Русь своей трагической борьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, подобного тому, что потерпела сама. Когда русские земли лежали в развалинах, там далеко на Западе, продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась Десятинная церковь, в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.1

49 городов из 74 известных были разрушены,  причем в 14 их них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси. Был уничтожен цвет нации - княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи. Это была настоящая национальная катастрофа.                                

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ