Диплом: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом
На первом этапе (2000-2001 гг.) был проведен констатирующий
эксперимент с целью исследования личностных качеств руководителей,
определения их стиля руководства и оценки эффективности. Отработаны результаты
исследования, составлена программа и методика формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2002 гг.) реализовывалась программа
формирующего эксперимента, созданная с целью развития тех личностных качеств
руководителя, которые, по результатам констатирующего эксперимента, были
оценены как «недостаточно сформированные» или «несформированные».
На третьем этапе (2002 г.) был проведен контрольный эксперимент.
Цель его проведения: определить результаты опытно-экспериментальной работы, ее
значимость для руководителя, подвести общие итоги. После достижения цели
осуществлялось литературное оформление дипломной работы.
Раскроем содержание каждого этапа исследования подробнее.
Как уже отмечалось, констатирующий эксперимент проводился с целью
исследования личностных качеств руководителей, определения их стиля руководства
и оценки эффективности их деятельности.
Существуют различные методы оценки личностных качеств и эффективности работы
руководителей. Определяя личностные качества испытуемых, мы использовали
методику экспертной оценки качеств руководителей разработанную нами на основе
методики Шипунова В.Г., Кишкель Е.Н. [ , с.110].
Данная методика состоит в следующем. Для объективности оценки качеств
личности руководителей образуется экспертная группа: для директора школы – в
составе 4-х заместителей и 4-х учителей, для заместителя директора – в
составе 3-х других заместителей директора школы и 4-х учителей.
Организатор исследования проводит инструктаж экспертов (индивидуальный или
групповой) с целью объяснения задач и процедуры проведения данной работы.
После инструктажа организатор выдает экспертам на каждого оцениваемого
анкету, в которой содержится набор подлежащих оценки качеств, указываются
фамилия, имя, отчество оцениваемого и другие данные. Оценка производится по
пятибалльной системе: «5» – выставляется, если качество проявляется
постоянно, «4» – качество проявляется почти всегда, «3» – количество
проявлений и непроявлений качества одинаково, «2» – качество проявляется
редко, «1» – качество проявляется крайне редко или не проявляется совсем, «0»
– оценить невозможно. Так же каждый руководитель дает оценку к своим
качествам. На основании оценок экспертов и самооценки руководителя выводится
средняя оценка по каждому качеству и средняя оценка по группе качеств.
Например, средняя оценка общечеловеческих качеств личности директора
Гурульбинской школы __. При построении диаграмм учитываются только средние
оценки.
По окончании работы организатором заполняется бланк опроса экспертов
(приложение )..
Результаты данного исследования изображены в диаграммах оценки качеств
руководителей (см. диаграммы1,2,3,4)
Средняя оценка общечеловеческих качеств директора школы № 41- балла,
психофизиологических свойств – , деловых качеств и организаторских
способностей – , коммуникативных качеств балла, профессиональных
знаний балла.
Диаграмма 1
Общечеловеческие качества | Психо-физиологические | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
Видно, что недостаточно, по сравнению с другими качествами, развиты деловые,
общечеловеческие качества, организаторские способности и некоторые
психофизиологические свойства (их средняя оценка ниже или равна общему
среднему баллу – ).
Диаграмма дает возможность увидеть, какие качества директора оценены ниже
общего среднего балла, над развитием каких качеств необходимо поработать
руководителю.
Что касается заместителей директора школы № 41, их качества изображены также
на диаграмме 2.
Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора школы №
41 равна баллов, психофизиологических свойств – , деловых качеств и
организационных способностей – , коммуникативных качеств – ,
профессиональных знаний – . Общая средняя оценка по всем качествам
заместителей – 4,4 балла.
Диаграмма 2
Общечеловеческие качества | Психо-физиологические | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
На диаграмме можно увидеть, какие качества оценены ниже общего среднего балла
(4,4), над развитием и совершенствованием которых необходимо работать
руководителям.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о развитии личностных
качеств руководителей школы № 41: у большинства заместителей оценка качеств
выше, чем у директора школы. Директору необходимо работать над развитием своих
качеств, а особенно над развитием общечеловеческих, деловых качеств и
организационных способностей. Заместителям нужно совершенствовать хорошо
развитые качества, а над развитием коммуникативных качеств и над повышением
уровня профессиональных знаний необходимо поработать. Так как данная школа
является контрольной и проведение формирующего эксперимента здесь не
предусмотрено, после получения результатов контрольного эксперимента посоветуем
руководителям ознакомиться с некоторой литературой, проведем беседы.
Исследуем личностные качества руководителей Гурульбинской средней школы
(экспериментальной). Результаты помещены на диаграммах 3,4.
Диаграмма 3
Общечеловеческие качества | Психо-физиологические | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
Средняя оценка общечеловеческих качеств директора Гурульбинской средней школы
– 4,4 балла психофизиологических свойств – 4,5, деловых качеств и
организаторских способностей – 4,5, коммуникативных качеств – 4,7,
профессиональных знаний – 3,6 балла. Общая средняя оценка личностных качеств
данного руководителя – 4,3. Диаграмма дает возможность увидеть, какие
качества оценены ниже остальных, над развитием каких следует поработать,
какие совершенствовать.
Диаграмма 4
Общечеловеческие качества | Психо-физиологичес-кие | Деловые качества и организаторские способности | Коммуникативные | Проф. .знания |
Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора
Гурульбинской средней школы равна 4,2 балла, психофизиологических свойств –
4,3, деловых качеств и организаторских способностей – 4,4, коммуникативных
качеств – 4,4, профессиональных знаний – 3,5. Общая средняя оценка по всем
качествам заместителей директора школы – 4,2 баллов.
Таким образом, средняя оценка личностных качеств каждого из заместителей ниже
средней оценки качеств директора школы. Как у директора, так и у его
заместителей существуют проблемы с коммуникативными умениями и
профессиональными знаниями в области современного менеджмента. Это мы учтем
при проведении формирующего эксперимента.
Сравним результаты исследования двух школ (таблица 1).
Таблица 1
№ | Наименование группы качеств | Средняя оценка личностных качеств руководителей | Школа № 41 (контрольной) | Школа с. Гурульба (экспериментальной) | Директора | Заместителей | Директора | Заместителей | 1. | Общечеловеческие | 4,3 | 4,7 | 4,4 | 4,2 | 2. | Психофизиологические | 4,5 | 4,8 | 4,5 | 4,3 | 3. | Деловые качества и организаторские способности | 4,1 | 4,8 | 4,5 | 4,4 | 4. | Коммуникативные | 4,5 | 4,4 | 4,7 | 4,4 | 5. | Профессиональные знания | 4,5 | 4,4 | 3,6 | 3,5 | | Общий средний балл | 4,3 | 4,4 | 4,3 | 4,2 |
Таким образом, общая средняя оценка личностных качеств директоров этих школ
одинакова – 4,3.
Поиск главенствующих определяющих личностных качеств, на основе которых
зиждется и разворачивается вся управленческая деятельность, привел к созданию
целой «коллекции». Не рискуя дать полный обзор (хотя анализ литературы
позволяет выявить более 80 профессионально значимых качеств руководителя), мы
назвали лишь те из них, которые чаще всего встречаются на страницах
психолого-педагогических изданий посвященных личности руководителя (см. глава
I, с. ). Вполне очевидно, что если говорить о целостной личности, не всегда
можно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке. В каждом
конкретном случае значимость и, соответственно, иерархическая структура
личностных качеств руководителя будет меняться и зависеть от многих факторов
(пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившиеся отношения с
коллегами и пр.).
В нашем исследовании была предпринята попытка выявить взгляды на важность
отдельных личностных качеств у руководителей различных уровней. В данном
исследовании приняли участие директора школ, их заместители и учителя. Им был
предложен список личностных качеств руководителей, необходимых для
эффективной деятельности организации. Они должны были коллективно выбрать 20
наиболее значимых качеств личности руководителя школы.
Выделенным профессионально важным качествам личности был присвоен
соответствующий порядковый номер. Список этих качеств исследователь раздал
каждому испытуемому, для того чтобы они определили рейтинг этих качеств.
Ранжирование мы проводили с целью выявления 10-ти наиболее важных, по мнению
руководителей личностных качеств.
В целом, значимость отдельных качеств личности для реализации функций
управленческой деятельности может быть определена через их суммарный рейтинг.
Например, качеству № 1 – обязательность, верность слову два директора школ
соотнесли рейтинг 14-12. 14+12=26. Это суммарный рейтинг данного качества.
После определения суммарного рейтинга всех качеств каждому качеству
присваивается итоговый ранг (например, качеству № 1 присвоен итоговый ранг –
13).
Наименьший итоговый ранг должен соответствовать наименьшему суммарному рангу.
Общий ранг определяется по такому же принципу.
По своей значимости личностные качества получили следующее иерархическое
расположение (см. таблицу 2).
Таблица 2
Рейтинг личностных качеств руководителя
№ | Качество личности | Рейтинг | Суммарный рейтинг | Общий рейтинг | Директор | Заместители | Учителя | 1. | Общечеловеческие качества Обязательность, верность слову | 14 | 11 | 15 | 40 | 13 | 2. | Гуманность | 20 | 18 | 12 | 50 | 16 | 3. | Тактичность | 9 | 17 | 14 | 40 | 13 | 4. | Целеустремленность | 3 | 10 | 11 | 24 | 8 | 5. | Высокая культура, безупречная нравственность | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 6. | Энергичность | 11 | 16 | 17 | 44 | 14 | 7. | Оптимистичность | 10 | 9 | 10 | 29 | 9 | 8. | Внешняя привлекательность | 18 | 19 | 20 | 57 | 18 | 9. | Психофизиологические качества Индивидуальные психологические свойства | 7 | 5 | 8 | 20 | 6 | 10. | Общий уровень развития | 2 | 3 | 3 | 8 | 3 | 11. | Деловые качества и организаторские способности Самостоятельность в решении вопросов | 13 | 8 | 13 | 33 | 11 | 12. | Самоорганизованность | 12 | 12 | 6 | 31 | 10 | 13. | Способность менять стиль поведения в зависимости от условий | 15 | 3 | 7 | 35 | 12 | 14. | Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие | 16 | 15 | 18 | 49 | 15 | 15. | Творческий подход к порученному делу. | 17 | 14 | 19 | 50 | 16 | 16. | Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное | 19 | 20 | 16 | 55 | 17 | 17. | Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе | 6 | 7 | 9 | 22 | 7 | 18. | Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) | 4 | 2 | 1 | 7 | 2 | 19. | Умение выступать публично | 5 | 4 | 4 | 13 | 4 | 20. | Профессиональные знания: Знание науки об управлении | 8 | 6 | 5 | 19 | 5 |
Таким образом, можно сделать вывод, что в десятку наиболее важных качеств
личности руководителя включают следующее:
- высокая культура, безупречная нравственность;
- умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);
- общий уровень развития;
- целеустремленность;
- знание науки об управлении;
- индивидуально-психологические свойства;
- умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными,
поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;
- целеустремленность;
- оптимистичность;
- самоорганизованность;
При проведении формирующего эксперимента мы будем учитывать важность этих
качеств для руководителей.
Как известно, все личностные качества проявляются в стиле поведения. Так, мы
исследовали стиль управления испытуемых, в роли которых так же выступают
директора школ, их заместители и некоторые учителя.
Директорам школ и их заместителям был предложен тест для самооценки стиля
упраления, в основе которого лежит двумерная модель стилей Р. Блэйка и Дж.
Моутон. (Приложение ).
Обобщая результаты тестирования мы получили следующие результаты.
У директора школы № 41 стиль руководства 20.0, который присущ руководителям-
автократам. Все его заместители обладают стилем 10.10 (см. рисунок),
ориентированным на средний уровень.
Рисунок 1 Стили управления руководителей школы № 41
0 5 10 15 20
У директора Гурульбинской средней школы стиль руководства 10.10 (см. рисунок
2). У него, как и у одного из заместителей директора школы №41, есть все
возможности для того, чтобы его стиль руководства оказался идеальным (20.20).
Необходимо только вести целенаправленную работу по развитию своих качеств.
Рисунок 2 Стили управления руководителей Гурульбинской средней школы
0 5 10 15 20
Что касается заместителей директора Гурульбинской школы, то их стили
руководства разместились по всей «решетке» и далеки от идеального стиля.
Следует обратить внимание на то, что у одного из заместителей стиль близок к
стилю руководства 0.0. Необходимо работать над развитием личностных качеств
этого заместителя, или предложить эту должность другому опытному, более
компетентному работнику школы.
Таким образом, никто из испытуемых не обладает идеальным стилем руководства. На
этапе формирующего эксперимента будет проводиться работа по развитию личностных
качеств руководителей Гурульбинской средней школы с целью
приблизить их стиль руководства к идеальному. Для объективности выводов,
касающихся стиля руководства испытуемых, заместителям директоров и учителям был
предложен тест для определения стиля управления педагогическим коллективом
(см.приложение )
По результатам этого тестирования, мы сможем узнать как подчиненные оценивают
стиль руководства директора школы. Мы использовали тест, позволяющий
определить доминирующий стиль директоров школ и соотношение трех крайних
типов стиля руководства ( по модели стилей Журавлева А.Л.)
Этот же тест был предложен учителям для определения стиля руководства
заместителей директоров школ. Результаты этих исследований помещены в таблице
2.
Таблица 2
Определение стиля руководства
Школа | № | Руководитель | Соотношение стилей | Доминирующий стиль | Директивный | Коллегиальный | Попустительский | Гурульбинская школа | 1. 2. 3. 4. 5. | Директор Заместитель Заместитель Заместитель Заместитель | 1 1 2 2 4 | 5 2 6 3 1 | 2 5 4 3 1 | Коллегиальный Попустительский Коллегиальный Низкая выраженность стилей Директивный | Школа №41 | 1. 2. 3. 4. 5. | Директор Заместитель Заместитель Заместитель Заместитель | 5 2 1 1 1 | 1 6 5 2 2 | 1 1 2 5 1 | Директивный Коллегиальный Коллегиальный Попустительский Директивный |
Отсюда вывод, что в школе № 41 40% руководителей используют в своей
деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 %-
попустительский. В Гурульбинской средней школе 20 % - директивный, 40 % -
коллегиальный, 20 % - попустительский стиль, а 20 % имеют низкую степень
выраженности стилей (см. приложение ).
Исследовав личностные качества руководителей и их стили руководства, считаем
необходимым оценить эффективность деятельности руководителей.. для этого мы
используем тест «Оценка эффективности деятельности руководителя»,
предложенный Розановой В.А. Тест дает возможность оценить целый ряд факторов
на основании которых экспертами может быть составлено мнение об
эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени, как считает
Розанова В.А., он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления
[ ,с.39] В нашем случае этот тест мы используем для оценки деятельности
как директоров школ (руководителей высшего звена управления), так их
заместителей (руководителей среднего звена управления).
Испытуемый, в роли которых здесь выступали учителя школ, необходимо было
оценить деятельность директора школы и его заместителей. Каждому учителю
было выдано соответствующее количество бланков. Заместители по такому же
принципу оценивали деятельность директора школы.
В основу данного теста, по сути дела, заложены личностные качества
руководителей, оценив которые по типу полярных профилей можно сделать вывод
от эффективности деятельности того или иного руководителя (Инструкция,
тестовый материал и описание процедуры отработки результатов помещены в
приложении 5).
Результаты исследования таковы. У 80% руководителей школы № 41 есть все
возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 %
эффективность работы слишком мала (90 баллов). У 60 % руководителей
Гурульбинской школы так же есть все возможности повысить свою эффективность,
деятельность 20 % руководителей недостаточно эффективна (94 балла),
эффективность работы 20 % руководителей слишком мало (88 балла).
Результаты всего констатирующего эксперимента, обобщая мы приведем в
сравнительной таблице 3.
Таблица 3
№ | Школа Руководитель | Средняя оценка качеств | Стиль руководства | Эффективность | Общечеловеческих | Психофизиологических | Деловые | Коммуникативных | Проф. знания | 12 3 4 5 | Средняя школа № 41 (г. Улан-Удэ) Директор школы Зам. Директора по ВР Зам . директора по УР Зам. Директора по СР Зам. Директора по НИИ | 4,3 4,7 4,7 4,6 4,6 | 4,5 5 4,8 4,8 4,6 | 4,1 4,94,9 4,8 4,6 | 4,5 4,5 4,5 4,3 4,3 | 4,5 3,5 3,6 3,7 3,3 | Директивный Коллегиальный Коллегиальный Попустительский Директивная | Есть все возможности, повысить свою эффективность Эффективность работы слишком мала Есть все возможности повысить свою эффективность | 1 2 3 4 5 | Средняя школа (С. Гурульба) Директор школы Зам. Директора по ВР Зам . директора по УР Зам. Директора по СР Зам. Директора по НИИ | 4,4 4,2 4,2 4,1 4,2 | 4,5 4,4 4,4 4,2 4,3 | 4,5 4,3 4,5 4,4 4,5 | 4,7 4,5 4,2 4,2 4,5 | 3,6 3,4 3,6 3,5 3,3 | Коллегиальный Попустительский Коллегиальный Низкая выражен- ность стилей директивный | Есть все возможности, повысить свою эффективность Недостаточно Есть все возможности повысить свою эффективность Слишком мала Есть все возможности повысить свою эффективность |
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что все руководители
«страдают» недостатком профессиональный знаний. В таблице видно, над
развитием каких качеств руководителей необходимо работать, чтобы повысить
эффективность их деятельности.
Между личностными качествами руководителей, их стилей руководства и
эффективностью их деятельности можно установить прямую зависимость.
2.2.Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и
повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|