Рефераты

Диплом: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

Получив результаты констатирующего эксперимента и сделав выводы, мы приступили

ко второму этапу нашего исследования – формирующему эксперименту, целью

которого явилось развитие тех личностных качеств руководителей, которые были

оценены на «4» и ниже (см. диаграммы 1,2,3,4). Приводим общую программу

развития личностных качеств руководителей, на основе которой были составлены

индивидуальные программы (см. таблицу 5).

Таблица 5

Программа развития личностных качеств руководителей образовательного

учреждения *.

п/п

Название качества личности руководителя**

Содержание работы по развитию качества

123

I Общечеловеческие качества

1ТрудолюбиеБеседа, упражнение
2Принципиальность, честностьДискуссия
3Обязательность, верность словуБеседа, деловая игра, упражнение
4Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критикуБеседа «Как критиковать?»
5ГуманностьБеседа, дискуссия, семинар
6ТактичностьЗнакомство с литературой, семинар
7СправедливостьБеседа
8ЦелеустремленностьЗнакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам»
9АльтруизмБеседа
10Высокая культура, безупречная нравственностьУпражнение «Этический кодекс менеджера»
11Энергичность
12РаботоспособностьУпражнение «Аутогенная и дыхательная медитация»
1 23
13ВыдержанностьТест «Насколько вы терпимы?»
14Любовь к своему делуТест «Удовлетворенность работой»
15ОптимистичностьТест «Уверенность в себе», тренинг уверенности
16Требовательность к себе и другим
17Чувство юмора
18Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)Беседа

II. Психофизиологические качества

19Крепкое здоровьеТест «Соответствует ли здоровье человека профессии менеджера?»
20СтрессоустойчивостьТест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса
21Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей
22Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др).Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами»
23Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности)Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности»

III Деловые качества и организаторские способности

Тест «Уровень деловитости»
24ИнициативностьТест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А.,тест «Ответственный ли Вы человек?»
25Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность)
26СамоорганизованностьТест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени»
27ДисциплинированностьСамоконтроль
28Исполнительность
29Умение четко определить цель и поставить задачуУпражнение «Целеполагание»
30Способность менять стиль поведения в зависимости от условийУпражнение «Ситуационное использование стилей руководства»
31Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой
32Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтрольТест «Уровень субъективного контроля»,тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
33Способность и стремление оперативно принимать решения
34Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненныхУпражнение «Оценка персонала»
35Творческий подход к порученному делу
36Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное
37Умение поддерживать свой авторитетУпражнение «Изучение влияния авторитета»

IV Коммуникативные качества

38Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителямиДеловая игра «Партнер»
39Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективеТест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности школы»
123
40Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)Упражнение «Развитие навыка общения в жизненных ситуациях»,ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?»,упражнения по развитию речи
41Умение выступать публичноУпражнения

V Профессиональные знания

42Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.)

Беседа, семинар, дискуссия

43Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методовБеседы, семинары, практические упражнения
44Умение работать с документацией

Литература

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1992.

2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. –

Харьков, 1998.

3. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения

//Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983. – с.55-64.

4. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. – М., 1993.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». – М.:

Гардарика, 1998. – 288 с.

6. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой

деятельности заместителя директора школы /М.: Центр «Пед.поиск», 2000 – 160с.

7. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления

//Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983. – с.184.

8. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов /Пер. с нем. – М., 1990.

9. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.

10. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая

публично. – Минск, 1990.

11. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. – 1995. - №6.

– с.77-85.

12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы

руководства. – М., 1988.

13. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр

«Педагогический поиск», 2000, - 224 с.

14. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М., 1996.

15. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986.

16. Кузнецов В. Личность директора школы //Народное образование. – 1993.

№9/10. – С.19-23.

17. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.

18. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1990.

19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. – М.,

1997.

20. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. – М., 1975.

21. Ольшанский В., Волжская Н. Престиж должности и авторитет личности //

Директор школы. – 2000. -№4 – с.3-10.

22. Омаров А.М. Руководитель. – М., 1975.

23. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1981.

24. Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф, Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:

Школа-пресс., 2000.

25. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 1998.

26. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. – М., 1990.

27. Пименовский В.Я. Требования к личности учителя в условиях

высокотехнологического общества //Педагогика. – 1997. - №5. – С.97-103.

28. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы.

– 1997. - №6. – С.34-40.

29. Психологический словарь. – М.:Педагогика-Пресс, 1996.

30. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.:

Аспект Пресс, 2001.

31. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации

и управление. – Воронеж, 1995.

32. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону.,

1994. – 240 с.

33. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – М., 1999.

– кн.2.

34. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

35. Розанова В.А, Психология управления. – М., 2000.

36. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1989.

37. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под.ред.Лазарева

В.С. – М., 1995.

38. Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986.

39. Секреты умелого руководителя /Составитель И.В.Липсиц. – М., 1991.

40. Станкин М.И. психология управления. – М., 2000.

41. Тейлор Ф.У. Менеджмент /Пер. с англ.. М.: Конролинг, 1992.

42. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. – М., 1996.

43. Управление персоналом организации /Под.ред. А.Я.Кибанова. М., 1997.

44. Файоль А. Общее и промышленное управление/Пер.с франц. – М.:ЦИТ, 1923.

45. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления.Т.1. – М., 1992.

46. Фролов П.Т. Школа молодого директора. – М., 1988.

47. Фролова Т. Начнем с познания себя. К вопросу о саморегуляции педагогов и

руководителей школ //Директор школы. – 1997. - №6. – С.11-19.

48. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности:

управление персоналом, управленческая деятельность, управление на

предприятии. М.,: Высшая школа, 1999. – 304 с.

49. Юнг К. Психологические типы. – М., 1952.

Приложение 1

Примерное содержание годового плана работы школы.

Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные

ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов

плана:

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый

учебный год.

2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана

уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в

конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа

планирует ряд мероприятий, направленных на получение детьми основного общего

и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ «Об

образовании» о гарантиях на получение образования; организация питания детей

в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по

выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав

детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения детей на дому, в

оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В

содержании плана работы педагогического коллектива и родителей

предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития

детей.

3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-

воспитательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана,

который охватывает многообразие стороны деятельности учителей и учащихся. Это

касается, прежде всего, обеспечения качества знаний, умений и навыков –

индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм

организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы

по организации внеурочной и внеклассовой работы, по формированию базовой

культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятельность

школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских

общественных организаций в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка».

4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов

по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры

родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как

организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда

входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение

педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней

открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний.

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве

руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной,

дифференцированной работы с родителями и др.

5. Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических

кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня

профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-

методической проблемой – проведение семинаров, конференций, педагогических

чтений, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация

работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания

деятельности методических объединений учителей-предметников и классных

руководителей. Руководство изучение, обобщение и распространением

педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций,

формирование инновационной среды в школе.

6. Система внутришкольного контроля. Специальная программа действий по

контролю будет рассмотрена в данной главе.

7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется

проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий.

Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы

групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укрепление

материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством.

Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального

ремонта школы.

8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана

указывается тематика заседаний совета школы, педагогического совета,

производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией

школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе,

распределяются учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами

и др.

Приложение 2

Лист оценки качеств директора школа

Ф.И.О.

Наименование качества

Оценка заместителей

Оценка учителей

самооценка

Средняя оценка

1

2

3

4

1

2

3

I. Общечеловеческие качества

1. Трудолюбие

2. Принципиальность, честность

3. Обязательность, верность слову

4. Самокритичность

5. Гуманность

6. Тактичность

7. Справедливость

8. Целеустремленность

9. Альтруизм

10. Высокая культура, безупречная нравственность

11. Энергичность

12. Работоспособность

13. Выдержанность

14. Любовь к своему делу

15. Оптимистичность

16. Требовательность к себе и другим

17. Чувство юмора

18. Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)

Средняя оценка качеств группы № 1

II. Психофизиологические качества

19. крепкое здоровье

20. стресоустойчивость

21. Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей.

22. Интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределенность внимания, оперативность и логичность памяти. Способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности.

23. Индивидуально психологические свойства (темперамент, направленность личности).

Средняя оценка качеств группы № 2

III. Деловые качества и организаторские способности

24. инициативность

25. самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность)

26. Самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность)

27. Дисциплинированность

28. Исполнительность

29. Умение четко определить цель и поставить задачу.

30. Способность менять стиль поведения в зависимости от условий.

31. Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой.

32. Умение контролировать деятельность починенных.

33. Способность и стремление оперативно принимать решения.

34. Способность и стремление оперативно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных.

35. Творческий подход к порученному делу.

36. Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное.

37. Умение поддерживать свой авторитет.

Средняя оценка качеств группы №3

IV. Коммуникативные качества

38. Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями.

39. Мнение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе.

40. Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)

41. Умение выступать публично

Средняя оценка качеств группы № 4

V. Профессиональные знания

42. Знание науки об управлении (основы менеджмента, управлением персонала и др.)

43. Применение на практике современной организованно-управленческих принципов и методов.

44. Умение работать с документацией

Средняя оценка качеств группы № 5

Приложение 3

ТЕСТ «СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»

Тест позволяет оценить стиль управления с точки зрения соотношения в нем

демократических и формально-организационных факторов.

Инструкция: «Вам предложено 40 утверждений, которые отражают различные

факторы стиля управления. Постарайтесь оценить свое отношение к этим

утверждениям в соответствии с Вашими привычными мыслями и поведением как

руководитель».

С – явление наблюдается систематически (в80-100% случаев от того, насколько

это вообще возможно); Ч – явление наблюдается часто (60-80 % случаев), И –

явление наблюдается иногда (40-60%), Р – явление наблюдается редко (20-40 %),

Н- явление наблюдается никогда (0-20 %).

1. В критических ситуациях я провожу я провожу (в коллективе своих

специалистов или внешних консультантов) обследования социально-

психологического климата, мнений, настроений людей .

2. В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные

правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.

3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его

справедливости) перед вышестоящим руководством.

4. Я тщательно планирую работу аппарата управления.

5. Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения

организацией.

6. Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед

организацией.

7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения

производственных целей, предоставляю подчиненным исполнительские функции.

8. Я допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня

инициативы и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед

ними целей.

9. Я допускаю это не только в выборе способов, но в самом процессе

выработки целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность и

напряженность.

10. Мне как руководителю приходится в отступление от установленного графика

идти на организацию в коллективе работ по выходным дням или сверхурочно.

11. Для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения

требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной работе.

12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим и

порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных

результатах.

13. Осуществляю руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с

подчиненными.

14. Стараюсь поддерживать в коллективе определенный этикет, стиль отношений

и поведения. Слежу, чтобы подчиненные поддерживались их.

15. Планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы

своего продвижения и условия, требуемые для этого.

16. Считаю, что в современных условиях лучшие результаты в управлении

(качество, надежность, точность и т.д.) достигаются, когда человек или

коллектив работает в условиях принудительного режима, задаваемого извне.

17. В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои, авралы.

18. Информирую коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем положении

дел в системе управления.

19. Поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры

поведения на должном уровне.

20. Оценка и стимулирование труда в коллективе осуществляются в соответствии

с реальным вкладом каждого в общий результат.

21. Как руководитель я провожу в жизни долгосрочную кадровую политику

(придерживаюсь на практике определенных, известных коллективу принципов

найма, продвижения, увольнения работников).

22. Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они –

недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы,

деловитости и других необходимых качеств.

23. В руководстве использую личный положительный пример как средство

повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический

климат в коллективе.

24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.

25. Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные возможности

высказать мнение и оказывать практическое влияние на производственный

процесс.

26. В руководстве использую распределение полномочий )оставляю за собой

решение наиболее важных вопросов, а второстепенные делегирую на нижние

уровни).

27. Читаю книги, слушаю лекции о том, как работать с людьми в процессе

руководства.

28. Как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретических и

прикладных рекомендаций по работе с людьми.

29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую

роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства,

приказы, регламенты, инструкции и т.п.), а на втором плане должны находиться

социально-психологические (доверие, морально-психологический климат,

сознательность и др.).

30. Производственные результаты коллектива, которым я руковожу, бывают

высокими.

31. Как руководитель я создаю условия для обеспечения физического здоровья

подчиненных на работе и в быту, побуждаю их укреплять свое здоровье.

32. Для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе

условия для проявления творчества, новаторства, инициативы.

33. Требую от подчиненных точных обоснований при формировании

производственных планов и мероприятий по совершенствованию производства и

управления.

34. Ради производственной необходимости приходится отодвигать на второй план

решение таких вопросов развития коллектива, как анализ и улучшение социально-

психологического климата, поддержание общественного порядка в организации

труда и т.п.

35. Прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой

дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.

36. Работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав,

обязанностей, функций, ответственности, их справедливого распределения между

подразделениями и членами коллектива.

37. Для достижения высоких производственных результатов в коллективе

осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по

повышению квалификации.

38. Большое внимание (как руководитель) я уделяю контроль действий

подчиненных, поддержка высокого темпа и качества их работы.

39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает

положительное влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и

общий социально-психологический климат.

40. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное

влияние на производственные результаты коллектива.

Обработка

1. В опросном листе должны быть представлены ответы на все 40 вопросов.

2. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций опросного листа:

7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34.

3. Проставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми

номерами, на которые ответили «редко» – Р или «никогда» – Н.

4. Также проставьте по единице рядом с теми необведенными порядковыми

номерами, на которые ответили «систематически» - С или «часто» – Ч.

5. Теперь обведите кружочком уже не порядковые номера, а единицы, которые

Вы проставили рядом со следующими порядковыми номерами опросного листа: 1, 3,

7, 8, 9, 12, 13, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39. Если рядом с

какими-то номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.

6. Подсчитайте количество обведенных единиц и запишите в таблицу

Л=____________.

ЛП

Са

Сп

%%

7. Подсчитайте количество необведенных единиц и также запишите в таблицу:

П=______________.

8. Нанесите полученные значения Л и П на соответствующие оси графика (см.

рисунок); проведите из этих точек перпендикуляры к осям и найдите точки

пересечения этих перпендикуляров между собой на графике.

9. Вычислите затем значения: Са=Л х 5=__________. Сп

=П х 5=__________. Также внесите значения Са и Сп в

вышеприведенную таблицу.

20

0,20

20,20

Диплом: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом Диплом: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

Л

10

15

10

ывпывап0,20 0,20

10

5

20,0

0,0

20

П

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ