Инвестиции. Инвестиционная политика
активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и
отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой
продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само
по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных
решений.
4.2. Амортизационные отчисления
Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий,
накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала
этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных
накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о
переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в
соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных
фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам
инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для
финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению
внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита
амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости
основных средств.
4.3. Бюджетное финансирование
Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на
решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников
финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального
источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного
бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым
использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита
будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности
земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные
централизованные вложения предполагается направлять на реализацию
ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных
структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры,
преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение
наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из
кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного
финансирования будут:
выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных
сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и
топливно-энергетической проблем;
поддержание научно производственного потенциала;
выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно
низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его
падение собственными силами.
4.4. Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося
предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.
Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его
в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля
1995 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками
(включая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов.
4.5. Средства населения
Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи
акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности,
могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как
один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать
инвестиционную активность населения можно путем установления в
инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими
учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств
населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим
в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его
продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на
рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых
организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных
фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить
защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив
строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на
привлечение средств населения.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей
финансирования капиталовложений, является финансово экономическая
нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения,
что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее
недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать
относительной.
5. ОТТОК КАПИТАЛА
За последние годы в России сложился слой предприятий и
предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из за неустойчивости
экономического положения в стране большие средства пере водятся в
конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия
станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных
инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных
сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет
дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает
уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов
(потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток.
Как не парадоксально, но в течение 1993 г. Россия выдала больше кредитов
зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего платежного
баланса России (когда страна является нетто экспортером капитала, т.е.
граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд.
долларов. Это усиливает инвестиционный «голод» в стране, ведет к
дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов
ощущение российскими бизнесменами политической и экономической
нестабильности в России. Значительная часть на копленных российскими
бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом
в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы
переправляется ими в западные банки или используется для покупки
недвижимости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России, по
крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна для осуществления
долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения
не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж.
Компании экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в
зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и
направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка
капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на
ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое
оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в
российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять
кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим
соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и
не легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные
инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий
или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному
измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только
их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы
России побудил власть принять организационно правовые меры по ужесточением
контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того,
чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей
страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.
Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия
четкого экономического законодательства, основанного на рыночных
потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность
шагов наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры,
препятствующие его оттоку.
6. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:
создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных
предприятий);
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их
филиалов и представительств;
приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий,
имущественных комплексов, зданий, сооружений, до лей участий в
предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также
иных имущественных прав и т.р.;
предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного
капитала. В этой связи встает два вопроса: во первых, в какие сферы приток
должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких формах
следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может
привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а
также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято пони мать
капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в
управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми,
если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или
их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно
широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежный инвестиции это нечто большее, чем простое
финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне
необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ
повышения производительности и технического уровня российских предприятий.
Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые
технологии, новые способы организации производства и прямой выход на миро
вой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции
зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в
облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных
валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю,
недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные
инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не
одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за
счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении
портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить
компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,
крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.
Вкладывая капитал, он считает, что Россия самое подходящее место для
выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском
потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом
рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую
авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все
усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует
будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал
может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в
государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.
Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные
инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с
непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например,
добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную
инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в
законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных
отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы
привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и
займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,
привлечение их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные
сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления
использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме
предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать
в производство и переработку с/х продукции, производство строительных
материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров
народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать
приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они
обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской
стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в
отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь
связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных
иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России практически
нет.
7. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного
капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство
законодательства, неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих
проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый
приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и
объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и
войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки,
недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и
бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством,
инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не
конвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении
зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым
зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают
невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику.
Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность
наталкивается на множество бюрократических препон, а кроме того,
складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся
прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные
инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании
откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как
ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически
недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно
квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. В
рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических,
финансовых, социокультурных, организационно правовых и географических
факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран
мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему
показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной
привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов.
Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного
климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер.
Например, в 1993 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9
трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд.
долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится
980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом
наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что
объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных
инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный
климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных
инвесторов в Рос сии являются наихудшими по сравнению с другими
государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за
иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам,
но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты «Эуромаки» поставили Россию в
своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е
Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.
Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР,
при сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от
декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования
иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в
полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый
период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия,
Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия,
Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий:
тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных
(Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный
инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать
иностранных инвесторов от избыточного риска. Сейчас правительство готовит
поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагаются: налоговые
«каникулы», освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты
налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и,
что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право
собственности на землю при создании новых предприятий.
В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного
климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на
оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат
во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки
инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их
регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия
российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим
встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН
исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в
России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит
приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит
ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
8. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ
В ОЗДОРОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.
Благодаря рыночным реформам, инвестиции из за границы должны оказаться
более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в
ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии
наверняка станет для России основным источником инвестиционного капитала.
Однако, до того, как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не
частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные организации.
Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении
финансовой помощи России, различна.
Во первых, следует упомянуть Международный валютный фонд (МВФ). Это
организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается
финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей
валютно-финансовой нестабильностью.
В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности,
согласно которому страны члены могут получить кредиты от него лишь при
условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику.
Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят
трудности реформ.
Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В
отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных
макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами
долгосрочного экономического развития.
Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как
либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования и
здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру, т.е. реформы, которые
являются залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает
долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным
странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по
кредитам. Банк специализируется на двух видах кредитов Целевые кредиты
предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов,
например строительства дороги, моста или электростанции. Программные
кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в
ключевых отраслях экономики, например провести либерализацию торговли. В
этом случае кредит не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а
средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с
кардинальным изменением экономической политики.
Третья влиятельная и кредитная организация это Европейский банк
реконструкции и развития. (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для
оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на
этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример «банка
регионального развития», главная за дача которого содействовать
долгосрочному экономическому рос ту определенного региона за счет
финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же
предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов прежде всего
молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь,
поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных западных
правительств. эта помощь принимает по меньшей мере две формы. Во первых,
правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например,
России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться
с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во
вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли
приобрести у страны донора промышленное оборудование и другие товары. Таким
образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.
Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных
источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее
реальным потребностям.
За 1992 - 1995 гг. России 2,5 млрд. долл. выделили МВФ, 500 млн.
Всемирный банк и несколько целевых ссуд пообещал ЕБРР (хотя большая часть
обещанных им средств так и не поступила в распоряжение России в 1995 г.).
Кроме того, Россия получила по рядка 2 млрд. долл. от западных правительств
в виде безвозмездных ссуд.
9. ПУТИ И МЕРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к
Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему
их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и
иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил,
сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их
деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в
иностранных инвестициях составляет 10 12 млрд. долл. в год. Однако для
того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень
серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе
законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет
усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о
концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет
также законодательное определение прав собственности на землю. Для
облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на
российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный
центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата
требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согласия между различными властными структурами,
социальными группами, политическими партиями и прочими общественными
организациями;
ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным
законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного
некриминального рынка;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные
нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную
продукцию;
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью
компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности;
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением
товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных
инвестициях в России;
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок
«под ключ»;
создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его
полной конвертируемости.
Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку
национальных и иностранных инвестиций.
10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ.
Инвестиционный процесс в России переживает глубокий кризис, о чем
свидетельствует сокращение в 3 раза за последние пять лет объемов
инвестиций. По оценкам доктора экономических наук ИМЭМО РАН С.М. Борисова и
Президента РНКБ П.А. Короткова, Россия приблизилась к порогу де
индустриализации и сможет преодолеть кризис лишь потеряв ряд ключевых
отраслей воспроизводственного цикла.
Главной причиной кризиса является нарастающее снижение объемов
внутренних накоплений вследствие падения национального производства при
ухудшении структуры инвестиций. Важную роль играет также недостаток
национальных финансовых ресурсов, вследствие ухода государства из
инвестиционной сферы, а также отсутствие экономико-правового механизма,
позволяющего предприятиям эффективно привлекать национальный и
международный капитал. Последнее обстоятельство в сочетании с политической
нестабильностью создает предпосылки для низкой эффективности и высокой
рискованности производственных инвестиций. Относительная бедность
российского рынка финансовых ресурсов делает привлекательным источником
инвестиций для предприятий внешний рынок капиталов.
Единственно возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса — более
тесное сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и
инвестиционными институтами, в том числе и во внешнеэкономической сфере
(примером является быстрый рост с 1993 г. финансово-промьппленных групп,
которых, по данным Ассоциации российских банков, насчитывается около 30).
Каким образом складывается реальное сотрудничество банков и
предприятий? Стремительно развивающаяся банковская система России имеет
незначительный опыт взаимодействия с предприятиями. Ситуация определяется,
на наш взгляд, следующими факторами:
отсутствие механизма трансформации в производственные инвестиций внешних и
собственных накоплений предприятий (роль насоса, отвлекающего средства от
производственных инвестиционных целей, выполняет государственный бюджет
через рынок государственных ценных бумаг);
жесткие ограничения в сфере валютного контроля и конвертируемости рубля,
препятствующие привлечению международных инвесторов;
недооценка особенностей рынка и финансо-вохозяйственной деятельности при
выработке внешнеэкономической стратегии развития предприятий и банков;
доминирующая роль банка в сотрудничестве с предприятием, неразвитость
банковского обслуживания, отсутствие внутри банковской координации по
комбинированным продуктам.
Реальная выгода предприятия в совместных с банком проектах по
привлечению ресурсов внешних инвесторов и размещению собственных состоит в
следующем.
Прежде всего тандем банк — предприятие помогает последнему преодолеть
бюрократические процедуры по получению лицензии Центрального банка на
операции, связанные с движением капитала. В ряде схем инвестирования банк,
располагая генеральной лицензией, может выступить рефинансирующим звеном:
предоставить предприятию-резиденту полученные от нерезидента ресурсы,
пропустив их через свой баланс. Важным для иностранного инвестора является
и то, что банк в случае должного оформления сделки осуществляет контроль
над целевым использованием инвестируемых ресурсов предприятием-реципиентом.
В этом случае у банка гораздо больше возможностей для маневрирования при
распределении рисков среди участников проекта (больший набор финансовых
инструментов, операции с векселями и другими ценными бумагами иностранных
эмитентов, сделки афорфэ и факторинговые операции).
Несовершенство нормативной базы часто вынуждает банки отказываться от
эффективных трастовых операции по управлению активами предприятий. Иногда
предприятия, уже имеющие сеть иностранных контрагентов, не могут четко
организовать расчеты, что вполне под силу коммерческому банку, содержащему
аппарат "доверенных банков-корреспондентов".
Использование банка как финансового института, который может
осуществить хеджирование такого рода сделок в рамках своей
"производственной деятельности" (форвардные, фьючерсные и опционные сделки
с различными валютными ценностями), дает немало реальных преимуществ. Для
рядового предприятия подобные операции сопряжены с дополнительными
временными издержками, налоговыми выплатами и, как следствие, удорожанием
привлеченных ресурсов. Поэтому участие банка автоматически повышает
рентабельность инвестиций, осуществленных по таким схемам, и прежде всего —
для инвестируемого предприятия.
Банк также может выступить в качестве "налогового зонтика" для
иностранного инвестора, используя упрощенный механизм (в рамках Инструкции
Госналогслужбы РФ № 34 от 16.06.95) освобождения от налога дохода
иностранного юридического лица в рамках краткосрочных межбанковских сделок.
Вместе с тем работа иностранного инвестора через банковские структуры
поможет ему избежать статуса постоянного представительства и требования
налогового учета, что упрощает процедуру репатриации иностранных
инвестиций.
Определенные сложности для предприятия создает нечеткость
законодательства в вопросах налогообложения добавленной стоимости в случае
привлечения напрямую средств от иностранных инвесторов — небанковских
организаций. Интегрирование банковских структур в такого рода схемы
помогает избежать налоговых рисков как для инвесторов, так и для
инвестируемого предприятия.
Новый импульс тандему банк — предприятие был дан в июне 1995 г.
формированием нормативной базы по лизингу. Особенностью лизинговых операции
является закрепление за банком роли арендодателя (напрямую или — через
дочернюю лизинговую компанию, созданную на паях с предприятием) и
предприятия — собственно арендатора.
Кроме того, важным является и предоставление льгот для субъектов
лизинга, в частности учет в себестоимости продукции (работ, услуг)
процентов по полученным заемным средствам (включая кредиты банков и других
организаций, используемых арендатором и арендодателем для осуществления
операций финансового лизинга) и лизинговых платежей, а также полное
освобождение лизинговых платежей малых предприятий от НДС. Дополнительные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|