Рефераты

Инвестиции. Инвестиционная политика

лицензии ЦБР на проведение валютных операций. В этих уполномоченных банках

российские резиденты могут иметь счета в иностранной валюте и через них

осуществлять валютные операций, связанные с движением капитала, но только в

порядке, устанавливаемом ЦБР'. Для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии

Банка России на перевод средств в уставный капитал зарубежных предприятий

необходимы:

1. Заверенные копии учредительных документов зарубежного предприятия.

2. Копии документов, подтверждающих регистрацию предприятия в стране

местопребывания (если таковые имеются).

3. Копии документов, подтверждающих согласование создания зарубежного

предприятия с МВЭС РФ.

4. Копии свидетельства о занесение в Государственный реестр зарубежных

предприятий, создаваемых с российским участием.

5. Технико-экономическое обоснование создания предприятия за рубежом.

6. Для каждого из российских участников: — справка из местного

налогового органа, где предприятие состоит в качестве налогоплатилыцика, об

отсутствии задолженности по платежам в бюджеты;

— справка из уполномоченного банка РФ о наличии у заявителя средств в

иностранной валюте, достаточных для осуществления перевода;

— справка об источнике иностранной валюты у заявителя; — справки из

уполномоченных банков РФ, ведущих валютные счета предприятий, об отсутствии

задолженности по обязательной продаже части валютной выручки.

7. Письмо заявление на имя начальника Главного управления валютного

регулирования и валютного контроля Банка России.

8. Иные документы, относящиеся к указанному проекту. Процедура

регистрации фирмы за рубежом. После этого российский инвестор приступает к

учреждению фирмы непосредственно за рубежом. Порядок учреждения

(приобретения) фирмы регулируется в зарубежных странах их гражданскими и

торговыми кодексами, а также специальными законодательными актами. Помимо

этого в некоторых странах для создания фирмы с иностранным участием

требуется еще и предварительное разрешение соответствующих национальных

органов.

Как правило, пакет учредительных:. документов состоит из договора и

устава. Договор (о совместной деятельности по организации фирмы)

подписывается учредителями. Договор регулирует права и обязанности только

учредителей. Устав же регулирует права и обязанности акционеров (пайщиков).

В договоре должны быть четко определены условия предоставления его

участниками технологии и ноу-хау и т. п., так как их ценность может быть

значительна.

По форме и содержанию устав должен соответствовать законодательству

страны пребывания. В нем можно предусмотреть создание надежных рычагов

влияния российских партнеров на данную фирму не только с помощью владения

ими большей частью уставного капитала, но и через меньшую долю путем

формирования состава правления на паритетных началах вне зависимости от

владения уставным капиталом, определения принимаемых на основе единогласия

(или квалифицированным большинством правления и собрания акционеров)

важнейших вопросов, закрепления в учредительных документах обязательности

подписания всех финансовых и коммерческих документов представителями обеих

сторон. Целесообразно оговаривать и механизмы передачи акций и определения

их цены. Желательно установить и механизм урегулирования споров между

участниками, причем если российские учредители не имеют достаточного опыта

рассмотрения споров в стране учреждения, то можно предусмотреть разрешение

споров в арбитраже третьей страны, например арбитраж в соответствии с

регламентом Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты (Швеция).

Следует также использовать арбитражные оговорки, предусмотренные

специальными соглашениями между торговыми палатами обеих стран.

После рассмотрения учредительных документов в, МВЭС РФ и ЦБР

учредители в той стране, где создается фирма с российским капиталом,

осуществляют предусмотренные законодательством этой страны действия. В

первую очередь это проведение учредительного заседания с утверждением на

нем устава, выборы руководства и ревизоров, внесение уставного капитала,

осуществление подписки на акции (хотя сами акции должны выпускаться после

регистрации общества). Всем этим занимаются учредители.

В большинстве зарубежных стран нет ограничений для иностранцев,

желающих стать учредителями. Устав должен быть составлен по принятой в

стране форме и заверен судом или нотариусом.

Регистрация фирм является не только последней стадией процесса их

создания, но и стадией окончательной проверки со стороны государственных

органов, правильно ли они созданы. Во время этой проверки особому анализу

подвергаются фирмы с участием иностранного капитала. Это достаточно сложная

процедура, и для ее упрощения и удешевления инвесторы иногда покупают

бездействующую (так называемую спящую) компанию, изменяя при желании ее

название, устав и капитал.

Заявка на регистрацию в торговом регистре (реестре) подается по

установленной форме и с приложением необходимых документов.

В ходе регистрации осуществляется проверка содержащихся в них данных,

в том числе и с помощью запросов регистрируемой фирме. Срок регистрации

ограничен 1—3 месяцами. За регистрацию взимается сбор, и только после этого

фирма заносится в местный торговый регистр (реестр).

Зарегистрированная за рубежом фирма с российским капиталом затем, на

основании постановления Совета Министров СССР № 412, вносится в России в

упомянутый реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием

(он ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве

экономики РФ), а также ежегодно представляет финансовую отчетность для

создаваемого в России банка данных по этим предприятиям.

Однако основная масса открывающихся за рубежом фирм с участием

российского капитала, основная масса российских покупателей иностранных

ценных бумаг в 90х гг. осуществляла вывоз капитала без соблюдения правил,

изложенных в постановлении № 412. В результате большинство российских

прямых и портфельных инвестиций за рубежом не прошло должного оформления в

самой России и не внесено в упомянутый реестр. Остро нуждаясь в иностранной

помощи, активно добиваясь отсрочки уплаты долгов, Россия который год не

может добиться реального контроля над вывозом предпринимательского капитала

и даже не имеет точных сведений о размерах своих зарубежных прямых и

портфельных инвестиций.

12.9. Причины нарушения законодательства о вывозе капитала.

Главной причиной нарушения законодательства является то, что основная

масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого

бегства капитала. Оно особенно характерно для стран с высокой инфляцией,

экономическим кризисом, высокими налогами и политической нестабильностью. В

этих условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим

мотивам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его (навсегда

или временно) в более стабильной экономике с меньшими налогами. Немалую

часть бегства капитала составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз

которых за рубеж является одним из способов их «отмывания».

Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными

способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов

российских уполномоченных банков. К началу 1994 г. они составили около 20

млрд. долл., увеличившись только за 1992 г. на 4,1 млрд. долл. К

незаконному способу нужно отнести непереведенную в Россию экспортную

выручку. В 1992 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. Выявленная

контрабанда составила 0,2, а не выявленная, по оценке экспертов,— 2 млрд.

долл. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно

использовавшиеся в бартерных операциях, оценивались в 1992 г. в 6,4 млрд.

долл. Распространены и авансовые платежи под импортные контракты без

последующей поставки и зачисления валюты на зарубежные счета российских

резидентов. Наконец, капитал вывозится просто в виде наличной иностранной

валюты — в 1993 г. ее вывезено 3,7 млрд. долл., по оценке ГТК РФ". Введение

в 1994 г. новых правил заключения внешнеторговых сделок (оформление

паспорта сделки в уполномоченном банке, передача банком сведений о

параметрах сделки в ГТК РФ) позволяет установить систему единого таможенно-

валютного контроля и частично уменьшить нелегальный вывоз капитала.

Можно предположить, что основная часть «убежавшего» из России капитала

приняла форму не предпринимательского, а ссудного капитала, оставаясь

преимущественно на счетах зарубежных банков, трастов и других финансовых

институтов, и не была вложена в создание фирм и покупку крупных пакетов

ценных бумаг.

Другая причина отсутствия реального контроля над вывозом капитала

заключается в слабости самого российского законодательства о зарубежных

инвестициях. Постановление № 412 можно было в свое время рассматривать как

прогрессивный, но лишь первый шаг в нужном направлении, за которым должны

были последовать более детальные и конкретные законодательные акты в этой

области. Однако их до сих пор нет, кроме актов в области валютного

регулирования.

Наконец, немаловажная причина состоит в том, что санкции в адрес

нарушителей законодательства о вывозе предпринимательского капитала

практически не применяются. Постановлением № 412 такие санкции вообще не

предусмотрены, но в Законе «0 валютном регулировании и валютном контроле»

сказано, что резиденты, нарушившие положения основных статей Закона (в том

числе относящихся к вывозу капитала), несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным

в силу настоящего Закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по

сделке, а в результате незаконных действий. Предусмотрены и штрафы, и

другие санкции. Так, лица, осуществляющие перевод капитала без лицензии ЦБ

РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 1627 УК РФ

(«...штраф от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда или лишение

свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Те же

действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой

лиц... или в крупных размерах, наказываются лишением свободы на срок от

трех до десяти лет с конфискацией имущества»). Однако случаев привлечения к

ответственности лиц или компаний. вывозивших капитал из страны без лицензии

ЦБ РФ, до сих пор не было. можно было в свое время рассматривать как

прогрессивный, но лишь первый шаг в нужном направлении, за которым должны

были последовать более детальные и конкретные законодательные акты в этой

области. Однако их до сих пор нет, кроме актов в области валютного

регулирования.

Наконец, немаловажная причина состоит в том, что санкции в адрес

нарушителей законодательства о вывозе предпринимательского капитала

практически не применяются. Постановлением № 412 такие санкции вообще не

предусмотрены, но в Законе «0 валютном регулировании и валютном контроле»

сказано, что резиденты, нарушившие положения основных статей Закона (в том

числе относящихся к вывозу капитала), несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным

в силу настоящего Закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по

сделке, а в результате незаконных действий. Предусмотрены и штрафы, и

другие санкции. Так, лица, осуществляющие перевод капитала без лицензии ЦБ

РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 1627 УК РФ

(«...штраф от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда или лишение

свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Те же

действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой

лиц... или в крупных размерах, наказываются лишением свободы на срок от

трех до десяти лет с конфискацией имущества»). Однако случаев привлечения к

ответственности лиц или компаний. вывозивших капитал из страны без лицензии

ЦБ РФ, до сих пор не было.

Можно предположить, что принятие новых законодательных актов в области

предпринимательского капитала в сочетании с созданием в 1993 г. Федеральной

службы России по валютному и экспортному контролю усилит государственный

контроль в вывозе предпринимательского капитала. Однако решающими моментами

являются не столько ужесточение контроля, сколько снижение инфляции и

налогов, достижение экономической и политической стабилизации. Шагом в этом

направлении могла бы быть и разработка государственной концепции

осуществления инвестиций за рубежом, может быть, в рамках более широкой

государственной концепции участия России в международном движении

капиталов.

1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и

физическими или юридическими лицами Других государств; Парижская конвенция

об охране прав промышленной собственности в ее стокгольмской редакции 1967

г.). Благоприятную роль сыграло бы участье России в основных международных

организациях, обеспечивающих гарантии иностранным инвесторам.

12.10. Страхование и обслуживание инвестиций.

Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 образовано

Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской

Федерации от некоммерческих рисков. Тем самым созданы организационные

предпосылки и финансовые гарантии страхования от политических рисков.

Агентство является страховым учреждением, не подпадающим под юрисдикцию

России. Значительную часть уставного капитала составляет государственный

взнос. Агентство будет функционировать на основе международных нормативов,

применяя механизм перестрахования и взаимного страхования и привлекая

залоговые страховые депозиты.

Задачи по защите иностранных инвестиций возложены также на созданную

по Указу Президента РФ от 2 февраля 1993 г. Государственную инвестиционную

корпорацию, имеющую уставный капитал 1 млрд. долл.

Фактором, способствующим защите предприятий с иностранными

инвестициями, являются и залоговые операции. Они регламентируются в России

Законом «0 залоге» от 29 мая 1992 г. Являясь способом обеспечения

обязательств должника кредитору залогодержателю, залог выступает в качестве

гарантии возвратности кредитов (ссуд), уменьшает степень финансового риска,

связанного с кредитованием инвестиционных проектов в условиях инфляции и

политической нестабильности.

Имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться

им в качестве обеспечения по всем видам обязательств, включая привлечение

заемных средств. В качестве обеспечения обязательств могут служить его

имущественные права на здания, сооружения, а также другие имущественные

права.

Заложенное имущество и имущественные права могут быть реализованы

залогодержателем как за валюту РФ, так и иностранную валюту по договорным

ценам, в том числе на аукционах, юридическим и физическим лицам России, а в

случаях, предусмотренных законодательством и иностранным юридическим и

физическим лицам и объединениям.

12.11. Управление инвестиционным процессом.

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования

управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными

предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов

создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве

РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные

капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя

Правительства РФ. Для постоянной работы между заседаниями совета созданы

три рабочие группы:

— по внешним барьерам, сдерживающим приток иностранных инвестиций;

— по внутренним барьерам, сдерживающим приток иностранных инвестиций;

— по подготовке предложений по улучшению образа России как страны,

принимающей инвестиций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об активизации

работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской

Федерации» от 29 сентября 1994 г. № 1108 вся работа по привлечению

иностранных инвестиций осуществляется Министерством экономики РФ. На

Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной

политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику;

обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям

в России и координация рабочих групп при Консультативном совете;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и

органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с

иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а

также организацию и проведение международных тендеров, подготовку

концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию

работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых

организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными

проектами.

Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления

инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры:

— Государственная регистрационная палата, которая занимается

регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного

реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;

— Российский федеральный центр проектного финансирования и

консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции:

осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного

инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов,

предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет пред

инвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и

осуществляет экспертно-консультативное сопровождение инвестиционных

проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по

координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России

консультационно-технического содействия;

— Бюро по использованию консультационно-технического содействия

Европейского союза.

С целью обеспечения иностранных инвесторов информацией о состоянии

инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации

создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком

данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе,

налоговой системе, инвестиционной политике.

12.12. Правовая защита иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной правовой

защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации.

Правовой режим иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным,

чем режим для имущества и инвестиционной деятельности российских

юридических и физических лиц, т. е. им предоставляется национальный режим

(за изъятиями).

Согласно ст. 7 Закона «06 иностранных инвестициях в РСФСР» иностранные

инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты

реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных

законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных

интересах. В случае национализации и реквизиции иностранному инвестору

выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Иностранные

инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду,

причиненных в результате неправомерных действий государственных органов и

должностных лиц по отношению к ним или предприятию с иностранными

инвестициями.

В целях привлечения иностранных инвестиций и повышения эффективности

их использования Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466

установлено, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия

функционирования на территории России предприятий с иностранными

инвестициями, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий,

существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение Указа

не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные

условия функционирования на территории РФ предприятий с иностранными

инвестициями.

Все нормативные акты, как Совета Министров — Правительства РФ, так и

местных органов управления, устанавливающих дополнительные, не

предусмотренные законами РФ и указами Президента РФ ограничения в

деятельности иностранных инвесторов, на территории РФ недействительны и не

подлежат применению.

На международном уровне иностранные инвестиции в России защищаются

также двусторонними соглашениями Российской Федерации с целым рядом

зарубежных стран о взаимной защите и поощрении инвестиций. Это

предусматривает участие Российской Федерации в межправительственных

конвенциях (Нью-йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных

арбитражных решений 1958 г.; Вашингтонская конвенция.

Можно предположить, что принятие новых законодательных актов в области

предпринимательского капитала в сочетании с созданием в 1993 г. Федеральной

службы России по валютному и экспортному контролю усилит государственный

контроль в вывозе предпринимательского капитала. Однако решающими моментами

являются не столько ужесточение контроля, сколько снижение инфляции и

налогов, достижение экономической и политической стабилизации. Шагом в этом

направлении могла бы быть и разработка государственной концепции

осуществления инвестиций за рубежом, может быть, в рамках более широкой

государственной концепции участия России в международном движении

капиталов.

13. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.

В настоящее время для современного экономического состояния в России

характерным является глубокий кризис как в экономике и управлении, так и в

инвестиционном процессе.

13.1. Общее состояние инвестиционного рынка России.

Инвестиционный сектор российской экономики из года в год показывает

самые высокие темпы спада. Инвестиции в основной капитал составляли в 1995

г. менее 30% (от уровня 1990 г.), в первом полугодии 1996 г. они

сократились по сравнению с соответствующим периодом 1995 г. на 14%.

На фоне падения отечественных инвестиций привлечение иностранного

капитала играет все более заметную роль, позволяя решить ряд проблем

социально-экономического развития.

В настоящее время экспортные возможности мирового рынка прямых

инвестиций составляют около $ 20 млрд. Для преодоления кризисных явлений и

поддержания реформ в российской экономике ежегодно необходимо $ 15—20 млрд.

По данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций в России

составил, млн. долларов:

|Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Объем инвестиций |400 |600 |1400 |1053 |2797 |

Однако эти инвестиции не покрывают потребности российской экономики.

По данным исследований, большинство зарубежных инвесторов отмечает,

что в России отсутствуют льготно-поощрительные меры в отношении

иностранного капитала и совместных предприятий, отменены или изменены ранее

предоставленные льготы, недостаточна гарантия иностранных капиталовложений.

В целях улучшения инвестиционного климата Правительство РФ в 1995 г.

одобрило Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций, которая предусматривает как кредитно-финансовые,

информационные, так и правовые и организационные меры. Реализация программы

позволит расширить формы международного инвестиционного сотрудничества, в

частности за счет заключения концессионных договоров, соглашений о разделе

продукции, образовать свободные экономические зоны (СЭЗ), чтобы

способствовать созданию в России "точек роста", ориентированных на мировые

рынки капиталов. СЭЗ могут стать наиболее привлекательными территориями

Российской Федерации для иностранных инвесторов.

Иностранные инвестиции могут положительно повлиять на возможности

экономического роста в долгосрочной перспективе за счет инноваций и

структурных изменений в производстве, а потому необходимы оптимизация

федерально-региональных экономических взаимоотношений, смещение центра

тяжести хозяйственных реформ на территориальный уровень и повышение роли

местных органов власти и управления в решении вопросов, связанных с

экономической политикой.

В настоящее время на региональном уровне инвестиционная политика

находится в стадии формирования и организационно не отлажена. Не отработан

и механизм ее реализации. Региональные инвестиционные программы должны

подвергаться тщательной экспертизе на предмет соответствия целям и задачам

социально-экономической региональной политики, окупаемости и эффективности.

Все это в полной мере относится и к Дальневосточному экономическому

региону.

13.2. Положение на Дальнем Востоке.

В 1995 г. число убыточных предприятий в Дальневосточном регионе

составило почти 47% по сравнению с 30°о в среднем по России, в первые

месяцы 1996 г. — соответственно 42 и 32%. Кризисные явления в экономике

Дальнего Востока проявились и в инвестиционной сфере. Поэтому сегодня

нельзя говорить о сколько-нибудь существенном влиянии иностранного капитала

на изменение экономической ситуации в регионе. К тому же ряд факторов

серьезно препятствует притоку иностранных инвестиций, в частности,

противоречивые отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона

(АТР), на которые негативно влияют территориальные споры, усиливающаяся

конкуренция со стороны АТР в сфере транспортных, страховых услуг и др.

Тем не менее Дальний Восток один из наиболее привлекательных регионов

России для иностранных инвесторов. Его значение "моста", соединяющего

европейскую часть России с АТР, богатые, но не освоенные природные ресурсы,

огромный энергетический потенциал и другие предпосылки для динамичного

развития отмечают многие специалисты.;

Стимулирование иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока

предполагает, прежде всего, создание инвестиционного климата не менее

привлекательного, чем в соседних с регионом странах АТР. Условиями, которые

могут активизировать инвестиционную деятельность в Дальневосточном регионе,

являются создание необходимой инфраструктуры, разработка и принятие

нормальной правовой базы, предоставление администрации большей

самостоятельности во внешнеэкономической деятельности, последовательность

государственной политики, гарантии возврата вложенного капитала,

стабильность валютного курса.

На администрации краев и областей лежит разработка региональных

программ привлечения капиталовложений с выделением наиболее важных и

социально значимых проектов, доведение уровня их до международных

требований, а также широкая реклама. Разработка технико-экономических

обоснований инвестиционных проектов затруднена неопределенной политической

обстановкой и экономической политикой, что влияет на стабильность

российских предприятий и повышает коммерческий риск. Тем не менее только в

Амурской области разработано более пятидесяти инвестиционных проектов. В

Сахалинской области инвестиционная программа включает свыше сорока

промышленных проектов с участием иностранного капитала.

Используются разнообразные формы привлечения зарубежного капитала в

экономику региона: прямые иностранные инвестиции, размещение за рубежом

облигаций региональных администраций и займы по государственной линии.

Предпочтение отдается прямым иностранным инвестициям. Их преимущества

заключаются в том, что наряду с привлечением капитала передаются ноу-хау и

передовые методы управления. Иностранные инвестиции, помимо экономических,

решают и социальные проблемы, в частности проблему занятости.

Наиболее активно создаются совместные предприятия, обеспечивающие

стабильный приток прямых иностранных инвестиций. Так, в 1995 г. общий объем

прямых заявленных инвестиций в регионе составил около $ 150 млн.

По расчетам Института экономических исследований Дальневосточного

отделения РАН на Дальнем Востоке сосредоточено 10% всех прямых иностранных

инвестиций, привлеченных в экономику России, а их объем в расчете на душу

населения превышает почти в 2 раза данный показатель по России в целом ($

80 против $ 44 в 1993— 1995 гг.).

В ряде территорий региона прослеживаются тенденции создания СП с

крупным уставным капиталом. В Хабаровском крае средний объем иностранных

инвестиций, приходящихся на одно СП, в 1995 г. приблизился к $ 1 млн. (в

1993— 1994 гг. — $ 0,2 млн.). Следует также отметить, что доля предприятий,

полностью контролируемых иностранными инвесторами, увеличилась в России в

1992—1994 гг. с 4,3 до 40%; эта тенденция характерна и для Дальнего

Востока. Всего на территории Дальнего Востока зарегистрировано 2661

предприятие с участием иностранного капитала.

В последние годы динамика регистрации предприятий с иностранными

инвестициями несколько снизилась (в 1995 г. — 460, что почти на 10% меньше,

чем в 1994 г.). Причем это снижение наблюдалось по всем территориям

Дальневосточного региона (табл. 1).

Число предприятий с иностранными инвестициями.

Табл.1

|Территории региона: |1988 1990|1991 |1992|1993|1994|1995 |Итого |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|Всего: |100 |225 |579 |789 |508 |460 |2661 |

|в том числе | | | | | | | |

|Приморский край |51 |80 |235 |337 |261 |255 |1219 |

|Хабаровский край |13 |38 |149 |207 |91 |66 |564 |

|Сахалинская обл. |15 |61 |84 |101 |69 |43 |373 |

|Амурская обл. |3 |10 |36 |50 |17 |25 |141 |

|Камчатская обл. |4 |19 |29 |11 |17 |30 |110 |

|Магаданская обл. |7 |8 |30 |5 |31 |20 |101 |

|Еврейская автономная. |— |— |— |68 |8 |9 |85 |

|Обл. | | | | | | | |

|Республика Саха (Якутия) |7 |9 |16 |10 |14 |12 |68 |

13.3. География инвестиций.

Наибольшее число предприятий с иностранными инвестициями сосредоточено

в Приморском (45,8%) и Хабаровском (21,2%) краях, а также в Сахалинской

области (14%). Ведущее место на Дальнем Востоке занимают

инвесторы Японии, Китая, Республики Корея и США.

В Приморском крае более 50°о приходится на предприятия с китайскими

инвестициями, Хабаровском крае около 40%, Амурской области — 90%. Основной

целью китайских предпринимателей-инвесторов являлось закрепление на рынке

Дальневосточного региона (табл. 2).

Число действующих предприятий с китайскими инвестициями

Табл. 2

|Территории |1992 |1993 |1994 |1995 |Сравнительно высока |

|региона | | | | |доля предприятий с |

| | | | | |японскими |

|1 |2 |3 |4 |5 |(22%) и |

| | | | | |американскими |

|Всего |247 |535 |822 |894 |(25,7%) инвестициями |

| | | | | |в |

|в том числе | | | | |Камчатской области. |

| | | | | |Зна- |

|Приморский край |46 |88 |231 |300 |чительное количество |

| | | | | |соз- |

|Хабаровский край |37 |168 |185 |193 |данных в 1995 г. |

| | | | | |СП |

|Сахалинская обл. |88 |101 |198 |210 |принадлежало |

| | | | | |российско- |

|Амурская обл. |13 |44 |57 |46 |американским и |

| | | | | |россий- |

|Камчатская обл. |22 |42 |59 |62 |ско-южнокорейским |

| | | | | |инве- |

|Магаданская обл. |21 |36 |37 |25 |сторам, что |

| | | | | |характерно и |

|Еврейская автономная. |— |23 |28 |32 |для России в целом. |

|Обл. | | | | | |

|Республика Саха (Якутия)|20 |33 |27 |26 | |

В среднесрочной перспективе сырьевой сектор может стать реальной базой

для стабилизации экономической ситуации и накопления средств для более

значительных последующих структурных преобразований.

Это подтверждает и анализ отраслевой структуры действующих предприятий

с иностранным капиталом. Зарубежных партнеров по-прежнему привлекают наряду

с отраслями с наиболее быстрым оборотом средств традиционные сырьевые

отрасли — лесная и рыбная, с ориентацией на добычу продукции, частичную ее

переработку и экспорт. В 1995 г. из 300 СП, приступивших к деятельности в

Приморском крае, около 60% заняты в торговле и сфере услуг, а свыше 12% — в

рыбной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В Камчатской области

на долю предприятий, занятых в рыбной отрасли, приходится около 40%.

Весомый вклад предприятия с участием иностранного капитала вносят в

развитие внешней торговли Дальнего Востока; на их долю приходится более 10%

внешнеторгового оборота региона.

Динамика внешней торговли СП в последние годы, как и внешней торговли

региона в целом, имела нестабильный характер (табл. 3).

Темпы роста внешней торговли совместных предприятий (1992 г. - 100%)

Табл. 3

|Показатель|1993 |1994 |1995 |Следует отметить продолжающееся |

| | | | |сокраще- |

|Экспорт |64 |76,8 |131,7 |ние внешней торговли совместных |

|Импорт |65,8 |86,3 |142,2 |предприятий с Китаем, что было |

| | | | |характерным для |

всех территорий Дальнего Востока. Это связано с продолжающимся

падением интереса дальневосточного населения к менее качественным товарам

потребительского назначения (по сравнению с южнокорейскими и

американскими), а также частичной переориентацией дальневосточных

экспортных потоков с восточного направления на запад. 06 этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ