Детская психика
категориальный аппарат его последователя А. Н. Леонтьева) следствием
слияния в предложенной Выготским единице сознания («значении») смысла и
собственно значения.
Выготский прослеживает связь между развитием сознания и развитием его
средств, находящимся в строгой зависимости от развития мышления (23, с.
66—67). Он связывает известный факт выхода самосознания в подростковом
возрасте на качественно новый уровень с развитием мышления в понятиях (там
же, с. 65). Поскольку осознанность, по Выготскому, является обратной
стороной произвольности (21, с.219—220), то мышление в понятиях выступает в
его концепции и как основа развития волевого поведения ребенка (23, с.
168). В то же время становление самосознания является необходимым условием
развития понятийного, логического мышления (23, с. 198). То есть здесь мы
имеем дело с двумя взаимообусловливающими процессами — развитием
понятийного мышления и самосознания (воли). Таким образом, Выготский
понимал самосознание как самопознание, связывая его с когнитивным развитием
ребенка.
Итак, в подростковом возрасте—на основе складывающегося понятийного
мышления — рефлексивные процессы переходят на следующий этап своего
развития, который Выготский обозначал термином «самосознание».
2. Самосознание. Выготский выделял самосознание как особый, достаточно
поздний этап в развитии сознания и личности (там же, с. 231). Оно
понималось им как более высокий психический синтез, проявляющийся в
образовании новых связей между различными функциями — третичных высших
функций (там же, с. 239). Новизна их обусловлена тем, что в их основе лежит
рефлексия, отражение собственных процессов в сознании подростка. Это ведет
к перестройке всей структуры сознания человека: его личность начинает
участвовать в каждом отдельном акте, опосредовать связи функций между собой
(там же). Согласно Выготскому, в то время как психологические системы
(включающие внимание, память, мышление и другие функции) строятся на
вторичных (по отношению к определяемым конституцией организма)
биологических связях, личность (с ее самосознанием, рефлексией,
самооценкой) — на особых, третичных связях (там же, с. 241). Существование
этих третичных связей проявляется в том функциональном значении, которое
отдельные функции имеют в общей структуре личности (например, сновидение в
поведении примитивного человека выполняет ту же функцию, которую в нашем
поведении выполняет мышление).
Для характеристики соотношения первичных, вторичных и третичных функций
Выготский использовал гегелевскую категорию снятия: в третичных связях
«становятся снятой категорией, подчиненной инстанцией задатки,
характеризующие личность (первичные признаки) и приобретенный опыт
(вторичные признаки)» (там же, с. 240).
Выготский подчеркивал социально-историческую обусловленность характера
данных третичных связей: «Привычные для нас связи личности,
характеризующиеся известным отношением между отдельными функциями и
являющиеся новыми психологическими системами, не есть что-то постоянное,
извечное... но есть историческое образование, характерное для известной
ступени и формы развития» (там же, с. 240).
В решении Выготским вопроса о природе самосознания и его истоках
сказалось влияние марксистского учения об общественно-исторической природе
человека(27). Поэтому на первый план выдвигалась социальная детерминанта
явлений сознания. Выготский пишет, что третичные функции представляют собой
«перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие
отношениями между людьми... Самосознание и есть социальное сознание,
перенесенное внутрь» (23, с. 239). Для объяснения механизмов преобразования
внешних отношений во внутренние Выготский использовал представление об
интериоризации. Сам он выделял влияние марксизма в идее интериоризации
(см., например, (25, с. 146)).
Сходную позицию занимают и такие зарубежные исследователи советской;
психологии, как Л. Рахмани (цит. по:27). Однако некоторые с этим не
соглашаются. Так, М. Г. Ярошевский пишет, что «гипотез о механизме
преобразования внешние отношений между людьми во внутрипсихическую жизнь
личности марксистской философией не предлагалось» (27), и что идею
интериоризации Выготский перенял у И. М. Сеченова (у которого она
развивалась применительно к двигательной активности), а не у Маркса.
Выготский отмечал, что возникновение самосознания означает в то же
время переход к новому типу, новому принципу развития — у человека
появляется возможность саморазвития (сознательного, осмысленного управления
собственным развитием), «самооформления» (23, с. 237).
Выготский останавливался на проблеме структуры самосознания, однако в
описании данной структуры мы не встретим идей самого Выготского: он просто
пересказывает взгляды на эту проблему А. Буземана, выделявшего шесть
направлений развития самосознания, которые и характеризуют структуру
самосознания подростка (23, с. 229). Первое из этих направлений Буземан
характеризует как накопление знаний о себе и рост их связности и
обоснованности, второе — как их «углубление», психологизацию (постепенное
вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире) (там же).
«Важно, — отмечает Выготский, — что развитие во втором направлении не идет
параллельно с нарастанием самосознания в первом направлении»(27, с. 229).
Третье направление развития самосознания — линия на его интегрирование (т.
е. постепенное осознание себя единым целым), четвертое — развитие осознания
собственной индивидуальности, пятое — развитие внутренних моральных
критериев при оценке себя, своей личности, которые «заимствуются из
объективной культуры, а не обосновываются просто биологически»(23, с. 230).
Буземан в рамках пятого направления приводил следующую последовательность:
сначала особой значимостью обладают физические качества, за этим следует
мораль умений, далее — мораль повиновения, и, наконец, — коллективная
мораль. Шестое направление связывалось с развитием индивидуальных
особенностей процессов самосознания (там же, с. 230—231).
Выготский ставил проблему зависимости структуры самосознания человека
от той социальной среды, к которой он принадлежит. В качестве
доказательства существования подобной зависимости он приводил данные
исследования Буземана (критикуя при этом его интерпретацию). Выготский
приходит к выводу, что связь между социально-культурной средой и
самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития
самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер
его развития
( там же, с. 234).
Говоря о влиянии социальной среды, Выготский выделял такой ее фактор,
как классовая принадлежность подростка. «В смысле осознания своей личности
с социально-классовой стороны, — писал он, — рабочий подросток конечно,
раньше, чем буржуазный, приходит к высшим стадиям самосознания. В других
отношениях он отстает. Но нельзя говорить вообще об отставании или уходе
вперед там, где пути развития образуют совершенно несоизмеримые качественно
различные кривые» (там же, с. 237). Рабочий подросток, по Выготскому, в
сравнении с буржуазным является подростком «с иной структурой и динамикой
самосознания» (там же, с. 235). Далее Выготский приходит к более тонким
параметрам анализа, используя в ряде случаев понятие не «класса», а
«социальной группы», принадлежностью к которой обусловливаются особенности
самосознания подростка (там же, с. 236). Так, Выготский отмечал, «что для
подростка, вся жизнь которого протекает в атмосфере материальной нужды,
который не обучен никаким умениям, естественно рассматривать самого себя
под углом: тело плюс внешние условия... у детей обученных рабочих... высоко
нарастает процент самооценки, основанной на умениях» (там же, с. 236).
Разработка Выготским проблемы результатов самосознания связана, в
частности, с использованием им идей системности. Как известно, выделение
особого класса систем — психологических — и постановка проблемы их
специфики впервые были осуществлены в отечественной психологии именно
Выготским (цит.по:22).
Системность явилась одним из его главных принципов в исследовании
структуры сознания (18,21,22,23,24) . Эти идеи нашли выражение в
представлениях Выготского о системной организации сознания, а также о
развитии понятий как становления системы отношений их общности.
Развитие Выготским идей системности применительно к проблеме
самосознания воплотилось в представлении об осознании человеком своего
переживания как трансформации его в некую систему, включающую как данную
эмоцию, так и ее осмысление, отношение к ней. Первоначальное переживание
содержится в данной системе как бы в снятом виде. В связи с этим
эффективное развитие человека Выготский рассматривает как историю создания
и развития данных систем. Он отмечает: «Аффект проделывает сложный путь,
изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру
нового сознания, свойственного каждому возрасту, и являя на каждом новом
этапе глубочайшие изменения своей психической природы»(20, с. 297).
Принцип развития, будучи одним из основополагающих для концепции
Выготского, в значительной степени обусловил разработку генетического
аспекта проблемы самосознания. Разработка Выготским принципа развития
(формулировавшимся им, в частности, как принцип историзма) признается
многими отечественными и зарубежными исследователями его творчества и
сегодня (цит.по: 27).
Возвращаясь к самосознанию как стороне сознания (т.е. полагая
рефлексивность конституирующей характеристикой сознания), мы обращаемся к
соотносимой с нею черте сознания — его диалогичности, нашедшей отражение в
концепции сознания Выготского. Диалогический характер сознания Выготский
раскрывал, в частности, при описании природы и происхождения сознания.
З.Диалогичность как характеристика сознания. Размышляя об источниках
появления сознания в ходе антропогенеза, Выготский обращался к
марксистскому тезису о личности как совокупности общественных отношений,
излагая его в психологических терминах(23, с. 224). Данное положение нашло
у него конкретизацию в представлениях о развитии высших психических функций
(и, в меньшей степени, системы этих функций). На наш взгляд, Выготский
полагал, что структура общественных связей и отношений может, выступать
источником и моделью структуры и связей сознания (27). Он отмечал:
«Отношения между высшими психическими функциями было некогда реальным
отношением между людьми; коллективные, социальные формы поведения в
процессе развития становятся способом индивидуального приспособления,
формами поведения и мышления личности» (23, с. 221).
Рассматривая генез отдельных психических функций высшего порядка,
Выготский выделял в них развитии четыре стадии. Первая связана с тем, что
другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет
поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной»,
непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится
субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение
другого (полагая его объектом). На третьей стадии ребенок начинает
применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением,
которые другие применяли к нему, и он—к другим, «соединяя в одном, лице те
обе части операции, которые раньше были разделены между ним и окружающими
взрослыми», (там же, с. 140).Однако вначале ребенок овладевает чисто
внешней операцией, совершающейся с помощью внешнего средства, и лишь на
четвертой стадии происходит ее окончательная интериоризация (там же, с.
140). Первая и вторая стадии составляют интерпсихологическую форму
существования высших психических функций, третья и четвертая —
интрапсихологическую. Выготский подчеркивает, что даже при превращении в
психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную
природу — «человек и наедине с собой сохраняет функции общения» (16).
Говоря о возможности использования категории общения при описании
Выготским генеза высших психических функций, следует отметить, что в
содержание данного понятия входят указания на непосредственный,
нецеленаправленный, симметричный характер общения, на лежащие в его основе
субъект-субъектные отношения. Рассматривая вторую и третью стадии данного
генеза, мы сталкиваемся с представлением Выготского об общении (с другим, а
затем — с собой) как социальном действии, т. е. о действии, целью которого
для одного человека является определенное изменение поведения другого, а
затем и самого себя. Подобное социальное действие роднит с деятельностью их
целенаправленность, продуктивность, орудийный характер, полагание объекта
(сначала — другого человека, затем — самого себя). Такого рода отношения
являются по форме своей реализации, несомненно, деятельностью (что должно
учитываться при разработке проблемы соотношения деятельностного подхода и
культурно-исторической концепции, и более узкого вопроса о том, является ли
Выготский «деятельностным» или «недеятельностным» психологом).
Именно эти отношения, будучи интериоризированными, обусловливают
субъект-субъектную сторону процессов самосознания (о чем Выготский говорил
уже в своих ранних работах (19, с. 52)). Более того, субъект-объектные
отношения лежат в основе всех высших психических функций, ибо только
полагание себя в качестве объекта, применение к себе всех тех средств,
которые были использованы для управления поведением другого, позволяют
овладеть собственными функциями и поведением(22).
Однако межличностные отношения, в которых происходит становление высших
психических функций ребенка, являются, на наш взгляд, деятельностью лишь по
форме своей реализации, по содержанию же они могут рассматриваться как
общение. В данном случае под словом «содержание» мы подразумеваем, поле
выделяемых Выготским конечных — культурно-исторических — детерминант
психического (именно в этом смысле понимал термин «общение» А. Н. Леонтьев,
отмечавший, что в концепции Выготского человек представлен как общающееся
существо - цит. по:27).
Активная роль и взрослого, и ребенка в процессе усвоения последним
общественно-исторического опыта человечества подчеркивалась Выготским при
изучении им процессов развития значений, (это развитие представало как
продукт активного отношения ребенка к действительности, активная роль
взрослого заключается в определении направления этого развития через
конечный результат). Эта идея воплотилась и в представлениях Выготского о
зоне ближайшего развития. Ребенок и взрослый рассматриваются как субъекты
взаимодействия, а сам процесс этого взаимодействия—как субъект-субъектное
общение, сотрудничество. Все это подтверждает вывод о том, что содержание
категории общения у Выготского охватывает и область субъект-субъектных
отношений. Вспомним о той роли, которую играло понятие «общения» у
Выготского в раскрытии сущностных характеристик сознания. Выделяя значение
в качестве единицы анализа смыслового строения сознания и рассматривая его
при этом единством общения и обобщения, Выготский вводит общение в число не
только детерминант сознания, но и более непосредственных конституирующих
его факторов, процессов. Он говорил о роли общения и слова как его средства
для сознания: «Слово относится к сознанию как малый мир к большому, как
живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир
сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания»(21, с.
361).
Можно сказать, что диалогичность рассматривалась Выготским в плане
онтогенеза (в частности, применительно к проблеме развития значений), а не
актуалгенеза. Поэтому идеи о контекстуальной обусловленности значения слова
не развивались им применительно к ситуации диалога; точнее, существование
другого (или других) как определяющих контекст целостной ситуации
постулировалось Выготским, не превращаясь в проблему, — его
исследовательский интерес был направлен на индивидуальную мотивационно-
смысловую сферу. Этому была посвящена знаменитая седьмая глава «Мышления и
речи» — «Мысль и слово», в которой Выготский анализировал внутренние
механизмы формирования значения слова и, прежде всего, отношения значения и
смысла. Выготский продемонстрировал, что за словом стоит не только мысль
(она не последняя инстанция в этом процессе), а цель и мотив высказывания,
«аффективная и волевая тенденция»(21, с. 357). Данное направление
исследования осталось у Выготского незавершенным, однако, сама проблема
обусловленности значения слова аффективно-мотивационным контекстом была им
поставлена.
Хотя применительно к проблематике мышления и речи исследование данного
контекста ограничивалось у Выготского рамками отдельного индивида, роль,
участие другого, других, общества в формировании смыслов рассматривались им
в ходе изучения проблем психологии искусства. Д. Б. Эльконин в своем
анализе «Психологии искусства» указывал, что общий замысел Выготского в
этой области состоял в том, чтобы показать «как рождаются аффективно-
смысловые образования, весь мир отдельного человека при встрече с
аффективно-смысловыми образованиями, уже существующими объективно в мире
искусства» (24, с. 475—478).
Таким образом, у Выготского в достаточно избирательной и отрывочной
форме присутствует идея о диалогичности — важной характеристике сознания.
Она получила выражение в представлениях Выготского о рождении
индивидуальных смыслов в общении с искусством, о мотивационно-смысловой
основе каждого высказывания, а также о сотрудничестве взрослого и ребенка,
о том, что можно назвать субъект-субъектной стороной их взаимодействия. В
пользу нашего предположения о характеристике Выготским диалогичного по
своей природе сознания говорит и то, что он в своей «Конкретной психологии
человека» называл его Homo duplex (17).
Реализуемый Л. С. Выготским подход к разработке самосознания подростка
нашел свое развитие и продолжение в работах советских психологов (см.
8,43,65,79,80 и др.). В комплексе исследований по проблеме самосознания
наибольшее число работ связано именно с изучением самосознания подростка,
что, по-видимому, обусловлено заметными качественными изменениями
самосознания подростка и качественно новыми свойствами его объективного
исследования.
Но этим периодом процесс развития самосознания не завершается, он
продолжается на протяжении всей жизни человека, приобретая новую возрастную
специфику. Следует отметить, что сфера самосознания взрослой личности на
разных этапах ее развития пока еще остается в отечественной психологии мало
изученной, хотя уже есть достаточное количество исследований, требующих
обобщения и выделения узловых генетических моментов. В зарубежной
литературе этому вопросу уделяется большее внимание. Известны, например,
работы западногерманских психологов о самосознании личности в пожилом и
старческом возрасте (52 и др.).
Методологический принцип развития применительно к анализу самосознания,
признание положения о непрерывном изменении самосознания на основе
взаимоотношений человека с окружающей его социальной средой позволяют
исследовать самосознание как развернутый во времени процесс. Это дает
возможность проследить закономерности самосознания не только как структурно
сформированного явления психики, но и исследовать закономерности развития,
которые дают объяснение уже готовым, зрелым формам и актам процесса
самосознания.
Необходимым методологическим принципом анализа самосознания в
психологии является принцип личностного подхода. Суть этого подхода
«заключается в понимании личности как воедино связанной совокупности
внутренних условий, которые и являются структурой её свойств и качеств,
через которые преломляются все внешние воздействия»(79). А любой
психический процесс, состояние или свойство, сама деятельность человека, в
которой эти психические явления обнаруживаются, могут быть поняты только в
связи с их личностной обусловленностью.
В применении к самосознанию это значит, что многообразные его акты
выступают как органически включенные в личность и составляют одно из
образующих ее условий. Кроме того, самосознание каждой личности, обладая
общими закономерностями функционирования, индивидуально и отражает
особенности её психического развития.
Психологическое исследование самосознания неразрывно переплетается с
изучением становления личности как реального самосознающего субъекта.
Процесс развития самосознания включен в генезис самой личности.
«Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее,
самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного
от развития личности, в нем отражающегося, а включается в этот процесс
развития личности, как реального субъекта, в качество его момента, стороны,
компонента»(65,с.677). Самосознание развивается по мере того, как ребенок
становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей.
Выделение себя из окружающей среды предполагает дальнейшую избирательную
связь с ней. Всякая личность определенным для нее образом относится к
окружающему, сознательно устанавливает свои отношения к нему.
В общей структуре личности самосознание выступает как сложное
интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее
«образующее». С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического
развития личности на определенных этапах, прежде всего для нее самой; с
другой — в качестве внутреннего регулятора поведения самосознание влияет на
дальнейшее развитие личности, являясь одним из необходимых внутренних
условий непрерывного развития личности, устанавливающим равновесие между
внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.
С. Л. Рубинштейн писал о важной роли самосознания в психической жизни
личности и о том видном месте, которое должно занимать изучение
самосознания в целостном исследовании личности: «Если нельзя свести
личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя отрывать одно от другого.
Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане
психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о
личности как «я», которое в качестве субъекта присваивает себе все, что
делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и
сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и
творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на
изучении психических свойств личности — ее способностей, темперамента и
характера; она завершается раскрытием самосознания личности» (65,с.676-
677).
Самосознание вплетено в психическую жизнь личности, оно неразрывно со
всеми другими психическими процессами (познавательными, аффективными,
волевыми). На самосознание в значительной степени распространяется
следующее принципиально важное положение, характеризующее основной способ
взаимосвязи сознания и «обычных» психических процессов типа ощущений,
восприятий и т. д. «Когда речь идет о сознании как высшей форме отражения
действительности, имеется в виду, что в реальном процессе осознания
внешнего мира над ощущениями, восприятиями, представлением и мышлением не
надстраивается какой-то добавочный этаж, который, опираясь на все
нижележащее, представляет собой нечто от них отличное, вне них
существующее. В действительности в процессе общественно-исторического
развития человека эти формы отражения получают новое качество. Сознание —
это не нечто над ощущением и мышлением стоящее, а через них осуществляемое,
более высокое, осмысленное отражение внешнего мира» (81,с.249).
Аналогичным образом и самосознание может быть понято лишь в реальной
живой взаимосвязи со всеми психическими процессами (ощущениями, мышлением,
чувствами и т. д.), психическими состояниями и свойствами. В этом случае
любой психический процесс на довольно высоком уровне развития может
вступить в непосредственную связь с процессами самосознания. Например,
когда человек решает какую-либо мыслительную задачу или проблему, он в
процессе своей познавательной деятельности все глубже познает и осознает не
только условия, требование и решение этой проблемы, но и свое отношение к
ней, многие из мотивов своей деятельности, уровень своих способностей, хотя
бы некоторые «ходы» своей мысли и т. д. То же самое можно сказать о
соотношении самосознания и восприятия в процессе эстетической деятельности
и во многих других случаях.
Во всем этом обнаруживается важнейшая закономерность всякого процесса
осознания, отмеченная Рубинштейном: «Осознанное и неосознанное отличаются
не тем, что в одном случае все исчерпывающе осознается, а в другом ничего
не осознано. Различие осознанного и неосознанного предполагает учет того,
что в каждом данном случае осознается» (66,с.280)
Обычно в первую очередь осознаются цели, а также некоторые мотивы и
ближайшие последствия тех или иных действий, поступков и т. д. Иначе
говоря, в любом психическом явлении человека всегда есть что-то осознанное
и всегда что-то остается неосознанным. Этому принципу подчиняется и
самосознание. Например, особенно большие трудности встречаются на пути
осознания именно тех своих побуждений того пли иного поступка, которые
противоречат основным, наиболее прочным установкам и чувствам. Здесь важную
роль играет весьма сложное соотношение между самосознанием и
аффективностью.
Неразрывная и многообразная взаимосвязь самосознания со всеми другими
психическими явлениями (обнаруживающаяся, прежде всего в том, что
самосознание реально выступает всегда как бы «через» все эти психические
явления, процессы и т. д.) конкретно выражает важнейшее исходное положение
о природе самосознания: самосознание есть всегда сознание самого себя как
сознательного субъекта, человека, реального индивида, а вовсе не сознание
своего сознания. Так отчетливо проявляется интегральный, личностный
характер самосознания, одного из необходимых условий целостности всей
психической деятельности человека.
# 1. 2.Особенности развития самосознания в онтогенезе.
Самосознание — сложный психический процесс, который проявляется, прежде
всего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в
различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально
возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми,
далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными
словами, они — всегда результат социального взаимодействия индивида и его
окружения. Первичные, богатые чувственным содержанием образы самого себя
интегрируются в единое целостное образование — в представление, а затем и в
понятие собственного Я как субъекта, отличного от других. В движении от
единичных, ситуативных образов самого себя к выявлению в себе
существенного и неповторимого осуществляется процесс самопознания.
Но самосознание не сводится только к самопознанию. Процесс самопознания
необходимо сопряжен с переживаниями, в которых отражено собственное
отношение личности к познаваемому в себе. Как в сфере самопознания, так и в
переживаниях различных эмоциональных состояний, связанных с отношенном к
себе, обнаруживается та же самая интегративная тенденция развития — из
многих переживаний различных эмоциональных состояний, чувств личности
относительно самой себя в разные возрастные периоды развития складывается
более или менее обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе.
Обобщенные результаты дознания себя и эмоционально- ценностного отношения к
себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в
систему регуляции поведения в форме саморегулирования.
В реальной жизнедеятельности личности самосознание всегда представляет
собой единство самопознания эмоционально-ценностного отношения к себе и
саморегулирования деятельности и поведения. Однако в каждом из проявлений
самосознания в данный момент доминирует какой-либо из выделенных его
компонентов.
Каждая из «составляющих» самосознания имеет свою онтогенетическую линию
развития, свои возрастные динамические особенности. Следует отметить, что
понимание
динамичности самосознания нельзя ограничивать лишь онтогенетическим
аспектом рассмотрения. Динамичность самосознания остается и на уровне
относительной его сформированности. «Сдвиги» в самосознании происходят
постоянно. Под влиянием особых условий (например, экстремальных ситуаций,
порождающих яркие и неожиданные эмоции) может резко измениться и
перестроиться до этого момента устойчивое знание себя, отношение к себе и
возможность на их основе регулировать свое поведение.
Принцип развития применительно к проблеме самосознания конкретизируется
в необходимости признания положения о непрерывном характере развития
самосознания на протяжении всей жизни человека. Развитие самосознания
осуществляется одновременно с развитием психической деятельности в целом, с
процессом становления личности, ее индивидуальности.
Формирование самосознания в онтогенезе проходит ряд последовательно
усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития
человека. Условно в развитии самосознания можно выделить следующие основные
онтогенетические стадии (основанием для предполагаемого разделения могут
служить так называемые «кризисные точки» в развитии личности): от рождения
до 1 года; от 1 года до 3-х лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 12 лет; от 12 до 14
лет; от 14 до 18 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей
психического развития эти возрастные этапы могут сдвигаться (80,с.319).
Последним указанным периодом процесс развития самосознания не
завершается, он продолжается и дальше, приобретая новую возрастную
специфику. Возможно, и далее могут быть выявлены узловые «кризисные»
моменты в развитии самосознания. Однако данный вопрос — предмет дальнейших
исследований.
Стадиальность развития самосознания, переход от одного
онтогенетического этапа к другому, не означает механической смены и
последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не
только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и
результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными
словами, между всеми стадиями самосознания всегда сохраняется глубокая
внутренняя преемственность. Непрерывный характер развития, стадиальность,
преемственность отдельных онтогенетических этапов позволяют рассматривать
онтогенез самосознания как постепенно развертывающийся во времени
психический процесс, характеризующийся все более усложняющимися формами
самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и само регуляции.
Вместе с тенденцией к интегративности всех сфер самосознания в процессе
онтогенеза наблюдается и другая, не менее важная тенденция их
дифференциации. Если на первоначальных стадиях развития ребенка все три
сферы самосознания выступают в более или менее слитной, нерасчленённой
форме, то и дальнейшем каждая из сфер самосознания приобретает все более
четкие собственные особенности функционирования и развития, определяющие
возможности относительной их самостоятельности. Например, у подростка
самопознание может стать особой областью его психической деятельности, а
стремление подчинять свои поступки тем или иным идеальным целям будет
определять процесс самовоспитания, связанный с регулятивной деятельностью
самосознания.
Рассмотрим особенности некоторых, наиболее существенных для развития
личности стадий самосознания. Развитие самосознания начинается на самых
ранних этапах онтогенеза в процессе выделения ребенком себя из мира
предметов и других людей. Вначале он не отличает себя от других. Не может
он отличить и свои движения, производимые им, от тех, которые принадлежат
ему же, но совершает их взрослый в процессе ухода за ребенком. Первые игры
ребенка, сначала с частями своего тела (ручками, ножками), а затем и с
предметами внешнего мира свидетельствуют о первичной дифференциации
активной и пассивной его роли в двигательной деятельности. В процессе
двигательной активности, в манипулировании с предметами и в ходе
взаимоотношений со взрослым постепенно осознается физическое Я ребенка,
отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и
двигательный опыт дает возможность осознать ребенку свои сенсорные и
моторные возможности, через синтез отдельных представлений у него возникает
первичный образ собственного тела, выражающийся в способности владения
частями тела и выполнения произвольных движений. Вместе с тем происходит и
выделение ребенком себя из пространства, в котором он находится.
Наряду с отграничением тела от окружающего пространства совершается и
отграничение его от мира неодушевленных предметов. Когда вещи вызывают
стремление
к контакту с ними или к захвату их, они приобретают «изолирующую их
оболочку» (12,с.125). Действуя с предметами и обнаруживая изменения во
внешнем мире в результате этих действий, ребенок познает не только предмет,
с которым он манипулирует, но и самого себя: осознавая свои действия с
предметами, он осознает также и то, что он — причина этих действий.
Существенное условие для развития самосознания — появление у ребенка
способности самостоятельного передвижения в пространстве. Этот факт дает
начало новым формам взаимоотношения со взрослым, что открывает новые пути и
источники познания собственных возможностей, расширяет границы познания
себя и качестве самостоятельного субъекта.
Особое значение в дальнейшем развитии самосознания имеет возникновение
и развитие речи, которая включает ребенка на качественно новом уровне в
сферу взаимоотношений его со взрослым и другими детьми. На основе
мнестической функции речи он запоминает эпизоды, события из своей жизни,
постепенно кумулирует познавательный и аффективный опыт относительно самого
себя, а развитие более сложных форм мышления позволяет представить этот
опыт с той или иной степенью обобщенности.
Дальнейшее развитие детского самосознания связано с выделением
побуждений к выполняемым действиям, с регулированием их во времени.
Побуждения выражаются в основном в желаниях ребенка. «Осознание желания,
отнесение его к самому себе, осознание действия как способа осуществления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|