Рефераты

Детская психика

значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Я оцениваю других»

статистически значима[pic]и является положительной.

Следующей сравниваемой парой значений станут показатели «Я-концепция» и

«Другие оценивают меня».

Сформулируем гипотезы:

[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его

составляющих «Другие оценивают меня» не отличается от нуля.

[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его

составляющих «Другие оценивают меня» статистически значимо отличается от

нуля.

Алгоритм расчёта аналогичен предыдущему. Все необходимые для вычисления

данные расположены в табл. 3.2 приложения.

В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.

В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,

следовательно

а = 2;3;2;2;2;2.

[pic]

В ряду В присутствует 5 групп одинаковых рангов, следовательно, b =

2;2;2;2;4.

[pic]

В данном случае:

[pic]

По специальной табл.(70) определяем критическое значение [pic], при N=27.

[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].

Ответ: [pic]отвергается. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым

значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Другие оценивают меня»

статистически значима[pic]и является положительной.

Третья сравниваемая пара значений «Я-концепция» и «Рефлексивное Я»

Сформулируем гипотезы:

[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его

составляющих «Рефлексивное Я» не отличается от нуля.

[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его

составляющих «Рефлексивное Я» статистически значимо отличается от нуля.

Алгоритм расчёта аналогичен двум предыдущим. Все необходимые для

вычисления данные расположены в табл. 3.3. приложения.

В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.

В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,

следовательно

а = 2;3;2;2;2;2.

[pic]

В ряду В присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно, b =

2;5;2;4;3;9.

[pic]

В данном случае:

[pic]

По специальной табл.(70) Определяем критическое значение [pic], при N=27.

[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].

Ответ: [pic]отвергается. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым

значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Рефлексивное Я»

статистически значима[pic]и является положительной.

Последней сравниваемой парой на тесноту связи по [pic] Спирмена стали

показатели «Я-концепция» и «Самооценка».

Сформулируем гипотезы:

[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его

составляющих «Самооценка» не отличается от нуля.

[pic]: Корреляция между итоговым значением «Я-концепция» и одним из его

составляющих «Самооценка» статистически значимо отличается от нуля.

Алгоритм решения аналогичен расположенным выше. Все необходимые для

вычисления данные расположены в табл. 3.4. приложения.

В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок.

В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов,

следовательно

а = 2;3;2;2;2;2.

[pic]

В ряду В присутствует 7 групп одинаковых рангов, следовательно b =

2;2;2;2;2;2;2.

[pic]

В данном случае:

[pic]

По специальной табл.(70) определяем критическое значение [pic], при N=27.

[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].

Ответ: [pic] отклоняется. Принимается [pic]. Корреляция между итоговым

значением «Я-концепция» и одним из его составляющих «Самооценка»

статистически значима[pic]и является положительной.

Итоговым выводом из расчёта коэффициента ранговой корреляции [pic]

Спирмена между показателем «Я-концепция» и его составляющими будет

следующее:

1. Во всех четырёх случаях сравнения математическая статистика подтвердила

значимость, тесноту (силу) и направление корреляционной связи между

двумя признаками.

2. - Сильная, или тесная связь выявлена при соотношении «Я-концепции» и

ожидаемой оценкой окружающих «Рефлексивное Я» [pic]

[pic]

-Высокая значимая корреляция, выявлена при соотношении «Я-

концепции» с «Я оцениваю других» и с «Другие оценивают меня» [pic]

[pic] (связь средняя при 0,50< [pic]< 0,69)

[pic]

- Значимая корреляция, выявлена при соотношении «Я-концепции» с

«Самооценкой» [pic]

[pic] (связь умеренная при 0,30< [pic]< 0,49)

Во всех вышеприведённых расчётах выборка детей детского дома школьного

возраста от 7 до 17 лет фигурировала как единое целое. На основании их мы

сделали выводы о закономерностях развития составляющих самосознания.

Однако для того, чтобы выявить особенности становления самосознания (в

его составляющих) пришлось провести дополнительные манипуляции с

эмпирическим материалом.

Исследуемая выборка была разделена:

1. по половому признаку;

2. по возрастному принципу;

3. по принципу семейного комплектования.

По каждому разделению по признакам были высчитаны [pic], четыре

составляющих самосознания и проведена их интеграция в показатель «Я-

концепция» по каждому признаку (см. табл.[pic]приложения1).

Завершающим этапом исследования стало сопоставление показателей «Я-

концепция» по каждому из признаков (половому, возрастному, семейному) со

сводным значением выборки.

Сопоставление показателей проводим по знакомому критерию [pic]Фридмана,

так как он позволяет установить, что величины показателей от условия к

условию изменяются.

Все данные сравниваемых величин приводятся в табл.4 приложения.

Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей

«Я-концепция» (половому, возрастному, семейному, сводному) каждым

испытуемым (см. табл.4 приложения1).

Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10.

Определяем расчётную общую сумму рангов:

[pic]

Эмпирическая сумма составляет:

70,5+60,5+83+56=270 ,что совпадает с расчётной величиной.

Сформулируем гипотезы:

[pic]: Различия в величинах «Я-концепции» в зависимости от принципа

составления совокупности являются случайными.

[pic]: Различия в величинах «Я-концепции» в зависимости от принципа

составления совокупности не являются случайными.

Теперь нам нужно определить эмпирическое значение[pic]:

[pic]с = 4

n = 27

[pic]

Для [pic]

[pic] [pic] [pic]

[pic]

9,838 >9,567 Различия достоверны на уровне [pic].

[pic][pic] [pic]отклоняется. Принимается [pic].

Ответ: [pic]отклоняется. Принимается [pic]. Различия в величинах «Я-

концепции» в зависимости от принципа составления совокупности не случайны

(при [pic]).

На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что

принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и

принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем

возрастной принцип и общеколлективный (см.табл. 4 приложения)

Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными

методом наблюдения.

На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными

методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец

по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны

по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации,

неподдающейся формализации.

Анализ и интерпретация результатов по тесту «Автопортрет» (выборка 26

чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.5) свидетельствует о следующем:

1. Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий

момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя

старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем).

Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников.

2. Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое

прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает

надежды на будущее.

3. Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не

принимают и не любят себя (В прошлом – 6 «не-я» из 26 «Я»(23%); в

настоящем – 8 «не-я» из 26 «Я»(31%); в будущем - 8«не-я» из 26 «Я»(31%)).

4. Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя

отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае

использовали механизм психологической защиты – избегание, который в свою

очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.

5. Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об

этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл.5а). Этот

факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы

(59;64).

Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского

самосознания «Поло-возрастная идентификация» Н.Л.Белопольской (выборка 29

чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.6) свидетельствует о следующем:

1. У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно

адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и

будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне

реально соотносят себя со своим жизненным путём.

2. При сопоставлении «Я-настоящего» с «Я-привлекательным» и «Я-

непривлекательным» получилось следующее:

Табл. II.

|№ |Образ |Привлекательный образ |Непривлекательный образ (%)|

| | |(%) | |

|№ 1 |Младенец |39 |3 |

|№ 2 |Дошкольник |3 |0 |

|№ 3 |Школьник |10 |12 |

|№ 4 |Юноша |41 |8 |

|№ 5 |Мужчина |7 |19 |

|№ 6 |Старик |0 |58 |

Примерно равное процентное содержание несут в себе образы «Я-

привлекательное-младенец» и «Я-привлекатальное-юноша» (39%и

41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы

наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие.

Образ «Я-непривлекательное-старик» несёт в себе наиболее значимую

негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот

образ. Объяснением этого является страх перед смертью.

3. Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст

неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они

есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально

соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными

пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением

к взрослению и чувством реальности у воспитанников.

Анализ и интерпретация результатов по методике «Проективный перечень»

(выборка 29 чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.7) свидетельствует о

необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

Табл. III.

|Категория |Значения и количество |Процентное |

|интерпретации | |содержание |

| | |фактора |

|1.Неодушевлённ|Стол – 7чел. |25% |

|ый предмет | | |

| |Камень – 3 чел. |10% |

| |Нечто деревянное – 4 чел. |14% |

| |Бытовые приборы – 6 чел. |21% |

| |Игрушки – 3 чел. |10% |

| |Канцелярские принадлежности – 3 чел. |10% |

| |Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) –|10% |

| |3 чел. | |

|2.Травянистое |Цветок (в общем) – 4 чел.; красный цветок – |17% |

|растение |1 чел. | |

| |Роза – 11 чел.; роза белая – 1 чел.; цветок |45% |

| |розы – 1 чел. | |

| |Ландыш – 2 чел. |7% |

| |Ромашка – 4 чел. |14% |

| |Гвоздика – 2 чел. |7% |

| |Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел.) |7% |

| |Оригинальный ответ – крапива – 1 чел. |3% |

|3.Дерево |Берёза – 12 чел. |42% |

| |липа – 3 чел. |10% |

| |дуб – 5 чел. |17% |

| |тополь – 2 чел. |7% |

| |Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1|17% |

| |(5 чел.) | |

| |Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 |7% |

| |чел.) | |

|4.Музыкальный |Пианино – 10 чел. |35% |

|инструмент | | |

| |Гитара – 9 чел. |31% |

| |Скрипка – 2 чел. |7% |

| |Дудочка – 3 чел. |10% |

| |Магнитофон – 3 чел. |10% |

| |Оригинальные ответы: виолончель, барабан – |7% |

| |по 1 (2 чел.) | |

|5. Сказочный |Русские народные персонажи (Иванушка, |24% |

|персонаж |Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена | |

| |прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– | |

| |по 1 (7чел.) | |

| |Авторские сказки (Западные и отечественные | |

| |авторы): | |

| |Золушка – 4 чел. | |

| |Белоснежка – 3 чел. | |

| |Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, | |

| |доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел.)| |

| | |14% |

| | |10% |

| | |17% |

| |Общемировые персонажи (герои мультфильмов и | |

| |кино): | |

| |Волк – 2 чел. | |

| |Джери – 4 чел. | |

| |Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 | |

| |чел.) | |

| | |7% |

| | |14% |

| | |14% |

|6. Амплуа |Клоун – 15 чел. |52% |

|артиста цирка | | |

| |Акробат – 2 чел. |7% |

| |Гимнастка – 3 чел. |10% |

| |Фокусник – 3 чел. |10% |

| |Обезьяна – 2 чел. |7% |

| |Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел.) |7% |

| |Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по |7% |

| |1 (2 чел.) | |

Из сгруппированных данных представленных в табл.III. мы видим, что в

проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые

свойственны значительному числу ребят.

1. При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют

себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о

значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-

сиротам не достаёт.

2. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала

берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный,

архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).

3. При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы

получили – пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту

предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это

свидетельство возрастных предпочтений.

4. При представлении себя сказочными персонажами значительной

дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья

западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению

автора исследования, это плачевно.

5. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна

превысили половину выборки (52%).Это говорит о значимости

качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ

клоуна, а также о «недоигранности» этих детей.

Анализ и интерпретация результатов по анкете «Мнение о себе» (выборка

25 чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см. анкета приложение1 .)

свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении

данных:

Табл.IV.

|Вопрос анкеты |Обощение данных по значимому признаку |Процентное |

| | |содержание |

| | |фактора |

|1.Что хорошего |А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. |54% |

|было у меня в |Прошлое в них либо идеализируется, либо | |

|прошлом |отвергается. | |

| |Б) Отрицательные ответы. Свидетельство |27% |

| |работы защитных механизмов личности. | |

| |В)Функциональные ответы, связанные с |19% |

| |радостями настоящего. | |

|2.Мои приятные |А) Ответы, связанные с анамнезом, с |32% |

|воспоминания |семьёй, с маленькими детскими радостями. | |

| |Б) Приятные ощущения от прибывании в |41% |

| |детском доме | |

| |В) Просто положительные эмоции |14% |

| |Г) Отрицательные ответы |13% |

|3. Моё самое |А) Ответы связанные с анамнезом прямо |17% |

|тяжелое | | |

|воспоминание о | | |

|прошлом | | |

| |Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом: | |

| |- физические наказания, травмы, страх |14% |

| |- голод |10% |

| |В) Боязнь лечения, больницы |18% |

| |Г) Падения вниз |14% |

| |Д) Отрицательные ответы |27% |

|4. Чего я боюсь в|А) Страх, боязнь; психическая или |27% |

|будущем |физическая травмы | |

| |Б) Страх гибели,смерти,войны |36% |

| |В) Страх приобщения к пагубным пристастиям|10% |

| |Г) Негативная жизненная перспектива |14% |

| |Д) Отрицательные ответы |13% |

Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на

события собственной жизни, является типичным для самосознания личности

детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе

случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на

психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных

конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем

и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от

возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в

своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную

самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и

полноценной семьи) притязания на признание.

Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный

багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и

радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено

самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым

ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее

должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие

дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.

Рекомендации для психологов, педагогов и воспитателей по психокоррекции

детей, воспитывающихся вне семьи.

Эмпирические исследования психологических особенностей самосознания

детей-сирот были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных

программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности

ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим

работникам.

Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в

отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного

типа.

Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и

методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической

психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в

психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.

Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции

социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

1. Формирование навыков общения;

2. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания)

и со сверстниками;

3.Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению,

либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно

на процесс общения;

4 .Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются

следующие задачи педагогической психокоррекции:

1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности

ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его

эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей

функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-

психической сфере;

2. Коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания

(непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных

особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды,

неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки,

ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению

опыта неадекватного поведения;

3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с

девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским

психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных

конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на

повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-

«семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на

обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального),

обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей;

4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и

социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических,

эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции,

стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой

сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего

развития;

5.Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия,

доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической

защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию

личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из

эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых

психокоррекционных занятий совместно с детьми и их

педагогами(воспитателями);

6.Психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального

стресса, связанного со спецификой их профессиональной деятельности,

внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога.

Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и

социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным

психокоррекционным методикам;

7. Составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации

общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением.

Таким образом, психокоррекция детей и подростков выступает в своих

психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах.

Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания

органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на

обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра

психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями

педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров,

детско-подростковых психиатров и психотерапевтов).

Общие выводы.

1. Становление самосознания у детей, воспитывающихся вне семьи проходит в

своём развитии некоторые стадии не свойственные домашнему ребёнку:

А) Факторы сенсорной и социальной депривации;

Б) Фактор раннего разрыва с семьёй (нуклеарной группой);

В) Фактор воспитания в учреждении интернатного типа.

2. Особенности становления самосознания формирует «среда обитания»

(условия проживания в детском доме).

3. Эмпирические исследования показали, что:

А) Различия в показателях составляющих самооценки (методика Дембо-

Рубинштейн) ребёнка-сироты, являются случайными (недифференцированными).

Поэтому мы считаем самооценку целостной (нераздробленной).

Б) Интегрирующая составляющая самосознания – «Я-концепция» в первую

очередь зависит от ожидаемой оценки окружающих («Рефлексивное Я»), затем

от их реальной оценки («Другие оценивают меня») и собственной оценки других

(«Я оцениваю других») - (методика референтометрия) и лишь в заключение от

самооценки.

В) Связь между перечисленными составляющими самосознания (см. пункт Б)

статистически значима и является положительной.

Г) Принцип семейного комплектования (место постоянного проживания) и

принцип половой принадлежности несколько значимее для детей-сирот, чем

возрастной принцип и общеколлективный (детдомовский).

Д) Анализ проективных методов выявил адекватную поло-возрастную

идентификацию, некоторую инфантильность и особую значимость тяжёлого

анамнеза. Составляющие «Я образа» фактически недифференцированы.

4. Комплекс индивидуально-личностных особенностей детей-сирот, с одной

стороны, и фактор проживания в условиях детского дома с другой, на наш

взгляд, способствует развитию особого социального типа личности.

5. Исходя из данных особенностей становления самосознания у детей-сирот,

возможна выработка практических рекомендаций (коррекционных программ)

индивидуального и группового характера.

Заключение.

Анализ эмпирических данных благодаря которым мы выявили некоторые

особенности становления самосознания у детей-сирот приводит к очень простой

мысли, что критическим фактором, определяющим особенности психического

развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, является

отсутствие положительного влияния семьи. Сам по себе этот факт очевиден и

звучит как трюизм, но обойти или отмахнуться от него просто невозможно.

Дети, воспитывающиеся вне семьи – явление хоть и позорное для общества,

аномальное по сути, но всё же - это факт социальной действительности,

оформившийся в отдельный институт.

Дети, выходящие из стен детских домов, естественно, отличаются от

домашних. Они не хуже и не лучше последних, они просто другие: с иным

складом личности, сознания и самосознания.

В данной работе мы попытались отразить некоторые особенности

становления самосознания детей-сирот и влияния на них среды обитания.

Конечно, исследование осветило лишь отдельный, частный факт из числа

множества подобных, но всё-таки как нам кажется результаты, полученные в

ходе проведённой работы, довольно значимы как для самих детей, так и для

людей их окружающих.

Воспитание в условиях детского дома формирует особый социальный тип

личности, которая несёт на себе этот особенный своеобразный отпечаток всю

последующую жизнь. И очень важно, смогли ли окружающие, воспитывающие

сироту, люди помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.

Список литературы:

1.Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р.Р. и С.А.

Римских., М.,1997.

2.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. —

Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.

3.Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей. Дошкольное воспитание,

1953, № 2.

4.Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1—4 классов

учебной деятельности. — Вопр. психлогии. 1968, № 3.

5.Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых

форм девиантного поведения. — В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов

Всесоюзной конференции. М.,1981.

5а.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования

детского самосознания., М.,1995.

6.Бехтерев В. М. Сознание и его границы. 1888.

7.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

8.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе - Вопросы

психологии.—1979.—№ 2, 4.

9.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

10.Боришевский М. И. Влияния позиции подростка на саморегуляцию поведения.-

Вопр.психологии , 1972,№ 5.

11.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

12.Валлон А. Истоки характера у детей (Часть3.Самосознание.) – Вопр.

психологии,1990,№6,с.121-133.

13.Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для

реабилитации больных. — В кн.: Клинические и организационные основы

реабилитации психических больных. Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе.

М.,1980.

14.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

15.Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. — В кн.:

Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.

М., 1982.

16.Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр.

сочинений.

Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.

17.Выготский Л. С. Конкретная психология человека - Вестник МГУ. Сер. 14.

Психология. № 1. С. 52—65.

18.Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика,

1984. С. 376—385.

19.Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического

исследования. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика. 1982. С. 43—62.

20.Выготский Д. С. Младенческий возраст. Собр. сочинений. Т. 4. М.:

Педагогика, 1984. С. 269—317.

21.Выготский Д. С. Мышление и речь. Собр. сочинений. Т. 2. М.: Педагогика,

1982.С. 5— 361.

22.Выготский Л. С. О психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М.:

Педагогика,

1982. С. 109—131.

23.Выготский Л. С. Педология подростка. Собр. сочинений. Т. 4. М.:

Педагогика, 1984. С. 5—242.

24.Выготский Л. С. Раннее детство. Собрание сочинений. Т. 4. М.:

Педагогика, 1984. С. 340—367.

25.Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр.

сочинений.

Т. 1.,М.: Педагогика. С. 78—98.

26.Герцен А. И. Былое и думы. Л., 1978.

27.Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и марксизм. –

Психол. журн.,1996,т.17,№5,с.31-41.

28.Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в

раннем возрасте. – Дефектология ,1994, №3, с.10-16.

29.Джемс У. Психология. Спб., 1906.

30.Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

31.Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в

семье и вне семьи - Возрастные особенности психического развития

детей.,М.,1982.

32.Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического

развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи - Вопросы психологии.,

1985,№4.

33.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., l982.

34.3axаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли

родителей. -Вопр. психологии, 1982,№ 1.

35.Информационный бюллетень по реализации региональной программы «Дети-

сироты»,Челябинск,1996.

36.Информационный бюллетень (№2) о ходе реализации целевой программы «Дети-

сироты» (Региональная программа «Дети ЮжногоУрала»,Челябинск,1997.

37.Кон И. С. Категория «Я» в психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, №

3,с.25-37.

38.Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

39.Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения., М,Воронеж,1997.

40.Кричевский P. Л., Дубовская Е..М. О функции и механизме идентификации во

внутригрупповом межличностном общении. — В кн.:Психология межличностного

познания. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.

41.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском

возрасте.—Прага, 1984.

42.Левин К.. Дембо Т„ Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. — В кн.:

Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея,

М.,1982.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ