Детская психика
этого желания связано с формулированием ребенком цели своего поступка, со
способностью сохранить эту цель и практически реализовать её. Осознание же
своих действий, целей своей деятельности и мотивов своего поведения
означает начало формирования духовного «Я» ребенка» (81,с. 268). И хотя
самые первые формы мотивации действий ребенка еще несовершенны — мотивы
ребенка на ранних уровнях онтогенеза еще неустойчивы, подвержены
импульсивным влияниям, именно с осознания побуждений своих действий
начинается выделение духовного Я малыша.
Третий год жизни - период интенсивного психического развития. Если
ранее ребенок не мыслил себя отдельно от привычных условий, испытывал
чувство слитности с окружающим, называл себя по имени, говорил о себе в
третьем лице, то к 3-летнему возрасту «это слияние ребенка с окружающий
неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность
утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка к целому
ряду конфликтов. Прежде всего, это противопоставление самого себя
окружающим, часто совершенно негативное. В результате этого ребенок
невольно оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать
собственную независимость, ощутить собственное существование. В этих
случаях единственной формой самоутверждения является сама победа.
Побежденный более сильной волей другого лица или необходимостью, ребенок
болезненно переживает умаление своего существа» (11, с. 181).
Проявление негативизма и настаивания на своем в этот период можно
рассматривать как своеобразные «упражнения» ребенка в познании своих
возможностей, их пределов.
Это период, когда в психическом мире личности складываются нравственные
системы и комплексы, которые в дальнейшем могут перейти в стойкие
особенности личности. На этом этапе решающее значение приобретает характер
взаимоотношений ребенка со взрослым. Поскольку у ребенка еще нет
адекватного знания себя и самоотношения, он стихийно принимает отношение к
себе близкого взрослого (мать, отец и др.). Таким образом, истоком
первоначальной самооценки его личности становится «на веру» принятое
отношение взрослого. Например, неадекватно высокая самооценка может быть
вызвана постоянным, нередко безосновательным захваливанием ребенка, и,
напротив, подчеркивание отрицательных моментов в поведении и действиях
ребенка (зачастую ложных), неверие в его силы и возможности, может привести
к формированию негативного отношения к себе, к сковыванию активности и
нежеланию стремиться к лучшему. «...Отношение к себе как к неисправимому
или особо гениальному есть сложившийся своеобразный стереотип отношения
человека к другим и к себе и, как все стереотипы, является прямым
продуктом, прямым следствием той системы общения и деятельности, которые
составляют образ жизни ребенка... Именно в образе жизни ребенка и, в
частности, в типе его общения с окружающими людьми лежат основные и
определяющие причины детского поведения, детского характера, детских
наклонностей» (49, с. 492).
Развитие самосознания после 3 лет идет в направлении все большего
самоутверждения личности ребенка, происходит дальнейшее накопление его
познавательного, аффективного и волевого опыта, что выражается в
возрастании адекватности самооценки.
В период от 7 до 12 лет процесс развития самосознания совершается
плавно, без заметных скачков и кризисов. В это время накапливаются
психические резервы, которые подведут самосознание к важнейшей его
генетической форме в подростковом возрасте.
Самосознание подростка отличается существенными, ярко выраженными
изменениями. Это обстоятельство нередко порождает мнение, что самосознание
впервые появляется у подростка. В действительности, оно является очередной,
хотя к исключительно значимой в психическом развитии личности, стадией
самосознания, формирующейся лишь на основе накопленного в предыдущие
периоды познавательного, эмоционального, регулятивного опыта самосознания,
ставшего потенциальным резервом его дальнейшего развития. Подростковый
возраст — это второй критический период (после кризиса 3-х лет) в
психическом развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. Мы
специально не останавливаемся на стадиях с кризисами 1 года и 7 лет как
менее важных для генезиса самосознания. Для этих периодов основное —
познание ребенком своего внешнего бытия, дальнейшее освоение своих
взаимоотношений с вещным и социальным миром, развитие самосознания в это
время осуществляется плавно, без резко выраженных скачков.
К 12 годам внимание ребенка вновь начинает обращаться к собственной
личности. Однако новый кризис развивается, как это тонко подметил в одной
из своих работ Валлон (12), в направлении как бы обратном раннему. Он также
начинается с противопоставления, но направленного не столько на самих
людей, сколько на связанные с ними привычки, отношения и проявления их в
более широком контексте нравственных норм и позиций. Если трехлетний
ребенок стремится подражать взрослому, то подросток, напротив, хочет
отличаться от него, противопоставить себя ему, быть самостоятельным. Если у
трехлетнего ребенка самостоятельность утверждается в сфере осуществления
каких-либо практических действие то у подростков стремление к
самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к
взрослым, хотя нередко подобное осознавание противоречит фактическим
возможностям подростка.
Основными причинами, влияющими на появление новообразований в
самосознании подростка, являются, прежде всего, социальные условия его
жизни, выдвигающие новые требования к поведению и деятельности в учении, в
системе отношений со взрослыми и т.д. Через эти условия преломляются то
биологические (половое созревание, нейрогуморальные изменения) и
психологические (усложнение форм абстрактно-логического мышления,
дифференциация и утончение эмоциональной сферы, расширение сферы волевой
активности и т. д.) изменения, без которых трудно понять особенности
самосознания подростка во всей его сложности и противоречивости.
На предыдущих стадиях развитие самосознания осуществляется стихийно,
детерминируется в основном внешними объективными факторами, преимущественно
без включения самого субъекта в этот процесс. На данной онтогенетической
стадии наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания,
появляется еще одна, не менее существенная линия, которая предполагает
активную работу самого субъекта в его становлении. Впервые в развитии
личности отдельные проявления самосознания — самонаблюдение, самопознание,
самоотношение, саморегулирование деятельности и поведения становятся
необходимыми потребностями личности. Они в свою очередь стимулируются
стремлением к самовоспитанию, к целенаправленному изменению себя в связи с
осознанием каких-либо собственных психологических несоответствий с внешними
требованиями, идеалами, нравственными образцами. Острая актуализация
потребности в процессах самосознания происходит под влиянием сильных
эмоциональных переживаний, жизненных коллизий, связанных с осознанием
нежелательного отношения к себе со стороны окружающих, особенно для него
значимых.
В противоположность теориям о внезапности появления интереса к себе, об
«озарении» самосознания у подростка отечественная психология исходит из
положения о том, что интерес подростка к своему внутреннему миру,
размышления о себе, о своих взаимоотношениях с другими, о месте в
коллективе возникает на основе интереса его к другим людям и, прежде всего
к сверстникам. Развитие же интереса к другому в свою очередь
обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится
на взаимоинтересных занятиях, совместных обсуждениях. Устанавливаются более
глубокие личные взаимоотношения, связанные с разнообразными чувствами
(симпатии, дружбы, зарождающейся любви и др.). Наблюдая поведение
сверстника и анализируя отдельные его поступки, подросток пытается
разобраться в психологических особенностях личности другого. Интерес к
своему сверстнику в процессе общения с ним, размышление о его
психологических свойствах заставляет подростка присмотреться и к себе,
проанализировать свое поведение, сравнить себя с ним. В постепенном
процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же
последовательность, что и при познании качеств другою, т. е. вначале
выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с
выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества,
более скрытые особенности внутреннего мира.
Результаты самонаблюдения и самоанализа, к которым подросток обращается
достаточно часто, фиксируются в его самооценке. Развитие самооценки
подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя
«эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но
который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям
подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она
неустойчива и в основном неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо,
напротив, переоценивает себя; уровень его притязаний часто не соответствует
уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной
самооценкой, может привести к конфликту с окружающими.
Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой
эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления
и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе
учебной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками самооценка
подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями
ближайшего коллектива, связывается с устремлениями и будущее, становится
более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более
адекватной.
Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во
внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические
условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его
саморегуляции. М. И. Боришевский (10), исследуя моральную саморегуляцию
поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной
самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его
потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения
проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее
развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается
в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его
возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и
регламентацией действии, саморегуляция нарушается. У подростка может
снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения,
он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого
авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее
устойчивости в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных
условиях. Саморегулирование становится узкоситуативным, снижаются его
возможности.
Развитие регулирующей, активно-волевой сферы самосознания для подростка
имеет особое значение, поскольку эта сфера непосредственно участвует в
процессе его самовоспитания. Это последнее проявляется как последовательное
активное подчинение всех его действий и поступков определенной цели, как
стремление изменить, совершенствовать себя в соответствии со своими
идеалами.
По мере развития всех сфер самосознания, формирования навыков и умения
работы над собой уменьшается разрыв между стремлением подростка
совершенствовать себя и реализацией этого стремления в деятельности,
поведении и общении. И тогда самовоспитание из эпизодического самоизменения
становится постоянным свойством личности, ее потребностью. Положительные
результаты самовоспитания стимулируют его в дальнейшем.
Подростковый этап генезиса самосознания для развития личности особенно
значителен, поскольку именно на данной стадии оно поднимается на
качественно новую ступень, знаменующую начало его зрелости. Иным становится
взаимоотношение генезиса самосознания и общего психического развития
личности. Теперь самосознание не просто отражает особенности формирования
личности, но и само значительно влияет на весь процесс дальнейшего ее
становления. Поэтому подростковая стадия самосознания будет определять не
только пути последующего его развития, но и в большей степени психическое
развитие личности в целом.
Таким образом, при переходе от одной стадии к другой совершается
последовательное усложнение, расширение сферы деятельности и повышение роли
самосознания в процессе общего психического развития личности. Как уже
отмечалось, между отдельными стадиями самосознания существует внутренняя
преемственность — это значит, что каждая высшая стадия развития не просто
отрицает предыдущую, а содержит наряду с изменчивыми преходящими
компонентами аккумулированные на предыдущих стадиях стабильные,
инвариантные компоненты, как в способах функционирования самосознания, так
и в их содержании, т. е., на каждой онтогенетической стадии самосознание
обнаруживает специфическую для нее диалектику изменчивого и устойчивого.
Выработка и степень выраженности устойчивого компонента в познавательной,
аффективной и регулятивной сферах самосознания характеризует уровень
развития самосознания, его зрелость.
Как уже говорилось, самосознание—это единство трех сфер психической
деятельности, которые нераздельны как в процессе функционирования, так и в
онтогенетическом развитии. В онтогенетическом контексте каждая из сфер
самосознания — это единство общего и конкретного. Общие особенности
онтогенеза самосознания — опосредствованный и непрерывный характер
развития, интегративная тенденция, развернутость во времени, стадиальность,
преемственность стадий, диалектика изменчивого и устойчивого в способах
осуществления процессов самосознания и его содержании — относятся к каждой
сфере самосознания. В то же время эти общие особенности генезиса
самосознания имеют своеобразное выражение в онтогенетических линиях
самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и
саморегулирования.
Рассмотрим в общем, виде основные линии развития каждой из этих трех
сфер самосознания. Прежде всего, остановимся на самопознании как начальном
звене и основе существования самосознания. Через самопознание человек
приходит к определенному званию о самом себе как субъекте, отличном от
других. Это знание входит в содержание самосознания как его стержень,
сердцевина. С самого начала познание себя - процесс отраженный, производный
по отношению к предметному познанию и познанию других людей. Человек
познает себя теми же путями, что и объективный мир, так как у него нет
другого механизма изучения себя. Познание себя проходит те же стадии, что и
осознание объективного мира — от элементарных самоощущений, вначале чисто
органических, к самовосприятиям, самопредставлениям и, наконец, понятиям о
себе. На начальных стадиях осознается лишь чисто внешняя, видимая сторона
собственных действий и поступков. На более высоких уровнях в сферу
самопознания вовлекается система самых разнообразных мотивационных
компонентов, регулирующих поведение и деятельность.
Самопознание, как и другие сферы самосознания в онтогенетическом
развитии,— процесс, развернутый во времени. Очень условно в генезисе
самопознания можно выделить два основных уровня: первый из них специфичен
для ранних онтогенетических этапов развития человека примерно до
подросткового возраста, он отличается еще небольшой степенью интеграции;
представления о себе здесь как бы «вписаны» в конкретную ситуацию, они
богаты непосредственным, чувственным содержанием. Несмотря на формирование
некоторых, относительно устойчивых сторон представления о своем Я, еще не
существует целостного, обобщенного, сущностного понимания себя, связанного
с наличием понятия о себе.
На первом уровне самопознание осуществляется через различные формы
соотнесения себя с другими людьми с опорой преимущественно на внешние
моменты. Наблюдая за поведением людей в ряде сходных ситуаций, индивид
вырабатывает представление, а впоследствии понятие о некотором
психологическом качестве, свойстве, Далее осуществляется перенос этого
качества на себя, этого психологического качества, в результате чего
обнаруживается степень присутствия этого психологического качества, его
выраженность, формы проявления, уровень развития и т. д. Сфера переносимых
на себя психологических особенностей другого постепенно расширяется — от
отдельных качеств проявляющихся в частных поведенческих актах, до более
устойчивой и обобщенной системы сущностных свойств, характеризующей линию
поведения человека в целом. Совершается и обратный процесс — проекция своих
качеств на другого и подстановка себя на его место.
В реальном процессе самопознания обычно переплетаются моменты
постепенного накопления данных о себе в результате сравнения, соотнесения с
другими и моменты резких сдвигов, неожиданных для себя «озарений», когда те
качества собственной личности, о которых индивид лишь догадывался,
приобретают свойство несомненности, настоящего понимания.
Основными приёмами, способами познания себя на первом уровне
самопознания являются самовосприятие и простейшие формы самоанализа,
которые не исчезают и на более поздних стадиях развития самосознания,
являясь для них исходным моментом, чувственной основой.
Для второго уровня самопознания специфично то, что соотнесение знаний о
себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я» и
предполагает оперирование в какой-то степени сформированными знаниями о
себе. Ведущим способом изучения собственного внутреннего мира становятся
более сложные формы самоанализа частности анализ мотивов собственного
поведения. Выделенные мотивы оцениваются человеком с точки зрения понимания
требований общества к нему и собственных требований к себе. В результате
соотнесения форм поведения с определенной мотивацией, анализа их и оценки
происходит осознание себя как субъекта, которому принадлежат выделенные и
проанализированные свойства и состояния; свое Я начинает осознаваться как
целостное образование, как единство внешнего и внутреннего бытия.
В системе взаимодействий с природным и социальным миром человеку
приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом
самых разнообразных деятельностей. Из каждого конкретного взаимодействия он
«выносит» образ своего Я в многосторонности, сложности и противоречивости
его проявлений. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных
образов своего Я на составляющие их образования, внешние и внутренние
психологические особенности происходит как бы внутреннее обсуждение с самим
собой своей личности, ее ценности. Каждый раз в результате самоанализа
образ своего Я включается в новые связи и выступает в новых качествах. Так
возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих
единичных конкретных образов Я и содержит устойчивый, неизменные
существенные черты и представления о своей сущности, общественной ценности.
Обобщенный образ своего Я выражается в соответствующем понятии о себе,
которое, однако, не есть нечто раз и навсегда определенное, застывшее. Ему
присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность
проверяется и корригируется практикой. Понятие о себе, о своей ценности и
истинной сущности в значительной степени влияет на весь строй психики,
мировосприятие в целом, обусловливает основную линию поведения человека
даже в трудных жизненных условиях.
Если развитие мыслительных процессов в онтогенезе внутренне
обусловливает развитие самопознания, то и генезис эмоционально-ценностного
отношения к себе, прежде всего, зависят от развития эмоциональной сферы
ребенка, от его эмоционального опыта в целом. Первые эмоции ребенка
ситуативны, неглубоки. Одна их модальность быстро сменяется на
противоположную. Ребенок не запоминает своих эмоций, не соотносит всегда
четко с причиной, их вызвавшей, не полностью осознает свой эмоциональный
опыт. По мере расширения эмоциональной сферы ребенка, более адекватного
соотнесения отдельных эмоций с предметом переживаний, а также между собой
осуществляется эмоциональная интеграция с ее более устойчивыми формами
проявления. На основе развития эмоциональной сферы психической деятельности
у ребенка формируется и эмоционально-ценностное отношение к своей личности.
Интеграции эмоционально-ценностных отношений к себе предшествует
первоначальная дифференциация эмоций, совершающаяся, по наблюдениям А. А.
Люблинской, уже после первого года жизни. Ребенок все больше испытывает
радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования
окружающего, и эта радость выступает как «подкрепление» выполняемых
действий. Поэтому ребенок и в следующий раз решается на те же или еще более
сложные действия (49, с. 492). Из отдельных эмоциональных реакций возникают
уже более сложные эмоциональные образования, такие, например, как чувство
гордость удовлетворения собой, радость успеха. В дальнейшем эта радость от
собственных успехов достигает нее большей степени осознанности и тонкости.
Отдельные эмоциональные реакции ребенка, будучи вначале ситуативными,
временными, неустойчивыми, становится устойчивым эмоциональным отношением к
себе. Этот факт подтверждается рядом экспериментальных исследований
отечественных психологов.
К 6—7 годам, по мнению Л.С. Выготского, обобщение ребенком собственных
переживаний достигает высокой степени, что дает возможность выступить им и
качестве регуляции собственного поведения во взаимоотношениях с другими
людьми.
Особой интенсивности, разнообразия и глубины эмоциональная сфера
достигает в подростковом периоде. С этим обстоятельством связан и новый
уровень развития эмоционально-ценностного отношения подростка к себе.
Разнообразные его чувства, связанные с переживанием того, что он
«открывает» в себе, приобретают существенно новое значение в его
психической деятельности — они становятся способом выявления, уточнения,
осознания интересов, особым регулятором отношения к людям. Переживания,
связанные с осознаванием своих особенностей, своей ценности, места в
коллективе, с осознанием отношений других людей, являются активным
внутренним фактором процесса интеграции эмоционально-ценностного отношения
к себе и формирования самосознания в целом.
Дальнейший процесс развития эмоционально-ценностного отношения к себе
идет в направлении, с одной стороны, обобщения более или менее однородных,
близких по своей модальности и содержанию переживаний в сложные чувства, с
другой стороны, дифференциации на новом, более высоком уровне чувств с
различным смысловым значением. Многообразные чувства, эмоциональные
состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с
размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный
«фонд» самосознания, который, включаясь на любом уровне в процесс
самопознания и саморегулирования, в большей степени направляет их, придавая
им индивидуальный, личностный характер и сам постоянно уточняется.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны,
и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения — с другой, объединяются в
особое образование самосознания личности— в ее самооценку. Выше отмечалось,
что ребенок начинает себя оценивать посредством оценок других людей,
преимущественно взрослых, но постепенно с переходом на все более высокие
генетические уровни психического развития у него складывается более или
менее адекватная и устойчивая собственная оценка себя. Процесс становления
самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается
и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-
ценностное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы
выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна
сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей,
отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется
на основе самооценки отдельных сторон её психического мира. Каждый из
компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих
ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с
этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен.
Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных
уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия
самооценок — единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные
отношения — предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают
его и выражаются в постоянных, иногда мучительных и безуспешных поисках
личности самой себя, в непрерывном внимании к своему внутреннему миру с
целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить своё
место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто
личностных связей и отношений.
По своему внутреннему составу самооценка сложна не только потому, что
она многоаспектна и включает различные содержания, но и потому, что эти
содержания могут
быть различных уровней осознанности. Наличие уровней осознанности отдельных
компонентов самооценки, а также и самооценки личности в целом связано с
тем, что результаты самопознания и самоотношения, на основе которых
вырабатывается самооценка, сами могут находиться на разных уровнях
осознанности, т. е. знание себя и эмоционально-ценностное отношение к себе
выступает не с одинаковой степенью яркости и отчетливости. Они могут
существовать и на уровне неосознаваемых мыслей и чувств, в форме интуиции —
смутного, не нашедшего адекватного выражения осознания, в виде некоторого
предчувствия. Иногда преобладание экспрессивного момента в составе
самооценки делает ее лишенной внутренней логики, аргументации,
последовательности, соотнесенности с действительными особенностями
личности.
В процессе становления единой самооценки личности ведущая роль
принадлежит ее рациональному компоненту. Именно на основе самоанализа
происходит как бы «проявление» недостаточно ясных компонентов самооценки и
их «введение» из сферы неосознаваемого в сферу сознательного. Самооценка
формируется при более или менее активном участии самой личности и несет на
себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, не совпадая
подчас в некоторых своих элементах, а иногда и полностью с объективной
оценкой данной личности. Ее адекватность, истинность, логичность и
последовательность устанавливаются на основе реальных проявлений личности в
деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки служит
общественная ценность осознаваемых качеств личности. Большее или меньшее
совпадение прогрессивных общественных ценностей с личностно-значимыми
ценностями характеризует личность как нравственно зрелую, общественно
ценную.
Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной
стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного
отношения к себе, с другой стороны, является важнейшим внутренним условием
их развития.
Возникая и формируясь и собственной практической деятельности личности,
ее общении с другими, знание себя и эмоционально-ценностное отношение уже с
самого начала включаются в регуляцию поведения. Специфика саморегулирования
поведения связана, прежде всего, с включением в него воли, своеобразного
«энергетического двигателя», благодаря которому оно облекается в
конкретное, живое действие и может иметь видимую форму выражения.
Поэтому развитие саморегулирования необходимо связано с общим развитием
волевой сферы личности, так же как самопознание — с развитием мыслительной
деятельности, а эмоционально-ценностное отношение к себе — с развитием всей
эмоциональной сферы.
В данном контексте особенно подчеркнем роль самооценки как механизма
саморегулирования поведения личности. В этом процессе ей принадлежит особая
роль. Выступая «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на
всех этапах его осуществления, она включается в структуру мотивации,
определяет направленность саморегулирования, выбор средств его
осуществления, и, наконец, значительно влияет на интеграцию достигнутого
эффекта поведения.
На разных генетических стадиях развития саморегулирования коэффициент
участия самооценки в этом процессе неодинаков. Проведенные отечественными
психологами экспериментальные исследования возрастных особенностей
ориентации детей на самооценку, дали основание заключить, что «с возрастом
влияние самооценки начинает преобладать над влиянием внешних оценок» (67,
с. 107).
Особенно заметный сдвиг в ориентации на самооценку происходит в
подростковом возрасте. Однако ориентация на оценку сохраняется во всех
возрастах, имея стойкую индивидуальную выраженность.
Регулирование поведения в учебной деятельности у старшеклассников все
более определяется их собственными требованиями к себе в связи с
самооценкой. На данном этапе возрастного развития мыслительные процессы
достигают высокой степени совершенства и создаются условия для более
сложных и обобщенных форм самосознания, результаты которого в свою очередь
являются предпосылкой для дальнейшего развития саморегулирования поведения
и процессов усвоения в учебной деятельности,
Исследования особенностей самооценки учащихся старших классов показали,
что более высокий уровень интеллектуального развития старшеклассника и
связанное с ним умение объективно и адекватно оценивать свои достижения
влияет на усложнение внутреннего взаимоотношения оценки и самооценки.
Теперь они находятся в напряженном состоянии своеобразной конкуренции.
Информацию о результатах своей учебной деятельности и поведения
старшеклассники получают от учителей, которые на протяжении определенного
периода оценивают знания, а также личность учащегося, составляя общие
оценочные суждения. На первый взгляд кажется, что сам учащийся в оценочной
деятельности не участвует. Однако это впечатление ложно, поскольку уровень
самосознания старшеклассников вполне позволяет им самим оценить и степень
своей учебной подготовки, и поведение в коллективе. А. И. Липкина и Л. Н.
Рыбак отмечают, что самооценочная работа старшеклассников остается от
учителя скрытой, осуществляется по-своему и имеет свои критерии, нередко
отличные от критериев учителя (45).
Итак, уже с самых первых моментов своего возникновения самооценка
существует в структуре регуляции поведения. Человек далеко не всегда
осознает ее присутствие, но именно на ней основано соизмерение,
сопоставление себя и своих возможностей с теми требованиями и задачами,
которые выдвигают перед индивидом те или иные ситуации социального
взаимодействия. Именно самооценка дает специфическую направленность всему
процессу саморегулирования поведения. Результат процесса саморегулирования
прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки.
Только высокий уровень развития этих свойств и их интеграция осуществляют и
соответствующий уровень саморегулировании, его адекватность.
Самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как
постепенно развертывающийся во времени интегративный психический процесс,
в основе которого находится все более усложняющаяся деятельность
самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способности
регулировать свое поведение и деятельность. Сфера самосознания непрерывно
расширяется благодаря осмыслению прошлого и планированию будущего.
«Непрерывное становление самосознания отражает напряженное движение
личности вперед»(80,с.335).
Феномены субъективного уподобления и дифференциации. Связь
возникновения и развития самосознания человека с его вхождением в
человеческую культуру, в общение и деятельность людей служила и служит
отправной точкой для развития конкретных представлений о самосознании у
многих ученых самых различных методологических и философских ориентаций,
как отечественных, так и зарубежных. Смысл этих общих представлений
сводится к тому, что ребенок становится полноправным представителем
человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой
культурой — ценностями, нормами, способами действования и общения,
эталонами и способами оценивания и самооценивания. Это овладение
(присвоение, усвоение, интериоризация, интроекция, социализация) касается
также и способов и форм самосознания. Культура первоначально не выступает
для ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в
живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их
стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий;
она существует также в фильмах, книгах, других формах культуры. Приобщаясь
к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то
же время приобщается к культуре вообще. Однако разные люди несут в себе
разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он
одновременно и дифференцируется от других людей.
Эти идеи (хотя и не только они) лежали в основе развитой Л. С. Выготским
культурно-исторической теории развития человека, при этом рассматривался,
прежде всего, вопрос, о том, как с помощью культурных средств (знака)
ребенок овладевает своим поведением и своими психическими процессами (14).
Эти же представления, так или иначе, использовались А. Н. Леонтьевым,
С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым; В. Н. Мясищевым (см. 43,65,4,56) и
многими другими советскими психологами. Свое отражение эти представления
получили и о большинстве влиятельных на Западе концепций: во фрейдизме
(развитие супер-эго и роль отношений в семье), бихевиоризме (оперантное
обусловливание), интеракционизме (усвоение и интеграция точек зрения других
людей).
Принятие точки зрения другого на себя. Говоря об этом феномене, часто
смешивают две различные способности. Во-первых, приобретение субъектом
способности в буквальном смысле представлять (видеть) себя, точнее, свою
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|