Рефераты

Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

его мнению экзистенциальному вакууму подвержено около половины взрослого

населения так называемого западного, или «цивилизованного» мира и

продолжает распространяться стремительными темпами. Основные причины

экзистенциального вакуума Франкл видит в следующем:

1. Люди не запрограммированы как например, животные на выполнение

конкретных действий. С утратой этого положения для людей какбы закрылись

двери рая, с тех пор как люди стали людьми и узнали, что есть «Добро, и

что есть Зло», они вынуждены обдумывать и отвечать за свои поступки.

2. Традиции, соглашения и ценности уже не подсказывают людям, что они

должны делать в каждый конкретный момент времени. Поэтому люди не знают,

чего же им собственно нужно от жизни и отступают либо в конформизм, либо в

тоталитаризм.

3. Господствующий в современной системе образования (особенно в Америке)

редукционизм. Молодых людей учат понимать человеческие существа как

совокупности влечений, инстинктов, детерминируемые обуславливанием, а

также механизмами вытеснения и защиты.

Экзистенциальному вакууму сопутствует так называемая экзистенциальная

фрустрация, возникающая в случае фрустрации стремления к смыслу. Главные

характеристики экзистенциальной фрустрации (ЭФ) – это апатия и скука.

Франкл говорит о том, что ЭФ, сама по себе не является ни патологической,

ни патогенной, это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Он подчеркивает,

что экзистенциальный вакуум с сопутствующей экзистенциальной фрустрацией

является скорее социогенным явлением, нежели неврозом (Frankl, 1975. p.139)

И, тем не менее, экзистенциальный вакуум может привести к развитию

неврозов, в этом случае специфическую клиническую симптоматику Франкл

называет ноогенными неврозами. Франкл определяет ноогенный невроз как

невроз, в основе которого лежит духовная проблема или моральный конфликт

(Франкл, 2000, (II), с. 189-191). Большую роль в развитии ноогеных неврозов

играет экзистенциальная фрустрация, как фрустрация осмысленного

существования людей, фрустрация их стремления к смыслу. Доктора и

психотерапевты должны проводить четкое различие между духовным и

инстинктивным измерениями проблем:

Если врач не умеет отличить духовное измерение от инстинктивного,

может возникнуть опасная путаница. Позвольте мне привести пример.

Высокопоставленный американский дипломат явился в мою клинику с тем, чтобы

продолжить психоаналитическое лечение, начатое им пять лет назад в Нью-

Йорке. Прежде всего, я спросил его, почему он решил, что ему необходимо

пройти психоаналитическое лечение, какие причины вызвали необходимость его

анализа. Оказалось, что пациент не удовлетворен совей карьерой и считал не

возможным соглашаться с Американской внешней политикой. Его аналитик,

однако, говорил ему снова и снова, что он должен примериться с его отцом,

потому что правительство США, а также его начальники были не чем иным, как

воображаемыми образами его отца, и ,следовательно, его неудовлетворенность

работой была вызвана его затаенной ненавистью к его отцу. В ходе анализа,

длившегося пять лет, пациент все больше и больше склонялся к т ому, чтобы

принять интерпретации аналитика, пока не потерял, наконец, видеть лес

реальности за деревьями символов и образов. После нескольких интервью стало

ясно, что его потребность смыла жизни была фрустрирована его профессией,

что в действительности он хотел бы найти какую-либо другую работу.

Поскольку не было причин не отказываться от его профессии и не заняться

поиском новой работы, он так и поступил, и это принесло благотворный

результат. После этого прошло более пяти лет, и все это время он остается

вполне довольным своей новой профессией. (Франкл, 2000, (II), с. 190)

С тенденцией к распространению экзистенциального вакуума в обществе

Франкл связывает такое явление как коллективные неврозы. Он говорит о том,

что наряду с неврозами в клиническом смысле, в настоящее время появился

такой феномен, который имеет близкую симптоматику, однако носит

метаклинический характер. Для коллективных неврозов характерны следующие

симптомы:

1. Установка на временность бытия. Привычка жить одним днем.

2. Фаталистическая установка по отношению к жизни. По результатам

проведенных опросов больше половины взрослого населения Австрии верят в

разного рода роковые для их судьбы силы.

3. Коллективистское мышление, которое проявляется в отказе брать на себя

ответственность за реализацию себя как личности. Стремление раствориться

в толпе, подчиниться массе. Неспособность видеть личность в себе и в

других людях.

4. Фанатизм. Фанатик в отличие от «коллективиста» отрицает не свою

личность, а личности других. Чужого мнения для него не существует. Он

игнорирует мнения и взгляды других.

Франкл говорил о том, что наличие экзистенциального вакуума приводит к

тотальной невротизации человечества. Воздействие экзистенциального вакуума

не ограничивается чувством бессмысленности и ноогенными неврозами. Его

воздействие также проявляется в так называемой «массовой невротической

триаде»: депрессии, наркомании и агрессии (Frankl, 1975. p.96), что

выражается в увеличении количества самоубийств среди молодого поколения, а

также роста преступности, сексомании, алкоголизма и наркомании. Причину

всех этих явлений Франкл видит в распространяющейся экзистенциальной

фрустрации. В экзистенциальном вакууме на почве пустоты и бессмысленности

махровым цветом расцветает сексуальное либидо и агрессивное «деструдо» (от

латинского desruo – разрушать). Что же касается наркомании и алкоголизма,

то к этим недугам также в большей степени склонны люди не имеющие ясных

смысловых перспектив в своей жизни.

4.4. Логотерапия на практике

Франкл рассматривает пять сфер применения логотерапии:

1. Прежде всего, она показана в случаях ноогенного невроза, возникшего в

следствие утраты смысла. В этом пункте логотерапия рассматривается как

специфическая терапия, которая помогает пациентам вновь обрести

утраченный смысл жизни.

2. Психогенные неврозы. В этом случае она применяется в качестве

дерефлексии и парадоксальной интенции. Франкл настаивает, что и в этом

случае логотерапию необходимо рассматривать не только как

симптоматическую терапию, поскольку и в этом случае логотерапия

воздействует непосредственно на причины невроза.

3. Неизлечимые соматогенные заболевания. В этом случае она принимается для

того, чтобы помочь больному обрести смысл в своем страдании, за счет

реализации ценности установки.

4. Социогенные явления: ощущение бессмысленности, чувство опустошенности,

экзистенциальный вакуум, проявляющиеся в экзистенциальном вакууме и

чувстве опустошенности, которые могут служить предвестниками ноогенного

невроза.

5. Сфера социогенного сомнения и отчаяния. Здесь Франкл говорит о

профилактике ятрогенных неврозов, проявляющейся в «утешении страждущим».

Имеются в виду случаи, когда врач в силу своих личных редукционстких

установок усиливает экзистенциальную фрустрацию пациента.

Тем не менее, хотя и довольно условно, основные методы

психотерапевтической работы Франкла можно подразделить на три большие

группы: терапию клиентов, находящихся в состоянии экзистенциально вакуума

(в том числе и ноогенного невроза); терапию психогенных неврозов; терапию

так называемых соматогенных неврозов.

Логотерапия клиентов в состоянии экзистенциального вакуума и

ноогенного невроза предполагает довольно широкий спектр методов и

технических приемов:

1. Гуманные отношения. Франкл говорит о том, что терапия должна

представлять из себя сбалансированный процесс, включающий в себя как

продуманные терапевтические стратегии так и «Я – Ты» отношения (Бубер,

1995). Гуманные отношения предполагают заботу о клиенте и уважение к его

уникальной человеческой сущности.

2. Углубление экзистенциального осознания заключается в помощи пациентам по

осознанию конечности жизни и важности взятия на себя за нее

ответсвенности. Помощь может быть предложена в форме разъяснения, а также

предложении максим (кратких императивов поведения), например, одна из

самых любимых максим Франкла: «Живите так, будто вы живете второй раз и

действовали в своей жизни также неправильно, как собираетесь действовать

сейчас» (Frankl, 1975, p.75). Пациентам также может быть предложено

представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на

кинопленку. Такого рода сравнения делаются для того, чтобы люди как можно

быстрее осознали необратимость своей жизни – задним числом уже ничего

нельзя вырезать и подправить.

3. Фокусирование на поисках смысла. Франкл подчеркивает, что логотерапия не

является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Работу

логотерапевта Франкл сравнивает с работой офтальмолога, который дает

людям видеть мир таким, каков он на самом деле. Пациентам оказывается

помощь в достижении «высочайшей из возможных активаций их жизни». Они

должны понять, что они ответственны за нахождение смысла в любой

ситуации, при любых обстоятельствах.

При фокусирование на поисках смысла Франкл описывает следующие методы

работы терапевта:

. Оказание пациенту помощи в осознании голоса своей неосознаваемой

духовности;

. Постановка перед пациентами вопросов о смысле;

. Увеличение источников смысла;

. Выявление смысла через сократический диалог;

. Выявление смысла через логодраму, которая методически напоминает

психодраму Морено, однако, с акцентом на поиски смысла;

. Предложение смысла. Франкл считает, что в отдельных случаях

терапевт имеет на это право;

. Анализ сновидений.

Логотерапия при психогенных неврозах предполагает использование двух,

возможно, наиболее известных практических методов В.Франкла – это

Дерефлексия и Парадоксальная интенция.

Дерефлексия направлена на то, чтобы противодействовать

гиперрефлексии, т.е. чрезмерному вниманию пациента на самом себе и своей

болезни. Франкл писал о том, что данная проблема очень актуальна для

Соединенных Штатов, и сегодняшние фобии по поводу сибирской язвы наглядно

иллюстрируют это его высказывание. Спектр применения дерефлексии довольно

широк, например, это могут быть сексуальные неврозы, такие как импотенция и

фригидность. В качестве случая успешного применения дерефлексии Франкл

приводит случай лечения одной молодой женщины, которая жаловалась на

фригидность. В детстве над ней совершил сексуальное насилие отец, однако,

сам по себе этот случай не являлся причиной ее фригидности. Эта женщина

читала популярную психоаналитическую литературу и все время боялась, что

этот травмирующий опыт будет причиной ее неудач в сексуальной сфере.

Вследствие чрезмерного внимания на себе и своих гипотетических проблемах,

она полностью утратила способность испытывать оргазм. Когда ее внимание

было переориентировано с себя на партнера, она стала испытывать

непроизвольные оргазмы, тем самым избавившись от своей проблемы.

Парадоксальная интенция рекомендуется Франклом для краткосрочного

лечения обцессивно-компульсивных и фобических психических расстройств. При

фобиях парадоксальная интенция применяется для снятия тревоги повторения

негативных событий, которые уже происходили ранее. Эта тревога проявляется

в так называемой гиперинтенции, которая способствует тому, чтобы как раз

происходило чего пациенты больше всего опасаются. Суть парадоксальной

интенции заключается в том, что пациентам намеренно предлагается делать то,

чего они больше всего бояться, вследствие этого по словам Франкла «у

парусов фобии отнимается ветер». Парадоксальная интенция также приводит к

усилению ощущения юмора клиентов, что дополнительно приводит к

отстранености от неврозов, так как они начинают над ними смеяться. Франкл

приводит множество примеров применения парадоксальной интенции как им

самим, так и его учениками и последователями. Например, одна студентка-

медик очень сильно боялась дрожи, в результате она начинала дрожать сразу

же, как только преподаватель анатомии входил в препараторскую. После

соответствующей инструкции она решила свою проблему следующим образом. Как

только указанный преподаватель входил в комнату она говорила себе «О, вот и

преподаватель! Теперь я покажу ему, какая я хорошая «дрожалка», – я

действительно покажу ему, как можно сильно дрожать!» Однако всякий раз,

когда она пыталась дрожать намеренно, дрожь прекращалась. Аналогичным

образом, дело обстоит с обцессивно-компульсивными неврозами, которые

заключаются в страхе пациентов, как бы их навязчивые идеи не привели к

несчастью. Причем, чем сильнее они борются со своими навязчивыми мыслями,

тем сильнее навязчивые мысли вторгаются в сознание. Применение

парадоксальной интенции позволяет помочь им прекратить борьбу, в

результате чего симптомы невроза в скором времени уменьшаются, а иногда и

вовсе сходят на нет.

Логотерапевтическая помощь при соматогенных психозах. Для описания

этого вида помощи Франкл использует термин «медицинская опека» (Frankl,

1988). Это случаи, когда источник соматической патологии не может устранен.

Франкл говорит о том, что в данном случае медицинские работники должны

приносить успокоение и утешение больным. Цель логотерапии – помочь клиентам

найти смысл в позиции, которую они занимают относительно своего страдания.

Франкл утверждает, что некоторая степень свободы всегда остается у

пациентов, психоз никогда не затрагивает внутреннего ядра личности.

Логотерапевт работает, прежде всего, с этой здоровой частью. Франкл

приводит пример семнадцатилетнего юноши-еврея, , помещенного в

психиатрическую клинику, вследствие сильной выраженности симптомов

шизофрении (Frankl, 1988, р.131). Франклу удалось вывести его из чувства

отчаяния, показав ему, что его болезнь может быть принята как определенная

жизненная задача - в течение некоторого периода выдержать страдание и

уединение. При исполнении этой задачи, человек переходит на новый уровень

своего духовного развития. Пациент принял это понимание смысла его болезни.

После разговора с Франклом его клиническая симптоматика стала быстро

уменьшаться, и вскоре он был отпущен домой. Франкл говорил о том, что он

помог юноше найти смысл «не только несмотря на, но и благодаря психозу».

Проведенный нами анализ показывает, что версии экзистенциального

анализа В.Франкла и М.Босса, не смотря на ряд значимых различий, в сущности

не противоречат друг другу. В принципе их можно рассматривать в одном русле

– русле онтоцентрического подхода. (Летуновский, 2001, (I), с.29).

Особенность данного подхода заключается в том, центр внимания при

исследовании переносится с человека на само бытие. Не случайно Хайдеггера,

учение, которого является методологическим основанием концепции М.Босса,

называют философом бытия. В.В. Знаков, обосновывая свой подход, как

психологию бытия, опирается, в первую очередь, на С.Л.Рубинштейна и

В.Франкла. (Знаков В.В., 2000).

И здесь мы считаем необходимым отметить два принципиальных момента,

которые объединяют экзистенциальный анализ М.Босса и В.Франкла:

1. В обоих подходах человек рассматривается не как изолированная вещь,

одна среди многих, но в их не разрывной связи с бытием, которое как

указывалось ранее, является центром их внимания У Босса это бытие-в-

мире, у Франкла – ноологическое измерение бытия.

2. Оба подхода являются не столько способом исследования, сколько

конкретной психологической (можно сказать шире онтологической)

практикой работы с людьми, воспитывающей у них ответственность и

свободу.

Главное различие этих подходов заключается в том, что Франкл

настаивает на антагонизме ноологического (духовного) измерения с одной

стороны и психихо-физического с другой. Медард Босс напротив артикулирует

их нерасторжимое единство. Тем не менее, как было показано выше, у самого

Босса главенствующую роль в этом единстве играет именно то, что Франкл

называет духовным аспектом. Таким образом, указанное выше противоречие если

не снимается вообще, то значительно элиминируется.

Концепция логотерапии В.Франкла получила в мире гораздо большую

признание, нежели подходы М.Босса и Л.Бинсвангера, что легко объясняется

гораздо большей простотой языка Франкла по сравнению с его швейцарскими

коллегами. Кроме того, Франкл дал психотерапии простые и в тоже время

эффективные техники работы с фобиями, навязчивыми идеями и ипохондрией:

парадоксальную интенцию и дерефлексию. Есть данные, что эти техники также

хорошо работают и в сфере психосоматики. Популярности Франкла

способствовала харизматичность его личности и авторитет психолога,

прошедшего опыт нацистских концлагерей.

Стоит отметить, что в ряд идей Франкла тесно пересекается с идеями

ведущих отечественных психологов. Это и оппозиция глубинной и вершинной

психологии в работах Л.С. Выготского и общий пафос вершинной психологии,

как науки изучающей «не глубины, а вершины личности» (Выготский, 1982,

с.166). И не разрывная связь бытия и сознания, человека и мира,

артикулированная С.Л. Рубинштейном, как данность, первичная к своим

атрибутивным свойствам (Рубинштейн, 1973, с.207). И интенциональность

предметная деятельность человека, связующая воедино субъект и его мир.

(Леонтьев А.Н., 1977).

В настоящее время центром, активно развивающим идеи Франкла, а также

непосредственно занимающимся психотерапевтической работой, является

Институт Логотерапии и Экзистенциального Анализа в Вене (Institut fuer

Logotherapie und Existenzanalyse Tuebingen/Wien). Институт был образован в

1992 и возглавляется Габриелем Весели-Франклом и Элионорой Франкл. К 1995

году этот институт издал более 131 книги по Логотерапии и экзистенциальному

анализу. Четыре институциональных образования Логотерапии находится в США:

в Беркли, Канзас Сити, Чикаго и Гулфпорте. Институты Логотерапии имеются

также в Германии и Канаде и ряде других стран.

К сегодняшнему моменту было проведено около десяти всемирных

конгрессов по Логотерапии. (преимущественно в Америке). Журналы Логотерапии

издаются в Австрии, Швейцарии, США, ЮАР, Аргентине и Бразилии. Ведущие

издания: «Международный Журнал Логотерапии и Экзистенциального Анализа

(Австрия)» и «Журнал Общества Логотерапии в США».

4.Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле. Учение о духовно-

экзистенциальной мотивации.

Альфрид Лэнгле родился в 1951г., имеет докторскую степень по медицине

и психологии. Ученик Франкла, попытавшийся на базе Логотерапии и

экзистенциального анализа Франкла, разработать самостоятельный вид

психотерапии, названный им экзистенциальный анализом. Автор нескольких книг

и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального

анализа(GLE). Президент Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в

Вене. Разработал оригинальную теорию экзистенциальной мотивации. В течении

последних 20 лет предпринимает активные попытки по институализации метода

Экзистенциального анализа и его распространению. В настоящее время

отделения Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии находяться в

разных странах мира в том числе в России. Создан международный союз

экзистенциально-аналитической психотерапии (ISEAP). Образовательные центры

Экзистенциального анализа существуют в таких городах как Берлин, Ганновер,

Мюнхен, Берн, Цюрих, Вена, Инсбрук, Прага и Москва.

5.1.Лэнгле и Франкл.

Лэнгле говорит об экзистенциальном анализе, как об отдельном

психотерапевтическом методе, который, в отличие от логотерапии Франкла,

рассматривается именно как самостоятельная терапия, а не просто как

дополнение к традиционной психотерапии. В этом смысле логотерапия является

частью экзистенциального анализа:

Экзистенциальный анализ (и логотерапия как его составная часть) – это

психотерапевтический метод, осуществляемый преимущественно в вербально

индуцированном процессе. С точки зрения методик и лежащей в их основе

картины человека, – это феноменологическая личностная психотерапия, которая

ставит своей целью помощь личности (духовно и эмоционально) свободно и

полно проживать свою жизнь, выйти на аутентичные установки и

актуализировать личную ответственность по отношению к собственной жизни и к

миру. Экзистенциальный анализ применяется при психосоциальных,

психосоматических и психически обусловленных эмоциональных и поведенческих

нарушениях. (Лэнгле, 1999)

Утверждение Лэнгле, что логотерапия это составная часть

экзистенциального анализа находится в определенном противоречии с

высказываниями Франкла о том, что логотерапия и экзистенциальный анализ –

это в принципе одно и тоже, разные аспекты одной и той же теории. Если для

Лэнгле экзистенциальный анализ – это анализ особым образом понимаемой

экзистенции, то для Франкла экзистенциальный анализ – это все те же поиски

смысла. Причем если мы вспомним, что смысл не изобретается, а находится,

то понимание экзистенциального анализа Франклом приближается к пониманию

Dasein анализа Хайдеггером и Боссом. Анализ понимается не в привычном

смысле как разложение на элементы, а в его древнегреческом значении – как

освобождение, рождение чего-то нового.

Сам Лэнгле определяет логотерапию как «специальный раздел

экзистенциального анализа наиболее близкий Виктору Франклу». Сила

логотерапии по мнению Лэнгле заключается в том, что она помогает людям

справиться с тяжелыми неустранимыми жизненными ситуациями такими как

неизлечимые болезни, потери близких. Основная сфера применения логотерапии

- профилактическая работа, воспитание и социальная работа. Лэнгле прямо

заявляет о том, что именно экзистенциальный анализ используется как

психотерапевтический инструмент, а логотерапия применяется главным образом

при консультировании и профилактической работе.

«Таким образом, мы можем сказать, что в экзистенциальном анализе речь

идет о «нахождении жизни», а в логотерапии об осмысленном проживании жизни»

(Лэнгле, 1999).

Очевидно, что Франкл не согласился бы с подобной трактовкой его

метода (см. главу «Экзистенциальный анализ Франкла»), поскольку вне

осмысления, а для Франкла это значит вне жизненной задачи (неважно

осознается она или нет) никакое нахождение жизни невозможно в принципе.

Именно поэтому Франкл говорит о том, что логотерапия и экзистенциальный

анализ это одно и тоже, экзистенциальный анализ – это тоже поиски смысла, в

то время как экзистенциальный анализ Лэнгле – «Это анализ обстоятельств

жизни как их «прояснение-раскрытие» для выявления ценных для жизни

возможностей», иными словами анализ экзистенции, что для Франкла вещь также

не возможная.

Экзистенция же для Лэнгле есть «наполненная смыслом, воплощаемая

свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым

он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства»

(Лэнгле, 1999). Лэнгле также говорит о том, что экзистенция означает

действительно состоявшуюся, «полную» и «целостную» жизнь. Целостность

человека Лэнгле понимает вслед за Франклом как неразрывную связь человека с

миром и с другими людьми. По мнению Лэнгле экзистенциальное измерение жизни

человека недооценивается другими психотерапевтическими школами.

Цель экзистенциального анализа как психотерапии по Лэнгле есть

достижение аффирмации с жизнью, т.е. особого рода согласия со своей жизнью

(т.е. согласия-подтверждения, согласия-соучастия). Поскольку жизнь всегда

происходит только в настоящем времени, исходным пунктом экзистенциального

анализа является «актуальное». Однако в центре анализа находится будущее

как созидание дальнейшей жизни. Если человек не видит будущего его

экзистенция заблокирована. Экзистенциальному аналитику важно понять из-за

чего это происходит. Вслед за Франклом Лэнгле выделяет три основные причины

таких блокировок:

1. Груз прошлого заслоняет настоящее. В отличие от психоанализа Фрейда,

который по словам Лэнгле проводит тотальное «прочесывание прошлого»,

экзистенциальный анализ сосредотачивает свое внимание только на тех

моментах прошлого, которые оказывают свое деструктивное влияние на

настоящее.

2. Неверные установки человека по отношению к самому себе и плохое знание

своих возможностей. В этом случае экзистенциальный анализ осуществляет

последовательную проработку отношений, установок и намерений пациентов.

Центральными вопросами при этом становятся «Могу ли я доверять

собственным чувствам?» И «Как я могу узнать чего я хочу?»

3. Экзистенциальный вакуум. «У людей есть все для того чтобы жить, но у

них нет того ради, чего жить». Экзистенциальный анализ в этом случае

использует методы логотерапии Франкла для того, чтобы помочь человеку

обрести смысл собственного существования.

Лэнгле «берет» у Франкла его димензиональную онтологию с сопутствующей

ей конфронтацией духовного и психофизического:

В этой антропологии существенно восприятие человеком самого себя как

рулевого на психофизической лодке, с которой он неразрывно связан. Другими

словами духовно-экзистенциальное измерение человека способно

полемизировать с его телесно-душевным бытием (Лэнгле, 1999).

Созвучно Франклу Лэнгле пишет, что именно благодаря этому

экзистенциально-духовному измерению человек способен каким-то образом

отнестись к самому себе. Например, психически больной человек в большей

степени ориентируется на приятное, которое избавляет его от страха и

напряжения не зависимого от того имеет это смысл или нет. Психически

здоровый человек большее значение в ситуации придает смыслам. Что может

быть правильным и иметь смысл несмотря на неприятные переживания. Лэнгле

это называет экзистэнц-аналитическим принципом желания и реальности. Кроме

того, Лэнгле практически без изменений принимает у Франкла его учение о

ценностях, т.е их классификация на ценности созидания (творчества),

переживания и отношения.

Однако в подходе к смысловой реальности у Лэнгле с Франклом

просматриваются значительные расхождения: Лэнгле говорит о том, что

существует два смысла: онтологический и экзистенциальный. Онтологический не

связан с человеком и существует сам по себе. Такой смысл изначально имеется

в вещах. В случае экзистенциального смысла, смысл возникает благодаря

человеку, который выбирает наилучшее среди возможного. И хотя Лэнгле в

этом пункте цитирует Франкла, для последнего само разведение

экзистенциального и онтологического смысла невозможно в принципе, что он

неоднократно указывал в своей полемике с Сартром (см. главу

Экзистенциальный анализ Франкла). По Франклу смысл всегда онтологичен, он

вне, он не изобретается, а находится, обретается человеком. Разведение же

смысла на экзистенциальный и онтологический позволяет человеку, находить

смыслы в самом себе, что роднит позицию Лэнгле с Сартром.

5.2.Учение о духовно-экзистенциальной мотивации.

Принципиально новым положением А.Лэнгле является его учение об

экзистенциальной мотивации. Лэнгле утверждает, что человек помимо телесных

и психических мотивационных сил также движим четырьмя основными духовно-

экзистенциальными мотивами. Вопрос о смысле своего существования,

артикулированный Франклом – один из них. Лэнгле выделяет еще три базисных

экзистенциальных мотива, которые по его мнению предшествуют мотивации

смысла, «являясь всеохватными и самыми глубокими движущими силами».

Основные духовно-эмоциональные мотивы это:

1. Основной вопрос экзистенции: Я есть, но могу ли я быть во всей

целостности и полноте своего существа? Ответ на этот вопрос Лэнгле

связывает с такими вопросами как «Есть ли у меня пространство для моего

бытия?» «Есть ли у меня защита и опора?». Человек чувствует защиту и

опору тогда, когда он ощущает себя принятым, а это в свою очередь делает

его самого способным к принятию. Далее Лэнгле говорит об уверенности в

своем существовании. Что делает его позицию близкой позиции Лэнга

(«Онтологическая защищенность») и Дюркхайма («Онтологическая

укорененность»). Нарушение этого базисного экзистенциального условия

приводит к страхам и является почвой для возникновения шизофренической

симптоматики.

2. Основной вопрос жизни: Я живу, но удовлетворяет ли меня качество моей

жизни? Решение этого вопроса Лэнгле связывает с ответом на такие вопросы

как «Испытываю ли я полноту жизни?», «Есть ли у меня время для ценного?»,

«Есть ли у меня близкие связи?». Этот вопрос связан с восприятием жизни

как ценности, в которой человек переживает внимание к себе, близость и

любовь. Речь идет о том, насколько человек затронут жизнью, нравится ли

ему жить? При этом базисное чувство своей ценности – выступает

предпосылкой для способности переживания ценным чего-либо.

Недостаточность чувства собственной ценности действует психопатологически

и приводит к депрессии.

3. Основной духовный вопрос: Имею ли я право быть самим собой? Для того,

что бы ответить на этот вопрос, согласно Лэнгле, нужно ответить на такие

вопросы как «Пользуюсь ли я уважением других людей и своим собственным?»

«Могу ли я признать сам себя?» Предпосылкой к принятию других является

уверенное разграничение своего собственного и принадлежащего другим.

Дефицит в проработке этого вопроса приводит к истерии и другим личностным

нарушениям.

4. Вопрос о смысле существования. Этот пункт Лэнгле оставляет для

логотерапии Франкла. У Лэнгле этот решение этого вопроса связано с

ответом на такие вопросы как «Что нужно сделать для того, чтобы моя жизнь

была включена в осмысленную целостность?» «С чем большим, чем я сам, я

себя связываю?», «Для чего я живу?». Переживание смысла облегчает

человеку достижение согласия с миром, а также нахождение и воплощение

собственного личностного смысла в каждой конкретной ситуации. Не

достаточность смысла (по Франклу экзистенциальный вакуум) приводит к

разного рода патологическим зависимостям.

Лэнгле говорит о том, что по отношению к поиску экзистенциального

смысла, эти три предшествующие основные мотивации выполняют роль

предпосылок, другой предпосылкой является «призыв времени»:

Как может быть найден смысл? – Современный экзистенциальный анализ так

отвечает на этот вопрос: человек лишь тогда действительно имеет свободный

доступ к нахождению смысла ситуации, когда выполнены четыре основных

условия экзистенции. То есть:

- когда он может принять ситуацию

- когда он затронут определенной ценностью – расположен к чему-либо

- когда он свое поведение ощущает как свое (совесть)

- когда он ощущает, осознает вызов (призыв) ситуации (это момент для того

чтобы…)

(Лэнгле, 1999)

Можно говорить о том, что для Лэнгле, также как и для А.Маслоу, прежде

чем думать о смысле жизни, нужно создать некую базу для жизни. Известно,

что концепция иерархии потребностей Маслоу неоднократно опровергалась

многочисленными экспериментами. Интересно отметить тот факт, что Маслоу

часто критикуют именно в опоре на Франкла, в частности на его опыт в

нацистских лагерях. Поэтому совсем неудивительно, что Франкл не принял

инноваций Лэнгле, ведь они касались самого сердца его концепции. В подходе

Лэнгле как бы происходит объективации экзистенции для последующей

психотерапевтической интервенции. Для Франкла такая объективация в принципе

не возможна, для него экзистенциальный анализ – это анализ «не экзистенции,

а анализ с точки зрения духовной экзистенции». Также можно говорить о том,

что Лэнгле помимо Франкловской воли к смыслу говорит о трех других волях:

к опоре, к бытию самим собой, к отношениям с другими. Также интересно

отметить, что все эти три воли у него несут легкий оттенок эгоцентризма

(см. выше).

5.3.Экзистенциальный анализ на практике

Цель экзистенц-аналитической терапии заключается в освобождении

пациента от фиксаций, искажений, однобокостей и травматизаций, которые

оказывают существенное влияние на его переживание и поведение.

Психотерапевтический процесс осуществляется через феноменологический анализ

его эмоциональной сферы, а также «центра и вместилища переживаний». Кроме

того, проводится работа с биографией пациента. Очень важную роль в процессе

психотерапии играет эмпатическое присутствие психотерапевта. На

заключительном этапе пациент работает над своими личностными установками и

процессом принятия решений. Задача терапевта достичь такого состояния,

когда пациент будет открыт тем содержаниям, целям, задачам и ценностям, к

которым он чувствует свое призвание.

Методически и экзистенциальный анализ и логотерапия проводятся в форме

индивидуальных бесед, реже в группах. Терапевты - активные участники

диалога, в которым они целенаправленно делятся своим пониманием ситуации и

идеями. Относительно используемых техник работ, некоторые из них Лэнгле

берет у Франкла, некоторые разрабатывает самостоятельно. Он также говорит о

том, что терапевт на свое усмотрение вполне может воспользоваться

техниками из других направлений психотерапии. Экзистенциальный анализ

применяется при неврозах, психозах, психосоматических нарушениях,

сексуальных расстройствах, а также традиционно Франкловской проблематике:

зависимостях, чувстве бессмысленности, жизненных кризисах. Логотерапия

также может быть использована в педагогике и социально-профилактических

мероприятиях.

Лэнгле пытается проводить оценку эффективности своей терапии с помощью

статистических методов, для этого используется ряд тестов, в том числе

разработанную им самим шкалу экзистенции и описание отдельных случаев. Он

приходит к выводу, что для относительно свежих простых нарушений требуется

около 10 сеансов терапии, хронифицированные неврозы требуют 30-ти дней,

тяжелые расстройства личности и шизофрения требуют многолетней практики.

Обычный режим работы – 1 час в неделю.

Подобно Боссу и Хайдеггеру Лэнгле артикулирует неразрывную связь

человека с другими людьми и миром. Он призывает лечить человека во всей его

человеческой целостности, т.е. с учетом его отношений с окружением.

Душевная болезнь, при этом, понимается как частичная изоляция (нарушение

диалога и обмена). Такая изоляция может возникнуть вследствие абсолютизации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ