Рефераты

Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семантического

описания» В.А. Лабунской [99]. Во второй части уточнялись результаты

контент-анализа представлений о конфликте. В третьей части выявлялись

семантические поля явлений и состояний, сопровождающие межличностный

конфликт (с помощью указанного выше метода).

Предполагалось, что подростки, в целом, адекватно воспринимают

категорию «конфликт»; понимая под конфликтом, предположительно, «спор»,

«драку», «ссору».

Для первой части первой серии исследования были разработаны следующие

открытые вопросы:

1. Что такое конфликт?

2. Как проявляются конфликты?

3. Какие способы мести Вы знаете?

Первые два вопроса были направлены на выявление семантического поля

категории «конфликт». Последний – для выявления перечня наиболее известных

подросткам способов мести. Необходимо было прояснить, какие способы мести

используют подростки, и насколько они являются деструктивными.

В качестве инструкции предлагался следующий текст: «Ответьте,

пожалуйста, на предложенные вопросы. Старайтесь отвечать так, как Вы

думаете. Отвечайте, пожалуйста, самостоятельно – нам важно знать Ваше

собственное мнение по предложенным вопросам. Все, что Вы напишете, никто из

Ваших друзей, знакомых, родителей или учителей не узнает». Кроме того,

анонимность ответов была обеспечена отсутствием требования указывать

фамилию и имя респондентом. Последних просили указать только номер школы,

номер класса, возраст и пол.

Исследование было проведено на 199 учащихся пятых, седьмых и девятых

классов Юго-восточного и Южного административных округов г. Москвы (школа №

641, гимназия № 1579, УВК № 1647), в том числе 95 мальчиков, 104 девочки.

Среди них: 68 учащихся пятых классов (10-11 лет) (34 мальчика, 34 девочек),

67 учащихся седьмых классов (12-13 лет) (31 мальчик, 36 девочек), 64

учащихся девятых классов (14-15 лет) (30 мальчиков, 34 девочки).

Первичный анализ отмеченных подростками вариантов ответов на первые два

вопроса позволила выделить 162 позиции, наиболее распространенными среди

которых являются следующие: «ссора» (103 выбора), «спор» (48), «драка»

(42), «разногласия» (25), «непонимание» (21), «ругань» (19), «проблема»

(12), «несогласие» (8), «война», «кричат друг на друга», «плохое поведение»

(по 6 выборов), «разборка», «не разговаривают», «обзывание», «оскорбление»,

«расхождение мнений» (по 4 выбора), «агрессивное поведение», «крики»,

«месть», «обида», «перестрелка», «плохие отношения», «раздор», «стычка»,

«шум» (по 3 выбора) и т.д. (приложение 1)

Один из испытуемых (мальчик 9 класса) дал на оба вопроса первой части

исследования («Что такое конфликт?», «Как проявляются конфликты?») ответ

«не знаю».

Таким образом, видно, что подростки представляют категорию «конфликт»

достаточно адекватно, хотя встречаются и такие варианты ответов, как:

«Конфликт – это дружба», «Конфликт проявляется в хорошем поведении»,

«Конфликт – это психическая болезнь» (ответы разных респондентов). Вместе с

тем, как и предполагалось, основными разновидностями конфликтов, в

представлениях подростков, являются «ссора», «спор», «драка».

Для уточнения полученных данных в дальнейшем была проведена вторая

часть исследования, в которой производилось уточнение понятия «конфликт». В

этой части исследования респондентам предлагался один вопрос закрытого

типа. В качестве предлагаемых вариантов ответа были выбраны 5 первых

наиболее часто употребляемых респондентами категорий в первой части

исследования, понимаемые как конфликт. Таковыми оказались «ссора», «спор»,

«драка», «разногласия» и «непонимание». Категории «ссора», «спор» и «драка»

были включены как непротиворечащие понятию «конфликт». Категории

«разногласия» и «непонимание» были включены как входящие в понятие

«конфликтная ситуация».

Также задачей исследования являлось выявление степени соответствия

понятию «конфликт» каждой из предложенных подростками категорий. Для этого

респондентам было предложено оценить по шестибалльной шкале каждую из

категорий, в какой мере она является конфликтом, где «0» баллов

соответствовало невыделению категории в качестве конфликта, а от «1» до «5»

баллов – степени соответствия конфликту (по возрастанию).

Таким образом, был сформулирован вопрос второй части первой серии

исследования:

«В какой мере являются конфликтом:

a) ссора,

b) спор,

c) драка,

d) разногласия,

e) непонимание.

Оцените каждое понятие по шкале от «0» до «5» баллов, где «0» баллов –

понятие конфликтом не является, «5» баллов – понятие является конфликтом в

высшей степени».

Респондентам предлагалась инструкция, аналогичная инструкции в первой

части первой серии исследования: «Ответьте, пожалуйста, на предложенный

вопрос. Старайтесь отвечать так, как Вы думаете. Отвечайте, пожалуйста,

самостоятельно – нам важно знать Ваше собственное мнение по данному

вопросу. Все, что Вы напишете, никто из Ваших друзей, знакомых, учителей

или родителей не узнает». Кроме того, как и в первой части первой серии

исследования, анонимность ответов была обеспечена отсутствием требования

указывать фамилию и имя респондентом. Последних просили указать только

номер школы, класса, возраст и пол.

Во второй части первой серии исследования приняли участие 200 учащихся

пятых, седьмых и девятых классов указанных выше школ г. Москвы, в том числе

94 мальчика, 104 девочки. Среди них: 70 учащихся пятых классов (10-11 лет)

(32 мальчика, 38 девочек), 68 учащихся седьмых классов 12-13 лет) (32

мальчика, 36 девочек), 62 учащихся девятых классов (14-15 лет) (30

мальчиков, 32 девочки).

Обработка этой части исследования состояла в вычислении среднего балла,

медианы и моды по каждой категории для выявления степени понимаемых

подростками категорий как конфликт, а также подсчет количества выборов-

невыборов по каждой категории с целью определения наиболее адекватно

понимаемых категорий подростками в качестве конфликта.

В результате, были получены следующие данные (приложение 2):

1. По шкале «выбор-невыбор» были получены следующие данные:

- ссору конфликтом считают 95,5% респондентов (191 подросток), в том числе

92,55% мальчиков и 98,11% девочек;

- драку конфликтом считают 91% респондентов (182 подростков), в том числе

89,36% мальчиков и 92,45% девочек;

- спор конфликтом считают 84,5% респондентов (169 подростков), в том числе

82,98% мальчиков и 85,85% девочек;

- разногласия конфликтом считают также 84,5% респондентов (169 подростков),

в том числе 84,04% мальчиков и 84,91% девочек;

- непонимание конфликтом считают 66% респондентов (132 подростков), в том

числе 62,77% мальчиков и 68,87% девочек.

Больших различий между мальчиками и девочками здесь не наблюдается.

Гораздо интереснее возрастная динамика ответов подростков о категориях,

понимаемых как «конфликт» (рис. 1).

Так, представление пятиклассников (10-11 лет) о драке как о конфликте

сильно отличается от представлений семиклассников (12-13 лет) и

девятиклассников (14-15 лет) по этому вопросу. Только 78,57% пятиклассников

(75% мальчиков и 81,58% девочек) считают драку конфликтом. Для них гораздо

значимее ситуация ссоры и разногласий. Ссору как конфликт выделяют 92,86%

пятиклассников, из них 84,38% мальчиков и 100% девочек. Разногласия как

конфликт выделяют 87,14% пятиклассников, из них 84,38% мальчиков и 89,47%

девочек.

У семиклассников и девятиклассников, в отличии от пятиклассников, драка

столь же значима в качестве конфликта, как и ссора. Среди семиклассников,

драку считают конфликтом 97,06% учащихся, а ссору – 95,59% учащихся. Среди

девятиклассников наблюдается подобная тенденция: 98,39% учащихся этих

классов считают драку и ссору конфликтом. Различий в представлениях

мальчиков и девочек не выявлено.

Кроме того, семи- и девятиклассники спор считают конфликтом в 85,29% и

93,55% случаях, тогда как пятиклассники – в 75,71% случаев. Разногласия у

семи- и девятиклассников конфликтом являются чуть в меньшей степени: 77,94%

и 88,71% случаев соответственно, а у пятиклассников в чуть высшей степени

(87,14% случаев), как уже было отмечено.

Непонимание все учащиеся поставили на последнее место. Конфликтом его

считают 66% респондентов. Заметных различий по классам в целом не

обнаружено. Однако присутствует некоторое колебание в представлении о

непонимании как конфликта у мальчиков и девочек пятых, седьмых и девятых

классов. В пятых классах мальчики непонимание считают конфликтом в 62,5%

случаев, а девочки – в 71,05% случаев. В седьмых классах картина несколько

меняется – разрыв слегка увеличивается: мальчики считают непонимание

конфликтом в 53,12% случаев, а девочки – в 72,22% случаев. В девятых

классах мальчики с девочками меняются местами: 73,33% мальчиков и 62,5%

девочек считают конфликтом непонимание.

2. Анализ балльной шкалы дал следующие результаты:

- по среднему баллу мера конфликтогенности каждого понятия в представлениях

респондентов носит следующий характер (приложение 2):

. драка – 3,92 балла, из них у мальчиков – 3,95 балла, у девочек – 3,89

балла;

. ссора – 3,63 балла, из них у мальчиков – 3,67 балла, у девочек – 3,59

балла;

. спор – 2,46 балла, из них у мальчиков – 2,48 балла, у девочек – 2,43

балла;

. разногласия – 2,34 балла, из них у мальчиков – 2,5 балла, у девочек –

2,2 балла;

. непонимание – 1,83 балла, из них у мальчиков – 1,43 балла, у девочек –

2,19 балла;

- по медиане: драка (5 баллов), ссора (4), спор (3), разногласия (2),

непонимание (1);

- по моде: ссора, драка (по 5 баллов), спор (3), разногласия (2),

непонимание (0).

Здесь обнаружены аналогичные шкале «выбор-невыбор» возрастные различия

(рис. 2). Значимость драки как конфликта у пятиклассников (10-11 лет)

несколько ниже, чем у семиклассников (12-13 лет) и девятиклассников (14-15

лет), в том числе и по сравнению со значимостью ссоры как конфликта. Драке

по степени конфликтогенности пятиклассники дают в среднем 3,17 балла

(мальчики – 3,03 балла, девочки – 3,29 балла), ссоре – 3,51 балла (мальчики

– 3,38 балла, девочки – 3,63 балла).

В целом, картина напоминает полученную картину по шкале «выбор-невыбор»

с небольшими отличиями. Так, в отличие от дихотомичной шкалы «выбора-

невыбора», здесь драка как конфликт выделилась сильнее на общем фоне (рис.

2), что естественным образом соответствует представлению о драке как

наиболее остром протекании конфликта из предложенных вариантов. Приведем в

качестве примера некоторые цифры: 3,92 балла в среднем дали респонденты

драке по степени конфликтогенности. Если посмотреть на средние баллы

отдельно по классам, то можно отметить небольшую тенденцию возрастания

приписывания степени конфликтогенности драке: в пятом классе – 3,17 средних

баллов, в седьмом – 4,29 баллов, в девятом – 4,34 балла.

|Таблица 1 |

|Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков |

|о категориях, синонимичных категории «конфликт» |

| | |Возраст, лет;|Пол; [pic] |t-крит|

| | |[pic] | |ерий |

|Оцениваемые |Категории подростков |12-13 |10-11 |Мальчи|Девочк| |

|категории |сравниваемых групп | | |ки |и | |

|Драка |Подростки, n=138 |4,29 |3,17 | | |3,83**|

| |Мальчики, n=64 |4,31 |3,03 | | |2,82**|

| |Девочки, n=74 |4,28 |3,29 | | |2,57* |

|Разногласия |Подростки, n=138 |2,09 |2,76 | | |-2,50*|

| |Девочки, n=74 |1,75 |2,74 | | |-2,96*|

| | | | | | |* |

|Непонимание |Подростки в целом, | | |1,43 |2,19 |-3,10*|

| |n=200 | | | | |* |

| |Подростки 12-13 лет, | | |1,31 |2,53 |-2,69*|

| |n=68 | | | | |* |

|* – p<0.05 | | | | | | |

|** – p<0.01 | | | | | | |

Таким образом, динамика ответов подростков о категориях, понимаемых ими

как конфликт («драка», «разногласия»), характеризуется значимыми

изменениями представлений у подростков при взрослении от 10-11 к 12-13

годам (таблица 1) и незначимыми – от 12-13 к 14-15 годам.

Отмечается также различие представлений о категории «непонимание», как

конфликте: мальчики менее склонны считать, что непонимание является

конфликтом (таблица 1), тогда как по шкале «выбор-невыбор» наблюдался

обратный процесс (приложение 2): мальчики несколько чаще девочек считали

непонимание конфликтом.

Таким образом, полученные данные подтвердили наше предположение, что

основными разновидностями конфликтов в подростковом возрасте являются

драка, ссора, спор.

Полученные данные свидетельствуют о том, что однозначно под конфликтом

подростки понимают ссору и драку. К достаточно распространенному можно

отнести представление спора как конфликта и, в чуть меньшей степени,

разногласия. Непонимание к конфликту, с точки зрения подростков, можно

отнести с определенной осторожностью. Подобное обыденное представление

подростков о конфликте соотносится с большинством определений категории

«конфликт» (т.е. с научным понятием), где под конфликтом понимается не

просто наличие разногласий и противоречий, но их столкновение.

Соотнеся полученные данные с научным понятием о конфликте, нами из

предложенного списка были отбракованы категории «непонимание» и

«разногласия», как не соответствующие понятию «конфликт», т.к. в конфликте

в качестве одной из составляющих, необходимо наличие активности [43].

Категории «непонимание» и «разногласие» активности не содержат. Указанные

категории отнесены нами к понятию «конфликтная ситуация», и в таком

понимании включены в дальнейшем в опросник.

Остальные три выделенные категории конфликта («ссора», «спор», «драка»)

вставлены в вопросы разрабатываемого опросника в качестве разновидностей

понятия «конфликт», что также дает нам возможность дифференцированного

подхода к рассмотрению представлений о конфликтном поведении с точки зрения

силы эмоционального содержания конфликта.

В третьей части исследования выявлялись семантические поля

сопровождающих межличностный конфликт явлений и состояний (с помощью метода

«Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская [99]). Выявлялись

причины конфликта, цель конфликта, переживаемые в процессе и после

окончания конфликта чувства, предпочитаемый и не предпочитаемый образ себя

в конфликте, позитивные и негативные функции конфликта в представлении

подростков. На основании поставленных задач были сформулированы следующие

вопросы:

1. Как бы Вы не хотели выглядеть в конфликте?

2. Как бы Вы хотели выглядеть в конфликте?

3. Что Вы чувствуете во время конфликта и после него?

4. Ради чего люди конфликтуют?

5. Есть ли польза от конфликта, и в чем?

6. Почему конфликтовать вредно?

7. Из-за чего возникают конфликты?

В качестве инструкции предлагался аналогичный первым двум частям первой

серии исследования текст: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.

Старайтесь отвечать так, как Вы думаете. Отвечайте, пожалуйста,

самостоятельно – нам важно знать Ваше собственное мнение по предложенным

вопросам. Все, что Вы напишете, никто из Ваших друзей, знакомых, родителей

или учителей не узнает». Кроме того, анонимность ответов была обеспечена

отсутствием требования указывать фамилии и имена респондентами. Последних

просили указать только номер школы, номер класса, возраст и пол.

Выборка составила 197 учащихся пятых, седьмых и девятых классов

указанных выше московских школ, в том числе 95 мальчиков и 102 девочки.

Среди них: 68 пятиклассников (10-11 лет) (35 мальчиков, 33 девочки), 64

семиклассника (12-13 лет) (30 мальчиков, 34 девочки), 65 девятиклассников

(14-15 лет) (30 мальчиков, 35 девочек).

Первичная обработка данных не привела к выявлению категорий,

предпочитаемых подростками по каждому вопросу. Были получены списки,

состоящие из 57 – 120 вариантов ответов (приложение 3). При этом наиболее

распространенные ответы не превышали в большинстве случаев 10 – 15% от

общего числа ответов опрошенных.

Исключением можно считать только вопрос, где требовалось ответить, есть

ли польза от конфликта, и в чем она проявляется. Большинство опрошенных на

данный вопрос ответило отрицательно, т.е. пользы от конфликта, по их

мнению, нет. Так считают 106 респондентов (54,08%). Видят пользу от

конфликтов в том или ином виде 86 респондентов (43,88%). 4 респондента

(2,04%) затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, большинство

опрошенных считают конфликт негативным явлением.

Для уточнения данных проведен контент-анализ ответов по всем вопросам,

предложенным в третьей серии пилотажного исследования.

В результате, были выделены следующие категории:

1. на первый вопрос «Как бы Вы не хотели выглядеть в конфликте?»:

1. «слабый»,

2. «глупый»,

3. «смешной»,

4. «виновный»,

5. «проигравший»;

2. на второй вопрос «Как бы Вы хотели выглядеть в конфликте?»:

1. «сильный»,

2. «умный»,

3. «серьезный»,

4. «невиновный»,

5. «победитель»;

3. на третий вопрос «Что Вы чувствуете во время конфликта и после него?»:

1. «обида»,

2. «злость»,

3. «страх»,

4. «разочарование»,

5. «радость»,

6. «облегчение»;

4. на четвертый вопрос «Ради чего люди конфликтуют?»:

1. «деньги»,

2. «выяснение отношений»,

3. «доказательство правды»,

4. «любовь»,

5. «дружба»,

6. «справедливость»;

5. на пятый вопрос «Есть ли польза от конфликта, и в чем?» крупных

категорий выделено не было, поэтому мы остановились на трех вариантах

ответов («да», «нет», «иногда»);

6. на шестой вопрос «Почему конфликтовать вредно?», были выделены следующие

категории:

1. «ухудшаются отношения»,

2. «вредно для здоровья»,

3. «не вредно»;

7. на седьмой вопрос «Из-за чего возникают конфликты?»:

1. «сложности в отношениях с другим человеком»,

2. «несогласие с мнением другого человека»,

3. «невозможность что-либо поделить»,

4. «затронуты чьи-либо интересы»,

5. «личные качества людей».

В рамках рассмотрения проблемы понимания подростками категории

«конфликт» стоит привести некоторые данные, полученные при ответе

респондентами на вопрос «Из-за чего возникают конфликты?» В списке ответов

на первых местах стоят практически все (при этом присутствуют все – см.

приложения 1, 3) основные категории, выделяемые подростками как синонимы

категории «конфликт»: «спор» (23 выбора), «ссора» (20),… «непонимание» (8),

«разногласия» (7), «драка» (5)… Это может говорить о том, что подростки не

умеют дифференцировать понятия «конфликт» и «причина конфликта».

По результатам первой серии исследования была выявлена динамика сложных

суждений подростков (рис. 3). Сложные суждения, в отличие от простых,

характеризовались развернутостью и сложноподчиненностью ответов

респондентов.

Количество сложных суждений подростков подсчитывалось по результатам

ответов респондентов в первой и третьей частях первой серии исследования,

после чего производился подсчет (в процентах) респондентов, использовавших

в своих ответах сложные суждения.

По мере взросления подростков (как мальчиков, так и девочек),

возрастает процент респондентов (в 3 раза), использующих сложные суждения

(рис. 3). У девочек данная динамика проявляется сильнее (в 3,8 раза), чем у

мальчиков (в 2,2 раза), что может говорить о большей когнитивной простоте

мальчиков.

2.2. разработка опросника «Подростки в конфликтах»

В процессе создания опросника, используя полученные результаты первой

серии исследования, были выделены вопросы (приложение 4), по следующим

основаниям.

Во-первых, вопросы направленные на выявление информации о компонентах

структуры конфликта: представления о конфликтной ситуации, участниках

конфликта, цели и причинах конфликта. При составлении вопросов, мы

опирались на представления о структуре конфликтов в научной литературе [15,

43, 132 и др.], а также на результаты первой серии исследования.

Во-вторых, вопросы, направленные на выявление информации о процессе

протекания конфликта: представления о возникновении и осознании конфликтной

ситуации, об инициаторах конфликта (инциденте), эскалации, завершении

конфликта, постконфликтной стадии. При составлении вопросов, мы опирались

на представления о динамике конфликтов в научной литературе [15, 43, 132 и

др.], а также на результаты первой серии исследования.

В-третьих, вопросы, направленные на выявление информации о состояниях,

переживаниях человека в конфликте и установки на отношение к конфликтам: об

агрессии, проявляемой в следующих видах: физическая, вербальная, косвенная;

о чувствах, испытываемых во время и после конфликта; о пользе и вреде

конфликта. При составлении вопросов, мы опирались на результаты первой

серии исследования. Пре составлении вопросов об агрессивных состояниях,

использовался опросник Басса-Дарки [141, с. 169-171].

В-четвертых, вопросы, направленные на выявление информации об

индивидуальных особенностях поведения людей: о применимости мести, об

используемых способах мести, о стратегиях поведения в конфликтном

взаимодействии; о склонности к мирному решению; о желании определенным

образом выглядеть в конфликте, об обращении к посреднику для разрешения

конфликтов, о победителях конфликтов. При составлении вопросов,

использовались результаты первой серии исследования. При составлении

вопросов о стратегиях поведения [215] использовался опросник К. Томаса

[141, с. 289-291].

Первоначальный вариант вопросов, содержащий понятие «конфликт» было

заменен на вопросы, содержащие понятия «ссора», «спор», «драка». В целях

унификации вариантов ответов и для выявления межполовых взаимоотношений,

каждый из вопросов был разбит на несколько вариантов, выявляющих

особенности взаимоотношений с мальчиками и девочками отдельно.

В процессе разработки анкеты ко всем вопросам добавлен вариант ответа

«не знаю» или «затрудняюсь оценить» для возможности ухода от ответа

испытуемыми при необходимости в соответствии с требованиями, предъявляемыми

для создания опросника, и для повышения достоверности опросника [80, с.

81].

Анкета состоит из 118 вопросов, разбитых на 2 несамостоятельные части

по 59 вопросов в каждой. Разбиение произведено для удобства проведения

опроса.

Каждая из частей включает в себя по 33 вопроса с однотипными вариантами

ответов («девочки»; «мальчики»; «мамы»; «папы»; «учителя-женщины»; «учителя-

мужчины»; «никто»; «все в равной степени»; «не знаю»). Это вопросы,

направленные на выявление представлений об участниках конфликтных ситуаций

и конфликтов в целом, об осознании конфликтных ситуаций, инциденте,

эскалации, завершении конфликтов, постконфликтном взаимодействии,

применимости мести, агрессивном поведении, склонности к мирному решению

конфликтов, выигрывающей стороне конфликтов. Также каждая часть включает в

себя 14 вопросов с различными вариантами ответов, направленных на выявление

представлений о используемых стратегиях поведения в конфликтах, обращении к

посреднику, пользе и вреде конфликтов, целях, причинах конфликтного

взаимодействия, используемых способах мести. Во всех вопросах, направленных

на выявление представлений о вышеперечисленных явлениях и процессах,

испытуемыми выбирался один вариант ответа.

Также каждая часть анкеты включает в себя 12 оценочных вопросов,

направленных на выявление представлений о предпочитаемом и непредпочитаемом

образе сторон в конфликтном взаимодействии, чувствах, испытываемых во время

и после конфликта. В подобных вопросах необходимо было оценить каждый из

предложенных вариантов ответов по шестибалльной шкале от «0» до «5» баллов,

где «0» баллов – признак не имеет значения, «1» – «5» баллов – степень

выраженности того или иного признака.

Анкета состоит из нескольких блоков.

Первый блок направлен на выявление представлений подростков о

конфликтных ситуациях, проявляющихся в разногласиях и непонимании.

На выявление представления о возникновении конфликтных ситуаций между

людьми направлены следующие вопросы (см. приложение 4): 2.3 (анкета №

2.вопрос № 3), 2.31, 1.13, 1.7. В указанных вопросах выявляются

представления о разногласиях и непонимании во взаимоотношениях с девочками

и с мальчиками.

На выявление представления об осознании конфликтных ситуаций

участниками направлены вопросы 2.8, 1.2,.1.19, 2.18. В указанных вопросах

выявляются представления об осознании наличия разногласий и непонимания во

взаимоотношениях с девочками и с мальчиками.

Следующий блок вопросов посвящен непосредственному конфликтному

взаимодействию, проявляющемуся в ссорах, спорах и драках.

На выявление представления подростков об участниках конфликтов

направлены вопросы 2.23, 1.21, 1.26, 1.6, 2.30, 2.19. Указанные вопросы

выявляют представления подростков об участниках ссор, споров, драк в

ситуациях взаимодействия с девочками и с мальчиками.

На выявление представлений об инициаторах конфликтов (инциденте)

направлены вопросы 2.6, 1.33, 1.10, 1.22, 2.16, 2.24. Вопросы выявляют

представления подростков об инициаторах ссор, споров, драк в ситуациях

взаимодействия с девочками и с мальчиками.

На выявление представлений подростков об эскалации конфликтов

направлены вопросы 1.28, 2.33, 1.4, 2.22, 1.18, 2.12. Вопросы направлены на

выявление представлений подростков об инициаторах эскалации ссор, споров,

драк в ситуациях взаимодействия с девочками и с мальчиками.

На выявление представлений о завершении конфликтов направлены вопросы

1.30, 2.11, 1.14, 1.8, 2.25, 1.23. Вопросы выявляют представления

подростков об инициаторах завершения ссор, споров, драк в ситуациях

взаимодействия с девочками и с мальчиками.

Представлению о постконфликтной стадии посвящено 2 группы вопросов.

Первая группа направлена на выявление представлений о явлении, называемом в

обыденном общении людей «отходчивостью», проявляющемся в ситуациях ссор,

споров, драк при взаимодействии с девочками и с мальчиками. Это вопросы

2.2, 1.11, 2.32, 1.1, 1.27, 2.21. Вторая группа вопросов направлена на

выявление представлений о явлении, называемом в бытовом общении людей

«злопамятностью», проявляющемся в ситуациях ссор, споров, драк при

взаимодействии с девочками и с мальчиками. Это вопросы 1.3, 2.17, 2.26,

1.16, 2.5, 1.31.

На выявление представлений подростков о применимости мести в конфликтах

(в ситуациях ссор, споров, драк) людьми при взаимодействии с девочками и с

мальчиками направлены вопросы 1.9, 2.27, 1.15, 1.24, 1.5, 2.7. (Проблема

применимости мести в представлении подростков выявляется также в вопросах

1.41, 1.42, направленных на выявление представлений подростков о способах

мести, применяемых девочками и мальчиками.)

Представлению об использовании в конфликтах агрессии посвящено 3 группы

вопросов. На выявление представлений об использовании физической агрессии в

ситуациях ссор или споров при взаимодействиях с девочками и с мальчиками

направлена первая группа вопросов, состоящая из вопросов 2.28, 2.9. На

выявление представлений об использовании вербальной агрессии в ситуациях

ссор или споров при взаимодействиях с девочками и с мальчиками направлена

вторая группа вопросов, состоящая из вопросов 2.15, 1.25. Третья группа

вопросов, направленная на выявление представлений об использовании

косвенной агрессии в ситуациях ссор или споров при взаимодействиях с

девочками и с мальчиками состоит из вопросов 1.29, 2.13. При составлении

данных вопросов нами была использована методика Басса-Дарки [141, с. 168-

171]. Ситуация драки в данных 3 группах вопросов исключена с целью

унификации вопросов, направленных на выявление представлений подростков об

использовании агрессии. Драка является одним из крайних способов

реагирования в конфликте, в котором однозначно применяется физическая

агрессия, в меньшей степени вербальная и совсем не применяется косвенная. С

той же целью (унификации вопросов, направленных на выявление различных

видов агрессивного проявления реакций людей) ситуации ссоры и спора не

разделяются.

На выявление представлений подростков о склонности к мирному решению

конфликтов (ссор, споров) в ситуациях взаимодействия с девочками и с

мальчиками направлены вопросы 2.4, 1.17, 2.14, 1.20. Ситуация драки не

выделяется в отдельный вопрос по причине сложности разрешения подобного

вида конфликтов мирным путем, т.к. люди, вступившие в драку не склонны

решать этот конфликт каким-либо другим путем, исключая силовой.

На выявление представлений подростков о победителях в конфликтном

взаимодействии направлены вопросы 2.20, 1.32, 2.1, 2.29, 1.12, 2.10.

Указанные вопросы направлены на выявление представлений подростков о том,

кто обычно является победителем, выигрывает в ситуациях ссор, споров, драк

во взаимодействиях с девочками и с мальчиками.

На все вопросы двух первых блоков выделены единые варианты ответов: 1)

«девочки», 2) «мальчики», 3) «мамы», 4) «папы», 5) «учителя-женщины», 6)

«учителя-мужчины», 7) «никто», 8) «все в равной степени», 9) «не знаю».

Следующий блок вопросов направлен на выявление представлений подростков

о следующих явлениях и процессах:

- Об использовании услуг посредника в ситуациях ссор, споров девочками и

мальчиками. Это вопросы 1.34, 2.34, 2.35, 1.35. Категория «драка»

исключена по причине отсутствия возможности обращения к посреднику в

процессе драки – в данной ситуации посредник может вмешаться

самостоятельно. Варианты ответов: 1) «да», 2) «нет», 3) «иногда», 4) «не

знаю», представленные в виде трехбалльной шкалы: 0 баллов – «нет», 1 балл

– «иногда», «не знаю», 2 балла – «да».

- О пользе конфликтов (ссор, споров, драк). Это вопросы 2.36, 2.37, 1.36.

Данные вопросы не разбивались на ситуации взаимодействия с девочками и с

мальчиками. Варианты ответов: 1) «да», 2) «нет», 3) «иногда», 4) «не

знаю», представленные в виде трехбалльной шкалы: 0 баллов – «нет», 1 балл

– «иногда», «не знаю», 2 балла – «да».

- О вреде конфликтного взаимодействия (ссор, споров, драк). Это вопросы

1.37, 1.38, 2.38. Данные вопросы также не разбивались на ситуации

взаимодействия с девочками и с мальчиками. Варианты ответов: 1)

«ухудшаются отношения», 2) «вредно для здоровья», 3) «не вредно», 4) «не

знаю». Варианты ответов выделены вследствие проведенной третьей части

первой серии исследования.

- О цели, мотивах конфликтов (ссор, споров, драки) девочек и мальчиков. Это

вопросы 1.39, 2.41, 2.42, 2.39, 2.40, 1.40. Варианты ответов: ради 1)

«денег», 2) «выяснения отношений», 3) «доказательства правды», 4)

«любви», 5) «дружбы», 6) «справедливости», 7) «не знаю». Варианты ответов

выделены вследствие проведенной третьей части первой серии исследования.

- О способах мести, применяемых девочками и мальчиками. Это вопросы 1.41,

1.42. Вопросы не подразделялись на варианты конфликтного взаимодействия.

Варианты ответов: 1) «побить обидчика», 2) «оскорбить обидчика», 3) «не

разговаривать с обидчиком», 4) «оклеветать обидчика», 5) «не знаю».

Варианты ответов выделены вследствие проведенной первой части первой

серии исследования. Представления подростков о применимости мести

выявляются также в описанных выше вопросах 1.9, 2.27, 1.15, 1.24, 1.5,

2.7.

- О применяемых в конфликтах (ссорах, спорах) стратегий реагирования

девочками и мальчиками. Это вопросы 2.43, 1.43, 1.44, 2.44. Ситуация

драки не включена в вопросы по причине невозможности применять

определенные виды стратегий взаимодействия в данной ситуации. Варианты

ответов: 1) «достичь своего во что бы то ни стало», 2) «достичь всех

интересов обеих сторон», 3) «предложить среднее решение», 4)

«приспособиться под решение другого», 5) «уйти от взаимодействия», 6) «не

знаю». При составлении этой группы вопросов была использована методика К.

Томаса [141, с. 289-291].

- О причинах конфликтного взаимодействия (ссор, споров, драк) девочек и

мальчиков. Это вопросы 2.46, 1.45, 1.47, 2.47, 1.46, 2.45. Варианты

ответов: 1) «из-за сложностей в отношениях в другим человеком», 2) «из-за

несогласия с мнением другого человека», 3) «из-за невозможности что-либо

поделить», 4) «из-за того, что затронуты чьи-то чувства», 5) «из-за

личных качеств людей», 6) «не знаю». Варианты ответов выделены вследствие

проведенной третьей части первой серии исследования.

Следующих 2 блока вопросов – оценочные (предлагалось оценить варианты

ответов по шкале от «0» до «5» баллов).

Первый блок посвящен выявлению представлений подростков о желаемом /

нежелаемом образе в конфликтном взаимодействии (ссоре, споре, драке)

девочек и мальчиков.

Представления о нежелаемом образе выявлялся с помощью вопросов 1.48,

2.48, 1.50, 2.49, 2.50, 1.49. Предлагалось оценить по силе нежелательности

следующие варианты: 1) «слабый», 2) «глупый», 3) «смешной», 4) «виновный»,

5) «проигравший», а также оставлена специальная строка (6) – «затрудняюсь

оценить» – с целью дать возможность испытуемому уклониться от ответа при

необходимости.

Представления о желаемом образе выявлялся с помощью вопросов 1.52,

2.51, 2.53, 1.51, 1.53, 2.52. В качестве вариантов предлагалось оценить по

силе желательности следующие образы: 1) «сильный», 2) «умный», 3)

«серьезный», 4) «невиновный», 5) «победитель», а также оставлена строка (6)

– «затрудняюсь оценить».

Варианты ответов этого блока, которые необходимо было оценить

респондентам, были выделены в результате проведенной третьей части первой

серии исследования.

Второй блок направлен на выявление представлений о чувствах,

переживаемых во время и после конфликтов (ссор, споров, драк) девочками и

мальчиками. Представления о чувствах, переживаемых во время конфликтов,

выявляются вопросами 1.54, 2.56, 1.56, 2.54, 2.55, 1.55. Представления о

чувствах, переживаемых после конфликтов, выявляются вопросами 2.59, 2.58,

2.57, 1.57, 1.58, 1.59. И в том, и в другом случаях предлагалось оценить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ