Рефераты

Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

следующие чувства по силе переживания: 1) «обида», 2) «злость», 3) «страх»,

4) «разочарование», 5) «радость», 6) «облегчение», а также оставлена

специальная строка (7) – «затрудняюсь оценить». Варианты ответов,

предлагаемых оценить респондентам, выделены с помощью проведенной третьей

части первой серии исследования.

В процессе создания опросника была проведена экспертная оценка на

способность вопросов опросника выявлять те или иные представления

подростков и на возможность с помощью вопросов выявить различия в

представлениях.

В качестве экспертов выступали специалисты в области социальной

психологи (научные работники и практические психологи с опытом работы более

5 лет). Количество экспертов – 7 человек.

В результате оценочной работы экспертов было оставлено 118 из 228

первоначально созданных вопросов, наиболее соответствующих целям

исследования. Были исключены вопросы, имеющие незначительные различия с

другими вопросами анкеты по мнению экспертов. Были скорректированы

следующие вопросы и варианты ответов:

- Исключены вопросы, направленные на выявление представлений подростков о

конфликтах, где в качестве конфликтов были названы непонимание и

разногласия в связи с несоответствием понятию «конфликт».

- Акцент в вопросах по возможности смещен с активной позиции на пассивную

(например, формулировка вопроса «Мальчики чаще всего ссорятся с:…»

заменена на «С мальчиками чаще всего ссорятся…») с целью повышения

надежности, т.к. это облегчает идентификацию респондентов с персонажами

вопросов.

- Вопросы, направленные на выявление представлений об агрессивном поведении

унифицированы, оставлено по одному варианту вопросов о поведении девочек

и мальчиков. Исключена ситуация драки, в которой не применима косвенная

агрессия, а вопрос о частоте применения физической силы в драке вообще

теряет смысл, т.к. в драке не может не применятся физическая сила, и,

соответственно, физическая агрессия. Ситуации ссоры и спора в вопросах о

представлениях подростков о вербальной и физической агрессии объединены с

целью унификации с вопросом о косвенной агрессии.

- В вопросах о способах мести исключены различия в проявлениях конфликтов

(ссор, споров, драк), как незначительные, по мнению экспертов. Также

исключено само упоминание категории «конфликт» и ее синонимов в вопросах,

т.к. месть уже является проявлением конфликтного поведения. Данные

вопросы объединены в 2 варианта: направленные на выявление представлений

подростков об используемых способах мести девочками и мальчиками.

К вариантам ответов вопросов первых двух блоков (по 33 первых вопроса в

каждой части) были добавлены варианты: «никто», «все в равной степени» для

повышения надежности результатов, по мнению экспертов.

Опросник был апробирован на выборке из 33 человек. Результаты апробации

позволяют применить опросник на большой выборке и не имеют различий с

результатами проведенной второй серии исследования.

Выводы по второй главе

1. В ходе первой части первой серии исследования выявлялось содержание

информации представлений подростков о конфликте методом «Свободного

семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984). В результате первой

серии было выявлено 162 категории, раскрывающие поле представлений

подростков о конфликте. Наиболее распространенным являлось понимание

конфликта как «ссоры», «драки», «спора», «разногласия», «непонимания».

2. Подростки адекватно понимают категорию «конфликт», что подтверждено во

второй части первой серии исследования. Они однозначно считают драку (91%

респондентов считают драку конфликтом, [pic]=3,92, Ме=5, Мо=5 по

шестибалльной шкале: от «0» до «5» баллов), ссору (95%, [pic]=3,63, Ме=4,

Мо=5) и спор (84,5%, [pic]=2,46, Ме=3, Мо=3) конфликтом. К категориям

«драка», «ссора», «спор» близки оказались «разногласия» (84,5%,

[pic]=2,34, Ме=2, Мо=2) и «непонимание» (66%, [pic]=1,83, Ме=1, Мо=0),

отнесенные нами к конфликтной ситуации.

3. Динамика ответов подростков о категориях, синонимичных в их

представлениях категории «конфликт» («драка», «разногласия»)

характеризуется значимыми изменениями представлений у подростков при

взрослении от 10-11 к 12-13 годам (p<0.05) и незначимыми – от 12-13 к 14-

15 годам.

4. В третьей части первой серии исследования выявлялись семантические поля

сопровождающих межличностный конфликт явлений и состояний методом

«Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984). В результате

был выявлен перечень причин, целей межличностных конфликтов, испытываемых

чувств, желательных и нежелательных образов в конфликтах, способов мести,

негативных последствий конфликтов.

5. По результатам первой серии исследования была выявлена динамика сложных

суждений подростков. Суждения о межличностных конфликтах по мере

взросления подростков (как мальчиков, так и девочек) усложняются. Более

старшие подростки при описании конфликтов и их сопровождения дают более

развернутые и сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от

10-11 лет к 14-15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем

у девочек более интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).

6. На основе данной серии исследования были сформулированы закрытые

вопросы, направленные на выявление представлений подростков о причинах,

целях межличностных конфликтов, пользе и вреде конфликтов, способах

мести, желательном и нежелательном образах в конфликтах, переживаемых

чувствах во время и после конфликтов. Понятие «конфликт» было заменено на

более доступные подросткам «драку», «ссору», «спор», понятие «конфликтная

ситуация» – на «разногласия» и «непонимание» с целью повышения надежности

опросника. Эти вопросы стали основой разрабатываемого нами опросника

«Подростки в конфликтах».

7. При составлении опросника использовался метод экспертной оценки.

Специалисты в области социальной психологии (научные работники и

практические психологи в количестве 7 человек) проанализировали

выделенные вопросы. В результате, был создан опросник, состоящий из 118

вопросов, поделенных на две равных части для удобства проведения.

8. Опросник «Подростки в конфликтах» включает в себя четыре блока вопросов:

1) вопросы, направленные на выявление информации о компонентах структуры

конфликта: представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта,

цели и причинах конфликта; 2) вопросы, направленные на выявление

информации о процессе протекания конфликта: представления о возникновении

и осознании конфликтной ситуации, инициаторах конфликта (инциденте),

эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии; 3) вопросы,

направленные на выявление информации о состояниях, переживаниях человека

в конфликтах и установки на отношение к конфликтам: представления об

агрессии, проявляемой в следующих видах: физическая, вербальная,

косвенная; о чувствах, испытываемых во время и после конфликтов, пользе и

вреде конфликтов; 4) вопросы, направленные на выявление информации об

индивидуальных особенностях поведения людей: представления о применимости

мести, используемых способах мести, стратегиях поведения в конфликтных

взаимодействиях, склонности к мирному решению, желании определенным

образом выглядеть в конфликтах, обращении к посреднику для разрешения

конфликтов, победителях конфликтов.

Глава 3. Изучение представлений подростков разного возраста и пола о

межличностных конфликтах и поведении людей в них

(с помощью опросника

«Подростки в конфликтах»)

Вторая серия исследования проводилась с помощью метода «Подростки в

конфликтах» (А. В. Семенов, 2001). Текст опросника представлен в приложении

4.

Инструкция к опроснику прилагалась к вопросам (приложение 4), а также

зачитывалась. Раздавались специально разработанные бланки ответов

(приложение 4). Во время письменных ответов испытуемых при необходимости

пояснялись те или иные вопросы опросника или процедура ответов. Процедура

ответов испытуемых строго соблюдалась, в случае пропусков респондентом

одного или нескольких вопросов, бланк ответов отбраковывался и уничтожался.

Исследование проводилось в г. Москве в 2001 – 2002 гг. на базе школ №

641, № 1304, гимназии № 1579, УВК № 1647 Южного и Юго-восточного

административных округов. Во второй серии исследования приняли участие 389

подростков пятых – девятых классов, в том числе 173 мальчика, 216 девочек.

Среди них: 76 пятиклассников (10-11 лет) (34 мальчика, 42 девочки), 84

шестиклассника (11-12 лет) (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (12-13

лет) (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (13-14 лет) (30

мальчиков, 37 девочек), 81 девятиклассник (14-15 лет) (35 мальчиков, 46

девочек).

Полученные данные подробно представлены в приложении 5.

3.1. Представления подростков о структуре межличностного конфликта

На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

различия в представлениях подростков о структурных компонентах конфликта.

Нами рассматривались следующие структурные компоненты конфликта, выделяемые

в литературе [15, 43, 132 и др.]: конфликтная ситуация, участники

конфликта, цель и причина конфликта. Представления подростков об указанных

структурных компонентах конфликта выявлялись с помощью вопросов опросника

1.6, 1.7, 1.13, 1.21, 1.26, 1.39, 1.40, 1.45, 1.46, 1.47, 2.3, 2.19, 2.23,

2.30, 2.31, 2.39, 2.40, 2.41, 2.42, 2.45, 2.46, 2.47 (приложение 4).

Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

- проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

- использовался t-критерий Стьюдента для выявления различий между

выборками;

3.1.1. Образ конфликтов (структурных компонентов) в представлениях

подростков

Участниками конфликтных ситуаций чаще всего являются подростки, как

мальчики, так и девочки (рис. 4). При этом, среди подростков, более

конфликтогенными считаются ситуации взаимодействия разнополых сверстников

(77,59% ответов), в том числе, ситуации непонимания (89,59%), разногласия

(70,59%).

Участниками конфликтов, как и конфликтных ситуаций, чаще всего являются

подростки, как мальчики, так и девочки (рис. 5). При этом, среди подростков

конфликты во взаимодействии разнополых сверстников (52,52%) возникают чуть

чаще, чем во взаимодействии однополых сверстников (47,48%). При более

подробном анализе ответов подростков об участниках конфликтов,

обнаруживаются различия. Так, споры (64,86%) и ссоры (61,23%) чаще

возникают во взаимодействии разнополых сверстников, а драки (63,66%) – во

взаимодействии однополых сверстников.

Целями конфликтов чаще всего являются «выяснения отношений»,

«доказательство правды» (рис. 6), однако здесь существуют некоторые

различия (рис. 7): мальчики, по мнению подростков (как мальчиков, так и

девочек), конфликтую чаще ради выяснения отношений (51,76%); целями

девочек, в одинаковой степени являются «выяснения отношений» (27,81%) и

«доказательство правды» (26,49%), при этом, мальчики более склонны считать,

что целями конфликтов девочек являются «выяснения отношений» (28,55%), а

девочки – «доказательство правды» (30,65%). Кроме того, в отличие от

мальчиков, девочкам, по мнению сверстников, более свойственно стремление к

справедливости, что наиболее ярко проявляется в ситуациях ссор, где

«справедливость», как цель конфликта, по мнению самих девочек, занимает

одно из ведущих мест (27,14%) наряду с «доказательством правды» (27,52%) и

«выяснением отношений» (23,47%).

Причинами конфликтов чаще всего являются несогласие с мнением другого,

сложности в отношениях с другим (рис. 8). В представлениях подростков о

причинах конфликтов мальчиков и девочек наблюдается определенное различие

(рис. 9): девочкам больше приписывается, вслед за «несогласием с мнением

другого», «затронутые чувства», как причина конфликтов, что наиболее ярко

проявляется в ситуации драки (26,37%), мальчикам (вслед за «несогласием с

мнением другого») – «сложности в отношениях с другим», что наиболее ярко

проявляется также в ситуации драки (25,49%).

3.1.2 Динамика представлений подростков о структуре конфликтов

Становясь старше, подростки (как мальчики, так и девочки) менее склонны

считать, что конфликтные ситуации и конфликты (таблица 2[1]) возникают

между разнополыми сверстниками, и более склонны считать, что конфликтные

ситуации и конфликты (таблица 3) возникают между однополыми сверстниками.

|Таблица 2 |

|Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

|возрастных групп по отдельным шкалам опросника |

|(о конфликтогенности взаимодействия разнополых сверстников) |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

| |[pic]|[pic]|. |

|Участники конфликтных |1) Мальчики |0,35 |0,28 |2,86**|

|ситуаций | | | | |

| |2) Мамы |0,05 |0,11 |-3,43*|

| | | | |* |

|Цели конфликтов |1) Доказательство правды |0,20 |0,24 |-2,49*|

| |2) Стремление к |0,11 |0,14 |-2,02*|

| |справедливости | | | |

| |3) Затрудняются ответить |0,12 |0,07 |2,80**|

|Причины конфликтов |1) Сложности в отношениях |0,21 |0,17 |2,01* |

| |2) Несогласие с мнением |0,27 |0,33 |-2,87*|

| |другого | | |* |

3.2. подростки о процессе протекания конфликта

На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

различия в представлениях подростков о процессе протекания конфликта. Нами

рассматривались следующие динамические процессы конфликта, выделяемые в

литературе [15, 43, 132 и др.]: возникновение и осознание конфликтной

ситуации, инцидент (инициаторы конфликта), эскалация конфликта, завершение

конфликта, постконфликтная стадия, рассматриваемая нами с позиций

«отходчивости» и «злопамятности» людей. Представления подростков о процессе

протекания конфликта выявлялись с помощью вопросов опросника 1.1, 1.2, 1.3,

1.4, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.13, 1.14, 1.16, 1.18, 1.19, 1.22, 1.23, 1.27,

1.28, 1.30, 1.31, 1.33, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.8, 2.11, 2.12, 2.16, 2.17,

2.18, 2.21, 2.22, 2.24, 2.25, 2.26, 2.31, 2.32, 2.33 (Приложение № 4).

Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

- проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

- использовался t-критерий Стьюдента для выявления различий между

выборками;

3.2.1. Анализ представлений подростков о динамике конфликтов

Конфликтные ситуации чаще всего возникают среди подростков, участниками

которых являются как мальчики, так и девочки (рис. 4 на с. 82). При этом,

среди подростков, более конфликтогенными считаются ситуации взаимодействия

разнополых сверстников (77,59% ответов), в том числе, ситуации непонимания

(89,59%), разногласия (70,59%).

К осознанию конфликтной ситуации (рис. 12) чаще всего первыми приходят

девочки (38,41%), затем – мальчики (23,77%). Среди сверстников, наличие

конфликтной ситуации, по мнению подростков, первыми осознают девочки

(61,77%) (мальчики – 38,23%): мальчики меньше склонны приписывать этот

процесс девочкам (51,14%) (мальчикам – 48,86%), девочки – напротив – более

склонны считать, что первичность осознания конфликтной ситуации принадлежит

девочкам (71,34%) (мальчикам – 28,66%).

При этом, здесь подростками (как мальчиками, так и девочками) также,

как и при наличии конфликтной ситуации, более конфликтогенными считаются

взаимоотношения разнополых сверстников (69,49%), чем однополых (30,51%).

Более подробно различия в представлениях мальчиков и девочек об

осознании конфликтной ситуации показаны на рис. 13.

Инициаторами конфликтов (рис. 14) чаще всего являются мальчики

(47,59%), затем – девочки (37,97%). Среди сверстников, по мнению

подростков, к инциденту чаще прибегают мальчики (55,62%) (девочки –

44,38%): мальчики считают инициаторами конфликтов как мальчиков (50,60%),

так и девочек (49,40%), девочки в первую очередь инициаторами считают

мальчиков (59,59%), а затем уже девочек (40,41%).

Различные виды конфликтов, по мнению подростков, инициируют среди

сверстников разные люди: споры инициируют как мальчики (51,40%), так и

девочки (48,60%), инициаторами ссор также являются как мальчики (50,92%),

так и девочки (49,08%), инциденты в драках провоцируют чаще мальчики

(63,88%), и лишь затем – девочки (36,12%).

При этом межполовым конфликтным взаимодействиям отводится также ведущая

роль: инициаторами конфликтов чаще являются оппоненты-сверстники

противоположного пола (67,55%), чем однополые (25,87%). При более детальном

анализе, обнаруживаются некоторые различия в представлениях подростков о

различных ситуациях конфликтов. Так, споры (66,16%) и ссоры (63,75%) чаще

возникают во взаимодействии разнополых сверстников, а драки (59,04%) – во

взаимодействии однополых сверстников.

Различия в представлениях мальчиков и девочек показаны на рис. 15.

К эскалации конфликтов (рис. 16), в первую очередь, обычно прибегают

девочки (42,13%) и мальчики (41,16%). Среди сверстников взаимодействия

разнополых (52,89%) и однополых (47,11%) оппонентов значимо не отличаются.

К завершению конфликтов (рис. 17) первыми обычно стремятся девочки

(33,88%), затем мальчики (21,63%). Среди сверстников, по мнению подростков,

к завершению конфликтов девочки прибегают в 61,03% случаев, а мальчики – в

38,97%, при этом, мальчики менее склонны отдавать предпочтение девочкам

(52,74%), чем сами девочки (67,88%).

Вместе с тем, подростки в некоторых формах конфликтного взаимодействия

отдают достаточно большой процент девочкам. Например, в ситуациях споров с

мальчиками, первыми прекратить конфликт, вслед за девочками (33,51%),

стремятся мамы (20%); сами же мальчики стремятся завершить конфликт в

меньшей степени (12,34%).

Подростки (как мальчики, так и девочки) также более склонны приписывать

инициирование завершения конфликтов сверстникам противоположного пола

(65,59%), чем сверстникам того же пола (34,41%).

Постконфликтная стадия характеризуется следующим:

- Обиды, нанесенные в конфликте, легче прощают мальчики (35,05%), затем –

девочки (28,72%) (рис. 18). Среди сверстников, «отходчивостью»

характеризуются, в первую очередь, мальчики (54,96%), затем – девочки

(45,04%). «Отходчивость» у сверстников, чуть чаще проявляется в

межполовых взаимоотношениях (54,69%), чем в однополых (45,31%).

- Обиды, нанесенные в конфликте, по мнению подростков, дольше помнят

девочки (54,94%), затем – мальчики (26,48%) (рис. 19). Вместе с тем,

мальчики и девочки несколько по-разному считают своих сверстников более

злопамятными (рис. 20): девочки более склонны говорить о большей

«злопамятности» сверстниц. Феномен злопамятности среди сверстников, по

мнению подростков, чаще проявляется во разнополом взаимодействии

(58,50%).

3.2.2 Динамика представлений подростков о процессе протекания

конфликтов

Динамика ответов подростков на вопросы о процессе протекания конфликтов

проявляется в уменьшении количества подростков (как мальчиков, так и

девочек), представляющих межполовые взаимодействия сверстников более

конфликтогенными (таблица 5) и увеличении – представляющих взаимодействия

однополых сверстников более конфликтогенными (таблица 6), что проявляется в

конфликтных ситуациях (рис. 10 на с. 87), инциденте (рис. 21), эскалации

конфликтов (рис. 22), постконфликтном взаимодействии («злопамятность»)

(рис. 23).

|Таблица 5 |

|Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

|возрастных групп по отдельным шкалам опросника |

|(о конфликтогенности взаимодействия разнополых сверстников) |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

| |[pic]|[pic]|. |

|Участники конфликтных |1) Мальчики |0,35 |0,28 |2,86**|

|ситуаций | | | | |

| |2) Мамы |0,05 |0,11 |-3,43*|

| | | | |* |

|Осознание конфликтных |1) Девочки |0,34 |0,42 |-3,31*|

|ситуаций | | | |* |

| |2)Мальчики |0,32 |0,17 |6,79**|

| |3) Мамы |0,11 |0,19 |-3,52*|

| | | | |* |

| |4) Папы |0,02 |0,05 |-2,82*|

| | | | |* |

|Инцидент |1) Девочки |0,41 |0,35 |2,26* |

| |2) Мальчики |0,42 |0,52 |-4,00*|

| | | | |* |

|Эскалация |1) Девочки |0,46 |0,39 |2,46* |

| |2) Мальчики |0,36 |0,45 |-3,41*|

| | | | |* |

|Завершение конфликтов |1) Девочки |0,29 |0,37 |-2,87*|

| | | | |* |

| |2) Мальчики |0,26 |0,18 |3,70**|

| |3) Мамы |0,10 |0,14 |-2,41*|

|Постконфликтное |1) Мальчики |0,40 |0,31 |3,04**|

|взаимодействие | | | | |

|(«отходчивость») | | | | |

| |2) Мамы |0,11 |0,17 |-2,90*|

| | | | |* |

|Постконфликтное |1) Девочки |0,50 |0,59 |-3,43*|

|взаимодействие | | | |* |

|(«злопамятность») | | | | |

| |2) Мальчики |0,30 |0,23 |3,25**|

3.3. Мнения подростков о состояниях, переживаниях людей во время и после

конфликтов, оценке конфликтов

На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

различия в представлениях подростков о состояниях и переживаниях людей и

оценке конфликта. Нами рассматривались представления подростков о

агрессивных состояниях в конфликте (физическая, вербальная и косвенная

агрессия), о переживаниях во время и после конфликта, об оценке пользы и

вреда конфликта. Представления подростков о состояниях и переживаниях людей

и оценке конфликта выявлялись с помощью вопросов опросника 1.25, 1.29,

1.36, 1.37, 1.38, 1.54, 1.55, 1.56, 1.57, 1.58, 1.59, 2.9, 2.13, 2.15,

2.28, 2.36, 2.37, 2.38, 2.54, 2.55, 2.56, 2.57, 2.58, 2.59 (Приложение №

4).

Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

- проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

- производился подсчет средних значений ([pic]) по «оценочным» вопросам

(1.36, 1.54, 1.55, 1.56, 1.57, 1.58, 1.59, 2.36, 2.37, 2.54, 2.55, 2.56,

2.57, 2.58, 2.59);

- производился подсчет t-критерия Стьюдента для выявления различий между

выборками;

3.3.1. Анализ представлений подростков

По мнению подростков, к агрессии, как показано на рис. 33, склонны

более всего как мальчики (42,45%), так и девочки (39,70%). При этом,

значимость межполовых (53,35%) и однополых (46,65%) взаимоотношений среди

сверстников приблизительно одинакова, и значимо не различается. Также, в

целом, схожи представления мальчиков и девочек о проявлениях агрессии.

Физическая агрессия (рис. 34), в представлениях подростков, более

свойственна мальчикам (57,61%). Среди сверстников, мальчики используют этот

вид агрессии в 71,10% случаев, как считают респонденты. Значимость

взаимоотношений однополых (55,12%) и разнополых (44,88%) сверстников также

практически не отличается, по мнению испытуемых.

Вместе с тем, наблюдается определенное расхождение в представлениях

мальчиков и девочек о применимости физической агрессии, что показано на

рис. 35. Мальчики считают, что применяют физическую агрессию в 51,28%

случаев, а девочки, по мнению первых, применяют ее в 29,36% случаев. В свою

очередь, девочки приписывают стремление применять физическую агрессию

мальчиками в 62,75% случаев, а себе – в 18,66% случаев.

Вербальная агрессия, что можно увидеть на рис. 36, по мнению подростков

(как мальчиков, так и девочек) чаще применяется мальчиками (42,94%), а

затем – девочками (29,69%). Среди сверстников межполовые взаимоотношения

(49,45%), по мнению подростков, значимо не отличаются от однополых

взаимоотношений (50,55%).

К косвенной агрессии, как считают подростки (как мальчики, так и

девочки) чаще прибегают девочки (65,99% респондентов считают таким образом,

т.е. подавляющее большинство). Тогда как мальчики к подобному виду агрессии

прибегают в 2,5 раза реже – лишь в 26,81% случаев, по мнению сверстников.

К косвенной агрессии, в представлениях подростков, также почти в 2 раза

чаще прибегают во взаимодействии разнополых сверстников (65,7%), чем

однополых (34,3%).

Чувства, переживаемые во время конфликтов (рис. 38) можно условно

разделить на три группы: сильные, средние, слабые. Несмотря на условное

разделение, все чувства, в представлениях подростков, значимы – таковыми их

считают более 60% опрошенных.

К сильным чувствам можно отнести «злость» (85,89% респондентов считают

ее таковой; средний балл по силе переживаний ([pic])=3,75 по шестибалльной

шкале – от «0» до «5» баллов) и «обиду» (80,77%, [pic]=3,28). К средним

можно отнести «разочарование» (72,41%, [pic]=2,24). К слабым – «облегчение»

(60,66%, [pic]=1,89), «радость» (61,04%, [pic]=1,79) и «страх» (64,74%,

[pic]=1,73).

Чувства, переживаемые после конфликтов (рис. 38) также можно разделить

на три группы, но с большей степенью условности. В таком случае, к сильным

чувствам относятся также «злость» (80%, [pic]=3,16) и «обида» (76,89%,

[pic]=2,99). К средним – «облегчение» (71,24%, [pic]=2,66), «радость»

(69,69%, [pic]=2,42) и «разочарование» (72,23%, 2,33). К слабым – «страх»

(54,06%, [pic]=1,43).

Существование пользы конфликтов (рис. 39) признают около половины

опрошенных – 48,01% (позитивность конфликтов оценивается средним баллом

([pic]), равным 0,65 по трехбалльной шкале – от «0» до «2» баллов), при

этом пользу конфликтов оценивает чуть больше половины мальчиков (55,85%,

[pic]=0,79) и чуть меньше половины девочек (41,72%, [pic]=0,54). Таким

образом, подростки, в целом, не склонны видеть пользу в конфликтах.

Ответы подростков о вреде конфликтов представлены на рис. 40. Более

всего, респонденты видят вред в ухудшениях отношений – так считает

подавляющее большинство опрошенных (68,91%).

3.3.2 Динамика представлений подростков о состояниях, переживаниях

людей во время и после конфликтов, оценке конфликтов

Динамика данных суждений подростков характеризуется, во-первых,

изменением представления об агрессии.

Проявления агрессии, в представлении подростков (как мальчиков, так и

девочек), снижаются во взаимоотношениях разнополых (таблица 10) и

повышаются во взаимоотношениях однополых сверстников (таблица 11), что

показано на рис. 41. Это проявляется во всех трех видах агрессивных

состояний, рассматриваемых нами: физической агрессии (рис. 42), вербальной

агрессии (рис. 43) и косвенной агрессии (рис. 44). В целом, динамики данных

состояний схожи между собой: более частое применение агрессии во

взаимоотношениях разнополых сверстников, по мнению младших подростков,

переходит в более частое применение агрессии во взаимоотношениях однополых

сверстников. Исключение составляет косвенная агрессия, динамика применения

которой останавливается на возрасте 12-13 лет, оставаясь более

востребованной в межполовых взаимоотношениях (рис. 44).

|Таблица 10 |

|Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

|возрастных групп по отдельным шкалам опросника |

|(о конфликтогенности взаимодействия разнополых сверстников) |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

|Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

| |[pic]|[pic]|. |

|Физическая агрессия |1) Девочки |0,29 |0,19 |3,35**|

| |2) Мальчики |0,51 |0,63 |-3,13*|

| | | | |* |

|Косвенная агрессия |1) Однополые сверстники |0,66 |0,34 |-2,56*|

|Польза конфликтов | |0,79 |0,54 |4,56**|

|Переживание обиды |1) Во время конфликтов |2,86 |3,13 |-2,41*|

| |2) После конфликтов |2,56 |2,84 |-2,23*|

3.4. Представления подростков

об индивидуальных особенностях поведения людей

в межличностных конфликтах

На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

различия в представлениях подростков об индивидуальных особенностях

поведения людей. Нами рассматривались представления подростков о стратегиях

поведения, используемых в конфликтном взаимодействии, о применимости мести

и способов мести, об обращаемости к посреднику, о победителях в конфликте.

Представления подростков об индивидуальных особенностях поведения людей

выявлялись с помощью вопросов опросника 1.5, 1.9, 1.12, 1.15, 1.17, 1.20,

1.24, 1.32, 1.34, 1.35, 1.41, 1.42, 1.43, 1.44, 1.48, 1.49, 1.50, 1.51,

1.52, 1.53, 2.1, 2.4, 2.7, 2.10, 2.14, 2.20, 2.27, 2.29, 2.34, 2.35, 2.43,

2.44, 2.48, 2.49, 2.50, 2.51, 2.52, 2.53 (Приложение № 4).

Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

- проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

- производился подсчет средних значений по «оценочным» вопросам (1.34,

1.35, 1.48, 1.49, 1.50, 1.51, 1.52, 1.53, 2.34, 2.35, 2.48, 2.49, 2.50,

2.51, 2.52, 2.53);

- производился подсчет t-критерия Стьюдента для выявления различий между

выборками;

3.4.1. Анализ представлений подростков

Предпочитаемой стратегией поведения (рис. 52) в конфликте респонденты

называют соперничество (60,69%), более ярко проявляющееся в ситуациях ссор

(66,49%), чем споров (54,89%). Также, по мнению опрошенных, данная

стратегия свойственна в большей степени мальчикам (72,94%), чем девочкам

(48,45%), что наглядно представлено на рис. 53. Вместе с тем, девочкам, в

представлениях подростков, более, чем мальчикам, свойственны такие

стратегии поведения в конфликтах, как компромисс (18,69%) и сотрудничество

(15,37%).

К мести (рис. 54) чаще прибегают девочки (42,42%), затем – мальчики

(34,98%). Представления мальчиков и девочек несколько различаются (рис.

55): мальчики считают, что к мести они сами (38,26%) и девочки (37,57%)

прибегают одинаково часто, девочки же считают, что к мести более склонны

девочки (46,44%), чем мальчики (32,33%).

Среди ровесников, чаще мстят, по мнению подростков, девочки (54,81%),

чем мальчики (45,19%). Месть применяется одинаково часто как во

взаимоотношениях разнополых (53,33%) сверстников, так и однополых (46,67%).

По мнению респондентов, из способов мести (рис. 56) чаще всего

используют физическое воздействие на оппонента («побить») (39,31%),

исключение из коммуникации («не разговаривать») (22,17%). Представления

мальчиков и девочек о способах мести также несколько различаются, что

показано на рис. 57: мальчикам (17,85%), по мнению сверстников, более, чем

девочкам (9,44%), свойственно применять в качестве мести клевету; девочкам

(26,16%) более, чем мальчикам (16,92%) – игнорирование обидчика.

К мирному решению конфликтов (рис. 58) чаще всего прибегают девочки

(33,20%). Данные ответы мальчиков и девочек несколько расходятся, что

показано на рис. 59: девочки (36,29%) чаще, чем мальчики (29,13%), считают,

что разрешить конфликты миром обычно стремятся девочки, а также мамы

(21,24% и 14,26% соответственно); мальчики (25,05%) чаще, чем девочки

(14,05%) приписывают разрешение конфликтов миром мальчикам.

Среди сверстников, к мирному разрешению конфликтов чаще прибегают

девочки (63,67%), чем мальчики (36,33%). По мнению респондентов, к мирному

решению конфликтов чаще стремятся во взаимодействии разнополых сверстников

(58,79%), чем однополых (41,21%).

Побеждают в конфликтах (рис. 60) чаще всего мальчики (43,79%), затем –

девочки (32,18%). Представления мальчиков и девочек о победителях в

конфликтах расходятся в некоторых пунктах, что иллюстрирует рис. 61:

мальчики (51,96;%) более, чем девочки (37,08%), склонны считать, что

конфликты выигрывают мальчики; девочки (38,22%) чаще, чем мальчики

(25,02%), считают победителями в конфликта себя.

Среди сверстников, конфликты чуть чаще выигрывают, по мнению

подростков, мальчики (57,64%). Победителями конфликтов, среди ровесников,

одинаково часто бывают оппоненты другого пола (54,94%) и своего (45,06%).

К посреднику прибегают 69,43% подростков (рис. 62) с частотой,

оцененной в 0,95 баллов ([pic], по трехбалльной шкале – от «0» до «2»

баллов), причем девочки (80,59%, [pic]=1,13) чаще, чем мальчики (58,26%,

[pic]=0,78).

Нежелательные образы в конфликте для подростков достаточно значимы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ