Рефераты

Саморазвитие и менеджмент

результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свои

конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является

нахождение таких форм, методой, средств и инструментов, которые могли бы

способствовать достижению оптимального результата в конфетных условиях и

обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе

экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной текущей и

прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на

решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую

информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений,

которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной

иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки

эффективных управленческих решений, настолько велико, что его невозможно

переработать одному человеку. Именно трудности управления современным

крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-

вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления,

что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-

математического методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей,

могут быть различными:

1. Метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена

наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной

области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2. Метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий,

принимая решения, обосновывает их непоследовательными доказательствами,

содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3. Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор

оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации,

помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения

современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной

техники (РТПР и ПТПР);

Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной

науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим

руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного

из нескольких вариантой возможных решений.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет

ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в

исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому

управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель

управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип

выбора принимаемого решения из определенного набора решений.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие

требования:

. обоснованность решения;

. оптимальность выбора;

. правомочность решения;

. краткость и ясность;

. конкретность во времени;

. адресность к исполнителям;

. оперативность выполнения;

Рациональная теория принятия решений

Как было отмечено выше, легитимность того, что позднее стали называть

рациональной, нормативной или математической теорией принятия решений, была

установлена во время второй мировой войны. ТПРР, которая развилась, прежде

всего благодаря исследованию операций, является частью праксеологии, то

есть науки о рациональном поведении отдельных людей и человеческих групп.

Опираясь на некоторые постулаты рациональности, эта теория формулирует

рациональные (оптимальные) методы решения отдельных типов задач.

Постулаты, касающиеся рациональности: постулат последовательности и

постулат максимизации

Важнейшим и одновременно самым трудным вопросом среди тех, которыми

занимается эта теория, является описание условий, которые должны быть

выполнены, чтобы решения были рациональными, или формулирование постулатов,

касающихся рациональности и называемых коротко постулатами рациональности

или критериями рациональности. Что значит поступать рационально? Как

отличить оптимальное решение от ошибочного? В некоторой степени ответ на

этот вопрос дают обиходные представления. Согласно им, человек решает

рационально, если он, следуя принципам логики, анализирует все варианты

действии и выбирает наилучший из них, действуя хладнокровно в стрессовых

ситуациях, то есть так, что на его решение не оказывают влияния ни

эмоциональные процессы, ни догматически принимаемые принципы, ни

предрассудки.

Теория принятия решений не может опираться на рациональность в обиходном

понимании этого слова. Приведем, следуя У. Эдвардсу два постулата

рациональности:

1) Постулат последовательности гласит, что для принятия рационального

решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения

предпочтений ЛПР.

2) Второй постулат утверждает, что окончательным условием рационального

решения является использование максимизации, то есть выбор такого действия,

которое максимизирует целевую функцию того, кто решает задачу. Иными

словами, человек принимает ту альтернативу, которая в определенной ситуации

является для него наилучшей. Этот постулат согласуется с интуитивным

пониманием рациональности.

Рациональные решения

Опираясь на постулаты рациональности, специалисты в области статистики и

экономики пытаются сформулировать рациональные методы разрешения задач

принятия решений, то есть алгоритмов, позволяющих' за конечное число шагов

найти среди альтернатив

оптимальный вариант.

Саймон разработал также понятие "программированных" и

"непрограммированных" решений как двух основных категорий, на которые можно

подразделить все организационные решения. Программированные решения - это

рутинные и повторяющиеся, принимающиеся в соответствии с установленными

управленческими указаниями - как расположить продукты на полках магазина,

например. Не программированные решения обычно однократные и их в

определенной степени обдумывают перед тем, как принять: например, завозить

новый тип продукта в магазин или нет. Это был важный вклад в изучение

принятия решений.

Поиск решения складывается из нескольких этанов. Хотя в общем случая

процесс решения проблемы представляет собой процесс, состоящий из 5 этапов

(плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется

самой проблемой. Общими для всех решений являются следующие этапы:

диагностика проблемы или задачи, требующей решения, формулировка

ограничений и критериен принятия решения, определение альтернатив, оценка

альтернатив, выбор альтернативы, реализация и обратная связь. Рассмотрим

их.

Диагностика проблемы.

Необходимым условием для решения проблемы является ее признание, так как

если проблема не существует дня того, кто принимает решения, то и принятия

решения не состоится.

Следующий этап при диагностике проблемы - это интерпретация и

формулирование проблемы. Интерпретация проблемы - это придание значения той

проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность,

как кризис или как рутинная проблема. Рутинные или повторяющиеся проблемы

относятся к категории структурированных, а возможности и кризис - к

неструктурированным. Соответственно для каждого типа проблем будут

требоваться решения разного типа: для структурированных - программированные

решения, для неструктурированных - не программированные.

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и

проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю (относительно

организации) информацию, С одной стороны, чем большим количеством

информации владеет ЛПР, тем больше вероятность принятия верного решения. С

другой стороны, увеличение количества информации не обязательно повышает

качество решения. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от

избытка не относящейся к делу информации. Поэтому, преследуя цель получения

информации очень важно увидеть различия между релевантной и неуместной

информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация - это

данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода

времени, релевантная информация является основой решения.

Формулировки ограничении и критериев принятия решения. Когда руководитель

диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе

отчет в том, что именно с ней можно сделать. Многие возможные решения

проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя,

либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.

Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы,

такие, как законы, которые руководитель не в силах изменить. Ограничения

корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед этапом

выявления альтернатив определяется суть ограничений, а также критерии

принятия решения, которые выступают в качестве рекомендаций по оценке

решения.

Определение альтернатив.

В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы

устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации

достичь целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает

достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую

альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив,

даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому

руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для

серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами., которые

представляются наиболее желательными.

Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают перебирать

альтернативы до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит

определенному приемлемому минимальному стандарту. Они выбирают

альтернативу, которая позволит спять проблему,

Управляющие никогда не были полностью информированы и редко были способны

что-либо максимизировать. Вследствие физических ограничений тех, кто

принимает решения, Саймон ввел принцип ограниченной рациональности:

"Возможности человеческого ума в формулировании и решении сложных проблем

весьма малы по сравнению с размерами проблемы. Очень трудно достичь

объективно рационального поведения в реальном мире ... или даже разумного

приближения к такой объективной реальности".

Поскольку оптимизация выглядит для административного человека слишком

трудной, Саймон предположил, что "удовлетворение" - более •реалистичная и

типичная процедура. Стремящийся к удовлетворению рассматривает возможные

альтернативы, пока не найдет такую, которая соответствует минимальному

стандарт удовлетворения. Несмотря па то, что многие количественные

инструменты дают управляющему лучшее понимание ситуации, в которой

принимается решение, исследование реального поведения при принятии решений

подтвердили эту теорию.

Оценка альтернатив.

При выявлении альтернатив необходима определенная предварительная оценка.

Оценка предполагает определение положительных и отрицательных сторон

рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня

компромисса. При оценке возможных решений руководитель пытается

спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно.

Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность.

реализации решения, может помешать воплощению намеченного решения. Поэтому

важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления

каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия

решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться

менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в

оценку, принимая также во внимание степень неопределенности или риска.

Выбор альтернативы.

Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения

тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение

сравнительно просто. ЛПР просто выбирает альтернативу с наиболее

благоприятными общими последствиями. Однако, если проблема сложна или если

информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива

не будет наилучшим способом. В этом случае главная роль принадлежит

хорошему суждению, опыту и интуиции ЛПР.

Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения, но, как

правильно заметил Герберт Саймон, решая проблему, руководитель склоняется к

так называемому "удовлетворяющему", а не "максимизирующему" поведению. Как

уже было сказано, обычно оптимальное решение не обнаруживается из-за

нехватки времени и невозможности учесть всю уместную (релевантную)

информацию и альтернативы. В силу этих ограничений ЛПР, как правило,

выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но

не обязательно наилучшим из возможных.

Реализация.

Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решения становится

очевидной только после его осуществления". Простой выбор направления

действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или

извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано.

Обратная связь

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и

начинающейся после того, как решение начало действовать, является

установление обратной связи. 170 Харрисону: "Система отслеживания и

контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с

темп, что ожидались в период принятия решения". На этой фазе происходит

измерение и оценка последствии решения или сопоставление фактических

результатов с теми, которые руководитель рассчитывал получить. Обратная

связь, то есть поступление данных о том, что происходило до и после

реализации решения, позволяет ЛПР скорректировать его, пока организации еще

не нанесено значительного ущерба.

Описанная выше теория принятия рациональных решений имеет ряд характерных

черт, важнейшая из которых заключатся в том, что рациональное решение

зависит от структуры задания: эта структура и, следовательно, типы

параметров и переменных, участвующих в задании, однозначно определяют

оптимальную реакцию (решение). Как утверждают А. Ньюэлл и Г. Саймон, эта

теория в классической формулировке является теорией заданий на решение.

Однако, она обходит полностью или частично, характеристику ЛПР определенной

системы. При формулировании оптимального решения не принимаются во внимание

такие важные психологические переменные, как ограниченные возможности

человеческого познания, его способность к обучению или скорость переработки

информации. В значительной степени это - теория принятия решений, в которой

отсутствуют те, кто эти решения принимает.

ТПРР - один из вариантов поведенческой теории типа S - R, согласно

которой структура стимулов (задание) S определяет структуру реакции R

(решения). Поведенческий характер описанной теории, а именно тот факт, что

она не учитывает в достаточной степени психологических переменных, в

большой степени ограничивает ее практическую ценность и приводит к тому,

что многие из предлагаемых ею рациональных решений вызывают принципиальные

возражения.

Установка только на рациональный выбор без учета психологических

переменных и характера ЛПР иногда может иметь сомнительную ценность.

Несмотря на эти оговорки, следует отметить, что создатели ТПРР разработали

немало таких принципов поведения, которые имеют значительную практическую

ценность, и оказали влияние на дальнейшее развитие психологических

исследований. Вез знания этой теории сегодня невозможно проводить каких бы

то ни было серьезных эмпирических исследований, целью которых является

познание процесса принятия решения.

Психологическая теория принятия решений

Принципиальное влияние на развитие психологических исследований процессов

принятия решений оказала теория рациональных решений. Общая схема принятия

решений содержит дескриптивную (описывающую процесс решения) и нормативную

(задающую пути его реализации) составляющие.

Задачей теории принятия рациональных решений, использующей "замкнутые"

формализованные модели принятия решений, является получение ответа на

вопрос: Как рационально принимать решения? Однако в отличие от ТПРР, в

которой ставятся нормативные цели, психологи пытались ответить на следующие

дескриптивные (описательные) вопросы: как фактически люди осуществляют

выбор? Как в действительности они разрешают задают, требующие принятия

решений? Удовлетворяет ли их поведение элементарным постулатам

методологической рациональности? В течение многолетних эмпирических

исследований психологи собрали обширную информацию о человеческом

поведении, которая легла в основу создания психологической теории принятия

решений. Цель ПТПР - описать, как люди фактически действуют, приходя к тем

или иным личностным или организационным решениям.

Психологическая теория решений - это система мотивированных утверждений о

том, как люди разрешают задачи, требующие принятия решений. Она стремится

выявить и предсказать характер процессов принятия решений. Рассмотрим

последовательно три важные стороны этой теории: предмет теории, систему ее

суждений и методы их обоснования.

Предмет теории.

Предметом исследования ПТРП является поведение человека в процессе

принятия решений в условиях замкнутых (структурированных) и открытых

(неструктурированных) задач. В первом случае множество альтернативных

решений является данным и состоит, по крайней мере из двух элементов; путем

рассуждения человек, принимающий решение, выбирает одну из возможностей в

соответствии с планируемыми целями. В случае открытых задач ему приходиться

самостоятельно порождать множество возможных действий и предусматривать

последствия каждою из них. ПТРП является системой утверждений о

действительном поведении человека в процессе выбора решения. В отличие от

ТПРР, которая является нормативной, ПТПР носит дескриптивный характер. В

системе утверждений этой теории можно выделить несколько подсистем, которые

описывают действия человека в различных ситуациях принятия решений,

например, при решении задач, содержащих риск (вероятностных задач), не

содержащих риск (детерминированных задач), или же конфликтных задач

(стратегические игры). В свою очередь каждая такая подсистема содержит

утверждения о различных этапах процесса принятия решения, таких, как

создание представления о проблеме, оценка полезности и вероятности

возможных исходов, выбор альтернатив или поиск новой информации.

Как указано выше, предметом ПТПР является деятельность ЛПР в процессе

выполнения определенных заданий.

Анализ задач, требующих решения, является важным видом исследовательской

деятельности, так как их структура в большой степени обусловливает

поведение человека. Задачи, требующие решения, разнородны. К ним

принадлежат и сравнительно простые ситуации, и достаточно сложные. Но при

решении этих задач можно выделить общие черты. В каждой корректно описанной

задаче дана совокупность альтернатив, и лицо, ее решающее, производит выбор

одной из них. Каждая альтернатива или вариант решения приводит к одному из

возможных исходов или последствий поведения. Эти исходы имеют некоторую

ценность для субъекта. Далее, в задаче описаны условия (состояние дел),

которые определяют, какой исход дает ЛПР выбор данной альтернативы. Следует

отметить, что психологи все чище исследуют и поведение людей и

неструктурированных ситуациях, в которых большая часть информации плохо

описана или плохо поддается измерению. Такие задачи возникают в сферах

образования, политики, в яичной жизни, в управлении. Благодаря этому

область 1ТГПР шире, чем область ТПРР, которая занимается почти

исключительно формализованными заданиями.

Психолог, в отличие от специалистов в области статистики и • экономики,

должен также раскрывать некоторые черты личности, которые играют важную

роль в процессе принятия решений. Кроме известных различий между людьми,

принимающими решения, мы имеем дело с некоторыми постоянными, то есть

постоянно выступающими чертами характера того, кто решает. Одной из самых

важных черт такого рода является то, что действия ЛПР всегда направлены на

достижение определенных целей. Решая задачи, оно стремится к осуществлению

некоторого желательного положения дел. Кроме того, ЛПР обладает некоторыми

важными познавательными качествами, такими, как кратковременная и

долговременная память или достаточно определенная скорость переработки

информации. Эти неизменные черты того, кто принимает решение, играют

основную роль при разрешении задач, требующих решения. Таким образом,

психолог, пытающийся предвидеть и объяснить деятельность по принятию

решения, должен исследовать как структуру задач по принятию решения, так и

структуру свойств человека, разрешающего эти задачи.

Положения теории.

ПТПР - это система общих утверждений о разрешении задач по принятию

решения. Эти утверждения принадлежат к типу логических предложений,

описывающих соотношения между независимыми переменными, такими, как вид

задачи или свойства личности принимающего решение, и зависимыми

переменными, то есть его поведением в ситуации, допускающей выбор.

В ПТПР можно выделить несколько классов утверждении. Приведем наиболее

важные из них.

1. Первый класс утверждений касается того, как у людей возникает

представление о задаче по принятию решений - представление, которое

является ее субъективным образом. Так, например, психологи обнаружили, что

очень часто решающий добивается упрощения объективно стоящей задачи,

забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия.

2. Другой класс утверждений описывает процесс оценки субъективной

ценности исходов, называемой полезностью. Это, скорее всего, самый важный

класс утверждений, поскольку полезность исходов (последствий) альтернатив в

значительной степени определяет решение человека.

3. К третьему классу принадлежат утверждения, касающиеся субъективной

вероятности обстоятельств, определяющих исходы (последствия) принятого

решения. Так, например, психологи обнаружили, что люди переоценивают

вероятности малоправдоподобных и одновременно недооценивают вероятности

очень правдоподобных событий.

4. В описываемой теории важна роль некоторых утверждений о стратегиях

выбора поведения. Последние описывают – то, как ЛИР интегрируют информацию

о полезности исходов и их вероятности, и то, какие правила выбора

альтернатив они при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых

задачах, связанных с риском, ЛПР часто выбирает алгоритмические стратегии,

максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, то есть определенную

комбинацию субъективной вероятности исходов и их полезности.

5. Наконец, пятый класс утверждений описывает факторы, которые управляют

процессами решения. К их числу принадлежат влияние окружающей среды,

организация личности того, кто принимает решение, и влияние социальной

группы. Например, чем сильнее у субъекта агрессивные установки и

потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает;

решения, принимаемые коллегиально, более рискованны, чем индивидуальные

решения, и т. д.

Методы обоснования утверждении.

Познавательное и практическое значение этой теории в большой мере зависит

от методов формулирования ее утверждений и их обоснования. Психологи в

последние годы разработали много солидных методов и методик исследования,

позволяющих находить подходящие формулировки для хорошо обоснованных

научных утверждений.

В психологических исследованиях процессов принятия решений на передний

план выступают три тесно связанных друг с другом метода. Первый метод -

лабораторный эксперимент - позволяет строго контролировать независимые и

правильно измерять зависимые переменные. Насколько в некоторых науках,

например, в экономике, эксперимент рассматривается в качестве

вспомогательного метода, настолько в психологии он является, несомненно,

доминирующим. Путь к познанию поведения человека проходит через

лабораторию.

Второй метод, которым чаще всего пользуются в исследованиях процессов

принятия решений, - это формализация. Последняя состоит в том, что на

первом этапе исследователь строит аксиоматическую систему, то есть создает

совокупность аксиом, касающихся какого-либо объекта, например, риска или

предпочтения времени. На втором этапе выводятся (с помощью формальных

рассуждений) новые утверждения, валяющиеся следствиями принятых аксиом.

Третьим этапом является лабораторная эмпирическая проверка справедливости

этих утверждений, которые надлежит трактовать как исследовательские

гипотезы. Если эти гипотезы оказываются справедливыми, то можно утверждать,

что формальная модель описывает реальное поведение человека.

Наконец, третий метод основан на моделировании деятельности по принятию

решении. Исследователь пишет программу для ЭВМ. Эта программа позволяет ЭВМ

решать определенный класс задач, например, предвидеть бинарные исходы.

Затем поведение машинной программы сопоставляется с поведением человека в

аналогичной ситуации. Если их поведение логично, то эту программу,

моделирующую человеческую деятельность, можно признать психологической

теорией.

Значение ПТПР и ее место в системе знаний.

Чтобы ответить на вопрос о месте ПТПР в системе знаний, следует сначала

обсудить проблему общности научных теорий. Как известно, общность теории

можно измерять диапазоном явлений, составляющих ее предмет. Согласно Т.

Томашевскому, психология есть наука, которая исследует деятельность людей в

процессе решения разнообразных задач, относящихся к познанию, принятию

решений и их исполнению.

Анализ многих утверждений, сформулированных психологами, показывает, что

люди в своем поведении достаточно часто, по-видимому, не учитывают

постулатов методологической рациональности решений и в связи с этим во

многих задачах выбирают не наилучшие решения. Не анализируя пока причин

таких отклонений от оптимума, следует отметить, что их наличие является

самым лучшим доводом в пользу необходимости ПТПР и ее способности

формулировать нетривиальные утверждения о поведение человека. Если бы люди

поступали исключительно в соответствии с принципами рационального выбора,

если бы их предпочтения были всегда транзитивными, если бы они никогда не

принимали ошибочных решений, то исследования психологии, посвященные

принятию решений, не имели бы смысла. Однако, этого не происходит, и потому

ПТПР, являясь самостоятельной системой утверждений, является дополнительной

к ТПРР.

Функции психологической теории принятия решений.

ПТПР выполняет 3 основные функции:

функция представления. Многие положения этой теории позволяют с большой

вероятностью предсказывать, каким образом будут себя вести люди,

принимающие решения в данной ситуации.

функция объяснения. Некоторые утверждения ПТПР позволяют объяснить

человеческий механизм выбора действия.

ПТПР обладает известной практической ценностью.

Функция предвидения.

Важная функция научной теории - предвидение поведения человека. Теория

принятия решений позволяет с большой вероятностью предвидеть структуру и

направленность деятельности, приводящей к выбору и реализации решений.

Несомненно, что с теории принятия решений имеется много утверждений,

которые позволяют с большой вероятностью предвидеть поведение людей в

процессе разрешения задач, требующих приятия решения. Эти утверждения,

однако, сформулированы на основе лабораторных исследований, в которых для

решения, как правило, предлагаются несложные задачи. В этой связи возникает

вопрос: в какой мере они позволяют предвидеть поведение людей в таких

сложных институциональных системах, как промышленность, культура или

политика?

Объяснительная функция.

Все больше психологов обращают внимание на то, что целью психологии

является не только предсказание поведения людей, но также - и даже прежде

всего - его объяснение, то есть познание психических процессов,

обусловливающих поведение.

Современная теория принятия решений содержит немного утверждений,

описывающих и объясняющих механизмы деятельности по принятию решении и

указывающих при этом. какую систему правил переработки информации

использует человек во время разрешения задач, требующих принятия решений.

Объяснение есть важнейшая функция психологической теории принятия решении.

Практическая функция.

Можно ли использовать психологическую теорию принятия решений для

усовершенствования процесса принятия личностных и институциональных

решений? Является ли она инструментом, обеспечивающим, например,

оптимизацию административных решений? Ответ, на зги вопросы непрост. Прежде

всего психологическая теория принятия решении не может дать однозначных и

простых предписании. ПТПР может быть очень полезна в процессе руководства и

управления предприятием, в системе образования и т. д. Для иллюстрации

этого тезиса выясним роль психологических утверждений в процессе создания

решающих систем "человек - машина". Известно, что вычислительные системы

все чаще включаются в сложные процедуры принятия решений. В этой связи

возникает вопрос, как разделить функции между человеком и машиной. Ответ на

него может дать психологическая теория. Проведенные исследования покрывают,

что одни операции по принятию решений, люди выполняют более рационально,

чем другие. Они, например, выносят достаточно точные суждения о ценности

информации, но в то же время ввиду ограниченных возможностей их памяти

часто совершают ошибки в процессе интеграции информации, происходящей из

различных источников. Такого рода выводы могут быть полезны при создании

эффективных систем "человек - машина". Было бы преувеличением сказать, что

ПТПР может революционизировать процессы решения, устранить их ошибки.

Впрочем, и по отношению к ПТПР, созданной праксеологами, экономистами и

специалистами в области статистики, такие ожидания также не обоснованны.

Тем не менее умелое использование психологических утверждений может в

большой степени облегчить руководство реальными процессами принятия

решений.

Психологическая теория принятия решений получила реальное применение в

нескольких жизненных сферах. Перечислим те, где ее роль особенно важна.

1. Благодаря психологическим исследованиям положено начало

конструированию так называемых диагностических и прогностических систем, с

помощью которых можно определять вероятность событий.

2. Психологи используют аппарат теории решений, касающихся людей. Как

известно, решения такого рода, то есть подбор сотрудников, приглашение и

увольнение с работы, относятся к числу самых трудных. Таким образом,

психологические знания облегчают осуществление лозунга "соответствующий

человек на соответствующем месте в соответствующих условиях в

соответствующее время".

3. Имеются попытки использования теории принятия решений в научных

исследованиях. Результаты этой теории помогают лучше планировать и

проводить эксперименты и оптимизировать организацию исследовательского

процесса.

4. Знания о поведении человека проект принятии решений применимы в

обучении людей, призванных принимать решения; таким образом, они имеют

несомненные дидактические достоинства.

20 пек: - пек информации. В науку о психике, поведении и обучении

человека вторгается поток новых понятий, методов и концепций, связанных с

применением математических методов и идейно теоретическим и техническим

арсеналом кибернетики. Представления о "процессе управления",

"информационной системе", "хранении, запоминании и переработке информации",

"кодировании", "обратной связи" и т. п. все более широко используются в

теоретических работах по психологии. Но и кибернетика восприняла от наук о

человеке, в частности от психологии, целую гамму идей и представлений: о

"памяти (ЭВМ)", "обучении (системы управления)", "внутренние модели

внешнего мира (кибернетические системы)" и т. д.

Этот двусторонний процесс, происходивший на основе разработки и

использования соответствующих математических методов, процедур

алгоритмизации, формализации и моделирования в применении к психологической

сфере и тесно связанный с прогрессом в области вычислительных систем и их

математического обеспечения, привел к глубокому взаимопроникновению

психологии и современных "точных" теорий науки об управлении и информации.

Областью, в которой в сильнейшей мере проявляется тенденция к синтезу

психологического (гносеологического) и идущего от "точных" наук подходов,

стала теория принятия решений, рассмотренная в данной работе.

Во все времена в актах принятия решений сталкивались интересы и

стремления людей и социальных групп; во всех задачах по принятию решений

имели значение объем и точность информированности JIIIP о наличной

ситуации.

Человечество накопило немалый опыт, свидетельствующий о том, что

недостаточное знание проблемы приводит к неточным решениям,

ошибочным прогнозам; о том, что принятие решении - сложный диалектический

процесс. Однако, лишь недавно, когда ЛПР приходится иметь дело с постоянно

возрастающим объемом информации, проблема рациональных - разумных,

основательных, эффективных, оптимальных в каком-либо смысле - решении

приобрела животрепещущий, неотложный характер. Немалую роль при этом

сыграло возрастающее значение решений, принимаемых в процессе управления

организациями. Ситуация, однако, осложняется тем, что обеспечение

рациональности принятия решения требует переработки таких массивов

информации, которые превышают возможности решающей системы.

Итак, проблема "механизмов" принятия решений - причем решений

рациональных - ныне стоит, как никогда остро. Здравого смысла, интуиции,

опыта уже явно недостаточно для правильного определения альтернативных

решений во многих областях жизни; просто "административная хватка" и чутье

не гарантируют верных решений -нужны специальные знания, и не только в той

области, к которой относится принимаемое решение, но и в психологии,

социологии, математике, логике. Кроме того, эти знания не должны быть

знаниями "вообще" - они должны быть тесно "привязаны" к проблеме выбора

решения.

ПОМНИТЕ!

ГЛАВНОЕ ЗВЕНО РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

МЕНЕДЖЕР ДОЛЖЕН:

ВЛАДЕТЬ ТЕХНИКОЙ ПРИНЯТИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ;

КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ/СТАВИТЬ

ЗАДАЧИ/;

УЧИТЫВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое “управленческое решение”?

2. Сколько стадий включает в себя процесс управленческого решения?

3. Каковы основные методы принятия решений?

4. Какие требования предъявляются к управленческому решению?

5. Почему одна из теорий принятия решений называется “рациональной”?

6. Каковы основные этапы принятия рационального решения?

7. В чем состоит суть психологической теории принятия ршений?

3. "Функции управления".

Цель изучения раздела:

Формирование у слушателей понимания сущности и технологии

осуществления основных управленческих функций:

. планирования;

. организации работы;

. руководства и мотивации;

. контроля и оценки;

Формирование у слушателей базовых навыков осуществления основных

управленческих функций на основе знания методов и технологий их

осуществления.

При изучении теоретической части раздела необходимо обратить

внимание на следующие вопросы:

1. Необходимость планирования в современной деловой организации;

2. Сущность функции организации работы как управление созданием и

развитием эффективных "команд";

3. Роль лидерства в осуществлении функции руководства;

4. Значение промежуточного контроля для повышения эффективности работы

организации.

Тема 9. Навыки менеджеров в области организации работы

Ввведение

Любая фирма, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должна

заниматься планированием. Для начала можно рассмотреть, что же такое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ