Рефераты

Саморазвитие и менеджмент

7. Обладает ли достаточной энергией, твердой волей, решительностью,

стойкостью и спокойствием?

8. Проявляет ли интерес ко всему новому, может ли изыскивать резервы в

производстве и проявлять инициативу в их использовании?

9. Обладает ли способностями правильно распределить функции и

ответственность между собой и подчиненными?

10. Дисциплинирован ли он сам и умеет ли поддерживать дисциплину среди

подчиненных?

11. Обладает ли достаточными нравственными качествами: честностью,

правдивостью, простотой, скромностью, мужеством?

12. Не проявляет ли наклонностей к карьеризму?

13. Справедлив ли он, способен ли проявлять заботу о людях или больше

думает о себе?

14. Какое впечатление остается о нем у общающихся с ним людей, возбуждает

ли он к себе симпатию и доверие своим тактичным поведением,

благожелательным отношением, выдержкой или вызывает раздражение

излишней болтливостью, резкостью, грубостью и т.д.?

15. Умеет ли организовать свою работу, уделять время для перспективных

вопросов или способен заниматься только текущей работой?

16. Насколько упорно работает над повышением своей квалификации?

17. Обладает ли достаточным здоровьем и физической выносливостью,

работоспособностью?

Конечно, трудно себе представить, что можно найти людей, которые

удовлетворительно отвечали бы на все представленные вопросы. Ведь каждый

человек, обладая определенными положительными качествами, вместе с тем

имеет и какие-то недостатки. С этим приходится считаться при подборе

менеджеров. Однако если заранее видно, что данный товарищ не обладает

достаточными

качествами, чтобы успешно справиться с возлагаемыми на него

обязанностями, то, конечно, лучше воздержаться от его назначения и

попытаться подобрать другого, более подходящего для данной должности.

Следует учитывать и потенциальные возможности каждого человека. Например,

если работник, которого выдвигают на новую работу, трудолюбив,

добросовестно и ответственно относится к выполняемой работе, систематически

и успешно повышает свою квалификацию, но имеет несколько недостаточную

теоретическую подготовку или опыт практической работы, то его при

отсутствии более подходящих кандидатур, можно назначить на новую работу. В

таком случае все же есть уверенность, что через некоторое время он сможет

быть полноценным менеджером, ну а первое время ему придется больше

помогать.

Наконец, познакомимся с требованиями, предъявляемыми к менеджерам

маркетинговых служб образцовых американских фирм (Handbook of Modem

Marketing by Victor P.Buell - H.Y.: Mibrause - Hill Book Co., 1935.)

А. Знание по проблемам

Ценовая политика - практика, теория, техника. Формирование спроса и

стимулирование сбыта. Исследования рынков.

Прогнозирование - техника, методы, концепция.

Бюджет - техника разработки, способы использования, концепции

формирования.

Процесс маркетингового планирования.

Каналы товарораспределения - типы, характеристики, политика

использования. Товары фирмы.

Технология производства, ее роль в конкуренции. Рынок и покупатели.

Юридические аспекты - трудовое законодательство. Использование ЭВМ и

теория информатики.

Сведения о фирме - история, структура, политика, кадры, принципы

деятельности, способы управления. Бухгалтерский анализ. Макро- и

микроэкономика.

Финансы: деньги, банковские учреждения, инструменты и методы

финансирования, инвестиции, формирование капитала, отчеты, рыночная

деятельность. Внешняя торговля. Социальная ответственность за рыночную

деятельность фирмы.

Материально-техническое снабжение - источники, транспортировка,

обеспечение.

Характеристики потребителей товаров фирмы - демографические, моти-

вационные, потребительские.

Б. Умение

Организовывать и планировать. Принимать решения. Руководить (быть лидером).

Общаться с людьми устно и письменно. Побуждать людей к деятельности. Решать

конфликтные ситуации в коллективе. Быть объективным к людям. Подбирать,

отбирать и обучать подчиненных. Подчиняться и соблюдать субординацию. Вести

переговоры.

В. Деловые и личные качества

Аналитические способности. Широта интересов. Гибкость в отношениях с

людьми. Устойчивость к стрессам. Терпимость к чужим мнениям. Объективность

самооценки. Энергичность.

Самодисциплинированность. Работоспособность.

В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались

четырьмя основными требованилми: политическая грамотность, моральная

устойчивость, компетентность, организаторские способности.

Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в

Великобритании:

1) понимание природы управленческих процессов, знание основных видов

организационных структур, управления, функциональных обязанностей и стилей

работы, владение способами увеличения эффективности управления;

2) способность разбираться в современной информационной технологии н

средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

3) ораторские способности и умение выражать мысли;

4) владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров,

регулирования отношений среди подчиненных;

5) способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами,

управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

6) способность к самооценке собственной деятельности, умение делать

правильные выводы и повышать квалификацию;

7) умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

Среди государственных служащих США все менеджеры категоризируются по

восемнадцати рангам: с 1-го по 8-й - низший персонал (конторские работники,

машинистки); с 9-го по 12-й - руководящий состав низшего звена; с 13-го по

15-й - руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже

менеджерами); с 16-го по 18-й - высшее профессиональное руководство

(министры и их заместители, начальники управлений).

Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало, что несмотря на

управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров требопп-тш,

гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе

управления США выделяется пять основных требований:

1. здравый смысл;

2. знание дела;

3. уверенность в своих силах;

4. высокий общий уровень развития;

5. способность доводить начатое дело до конца. Определенный интерес в

этой связи представляет концепция ограничений

Идея состоит в том, что все менеджеры имеют возможности развивать и

повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют области, в которых

они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются

как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на

тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных

возможностей менеджера.

В этой связи выделяются следующие 11 потенциальных ограничений в

деятельности руководителя.

1. Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять

собой и общаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Те

руководители, которые не умеют управлять собой (правильно "разряжаться",

бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать время, энергию

и навыки), ограничены неспособностью управлять собой.

2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое

множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если

личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься

в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации

управленческих решений снизится. Поэтому менеджеры, у которых не определены

собственные основные принципы и ценности, ограничены размытостью личных

ценностей.

3. Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не хватает ясности в

своих личных целях, но есть и такие, кто проявляет в своей жизни

необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? Дело

в том, что одни хорошо знают, чего они хотят, а другие нет.

Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в

управленческой деятельности и ограничен нечеткостью личных целей.

4. Заторможенное личное развитие. Способность к саморазвитию

характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в

практику полученные знания. В связи с этим выделяют семь основных стадий в

жизни человека

[pic]

Рис. "Стадии жизни человека"

Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно

работать над собственным ростом. Отсутствие признания потенциала менеджера

- это главное ограничение. Руководители, для которых характерно

остановленное самообразование, часто избегают острых ситуаций, не развивают

имеющиеся (скрытые) способности.

5. Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера

- это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем

никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в

значительной степени развиты.

Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка

решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на

завтра. В результате накапливается большой крут проблем, которые

руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит

фиаско.

6. Отсутствие творчества в работе. Можно привести великое множество

примеров, когда тот или иной менеджер проявляет творческий (нестандартный)

подход в своей деятельности. Это качество особенно необходимо современным

менеджерам, когда повсеместно ведутся поиски путей эффективного перехода к

рыночной экономике.

Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность

подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие

в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть

много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от

сложившейся ситуации.

Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с

традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою

очередь менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко

выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и

использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий

экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе,

ограничен недостатком творческого подхода.

7. Неумение влиять на людей. Ключевую роль в вопросах влиятельности

играет личный фактор. На многих людей производят впечатление властность,

манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.).

Руководители, имеющие склонности к высокой влиятельности, одеваются

соответствующим случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно

излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.

Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что

последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают

их достаточно влиятельными. Руководитель, который недостаточно настойчив,

не имеет взаимопонимания с окружающими, не умеет выражать себя, ограничен

неумением влиять на окружающих.

8. Непонимание специфики управленческого труда. Основная мысль этого

ограничения сводится к тому, чтобы менеджер добивался результатов не личным

трудом, а через труд других лиц. До тех пор пока руководители не оценят

эффективность того, как они управляют другими людьми, высоких результатов в

деятельности организации им не добиться. Поэтому менеджеры, недостаточно

понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным пониманием сути

управленческого труда.

9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь

идет о способности менеджера "заряжать" энергией членов коллектива, умении

оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и

неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди

чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности

от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей.

В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное

состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться

практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком

способности руководить.

10. Неумение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о повышении

компетентности тех, кем он руководит. Хороший руководитель выступает, кроме

всего прочего, и в роли учителя. Повышение квалификации, в какой бы форме

оно ни проводилось, - важнейший элемент управленческой эффективности.

Поэтому менеджер, которому не хватает способности и терпения помогать

развитию других, ограничен неумением обучать.

11. Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей,

объединенных по признаку определенной совместно выполняемой деятельности,

важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки

трудового коллектива:

. общность интересов всех его членов;

. единая общественно полезная и личностно значимая цель;

. совместная деятельность по достижению этой цели;

. определенная организационная структура коллектива;

. наличие отношений руководства и подчинения;

Менеджмент и этика

Стоящие перед менеджерами различные этические проблемы являются

достаточно сложными, а порой даже неразрешимыми, поскольку этическая оценка

верного или неверного поведения всегда вещь сугубо субъективная. Более

того, каждая личность (а не организация) обладают собственной этикой, что

вносит дополнительную сложность в этические воззрения менеджера, который

может считать, что сотрудникам следует поступать одним образом на работе и

по-другому вне ее.

Личность и этика

Личная этика обычно складывается под влиянием воспитания в семье,

социальной среды, моральных качеств, системы ценностей и выбора, который

совершается в наиболее важные моменты жизни. В отличие от личной, этика

руководителя предписывает ему нормы поведения на работе. Этика определяет

сферу компетенции руководителя, обязывает его заниматься такими вопросами,

как отношение организации к сотрудникам и отношение сотрудников к

организации, конфликты интересов, порядочность бухгалтерии, а также

взаимоотношения организации и среды.

В рамках организации на этические мерки личности оказывают огромное

влияние руководители высшего звена. Их поведение подает пример для подра

жания и создает культурный контекст, несравненно более действенный, чем

специальные занятия по этике, установленные нормы или формальные

поведенческие и этические коды, которые ввели у себя многие организации.

Организация и этика

Организация вынуждена также решать этические проблемы, опосредованные ее

взаимодействием с внешней средой. Организация имеет тенденцию рассматривать

свою социальную ответственность как обязательства или отсутствие оных перед

доверителями, естественной средой и всем обществом в целом. Доверители это

такие юридические и "физические" лица, как инвесторы, кредиторы,

сотрудники, поставщики, клиенты, правительство и заинтересованные круги.

Естественная среда - вторая сфера, часто порождающая этические дилеммы. и,

наконец, третья сфера социальной ответственности - это потенциальная

заинтересованность в благосостоянии общества.

Чтобы удовлетворить чувство социальной ответственности, руководство может

делать много или почти ничего - в зависимости от своего понимания этики

организации. Этот диапазон простирается от социальной отчужденности, когда

законы не соблюдаются, а действия отвергаются, до социального вклада, когда

организация принимает активные меры по улучшению социальной среды. В

зависимости от места в этом диапазоне многие организации рассматривают свои

социальные обязанности как важный компонент хозяйственной деятельности.

Однако выполнение социальных функций может превратиться в рутинную работу.

Ежегодные миллионные дотации американских корпораций на разнообразные

благотворительные нужды - прекрасный показатель того факта, что процветание

корпорации ведет и к процветанию общества. И наоборот.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается главная задача руководства организацией?

2. Какие из пяти принципов управления наиболее последовательно (наименее

последовательно) реализуются в Вашей организации?

3. Каковы основные этапы процесса управления?

4. Какие из основных этапов процесса управления наиболее четко (наименее

четко) представлены в Вашей организации?

5. Какие из шести функций менеджмента выполняют руководители Вашей

организации наиболее успешно (наименее успешно)?

6. Характерна ли для Вашей организации ориентация на потребителя? В чем она

выражается?

7. Соответствует ли модель процесса управления, приведенная в учебном

пособии, процессу управления, осуществляемому в Вашей организации?

8. Что представляет собой типичная управленческая структура в организации?

9. Какие из ролей менеджеров Вы считаете для себя наиболее (наименее)

трудными?

10. Играете ли Вы в процессе руководства роли, которые не представлены в

концепции Минтзберг?

11. Какими навыками, необходимыми для эффективного исполнения ролей, Вы

обладаете в наибольшей (наименьшей) степени?

12. Какие стили менеджмента более всего характерны для Вашей организации?

13. Какой стиль менеджмента наиболее характерен для Вас?

14. Какой стиль менеджмента наиболее характерен для Вашего

непосредственного руководителя?

15. Какой результат Вы получили в результате тестирования по системе

"Проверь себя". Удовлетворены ли Вы этим результатом?

16. Что нужно знать и уметь менеджеру?

17. Что в наибольшей (наименьшей) степени знаете и умеете Вы как менеджер

(или Ваш непосредственный руководитель)?

18. Соответствуют ли знания и навыки менеджеров по маркетингу Вашей

организации требованиям, предъявляемым к менеджерам по маркетингу ______

фирм?

19. Какие из 11 потенциальных ограничений наиболее характерны для

менеджеров Вашей организации? Для Вас?

20. Сумму всех качеств как руководителя, ответив на 17 вопросов ____ на

стр.

Тема 2. "Эффективность менеджеров"

Введение

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее, время все чаще и чаще употребляется в

русском языке. Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы

менеджеров", проводятся "семинары 'менеджеров", но редко люди отдают себе

отчет в том, что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в

прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно

начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым

менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь

современными методами.

В литературе менеджмент определяется как управление производством,

система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и

применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или

иной общественной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: есть ли

для нас необходимость изучать, но и вообще употреблять понятие

"менеджмент", если в русском языке существует понятие " управление", а

проблема управления .o производством достаточно полно раскрыты в

отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными,

но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность

далеко неодинакова.

Более глубокое изучение менеджмента приводит к пониманию основного

различия. Оно состоит прежде всего в том, что в условиях административно-

хозяйственной системы практически до 90-х годов управление в нашей стране

подчинено плану, часто в ущерб не только удовлетворения? потребностей

людей, но и эффективности производства, что в конечном итоге обусловливало

увеличение любой ценой выпуска продукции, ограничение инициативы

производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации;

Наблюдался принципиально разный подход к условиям, как мы тогда говорили,

социалистического и капиталистического производства. А разные условия

производства предполагали ' и различные подходы к управлению.

Во время перехода нашей страны к рыночной экономике, видоизменяются

многие экономические категории, в частности управление человеческими

ресурсами и персоналом. Вся история развития менеджмента была связана с

двумя подходами к управлению: первый из них акцентировал внимание на

управлении операциями (технической стороной производственного процесса),

другой на управление человеческими ресурсами, отдавая приоритет

психологическим факторам, мотивации и стимулированию человеческой

деятельности. Менеджмент человеческих ресурсов и персонала связан в свою

очередь со следующими подходами к управлению:

планирование по времени, разработка обоснованной программы реорганизации

управления, определение места и способа мобилизации сил для достижения

наибольшей эффективности, правильный выбор целей, рациональное сочетание

указанных элементов в процессе принятия оптимального решения.

В отечественной экономической литературе большое внимание уделяется

точности определения ряда понятий, прежде всего таких, как "управление",

"планирование", "организация производства", "контроль качества" и другие. О

точности определения этих понятий ведется полемика, причем незначительные

изменения в них считаются принципиальными и вызывают бурную реакцию

теоретиков.

В зарубежной литературе определение этих понятий можно встретить

относительно редко. Да и само определение понятий дается в весьма

специфической форме. Например, термин "управление" - это всеобъемлющее

понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в

которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и

контроля.

Один человек способен управлять другими людьми, но вместе с тем факт

возможности управления самим собой не вызывает сомнения. Управляющие,

которые не в состоянии направить свою деятельность в эффективное русло,

вряд ли смогут правильно управлять своими сослуживцами и подчиненными.

Управляющие, которые не знают, как эффективно организовать собственный

трудовой процесс, показывают дурной пример для окружающих.

Для того, чтобы эффективно работать, еще не достаточно быть трудолюбивым,

хорошо информированным или обладать высокими интеллектуальными

способностями. Эффективность-это нечто самостоятельное и особенное. Однако

для того, чтобы быть эффективным, совсем не обязательно иметь особые

способности, склонности или приобретенные навыки. Эффективность

управляющего выражается в его способности выполнять определенные достаточно

простые задачи. Эффективность слагается из нескольких практических

компонентов, представленных и рассмотренных в этой работе. Эти компоненты

или методы не даются от рождения. Эффективности можно и должно научится.

Именно за эффективность труда получают свое вознаграждение управляющие,

будь то руководители, отвечающие за свой личный вклад и за работу

подчиненных, или специалисты, ответственные исключительно за свою

собственную деятельность. Без эффективности невозможно выполнение

современных задач, сколько бы знаний, умения и труда вы ни вкладывали в их

решение. Однако при всем этом проблемам повышения эффективности труда

управляющих уделяется мало внимания. И это неудивительно, ведь такие

организации, как промышленные предприятия, крупные правительственные

учреждения, профсоюзы, университеты и больницы являются сравнительно новыми

образованиями. Еще каких-нибудь сто лет назад контакты с ' организациями

сводились к общению со служащими ближайших почтовых отделений в тех редких

случаях, когда требовалось отправить письмо. В широком плане эффективность

управляющего означает эффективность работы всей организации. До недавнего

времени не было необходимости уделять особое внимание эффективности

управляющих, а точнее -слишком беспокоится о низкой эффективности многих из

них. В настоящее время большинство людей, особенно тех, кто имеет

образование, работают в тех или иных организациях. Во всех развитых странах

общество стало обществом организаций. Теперь эффективность отдельного

человека все в большей степени зависит от его способности быть эффективным

в своей организации, на руководящем посту. В свою очередь, эффективность

современного общества, его способность функционировать и, возможно, даже

его способность выжить все больше зависит от эффективности людей, занятых

управленческой деятельностью. Эффективный управляющий становится важнейшим

ресурсом общества, а эффективность его труда одно из главных требований

самореализации и личных достижений как молодых людей в начале их трудовой

деятельности, так и опытных работников.

Сущность работы менеджера

Каждый сотрудник в современной организации является "менеджером", если в

силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за

деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной

организации функционировать и добиваться результатов. Большинство

руководителей, хотя и не все, являются управляющими. Одновременно многие не

руководители в современном обществе становятся управляющими. Как известно,

современные учреждения не могут обойтись как без руководителей-

администраторов, так и без индивидуальных специалистов-разработчиков,

занимающих ответственные должности, связанные с принятием решений.

Существует большое количество должностных лиц, имеющих огромный штат

подчиненных, но их влияние на эффективность работы невелика. Они

"руководят" работой других. Но у них нет достаточных знаний и полномочий,

чтобы управлять направлением, содержанием и качеством работы. Методика

выполнения заданий остается также вне их компетенции. Исполнение работником

интеллектуального труда функций управляющего не зависит от того, руководит

ли он другими людьми или нет.

Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не

поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по

произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по ее

результатам. Для того чтобы дать более четкое определение обратимся к

словарю.

"Менеджер"- управляющий, специалист по управлению и организации

производства. В современной практике менеджер, как правило, является

наемным работником, привлекаемый к управленческой деятельности по

контракту, который заключает с владельцем фирм и организаций. "Менеджер"-

это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и

наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам

деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Объединим эти определения и в итоге получим, что "менеджерами" мы

называем работников интеллектуального труда, руководителей и отдельных

специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в

ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное

воздействие на результат работы всей организации. Однако среди работников

умственного труда таких немного. Как во всех других областях, в

интеллектуальной деятельности могут иметь место и рутина, и

неквалифицированный труд. . такие работники составляют весьма значительную

долю занятых умственным трудом. Менеджер какой-либо организации

сталкивается с четырьмя главными проблемами, или обстоятельствами, которые

ему практически неподконтрольны. Каждая из них присуща любой организации и

работе менеджера. Поэтому ему приходится мирится с неизбежным. Однако

каждая из этих проблем тормозит достижение положительных результатов в

работе.

1. Менеджер не принадлежит самому себе. В функциональном смысле он

пленник своей организации. Каждый волен занимать его время, что чаще всего

и происходит. Менеджеру не дают возможности сконцентрироваться на решении

той или иной поставленной задачи: то ему звонят по телефону, то он вынужден

выслушивать претензии серьезных клиентов, то его вызывают к начальству.

2. Управляющие вынуждены постоянно находятся во "включенном" состоянии до

тех пор, пока не изменят ту реальность, в которой живут и работают.

Для Соединенных Штатов достаточна характерна такая ситуация, при которой

президент компании вынужден непосредственно заниматься проблемами

маркетинга и производства, в то время как в его задачу входит осуществление

общего руководства предприятием. Многие склонны объяснять это тем, что

большинство американских управленцев имеют за плечами богатый опыт

практической деятельности и не могут избавиться от укоренившихся привычек.

Вместе с тем, эта же самая проблема существует в тех странах, где

деятельность управляющего несколько отличается от американской модели.

Например, в Германии, Швеции или Дании руководители высшего звена являются

выходцами из так называемых головных секретариатов, где они набираются

опыта "общего руководства". Несмотря на это, эти управляющие часто

подвергаются критике за то, что тратят много времени на " текучку". Иными

словами, в этом отношении не существует большой разницы между американскими

и европейскими руководителями. Более того, проблема "текучки" характерна не

только для работников управления высшего звена, но и для управляющих любого

уровня Следовательно, отнюдь не послужной список управляющего и не

прочность человеческой натуры является первопричиной этого явления.

В центре проблемы лежит реальность, или обстановка, в которой

функционирует менеджер. Если он не найдет в себе силы сознательно изменить

ее, то будет вынужден плыть по течению. Для менеджеров события не несут в

себе конструктивной информации, они ничего не говорят ему о возникшей

проблеме.

Внимание менеджера не может концентрироваться на чем-то одном. В этом

случае события сами по себе не несут в себе информации. Они даже не

являются симптомами в том смысле, в каком жалобы пациента несут в себе

первичную информацию для лечащего врача. Если менеджер позволят себе плыть

по течению, то все его усилия в конечном счете растрачены по мелочам. Он

может быть прекрасным человеком и работником и тем не менее в пустую

растратить свои знания и способности. Разбрасываясь в текущей работе, он

выхолащивает свою эффективность, чтобы быть эффективным, менеджеру

необходимо иметь критерии, которые позволят ему сосредоточится на самом

важном, на вкладе в успех в своей организации, на конечных результатах.

Вполне возможно, что эти критерии находятся вне текущих дел.

3. Третьим обстоятельством, препятствующим эффективности, является тот

факт, что руководитель действует в пределах организации. это означает, что

эта эффективность появляется только в том случае , если его замыслами и

решениями воспользуются коллеги. Известно, что в задачу организации как

таковой входят соединение и размножение усилий отдельных ее членов.

Организация использует знания отдельного работника как источник, мотивацию

и ориентиры для других работников умственного труда. Последние редко

объединяются в одну производственную цепочку именно потому, что их

деятельность связана с интеллектуальной сферой. Каждый из этих работников

обладает своими собственными навыками и ставит перед собой свои собственные

задачи.

Обычно эффективность менеджера зависит не от людей, над которыми он имеет

непосредственный контроль, а от тех, кто работает в других областях, или от

непосредственного начальства. Деятельность менеджера будет неэффективной,

если он не будет взаимодействовать с этими людьми и вносить свой вклад в

работу.

4. Наконец, менеджер действует внутри организации. Каждый действует в

определенной организации, будь то промышленное предприятие,

исследовательская лаборатория, государственное учреждение, крупный

университет и т. д. На все, что находится вне его организации, он смотрит

как бы сквозь толстые, искажающие действительность линзы, и о внешних

событиях, как правило, узнает не из первых рук. Прежде чем попасть в зону

его внимания, вся информация о внешнем мире проходит сквозь фильтр

определенных отделов и в конце концов принимает рафинированную и

абстрактную форму, соответствующую критериям данной организации.

Но сама организация как таковая - это своего рода абстракция.

Математически ее можно было бы выразить точкой, т.е. величиной, не имеющей

ни размера, ни протяженности. Это самая крупная организация нереалистична

по сравнению с той действительностью, в которой она существует. Иначе

говоря, внутри себя организация нерезультативна. Все результаты дают о себе

знать извне. Например, единственный результат промышленного предприятия

"производится" покупателем, который превращает расходы и затраты сил этого

предприятия в его доход и прибыль посредством своей готовности обменять

свою покупательскую способность на продукт деятельности предприятия.

Принимая решение, покупатель может выступать в роли потребителя,

руководствуясь рыночной конъюнктурой, либо в роли социалистического

правительства, регулирующего спрос и предложение на основе внеэкономических

ценностных критериев, В любом случае субъект, принимающий решение,

находится вне пределов предприятия.

Подобным образом результативность больницы определяется только через

посредство пациентов, которые не являются членами этой организации. В

широком смысле больница "реальна" для пациента только в течение того

времени, которое он в ней находится, а ему хочется как можно скорее

вырваться из больничных стен. Если говорить о событиях внутри каждой

организации, то прежде всего нам стоит упомянуть о затратах сил и средств.

Анализ наблюдений позволяет сделать вывод о том, что не полученная прибыль,

а затраченные усилия важны для современного промышленного предприятия. Чем

меньше усилий приходится затрачивать организации для получения результатов,

тем лучше она справляется со своей работой. Тот факт, что для производства

автомобилей или стали требуется труд сотен тысяч человек, говорит о

колоссальном техническом несовершенстве. Чем меньше работников заняты в

организации, чем меньше она по размерам и чем меньше энергии он

затрачивает, тем больше она соответствует единственной цели своего

существования: удовлетворяя нужды внешнего мира.

Будучи подлинной реальностью, этот внешний мир не побежит эффективному

контролю изнутри. В лучшем случае результаты деятельности могут быть

взаимообусловлены, как, например, во время сражений на войне, исход которых

является результатом действий и решений сражающихся армий. В

производственной деятельности могут наблюдаться попытки сформировать

приоритеты и ценностные ориентации потенциальных покупателей при помощи

кампании по продвижению и рекламы продукции. За исключением ситуаций,

характеризующихся крайним дефицитом (например, во время войны), решающее

слово и фактическое право вето остаются за покупателями и потребителями.

(Именно поэтому экономика любой страны коммунистической ориентации

сталкивается с трудностями, как только перешагивает порог крайнего

дефицита, но еще не достигает нормальной рыночной ситуации, при которой

реальные и окончательные решения принимаются не политическим руководством,

а покупателем.) Вместе с тем для управляющего виднее всего ситуация внутри

организации, где он работает. Его больше всего волнует положение дел именно

в ней. Здесь перед ним раскрываются все ее аспекты и детали. Если менеджер

не прилагает особых усилий, чтобы быть ближе к жизни, протекающей вне стен

своего учреждения, он все больше замыкается на деятельности этого

учреждения. Чем выше такой менеджер поднимается по служебной лестнице, тем

больше внимания он уделяет внутренним проблемам в ущерб анализу окружающей

действительности.

В отличии от животного, организация не является самоцелью и ее функции не

ограничиваются усилиями по сохранению вида. Это общественный орган,

реализующийся в своем вкладе в развитие окружающей среды. Но по мере роста

организации и ее видимых достижений все больше внимания, энергии и

способностей управляющего направляются на внутренние события в ущерб

выполнению стоящих перед ним задач и достижению реальной эффективности для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ