Рефераты

Саморазвитие и менеджмент

или же из самой системы о ее состоянии и функционировании;

. мера сложности структуры, мера упорядоченности и организованности

системы;

Информацией является то, что полезно для исследования системы. Быть

полезным может только то, что имеет смысл для данной системы . Реальные, в

том числе экономические, системы находятся в процессе непрерывного

преобразования, причем любое элементарное преобразование в системе является

событием. Каждое событие сопровождается сообщением; сообщение есть

информационный эквивалент события, тогда информация - это сообщение,

которое имеет смысл для данной системы. Смысл будут иметь только те

сообщения, которые ограничивают разнообразие поведения исследуемой системы

в направлении ее приспособления к среде. Таким образом, осмысленной,

семантически значимой будет информация, проходящая не только через каналы

связи, но и через фильтр данной системы. Поэтому количество информации

определяется не числом посланных сообщений, а лишь числом принятых

сообщений.

Важнейшим свойством информации является то, что она всегда имеет знаковое

воплощение. Выбранные знаковые системы оказывают сильнейшее влияние на

эффективность процесса переработки информации.

Понятия " знание" и "информация" часто отождествляются. Знание - это

информация, но не всякая информация - знание. В превращении инф. в знание

участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и

различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих

знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной

эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только

отдельных индивидов.

Информация есть не вещь, а категория, отображающая определенное свойство

вещей; понятие информации неразрывно связано с понятием системы, является

условием системного исследования, а количество информации может быть

вычислено только в строго определенной системе.

Исключительная роль информации в современно научно - техническом

прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого

и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы.

Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом,

который наравне с информацией, составляющей общественное достояние ,

образует инф. ресурс общества. Под инф. ресурсом, или инф. потенциалом

общества, понимается социально значимая информация, содержащаяся во всех

действующих в обществе инф. системах. Информация выступает как знания,

отчужденные от его носителей и обобществленные для всеобщего пользования.

Другими словами, информация - это превращенная форма знаний, обеспечивающая

их распространение и социальное функционирование. Получая информацию,

пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои

личностные знания. Здесь мы имеем дело с так называемыми информационно-

когнитивными процессами, связанными с представлением личностных знаний в

виде информации и воссозданием этих знаний на основе информации.

Информационный продукт должен выполнять роль переносчика знаний, т.е.

содержать такую информацию, чтобы пользователь мог получить с ее помощью

нужные ему знания. Следует подчеркнуть, что между информацией и знаниями

имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы

получить новые знания.

Важное место в теоретическом осмыслении феномена информации и механизма

инф. процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной

среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и

распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин

деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно

взаимодействует с инф. средой, получая из нее новые личностные знания,

генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую

помещает в инф. среду. Любой социальной ячейке общества свойственна

определенная информационная среда, отражающая уровень ее развития и

диктующая определенные нормы информационного поведения людей в общении друг

с другом.

Итак, для пользователя различная информация предстает в качестве знаний,

предопределяющих в определенной мере его действия. Пользователь нуждается в

них, чтобы выбрать рациональные действия, а также чтобы осуществить

действия, ориентированные на реализацию определенных целей. Следовательно,

информация - это знания, включенные в коммуникативный процесс.

Важность информации для организации выводится из того факта, что

информация связана с любыми процессами, протекающими в организации , и с

любой ее деятельностью вообще. Организации присущи потребности в

объективной информации, однако она часто не согласуется с субъективной

потребностью в информации лица, принимающего решение. Из потребности иметь

информацию развивается спрос на информацию, который находит свое выражение

" в обозначенной готовности к принятию информации из предполагаемых

источников". Спросу на информацию соответствует предложение информации,

которое подлежит легализации не только внутри организации, но и в среде,

где она существует. В случае, если спрос на информацию покрывается

полностью посредством предложения информации, осуществляется достаточное

инф. обеспечение. Понятие "инф. обеспечение" означает также степень

достаточности и качества информации для лица, принимающего решение.

Человек в инф. среде организации занимает центральное место, т.к. он

является ее деятельностным, системообразующим, самосовершенствующимся

звеном. Поэтому процесс формирования инф. инфраструктуры должен учитывать

индивидуальные инф. потребности сотрудников. При реализации

человекоориентированного подхода процесс формирования инф. инфраструктуры

организации должен строится на системе инф. портретов сотрудников с

последующим включением в систему менеджмента персонала.

Информационный подход представляет собой " один из методологических

подходов к исследованию объектов различной природы, который предполагает

рассмотрение и описание этих объектов в виде системы, включающей в себя

источник, канал и приемник управляющих воздействий, допускающих их

содержательную интерпретацию".

Владение информацией, ее объем и содержание , инф. ресурсы инф.

технологии и деятельность в сфере информации сегодня во многом определяют

место и роль той или иной страны в системе мирового хозяйства и политики.

Информация становится столь же важным ресурсом, как вещество и энергия.

Информатизация - это ответ человечества на возрастающую сложность его

общения с природой, на необходимость подчинения потоков информации смыслу

развития цивилизации. Сам естественный ход истории подводит наиболее

развитые страны к этому выводу. И он объясняет, почему страны, лишенные

естественных сырьевых и энергетических богатств, становятся лидерами

мирового научно-технического и экономического прогресса или приближаются к

ним.

Закономерным является то обстоятельство, что в работах, посвященных

феномену информации, все большее внимание уделяется социальной инф.,

массовым коммуникациям, кругу вопросов философского и социологического

характера.

Управление и информации

Экономические процессы в силу своей объективной природы всегда

представляют собой процессы управляемые. Поэтому отражающие их

экономические системы в подавляющем большинстве исследований и разработок

рассматриваются в качестве кибернетических систем, т.е. с позиции

исследования управления как переработки информации.

Процесс управления всегда и в любом случае сводится к передаче и

обработке информации. Исследование процессов передачи и обработки

информации в свою очередь сводится к 3 уровням:

1. Формальный уровень - с помощью каких знаков, насколько экономично,

удобно и надежно закодирована информация?

2. Смысловой уровень - насколько эффективен переданный набор знаков,

какой смысл имеют для информирующего и для информируемого?

3. Уровень выявления полезности информации - полезно или бесполезно

данное сообщение, насколько помогает оно решить стоящие перед нами задачи?

Управление - характеристика не любой системы. Оно имеет место лишь в

высоко организованных динамичных целостных системах, для которых

характерно:

o наличие сети нелинейных причинно-следственных зависимостей;

o наличие цели;

o антиэнтропийная направленность, связанная с повышением

упорядоченности системы;

o наличие самоуправления, само регуляции, направленных на

сохранение системой своей качественной определенности и

целостности;

o наличие информации в сигнальной форме;

o наличие обратных связей как формы корректировки фактического

состояния системы;

Способность воспринимать инф. (причем не информацию вообще, а строго

определенные информацию) обусловлена прежде всего организованностью системы

- получателя информации, поэтому каждая система воспринимает инф. в меру

своей организованности, в зависимости от уровня организации, на котором она

находится. То, что для одних систем является информацией, для других может

быть лишь силовым, энергетическим воздействием.

Сохранение и накопление информации невозможно без процесса управления. В

основе любой формы управления лежат информационные процессы, передача и

преобразование информации. Сохраняя и накапливая информацию, управление

сохраняет или повышает организованность системы.

Сохранение и накопление информации является необходимым условием развития

и прогресса в любой области, где присутствует управление. Следовательно

управление оказывается поэтому характеристикой лишь сложно организованных

систем, к которым можно отнести все социальные системы.

При подходе к исследованию экономической информации прежде всего

бросается в глаза гигантский документооборот. На первый взгляд кажется, что

экономической информацией можно считать именно документы и содержащиеся в

них показатели (хотя это далеко не так). Так же как информация вообще,

экономическая информация может быть понята, проанализирована и рационально

сконструирована только при изучении экономических систем, процессов

управления в них и конкретных задач, решаемых в системах управления.

Для того, чтобы лучше разобраться в механизме управления,' необходимо

рассмотреть его взаимосвязь с самоорганизацией, и именно информация

выступает как механизм самоорганизации, именно она структурирует и

направляет развитие или деградацию более частных систем.

Информация:

o направляет энтропийные процессы;

o противодействует хаосу;

o содействует силам порядка и созидания;

Сложным системам управления свойственно иерархическое строение, и

управление обеспечивает связи и воздействие различных уровней, их единство

и целостность. Здесь одним из важнейших вопросов оказывается оптимальное

сочетание централизации управления. Повышение относительной независимости,

автономности, самостоятельности подсистем и частей.

По А.И. Бергу " управление - это способность целостных динамических

систем производить целесообразную перестройку в соответствии с изменениями

во внутренней и внешней среде, осуществимую на основе переработки

информации, циркулирующей по каналам прямой и обратной связи между

управляющей и управляемой системами".

Управление - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его

развития.

Социальное управление в самом широком смысле представляет собой

воздействие со стороны субъекта, которым могут являться руководитель,

группа лиц, органы гос. управления, на общество и его структуры с целью:

o упорядочения;

o сохранения качественной специфики;

o совершенствования и развития в соответствии с определенной

целью;

Соц. управление имеет циклический характер, связанный как с

необходимостью регулярного повторения управленческих актов, так и с циклом

операций:

o анализ ситуации и постановка проблемы;

o выработка и выбор варианта управленческого решения;

o организация исполнения решения;

o контроль;

o оценка ситуации...;

Основой функциональной взаимосвязи всех элементов системы соц. управления

является информация.

Изучение процесса управления означает изучение его как системы и его

функциональных характеристик. Никакое эффективное управление невозможно без

информационного обеспечения. Система управления воспринимает информацию,

которая является средством повышения степени ее упорядоченности,

способствует увеличению и усложнению ее внутреннего разнообразия.

Организация управления в обществе требует знания количественных и

качественных характеристик информации, ее смысла и значения, достоверности

и ценности.

В соц. системах на первый план выходит целесообразный, целенаправленный

характер управления. Определение цели является исходным пунктом, началом

процесса управления. На этом этапе важное значение приобретает проблема

ответственности за достоверное представление и использование информации,

которая должна отражать реальное положение дел.

Управление по принципу обратной связи позволяет сравнивать текущее

состояние системы с заданным, находить расхождения и регулировать поведение

системы в соответствии с заданной целью. От состояния обратных связей

зависит эффективность управления в целом, функционирование и развитие

системы управления.

С точки зрения наблюдателя системы информация делится на входную и

выходную. Информацию на входе можно разделить на командную, т.е. ту, с

помощью которой экспериментатор управляет поведением системы, и на " шумы "

-информацию, поступающую в систему и управляющую ее поведением независимо

от воли экспериментатора, но обязательно наблюдаемую им. Если

экспериментатор и система связаны таким образом, что информация на выходе

системы вызывает изменения поведения и состояния экспериментатора, то

последняя может быть названа информацией обратной связи.

Инфраструктура инф. связей современных организаций охватывает внутреннюю

и внешнюю среду организации.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с

составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными

потребителями она общаются с помощью рекламы н др. программ продвижения

товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное

внимание уделяется созданию определенного образа, "имиджа".

Внутренняя организация любого коллектива включает в себя формальную и

неформальную структуры, каждой из которых соответствуют формальные и

неформальные потоки информации. Формальные инф. потоки представляют собой

директивные и регламентирующие документы и обеспечивают официальные связи

внутри и вне коллектива. Неформальные связи не закреплены инструкциями,

приказами, главным сортом они поддерживаются традициями межличностных

отношений, т.е. речь идет о неформальной структуре коллектива,

основывающейся на взаимодействии социальных групп, в которых люди

непосредственно общаются. Канал неформальных коммуникаций можно назвать

каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация

передается много быстрее, чем по каналам формального общения, руководители

пользуются первыми для запланированной утечки информации. Слухам

предписывается репутация неточной информации, но тем не менее исследования

показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального общения,

т.е. слухи чаще оказываются точной, а не искаженной.

В информационном (дайне только ) плане формальная и неформальная

структуры находятся в постоянном противоречии.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках

вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с

высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления

сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях,

рекомендуемых процедурах и т.п. Также организация нуждается в коммуникациях

по восходящей . Передача информации с низших уровней на высшие может

заметно влиять на производительность, выполняет функцию оповещения верха о

том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о

текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты

исправления положения дел. В дополнение к обмену информацией по нисходящей

или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях.

Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией

между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация -

это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы

специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в

нужном направлении. Дополнительные выгоды от коммуникации по горизонтали

заключаются в формировании равноправных отношений.

Экономическую информацию классифицируют на первичную и вторичную

производную. Естественно, что для каждой экономической системы будут свои

собственные границы между первичной и вторичной информацией. В каждом

случае первичной информацией будет поступившая в фирму извне, а вторичной -

переработанная внутри системы.

В качестве главной цели службы управления информационными ресурсами в

организации выдвигается задача создания эффективной системы информационного

обеспечения процесса управления. Под процессом управления понимается не

только этап принятия решения , а весь комплекс действий (планирование,

организация, мотивация, контроль, принятие решений) , включая коммуникации

разных видов (формальные и неформальные) . При таком определении главной

цели акцент переносится с вопросов создания технических систем на

содержательную сторону информационных видов деятельности. Область

человеческих факторов и человек при таком подходе становятся главными и

определяющими.

Для реализации указанной цели система управления инф. ресурсами

организации должна быть способна обеспечить три функции:

o управление коммуникациями, позволяющее оценить информационные

потребности и инф. потенциал для групп и индивидуумов,

участвующих в инф. взаимодействиях (внутри и вне организации);

o управление инф. ресурсами;

o управление обработкой информации на всех уровнях;

Реализованные в полном объеме данные функции позволяют проводить

обработку информации на синтаксическом, семантическом и прагматическом

уровне, т.е. обработку на уровне знаний.

Казалось бы, информация объективна по своему источнику, происхождению и

содержанию, но она и субъективна, поскольку обязательно предполагает

отправителя, транслятора и пользователя. Соц. информация субъективна в той

мере, в какой воспринимается человеком , зафиксирована в его

представлениях, служит ориентировкой для действия и передачи другим людям.

Проблемы передачи и восприятия информации сводятся в конечном счете к

проблемам общения между людьми. Различия в восприятии являются

распространенной преградой на пути обмена информацией, поскольку люди

реагируют только на то, что воспринимают. Если у них разные системы

ценностей и предпочтений, они, скорее всего будут воспринимать и

интерпретировать информацию по-разному.

Основными компонентами соц.- информационного процесса являются: субъект -

объект - цели - операции - средства - условия - результаты

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя иди более

людьми.

Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания

информации, являющейся предметом обмена , т.е. сообщений.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и

передающее ее.

2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которой

интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько стадий

взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать

канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили

исходную идею. Этапы взаимосвязи:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Шум. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен

информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Шумом называют то, что

искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути

обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном

оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл

в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном

статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную

передачу информации. Устранение шума рассматривается как важное средство

повышения управляемости системы.

Высокая степень неопределенности и риска , возникшая в связи с переходом

к рыночным отношениям, требует и от управляющих, и от управляемых изменить

свое поведение, и в первую очередь информационное.

Обмен информацией в организации можно улучшить, создав системы обратной

связи, регулируя информационные потоки, предпринимая управленческие

действия, способствующие формированию восходящих и боковых ветвей

информационного обмена, развертывая системы сбора предложений, печатая

материалы информативного характера для использования внутри организации и

применяя достижения современной инф. технологии.

Из рассмотрения свойств и особенностей управления в экономике вытекают

все требования к экономической информации, т.е. к ее содержанию,

количеству, классификации, режимам обработки и формам представления.

Характеристики и требования, предъявляемые к информации с тем, чтобы быть

важнейшим фактором управления и интеграции в обществе:

o объективность;

o достоверность;

o полнота;

o своевременность;

o ценность;

o надежность;

o правовая корректность;

o многократность использования;

o высокая скорость сбора, обработки, передачи;

o возможность кодирования;

o актуальность;

В последние годы информация рассматривается как полноценный ресурс всякой

организации наряду с человеческими ресурсами, капиталом, материалами,

технологией. В прошлом информации придавалось чаще всего оперативное

значение, сегодня ей придается еще и стратегическое значение. Становится

все более важным представлять потребителю информацию в нужное место и в

нужное время в необходимом объеме, должного качества и создавать систему

постоянного обновления информации. Как ответ ученых на задачу оптимизации

форм, методов и средств обработки информации, возникает наука

"информационный менеджмент". Анализ инф. потребностей и поиски возможных

решений по их удовлетворению составляют одну из задач инф. менеджмента. С

позиций системного подхода инф. менеджмент должен охватывать планирование,

организацию, координацию и контроль, а также коммуникации внутри с целью

улучшения ее работы.

[pic]

Рис. Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом.

Управление в информационном обществе

Постоянное развитие живой природы , общества, повышение разнообразия и

сложности их организационных форм, вещественные и энергетически

преобразования неизбежно - соответствуют изменению места, значения и объема

информации.

Человеческое общество было всегда в той или иной степени

технологизировано. Согласно классификации технологических уровней развития

человечества, созданной А-И.Ракитовым:

o первый уровень - основан на применении непосредственной силы

человека;

o второй уровень - на использовании энергетических возможностей

природы;

o третий уровень - связан с появлением искусственных

энергетических установок

o четвертый уровень - применение электричества, химии, создание

современных средств связи, вычислительной техники - это уровень

современного развития цивилизации;

o пятый уровень (гипотетический) - связан с экологически

безопасными технологиями, созданием универсальных систем

управления, освоение Космоса, генерация и использование знаний;

В настоящее время наблюдается "информационный взрыв", хотя по мнению

Дж.Мартина, - это название неудачно, "так как взрыв быстро прекращает свой

бурный рост, рост же информации в перспективе не имеет конца, а только все

более увеличивается", и тем не менее, колоссальный рост объема информации,

рост числа обслуживающих информационные потоки, отставание способности

человека обрабатывать информацию и представлять ее в формах, удобных для

восприятия является наиболее важными признаками данного процесса.

В связи с этим человек, чтобы справиться с ростом объема порожденной им

же информации, развивает я внедряет наукоемкие технологии. Создание в XX

веке ЭВМ стало одним яз наиболее значительных достижений человечества. В

своем развитии ЭВМ прошли этапы от простого процесса вычисления до сложных

процессов обработки информации В 70-е годы резко усиливаются

пессимистические тенденции, связанные с критикой "Римским клубом"

"технической цивилизации" , по мнению его членов техника является не только

добром, но и злом , что она "превратилась в абсолютно неуправляемый,

анархический фактор" . В 80 - годы происходит резкий скачок в развитии

электроники и вычислительной техники. В этот период во всех экономически

развитых станах происходят структурные изменения в промышленном

производстве , их суть состоит в переходе к наукоемким технологиям,

основанным на сбережении сырьевых и энергетических затрат. Энергетические

затраты постепенно направляются на управление информационными потоками.

Поэтому новый тип прогресса часто называют информационным.

Рынок информационных услуг начинает складываться в 50-60 годы нашего

столетия на основе инф. ресурсов. В начале в качестве инф. продукта

использовались бюллетени, реферативные издания, каталоги. С развитием

вычислительной техники основным становится распространение информации на

электронных носителях. В середине 70- годов компьютерные базы данных

становятся важнейшим источником справочной информации. С помощью инф.

технологий появилась возможность удаленного доступа к базам данных,

создание распределенных баз данных на основе компьютерных сетей.

Внедрение и использование современных, преимущественно компьютерных,

информационных технологий в различных сферах общественной жизни получило

название информатизации общества, в основе которой лежит трансформация всех

информационных процессов. Сегодня одной из важнейших проблем управления

становится его информационное обеспечение на основе компьютеризации и, в

более широком смысле информатизации, которая должна представлять собой не

стихийный, а сознательно управляемый процесс.

На смену индустриальному и постиндустриальному обществу идет новая форма

общественной организации - информационное общество. Это новое, во многом

дискуссионное понятие все прочнее завоев>ывает свое место в >общественных

н>аука>х. Феномен информационного общества долж>ен стать предметом не

только самостоятельного , но и разностороннего научного исследования.

Среди причин, вызвавших огромный интерес к разработке и внедрению новых

информационных технологий, следует назвать резкое усложнение управленческой

деятельности, связанное в первую очередь с постоянно возрастающим объемом

информации, циркулирующей в системе. Обработкой информации занимается все

большее число людей, а рост производительности их труда значительно отстает

от роста производительности труда в производстве. Это обусловило

общественную потребность в переходе к новым формам инф. деятельности,

основанной на принципиально иной программно - технической и организационно

- технологической базе.

Зарубежный опыт внедрения новых информационных технологий в управление

показывает, что для эффективной организации информационной деятельности

целесообразно создавать специальные службы управления ресурсами для

выполнения следующих функций:

o обеспечивать централизованное управление инф. ресурсами;

o создавать условия для принятия более качественных решений за

счет повышения качества и уменьшения количества информации;

o учитывать эффект от использования информации в подразделениях

организации;

o обеспечивать инф. связи с внешними организациями;

o разрабатывать, внедрять стандарты инф. обеспечения,

документооборота, различных инф. услуг;

o поставить инф. обеспечение организации на плановую основу;

o обеспечить подготовку и обучение специалистов для работы по НИТ,

в том

o числе обучение управляющих всех уровней;

o внедрять новые технические программы и соответственно

перестраивать информационную деятельность организации;

Важной особенность НИТ является ее гибкость, т.е. возможность

приспособления к потребностям и особенностям функционирования организации.

Все большая социологизация информационных компьютерных технологий

свидетельствует прежде всего о том, что современная информационно -

технологическая революция несет в себе в равной степени как мощный заряд

гуманизма, так и разрушения, античеловечности. Информационно -

технологическая революция требует соответствующего развития

образовательного и культурного потенциала. Гуманизм информатизации не

придет сам собой, он требует серьезных усилий общества.

Появление информатизированных сфер деятельности, информатизация отдельных

регионов и стран - это отражение общемирового глобального процесса

становления и развития нового типа цивилизации, основой которой являются

информация и знания, интеллект, современная информационная технология.

В условиях информатизации и в теоретическом, и в практическом аспектах

актуальным продолжает оставаться вопрос о ее сущности, структуре, основных

типах, о ее влиянии в первую очередь на формирование личности человека, его

мышление, мораль и нравственность на весь его внутренний мир.

Задача подготовки человека к жизнедеятельности в условиях становящегося

информационного общества становится практически значимой, поскольку ее

решение во многом определяет основы будущего общества, степень его

человечности.

ПОМНИТЕ!

УПРАВЛЕНИЕ-ЭТО ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:

РЕАЛИСТИЧНОЙ ОЦЕНКОЙ ИНФОРтМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОС ТЕЙ И ИНФОРМАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ; ЭФФЕКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ/ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОБОДСТВО, КОНТРОЛЬ/

И КОММУНИКАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ; ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ,

ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ АКТИВНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С ЕЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие объективные процессы побуждают нас обращаться к проблеме

информации?

2. Дайте определение понятию "информации"?

З. Назовите два подхода к рассмотрению природы и сущности информации?

4. Какое отношение имеет информация к управлению?

5. Что такое "управление по принципу обратной связи"?

6. Как перемещается информация внутри организации?

7. Что собой представляет "коммуникационный процесс"?

Тема 8. Процессы решения с менеджменте

Введение

Возрастающий объем информации, с которой приходится иметь дело

современному человеку, привел к тому, что деятельность по принятию решений

становится все более сложной и ответственной. Не случайно, поэтому теория

принятия решения находится сейчас в центре внимания представителей таких

различных областей, как математика, логика, психология, социология,

кибернетика, системные исследования и др.

В эпоху НТР хозяйственная и общественная жизнь стран становится все более

сложной и динамичной. Многие промышленные предприятия, а также другие

общественные институты достигли высокой степени сложности.

В этих динамичных и сложных институциональных системах все более трудным

и ответственным становится процесс принятия решений, который играет

ключевую роль в руководстве и управлении организациями. Чтобы принять

рациональное решение в какой-либо области руководителю необходимо учесть

всю информацию, которая касается рассматриваемого вопроса. Анализ и

обобщение этой информации часто превосходят компетенцию и интеллектуальные

возможности отдельного человека. Однако во время столь быстрых изменений в

цивилизации не только организационные, но и личностные решения - решения,

когда человек решает свою собственную судьбу, - стали гораздо более

трудными.

В связи с далеко идущим усложнением организационных и личностных решений

традиционные методы деятельности часто оказываются непригодными. Ни

интуиция, ни здравый смысл, ни врожденный ум не гарантируют правильного

выбора из возможных альтернативных решений, относящихся к политике,

экономике или культуре. Практика показывает, что если лицо, принимающее

решение (ЛПР), опирается только на опыт или так называемую житейскую

мудрость, оно часто принимает ошибочные решения, которые могут привести к

фатальным последствиям. Чтобы иметь возможность принимать рациональные

решения, как организационные, так и личностные, нужно все шире использовать

научное знание. Наука - это мощный инструмент познания, позволяющий изучать

и объяснять процессы принятия решений, управлять ими.

Принятие решений стало предметом научного исследования лишь во время

второй мировой войны. Его начали Дж., Фон Нейман и С). Моргенштерн, которые

в 1944 г. издали небольшую книгу, посвященную понятиям разработанной ими

теории игр. С этого времени исследование процессов принятия решений быстро

развивалось. Оно стало подлинной межнаучной проблемой. В результате этих

исследований возникли два вида теории решений: теория принятия рациональных

решений (ТПРР) и психологической теорией принятия решений (ЛТПР). Первая из

них, созданная главным образом математиками и экономистами, требует ответа

на вопросы: "Как принимать решения рационально?", "Какие из альтернатив

оптимальны?" Вторая теория, часто навязываемая поведенческой теорией

принятия решений, является системой утверждений о том, как люди в

действительности принимают личностные и организационные решения и какие

ошибки они при этом совершают. Эти и связанные с ними вопросы являются

предметом рассмотрения данной работы.

Содержание и стадии процесса принятия решения

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой

деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления.

Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности

руководителей любого уровня, включающий:

. выработку и постановку целей;

. изучение проблемы на основе получаемой информации;

. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и

возможных последствий принимаемого решения;

. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы

(задачи);

. выбор и формулирование оптимального решения;

. принятие решения;

. конкретизацию решения для его исполнителей;

Управленческое решение рассматривается как процесс, состоящий из трех

стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводятся экономический

анализ ситуации на макро и микро уровне, включающий поиск, сбор и обработку

информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия рентная осуществляется разработка и оценка

альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе

многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения;

выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и

доведения его до исполнителей осуществляется контроль за ходом его

выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ