|
Шпаргалка по земельному праву
Шпаргалка по земельному праву
1.ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА Земельного
Права.
ЗП-отрасль российского
права, система норм законод-ва, посредством кот-х осущ-ся регулирование земельных
отношений. Система объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное
законод-во.
Предмет ЗП- земельные отношения
т.е отношения по использованию и охране земель в рф как основы жизни и деят-сти
народов, проживающих на соотв-щих территориях рф. Метод правового регулирования
общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной
отрасли права, в данном случае - нормами ЗП. Вопрос о методе правового регулирования
в теории права-дискуссионный, но наиболее распространенно мнение о том, что праву
присущи 3 осн-х метода - запрет, предписание и дозволение, посредством кот-х
гос-во осущ-ет императивное либо диапозитивное регулирование. При этом если для
императивного рег-ния характерны запреты и предписания и отношения власти и подчинения,
то для диапозитивного рег-ния, напротив, присущи согласования и рекомендации. Эти
методы имеют значение для рег-ния земельных отношений. Их соотношение не явл-ся
чем-то постоянным. Так, для периода господства командно-административной системы
характерным было императивное рег-ние земельных отношений. Сущ-вала детально урегулированная
система запретов и императивных предписаний. Всякие сделки по распоряжению землей
как нарушающие законы о национализации земли решительно пресекались вплоть до уголовной
отв-сти за их совершение. Переход к рыночным отношениям сопровождался расширением
применения диапозитивного рег-ния, предоставлением большей свободы в производственно-хоз-ной
деят-сти на земле, в т.ч и распоряжением ею. Более широкое применение получают экономические
рычаги и стимулы в виде платы за землю, экономического стимулирования рационального
использования и охраны земель, их консервации в установленных случаях и др.Но и
по сей день в сфере земельных отношений преимущ-ное значение имеет императ-е рег-ние,
что из-за специфики рег-мых отношений, их большой соц-ной значимостью, необходимостью
строгого соблюдения установленного порядка использования земель и их охраны. Императивный
– регулирование общественных отношений характерно проявление власти подчинения,
отношения неравноправны, один дает обязательные для исполнения предписания, а другой
обязан их точно исполнять. Регулируется предоставление и изъятие земли для целей
обороны охраны природы, и т.д. ,а также в области гос.контроля за использованием
охраны земли.
2 Метод дозволения – т.е. свободного
усмотрения з.п. и принятия ими своих собственых решений
Система- системы Зем. Права(ЗП)
как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины не полностью совпадают. ЗП
как отрасль права имеет двухчленное деление: общая и особенная части, а ЗП
как наука и учебная дисциплина трехчленное: общая, особенная и специальная части.
В общей части ЗП как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для
всех ее институтов, тогда как в особенной части содержатся нормы, посвященные ее
отдельным институтам и категориям земель. К общей части относятся такие институты
ЗП, как право собственности и иные права на землю, гос-ное регулирование использования
и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юр-кая
ответственность за нарушение земельного законод-ва. К особенной части относится
правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных
пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,
космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного
фонда; запаса. В систему ЗП как науки, помимо указанных институтов ЗП, входят также
предмет, методы, принципы и источники ЗП, развитие земельного законод-ва, сравнительно-правовой
анализ отечественного и зарубежного ЗП. Система ЗП как учебной дисциплины совпадает
с системой его как науки и определяется учебными программами соответствующих учебных
заведений.
Система зем.права – совокупность
органически связанных между собой з.п. институтов Институт з.п.—обособленная группа
норм регулир. Нормы права—правила поведения. Однородные земельные отношения. Выделяют
общую и особенные части. Общие институты содержат правовые нормы относящиеся к отрасли
в целом. Особенные институты определяют правовой режим отдельных категорий земельного
фонда
49 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.
Ст.
103. Земли запаса
1.
К землям запаса относятся земли, находящиеся в гос-ной или муниц-ной собственности
и не предоставленные гр-нам или юр-ким лицам, за исключением земель фонда
перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК. 2. Использование
земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
К этим землям относятся также
земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям,
предусм-м действующим земельным законод-вом (добровольный отказ от зу; истечение
срока, на кот-й был предоставлен зу; смерть землевладельца, арендатора и др.). Как
предусмотрено Указом Президента рф «О реализации конституционных прав граждан на
землю», если собственник земельной доли в течение3лет не подал заявление на получение
свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании
земельной доли, то эти невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохоз-ой
организации еще на 3года. В случае отказа сельскохоз-й коммерческой организации
от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию
земель запаса. Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь
землям сельскохоз-го назначения и го-го лесного фонда. Она явл-ся источником пополнения
иных категорий земель, в т.ч и сельскохоз-го назначения. Вовлечение этих земель
в хозяйственный оборот осущ-ся в порядке, предусм-м земельным законод-вом.
3.ПРИНЦИПЫ ЗП.
1)
учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование
отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений
о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части
природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности
на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю;
2)
приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства
в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого
имущества,т.е владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками
ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3)
приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е при осуществлении деятельности по
использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие
виды деятельности, кот-е позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить
негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших
затрат;
4)
участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций
в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е гр-не РФ, общественные организации
(объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке
решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их
использовании и охране, а органы гос-ной власти, органы местного самоуправления,
субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого
участия в порядке и в формах, кот-е установлены законод-вом;
5)
единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е все прочно связанные
с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных
ФЗ-ми;
6)
приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е.
изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых
лесами I группы, земель
особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного
наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных
целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ-ми. Установление
данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель
других категорий;
7)
платность использования земли, т.е любое использование земли осуществляется за плату,
за исключением случаев, установленных ФЗ-ми и законами субъектов РФ;
8)
деление земель по целевому назначению на категории, т.е правовой режим земель определяется
исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования
в соответствии с зонированием территорий и требованиями законод-ва;
9)
разграничение гос-ной собственности на землю на собственность РФ, собственность
субъектов РФ и собственность мун-ных образований, т.е правовые основы и порядок
такого разграничения устанавливаются ФЗ-ми;
10)
дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е при определении
их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные
факторы;
11)
сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е регулирование использования
и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий
каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим
ему ЗУ.
При
регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм
гражданского законод-ва и норм земельного законод-ва в части регулирования отношений
по использованию земель, а также принцип гос-го регулирования приватизации земли.
ФЗ
м.б. установлены и др. принципы земельного законод-ва, не противоречащие установленным
п. 1 ЗК,
7 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Объект права— индивидуально-определенный
земельный участок, по поводу кот-го возникают земельные отношения. В сфере гос-ного
управления объектом земельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные
части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,
отдельные участки;
Ст.
6. Объекты земельных отношений
Объектами
земельных отношений являются:
1)
земля как природный объект и природный ресурс;
2)
земельные участки;
3)
части ЗУ.
Земельный
участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в т.ч почвенный
слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный
участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, кот-й
м.б. разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный
земельный участок, разрешенное использование кот-го может осущ-ся без перевода его
в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми.
Ст.
5. Участники земельных отношений : гр-не(физ.лица), юр-кие лица, РФ, субъекты РФ,
муниципальные образования.
2.
Права иностранных гр-н, лиц без гражданства и иностранных юр-х лиц на приобретение
в собственность ЗУ определяются в соот-вии с ЗК, ФЗ-ми.
3.
Для целей ЗК используются следующие понятия и определения:
собственники
ЗУ - лица, являющиеся собственниками ЗУ;
землепользователи
- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного)
пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы
- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого
владения;
арендаторы
ЗУ - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору
субаренды;
обладатели
сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками
(сервитут).
4 НОРМЫ ЗП.
Ст.
2. Земельное законод-во
1.
Земельное законод-во в соот-вии с Конституцией РФнаходится в совместном ведении
РФи субъектов РФ. Земельное законод-во состоит из ЗК, ФЗ-ов и принимаемых в соот-вии
с ними законов субъектов РФ. Нормы ЗП, содержащиеся в других ФЗ-нах, законах субъектов
РФ, должны соот-вать ЗК.
Земельные
отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, кот-е не должны противоречить
ЗК, ФЗ-нам.
2.
Правительство РФпринимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах
полномочий, определенных ЗК, ФЗ-ми, а также указами Президента РФ, регулирующими
земельные отношения.
3.
На основании и во исполнение ЗК,ФЗ-в, иных нормативных правовых актов РФ, законов
субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФв пределах своих полномочий
могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.
4.
На основании и во исполнение ЗК, ФЗ-нов, иных н.п.а РФ, законов и иных н.п.а субъектов
РФ ОМС в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.
Среди всех законов есть
основной- Конституция России, предусматривающая основы конституцион. строя,права
и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы гос-ва,
законодат-ых, исполнительных и судебных органов власти, явл-ихся самостоятельными,
и ОМС. Конституц-ые положения явл. отправными для других отраслей права, в том числе
для земельного. При этом нормы Конституции можно условно разбить на 2 большие группы:
1- непосредственно посвященная земельным отношениям,2-непосредственно участвующая
в регулировании земельных отношений. Закон- это нормативн. акт, принимаемый в особом
порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
В Законе содержатся юр-кие нормы- общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное
кол-во случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые акты-
как нормативные, так и индивидуальные, поэтому все остальные акты и называются подзаконными.
Законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами
РФ и ее субъектов либо всенародным голосованием. Этим обуславливается верховенство
закона над остальными актами, кот-е не могут противоречить закону.
Земельные отношения по своей
юр.силе могут быть подразделены на :законы и подзаконные акты.
В строго юр.значении закон – это нормативный акт, который принят
в особом порядке высшим представительным органом гос. власти–федер. собранием (совет
федерации и гос.дума).
Источники: 1)законы: конституционные—(конституция
РФ, конституция республик РФ); обыкновенные (законы РФ, ЗК РФ, ЗК республик); 2)подзаконные
акты: указы президента, постановление и распоряжение правительства, постановление
и распоряжение ведомств.
Также используются нормы гражданского, адм-го и др.отраслей.
Конституция основной и важный источник отрасли права
гос-ва.
СтРФ—земля и др. прир. ресурсы
используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов проживающих на
территории РФ.
Земля может находится в частной,
гос-ной, муницип-й собственности
Ст36 Собственники владеют, пользуются
и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает
прав и интересов других лиц.
Ст72 ЗП находится в совместном
ведении РФ и ее субъектов, т.е. субъекты РФ могут не ожидая издания фед.закона издавать
свои собственные земельные законы. Но если будет издан по этим же вопросам фед.закон,
то закон субъекта приводится в соответствии с фед.законом.
Также важным источником зем.права
являются конституция республик, принимаются на основе К РФ и не должны ей противоречить,
учитываются национальные и местные особенности нар.хоз и культуры каждой республики.
ФЗ: 1)фз.РФ о плате за землю
2) фз о праве граждан на получение в частную собственность и продажу з.у. для ведения
лпх ,садоводсва,дачного,инд.строительства 3) фз. О кфх 4) фз о гос.регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним 5) фз. О гос.регулировании обеспечения плодородия
земель с.х. назначения
Указы президента РФ: 1) о неотложных
мерах по осуществлению зем.реформы 2) о регулировании зем.отнош. и развития аграрной
реформы 3) о реорганизации конституционных прав граждан на землю
Постановления правительства –1)
об утверждения положения о гос.контроле за использованием и охраной зем.ресурсов
РФ 2) об инвентаризации земель.
5 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Земельные правоотношения – это
отношения в сфере использования и охраны земли, урегулированные нормами земельного
и смежных с ним отраслей права. Земельные правоотношения могут быть классифицированы
по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам земельных правоотношений,
объектам и др. Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация
земельных правоотношений по их объектам. По данному основанию земельные правоотношения
могут быть классифицированы на правоотношения в сферах: использования и охраны земель
сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта,
связи, радиовещания и др. Характеру и особенностям земельных правоотношений по поводу
различных категорий земель посвящена Особенная часть учебной дисциплины «ЗП».
Понятие и содержание земельных
правоотношений.
По поводу распределения, использования
и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются
определенные отношения, кот-е регулируются нормами ЗП. Тем самым возникают земельные
правоотношения.
Структуре земельных правоотношений
как и иным правоотношениям, присуще наличие нескольких элементов:
1) норма права, которой необходимо
руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники
земельных отношений;
3) объект права— индивидуально-определенный
земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере гос-го
управления объектом земельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные
части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,
отдельные участки;
4) содержание земельных правоотношений,
т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии
с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.
Ст.
3. Отношения, регулируемые земельным законод-вом 1. Земельное законод-во регулирует
отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных
ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий
и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов
РФприменяются соответственно законод-во о недрах, лесное, водное законод-во, законод-во
о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охр окр
среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях
и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные ФЗ-ны.
К
земельным отношениям нормы указанных отраслей законод-ва применяются, если эти отношения
не урегулированы земельным законод-вом.
Имущественные
отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также
по совершению сделок с ними регулируются гражданским законод-вом, если иное не предусм-но
земельным, лесным, водным законод-вом, законод-вом о недрах, об охр окрй среды,
специальными ФЗ-ми.
14 ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО
ВЛАДЕНИЯ ЗУ.
Ст.
21. Пожизненное наследуемое владение(ПНВ) земельными участками.
Право
ПНВ владения ЗУ, находящимся в гос-ной или муниц-й собственности, приобретенное
гр-ном до введения в действие ЗК, сохраняется. Предоставление ЗУ гр-нам на праве
ПНВ после введения в действие ЗК не допускается. Распоряжение ЗУ, находящимся
на праве ПНВ, не допускается, за исключением перехода прав на земельный
участок по наследству. Гос-ная регистрация перехода права ПНВ ЗУ по наследству
проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Гр-не,
имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести
их в собственность. Каждый гр-н имеет право однократно бесплатно приобрести
в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок,
при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ,
не допускается.
В
устан-х законом случаях сроком не ограничивается предост-е в собств-сть гр-н ЗУ,
ранее предост-ных им в ПНВ.
Итак, гр-не
наделенные в соот-вии с ренее действававшим земельным законод-вом правом ПНВ ЗУ
для владения ЗУ для ведения крестьянского хоз-ва, личного подсобного хоз-ва, строит-ва
и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачноо строит-ва, в случае
получения по наследству или приобретения жилого дома, для традиционных народных
промыслов сохраняют ранее проедоставленное проаво владения земельными участками,
при условии надлежащего оформления своего права.
6 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Содержание земельных правоотношений,
т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии
с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.Содержанием
правоотношений вообще, в том числе и земельных, являются права и обязанности участников
этих отношений. Права и обязанности субъектов земельных правоотношений взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника земельного правоотношения,
как правило, означает и характеристику соотв-щих обязанностей др. стороны. Конкретное
содержание тех или иных земельных правоотношений определяется целым рядом факторов:
объектом, по поводу кот-го возникают земельные правоотношения, правовым статусом
их участников, нормами права, рег-щими эти отношения, и др. Для отношений, участниками
кот-х выступают физ-е и юр-кие лица, характерно юр-кое равенство субъектов. Для
правоотношений же, участником которых выступает орган исполнительной власти РФили
ее субъекта, напротив, характерными являются отношения власти и подчинения. Содержание
правоотношений в сфере собственности на землю определяется такими правомочиями собственника,
как право владения, пользования и распоряжения землей. Как установлено ст. 36 Конст.
РФ, владение, пользование и распоряжение землей и др. природными ресурсами осущ-ся
их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр среде и не нарушает прав
и законных интересов иных лиц. Основанием возникновения, изменения и прекращения
земельных , как и иных, правоотношений юр-кие факты,т.е обстоятельства, влекущие
по действующему законод-ву правовые последствия. По ст. 8 ГК РФ, кот-я в значительной
мере, применима и к земельным правоотношениям, гражд-кие права и обяз-сти возникают
из оснований, предусм-х законом и иными правовыми актами, а также из действий гр-н
и юр-ких лиц, кот-е хотя и не предусм-ны законом или такими актами, но в силу общих
начал и смысла гражд-го законод-ва порождают гражд-кие права и обязанности. В сфере
зем-х правоотн-й, предусм-е ГК основания возникновения и прекращения гражд-х прав
и обяз-й имеют не такое же значение, как в гражданских правоотношениях.
Ст.9.
Полномочия Рф в области земельных отношений1.
1)
установление основ фед-ной политики в области рег-ния земельных отношений;
2)
установление ограничений прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев,
арендаторов ЗУ, а также ограничений оборотоспособности ЗУ;
3)
гос-ное управление в области осущ-ния мониторинга земель, гос-ного земельного контроля,
землеустройства и ведения гос-ного земельного кадастра;
4)
установление порядка изъятия ЗУ, в т.ч путем выкупа, для гос-ных и мун-ных нужд;
5)
изъятие для нужд РФ ЗУ, в т.ч путем выкупа;
6)
разработка и реализация фед-ных программ использования и охраны земель;
7)
иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, ЗКРФ, ФЗ-ми.
2.
РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности
РФ (фед-ной собственностью).
Ст.
10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений : изъятие, в т.ч путем
выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ
использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия,
не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям ОМС.
2.
Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися
в собственности субъектов РФ.
Ст.
11. Полномочия ОМС в области земельных отношений: изъятие, в т.ч путем выкупа, ЗУ
для муниц-х нужд, установление с учетом требований законод-ва РФ правил землепользования
и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниц-х
образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель,
а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования
и охраны земель.
2.
ОМС осущ-тся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниц-ной
собственности.
11 МУНИЦ-НАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА
ЗЕМЛЮ.
Согласно ст. 215 ГК РФ муниц-ной
собственностью явл-ся имущество, принадлежащее на праве собственности городским
и сельским поселениям, а также др муниц-м образованиям. От имени муниц-го образования
права собственности осущ-ют омс в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими
их правовой статус. Земля и дру прир-е объекты, находящиеся в муниц-ой собственности,
закрепляются за муниц-ми предприятиями и учреждениями во владение, пользование и
распоряжение в соот-вии с действующим законод-вом. По ст. 6 Закона Саратовской области
«О земле» к компетенции омс по вопросам управления земельным фондом на соотв-щей
территории относятся: - обеспечение самостоятельного решения населением вопросов
местного значения, связанных с использованием и охраной земель; - разработка и выполнение
местных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв; -
оценка состояния использования и охраны земель; - установление предельных размеров
ЗУ, предоставляемых физ-м лицам в порядке, установленном зк; - предоставление и
изъятие земель в порядке, установленном фед-м и областным законод-м, решениями представит-го
омс; - организация и ведение земельного кадастра и мониторинга земель; - организация
разработки и осуществления генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных
пунктов; - защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей
и арендаторов ЗУ и др.
Ст.
19. Муниц-ная собственность на землю
1.
В муниц-ной собственности находятся земельные участки: кот-ые признаны таковыми
фз и принятыми в соот с ними законами субъектов РФ; право муниц-й собственности
на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на землю;
Кот-е
приобретены по основаниям, установленным гражд-ким законод-вом. В муниц-ой собственности
могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки
по основаниям, предусм-ным фз "О разграничении гос-ной собственности на
землю".3. В собственность мун-ных образований для обеспечения их развития
могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в гос-ной собственности, в
точ за пределами границ муниц-х образований. В субъектах РФ - городах фед-го
значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниц-ную собственность
при разграничении гос-ной собственности на землю не передаются. Право муниц-ной
собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче
ЗУ из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниц-ную собственность
в соответствии с законами этих субъектов РФ.
8 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
ЗП.
Источники ЗП- нормативные правовые
акты, действующие в правовых формах законов, указов президетна рф, постановлений
итд. Под источниками права вообще, в т.ч. и ЗП, в юр-ком смысле понимается особая
форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Чтобы то или иное
правило поведения было признано источником права, в данном случае земельного, оно
д.б облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа, постановления,
инструкции и т. п. Т.к земельные отношения регулируются не только нормами ЗП, но
и др. отраслей, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся
в смежных отраслях права - гражданском, административном, аграрном и др. Большое
место среди источников ЗП занимают законы, т.е нормативные акты высшей юр-кой силы,
создающие легальную основу правового регу-ния земельных отношений. Многие нормы
ЗП содержатся в кодифицированных законод-х актах: Земельном, Водном, Лесном кодексах.
Составной частью источников рос-кого ЗП явл-ся международно-правовые акты, нормы
кот-х так или иначе рег-ют земельные отношения внутри страны. Такие нормы, согл.ст.
15 Конституции РФ, явл-ся составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное
значение. Если межд-ным договором установлены иные правила, чем предусм-ные внутренним
законод-вом, применяются правила межд-го дог-ра. *Конституция Рф – осн-ной
источник ЗП. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права
и свободы человека и гражданина, в т.ч и в сфере земельных отношений, федеративное
устройство, органы гос-ной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся
главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового
регулирования земельных отношений в нашей стране. В ст. 2 Конст определено, что
человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гр-на – обя-сть гос-ва. Каждый, ст. 42 Конституции,
имеет право на благоприятную окр среду, достоверную информацию о ее состоянии и
на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологич-м правонарушением.
Земля и другие прир-е ресурсы, ст. 9 Конст-и, используются и охраняются в Рф как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соот-щей территории. Указанные
природные объекты могут находиться, согласно в частной, гос-й, муниц-й и иных формах
собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и др природным ресурсами
осущ-тся их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр-й среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц. По (ст. 36), условия и порядок пользования
землей определяются на основе фз. Важное значение для правового ре-я земельных отношений
имеют и констит-ые положения, касающиеся определения компетенции РФ и ее субъектов.
Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Рф и ее субъектов находятся:
природопользование; охрана окр-й среды и обеспечение экологич-й безопасности; особо
охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры. Предметам
совместного ведения издаются фз и принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ. Законы и иные н.п.а субъектов РФне могут противоречить
ФЗ-нам. При наличии таких противоречий действует ФЗ, принятый в полном соот с Конституцией
РФ. В случае противоречия между ФЗи нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным
по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует
нормативный правовой акт субъекта РФ. *Определяющую роль в регулировании земельных
отношений играют ФЗ - акты высшей юр-кой силы, распространяющиеся, как правило,
на всю территорию РФ. Основополагающим является ЗК РФ, представляющий собой систематизированный
свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. Закон «О плате
за землю»,. В него систематически вносятся поправки, изменения, дополнения, связанные
главным образом с изменением ставок земельного налога, уточнением и изменением льготных
категорий налогоплательщиков. Закон РФ. «О праве граждан РФ на получение в частную
собственность и на продажу ЗУ для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства и индивидуального жилищного строительства», он в вопросах права частной
собственности и купли-продажи указанных категорий земель. Постановление «О программе
возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», заложившего
законодательные основы земельных и аграрных преобразований в современной российской
деревне, а также Закон РСФСР «О крестьянской (фермерском) хозяйстве», положивший
начало земельным преобразованиям в колхозно-совхозной системе и формированию нового
типа землепользователя - крестьянина-фермера. Правовые основы деятельности в области
мелиорации земель, определении полномочий органов гос-ой власти и местного сам-я,
а также права и обя-сти гр-ан и юр-ких лиц в данной сфере установлены Фз « О мелиорации
земель ». Фз «О гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество а сделок с ним»
определены порядок гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество, в т.ч на земельные
участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, кот-е связаны
с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно,
а также ограничения (обременения), т.е установленные законом или уполномоченными
органами в предусм-ном законом порядке условия запрещении, стесняющих правообладателя
при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект
недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.). Законам РФ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» определен порядок залога недвижимости, а также законодательные основы
правового рег-ния общ-х отношений в данной сфере. Важное значение имеет ФЗ «О гос-ном
рег-нии обеспечения плодородия земель сельскохозяй-ного назначения», кот-м определены
полномочия органов гос-ной власти РФи ее субъектов, ОМС, а также права и обязанности
собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов ЗУ, в области
обеспечения плодородия данной категории земель. «О гос-ном земельном кадастре» урегулированы
отношения, возникающие при осущ-нии деят-сти по ведению гос-го земельного кадастра
и при использовании его сведений. *Указы Президента РФ, явл-гося по ст. 80
Конституции РФ главой гос-ва и гарантом Конституции рф, прав и свобод человека и
гражданина, занимают важное место в системе нормативных актов по ЗП. В Указах Президента
РФнашли нормативно-правовое решение многие вопросы, связанные с осущ-ем земельной
реформы, реализацией конст-нных прав граждан на землю, утверждением таких новых
для нас форм собственности, как частная и муниц-ная. Так, Указом Президента РФ «О
неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» был дан мощный толчок
земельным и аграрным преобразованиям на селе, реформированию колхозно-совхозной
системы хозяйствования. В Указе Президента РФ «О регулировании земельных отношений
и развитии аграрной реформы в России» нашли разрешение многие вопросы, связанные
с наиболее полным осущ-нием правомочий собственников земли, в том числе и права
распоряжения ею. В п. 1 Указа констатировано, что земельные участки и все, что прочно
с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками
регулируется гражд-ким законод-вом с учетом земельного, лесного, природоохранительного,
иного специального законод-ва и настоящего Указа. Гр-не и юр-кие лица - собственники
ЗУ имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду,
обменивать, а также передавать земельный участок или часть его в качестве взноса
в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том
числе с иностранными инвестициями, тем самым практически были сняты правовые ограничения
в распоряжении земельной собственностью. Указом Президента РФ «О реализации констит-ных
прав гр-н на землю» были не только подтверждены права граждан на землю, но и определены
конкретные правовые формы реализации этих прав, в частности были предусмотрены такие
новые для нас правовые формы, как передача собственником земельной доли на условиях
ренты и пожизненного содержания, что имеет особо важное значение для современной
деревни, среди населения которой явно преобладают лица пенсионного возраста, многие
годы проработавшие в колхозах и совхозах и не получающие достаточного пенсионного
обеспечения. *Правительство РФосуществляет, согласно ст. 110 Конституции
РФ, исполнительную власть Рф, обеспечивает проведение единой гос-ной политики в
области экологии, осущ-ет управление фед-ной собственностью, в том числе земельными
и др. природными ресурсами. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, фз,
нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает
их исполнение. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»; «О проведении инвентаризации
земель для определения возможности их предоставления гр-нам»; «О мониторинге земель»;.
«Об утверждении Положения о порядке осуществления гос-го контроля за использованием
и охраной земель в РФ»; «О порядке осуществления прав собственников земельных долей
и имущественных паев»; «Об утверждении Правил ведения Единого гос-го реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним»; «О фед-ной целевой программе развития земельной
реформы в РФна 1999-2002 годы» и др. *Субъекты РФпо предметам совместного
ведения РФи ее субъектов вправе принимать в соответствии с фз законы и иные нормативные
правовые акты(нпа), а вне пределов ведения РФи совместного ведения – осуществлять
собственное правовое рег-ние, включая принятие законов и иных нпа. Напр., законы
о земле Саратовской и Самарской областей, ЗК Республики Татарстан. Законом «О земле»
Саратовской области,., предусмотрены принципы правового регулирования земельных
отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования указанных
отношений, предусмотренных в фед-ном законод-ве, и в то же время отражающих специфику
их регулирования в данной области. Землям особо охраняемых территорий, к которым
отнесены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, посвящена самостоятельная
глава (гл. VI ) Закона. *Ведомственное правовое регулирование общественных
отношений, в том числе и земельных, занимает видное место, особенно велика его роль
в прежние годы, когда многие сферы отношений были слабо урегулированы актами высшей
юридической силы. С 1992 г. введена гос-ная регистрация нормативных актов министерств,
гос-ных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или
носящих межведомственный характер, что должно стать важной мерой по упорядочению
ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведомственном регулировании
земельных отношений играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной
власти, как Мин-во сельского хозяйства и продовольствия Рф, Мин-во природных ресурсов
Рф, Гос-ый земельный комитет РФи др. Напр., Указания по подготовке материалов для
продажи ЗУ в населенных пунктах Мин-ва архитектуры, строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФи Гос-ого комитета РФпо управлению гос-ным имуществом; Положение о районной
комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, утвержденное
Мин-вом сельского хозяйства РФ; Инструкция Мин-ва РФпо налогам и сборам по применению
Закона РФ«О плате за землю» и др. *Значение судебной и арбитражной практики в регулировании
земельных отношений. Деятельность судов и арбитражей играет весьма существенную
роль в правовом регулировании земельных отношений. При этом особо значимы постановления
высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и
арбитражной практики, указания по вопросам применения действующего законод-ва.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|