Рефераты

Шпаргалка по земельному праву

Шпаргалка по земельному праву

1.ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА Земельного Права.

ЗП-отрасль российского права, система норм законод-ва, посредством кот-х осущ-ся регулирование земельных отношений. Система объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное законод-во.

Предмет ЗП- земельные отношения т.е отношения по использованию и охране земель в рф как основы жизни и деят-сти народов, проживающих на соотв-щих территориях рф. Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в данном случае - нормами ЗП. Вопрос о методе правового регулирования в теории права-дискуссионный, но наиболее распространенно мнение о том, что праву присущи 3 осн-х метода - запрет, предписание и дозволение, посредством кот-х гос-во осущ-ет императивное либо диапозитивное регулирование. При этом если для императивного рег-ния характерны запреты и предписания и отношения власти и подчинения, то для диапозитивного рег-ния, напротив, присущи согласования и рекомендации. Эти методы имеют значение для рег-ния земельных отношений. Их соотношение не явл-ся чем-то постоянным. Так, для периода господства командно-административной системы характерным было императивное рег-ние земельных отношений. Сущ-вала детально урегулированная система запретов и императивных предписаний. Всякие сделки по распоряжению землей как нарушающие законы о национализации земли решительно пресекались вплоть до уголовной отв-сти за их совершение. Переход к рыночным отношениям сопровождался расширением применения диапозитивного рег-ния, предоставлением большей свободы в производственно-хоз-ной деят-сти на земле, в т.ч и распоряжением ею. Более широкое применение получают экономические рычаги и стимулы в виде платы за землю, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель, их консервации в установленных случаях и др.Но и по сей день в сфере земельных отношений преимущ-ное значение имеет императ-е рег-ние, что из-за специфики рег-мых отношений, их большой соц-ной значимостью, необходимостью строгого соблюдения установленного порядка использования земель и их охраны. Императивный – регулирование общественных отношений характерно проявление власти подчинения, отношения неравноправны, один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно исполнять. Регулируется предоставление и изъятие земли для целей обороны охраны природы, и т.д. ,а также в области гос.контроля за использованием охраны земли.

2 Метод дозволения – т.е. свободного усмотрения з.п. и принятия ими своих собственых решений

Система- системы Зем. Права(ЗП) как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины не полностью совпадают. ЗП как отрасль права имеет двухчленное деление: общая и особенная части, а ЗП как наука и учебная дисциплина трехчленное: общая, особенная и специальная части. В общей части ЗП как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов, тогда как в особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К общей части относятся такие институты ЗП, как право собственности и иные права на землю, гос-ное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юр-кая ответственность за нарушение земельного законод-ва. К особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса. В систему ЗП как науки, помимо указанных институтов ЗП, входят также предмет, методы, принципы и источники ЗП, развитие земельного законод-ва, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного ЗП. Система ЗП как учебной дисциплины совпадает с системой его как науки и определяется учебными программами соответствующих учебных заведений.

Система зем.права – совокупность органически связанных между собой з.п. институтов Институт з.п.—обособленная группа норм регулир. Нормы права—правила поведения. Однородные земельные отношения. Выделяют общую и особенные части. Общие институты содержат правовые нормы относящиеся к отрасли в целом. Особенные институты определяют правовой режим отдельных категорий земельного фонда




49 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.

Ст. 103. Земли запаса

1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в гос-ной или муниц-ной собственности и не предоставленные гр-нам или юр-ким лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК. 2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

К этим землям относятся также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям, предусм-м действующим земельным законод-вом (добровольный отказ от зу; истечение срока, на кот-й был предоставлен зу; смерть землевладельца, арендатора и др.). Как предусмотрено Указом Президента рф «О реализации конституционных прав граждан на землю», если собственник земельной доли в течение3лет не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании земельной доли, то эти невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохоз-ой организации еще на 3года. В случае отказа сельскохоз-й коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию земель запаса. Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь землям сельскохоз-го назначения и го-го лесного фонда. Она явл-ся источником пополнения иных категорий земель, в т.ч и сельскохоз-го назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный оборот осущ-ся в порядке, предусм-м земельным законод-вом.















3.ПРИНЦИПЫ ЗП.

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества,т.е владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, кот-е позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е гр-не РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы гос-ной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, кот-е установлены законод-вом;

5) единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е. изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами I группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ-ми. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, т.е любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, т.е правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законод-ва;

9) разграничение гос-ной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность мун-ных образований, т.е правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются ФЗ-ми;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законод-ва и норм земельного законод-ва в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип гос-го регулирования приватизации земли.

ФЗ м.б. установлены и др. принципы земельного законод-ва, не противоречащие установленным п. 1 ЗК,



7 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Объект права— индивидуально-определенный земельный участок, по поводу кот-го возникают земельные отношения. В сфере гос-ного управления объектом земельных отноше­ний м.б весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, администра­тивно-территориальных образований, отдельные участки;

Ст. 6. Объекты земельных отношений

 Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части ЗУ.

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в т.ч почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, кот-й м.б. разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование кот-го может осущ-ся без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми.

Ст. 5. Участники земельных отношений : гр-не(физ.лица), юр-кие лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

2. Права иностранных гр-н, лиц без гражданства и иностранных юр-х лиц на приобретение в собственность ЗУ определяются в соот-вии с ЗК, ФЗ-ми.

3. Для целей ЗК используются следующие понятия и определения:

собственники ЗУ - лица, являющиеся собственниками ЗУ;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы ЗУ - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).












4 НОРМЫ ЗП.

Ст. 2. Земельное законод-во

1. Земельное законод-во в соот-вии с Конституцией РФнаходится в совместном ведении РФи субъектов РФ. Земельное законод-во состоит из ЗК, ФЗ-ов и принимаемых в соот-вии с ними законов субъектов РФ. Нормы ЗП, содержащиеся в других ФЗ-нах, законах субъектов РФ, должны соот-вать ЗК.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, кот-е не должны противоречить ЗК, ФЗ-нам.

2. Правительство РФпринимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК, ФЗ-ми, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение ЗК,ФЗ-в, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФв пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.

4. На основании и во исполнение ЗК, ФЗ-нов, иных н.п.а РФ, законов и иных н.п.а субъектов РФ ОМС в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.

Среди всех законов есть основной- Конституция России, предусматривающая основы конституцион. строя,права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы гос-ва, законодат-ых, исполнительных и судебных органов власти, явл-ихся самостоятельными, и ОМС. Конституц-ые положения явл. отправными для других отраслей права, в том числе для земельного. При этом нормы Конституции можно условно разбить на 2 большие группы: 1- непосредственно посвященная земельным отношениям,2-непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений. Закон- это нормативн. акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В Законе содержатся юр-кие нормы- общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное кол-во случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые акты- как нормативные, так и индивидуальные, поэтому все остальные акты и называются подзаконными. Законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами РФ и ее субъектов либо всенародным голосованием. Этим обуславливается верховенство закона над остальными актами, кот-е не могут противоречить закону.

Земельные отношения по своей юр.силе могут быть подразделены на :законы и подзаконные акты.

В строго юр.значении закон – это нормативный акт, который принят в особом порядке высшим представительным органом гос. власти–федер. собранием (совет федерации и гос.дума).

Источники: 1)законы: конституционные—(конституция РФ, конституция республик РФ); обыкновенные (законы РФ, ЗК РФ, ЗК республик); 2)подзаконные акты: указы президента, постановление и распоряжение правительства, постановление и распоряжение ведомств.

Также используются нормы гражданского, адм-го и др.отраслей.

Конституция основной и важный источник отрасли права гос-ва.

СтРФ—земля и др. прир. ресурсы используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов проживающих на территории РФ.

Земля может находится в частной, гос-ной, муницип-й собственности

Ст36 Собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает прав и интересов других лиц.

Ст72 ЗП находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, т.е. субъекты РФ могут не ожидая издания фед.закона издавать свои собственные земельные законы. Но если будет издан по этим же вопросам фед.закон, то закон субъекта приводится в соответствии с фед.законом.

Также важным источником зем.права являются конституция республик, принимаются на основе К РФ и не должны ей противоречить, учитываются национальные и местные особенности нар.хоз и культуры каждой республики.

ФЗ: 1)фз.РФ о плате за землю 2) фз о праве граждан на получение в частную собственность и продажу з.у. для ведения лпх ,садоводсва,дачного,инд.строительства 3) фз. О кфх 4) фз о гос.регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 5) фз. О гос.регулировании обеспечения плодородия земель с.х. назначения

Указы президента РФ: 1) о неотложных мерах по осуществлению зем.реформы 2) о регулировании зем.отнош. и развития аграрной реформы 3) о реорганизации конституционных прав граждан на землю

Постановления правительства –1) об утверждения положения о гос.контроле за использованием и охраной зем.ресурсов РФ 2) об инвентаризации земель.



































5 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Земельные правоотношения – это отношения в сфере использования и охраны земли, урегулированные нормами земельного и смежных с ним отраслей права. Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам земельных правоотношений, объектам и др. Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация земельных правоотношений по их объектам. По данному основанию земельные правоотношения могут быть классифицированы на правоотношения в сферах: использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания и др. Характеру и особенностям земельных правоотношений по поводу различных категорий земель посвящена Особенная часть учебной дисциплины «ЗП».

Понятие и содержание земельных правоотношений.

По поводу распределения, использования и охраны земель меж­ду органами власти, организациями и частными лицами складывают­ся определенные отношения, кот-е регулируются нормами ЗП. Тем самым возникают земельные правоотношения.

Структуре земельных правоотношений как и иным правоотношениям, присуще наличие нескольких элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права— индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере гос-го управления объектом земельных отноше­ний м.б весь земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, администра­тивно-территориальных образований, отдельные участки;

4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обя­занности их участников, совершающих свои действия в точном со­ответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой скла­дываются данные земельные отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.

Ст. 3. Отношения, регулируемые земельным законод-вом 1. Земельное законод-во регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФприменяются соответственно законод-во о недрах, лесное, водное законод-во, законод-во о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охр окр среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные ФЗ-ны.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законод-ва применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законод-вом.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законод-вом, если иное не предусм-но земельным, лесным, водным законод-вом, законод-вом о недрах, об охр окрй среды, специальными ФЗ-ми.




14 ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ЗУ.

Ст. 21. Пожизненное наследуемое владение(ПНВ) земельными участками.

Право ПНВ владения ЗУ, находящимся в гос-ной или муниц-й собственности, приобретенное гр-ном до введения в действие ЗК, сохраняется. Предоставление ЗУ гр-нам на праве ПНВ после введения в действие ЗК не допускается. Распоряжение ЗУ, находящимся на праве ПНВ, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Гос-ная регистрация перехода права ПНВ ЗУ по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Гр-не, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гр-н имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается.

В устан-х законом случаях сроком не ограничивается предост-е в собств-сть гр-н ЗУ, ранее предост-ных им в ПНВ.

Итак, гр-не наделенные в соот-вии с ренее действававшим земельным законод-вом правом ПНВ ЗУ для владения ЗУ для ведения крестьянского хоз-ва, личного подсобного хоз-ва, строит-ва и обслуживания жилого дома, садоводства и животноводства, дачноо строит-ва, в случае получения по наследству или приобретения жилого дома, для традиционных народных промыслов сохраняют ранее проедоставленное проаво владения земельными участками, при условии надлежащего оформления своего права.






















6 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Содержание земельных правоотношений, т. е. права и обя­занности их участников, совершающих свои действия в точном со­ответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой скла­дываются данные земельные отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.Содержанием правоотношений вообще, в том числе и земельных, являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов земельных правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника земельного правоотношения, как правило, означает и характеристику соотв-щих обязанностей др. стороны. Конкретное содержание тех или иных земельных правоотношений определяется целым рядом факторов: объектом, по поводу кот-го возникают земельные правоотношения, правовым статусом их участников, нормами права, рег-щими эти отношения, и др. Для отношений, участниками кот-х выступают физ-е и юр-кие лица, характерно юр-кое равенство субъектов. Для правоотношений же, участником которых выступает орган исполнительной власти РФили ее субъекта, напротив, характерными являются отношения власти и подчинения. Содержание правоотношений в сфере собственности на землю определяется такими правомочиями собственника, как право владения, пользования и распоряжения землей. Как установлено ст. 36 Конст. РФ, владение, пользование и распоряжение землей и др. природными ресурсами осущ-ся их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных , как и иных, правоотношений юр-кие факты,т.е обстоятельства, влекущие по действующему законод-ву правовые последствия. По ст. 8 ГК РФ, кот-я в значительной мере, применима и к земельным правоотношениям, гражд-кие права и обяз-сти возникают из оснований, предусм-х законом и иными правовыми актами, а также из действий гр-н и юр-ких лиц, кот-е хотя и не предусм-ны законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражд-го законод-ва порождают гражд-кие права и обязанности. В сфере зем-х правоотн-й, предусм-е ГК основания возникновения и прекращения гражд-х прав и обяз-й имеют не такое же значение, как в гражданских правоотношениях.

Ст.9. Полномочия Рф в области земельных отношений1.

1) установление основ фед-ной политики в области рег-ния земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев, арендаторов ЗУ, а также ограничений оборотоспособности ЗУ;

3) гос-ное управление в области осущ-ния мониторинга земель, гос-ного земельного контроля, землеустройства и ведения гос-ного земельного кадастра;

4) установление порядка изъятия ЗУ, в т.ч путем выкупа, для гос-ных и мун-ных нужд;

5) изъятие для нужд РФ ЗУ, в т.ч путем выкупа;

6) разработка и реализация фед-ных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, ЗКРФ, ФЗ-ми.

2. РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (фед-ной собственностью).

Ст. 10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений : изъятие, в т.ч путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям ОМС.

2. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Ст. 11. Полномочия ОМС в области земельных отношений: изъятие, в т.ч путем выкупа, ЗУ для муниц-х нужд, установление с учетом требований законод-ва РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниц-х образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. ОМС осущ-тся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниц-ной собственности.


11 МУНИЦ-НАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ.

Согласно ст. 215 ГК РФ муниц-ной собственностью явл-ся имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также др муниц-м образованиям. От имени муниц-го образования права собственности осущ-ют омс в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их правовой статус. Земля и дру прир-е объекты, находящиеся в муниц-ой собственности, закрепляются за муниц-ми предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соот-вии с действующим законод-вом. По ст. 6 Закона Саратовской области «О земле» к компетенции омс по вопросам управления земельным фондом на соотв-щей территории относятся: - обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, связанных с использованием и охраной земель; - разработка и выполнение местных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв; - оценка состояния использования и охраны земель; - установление предельных размеров ЗУ, предоставляемых физ-м лицам в порядке, установленном зк; - предоставление и изъятие земель в порядке, установленном фед-м и областным законод-м, решениями представит-го омс; - организация и ведение земельного кадастра и мониторинга земель; - организация разработки и осуществления генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов; - защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов ЗУ и др.

Ст. 19. Муниц-ная собственность на землю

1. В муниц-ной собственности находятся земельные участки: кот-ые признаны таковыми фз и принятыми в соот с ними законами субъектов РФ; право муниц-й собственности на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на землю;

Кот-е приобретены по основаниям, установленным гражд-ким законод-вом. В муниц-ой собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусм-ным фз "О разграничении гос-ной собственности на землю".3. В собственность мун-ных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в гос-ной собственности, в точ за пределами границ муниц-х образований. В субъектах РФ - городах фед-го значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниц-ную собственность при разграничении гос-ной собственности на землю не передаются. Право муниц-ной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче ЗУ из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниц-ную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.



8 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗП.

Источники ЗП- нормативные правовые акты, действующие в правовых формах законов, указов президетна рф, постановлений итд. Под источниками права вообще, в т.ч. и ЗП, в юр-ком смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. Чтобы то или иное правило поведения было признано источником права, в данном случае земельного, оно д.б облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа, постановления, инструкции и т. п. Т.к земельные отношения регулируются не только нормами ЗП, но и др. отраслей, большое число среди его источников занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права - гражданском, административном, аграрном и др. Большое место среди источников ЗП занимают законы, т.е нормативные акты высшей юр-кой силы, создающие легальную основу правового регу-ния земельных отношений. Многие нормы ЗП содержатся в кодифицированных законод-х актах: Земельном, Водном, Лесном кодексах. Составной частью источников рос-кого ЗП явл-ся международно-правовые акты, нормы кот-х так или иначе рег-ют земельные отношения внутри страны. Такие нормы, согл.ст. 15 Конституции РФ, явл-ся составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если межд-ным договором установлены иные правила, чем предусм-ные внутренним законод-вом, применяются правила межд-го дог-ра. *Конституция Рф – осн-ной источник ЗП. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в т.ч и в сфере земельных отношений, федеративное устройство, органы гос-ной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы правового регулирования земельных отношений в нашей стране. В ст. 2 Конст определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гр-на – обя-сть гос-ва. Каждый, ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окр среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологич-м правонарушением. Земля и другие прир-е ресурсы, ст. 9 Конст-и, используются и охраняются в Рф как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соот-щей территории. Указанные природные объекты могут находиться, согласно в частной, гос-й, муниц-й и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и др природным ресурсами осущ-тся их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр-й среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. По (ст. 36), условия и порядок пользования землей определяются на основе фз. Важное значение для правового ре-я земельных отношений имеют и констит-ые положения, касающиеся определения компетенции РФ и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Рф и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окр-й среды и обеспечение экологич-й безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры. Предметам совместного ведения издаются фз и принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные н.п.а субъектов РФне могут противоречить ФЗ-нам. При наличии таких противоречий действует ФЗ, принятый в полном соот с Конституцией РФ. В случае противоречия между ФЗи нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. *Определяющую роль в регулировании земельных отношений играют ФЗ - акты высшей юр-кой силы, распространяющиеся, как правило, на всю территорию РФ. Основополагающим является ЗК РФ, представляющий собой систематизированный свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. Закон «О плате за землю»,. В него систематически вносятся поправки, изменения, дополнения, связанные главным образом с изменением ставок земельного налога, уточнением и изменением льготных категорий налогоплательщиков. Закон РФ. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу ЗУ для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», он в вопросах права частной собственности и купли-продажи указанных категорий земель. Постановление «О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса», заложившего законодательные основы земельных и аграрных преобразований в современной российской деревне, а также Закон РСФСР «О крестьянской (фермерском) хозяйстве», положивший начало земельным преобразованиям в колхозно-совхозной системе и формированию нового типа землепользователя - крестьянина-фермера. Правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определении полномочий органов гос-ой власти и местного сам-я, а также права и обя-сти гр-ан и юр-ких лиц в данной сфере установлены Фз « О мелиорации земель ». Фз «О гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество а сделок с ним» определены порядок гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество, в т.ч на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, кот-е связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также ограничения (обременения), т.е установленные законом или уполномоченными органами в предусм-ном законом порядке условия запрещении, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.). Законам РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определен порядок залога недвижимости, а также законодательные основы правового рег-ния общ-х отношений в данной сфере. Важное значение имеет ФЗ «О гос-ном рег-нии обеспечения плодородия земель сельскохозяй-ного назначения», кот-м определены полномочия органов гос-ной власти РФи ее субъектов, ОМС, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов ЗУ, в области обеспечения плодородия данной категории земель. «О гос-ном земельном кадастре» урегулированы отношения, возникающие при осущ-нии деят-сти по ведению гос-го земельного кадастра и при использовании его сведений. *Указы Президента РФ, явл-гося по ст. 80 Конституции РФ главой гос-ва и гарантом Конституции рф, прав и свобод человека и гражданина, занимают важное место в системе нормативных актов по ЗП. В Указах Президента РФнашли нормативно-правовое решение многие вопросы, связанные с осущ-ем земельной реформы, реализацией конст-нных прав граждан на землю, утверждением таких новых для нас форм собственности, как частная и муниц-ная. Так, Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» был дан мощный толчок земельным и аграрным преобразованиям на селе, реформированию колхозно-совхозной системы хозяйствования. В Указе Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» нашли разрешение многие вопросы, связанные с наиболее полным осущ-нием правомочий собственников земли, в том числе и права распоряжения ею. В п. 1 Указа констатировано, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражд-ким законод-вом с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законод-ва и настоящего Указа. Гр-не и юр-кие лица - собственники ЗУ имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или часть его в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями, тем самым практически были сняты правовые ограничения в распоряжении земельной собственностью. Указом Президента РФ «О реализации констит-ных прав гр-н на землю» были не только подтверждены права граждан на землю, но и определены конкретные правовые формы реализации этих прав, в частности были предусмотрены такие новые для нас правовые формы, как передача собственником земельной доли на условиях ренты и пожизненного содержания, что имеет особо важное значение для современной деревни, среди населения которой явно преобладают лица пенсионного возраста, многие годы проработавшие в колхозах и совхозах и не получающие достаточного пенсионного обеспечения. *Правительство РФосуществляет, согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть Рф, обеспечивает проведение единой гос-ной политики в области экологии, осущ-ет управление фед-ной собственностью, в том числе земельными и др. природными ресурсами. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, фз, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»; «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гр-нам»; «О мониторинге земель»;. «Об утверждении Положения о порядке осуществления гос-го контроля за использованием и охраной земель в РФ»; «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»; «Об утверждении Правил ведения Единого гос-го реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «О фед-ной целевой программе развития земельной реформы в РФна 1999-2002 годы» и др. *Субъекты РФпо предметам совместного ведения РФи ее субъектов вправе принимать в соответствии с фз законы и иные нормативные правовые акты(нпа), а вне пределов ведения РФи совместного ведения – осуществлять собственное правовое рег-ние, включая принятие законов и иных нпа. Напр., законы о земле Саратовской и Самарской областей, ЗК Республики Татарстан. Законом «О земле» Саратовской области,., предусмотрены принципы правового регулирования земельных отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования указанных отношений, предусмотренных в фед-ном законод-ве, и в то же время отражающих специфику их регулирования в данной области. Землям особо охраняемых территорий, к которым отнесены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, посвящена самостоятельная глава (гл. VI ) Закона. *Ведомственное правовое регулирование общественных отношений, в том числе и земельных, занимает видное место, особенно велика его роль в прежние годы, когда многие сферы отношений были слабо урегулированы актами высшей юридической силы. С 1992 г. введена гос-ная регистрация нормативных актов министерств, гос-ных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, что должно стать важной мерой по упорядочению ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведомственном регулировании земельных отношений играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Мин-во сельского хозяйства и продовольствия Рф, Мин-во природных ресурсов Рф, Гос-ый земельный комитет РФи др. Напр., Указания по подготовке материалов для продажи ЗУ в населенных пунктах Мин-ва архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФи Гос-ого комитета РФпо управлению гос-ным имуществом; Положение о районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, утвержденное Мин-вом сельского хозяйства РФ; Инструкция Мин-ва РФпо налогам и сборам по применению Закона РФ«О плате за землю» и др. *Значение судебной и арбитражной практики в регулировании земельных отношений. Деятельность судов и арбитражей играет весьма существенную роль в правовом регулировании земельных отношений. При этом особо значимы постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения судебной и арбитражной практики, указания по вопросам применения действующего законод-ва.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ