Рефераты

Шпаргалка по земельному праву






































10.ГОС-НАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ.

Согласно ст. 214 Гк РФ гос-ной собственностью в РФ явл-ся имущество, в т.ч и земля, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам фед-го значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). В ч. 2 данной ст-, специально посвященной праву гос-ной собственности на землю и др природные ресурсы, определено, какие из названных ресурсов являются объектами права гос-ой собственности. Это ресурсы, не находящиеся в собственности гр-н, юр-ских лиц либо муниц-х образований. т.е всякие земли и другие природные ресурсы, не явл-щиеся собственностью гр-н, юр-х лиц и муниц-х образований, явл-ся объектами гос-ной собственности. Отнесение гос-ного имущества, в тч земли и иных прир-х ресурсов, к фед-ной собственности и к собственности субъектов РФ, говорится в ч. 5 ст. 214 ГК РФ, осущ-тся в порядке, устан-ном законом. Какие земли являются объектом права фед-ной собственности. В настоящее время нет фз, который бы решал вопрос об отнесении тех или иных природных ресурсов, в тч и земли, к фед-ной собственности или к собственности субъектов РФ. Согласно же Указу Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» в основу разграничения указанных видов гос-ной собственности положен принцип их общегос-ной значимости. В п. 1 говорится: «Считать целесообразным в соот с действующим законод-вом осущ-ть разграничение го-ной собственности на прир-е ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира фед-ные прир-е ресурсы, исходя из принципа их общегос-ного значения». В соот-вии с этим принципом п. 2 Указа установлено, что к фед-м при-м ресурсам могут относиться: - земельные участки и др прир-е объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны гос-ных границ, а также осущ-я других функций, отнесенных в ведению фед-х органов гос-ной власти; - земельные участки; занятые фед-ными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также др объектами, находящимися в фед-й собственности; - земельные участки, водные и иные прир-е объекты фед-х гос-х прир-ых заповедников, национальных прир-х парков, гос-х прир-х заказников, курортных и лечебно - оздоровительных зон, др особо охраняемых прир-х территорий ; - месторождения полезных ископаемых, имеющие общегос-нное значение; - водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ; - виды животных, ценные в хозяйственном отношении, отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие межд-ных дог-в; - иные прир-е ресурсы по взаимной договоренности фед-х органов гос-ой власти РФ и органов гос-ной власти субъектов РФ. Права собственника земельных и иных при-х ресурсов осущ-ют от имени РФ и ее субъектов органы гос-ной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их правовой статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и др прир-е ресурсы, находящиеся в гос-ной собственности, закрепляются за гос-ными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соот действующим законод-вом.

Ст. 16. Гос-ная собственность на землю

1. Гос-ной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юр-ких лиц или муниц-х образований.

2. Разграничение гос-ной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность мун-ных образований (муниц-ную собственность) осуществляется в соот-вии с фз "О разграничении гос-ной собственности на землю".

Ст. 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю. В фед-ной собственности находятся земельные участки: кот-е признаны таковыми фз-ми; право собственности РФ на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на землю; кот-е приобретены Рф по основаниям, предусм-м гражд-м законод-вом. В фед-ой собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусм-ным Фез "О разграничении гос-ной собственности на землю".











































9 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ.

Право собственности на землю, как и иные права на нее, возникают на основе правоустанавливающих и право изменяющих юр-ких фактов. Таковыми в данной сфере отношений являются акты компетентных гос-ных органов и омс; договоры и иные сделки, предусм-е законом, а также, хотя и не предусм-е им, но не противоречащие ему; приобретательная давность и др. оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследование по завещанию и др Соответствующие права на землю возникают после регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков. Гос-ная регистрация, согласно ст. 2 Закона, - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Гос-ная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Под правом собственности понимают совокупность принадлежащих субъекту правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, позволяющая ему по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие нормам права и охраняемым законом интересам других лиц. В ст. 209 ГК. РФ особо оговорены такие правомочия собственника, как его право отчуждать свое имущество в собственность других лиц, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Это право собственности в субъективном смысле. Под правом собственности в объективном смысле понимают совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и составляющих самостоятельный институт той или иной отрасли права, в данном случае – российского ЗП. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, гос-ной, муниц-ной и иных формах собственности.1. Собственностью граждан и юр-ких лиц (частной собственностью) явл-ся земельные участки, приобретенные гр-нами и юр-кими лицами по основаниям, предусм-ным законод-вом РФ.2. Гр-не и юр-ские лица имеют право на равный доступ к приобретению ЗУ в собственность. Земельные участки, находящиеся в гос-ной или муниц-ной собственности, м.б. предоставлены в собственность гр-ан и юр-ких лиц, за исключением ЗУ, кот-е в соот-вии с ЗК, фз-ми не могут находиться в частной собственности.

3. Иност-е гр-не, лица без гр-ва и иност-е юр-кие лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень кот-х устанавливается Президентом РФ в соот-вии с фед-ным законод-вом о Гос-ной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соот-вии с ФЗ-ми.

Ст. 16. Гос-ная собственность на землю

1. Гос-ной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юр-ких лиц или муниц-х образований.

2. Разграничение гос-ной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность мун-ных образований (муниц-ную собственность) осуществляется в соот-вии с фз "О разграничении гос-ной собственности на землю".

Ст. 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю. В фед-ной собственности находятся земельные участки: кот-е признаны таковыми фз-ми; право собственности РФ на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на землю; кот-е приобретены Рф по основаниям, предусм-м гражд-м законод-вом.

2. В фед-ной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусм-ным Фез "О разграничении гос-ной собственности на землю".

Ст. 18. Собственность на землю субъектов РФ

1. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: кот-е признаны таковыми фед-ми законами; право собственности субъектов РФ на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на землю; кот-е приобретены субъектами РФ по основаниям, предусм-м гражданским законод-вом.

2. В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

предоставленные органам гос-ной власти субъектов РФ, го-м унитарным предприятиям и гос-м учреждениям, созданным органами гос-й власти субъектов РФ; отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с фз-ми, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Ст. 19. Муниц-я собственность на землю

1. В муниц-й собственности находятся земельные участки: кот-е признаны таковыми фз-ми и принятыми в соот-вии с ними законами субъектов РФ; право муниц-й собственности на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на землю; кот-е приобретены по основаниям, установленным гражд-м законод-вом. В муниц-ной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусм-ным Фз "О разграничении гос-ной собственности на землю".В собственность муниц-х образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в гос-ной собственности, в тч за пределами границ муниц-х образований. В субъектах РФ - городах фед-го значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниц-ю собственность при разграничении гос-ной собственности на землю не передаются.

Право муниц-й собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче ЗУ из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниц-ю собственность в соот с законами этих субъектов РФ.



























12 ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ.

Право частной собственности на землю(ЧСЗ) гр-н и их объединений прямо закреплено в Конституции рф, в ст. 36 кот-й установлено, что гр-не и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осущ-ся их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окр-й среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Земельные участки, предоставленные гра-нам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности. Под общей собственностью, согласно ст. 244 ГК РФ, понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законод-ву м.б. либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной - без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГКРФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц т.н. неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Данная Ст. носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в т.ч и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусм-х законом или дог-м между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности. Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законод-ву имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гр-нам - физическим лицам, так и юр-ким лицам (за исключением гос-ных и мун-ных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно поэтому в проекте нового Зк РФ, права граждан и юр-ких лиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI ). Это не означает, что права граждан и юр-х лиц на земельные участки идентичны. Так, юр-ким лицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юр-х лиц, за исключением гос-х и муниц-х, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК.



15 АРЕНДА ЗУ.

ЗУ(ЗУ) и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в т.ч. в аренду. (ГК ст264) Сдача зем-го участка в аренду явл-ся актом распоряжения им, а лица имеющие в собственности ЗУ, вправе продавать его, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжатся им иным образом поскольку соотв-щие земли на осн-нии закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В соот с нормами гр-кого заканод-ва в кач-ве арендодателей ЗУ могут выступать: -собственники ЗУ, -лица кот-м ЗУ предост-ны в постоянное польз-е согл ст270гкрф, -уполномоченные гос-вом органы-при сдаче в аренду ЗУ, наход-хся в гос-ной собст-сти и не переданных в пост-ное польз-ние.

Изъятые из оборота ЗУ не м.б переданы в аренду кроме случаев установленых фед-ным законод-вом.

В кач-ве арендаторов ЗУ признаются лица , владеющие и пользующиеся ЗУ по дог-ру аренды или дог-ру субаренды. Иностр-е гр-не, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории РФ ЗУ на праве аренды, за искл.случаев, предус-х ЗК. ЗУ, за искл.указанных в п. 4 с. 27 ЗК, м.б предоставлены их собственниками в аренду в соот с гражд-им законод-вом и ЗК. Кроме изъятых из оборота ЗУ, занятые находящимися в фед-й собств-сти объектами, перечень кот-х опред-ся ЗК. По истечении срока дог-ра аренды ЗУ его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды ЗУ, за искл. случаев, предусм-х п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 ЗК. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде ЗУ, находящихся в гос-нной или муниц-ной собственности, м.б установлены Правительством РФ. Арендатор ЗУ а вправе передать свои права и обязанности по договору аренды ЗУ третьему лицу, в т.ч. отдать арендные права ЗУ в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока дог-ра аренды ЗУ а без согласия собственника ЗУ при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. В этих случаях ответственным по договору аренды ЗУ перед арендодателем становится новый арендатор ЗУ, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды ЗУ не требуется. Арендатор ЗУ имеет право передать арендованный ЗУ в субаренду в пределах срока дог-ра аренды ЗУ без согласия собственника ЗУ при условии его уведомления, если договором аренды ЗУ не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов ЗУ, предусм-е ЗК

ЗУ м.б передан в аренду для гос-х или мун-ных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем 1 год. При этом арендатор ЗУ в пределах срока дог-ра аренды ЗУ обязан по требованию арендодателя привести ЗУ в состояние, пригодное для его использования в соответ с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации ЗУ, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды ЗУ. При продаже ЗУ, находящегося в гос-ной или муниц-ной собственности, арендатор данного ЗУ имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законод-ством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусм-х п. 1 ст. 36 ЗК При аренде ЗУ, находящегося в гос-ной или муниц-ной собственности, на срок более чем 5 лет арендатор ЗУ имеет право в пределах срока договора аренды ЗУ передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в тч права и обязанности, указанные в п. 4 и 5 ЗК, без согласия собственника ЗУ при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды ЗУ без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды ЗУ прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды ЗУ, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды ЗУ его арендатором. В случае наследования ЗУ лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти ЗУ в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия. Изъятые из оборота ЗУ не м.б переданы в аренду, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми









16 Безвозмездное срочное пользование ЗУ. Служебные наделы.

Ст. 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками (БСПЗУ)

1. В БСП могут предоставляться ЗУ:

1) из земель, находящихся в гос-ной или муниц-й собственности, исполнит-ми органами гос-ной власти или омс, предусм-ми ст- 29 ЗК, юр-м лицам, указанным в п. 1 ст.20 ЗК, на срок не более чем 1 год;

2) из земель, находящихся в собственности гр-н или юр-ких лиц, иным гр-нам и юр-ким лицам на основании дог-ра;

3) из земель организаций, указанных в п.2 наст.ст., гр-нам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в гос-й или муниц-й собственности, исполн-ми органами гос-ной власти или ОМС, предусм-ми ст.29 ЗК, религиозным организациям в соот.с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в т.ч. организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, гос-х природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законод-вом РФ и законод-вом субъектов РФ.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им ЗУ. Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами п. 1 ст.41 и абз. 2 - 4, 7 - 9 ст. 42 ЗК.

41ст. Права лиц использующих служебные наделы: использовать в устан-м порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соот. с законод-м РФ; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соот. с целевым назначением ЗУ и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соот. с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и др. мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соот. с установленными законод-вом экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными спец-ми требованиями; осущ-ть др. права на использование ЗУ, предусм-е законода-вом. Имеют право на: посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации, за искл. случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за искл.случаев, устан-х Лесным кодексом РФ.

Обязанности лиц использ-щих служебные наделы: (ст42 ЗК): использовать земельные участки в соот. с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, кот-е не должны наносить вред окр-й среде, в т.ч. земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и др. специальные знаки, установленные на земельных участках в соот.с законод-вом; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и др. природными объектами; своевременно приступать к использованию ЗУ в случаях, если сроки освоения ЗУ предусм-ны дог-ми; соблюдать при использовании ЗУ требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусм-е ЗК, ФЗ.



17 ЗЕМЕЛЬНЫЙ СЕРВИТУТ.

Сервитут- право ограниченного пользования чужим ЗУ., а лица имеющие такое право – обладатели сервитута.

Ст. 274. гк Собственник недвижимого имущества (ЗУ, др.недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего ЗУ, а в необходимых случаях и от собственника другого ЗУ (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний ЗУ, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также др. нужд собственника недвижимого имущества, кот-е не м.б. обеспечены без установления сервитута. 2. Обременение ЗУ сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. 3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. 4. На условиях и в порядке, предусм-х п. 1 и 3 наст. Ст., сервитут м.б. установлен также в интересах и по требованию лица, кот-му участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. 5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах кот-х установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Ст. 275. Сохранение сервитута при переходе прав на ЗУ 1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на ЗУ, кот-й обременен этим сервитутом, к др. лицу. 2. Сервитут не м.б самостоятельным предметом купли - продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования кот-го сервитут установлен. Ст. 276. Прекращение сервитута 1. По требованию собственника ЗУ, обремененного сервитутом, сервитут м.б прекращен ввиду отпадения оснований, по кот-м он был установлен. 2. В случаях, когда ЗУ, принадлежащий гр-ну или юр-кому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соот. с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Ст. 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений Применительно к правилам, предусм-ным ст.ми 274 - 276 наст. Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование кото-м необходимо вне связи с пользованием ЗУ.

Ст. 23. Право ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соот. с гражданским законод-вом.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным н.п.а РФ, н.п.а субъекта РФ,н.п.а омс в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов гос-ва, местного сам-я или местного населения, без изъятия ЗУ. Установление публичного сервитута осущ-ся с учетом результатов общ-ных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через ЗУ;

2) использования ЗУ в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на ЗУ межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на ЗУ;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через ЗУ;

7) сенокоса или пастьбы скота на з ЗУ в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких ЗУ в пределах земель лесного фонда;

8) использования ЗУ в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на ЗУ замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования ЗУ в целях проведения изыскательских, исследовательских и др. работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Сервитут м.б. срочным или постоянным.

5. Осуществление сервитута д.б. наименее обременительным для ЗУ, в отношении кот-го он установлен.

6. Собственник ЗУ, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах кот-х установлен сервитут, если иное не предусмотрено фз.

7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования ЗУ, собственник ЗУ, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в тч путем выкупа, у него данного ЗУ с возмещением органом гос-й власти или омс, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного ЗУ с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании ЗУ, его собственник вправе требовать от органа гос-й власти или омс, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы кот-х затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. 9. Сервитуты подлежат гос-ной регистрации в соот-вии с ФЗ "О гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".





13 ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗУ.

Ст. 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Ю-кие лица, за исключением указанных в п. 1 данной ст., обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды ЗУ или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 года в соот-вии с правилами ст. 36 зк.

 В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются гос-ным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам гос-ной власти и омс.

 Гр-нам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в гос-нной или муниц-ной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юр-ких лиц до введения в действие зк, сохраняется.

 Гр-не или юр-кие лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Гр-не, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гр-нин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание доп-х денежных сумм помимо сборов, установленных фед-ми законами, не допускается. Субъект права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ обладает такими правомочиями, как владение и пользование ЗУ, но он не вправе продать его, подарить, завещать или совершать иные распорядительные сделки по поводу него.

Ст. 268.гк Основания приобретения права ППбП ЗУ. Право ППбП ЗУ, находящимся в гос-ной или муниц-ной собственности, предост-ся гр-нам и юр-ким лицам на основании решения госу-ного или муниц-ного органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования ЗУ м.б. также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п.1 ст. 271 гк. В случае реорганизации юр-кого лица принадлежащее ему право постоянного пользования ЗУ переходит в порядке правопреемства. Ст45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования(ППбП) ЗУ, . ППбП ЗУ, прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, кот-е предусм-ны ст53 гк.. ППбП ЗУ прекращаются принудительно при: 1) использовании ЗУ не в соот-виис его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. 7 и 8 гк; 2) использовании ЗУ способами, кот-е приводят к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки; 3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химич-ми или биолог-ми в-вами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окр-й среде; нарушение установленного соответ-щими нормами ст95-100 гк режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, др земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению др процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; 4) неиспользовании в случаях, предусм-х гражданским законод-вом, ЗУ, предназначенного для с/х производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен фз, за исключением времени, в теч. Кот-го земельный участок не м.б. использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование; 5) изъятии ЗУ для гос-х или муниц-ых нужд в соот-ии с правилами, предусмо-ми ст- 55гк; 6) реквизиции ЗУ. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусм-х п. наст. Ст. принимается судом в соот.со ст.54 гк. При отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования ЗУ распоряжение данным ЗУ осущ-ся исполнительным органом гос-ной власти или омс, (ст29ГК). Ст.54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования ЗУ 1. Принудительное прекращение права ППбП ЗУ, в случае его ненадлежащего использования осущ-ся по основаниям, предусм-м п2 ст45 гк. Принудительное прекращение ППбП ЗУ осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования ЗУ после наложения админ-ого взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением адм-ого взыскания уполномоченным исполнительным органом гос-ой власти по осущ-ю гос-ного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законод-ва, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа предусм гк и предоставившего земельный участок. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган гос-й власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган госу-й власти или омс(ст29гк). Орган гос-ой власти или омс, предусм-е ст.29 гк направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении 10дн срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган гос-й власти или омс, направляет заявление о гос-ной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган гос-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законод-тва, от предус- ст76 гк возмещения причиненного вреда. Решение об изъятии ЗУ ввиду ненадлежащего использования ЗУ м.б. обжаловано в судебном порядке.




18 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗУ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗУ.

Ст. 40. Права собственников ЗУ на использование ЗУ.

1. Собственник ЗУ(ЗУ) имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на ЗУ общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соот. с законод-вом РФ;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соот. с целевым назначением ЗУ и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соот. с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и др. мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соот. с установленными законод-м экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять др. права на использование ЗУ, предусм-е законод-вом.

2. Собственник ЗУ имеет право собственности на:

1) посевы и посадки с/х культур, полученную с/х продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает ЗУ в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на с/х многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.

Ст. 41. Права на использование ЗУ землепользователями, землевладельцами и арендаторами ЗУ.

1. Лица, не являющиеся собственниками ЗУ, за искл. обладателей сервитутов, осущ-ют права собственников ЗУ, установленные ст. 40 зк, за искл. прав, установленных подп. 2 п. 2 указ. Ст.

2. В соот.с п. 1 ст. 23 зк права лиц, использующих зу на основании частного сервитута, определяются дог-м, права лиц, использующих ЗУ на основании публичного сервитута, определяются законом или иным н.п.а, кот-ми установлен публичный сервитут.

Ст. 42. Обязанности собственников ЗУ и лиц, не являющихся собственниками ЗУ, по использованию ЗУ.

Собственники ЗУ и лица, не являющиеся собственниками ЗУ, обязаны:

*использовать земельные участки в соот.с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, кот-е не должны наносить вред окр-й среде, в тч земле как природному объекту;

*сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на ЗУ в соот с законод-вом; *осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и др прир-ми объектами; *своевременно приступать к использованию ЗУ в случаях, если сроки освоения ЗУ в предусмотрены договорами; *своевременно производить платежи за землю; *соблюдать при использовании ЗУ требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; *не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соотв-щих категорий; *выполнять иные требования, предусмо-ные ЗК,ФЗ.

Ст. 43. Осуществление прав на земельный участок

1. Гр-не и юр-кие лица осуществляют принадлежащие им права на ЗУ по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК,ФЗ.

2. Отказ гр-н и юр-их лиц от осуществления принадлежащих им прав на ЗУ не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42 ЗК.


20 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ.

Ст. 34. Порядок предоставления гр-нам ЗУ, находящихся в гос-ной или муниц-ой собственности, для целей, не связанных со строительством

1. Органы гос-ной власти и омс обязаны обеспечить управление и распоряжение ЗУ, кот-е находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких ЗУ. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких ЗУ, в тч порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение ЗУ и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о ЗУ, кот-е предоставляются гр-нам и юр-ским лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.2. Гр-не, заинтересованные в предоставлении или передаче ЗУ в собственность или в аренду из земель, находящихся в гос-ной или муниц-ной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК. 3. В указанном в п. 2 наст. Ст. заявлении д.б. определены цель использования ЗУ, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. ОМС или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 наст. Ст. заявления либо обращения исполнительного органа гос-ной власти, предусм. ст. 29 ЗК, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ ЗУ и утверждает его. 5. Исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК, в 2недельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого ЗУ в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду ЗУ с приложением проекта его границ. 6. Договор купли-продажи или аренды ЗУ заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) ЗУ в исполнительный орган гос-ной власти или ОМС, предусм-е ст. 29 ЗК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ