Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития
выявить доступ сотрудников предприятия к людям, занимающим влиятельные
посты в обществе. В такую таблицу включают столбец с перечислением
должностей и статусных позиций, которые дают реальную власть и представляют
интерес с точки зрения руководства предприятия. Далее работники заполняют
вопросник, сообщая, знают ли они кого-либо, занимающего эту должность или
имеющего такой статус, как долго и насколько близко они знают этого
человека, состоят ли с ним в родственных, дружеских или приятельских
отношениях. Помимо первичных можно попытаться учесть и вторичные связи, то
есть сформулировать вопрос, знаете ли Вы человека, знакомого с
вышеуказанной персоной. И уточнить все вышеперечисленные позиции для такого
человека. В определенной мере свидетельством потенциального социального
капитала для фирмы может быть информация о близких родственниках, их месте
работы и должности, которую можно запросить еще на стадии сбора анкетных
данных при найме работников.
Этот аспект использования социального капитала рассматривается
некоторыми исследователями[152] как принципиальная альтернатива предыдущим,
более того, даже ставится вопрос об эксплуатации работодателем не только
человеческого, но и социального капитала работника. Попытка оценить
стремление работодателя использовать в своих интересах социальный капитал
работника оценивается через содержание требований к работнику в объявлениях
о найме. Рассматривалось несколько типов рабочих мест: менеджеры, продавцы,
следователи, консультанты, контролеры, охранники, рабочие, служащие и др.,
и три вида требований к работнику: образование, опыт работы, связи
(контакты). Определялось, насколько часто работодатель предъявляет каждое
из указанных трех требований к разным категориям работников.
Основной вывод заключается в том, что социальный капитал в виде связей
(контактов) требуется от работника достаточно часто, хотя и не так часто,
как традиционный человеческий капитал в виде образования и опыта работы.
Всего было рассмотрено 636 описаний требований к работнику, из них 31%
содержал требования к наличию связей, 52% - требования к наличию
образования, 69% - требования к наличию опыта. Несмотря на то, что такой
результат сам по себе интересен и удивителен, авторы акцентируют внимание
на еще более важном выводе: обнаружилась зависимость между требованиями к
наличию социального капитала и двойственным характером рабочих мест. Как
известно, все рабочие места делятся на два типа: первичные, «белые
воротнички», с высокой оплатой, надежной занятостью, интересной и
перспективной работой; и вторичные, «синие воротнички», с низкой оплатой,
высоким риском безработицы, тяжелым физическим, непрестижным трудом.
Обследование показало, что требование к наличию связей предъявляется
очень часто при найме на первичные («хорошие») рабочие места и практически
не предъявляется, когда требуются работники на вторичные рабочие места.
Объяснение такому разделению требований находится в комментариях
работодателей относительно того, как именно они хотели бы использовать
связи работников. Выяснилось, что связи нужны, чтобы отслеживать ситуацию в
экономике в целом и ситуацию в конкретной отрасли; чтобы расширить доступ к
услугам и ресурсам; чтобы получить новых покупателей и клиентов, сохранив
при этом и старых; чтобы иметь первоочередной доступ к информации; и,
наконец, чтобы поддерживать хорошие отношения с властными структурами
(полицией и местными властями). Работодатели, как выяснилось, проявляют
интерес не только к связям, использование которых в деятельности фирмы
очевидно, но и к самому широкому кругу контактов, например, «членство в
гольфклубе приветствуется».
Что же касается работников низшего уровня, то работодатели не только
не требуют от них наличия связей, но и стремятся к ограничению имеющихся
связей. Считается, что причиной этого является защита интересов
работодателей от потенциальных или реальных конкурентов. Справедливости
ради следует упомянуть, что некоторые работодатели не нуждаются в связях
сотрудников вообще, заявляя, что все связи у них уже есть.
Анализ требований к человеческому капиталу и различным сочетаниям
человеческого и социального капитала показал, что требования к образованию
являются достаточно серьезными применительно лишь к менеджерам. Когда речь
идет о рабочих местах высшего уровня, где обязанности включают выход на
внешний уровень, работодатели часто требуют сочетание опыта и полезных
контактов, которые могли быть получены именно благодаря этому опыту. Для
рабочих мест низшего уровня требуется только опыт и навыки работы, которые
получены именно благодаря опыту, а не образованию, к социальным контактам
этой категории работников интереса у работодателей нет.
Эконометрический анализ влияния социального и человеческого капитала
на благосостояние работника показал, что значение контактов для получения
определенного дохода почти так же велико, как значение образования или
опыта работы в отрасли и на данном рабочем месте. В предложенной модели
работник получал дополнительные 800$ за наличие связей в одной из восьми
предложенных областей. Если учесть, что менеджеры, как правило, имели связи
не менее, чем в четырех областях, то их дополнительный доход от социального
капитала можно считать равным 3200$. Все остальные категории работников
обладали меньшим кругом связей и контактов, следовательно, социальный
капитал не только повышал шансы претендента стать менеджером, но и
обеспечивал ему более высокие доходы.
Значительный интерес исследователей вызывает вопрос, обеспечивает ли
социальный капитал доступ к лучшим рабочим местам, то есть, насколько поиск
работы неформальными методами – через родственников, друзей, знакомых –
приводит к более благоприятным результатам, чем формальный поиск.
Выяснилось[153], что ответ на этот вопрос зависит от того, какие требования
предъявляют при поиске работники и работодатели. Отдача от социального
капитала сильно различается для разных профессий и категорий работников и
зависит от поведения работодателя, который стремится к минимизации риска
потерь и обеспечении привязанности работника к фирме, нанимая его через
неформальные каналы. Внимательный анализ тех категорий работников, которые
прибегают к неформальным связям при поиске работы, вынуждает предостеречь
работодателей от иллюзии, что именно эти работники являются самыми
высокопроизводительными, то есть заслуживают лучших рабочих мест и более
высоких заработков.
Макроэкономический анализ этой проблемы[154] показал, что вопрос о
влиянии личных связей на размер заработков не имеет однозначного ответа.
Данные по Европе разделились следующим образом: в ряде стран (Бельгия,
Дания и Австрия) подтвердилась распространенная гипотеза о том, что работа,
найденная с применением неформальных связей, приносит более высокий
заработок, однако во многих других странах (Великобритания, Ирландия,
Италия, Греция и Финляндия) влияние неформальных связей на размер
заработков оказалось отрицательным. Авторы попытались найти причину таких
различий, определив, что влияет на выбор фирмой уровня затрат на формальный
поиск работников. Логика их рассуждений была следующей: фирма подбирает
работников неформальным способом (по знакомству), если пытается сэкономить
на инвестициях в формальный поиск работников. Тогда обнаруживается
следующая зависимость – в странах, где уровень безработицы велик, фирмы
имеют стимул к инвестициям в формальный поиск, так как предельная выгода
выбора хорошего работника велика (фирмы чаще сталкиваются с большим
количеством претендентов на работу). Выяснилось также, что низкие заработки
лиц, нашедших работу по знакомству, связаны с тем, что рабочие места, на
которые работодатели принимают работников, не инвестируя в формальный
поиск, сосредоточены в низкооплачиваемых профессиональных группах.
2.2.3.Влияние социального капитала на здоровье и развитие детей
Подобно человеческому капиталу социальный капитал приносит большие
выгоды индивидуумам и обществу. Влияние социального капитала на
производительность труда настолько существенно, что ему будет уделено
особое место в данной работе. Исследования в ряде стран показали, что с
учетом изначального состояния здоровья, широта социальных связей, то есть
наличие тесных контактов с родственниками, друзьями и знакомыми, связаны с
большей ожидаемой продолжительностью жизни. Справедливости ради отметим,
что не все дружеские и родственные связи способствуют укреплению здоровья,
а некоторые просто держатся на вредных привычках. Выявлена положительная
связь[155] между социальным капиталом, измеряемым социальными связями, и
образованием, благополучием детей, физическим и психологическим здоровьем,
счастьем и демократическим управлением.
Наиболее убедительное свидетельство положительного воздействия
социального капитала обнаруживается в сфере личного здоровья. Еще в
девятнадцатом веке социолог Эмиль Дюркгейм выявил тесную связь между
склонностью к суициду и степенью интегрированности индивидов в общество.
Было замечено что количество самоубийств резко возрастало в периоды
социальных изменений. Эффект был отнесен на счет разрушения структуры
общества и ослабления социальных связей. Многочисленные исследования[156]
подтверждают наличие зависимости между социальными связями, с одной
стороны, и здоровьем и личным благополучием, с другой (при неизменных
прочих – социальных, демографических, расовых - индивидуальных
характеристиках), разветвленность социальных связей влияет и на
продолжительность жизни. Выделяют две основных причины указанных
зависимостей: 1) социальные связи дают поддержку и внимание, которые
ослабляют психический и физический стресс, и 2) социальный капитал приводит
в действие психологический механизм, стимулирующий иммунную систему
организма на противостояние болезням и стрессам.
Исследования влияния социального капитала на здоровье показывают, что
социальная изоляция обычно предшествует заболеваниям, то есть является
причиной, а не следствием болезни. Специалисты-психологи[157] в результате
более тридцати лет наблюдений подтверждают связь между отношениями
поддержки и взаимопонимания и психическим здоровьем. Кроме того, социальный
капитал влияет на самооценку благополучия и удовлетворенности жизнью,
респонденты отмечают, что хорошие отношения с членами семьи, друзьями или
любовниками значат для счастья больше, чем деньги или слава. Одиноко
проживающие пожилые люди, не имеющие друзей или родственников, подвержены
большему риску заболевания слабоумием или болезнью Альцгеймера, при прочих
равных условиях. Важность положительных контактов с окружающими, особенно с
членами семьи и детьми, сказывается на снижении вероятности заболевания
слабоумием, даже если подобные контакты относительно нерегулярны.
Значение социального капитала в жизни детей по величине уступает лишь
значению бедности. Но если бедность связана с высоким уровнем подростковой
рождаемости и незанятости учебой или работой, то вовлеченность в жизнь
сообщества обладает прямо противоположным эффектом. Уровень образования
взрослых имеет меньшее значение для благосостояния детей, если бедность,
социальный капитал и демографические характеристики неизменны. Однако,
зная, что существует влияние образования на бедность и социальный капитал,
эти результаты нельзя считать адекватной оценкой комбинированного эффекта
человеческого капитала, воздействующего через различные каналы, включая
социальный капитал и социально-экономический статус.
Работа психологов в местных сообществах показала, что уровень детских
правонарушений выше в тех местностях, где сплоченность проживающих
ниже[158]. Исследование[159] двух местностей с аналогичным уровнем доходов,
сходной долей работающих женщин и домохозяйств с одним родителем показало,
что риск детских правонарушений выше, когда жители меньше обращаются за
поддержкой к соседям, реже кооперируются с соседями в присмотре за детьми,
не разрешают своим детям играть с другими. Вероятность, что кто-то из
родителей ждет их дома после школы у детей из региона с низким риском
правонарушений в три раза выше, чем у их ровесников в регионе с более
высоким риском правонарушений.
Социальная активность матери является ключевым фактором в успешном
преодолении их детьми в будущем поведенческих и эмоциональных
проблем[160].Социальная активность матери включает существование
определенной среды, в том числе среди соседей, на поддержку которой можно
рассчитывать. Социальный капитал родителей приносит их потомкам не меньшую
выгоду, чем финансовый или человеческий капитал. В семьях, где существуют
прочные устойчивые межпоколенческие связи, дети в большей степени разделяют
ценности и предпочтения родителей. Отношения доверия и взаимопонимания в
семье способствуют успешному переходу детей к взрослой самостоятельной
жизни.
Социальный капитал важен не только для предотвращения антисоциального
или криминального поведения, но и для положительной оценки законопослушания
и распространения позитивной энергетики в сообществе. Выявлено[161], что
следование в сообществе определенным социальным нормам и ценностям,
формирующим социальный капитал, связано с межстрановыми различиями в уровне
преступности. Существует, например, устойчивая зависимость между
количеством преступлений и «эгоцентричным» поведением (выражающимся в
присвоении найденных денег, мошенничестве, лживости, уклонении от оплаты
проезда в общественном транспорте). Такое поведение наиболее характерно для
молодежи, мужчин и городских жителей. Две трети межстрановых различий в
уровне преступности может быть отнесено на счет значений таких переменных,
как «эгоцентрические» ценности, экономическое неравенство и социальное
доверие. При этом по отношению к противоправному поведению экономическое
неравенство можно рассматривать как мотив, социальное доверие как
возможность осуществления, а «эгоцентрические» ценности как способ
осуществления. Хотя фиксирование этих показателей на один момент времени не
дает возможности раскрыть причинно-следственную зависимость, их
сопоставление показывает на агрегированном уровне важные потенциальные
связи между некоторыми аспектами социального капитала и преступностью.
Ключевой причинной связью между преступностью, социальным недоверием и
неравенством выступают низкая самооценка, достоинство и социальный статус.
Там, где самооценка, достоинство и социальный статус подрываются бедностью
и отторжением индивидуума, доверие и социальные связи подрываются
негативными последствиями слабого здоровья и преступности.
Более высокий уровень преступлений и правонарушений наблюдается в
сообществах, где: 1) жители слабо знакомы друг с другом; 2) существуют
беспризорные группы подростков; 3)низкий уровень участия в общественной
жизни сообщества. В целом ряде исследований выявлены также: связь между
снижением социального капитала экономическим спадом в регионе; зависимость
между уровнем взаимного доверия и добрососедских отношений и различиями в
региональных уровнях преступности (при равных экономических и социальных
характеристиках регионов); влияние неформального социального контроля и
единства жителей на снижение уровня преступности[162].
Эффективность деятельности общественных и государственных институтов,
направленных на укрепление единства общества, сильно зависит от социального
капитала. Данные[163] об участии в голосовании, уклонении от налогов и
гражданской и политической активности помогают выявить связь между
социальным капиталом и деятельностью государственных институтов. В
регионах, где высок уровень доверия и общественной активности, как правило,
более эффективное правительство, при равных прочих социальных и
экономических показателях. Более того, если индивиды связаны друг с другом
местным сообществом, профессиональными или любительскими ассоциациями, то
вероятность их политической разобщенности и склонности к экстремистским
взглядам снижается. Другими словами, социальные и гражданские навыки
усиливаются благодаря участию в общественных организациях, многие (если не
все) формы гражданской активности способствуют укреплению доверия,
взаимопонимания и сотрудничества с безусловным положительным эффектом для
местных сообществ, политического и экономического развития. Участие в
общественных организациях помогает в спорах и дискуссиях находить общий
язык даже тем, кто придерживается разных взглядов и противоположных мнений.
Социальные связи выступают важнейшим фактором, наряду с уровнем
здоровья, обеспечивающим высокую оценку уровня благополучия и счастья. На
уровень счастья, по оценкам самих респондентов, оказывал влияние семейный
статус, а уровень доходов среди факторов, характеризующих благополучие
индивидуума, уступал таким показателям, как образование, здоровье и
социальный капитал. При прочих равных условиях, повышение на уровне
государства среднего значения доходов не оказывает влияния на оценку
счастья респондентами, в то время как аналогичное повышение человеческого
или социального капитала увеличивает заявленный респондентами уровень
счастья[164].
Есть данные[165]о том, что социальные связи являются более важными для
счастья, чем образование и доход (по крайней мере для людей с доходами на
уровне средних или выше средних). Хотя образование рассматривается как
важный фактор счастья, оно занимает третье место после социальных связей и
здоровья. Доход же имеет значение, но занимает лишь четвертое место, причем
по мере роста уровня дохода значение этого фактора уменьшается.
2.2.3. Соотношение между социальным капиталом и социальным
неравенством.
Острые формы социального отторжения (по социальному, этническому,
гендерному или религиозному признакам) тесно взаимосвязаны с низкими
показателями доверия и гражданской активности, то есть крайне слабыми
«связями-мостами». Нередко складывается ситуация, когда внутри групп
существует высокая степень доверия и сотрудничества, в то время как доверие
к другим группам и стремление к сотрудничеству с ними практически
отсутствуют.
Страны и регионы, где уровень доверия и гражданской активности высок,
характеризуются, как правило, большим равенством по показателям дохода,
грамотности взрослых и доступности высшего образования. Чем выше
первоначальный уровень социального капитала, тем выше вероятность, что
индивидуум сумеет многого достичь и многое получить в течение жизни. У тех,
кто входит в состав определенных сетей и сообществ («инсайдеров»),
существует гораздо более широкий доступ к ресурсам, чем у тех, кто в
сообщества не включен («аутсайдеров»). Например, есть данные о существенных
различиях в типах социальной активности представителей разных социальных
групп населения в США и Франции[166]. Представители среднего класса чаще
вступают в новые ассоциации, участвуют в работе большого количества
организаций в течение жизни и устанавливают разнообразные и обширные
социальные связи. И наоборот, представители рабочего класса реже вступают в
ассоциации, отдают предпочтение организациям с конкретными и специфическими
целями и установками и участвуют в их работе на протяжении более длительных
периодов времени.
Изменения в социальном капитала могут отражать изменения в моделях
экономического неравенства внутри стран и между странами. Например,
снижение социального капитала в США связывают с растущим неравенством
доходов и благосостояния. Причинно-следственная связь между этими явлениями
может работать в двух направлениях, доказано, что неравенство и низкая
социальная активность, как правило, усиливают друг друга, а при сравнении
данных по разным странам между равенством доходов и доверием выявлена
положительная корреляция. Считается, вместе с тем, что рост бедности в США
может быть результатом распада семей и последующего снижения уровня
доверия[167].
В США данные обследования показали, что неравенство по доходам
уменьшает социальный капитал и таким образом ведет к повышению уровня
смертности (а также к повышению уровня преступности)[168]. Следует,
безусловно, иметь ввиду, что социальный капитал в данном контексте играет
смягчающую роль, а между бедностью и плохим состоянием здоровья существует
непосредственная связь. Данное исследование показало, что на здоровье в
большей степени влияет распределение доходов в обществе, а не средний
уровень доходов. Вместе с тем, ряд исследователей[169] предостерегает от
слишком прямолинейных интерпретаций взаимосвязей между социальным
капиталом, экономическим развитием, государственной политикой и здоровьем.
Попытки свести концепцию социального капитала к его влиянию на здоровье
сужают представление об этом виде капитала, а кроме того основываются на
недостаточном количестве данных, чтобы считаться полностью убедительными.
Страны, население которых разделено по классовому, языковому или
этническому признакам, с большей степенью вероятности столкнутся с
социальным расщеплением общества. Хотя история знает случаи, когда
этнические, языковые и прочие различия успешно преодолевались, а научные
исследования не выявили связи между многонациональностью общества и уровнем
недоверия его граждан друг к другу. Появление новых форм и видов социальных
связей можно было бы приветствовать, если бы не опасение, что эти новые
формы и виды могут быть не всем доступны. Самым ярким примером новых видов
связей является сеть Интернет, которая, с одной стороны, предоставляет
новые надежды и возможности, а с другой – распространяется только на тех,
кто имеет доступ в киберпространство, то есть усугубляет разделение
общества, а в худшем случае рискует превратиться в пустую дорогостоящую
забаву для состоятельных господ. В дальнейшем ситуация может усугубляться
тем, что лишь отдельные группы людей будут иметь доступ к новейшим
технологиям и типам знания и обучения, а следовательно, получат
дополнительные преимущества на рынке труда.
Исследования[170] выявляют вполне закономерную зависимость: студенты и
учащиеся из бедных семей и бедных сообществ, как правило, отличаются низкой
успеваемостью в учебе, а если для сообщества характерен высокий уровень
культурного и социального капитала, то результаты учебы становятся гораздо
выше. На уровень образования и грамотности влияют строгость, внимание и
ожидания родителей, более того, участие семьи и сообщества способствуют и
повышению образовательного и профессионального уровня малообразованных и
низкоквалифицированных взрослых. Таким образом, от реакции общественности
во многом зависит преодоление неграмотности взрослого населения, а в особо
тяжелом положении находятся те неграмотные, кто лишен поддержки своего
сообщества.
2.2.4. Влияние социального капитала на экономический рост
Производительность в фирмах и организациях.
Любые сделки, независимо от того, являются ли они по своей природе
частными, социальными, экономическими или политическими, основаны на
доверии. Ключевым в определении социального капитала является понятие
связей, основанных на доверии. Доверие, воплощающееся в установленных
связях, становится источником прибыли фирмы, так как способствует
координации внутрифирменных и межфирменных взаимодействий, снижению
трансакционных издержек на переговоры, совершенству информации и избавлению
от излишних бюрократических звеньев. В этом контексте доверие приобретает
многообразные проявления, включая веру в добрые намерения, компетентность и
надежность других участников сделки.
Доверительные отношения между экономическими агентами можно, по мнению
специалистов[171], рассматривать как важное конкурентное преимущество
промышленных предприятий Германии, Японии и Италии. Покупатели и продавцы
устанавливают долгосрочные отношения сотрудничества и взаимных обязательств
через многократно повторяющиеся сделки, основанные на доверии и связях.
Деловые связи, охватывающие маркетинг, обучение, научно-исследовательские
разработки, приносят выгоду в долгосрочном периоде благодаря снижению
совокупных издержек, обмену информацией и установлению санкций за
оппортунистическое поведение. В некоторых отраслях (например, производство
предметов потребления – одежды, обуви и т.д.) колоссальные преимущества в
экономии времени могут быть
получены благодаря обмену информацией и своевременной подстройке к
изменениям требований потребителей[172].
В некоторых исследованиях[173] изучается различие между общим и
специфическим доверием. Показано, что доля в ВВП производства 20
крупнейших фирм положительно связана с доверием людей в целом и
отрицательно связана с доверием в семье. Предложена гипотеза о том, что
крупные предприятия доминируют в обществах, где уровень доверия выше, и
наказания за оппортунистическое поведение не очень необходимы. И наоборот,
согласно этой же гипотезе, крупные предприятия тяжелее создавать в тесно
сплетенных обществах, основанных на семейных или этнических связях. В этой
модели доверие рассматривается как экзогенный фактор, сформированный под
влиянием исторических и культурных условий и действующий в поддержку
совместной работы, включая гражданскую активность и эффективность
правительства.
Аналогично, внутрифирменные связи и нормы взаимодействий могут
способствовать командной работе, повышать эффективность и качество,
улучшать обмен информацией и знаниями. Сотрудничество между работниками и
руководством рассматривается как основной фактор, исторически обусловивший
высокую конкурентоспособность японских автомобильных компаний. В
американских компаниях каждый работник стремится стать лучше других,
добиться индивидуального успеха и потому скрывает свои знания от коллег. В
Японии же каждый стремится поделиться всем, что знает и умеет сам, с
коллегами, потому что считает, что успех может быть достигнут только
командой, а не работником-одиночкой[174]. Различные типы социального и
организационного капитала могут более или менее соответствовать различным
фазам экономического развития (примем во внимание тот факт, что в 1990-х
годах конкурентоспособность японского автомобилестроения снизилась).
Региональные производственные системы, базирующиеся на местных
образовательных сетях, потенциально оказываются более гибкими и
динамичными, чем те, где обучающий процесс сконцентрирован на отдельных
предприятиях. Ярким примером влияния социального капитала на рост
производительности труда в регионе является Силиконовая долина, где на базе
сотрудничества предпринимателей и ученых был создан всемирно известный
центр передовых технологий. Успех этого центра был достигнут в первую
очередь благодаря формальному и неформальному сотрудничеству всех компаний,
и производственных, и научно-исследовательских, работающих в регионе.
Макроэкономические выгоды.
К сожалению, проведенных исследований пока недостаточно для того,
чтобы выявить и подтвердить однозначно зависимость межстрановых различий в
экономическом росте от масштабов социального капитала. Большую сложность
представляет сам учет социального капитала в силу его неоднородности,
неразработанности единых адекватных показателей на межстрановом уровне.
Выводы
К исследованиям социального капитала следует подходить с большой
осторожностью, особенно когда используются сильно агрегированные и
обобщенные вероятностные показатели, а выводы предполагается делать
конкретные и практические. Вместе с тем, в работе показано, что социальный
капитал, как показывают эмпирические исследования на базе целого ряда
стран, приносит положительные экономические, социальные и индивидуальные
выгоды.
Существует двусторонняя зависимость между социальным и человеческим
капиталом. Положительная зависимость прослеживается на межстрановом уровне,
например, между социальной активностью и доверием, с одной стороны, и
уровнем образования, с другой.
Более сложно показать четкую связь между социальным капиталом и
экономическим ростом: как и в случае человеческого капитала, результаты
зависят от качества и достоверности применяемых показателей, сложности
взаимовлияний факторов и несопоставимости отдельных характеристик различных
стран, связанных с историческими, культурными и институциональными
традициями.
Представленные данные о выгодах доступа к социальному капиталу
заставляют учитывать социальный капитал при выработке государственной
социальной и экономической политики, в частности решении вопросов бедности
и социального отторжения, еще и потому, что сам термин «социальное
отторжение» предполагает отсутствие доступа к социальному капиталу.
Глава 3. Влияние человеческого и социального капитала на благосостояние в
России.
3.1. Влияние человеческого капитала на благосостояние работников в
условиях плановой, переходной и рыночной экономики
Человеческий капитал, как и благосостояние являются сложными,
комплексными понятиями, не исследованными до конца теоретически и не
поддающиеся полному статистическому учету вследствие недостатка информации.
Ограниченность информационной базы, однако, не означает, что исследования
этих факторов не возможны. В данном параграфе мы стремимся к тому, чтобы на
имеющихся данных продемонстрировать вполне достоверные и безусловно
заслуживающие внимания тенденции воздействия человеческого капитала на
благосостояние. В этой связи мы рассматриваем человеческий капитал лишь в
одном его проявлении – образовании, причем высшем образовании как ступени
обучения, не являющейся обязательной и требующей дополнительных инвестиций.
И в отношении благосостояния мы вынуждены ограничиться лишь одним
показателем – денежным доходом, что также является упрощением картины,
однако представляется нам вполне допустимым на данной стадии исследования.
Расчет эмпирических данных с помощью ряда моделей теории человеческого
капитала показал, что влияние количества лет обучения на доход более
значимо, чем воздействие таких факторов, как врожденные способности и
происхождение. Мы ранее привели данные исследования, свидетельствующего о
значимости качества образования, современные методы анализа позволяют
произвести декомпозицию различных факторов, связанных с образованием и
выделить значимое воздействие такой характеристики, как, например, статус
вуза, на доход, получаемый на рынке труда.
Однако до сих пор мы использовали только западно-европейские или
северо-американские данные об отдаче от инвестиций в образование. Не ставя
под сомнение значимость для нашей страны выявленных «иностранных»
закономерностей, мы считаем необходимым для полноценного раскрытия проблемы
прибегнуть к работам, построенным на отечественном или восточно-европейском
материале, как более приближенном к современным российским реалиям.
Все приведенные выше исследования для оценки эффективности вложений в
человеческий капитал использовали стандартное уравнение заработной платы
Дж.Минцера, представленное в следующем виде:
LnW=(0 + (1Univ + (2Tech + (3Sec + (4Exp + (5Exp2 + (6Ten + (7Ten2+ (,
где переменные Univ, Tech, Sec означают количество лет обучения на
различных уровнях образования: высшем, среднем специальном и общем среднем
(в случае СССР и РФ, в других странах использовались местные аналоги).
Переменная EXP характеризует опыт работника на рынке труда, получается как
ответ на вопрос о полном количестве проработанных лет. TEN – характеристика
отдачи от специфического человеческого капитала или профессионального
опыта, накопленного на данном предприятии.
В терминах теории человеческого капитала одно из выражений конъюнктуры
рынка труда – это нормы отдачи от образования. Для нашей темы это имеет
первостепенное значение. Чем выше отдача от образования, чем лучше
предлагаемые выпускникам рабочие места, тем больше молодежи стремится в
вузы, то есть инвестирует в образование, в человеческий капитал. Чем меньше
возможности заработков для лиц с высшим образованием, тем большую важность
с точки зрения конкурентоспособности приобретают другие способы обеспечения
благосостояния – выход на рынок труда, предпочтение неквалифицированных
работ, отказ от обучения в форме высшего образования. Справедливости ради
заметим, что к альтернативным высшему образованию инвестициям в
человеческий капитал могут быть отнесены получение опыта на рабочем месте
без отрыва от производства, стаж работы на одном предприятии и т.п., но с
учетом наших предпосылок, сделанных ранее, мы не будем рассматривать эти
формы подробно.
Уравнение Минцера дает возможность формализовать подсчет величины
отдачи от образования, воспринимаемой большинством молодых людей или их
родителей на уровне здравого смысла. Ею руководствуются при выборе между
началом рабочей карьеры сразу после школы или поступлением в вуз, сравнивая
издержки и выгоды того или иного варианта. Чем более стабильно общество,
тем более точно отдача от образования воспринимается населением. В данном
случае, не специализированные исследования и подсчеты, а практическая
повседневная жизнь наглядно демонстрирует издержки и выгоды от
дополнительного обучения.
Как и все теории, концепция человеческого капитала обладает рядом
недостатков, о которых необходимо помнить при построении гипотез на ее
основании. В нашем случае, важность многих из них значительна. Во-первых,
при подсчетах, в большинстве случаев, не рассматриваются все виды доходов,
полученные в нетрадиционной форме: доступ к благам, социальные льготы и
компенсации, доход от самозанятости и т.д., которые просто технологически
не могут быть посчитаны и включены в сравнение. Из этого следует и второй
недостаток – рассмотрение исключительно количественных, а не качественных
параметров получаемых доходов (как, впрочем, и понесенных издержек). То
есть не рассматриваются моральные выгоды, например, удовольствие от
обучение, от пребывания в студенческой среде и в дальнейшем от работы в
кругу высоко образованных людей. Равным образом игнорируются и моральные
издержки, связанные, например, с нервными перегрузками во время написания
контрольных работ и сдачи экзаменов, а впоследствии – с высокой
ответственностью и нервным и умственным напряжением на высокооплачиваемых
рабочих местах. Как следствие, влияние такого фактора, как статус рабочего
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|