Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития
места, или содержания выполняемой работы не принимается во внимание.
Третий недостаток – ограниченность информационной базы делает
невозможным проведение исследований, рассматривающих изменения доходов в
течение всего жизненного цикла. Поэтому реально рассматриваются
одномоментные срезы, а не эволюционные изменения, происходящие с индивидами
в условиях различной экономической конъюнктуры.
Специально можно выделить критику существующих расчетов отдачи от
человеческого капитала в современной России сделанную М.Б. Денисенко и А.А.
Саградовым1. Смысл их возражений в том, что до сих пор во внимание не
принималось значение такой формы человеческого капитала, как здоровье.
Между тем, его ухудшение и сокращение ожидаемой продолжительности жизни
снижают общую величину получаемого дохода и, как следствие, норму отдачи от
образования, т.к. у современного россиянина остается все меньше времени на
продуктивную рабочую деятельность. Заметим, впрочем, что, согласно
классическим представлениям об отдаче от инвестиций в образование для
общества, более высоко образованные люди более тщательно заботятся о своем
здоровье, для них экономически более важно поддерживать трудовую активность
в более старших возрастах, а образование матерей положительно влияет на
качество ухода за детьми и снижение младенческой смертности. Таким образом,
для более комплексной оценки человеческого капитала, о чем мы уже упоминали
ранее, следовало бы учесть и обратную связь между образованием и здоровьем.
Принимая во внимание все вышеизложенные оговорки, мы используем данные
об изменениях норм отдачи от инвестиций в высшее образование для раскрытия
влияния образования на доходы. С точки зрения государственной и
индивидуальной образовательной стратегии важно, что, говоря о величине
отдачи от высшего образования, мы говорим о степени привлекательности
высшего образования, как способа адаптации населения к современным рыночным
условиям, как о варианте поведения, приносящем наибольшую долгосрочную
выгоду как индивидууму, так и обществу в целом. Не случайно мы ниже увидим
прямую зависимость между количеством учащихся и нормами отдачи от
образования.
В силу ограниченности доступного статистического и аналитического
материала, ретроспективная оценка того, что происходило в интересующей нас
сфере в СССР и других странах социалистического лагеря, возможна либо на
основании экспертного анализа, либо с помощью такого рода эконометрических
подсчетов. Отправной точкой для оценки происходящих изменений является
советский период с его спецификой отдачи от высшего образования в условиях
централизованного планирования и распределения ресурсов. Исходя из
концепции государственного планирования подготовки, распределения и
использования рабочей силы, исследования эффективности инвестиций индивида
в высшее образование при советской власти не производились. Государство,
бесплатно предоставлявшее возможность обучения в вузе, также самостоятельно
производило распределение специалистов по отраслям и регулировало размеры
вознаграждений. Так как. одной из целей социалистического общества было
нивелирование социального расслоения в обществе, то исследования величины
различий в заработках в зависимости от полученного образования не получили
распространения. Тем не менее, в 70-х – 80-х годах в СССР был опубликован
целый ряд работ по данной теме.
Результаты нескольких такого рода работ мы приведем ниже, но при их
оценке необходимо помнить о специфике формирования доходов населения в
плановой экономике: натуральные поступления и льготы, экономические
возможности, зависящие от статуса, играли в них сравнимое, если не большее
значение, чем денежный доход. В условиях существовавших тарифных сеток
различия в заработной плате были незначительны, куда важнее был доступ к
благам: бесплатное жилье, будучи бесплатным для всех, отличалось и
качеством и сроками ожидания его получения, то же относится и к
медицинскому обслуживанию, продовольственным распределителям, домам отдыха,
пионерским лагерям для детей и пр.
Важно помнить, что и сама структура оплаты труда в большинстве случаев
не предполагала четкой связи между производительностью индивида и
получаемым им вознаграждением. Возможности руководства предприятия как
поощрить, так и наказать рублем были нормативно ограничены. Но даже
имевшиеся небольшие различия нивелировались с помощью системы региональных
и отраслевых коэффициентов, которыми государство привлекало рабочую силу в
стратегические отрасли и предприятия. Это делало возможным ситуации, когда
квалифицированный рабочий (без высшего образования), на оборонном
предприятии получал значительно больше, чем дипломированный специалист в
рядовом НИИ. Из перечисленной совокупности факторов во многих случаях
складывалась значимая разница между номинальной заработной платой и
реальным доходом, когда компенсации могли играть большую роль, чем
зарплата. Таким образом, существовавшая в СССР и других странах
социалистического лагеря система оплаты труда не предполагала прямой
зависимости между результатами труда индивида, зависящим от его
образования, и его доходом и вела к низким нормам отдачи от инвестиций в
человеческий капитал.
Впервые проблема измерения эффективности инвестиций в человеческий
капитал в условиях социалистической экономики применительно к СССР была
рассмотрена американскими исследователями П.Грегори и Дж.Колхейз (1988). На
основании опроса бывших советских граждан, эмигрировавших в США в период с
1979 по 1982 гг. они получили эмпирическое подтверждение низкой нормы
отдачи от инвестиций в образование[175]: по их данным она варьировалась от
2,3% за один год обучения в среднем учебном заведении до 5% за один год
обучения в вузе, причем только последнее обеспечивало положительную отдачу.
В дальнейшем норма отдачи от инвестиций в образование в условиях плановой и
переходной экономики оценивалась целым рядом исследователей на примере не
только СССР и стран Восточной Европы, но и Латинской Америки. Их результаты
обобщены в табл. №6[176].
Табл. №6. Отдача от образования в расчете на 1 год в условиях различных
экономических систем.
|Страна |Годы |Плановая экономика|Переходная экономика|
| |исследовани| | |
| |я | | |
| | |Только |Все |Только |Все |
| | |мужчины | |мужчины | |
|Чехия (1) |1989,1996 |0,027 | |0,058 | |
|Чехия (2) |1984,1993 |0,024 | |0,052 | |
|Вост.Германия |1989,1991 | |0,044 | |0,041 |
|(3) | | | | | |
|Вост.Германия |1988,1991 | |0,077 | |0,062 |
|(4) | | | | | |
|Польша (5) |1987,1992 | |0,05 | |0,07 |
|Словакия (1) |1984,1993 |0,028 | |0,049 | |
|Россия (6) |1991,1994 |0,031 | |0,067 | |
|Россия (8) |1994, | | |0,078 | |
| |1996 | | |0,061 | |
|Россия (9) |1998 | | |0,042 | |
| | | | | | |
|Страны Латинской Америки |
|Аргентина (7) |1989 | | | |0,103 |
|Чили (7) |1989 | | | |0,120 |
|Мексика (7) |1984 | | | |0,141 |
|Венесуэла (7) |1989 | | | |0,084 |
|Страны Западной Европы и США |
|США (4) |1989 | | |0,085 |0,093 |
|Германия (7) |1987 | | | |0,049 |
|Англия (7) |1984 | | | |0,068 |
|Швейцария (7) |1987 | | | |0,079 |
Источники: (1) – D.Munich 1999, (2) – Chase 1998, (3) – Bird 1994, (4) –
Krueger & Pischke 1995, (5) Rutkowski 1997, (6) Brainerd 1998, (7)
Psacharopulos 1994, (8) – Д.Нестерова, К.Сабирьянова 1998, (9) – Т.
Серикова 2000.
Анализ минцеровского уравнения заработной платы демонстрирует схожие
изменения норм отдачи от инвестиций в образование в России и странах
Восточной Европы. Если для плановой экономики характерны низкие нормы
отдачи (в расчете на дополнительный год образования: 3,1% в СССР, 2,7% в
Чехословакии), то в условиях переходной экономики они заметно возрастают (6-
8% в России), подтверждая гипотезу о том, что либерализация экономики и
децентрализация регулирования заработной платы способствуют росту частных
норм отдачи от инвестиций в образование. Расчеты профилей «возраст-доход»
для групп с различным уровнем образования РФ также свидетельствуют, что
работники с высшим образованием в течение всей трудовой жизни получают и
больший доход, и темпы его прироста значительно больше, чем у менее
образованных работников.
Влияние образования на индивида как на работника, с точки зрения
теории человеческого капитала может быть рассчитано не только через прирост
заработной платы на дополнительный год учебы, но и через отдачу от уровня
образования («теория образования как сигнала»). Такая оценка особенно важна
для только выходящих на рынок труда, потому что работодатель, оценивая
привлекательность работника, не имеющего опыта, зачастую оперирует не
количеством законченных лет обучения, а уровнем полученного диплома. Это
также подтверждается работами (напр. O.Ashenfelter 1999), показывающими
скачкообразный рост доходов работников, с переходом на следующий уровень
образования: разница в доходах между покинувшими вуз, проучившись в нем
один или три года, значительно меньше, чем у любой из этих групп по
сравнению с дипломированными выпускниками.
Для иллюстрации различий в доходах в зависимости от уровня полученного
образования на примере СССР в Табл. 7 приведены данные, полученные В.И.
Моргуновым на основании информации о распределении рабочих и служащих по
размеру заработной платы в зависимости от уровня образования.
Табл. №7. Величина заработной платы в зависимости от уровня образования,
март 1989.
| |Мужчины, имеющие |Женщины, имеющие образование|
| |образование | |
|Exp |.021 |0.031 |0.029 |0.023 |
|Exp2 |-0.0003 |-0.0004 |-0.0007 |-0.0005 |
|Sch |0.084 |0.054 |0.024 |0.015 |
Источник: Нестерова Д., К.Сабирьянова «Инвестиции в человеческий капитал в
России».
Как видно, значимая отдача присутствует только на государственных или
на бывших государственных – «приватизированных» предприятиях, продолжающих,
в различной степени, заниматься той же деятельностью, что и раньше, а на
новых предприятиях отдача от производственного опыта и стажа относительно
мала. Это достаточно легко объяснить с точки зрения профилей «возраст-
доход». Если в 1992 наибольший доход был у 40-45 летних мужчин, то в 1998
он достигался в возрасте 35-39 лет (см. также: Саградов, Денисенко 2000).
Одной из причин этого является то, что входящие в эту возрастную группу
начали свою трудовую деятельность в специфическое время, «совпавшее с
периодом экономических реформ и оптимальной возможностью сочетания личной
инициативы и полученных знаний» (см.: Саградов, Денисенко 2000). В более
широком смысле это свидетельствует о большей востребованности молодых и
активных работников в условиях переходной экономики, по сравнению с
обладателями значительного опыта, неприменимого в новых экономических
реалиях. Аналогичная ситуация наблюдается и в странах Восточной Европы и
самым непосредственным образом влияет на процесс адаптации выпускников
вузов.
Но по мере развития рыночной экономики накапливается новый опыт,
приобретенный в новых условиях и часто более ценный для работодателя, чем
энергичность молодежи. Об этом свидетельствует сравнение данных анализа
РМЭЗ: если в 1995-96 гг. пик доходов достигался мужчинами в возрасте 30-35
лет, то в 1998 г., как мы уже говорили, он передвинулся в более старшую
возрастную группу 35-39.
Расчеты эффективности инвестиций в человеческий капитал в Российской
Федерации, сделанные различными авторами, свидетельствуют о снижении норм
отдачи в 1996-1998 гг. в целом по выборке, по сравнению с 1994 г. При
введении возрастных ограничений оказывается, что инвестиции в образование
значительно более выгодны для младших групп работников (до 30 лет)[178].
При сравнении инвестиций в различные формы образования, было отмечено, что
только высшее образование вносит положительный вклад в доход работника. Это
свидетельствует о важных для раскрытия нашей темы фактах: во-первых,
молодые работники, получившие образование в новых условиях оказываются
сегодня более востребованы. Т.е. в изменившихся условиях высшее образование
приносит большую выгоду по сравнению со старым опытом. Во-вторых, в
условиях переходной экономики наличие высшего образования является значимым
фактором для «новых» предприятий. Наибольшая отдача от инвестиций в
образование обеспечивается именно на них. Неудивительно поэтому, что
многочисленные обследования трудовой ориентации студентов и выпускников
вузов показывают, что частные «новые» предприятия, а также предприятия
совместной формы собственности с привлечением иностранного капитала, не
говоря уже о работе за рубежом, где оплата труда, как правило, значительно
выше, чем в России, в большинстве случаев являются наиболее
привлекательными для современной молодежи.
Мы уже говорили, что приводимые нами цифры, характеризующие рост
отдачи от инвестиций в высшее образование, не являются условным примером
или мертвой абстракцией, они построены на реальных данных о заработках.
Безусловно, данные этих исследований не стали пока широко известны, но
тенденции зависимости заработков и качества жизни от образования
воспринимаются молодыми людьми и их родителями на уровне здравого смысла и
находят свое отражение в их поведении. Наиболее наглядно это иллюстрируется
ежегодным, начиная с 1995 года, увеличением числа студентов, что
подтверждает понимание молодыми людьми и их родителями необходимости
получения высшего образования для успешной адаптации на рынке труда. Но
процесс адаптации безусловно шире, чем просто выбор идти в вуз или нет.
Если бы дело обстояло так, то проблема адаптации на рынке труда сводилась
бы только к ее внутрифирменным аспектам.
В реальной жизни найти свое место на рынке труда выпускнику даже
самого престижного вуза не просто. Есть проблемы внешние по отношению к
выпускнику – это и качество или содержание полученного им образования, это
и система организации рынка труда, но есть и проблема внутренняя – то,
насколько выпускник подготовлен к трудоустройству. В процессе поиска
работы проявляется еще одна условность теории человеческого капитала –
предположение, что полученное образование обязательно востребовано на рынке
труда. Следует признать, что в современных условиях это далеко не всегда
так: разрыв в деятельности системы образования и функционировании рынка
труда приводит к безработице специалистов с высшим образованием.
Преодоление этой проблемы является предметом специальных исследований,
отметим лишь, что реализация человеческого капитала в виде высоких
устойчивых доходов возможна при своевременной и эффективно действующей
системе профессиональной ориентации и профессионального отбора, адекватной
подстройке системы образования под требования рынка труда, развитии
рыночной инфраструктуры, ориентированной специально на выпускников вузов.
3.2. Анализ социального капитала в России и его влияния на
благосостояние
Исследования социального капитала в России во многом ориентированы на
поиск источников или препятствий осуществления демократических реформ в
период перехода от планово-административной в экономическом аспекте и
тоталитарной в социальном аспекте системы к свободному рынку и свободной
демократии. Попытка связать демократические реформы с социальным капиталом
основана на определении социального капитала как системы отношений между
людьми, группами и сообществами, укрепляющей доверие и усиливающей
действия. Было установлено влияние социального капитала на экономическое
развитие общества на макроэкономическом уровне и на благосостояние индивида
на микроэкономическом уровне. Далее последовал вывод о том, что если
социальный капитал повышает эффективность экономического развития, то он
безусловно будет способствовать и успешному функционированию
плюралистической политической системы.
По мнению исследователей[179], влияние социального капитала на
демократию осуществляется через три основных фактора: доверие, нормы и
гражданскую вовлеченность. Особое внимание придается существованию
гражданского сообщества и особенностям социального поведения, а предметом
дискуссии становится оценка социального капитала в России[180]. Препятствия
на пути демократизации в России связывают с отсутствием, либо неразвитостью
тех форм гражданской активности, сплоченности и взаимодействия, которые
типичны для обществ с развитым демократическим строем.
Демократическому объединению общества должны служить прочные
межличностные связи, организационные формы участия в общественной
деятельности и положительное отношение к гражданской активности. Однако,
по мнению некоторых зарубежных специалистов[181], в России, как и в других
пост-коммунистических странах, гражданские традиции были крайне слабы еще
до установления коммунистических режимов, а периоды тоталитарной власти
полностью разрушили даже этот ограниченный запас социального капитала. За
последние годы сложилось отношение недоверия к правительству и общественным
организациям, большинство населения испытывает негативное или нейтральное
отношение к любым формам гражданской активности, то есть проявляется
противоречие, когда при недовольстве реалиями сегодняшней жизни народ
демонстрирует миру удивительную "типично русскую" покорность судьбе и
долготерпение. На этом основании ряд авторов скептически оценивают
социальный капитал в России и связанную с ним перспективу осуществления
демократических реформ.
Вместе с тем, позиции исследователей по данному вопросу далеко не
однозначны. отмечается, что существование у славянских народов целого ряда
традиций и обычаев, например, «толока», когда всем миром строят дом или
заготавливают дрова для кого-то из односельчан, не получая за это никакой
платы, кроме еды, говорит о высокой степени единения в сообществе, доверия
друг к другу и готовности к взаимопомощи, что собственно и составляет
сущность социального капитала. Обращаясь уже не к давнему прошлому,
отмечают, что пронизывающий всю советскую социально-экономическую систему
«блат» фактически целиком строился на взаимном доверии, существование
добровольных народных дружин обеспечивало порядок и спокойствие на улицах
городов, а межличностные связи и поддержка знакомых и друзей стала
важнейшим ресурсом преодоления материальных и социальных проблем в крайне
болезненный для значительной части населения России период перехода к
рыночным отношениям.
Мнения исследователей существенно различаются, в зависимости от того,
на каком основании они оценивают состояние социального капитала, какой
период истории и какой регион предпочитают анализировать. По мнению самого
К. Марша[182], в этой ситуации невольно возникают ассоциации с четырьмя
слепыми, которые на ощупь пытались изучить слона, но пришли к принципиально
разным выводам и так и не смогли его идентифицировать и охарактеризовать.
Одной из попыток унифицировать оценку социального капитала является
разработанный Р. Путнамом применительно к исследованию социального капитала
в Италии Индекс гражданского сообщества, представляющий собой комбинацию
четырех показателей: отношение к выборам, участие в референдуме, чтение
газет, участие в спортивных и культурных ассоциациях. Использование аналога
данного Индекса, несколько скорректированного с учетом специфики российской
статистики, применительно к ситуации в России середины 1990-х годов дало
К.Маршу основание для ряда выводов. Прежде всего обнаружились существенные
различия в уровне развитости гражданского сообщества в разных регионах
России. Причем разброс в уровне составил по предложенной авторами
исследования шкале от 1 до 5. Наивысшим баллом – 5 - было оценено
состояние гражданского сообщества в Москве и ряде областей Центрально-
Черноземного региона (Белгород, Тамбов, Курск), а также в Башкортостане и
Бурятии, несколько ниже, на 4 балла, - оценены Воронеж, Липецк, Смоленск,
Орел, Кострома в Средней полосе России, Красноярск и Алтай в Сибири и
Ставрополье и Дагестан на Северном Кавказе, 3 балла получили такие регионы,
как Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, на уровне 2 баллов оказались
Тюмень, Пермь и Санкт-Петербург, а наихудшее положение было диагностировано
в Татарстане, Ингушетии, Кемерове, в северных и дальневосточных регионах.
Авторы отмечают, что прямой и жесткой зависимости между экономическим
развитием региона и предложенным индексом не выявляется, в то время как
обнаруживается явная корреляция между уровнем развития социального
сообщества и степенью эффективности и демократизации управления, то есть
низкий уровень развития социального сообщества тесно коррелирует с
неэффективным руководством и прочими проблемами, связанными с
демократизаций, а регионы, где уровень развития социального сообщества
высок, стали известны благодаря значительному прогрессу в проведении
демократических реформ. В целом же можно с уверенностью заявить, что целый
ряд регионов России обладает достаточным запасом социального капитала для
дальнейшего развития демократии в обществе. И подобный вывод, основанный на
проведенном исследовании и объективных оценках системы показателей,
представляется более убедительным, чем утверждения о плачевном состоянии
социального капитала в России в целом. Заметим также, что авторы выявили
обескураживающий, на первый взгляд, результат: обратную зависимость между
уровнем развития социального сообщества и поддержкой правящего режима.
Однако при детальном исследовании данного вопроса выяснилось, что там, где
гражданское сообщество сильнее, люди более открыто выражают недовольство
неудовлетворительным развитием реформ на пути перехода к демократии и
свободному рынку.
Зависимость между экономическим развитием и социальным капиталом, как
уже отмечалось, является даже более сложной и неоднозначной, чем между
социальным капиталом и демократией. Есть мнение[183], что хотя на основе
межличностных отношений создаются системы норм и взаимного доверия,
маловероятно, что это способствует экономическому росту. Существенное
воздействие на экономический рост могло бы оказать создание новых
демократических институциональных структур, основанных на доверии и
добровольном признании.
Влияние «блата» как формы социального капитала по мере перехода к
монетаристским отношениям весьма существенно сокращается. Если в период
тотального дефицита «блат» был фактически единственным ключом, открывающим
доступ к товарам и услугам, то в условиях рыночной экономики содержание и
сфера его действия резко суживаются: «блат» остается актуальным, пожалуй,
лишь в сфере поиска высокооплачиваемой перспективной работы, доступности
информации.
Следует признать, вместе с тем, что межличностные связи и контакты
позволяют людям в условиях ограниченной действенности системы
государственной социальной защиты поддерживать друг друга в сложных
жизненных ситуациях. То есть фактически можно констатировать, что
социальный капитал в России выступает важным фактором адаптации населения в
условиях перехода к рыночным отношениям и даже развитию предпринимательской
активности. В России уровень контактов с окружающими, на помощь которых
можно рассчитывать, контроль за тем, что с тобой происходит, и доверие к
людям объясняют большую часть индивидуальных колебаний физического и
душевного состояния.
Вклад социального капитала, по некоторым оценкам,[184] был близок к
доходу домохозяйства и превышал значение уровня полученного образования.
Существует сильная неформальная связь между друзьями, родственниками и
другими близкими людьми наряду с существованием более отдаленной
политической и социальной жизни, степень доверия в которой гораздо ниже.
При решении проблем люди гораздо больше надеются на поддержку неформального
социального капитала, чем на формальные государственные институты.
Эмпирический анализ значения социального капитала как фактора,
влияющего на благосостояние, включает определение показателей
благосостояния, которые можно использовать при анализе, как традиционные и
уже неплохо изученные, например, образование, так и сравнительно новые,
например, участие в общественных и политических организациях. Метод
множественной регрессии позволяет оценить, насколько та или иная форма
социального капитала влияет на базовые составляющие благосостояния:
получение достаточного количества питания, гарантированного дохода; и
обеспечение физического и душевного здоровья. Результаты проведенного
исследования[185] показали что в некоторых формах и при определенных
обстоятельствах социальный капитал действительно влияет на рост
благосостояния, но одновременно выяснилось, что социальный капитал нельзя
исследовать изолированно, он должен изучаться как часть ресурсов,
используемых индивидом для обеспечения своего благосостояния. Исследование
это заслуживает, на наш взгляд, более подробного рассмотрения.
Одной из важных предпосылок исследования является разделение
существующих обществ на современные и не современные, причем
подчеркивается, что особенность России заключается в том, что она находится
на том этапе социально-экономического развития, когда присутствуют элементы
и современного, и не современного общества. Отличием современного общества
является существование формальных государственных и рыночных организаций,
которые производят товары и услуги и бесперебойно предоставляют их
покупателям и клиентам в обмен на соответствующую денежную плату. И если
потребители предпочитают для получения товаров или услуг использовать
неформальные связи, которые существуют наряду с формальными организациями,
то это не означает недоверия к формальным, это - лишь свободный
экономический выбор с учетом всех выгод и издержек.
Формальные и неформальные связи могут пересекаться и
взаимодействовать: на работе возникают дружеские, приятельские или,
наоборот, враждебные отношения между сотрудниками разных уровней, что может
повлиять на распределение ресурсов, качество выполняемой работы, ее оценку
и вознаграждение. В этом смысле социальный капитал может влиять на
эффективность производства, что, однако, является предметом отдельного
изучения.
Благосостояние является комплексным понятием, состоящим из множества
отдельных показателей, среди которых обеспеченность питанием, одеждой,
жильем, доступ к здравоохранению и образованию, защита от преступности и
загрязнения окружающей среды и др. Обеспечить себя этими благами можно
разными способами – произвести самому, купить, получить бесплатно от
государства, в подарок от родных или друзей, от богатых покровителей и
т.д. Потребителя интересует обладание благами и в гораздо меньшей степени
источник их получения, более того, большинство благ потребители получают за
счет разных источников, например, здоровье обеспечивается хорошим питанием
и занятиями физкультурой, поддержкой друзей и близких в периоды плохого
самочувствия, бесплатными и платными медицинскими услугами. В зависимости
от ситуации человек может задействовать для обеспечения своего
благосостояния те или иные социальные связи или контакты.
Теоретические различия в определении социального капитала (см. Табл. )
ведут к различиям в предсказаниях и оценках того, какое именно влияние
может оказать социальный капитал на благосостояние
Заключение
Предметом неустанного и пристального интереса экономистов и
политиков в современный период является повышение уровня благосостояния в
обществе, экономический рост как таковой перестает быть главной целью
экономической и социальной деятельности, поскольку сам по себе на
обеспечивает доступности благ населению. В этой связи особо актуальными
становятся исследования, позволяющие уточнить и специфицировать источники
благосостояния, выявить возможности доступа потребителей к благам,
существующие в современном обществе.
Проведенное исследование позволило уточнить и более полно раскрыть
понятие благосостояния, обобщить и классифицировать современные
представления о человеческом и социальном капитале, показать влияние
образования на уровень доходов, в том числе, в России, структурировать
современные представления о социальном капитале, его содержании и
источниках, показать влияние социального капитала на уровень доходов,
особо акцентируя внимание на роль социального капитала в трудовых
отношениях, то есть в целом - определить роль и значение человеческого и
социального капитала в обеспечении благосостояния. Сформулированы
направления необходимых дальнейших исследований человеческого и
социального капитала, которые должны позволить получить более полную
информацию о возможных формах воздействия этих факторов, которые до сих
пор остаются неучтенными из-за отсутствия статистической информации.
Библиография
1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., «Управление персоналом», М., 2000
2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д., «Человеческий капитал в
транзитивной экономике», СПбУЭФ 1999.
3. Дятлов С.А. «Теория человеского капитала. Учебное пособие.»
СПбУЭФ,1996.
4. Еникеева С.Д., Панкратова В.П., «Организационно-экономические аспекты
высшего образования в России», М., 1998.
5. Ершов С.А. «Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его
финансирования в России», Общество и экономика №7-8, 1997.
6. Жильцов Е.Н., Зуев В.М., Колосова Р.П. «Коммерциализация высшего
образования в России: возможности и границы», Вестник МГУ №6, 1993.
7. и проблемы развития человеческих ресурсов», Общество и экономика №7-8,
1997.
8. Заславский И. «К новой парадигме рынка труда», Вопросы экономики №2,
1998.
9. Зиятдинова Ф.Г. «Образование и наука в трансформирующемся обществе»,
СОЦИС №11, 2000г.
10. Ильинский И.В. «Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном
воспроизводстве.», СПбУЭФ 1996.
11. Капелюшников Р.И. «Концепция человеческого капитала» М.1977.
12. Капелюшников Р.И. «Современные буржуазные концепции формирования
рабочей силы», М.1981.
13. Критский М.М. «Человеческий капитал», ЛГУ 1991.
14. Лапорт Б., Швейцер Дж. «Образование и подготовка кадров», Рынок труда и
социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Под ред. Н. Барра,
М. 1997.
15. Матюхин В.А. "Взаимосвязь высшего образования и трудоустройства
выпускников вузов в развитых европейских странах", М. 1993.
16. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. «Экономика человека», М.1995.
17. Маслов Е.В., «Управление персоналом предприятия», Москва-Новосибирск
2000.
18. Молодой специалист ХХI века: Тезисы I-й Всероссийской научно-
практической конференции. Сост. Разумова Т.О., М.2001
19. Моргунов В.И. «Цены и эффективность вложений в подготовку рабочей
силы», СПб, 1992
20. Нестерова Д., К.Сабирьянова «Инвестиции в человеческий капитал в
России», РПЭИ 1998.
21. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., «Управление персоналом», М., 1997.
22. Попов В.А., Кондратьева О.Ю., «Изменение мотивационно-ценностных
ориентаций учащейся молодежи», СОЦИС №6, 1999.
23. Резник С. «Система непрерывной практической бизнес-подготовки и
трудоустройства
24. Сабирьянова К., «Микроэкономический анализ динамических изменений на
рынке труда», Вопросы экономики №1, 1998.
25. Саградов А. «Человеческий капитал: источник развития», Экономика и
жизнь №№1,2, 1998.
26. Семенов А., Кузнецов С. «Фаторы производительности труда», Экономист
№4, 1998.
27. Серикова Т. «Неравенство в заработной плате и личные характеристики
работников», дипломная работа (на правах рукописи), 2000
28. Смоленцева А.Ю., «Организационный подход в изучении проблем вуза
(зарубежный опыт).», СОЦИС №6, 1999.
29. «Человеческий капитал в России в 1990х гг.» под ред. А.А.Саградова,
М., 2000.
30. Шамазов А., Беленкова О., «Технические университеты в инфомационно-
индустиальном обществе», Высшее образование в России №1, 1998.
31. Шувалова В.С., Шиняева О.В. «Проблемы занятости выпускников учебных
заведений», СОЦИС №11, 1999.
32. «Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы
(90-е годы): Сборник обзоров», под ред. Зарецкая С.Л., Капранова Л.Д.,
ИНИОН РАН 1999.
33. Эренберг Р., Смит Г. «Современная экономика труда. Теория и
государственная политика», М., 1996.
34. Abramovitz, M. and David, P. (1996), “Convergence and Deferred Catch-
up: Productivity Leadership and th Waning of American Exceptionalism”, in
R. Landay, T.Taylor and G.Wright (eds.), The Music of Economic Growth,
Stanford University Press, Stanford, CA
35. Alesina, A. and Rodrik, D. (1992), “Income Distribution and Economic
Growth: A Simple Theory and Empirical Evidence”, in A. Cukierman,
Z.Herkowitz and L.Leiderman (eds.), The Political Economy of Business
Cycles and Growth, MIT Press, Cambridge, MA
36. Angrist Krueger “Does compulsory school attendance affect schooling
and earnings?” 1991.
37. Ashenfelter O., Rouse C. “Income schooling and ability” 1998.
38. Ashenfelter O., Rouse C. “Schooling, intelligence, and incomes in
America: Cracks in the Bell curve” 1999.
39. Barro, R.J. and Sala-I-Martin, X. (1995), Economic Growth, McGraw-Hill,
New York.
40. Becker, Gary "Human Capital", Chicago, 1975.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|