Рефераты

История

воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не себе. В

то же время этим людям свойственны не только принятие других,

открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии

и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение.

Он считал, что каждый человек рождается с определенным набором

качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его

Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей

жизни и деятельности. Именно осознанные стремления и мотивы, а не

бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой

личности, отличают человека от животных.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю

природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой

природой, строить свое поведение исходя из нее. Цель личностного

развития – это стремление к росту, самоактуализации, в то время как

остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а

значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому.

Человек оказывается высшей ценностью и отвечает, в конечном итоге,

лишь за то, чтобы состояться.

5. Психологические воззрения Аристотеля.

Аристотель - древнегреческий философ и естествоиспытатель -

открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического

знания. Источником знания для него стал организм, где телесное и

духовное образуют нераздельную целостность.

Его трактат “О душе” стал первым, собственно психологическим,

трудом (в рамках донаучной психологии). Аристотель систематизировал

предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и

выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его

трактате.

Душу, он определил не просто как сущность, а как форму, способ

организации живого тела, т. е. как то, что позволяет телу

существовать как живому. В его представлениях душа - особый орган,

посредством которого тело чувствует, мыслит. Не душа мыслит, но

тело мыслит посредством души.

Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении

медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к

преобразованию главных принципов психологии.

По Аристотелю уже сам термин “организм” следует рассматривать

в связи с родственным словом “организация”, подчиняющее себе свои

части для решения какой - либо задачи; устройство этого целого и

его работа (функция) неразделимы; душа организма - это его функция,

деятельность. “Если бы глаз был живым существом, его душой было

зрение”, - говорил Аристотель.

Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней

различные уровни способностей к деятельности. Понятие о

способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством,

навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно

разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический

ресурс и его практическую реализацию. При этом намечалась иерархия

способностей - функций души:

1. вегетативная (имеется у животных, растений и человека);

2. чувственно - двигательная (имеется у животных и у

человека);

3. разумная (присущая только человеку).

Функции души - уровни ее развития, располагались в виде

“лестницы форм”, где из низшей и на ее основе возникает функция

более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется

способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В

отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое

существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю

весь органический мир. Впоследствии это было названо

биогенетическим законом.

Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной

из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель,

следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной

ступени к другой. В своих поисках он открыл особую область

психических образов, которые возникают без прямого воздействия

предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть

представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля -

“фантазии”). Эти образы починены открытому, опять - таки,

Аристотелем механизму ассоциации - связи представлений.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель

утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или

иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках,

которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним,

ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную

зависимость от его деятельности.

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый

смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности

(детерминизма). Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал,

что “природа ничего не делает напрасно”; “нужно видеть то, ради

чего совершается действие”. Он утверждал, что конечный результат

процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь

в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого

будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим

сейчас).

Аристотель указал и на то, что душа может быть разного рода.

Так, Аристотель (кстати, создатель зоологии и автор “лестницы”

живых существ - первой, в сущности, биологической систематики)

говорил о существовании растительной души (ее свойства - питание и

ощущение), животной души (стремление, память и движение) и

человеческой души (мышление).

В целом, душа, как сущность живого тела, смертна вместе с

телом; однако, часть ее, которую мы могли бы на современном языке

назвать абстрактным или теоретическим мышлением (в отличие от

обыденного эмпирического мышления) Аристотель считает бессмертной.

Дело в том, что наше восприятие и наш практический ум имеют

дело с наглядными и, что важно, с отдельными вещами: с этим столом,

этой собакой и т. д. Но с чем, с какой реальностью имеет дело

абстрактное мышление? “Человек смертен”, - говорим мы, имея в виду

человека вообще. Но существует ли человек вообще? Если нет, то о

чем мы говорим? Если да - то возможно ли его увидеть?

По Аристотелю, общие понятия (а речь о них) существуют как

реальность (т. е. существует не только индивид, но и вид) и,

продвигаясь по уровням абстракций, ум мудреца, приближается к

божественному, вечному, абсолютному, становясь и сам его подобием,

и - обретает бессмертие.

Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о

существовании врожденного знания, т. е. о бессмертии и

нематериальности разумной души.

Культура является внутренним достоянием души человека, наши

знания истинны уже по своему происхождению, как часть бессмертного

разума. Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в

концепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум). Нус служит

хранилищем разумной части души человека после его смерти. При

рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть

души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и

животными частями. Так происходит передача опыта, т. к. разумная

часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю

культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного

ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в

процессе обучения или рассуждения.

Создал первую в психологии развернутую теорию познания. Ввел

понятия общего чувствилища и ассоциаций, как механизмах психической

жизни, механизмах познания, которые, по его мнению, представляют

собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом познания,

по Аристотелю, становится ощущение.

Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к

выводу о том, что возможна двойная регуляция - как эмоциями, так и

разумом. Он впервые выделил несколько видов эмоций, разделив

чувства и аффекты по степени их влияния на поведение.

Исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для

обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел к

очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очищения).

Т. о., Теория Аристотеля охватывала широкий круг проблем,

наиболее актуальных не только для психологии того времени.

6. Теория К. Роджерса.

По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление

полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для

развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы,

установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его

забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности,

навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность

развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом

отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий

поведения, которыми страдают многие люди.

Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные

тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Разработал основы индирективной терапии - “терапии,

центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.

В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий,

позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе,

своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия,

помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими.

Идея ценности и уникальности человеческой личности является

центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который

приобретает человек в течение жизни и который он называет

“феноменальным полем”, уникален и индивидуален. Этот мир,

создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной

действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека

осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной

действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение

конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает

реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать

или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности,

тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности,

отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал

одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей

терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с

самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям

в развитие личности.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не

ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в

самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, - безусловное позитивное

отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать,

что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности

в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с

потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид

будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих

неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в

индивидуальной и групповой психотерапии.

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как

“недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего

плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы,

если создается соответствующая атмосфера - атмосфера безусловного

принятия.

В дальнейшем, Роджерс обозначил свою терапию как “терапию,

центрированную на клиенте”. Роджерс утверждал, что «клиент» (он

использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-

либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом

может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает

советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения,

не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника –

«отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция

консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его

мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент

лучше понимает собственные проблемы. , т. е., важными оказываются

и чувства клиента, и чувства терапевта. Роджерс пришел к выводу,

обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия, что

установки консультанта имеют большее значение, чем его техника.

Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения

личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать

три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность,

реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как

его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и

«безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента

и уважение к нему, независимо от его проблем или степени

антисоциальности.

Кроме того, К. Роджерс развивал личностно - центрированную

терапию, принципы которой (главное внимание - личности как таковой,

не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы

психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в

основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи,

межнациональных отношений и др.

Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс,

имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает,

что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны

общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать

плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не

соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность,

незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты.

8.”Гештальттерапия”.

Основатель одного из наиболее влиятельных направлений

современной психотерапии - гештальттерапии - является немецко-

американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс.

Гештальттерапия изучает реальность по принципу здесь - и -

сейчас - и - вокруг нас, что подразумевает лечение организма как

единого целого. При этом учитывается единство организма и

окружающей среды, и это касается не только пациента в его

взаимоотношениях с окружающим физическим миром, но и с миром

социальным, включая терапевта, поскольку общение с последним - это

просто разновидность общения одного человека с другим. Задача

терапевта состоит в том, чтобы направить личность к ее гештальту

(целостному образованию), к восстановлению ее целостности

(поскольку целое определяет части), ведущих к более

структурированным и значимым взаимоотношениям с собой и миром.

Перл сформулировал некоторые положения, дабы не допустить

превращения гештальттерапии в простое использование приемов

(которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно

много).

-Принцип целостности распространяется им и на проблему

соотношения между психической и физической действительностью.

Ф. Перлс считал, что любой аспект поведения - есть проявление

целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности - и это

уже от гештальтпсихологии - означает понимание индивида, как части

более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве,

однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой:

у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и

уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход -

завершением.

Проблема невротика в том, что он находится в ситуации

незавершенных гештальтов, т. е., по Перлсу, - “незаконченных”,

неотреагированных проблем, что заставляет его жить не “здесь и

сейчас”, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий

(предполагается, что жизнь в настоящем - есть истинная жизнь).

Перлс этого не доказывает, но - в его нелюбви к теоретизированию -

это излишне, достаточно того, что так увиделось.

Вообще, отказ от строгого обоснования - одна из примет

современной психотерапии.

Главное, по Перлсу, - это осознавание того, что и как

происходит, но не поиск причин происходящего.

Главное препятствие на пути личностного роста -

незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также

боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных

поверхностных способов поведения - клише, т. е. стереотипных

способов взаимодействия и игр (или ролей), в которых мы

притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим

пустота обозначается Перлсом как тупик. Обычно человек избегает

его, возвращаясь на поверхностные уровни поведения, но, если

человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит

к “внутреннему взрыву”, переживаемому как страх смерти или смерть,

а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций (гнев, горе, радость

жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того,

что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, и

возможность жить в настоящем.

Единицами анализа в гештальтпсихологии считались “гештальты”

как целостные образования, выступающие в феноменальном плане как

“фигуры” на некотором “фоне”.

9. Психологические воззрения Р. Декарта.

Рене Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов

от “жизненных”, физиологических, которые обеспечивают организму

поддержание его существования и что Аристотель называл

“растительной душой”. Это философ 17 века. Знаменитая его фраза

“Мыслю, следовательно, существую”.

Фактически с Декарта начинается отсчет психологии как “науки о

сознании”. Сомнение в истинности оснований наук подвинули Декарта

на поиск наиболее достоверных оснований познания различных

предметов и, в частности, собственной души. Декарт первым предложил

использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его

скептицизм – не учение, а метод.

-Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в

жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны.

-Мы должны также считать все сомнительное ложным.

По Декарту, наше сомнение и мышление - самое достоверное из

всех вещей на свете. Критерий достоверности: ясное и отчетливое

восприятие (в других местах - осознание, сознание) того, что

происходит в человеке, его непосредственное восприятие своего

мышления. Мышление Декарт понимает очень широко, поэтому имеется в

виду фактически любая психическая деятельность, которая осознается.

С Декарта идет величайшее заблуждение психологии... Этим

заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс

и осознавать его можно одновременно, что нет неосознаваемых

психических процессов.

Осознание собственной психической деятельности - это та первая

истина, которую мы вообще имеем в познании. Декарт дал критерий

отличия психических процессов от непсихических, но обеспечивающих

жизнедеятельность, как бы мы сейчас сказали, физиологических

процессов. Он состоим в том, что психические процессы мы осознаем,

тогда как физиологические - нет. Одновременно с этим он сузил

психическую реальность до сознания, не признавая наличия

бессознательных психических процессов, которые, являясь не

физиологическими, а психическими, тем не менее, не осознаются.

Вместе с тем он открыл путь для эмпирического изучения осознаваемых

психических процессов, основные приемы которого будут

сформулированы в последующем развитии психологии. Этот путь был

путем непосредственного самонаблюдения своих переживаний.

Душу, Декарт считал субстанциональным носителем психических

процессов. Декарт ставит психофизическую проблему, т. е. проблему

отношения души и тела. У Декарта это две абсолютные

противоположности. У Декарта существует фактическое соединение двух

субстанций в человеке. Животные лишены души вообще, ибо у них нет

сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы (питания,

размножения, дыхания и т. д.) не вмешательством особых функций

души, а чисто телесными (материальными) причинами. Т. о. Декарт

считает тело машиной, работа которой подчиняется вполне

материальным законам и не нуждается в привлечении души. Все

движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов,

представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие

трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух,

или очень нежный ветер, называемый животными духами. Благодаря

животным духам, осуществляются все телесные процессы в организме.

Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в

головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две

стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно

интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того

бегства при появлении страшного предмета.

Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала:

материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют

друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу

механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа –

обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это

механизмы. Жизнь души – это жизнь идей. Откуда берутся идеи? (один

из центральных вопросов).

Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать),

например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные

законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.

Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти

души»).

Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно

строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно

идти от простого к сложному.

10.”Когнитивная психология”.

Когнитивная психология изучает поведение высших животных,

включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать

сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих

это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество

исследований, занятых всем спектром познавательных способностей

(например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при

этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных

состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо

«вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют

ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является

познание как естественно протекающий процесс, а теории

подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается –

человека или животных.

Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах

как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших

роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к

способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о

деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей

возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

В центре внимания находятся главным образом познавательные

процессы. Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов

20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям

направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как

направление, задачей которого является доказательством решающей

роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из

следующей “философии человека”:

-человек - это своего рода компьютер, занятый получением,

переработкой, хранением и использованием информации, и одной из

важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое

распространение в этот период компьютерной техники.

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор

понятий, относящихся к когнитивной деятельности, такие как:

информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

Целью нового направления в психологии стало проследить, какие

изменения претерпевает информация, поступившая на “вход”, т. е. на

органы чувств человека, в различных “блоках” ее последующей

переработки.

Когнитивная психология - типично номотетическое направление,

которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического

материала и установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала

стала очевидна ограниченность такого подхода. Во - первых, это

психология “лабораторного человека”. Во - вторых, человек выступал

больше как Думатель, чем как Деятель, т. е. практически исключалась

активность субъекта. В - третьих, опять возрождались постулаты

элементаризма: возможность “собрать” целостный образ познания

человека из разрозненных процессов и “блоков” переработки

информации. В - четвертых, отдельные концепции и частные теории

оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой

объединяющей их основы.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и

конкретность полученных данных, однако точность достигается за счет

упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

11. Психологические воззрения Д. Локка.

Локк сторонник эмпирического изучения явлений или процессов

сознания (прежде всего, познавательных процессов) без специальных

дискуссий о природе души... Он колеблется и прямо не говорит,

является ли она телесной или духовной. Но главное, что этот вопрос

безразличен для него в плане эмпирического изучения явлений

сознания.

Локк эмпирик и в другом отношении. Путем длительных

рассуждений, основанных на вполне реальных эмпирических

наблюдениях, накопленных к тому времени в различных дисциплинах,

Локк приходит к выводу о том, что все содержание нашего сознания -

идеи, как он говорил, - есть результат нашего опыта, т. е. они

существуют в сознании не с рождения, а приобретены прижизненно.

Локк доказал, что нет врожденных нравственных принципов. Т. о.

все идеи (идея - это элемент всякого знания, в том числе и

ощущение) нашего сознания происходят из опыта, и Локк различает два

вида опыта:

-объект

ты ощущения - один источник идей - это богатый источник

большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через

них входящих в разум;

-второй источник идей - так называемая рефлексия, потому что

он (источник идей) доставляет только такие идеи, которые

приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной

деятельности внутри себя.

Т. о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься

приобретенными идеями и рефлектировать (т. е. наблюдать) эту свою

деятельность. Тем самым, он обосновывает метод изучения собственной

психической деятельности - метод “внутреннего восприятия”,

“самонаблюдения”, который долгое время считался в психологии

единственным методом познания собственной душевной деятельности.

“Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его

собственном уме”. Т. о. существует только один путь проникновения в

сознание - путь внутреннего восприятия собственных психических

процессов.

Локк стоит у истоков одной педагогической концепции - эта

концепция эмпирического обобщения. Однако по Локку общее значит

одинаковое, тогда как у Спинозы и в концепции Давыдова -

существенное. А проявиться сущность может и вовсе неодинаково.

Т. о. сложные идеи образуются благодаря активной деятельности

разума.

Картина сознания, нарисованная Локком, выглядит следующим

образом:

простые идеи - это своего рода “атомы”, т. е. элементы

сознания, далее не делимые. Возникают они в сознании пассивно, как

только соответствующий предмет появится перед глазами. Ум

определенным образом может обрабатывать эти идеи: сравнивать их

друг с другом, выделять общее и так далее. В процессе развития

человека фактически не происходит никакого развития операций ума:

они наличествуют - и все.

12. “Теория личностных конструктов” Д. Келли.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо

упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905 - 1967).

Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным

положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который

рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять,

интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом

стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и

переработки людьми информации о своем мире.

В основе его теории лежит понятие конструктивного

альтернативизма, исходя из которого, Келли доказывал, что каждое

событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по разному,

т. к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов

(схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон

применимости, проницаемость и т. д.), на основании сочетаний

которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о

том, что “А - это то, что человек объясняет как А”, он утверждал,

что не существует такой вещи, относительно которой не может быть

нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами

(конструктами), которыми оперирует человек. Т. о., ведущими в

деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Утверждая, что каждый человек - исследователь, Келли имел в

виду то, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи

индивидуальной системы категориальных шкал - личностных

конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих

событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в

большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов

с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными

словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающий, что люди

ориентированы на прошлое, или от Роджерса, говорившего о настоящие,

Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет

будущее.

Утверждая, что личность тождественна тем личностным

конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что

таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении

причин его поступков, т. к. ведущим мотивом является именно

стремление к прогнозированию будущего.

Основной постулат теории Келли гласит, что психическая

деятельность определяется тем, как человек прогнозирует

(конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки

направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что

необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных

действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11

выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система

конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию

вокруг человека.

Конструкты человека организованы в определенную иерархическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ