Рефераты

История

причин, человек может достичь совершенства. Так, художественное

творчество, искусство соединяется с идеей нравственного развития

человека, помогая его продвижению по этому пути. Он подчеркивал

самоценность человеческой личности и его неограниченные возможности

саморазвития.

Соловьев первым осознал новые приоритеты в философии и

психологии и разработал новый подход к исследованию человека, его

души и предназначения на Земле, подход, который стал господствующим

в конце 19 – начале 20 в. в России.

24. И. М. Сеченов и его вклад в психологию.

Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя

к ней как к материалистической и естественной науке. Опубликовал

свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга», посвященную

психологическим проблемам. В ней он доказывал, что психические

процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом

категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая

модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым

центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров

головного мозга на двигательную активность организма). Выдвинул

идею образа – сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и

регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога волевой

регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,

предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение.

В своих работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе

саморегуляции поведения и системной организации нервно –

психической деятельности.

Центральное торможение объясняло также способность человека во

имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а

не механически не них реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о

том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не

получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в

центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение

использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис

человеческого «Я».

Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как

объясняется формирование его нравственности с позиций естественной

науки, которая доказывала несомненную практическую пользу

психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим воспитывать

и обучать человека.

В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том

числе посвященные этическим проблемам.

Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что

между ними действительно существует теоретическая разница в

подходах и в понимании закономерностей, определяющих человеческое

поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о

несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если

человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не

может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот,

воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические

обоснования для оправдания своего поведения. Сеченов подчеркивал,

что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает,

что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от

той среды, в которой человек растет.

Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов

доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания

нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является

объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя

высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем

поступке.

Он существенно преобразовал представления о функциях органов

чувств и мышечной системы, выдвинув принцип «согласования движения

с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала,

позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым

обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою

очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о

внешней реальности, ее пространственно – временных параметрах.

Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная

система является и органом познания. Она производит операции

анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней

умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая

математическое и философское мышление. На основании этих положений

он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-

психологическими данными.

20. А. И. Герцен и его вклад в психологию.

Он поднимал сложные вопросы о природе психики и задачах

психологии. Психики – это особая функция мозга, отличная от функций

других органов. У физиологии и психологии задачи разные: задача

физиологии - изучение организма, психология же уходит совсем в

другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в

понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном

своеобразии человеческой психики в отличие от психики животных,

причина которого – в историческом развитии человека. Поэтому

психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на

философии и истории.

Он материалистически решает проблемы психологии познания,

развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует

индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистических

концепциях Локка и Кондильяка. Важное место в системе его

психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность – не

пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии» как

существенном факторе духовного развития человека.

Особенное внимание он уделяет проблеме свободы воли. Она имела

острое общественно – политическое звучание. Герцен отказывается от

идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не

зависящей и ничем не определяемой. У человека есть «способность,

состоящая из разума, страсти и воспоминания, взвешивающая условия и

определяющая выбор действия». Это сознание. Его анализ ускользает

от физиологии и требует исторического подхода, его обеспечивает

социология, т. к. «для нее человек – это нравственное существо, т.

е. существо общественное и обладающее свободой располагать своими

действиями в границах своего сознания». Так Герцен, отвергая

индетерминизм в трактовке человеческих действий, указал на

социально – историческую обусловленность высших проявлений

личности, в том числе воли.

По молодости был романтиком, но после смерти ребенка и жены

считал, что мир – это хаос.

22. Психологические воззрения Н. Г. Чернышевского.

Чернышевский прагматик, считал, что философия и литература

должны нам сказать, как жить, что делать?

Развивал антропологический принцип в философии: культ человека

и культ научности. Считал, что важны критерии научности. Их по

Чернышевскому два:

1.обращение к принципу внешней причинности;

2.поиск общего в том, что внешне кажется различным.

Чернышевский выстраивает систему психологических понятий.

Уделяет внимание к теме «Деятельность»: психика, душа развивается в

продуктивной деятельности. Занимается проблемой потребности: многие

человеческие беды возникают из – за неудовлетворения потребностей;

проблемой наследственности и приобретенности (характера).

Психология Чернышевского строилась на основе принципов

философского материализма в его антропологической форме. Сущность

антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии

с которым «на человека надобно смотреть как на существо, имеющее

только одну натуру». В то же время в человеке два рода явлений:

материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает,

желает). Чернышевский выступает против дуализма в психологии.

Антропологизм Чернышевского близок Фейербаху, но в отличие от

созерцательного характера теории последнего у него вся философия

подчинена задачам революционной борьбы.

Он требовал причинного подхода в психологии. Научная психология

должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин.

В понимании психики он выступил против функционального подхода,

закреплявшего психологический атомизм. Мышление, память,

воображение принадлежат личности и должны рассматриваться в связи с

деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью.

Он развивает мысли о специфике человеческих потребностей, в

которых, в отличие от биологических потребностей животных,

интересность органического процесса отходит на задний план.

Подчеркивается мысль о производстве потребностей в жизни, в

активной деятельности.

Чернышевский различал характер и темперамент. Характер

определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека.

Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен

влиянию социальных условий.

Он разрабатывает также понятие «народного характера» как

совокупности умственных и нравственных качеств различных народов.

Он пришел к выводу, что национальные различия стираются в условиях

классовых и профессиональных разделений общества.

61. «Понимающая психология» (описательная).

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного

мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей,

основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная

психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на

психологии.

Противопоставление понимания и объяснения – центральный

методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это

значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить

субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи,

которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной

культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть

подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и

полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и

анализирована во всей ее целостности.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:

1.интеллектуальную часть (его содержание);

2.побуждение и чувство (нравится – не нравится);

3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий

мыслительный процесс.

Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную

структуру сознания.

Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре

душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на

некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при

удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной

жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как

ценность.

Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с

субъектом – это то, чем мы пользуемся для достижения чувства

удовольствия и удовлетворения. Постижение ценностей и созидание

новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического

развития. Постижение основывается на анализе непосредственных

переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного,

но и бессознательного.

Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и

зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой.

Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие

складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое

стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый

возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

В детстве игра является необходимым проявлением жизни.

В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых

не испытаны.

В зрелости происходит осознание действительных ценностей.

В старости человеку открываются особо значительные ценности.

Произведения, созданные в старости, отличаются особой

возвышенностью.

Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает

самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть

охарактеризована как вершинная психология. Он исходит из того, что

психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее

влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях.

Одним из центральных в его теории стало понятие переживания.

Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения

в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как

между культурой и человеком, так и между отдельными науками

(философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение

об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством

воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными

ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником

Э. Шпрангером. Он считал, что ведущим методом исследования духовной

жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла

психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не

переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются

смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в

системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные

переживания человека рассматривались в их соотношении с

надындивидуальными сферами объективного духа.

Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение

основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой

жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация

на те или иные ценности.

Он выделяет шесть типов объективных ценностей:

1.теоретические (область науки, проблема истинности);

2.экономические (материальные блага, полезность);

3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих

впечатлений, к самовыражению);

4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой

жизни, чувство себя в другом);

5.политические (власть как ценность);

6.религиозные (смысл жизни).

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов

ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие,

определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности.

На основании преобладания той или иной ценности различаются

шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых

Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени

определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:

1.теоретический человек (все его стремления направлены к

познанию);

2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай,

исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными

особенностями);

3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности,

всей жизни);

4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для

других);

5.политический (стремление к власти и чести, господству и

влиянию);

6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу

жизни и мира).

Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный

случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из

этого, он делал педагогические выводы. Всеобщее образование не

должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать

еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую

структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному

для него пути жизни.

26. Развитие экспериментальной психологии в России.

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи –

психиатры. В 80 – х гг. 19 в. ими были организованы

экспериментальные психологические лаборатории при психологических

клиниках (в Казани, а затем в Петербурге – В. М. Бехтерев; Москве –

Корсаков, Токарский; В Харькове – Ковалевский; Киеве – Сикорский и

др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу

проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию

нервной системы, психиатрию. Темами экспериментально –

психологических исследований были время протекания психических

процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные,

температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции,

внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных

условий на умственную и мышечную работоспособность и др.

Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела

замечать эту работу врачей. Однако процесс внедрения эксперимента в

психологию нельзя было остановить.

Первым психологом, создавшим собственно психологическую

лабораторию, был Н. Н. Ланге, который внес огромный вклад в

развитие экспериментальной психологии. Его исследования в области

восприятия и внимания и основанная на них теория этих процессов –

закон перцепции и теория волевого внимания – привели его к выводу о

том, что самонаблюдение не может уловить стадии этих процессов, не

позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Ланге развивал как

главную мысль о том, что «к изучению психологических проблем

необходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь

блестящие результаты в области естествознания. В обстановке

ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую

науку в России.

В поддержку эксперимента выступил влиятельный Н. Я. Грот. Он

выдвинул задачу разработки собственно психологического

эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в

естествознании, учитывать сознание, самосознание человека. Грот

поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических

лабораторий при университетах.

В 1901 г. А. П. Нечаев организовал лабораторию

экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-

учебных заведений. Он развернул экспериментально – психологические

исследования основ школьного дела. При психологической лаборатории

Нечаева в 1904 г. были созданы педологические курсы.

Лазурский А. Ф. выступил за расширение области применения

эксперимента, распространив его на исследование личности. В этих

целях он разработал метод естественного эксперимента. Естественный

эксперимент подобен клиническому исследованию и заключается в

наблюдении по специальной программе за испытуемым, например

школьником, в естественных условиях, во время учебных занятий, в

подвижных играх, чтении и т. п. Наряду с лабораторными приемами он

позволяет исследовать личность человека, его интересы, характер.

Количественный подход к исследованию структуры личности с

помощью тестов разработал Г. И. Россолимо, выдающийся детский

невропатолог – клиницист. Свой метод экспериментального изучения

личности он назвал методом психологических профилей. Он выдели 11

психических процессов (внимание, воля, точность и прочность

восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на

числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость,

воображение, наблюдательность), которые оценивал по 10 – балльной

шкале. Методика явилась первым профильным изображением результатов

измерения интеллектуальных способностей. Профиль имел

диагностическое значение для определения дефектности личности, т.

е. отсталости (значительная, средняя или слабая), а также характера

отсталости (снижение памяти, недостатки высших психических

процессов, слабость психического тонуса).

Крупнейшим событием в истории отечественной экспериментальной

психологии явилось открытие Психологического института при историко-

филологическом факультете Московского университета, основателем

которого был Г. И. Челпанов. Задачу эксперимента он видел в том,

чтобы сделать возможным точное самонаблюдение, т. е. подчинил его

интроспекции. Челпанову принадлежит заслуга в продуманной

организации обучения психологов экспериментальным методам

исследования, в основу которого был положен его учебник «Введение в

экспериментальную психологию». Результаты научных исследований

института публиковались.

Так в борьбе мнений развивалась и крепла организационно –

экспериментальная и прикладная психология в России дореволюционного

периода. В конце 19 – начале 20 в. производились психологические

исследования прикладного характера также в области психологии

труда. 50 лет существования психологии как самостоятельной науки

явились свидетельством ее значительных успехов. Накоплена масса

нового фактического материала. Психология обогатилась новыми

методами и приемами исследования. Развитие прикладных областей

привело к изменению статуса психологии в обществе. Однако эти

позитивные процессы, которые явились результатом роста науки,

вызвали к жизни и новые проблемы. Вступило несоответствие новых

данных с прежним традиционным пониманием психики. Обнаружившиеся

факты неадекватности метода эксперимента в применении к

исследованию сложных явлений душевной жизни вызвали критическое

отношение к нему, к его возможностям. В целом психология отставала

от запросов практики, а теория развивалась независимо от нее.

В начале 10 – х годов психология вступила в новый период своего

развития – период открытого кризиса.

39. В. Райх и его вклад в психологию.

Из крупных последователей З. Фрейда центральное место

человеческой сексуальности отводил австрийский врач и психолог

Вильгельм Райх. В центре его концепции оказывается «оргонная

энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в

индивиде свободного выражения.

Если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется

запретами сдерживанием, то, по Райху, это приводит к ее извращенным

проявления и, в частности, в форме агрессии, скрываемой под

приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на

различных уровнях проявляется и телесно – в виде «мышечных

панцирей», скованности, зажатости.

Так как он утверждал единство души и тела то, воздействуя на

тело (мышечные упражнения, в том числе, мимические, работа с

дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение

душевных страданий.

Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление

оргонной энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов,

существующую в патриархальном обществе, что в особенности

проявляется в традициях семейного воспитания.

Знаменитый термин «сексуальная революция» был введен именно

Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную

вседозволенность, но создание таких условий, при которых возможна

естественная реализация оргонной энергии. Если это будет так, то,

по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые

– суть проявления именно подавленной, деформированной оргонной

энергии.

Разрабатывал собственную концепцию, реформируя, в частотности,

идеи Фрейда о природе неврозов. Он доказывал, что причиной невроза

является застойная сексуальность, возникающая вследствие нарушения

функции оргазма.

Увлекшись идеями Карла Маркса, он положил начало течению,

получившему название фрейдомарксизм. Он полагал, что агрессивные и

деструктивные влечения преимущественно вторичны и выступают не

столько как врожденные, сколько как приобретенные в результате

негативного воздействия общества. Он одним из первых провел

психологическое исследование феномена фашизма, показав в своей

книге «Массовая психология фашизма», что фашизм является выражением

иррациональной психики среднего человека, воспитываемого

авторитарным обществом.

Большое значение, особенно для практической психологии, имела

созданная Райхом концепция панциря характера, т. е. совокупности

черт невротической личности. При этом он пришел к мысли о том, что

именно стили поведения человека выполняют роль защитных механизмов,

регулирующих взаимоотношения между человеком и внешним миром,

обеспечивая психическую разрядку.

На основе своих психоаналитических и сексологических

исследований Райх пришел к выводу о том, что сексуальная энергия

представляет собой биологическую созидательную энергию, которая

связана с жизненной силой космоса и потому в большей степени,

нежели чисто психическая, воздействует на эмоции и интеллект

человека.

55. Экзистенциальный анализ.

Почитаемая как третья Венская школа психотерапии – первой был

психоанализ Фрейда, второй индивидуальная психология Адлера –

логотерапия расширяет границы психиатрического знания и понимания,

вводя новую концепцию «воли к смыслу». Тогда как фрейдовский подход

основан на «воле к удовольствию», а адлеровский – на «воле к

власти», Виктор Франкл возводит сою систему на «воле к смыслу».

Акцент ставится на гуманность человека и развитие психиатрического

похода, известного как логотерапия или экзистенциальный анализ,

предназначенного помочь в случаях разочарования, скуки и отсутствия

цели в жизни.

Наиболее известная книга В. Э. Франкла «Человек в поисках

смысла: введение в логотерапию» является переработанной и

дополненной редакцией его «Из лагеря смерти к экзистенциализму»,

которая повествует о сохранении человеческих ценностей в условиях

предельного страха и стресса. Франкл провел три года как пленник

нацистов в четырех разных концлагерях, включая печально известный

Аушвиц. В книге описываются его переживания и поиск смысла жизни,

приведшие к открытию логотерапии – психотерапии, построенной на

понятии «воля к смыслу», глубинном стремлении человека к более

высокому и главному смыслу его существования. Логотерапия

предлагает позитивный подход к психически и духовно страдающей

личности.

Это направление психотерапии придерживается мнения, что

пациентам необходимо привить чувство ответственности. Цель и

ответственность не только придают жизни смысл, но могут даже

сохранить ее, как это подтверждается опытом, приобретенным Франклом

в концентрационных лагерях. Взяв на вооружение диалектический

метод, открытый Гегелем и развиваемый в настоящее время

экзистенциалистами, Франкл применяет его в нескольких своих

психотерапевтических техниках, включая парадоксальную интенцию,

дерефлексию, поиск смысла, а также в качестве опровержения

фрейдовского принципа удовольствия. В логотерапии смысл и ценность

находятся на всех уровнях жизненных переживаний, включая боль и

страдания. Человек, обретший достаточный смысл жизни, преодолеет

любые преграды. Зная «зачем» живет, он будет готов вынести любые

условия.

Явление, с которым психиатр сталкивается сегодня все чаще,

называется «экзистенциальным вакуумом». Это переживание тотальной

нехватки, или потери, основного смысла существования. Это явление

называется также «экзистенциальная фрустрация», или фрустрация

«воли к смыслу».

Т. о., логотерапия признает, что человек изначально мотивирован

поиском смысла своего существования, стремлением исполнить свое

предназначение и таким образом актуализировать максимум своих

ценностных ориентиров. Человек мотивирован волей к смыслу.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. — существование), или философия

существования, направление современной философии, возникшее в нач.

20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й

мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные

истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология.

Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А.

Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П.

Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое

существование); основные модусы (проявления) человеческого

существования — забота, страх, решимость, совесть; человек

прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных

ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как

экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого

себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все

происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и

искусство Запада.

7. Психологические воззрения в Средние века (общий очерк).

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в

частности психологии, была ее тесная связь с религией. Начало

нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим

изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало

богословие.

Развитие европейской психологии в 4 – 11 веках.

Теория римского ученого Августина Аврелия (Августина

Блаженного), ознаменовала переход от античной традиции к

средневековому христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее

основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал

основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от

лат. – воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от

божественной и действует в двух направлениях: управляет движением

души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с

телом, становятся психическими благодаря волевой активности

субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в

Боге. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт.

Значит, мера истины – в нашем самосознании. Однако он предполагал,

что истинность даруется Богом, Богом даруется и воля – источник

активности человека.

Он сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом

собственных психических актов и состояний, остановив внимание на

проблеме самосознания. Ввел понятие о врожденной активности души

как основе развития души, именно она является основой его воли. Он

утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем

это управление производится при помощи самосознания, т. е.

осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе

человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриугены. Он

доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее

важным авторитетом, чем божественное откровение. На этом основании

и построены его доказательства свободы, обретаемой человеком в

процессе научной деятельности. Доказывая тот факт, что общее

предшествует единичному, он заложил основы дискуссии о

происхождении универсалий. Его позиция считается одной из первых

концепций реализма в науке.

Большое значение, которое придавал Эриуген разуму, нашло

отражение и в его концепции развития человека. Человек как особый

мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой.

Он связывает три ступени в развитии человека с этапами развития

познания, называя их разум, рассудок, внутреннее чувство.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и

известный французский ученый Пьер Абеляр. В своей работе «Да и

нет», он развертывал картину диалектического суждения, логически

обосновывая и опровергая различные суждения.

Он возвратился к забытой в то время идее о значении слова,

указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность

(звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не

является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Это значение –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ