Рефераты

История

психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою

концепцию объективной психологии. В его научных интересах,

центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни

человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план

ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в.

появились его первые книги, в которых излагались основные принципы

объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907

г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе

которого была создана сеть научно – клинических и научно –

исследовательских институт, в том числе и первый в России

Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать

теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию

поведения, основанную на экспериментальном исследовании

рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее,

не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же

как и субъективные методы исследования психики, в том числе

самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в

работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии».

Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том

числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные

при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в

принципе не может заменить психологию, и последние работы его

института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления

относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом

условий, действующих на него. Так появилось одно из основных

положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления

организма приобретают черты механической причинности и

биологической направленности и имеют характер целостной реакции

организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с

меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности,

Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом

характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он

доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или

свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода

социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно

социальная среда является источником развития человека;

наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции

развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по

его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие

приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего

возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в

психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые

трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он

рассматривал созданный им Педологический институт как центр по

изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда

подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели

– «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически

ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность,

считая, что индивид – это биологическая основа, над которой

надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры

личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и

бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их

взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов

во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние

опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение.

Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал,

что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от

нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив,

который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное

поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях

коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив.

Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология»,

«Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил,

исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую

людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или

индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что

происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и

чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции

отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на

деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие

явления, как конформизм, групповое давление, которые только через

несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он

вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда

благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь

сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что

обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают

личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Он также считал, что личная свобода и общественная

необходимость, индивидуализация и социализация – это две стороны

общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем

самоопределение личности представлялось ему подвижным процессом,

равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в

другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от

своей внутренней сути при социализации, Бехтерев фактически

развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время

на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в

основу одной из наиболее популярных современных теорий личности –

гуманистической. Т. о., можно предположить, что и в русле школы

Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории

развития личности, формирование которой было остановлено в самом

начале.

35. Психологическая теория Э. Фромма.

ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во

Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов

было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и

общества.

Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической

обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек

– продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал

сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры,

где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к

одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и

сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких

работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия, Разумное

общество, Искусство любить, Человек прежде всего, Анатомия

человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык посвящена

анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические

исследования концепций Фрейда и Маркса.

Для него социальное окружение важнейший фактор развития

личности. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение

ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором

живет.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что

движущими силами этого развития являются две врожденные

бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:

- потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к

обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с

ними систему ориентиров, идеалов и убеждений;

- потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции

от других, к свободе от давления и требований общества.

Эти две потребности способствуют возникновению внутренних

противоречий, конфликта мотивов у человека.

Стремление человека примирить эти потребности становится

двигателем не только индивидуального развития, но и общества в

целом, т. к. все социальные формации, которые создаются человеком,

являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считал,

в начале своего развития человек был частью природы и не выделял

себя из окружающего. Отношение общества к человеку проявляется в

том, что способы, с помощью которых человек реализует свои

внутренние возможности, определяются тем общественным устройством,

при котором живет, его личность развивается в соответствии с теми

возможностями, которые данное общество ему предоставляет.

Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных

стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать

его невротиком. Фромм описал четыре механизма психологической

защиты:

1. садизм;

2. мазохизм;

При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с

палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге,

хотя разность их позиций дает им ощущение собственной

индивидуальности.

3. конформизм;

4. деструктивизм.

При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время

как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к

индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет

человеку укорениться в нем.

Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения

такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию

основных стремлений каждого человека.

Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к

выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:

1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону

своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное –

показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом

деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других.

Для них характрерны такие черты личности как: догматизм,

нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.

2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в

себе. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание

своей самоценности.

Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать

противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль

общества, социальной формации в развитии личности человека.

37. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Представитель психоаналитического направления – один из

крупнейших специалистов в области возрастного развития,

американский психолог и психоаналитик, ученик Анны Фрейд.

Предпринял попытку рассмотреть жизнь личности целиком (от рождения

до смерти) как психологическую драму, утверждая при этом, что

проблемы развития личности «распределяются» на протяжении всего

жизненного пути.

Главную роль в формировании личности Эриксон отвел

человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал З.

Фрейд), но отвечает за главное – психическое здоровье личности, ее

«идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство

самотождественности, собственной истинности, полноценности,

сопричастности миру и другим людям).

Развитие личности Эриксон рассматривал с точки зрения усиления

«Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется Эго –

психология или «психология Я»). На пути «интеграции Я» личность

проходит, по его представлениям, 8 стадий психосоциального

развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти: 0 – 1

год, 1 – 3 года, 3 – 6 лет,6 – 12 лет, 12 – 19 лет, 19 – 25 лет, 25

– 64 года, 64 и далее, выдвинув при этом постулат о том, что каждый

возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный

конфликтом развития «Я» личности. Каждая стадия ставит человека

перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления.

Стадии психосоциального развития.

|Стадия. |Возраст. |Психосоциальный |Сильная сторона. |

| | |кризис. | |

|1. |0 – 1 год |Доверие – недоверие. |Надежда. |

|2. |1 – 3 года |Автономия – стыд, |Сила воли. |

| | |сомнение. | |

|3. |3 – 6 лет |Инициативность – чувство |Целенаправленност|

| | |вины. |ь. |

|4. |6 – 12 лет |Трудолюбие - чувство |Компетентность. |

| | |неполноценности. | |

|5. |12 – 19 лет |Эго – идентичность – |Верность. |

| | |ролевое смешение. | |

|6. |19 – 25 лет |Интимность – изоляция. |Любовь. |

|7. |25 – 64 года |Продуктивность – застой. |Забота. |

|8. |64 - смерть |Эго – интеграция – |Мудрость. |

| | |отчаяние. | |

Т. о., на каждой стадии человек сталкивается с проблемой

соответствия внутренних и внешних условий существования. При этом,

происходит либо благоприятное преодоление кризиса и, в таком

случае, личность крепнет и овладевает адекватными средствами для

решения новых жизненных задач, либо неблагоприятное – и тогда

личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощенной

нерешенными проблемами прошлого. Чем менее успешно пройдены

предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с

предстоящим кризисом.

Наиболее принципиальным для становления идентичности является

подростковый период. На его протяжении последовательно формируется

ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации

жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации,

кардинальную смену движущих сил личностного развития. Источник и

движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой

личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность

своей жизнедеятельности ее жизненным миром.

Сами стадии, по Э. Эриксону, заданы генетически, но позитивное

или негативное разрешение кризиса определяется особенностями

взаимодействия с социумом.

41. Бихевиоризм: общий очерк развития.

Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в

психологии, которое возникло в США в начале 20 в., программу

которого провозгласил американский психолог Джон Бродес Уотсон.

Бихевиоризм складывался как направление с явно выраженным

естественно – научным уклоном, и его основатели пытались найти

формы объективного подхода к психической жизни. Бихевиоризм сделал

предметом своего исследования поведение, активность. «Поток

сознания мы заменяем потоком активности», - объявил Д. Уотсон.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие

«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые

могли быть зафиксированы объективными методами, - сюда относятся и

движения и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему

S – R, в соответствии с которой воздействие, то есть стимул (S)

порождает некоторое поведение организма, то есть реакцию (R), и,

что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер

реакции определяется только стимулом. С этим представлением была

связана и научная программа Уотсона – научиться управлять

поведением. Если реакция определяется стимулом, то достаточно

подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование

все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов

к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является

социальный, окружающая среда. Этот подход, названный

социогенетическим, получил наиболее полное воплощение именно в

классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике

практически нет врожденных поведенческих актов, кроме нескольких

инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т. д.). На этих

нескольких рефлексах и выстраивается все содержание психической

жизни. При этом из всех возможных реакций на стимул отбираются и

закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации,

приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе является

главной детерминантой, определяющей направление психического

развития.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т. е. с

любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально

формируемых, но и возникающих стихийно. Тема научения, приобретения

навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы,

собравшей огромный экспериментальный материал о факторах,

определяющих модификацию поведения. Причем изменились и

психологические эксперименты. Они ставились преимущественно на

животных – белых крысах. В качестве экспериментальных устройств,

взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различные

типы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные

научались находить из них выход. Изменялось воззрение на законы,

правящие поведением живых существ, в том числе человека,

представшего в этих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой

путь в «лабиринте жизни», где вероятность успеха не предопределена

и царит Его Величество Случай.

Исходя из того, что научение зависит в основном от условий

жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиористы

отвергали идею возрастной периодизации, т. к. они считали, какова

среда, таковы и закономерности развития конкретного ребенка. Однако

невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с их

точки зрения, необходимость создания функциональной периодизации,

которая бы позволила вывести этапы научения, формирования

определенного навыка.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому количеству

экспериментов, изучающих различные аспекты формирования поведения.

Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую

жизнь исходя из схемы стимул – реакция, невозможно совершенно не

учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к

модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого

необихевиоризма, в котором появляются внутренние переменные,

объясняемые по – разному различными учеными (когнитивные карты,

потребности и т. д.). Эти разнообразные переменные и изменяют

реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя

на достижение нужного результата.

Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем,

что социальное поведение, которое также стало предметом

исследования, нуждалось в новом методе, поскольку не могло

изучаться на животных. Это привело к возникновению социального

бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в

социуме.

Были выдвинуты теории о том, что человек может овладевать

поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за

опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или

иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»).

Это предполагает, что поведение человека становится когнитивным, т.

е. включает непременный познавательный компонент.

Однако идея о прижизненном характере содержания психики,

ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиоризме.

Поэтому ведущей научной теорией этого направления во второй

половине 20 в. Стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера,

ставшая основой для многих теорий развивающего обучения.

Предположил, что поведение может строиться и по иному принципу, а

именно: определяться не стимулом, предшествующим реакции, а

вероятными последствиями поведения. В общем случае имеется в виду,

что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться

воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать,

если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает

поведение, на вероятные последствия поведения управляют субъектом

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая

(положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем

самым, делая их более вероятными. На этом выводе основана,

предложенная Скиннером, идея программированного обучения,

предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с

подкреплением каждого шага.

Итак: бихевиоризм предметом изучения сделал поведение; его

приложения (в отношении человека) - педагогика, психотерапия: в

обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и

исправление ошибочных.

43. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.

Уотсон – основоположник классического бихевиоризма, его статья

«Психология с точки зрения бихевиориста» положила начало этого

направления.

Поведение, активность человека как предмет бихевиоризма – это

все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что

люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция

в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид

приспосабливается. В результате поведение трактуется

механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявления.

Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие

«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые

могли быть зафиксированы объективными методами.

В качестве описательной и объяснительной Уотсон предложил схему

стимул – реакция, в соответствии с которой воздействие, т. е.

стимул порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию, и в

представлениях классического бихевиоризма, характер реакции

определяется только стимулом. С этим представлением была связана и

научная программа Уотсона – научиться управлять поведением.

Если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать

нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных,

и на человека. По Уотсону, законы научения (т. е. формирования

реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные,

полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимы и

на человеческое поведение.

Уотсон производит классификацию всех реакций по двум

основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными;

внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в

поведении выделяются реакции:

- наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис,

открывание двери и т. п. двигательные навыки);

- внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в

бихевиоризме разумеется внешняя речь);

- наружные (видимые) наследственные (например, хватание,

чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т. е.

инстинкты и эмоции, но описываемые в терминах стимулов и реакций);

- внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней

секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.

В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и

эмоциональными реакциями. Если приспособления вызваны стимулом

внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем

эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к

приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание.

Поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие

образования. Поэтому навык и научение становятся главной проблемой

бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков.

Навык – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его

основа – элементарные движения, которые являются врожденными.

Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения

(на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают

случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые –

удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60

выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без

усовершенствования – на кривой эти участки называются «плато».

Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным

индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в

организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически и в

силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удерживание навыков составляет память. Выдвигает гипотезу о

принципах обусловливания. Называя все наследственные реакции

безусловными рефлексами, а приобретенные – условными, Уотсон

утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними

является одновременность в действии безусловного и условного

стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой – либо

реакции, теперь начинают вызывать ее.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения

трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и

ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

Изучил этапы формирования внутренней речи, которая, по его

мнения, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного

напряжения. Этапы выглядели следующим образом: внешняя речь – шепот

- внутренняя речь. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных

звуков. Постепенно внешняя речь переходит в шепот, а затем он

начинает произносить данное слово про себя. Внутренняя речь не что

иное, как мышление.

Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать

реакцию страха на нейтральный стимул. Например, 11 – месячному

ребенку показывают белую крысу (до того он с крысами не

сталкивался). При этом никакой негативной реакции («реакции

избегания») не наблюдается. В дальнейших опытах появление крысы

сопровождается резким звуком, вызываемым ударом о металл, т. е.

осуществляется подкрепление.

После ряда проб оба стимула ассоциируются и ребенок начинает

демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового

сопровождения, т. е. у него сформировалась реакция на данный

стимул. При этом ребенок демонстрирует аналогичную реакцию не

только на появление крысы, но и сходных с ней объектов (меховой

воротник). Данное явление бихевиористы называют генерализацией, т.

е. обобщением.

Аналогично происходит формирование поведенческих навыков и в

других ситуациях. Так, крыса, находящая пищевое подкрепление в

определенной точке лабиринта, от пробы к пробе будет

демонстрировать все меньше ошибочных действий, вплоть до

формирования навыка безошибочного прохождения лабиринта.

Заслугой Уотсона является и то, что он расширил сферу

психического, включив в нее телесные действия животных и человека.

45. Необихевиоризм (К. Халл, Э. Толмен).

Толмен был одним из пионеров необихевиоризма. Свои идеи изложил

в книгах «Целевое поведение у животных и человека», «Когнитивные

карты у крыс и человека». Экспериментальную работу вел в основном

на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются

общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут

быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения

только формулой «стимул – реакция» и игнорировать факторы, которые

играют незаменимую роль в «промежутке межу ними». Эти факторы он и

назвал «промежуточными переменными». Т. о., схема Уотсона «стимул –

реакция» была переделана в «стимул - внутренняя (промежуточная)

переменная – реакция». Среднее звено (промежуточные переменные)

есть не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические

моменты: ожидания, установки, знания.

Толмен доказывал, что внутренние процессы (которые открыты

только для самопознания) можно «вывести наружу» и придать их

исследованию такую же точность, как исследованию любых физических

явлений.

Рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с

точки зрения его целостной, молярной организации.

Ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Показал,

что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в

дальнейшем быстрее научаются проходить его при условии

подкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта

бегания». Это, по мнению Толмена означает, что у крыс первой группы

сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем.

Он назвал это «когнитивными картами». Поведение предваряют своего

рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты». Эти

карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте,

узнает, «что ведет к чему».

Организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную

(«когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для

решения задачи.

Исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения

когнитивных карт. Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен

выделил особый тип научения, которое было названо латентным

(скрытым), оно имеет место когда подкрепление отсутствует, тем не

менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие

реакции организма.

Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую

определенную цель и связанную со своим окружением сетью

познавательных отношений. «Готовность средств для цели» и «ожидание

гештальтзнака» - вот термины, при помощи которых он описывает

реакцию организма на окружающую среду. Организм ориентируется в

ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что

выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора

(гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?».

Кларк Халл ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее

звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне

и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал

реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении, и тогда

реакция закрепляется, а организм чему – то научается. Т. о. его

формула выглядит так: стимул – организм – реакция. Организм – это

некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Поведение

начинается стимулированием из внешнего мира или из состояния

потребности и заканчивается реакцией.

Им были сформулированы законы поведения – теоретические

постулаты. Основной детерминантой поведения Халл считал

потребность. Потребность вызывает активность организма, его

поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал

реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в

ответ на разные потребности. Халл подчеркивает решающую роль

подкрепления в образовании новых связей.

46. «Теория деятельности» А. Н. Леонтьева.

С его именем связано развитие теории деятельности. По

Леонтьеву: внутренняя – психическая деятельность возникает в

процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет

принципиально то же строение. Главные вопросы: как возникает

психическое, каково его строение и как его изучать. Изучая

практическую деятельность, мы постигаем и закономерности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ