Рефераты

История

психической деятельности; управляя организацией практической

деятельности, мы управляем организацией внутренней – психической

деятельности.

Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как

«экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» -

один из важнейших в теории деятельности.

Исходя из представлений о психике, как особой форме отражения,

Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим

уровнями отражения в переходе от раздражимости к чувствительности.

Раздражимость он рассматривает, как свойство организма

реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия,

непосредственно связанные с жизнедеятельностью.

Чувствительность определяется, как свойство реагировать на

воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости

(абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними

биотическом воздействии, что способствует более эффективной

адаптации.

Именно наличие чувствительности является критерием

психического, по Леонтьеву. На уровне чувствительности оказывается

возможным говорить о поведении как особой форме активности.

Чувствительность, в простейшей форме, связана с ощущениями, т. е.

субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений,

объективного мира.

Стадии эволюционного развития психики по Леонтьеву:

1.Элементарная сенсорная психика.

2.Перцептивная психика, на которой возникает восприятие как

отражение целостных объектов («перцепция» означает «восприятие»).

3.Стадия интеллекта.

Новые ступени психического отражения возникают вследствие

усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

Обсуждает проблему возникновения сознания. Отличительная черта

сознания – возможность объективного отражения. Возникновение

сознания обусловлен возникновением особой формы деятельности –

коллективного труда, который предполагает разделение функций. В

терминах Леонтьев цель отделяет от мотива, в результате чего

выделяется действие, как особая единица деятельности. Чтобы

осуществить действие, человек должен осознать его результат в общем

контексте, т. е., осмыслить его.

Деятельность выступает исходным моментом формирования психики

на различных уровнях. Рассмотрим ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Активность

побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных

условиях нормального функционирования индивида, потребность

«представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности,

напряжения и проявляется в поисковой активности). В ходе поисков

происходит встреча потребности с ее предметом, т. е. фиксация на

предмете, который может ее удовлетворить.

С момента «встречи» активность становится направленной, она

опредмечивается и становится мотивом, который может осознаваться

или не осознаваться. Именно теперь возможно говорить о

деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом.

Мотив – то, ради чего совершается деятельность.

Деятельность – это совокупность действий, которые называются

мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Оно

определяется как процесс, направленный на достижение цели.

Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого

результата. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов,

соотносимых с конкретной ситуацией, т. е. условиями. Это способы

(неосознаваемые или малоосознаваемые) называются операциями и

представляют более низкий уровень в структуре деятельности.

Деятельность мы определили, как совокупность действий, вызываемых

мотивом. Действие может быть рассмотрено, как совокупность

операций, подчиненных цели.

Самый низкий уровень – психофизиологические функции,

«обеспечивающие» психические процессы.

Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального

психического развития. Так, Леонтьевым было предложено понятие

«ведущая деятельность», та, с которой, на данном этапе развития,

связано появление важнейших новообразований и в русле которой

развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности

означает переход на новую стадию.

Основным механизмом выступает «сдвиг мотива на цель» -

превращение того, что выступало как одна из целей, в

самостоятельный мотив.

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности – в

первую очередь в связи со становлением мотивационной сферы

человека. По словам Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте,

когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение

непосредственных побуждений с социальными критериями, т. е.

возникает возможность действовать вопреки непосредственному

побуждению, соответственно социальным мотивам.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано

с осознанием мотивов своего поведения и возможностью

самовоспитания.

Выдвинул идею поэтапного формирования умственных действий.

40. «Культурно – историческая теория» Л. С. Выготского.

Одна из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20

– 30 – е гг. 20 в., стала культурно - историческая теория,

разработанная Львом Семеновичем Выготским. В своих теоретических

построениях опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему, как

к философскому учению, открывшему новые методы видения человека в

мире, и принял его как основу для развития. Он стремился разрешить

проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную

специфику психического мира человека и определить механизмы его

формирования.

Различает два уровня психического:

1.Натуральные функции, которые даны человеку, как природному

существу. Это механическое запоминание, непроизвольное внимание

(например, поворот головы к источнику громкого звука).

2.Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое

запоминание, произвольное внимание – примеры высших психических

функций. Одной из важнейших их характеристик является

опосредствованность, т. е. наличие средства, при помощи которого

они организуются.

Для высших психических функций принципиально наличие

внутреннего средства.

Основной путь возникновения высших психических функций –

интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание»)

социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот

процесс не является механическим. Высшие психические функции

возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они

же развиваются из примитивных корней на основе низших. Т. о., есть

социогенез высших психических функций и есть их естественная

история.

Центральный момент – возникновение символической деятельности,

овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством,

которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую

жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии.

Первоначально она существует как форма взаимодействия между

людьми, и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Это

обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

При этом, процесс формирования высшей психической функции

растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь

в полноценной символической деятельности. Через общение человек

овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек

приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего

мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и

смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты).

Важным моментом в концепции Выготского является его отношение к

проблеме связи развития и обучения. Он считает, что обучение должно

«вести за собой» развитие, это представление было развернуто им в

разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со

взрослым, отнюдь, не формальный момент в концепции Выготского.

Более того, путь через другого оказывается в развитии центральным.

Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное

общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной

деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую

перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего

развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным

оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

64. Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.

Творчество Шпета с самого начала отличало стремление к созданию

универсальных научных методологических принципов, объясняющих

данные не только гуманитарных, но и естественных наук. Это

стремление привело его впоследствии к герменевтике, основы которой

в отечественной науке были заложены именно Шпетом. Его научные

интересы связаны как с собственно философскими проблемами познания

и логики, так и с исследованием психологии «социального бытия».

Этот подход предполагал анализ социально – исторических причин,

обусловливающих развитие психики человека, в том числе мышления,

речи, индивидуальных и национальных психических особенностей, а

также исследование психологических основ культуры, которая было

особенно значима для Шпета.

Он видел выход из кризиса психологической науки в отходе от

чистой психологии и соединении ее с философией. Изучая историю

развития русской психологии и философии, он пытался определить их

специфику, анализируя развитие, прежде всего двух, с его точки

зрения основных, проблем – логики и морали, причем значение первой

связано с ее ролью в качестве методологической основы науки, в то

время как проблема морали является спецификой именно русской науки.

Постепенно он пришел к выводу, что логика не может быть

единственным, универсальным методом исследования психологии

социального бытия, которое он считал главным предметом своего

творчества. Это привело его к идее о том, что изучение культуры

человечества, его социального развития может строиться на основе

анализа языка. Рассматривал язык как один из важнейших методов

изучения личности, эмоций и социального окружения человека, его

культуры. Преимущество языка перед логикой состоит в том, что язык

не оставляет в стороне социальные причины, бытие людей, как это

происходит с логикой, а потому расширяет рамки познания, позволяя

понять не только внешнюю динамику, но и причины появления

определенных событий, действий людей.

Одной из центральных в психологических исследованиях Шпета была

проблема языка в его соотношении с мышлением и, в первую очередь,

самосознанием субъекта. Он пришел к выводу о необходимости анализа

внутренней формы слова, т. к. именно она является тем главным

механизмом, который лежит в основе интериоризации культуры, т. е. в

основе формирования сознания – как индивидуального, так и сознания

народа.

Шпет выделяя два вида внутренней формы :

1.Логические формы могут быть названы понятиями. С его точки

зрения, внутренняя форма слова имеет динамический характер, и

именно она является той энергией, которая помогает раскрыть смысл

понятия при его словесной передаче, определяя законы

диалектического движения к пределу полноты смысла.

2.Поэтические формы.

Динамика, соединяющая логическую и поэтическую внутренние

формы, передает как содержание понятия, так и его социальный смысл,

помогает понять окружающий мир во всей его полноте и потому может

быть названа герменевтической.

Слово без символа, без отношения, стоящего за ним, мертво (по

крайней мере, для психолога, искусствоведа, любого исследователя

социального бытия), но и один символ не может передать все

содержание слова, его внутреннюю форму.

В анализе искусства он отвергал голый натурализм, подчеркивая

необходимость второго плана, символики. Но символика должна быть

внутренне связана с идеей, с логической внутренней формой. С точки

зрения психологии, это внутреннее отношение, переживание субъекта

при передаче словесного выражения имеет первоочередное значение, т.

к. оно открывает интенцию субъекта, его намерение, его

эмоциональное состояние в момент образования и передачи слова.

Связывая понятия искусства и внутренней формы, Шпет приходит к

выводу о том, что сознание индивида носит культурно – исторический

характер, его важнейшим элементом является слово, открывающееся нам

не только при восприятии предмета, но и, главным образом, при

усвоении его в виде знака, который индивид интерпретирует в

процессе социального общения.

Он в работе «Введение в этническую психологию» доказывал, что

ее предмет раскрывается через расшифровку и интерпретацию системы

знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной

нации. Он подчеркивал, что продукты культуры (язык, мифы) не

являются сами по себе психологическими понятиями. Психологическая

составляющая возникает в результате их субъективной интерпретации.

Т. о., он совершенно по - новому подходит к роли эмоций, считая их

одним из важнейших инструментов в процессе интериоризации культуры.

Шпет подчеркивал субъективность и изменчивость национального

самосознания, объясняющие динамику развития самого народа и его

отношения к другим этносам. Фактически он одним из первых заговорил

о проблеме самоидентификации.

Он считал язык не только основой национального самосознания, но

и значимой образующей в развитии национальной науки. Социальными,

историческими факторами объяснял он и особенности отечественной

интеллигенции, им было дано одно из самых блестящих описаний

психологических причин образования феномена «русской

интеллигенции».

62. Б. М. Теплов и его вклад в психологию.

Первые работы Теплова были связаны главным образом с

исследованием восприятия, анализа реакций, вызываемых различными

цветами и звуками. Он руководил физической и психофизической

лабораториями, которые изучали зрительное восприятие в применении к

запросам военного ведомства – способы маскировки, военного

строительства и т. д.

Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски, а

также изменения контуров и фигур (в том числе фигур людей) при их

различном расположении помог получить важные данные о свойствах

зрительного восприятия. Эти материалы позднее вошли в работы

Теплова, посвященные архитектуре. Он стремился изучать механизм

возникновения не просто образа, но «эмоционального, эстетического

образа, который формирует «культурную память» человека, его

эстетические и этические пристрастия и установки.

Занимался проблемой индивидуально – психологический различий в

разных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг

тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность.

Он четко разграничил задатки как природные предпосылки

становления способностей и сами способности как психические

качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Он

доказывал, что любую деятельность следует анализировать с точки

зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому

потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде

труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта,

с его способностями, которые им самим могут и не осознаваться,

поскольку лишь в процессе трудовой деятельности выявляется, на что

человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

В своих исследованиях Теплов наряду со способностями выделил

одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое

определяет успешность деятельности. Успешность может быть

достигнута различными путями. Недостающая способность может быть в

очень широких пределах компенсирована другими, хорошо развитыми у

данного человека. Т. о. он рассматривал способности не изолированно

друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить какую –

либо способность в качестве самостоятельной можно лишь

аналитических целях.

Ему принадлежит одно из первых исследований того особого

сочетания способностей, которое характеризует успешность

деятельности военачальника, - «ума полководца». Он изучал эту тему

в годы ВОВ, проанализировав различия между теоретическим и

практическим интеллектом. Он показал, что хотя основные элементы

мышления едины, они своеобразно функционируют при решении

тактических и стратегических задач, которые вынужден решать

военачальник.

В последний период жизни Теплов открыл новую главу в

исследовании психофизических основ индивидуальных различий.

Отправным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной

системы. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики

типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная

научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом

которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку.

60. «Теория отношений» В. Н. Мясищева.

Авторитетной теорией в отечественной психологии является теория

отношений В. Н. Мясищева. Он исходил из того, что главным принципом

изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в

процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения

человека к окружающему миру выражаются в его психической

деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта,

деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность.

Отношения человека в развитом виде представляют систему

индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с

различными сторонами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по Мясищеву, - психические

процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно

связанные и проявляющиеся друг в друге.

Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это

понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение

различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории

как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в

достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты

характера – превращенные отношения и т. д. Через противоречивые

отношения Мясищев рассматривал неврозы.

Отношения понимались им как сознательные, избирательные связи

человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его

личностные качества и реализуются в деятельности, что обеспечивает

динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта.

Развивал мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в

прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего

поведения личности.

Т. о., он открыл важные закономерности становления

индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько

типов личности. Доказывал, что психология личности должна

основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

56. «Теория установки» Д. Н.Узнадзе.

Важным направлением в советской психологии явилась теория

установки, основанная грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. Он

рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и

поступки которой могут быть неосознаваемы.

Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности,

ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным

объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки,

означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и

действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность

– основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных

экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных

характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный

психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный

характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит,

будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при

«встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе

установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового,

деятельность может быть активизирована помимо участия его

эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в

плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не

отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации»,

т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание

действительности, как существующей независимо от субъекта.

Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает

адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате

чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е.

установка

54. Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.

Разрабатывал деятельностный подход (принцип единства сознания и

деятельности). При рассмотрении принципа «творческой

самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и

творческой – одна из важнейших мыслей Рубинштейна): «…субъект в

своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только

обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.

Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть;

направлением его деятельности можно определить и формировать его

самого». Выдвинул принцип единства сознания и деятельности.

Исходным в его теории выступает действие, «проникающее» в

объективную действительность и, по его образному выражению, несущее

мышление на своем острие. Деятельность выводит человека в мир и,

творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный

и общественный опыт неразрывны.

Деятельность – один из уровней (важнейших уровней!) изначально

практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с

миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие,

является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Для него

практические действия делают возможным овладение речью.

Деятельность определяется своим объектом. Внешние причины

действуют через внутренние условия, что фиксирует предложенное

Рубинштейном понимание принципа детерминизма. Выдвинул формулу,

согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством

внутренних условий.

Все психические процессы могут рассматриваться как процессы

личности.

Он отличает деятельность от поведения; в его понимании

поведение – особая форма деятельности. Деятельность становится

поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из

предметного плана («вещная» сфера) переходит в план личностно –

общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно -

общественные отношения реализуются при посредстве предметных).

Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если

единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей

анализа поведения является поступок. Т. о., Рубинштейн не сводил

все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь

деятельности.

Описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

Психическое рассматривал, прежде всего, как процесс –

движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукты

(результаты) – образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс

включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко

это было показано на примере мышления, включающего логические,

математические и др. операции. При этом мышление, как процесс,

связано с мышление, как деятельностью личности, т. е. с мотивацией,

способностями.

Психология, понятая с позиций Рубинштейна, изучает психическое

как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами),

участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

52. П. П. Блонский и его вклад в психологию.

Блонский считался одним из лидеров биогенетического и

социогенетического направлений. Стремление изучить материальные

основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве

источника развития такого объективного, материального фактора, как

биологический. Понимание развития как роста и созревания определило

выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на

этот процесс, т. к. наследственность в первую очередь определяет

особенности роста ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует

или тормозит заданный рост. Темп умственного развития, по его

мнению, не связан с пластичностью нервной системы, а пропорционален

темпу соматического развития, который нельзя ускорить. Он исходил

из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически

с развитием вида, но определяется логикой самого процесса развития,

в котором существует закономерная последовательность ступеней.

Создал свою периодизацию психического развития.

Развитие личности он связывал с развитием конституции и

темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе.

Доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для

всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества –

упрямство и негативизм 2 – 3 летних детей, неуверенность в себе,

закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого

периода.

Была разработана и общая периодизация психического развития

детей. Он считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов –

детства, размножения, угасания. Детство есть эпоха прогрессирующего

роста, предшествующего эпохе размножения. Эту первую эпоху –

детство – он разделил на три периода, а критерием деления возраста

на периоды явилась дентиция, т. е. смена зубов.

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, он

предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению,

помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете

той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя

детей повторять все ошибки прошлого, такой метод позволяет им

понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает

естественность развития детского сознания.

Говоря о воспитании ребенка, он настаивал на сохранении

традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям

адекватно прожить определенный этап. Он подчеркивал, что ребенок

живет современностью, но на определенных ступенях он ее

апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал,

что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все

этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все

заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития

состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми

средствами, которыми он владеет. Поэтому, «чем культурно богаче

окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению

более сложными культурными средствами и позволяет ему шире

использовать это окружение».

58. Проблемы человекознания в творчестве Б. Г. Ананьева.

Ананьев развивал некоторые важные положения Бехтерева, -

инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания

особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии,

антропологии, медицины, физиологии и др. наук о человеке. Такое

рассмотрение предполагало несколько основных направлений:

- изучение человека как биологического вида;

- анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

- изучение человека как личности;

- анализ проблем человечества.

В своей главной работе «Человек как предмет познания», в своем

подходе к человеку Ананьев различил уровни его организации, в

частности, уровень индивида и уровень личности.

Развитие индивида – это онтогенетическое природное развитие

человека – зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение,

старость.

Личность же – субъект общественного поведения и общения

(общение он рассматривал, как особую деятельность, наряду с

предметной деятельностью и познанием).

Начало личности человека наступает намного позже, чем начало

индивида, и связано с образованием постоянного комплекса социальных

связей, образованием регулирующих их норм, освоением средств

общения и деятельности.

Он также одним из первых начал изучение проблем зрелости и

старения. В его исследованиях были получены данные о

гетерохронности и неравномерности психического развития,

особенностях протекания психических процессов в период зрелости.

Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей

стране.

50. «Физиология активности» Н. А. Бернштейна и ее влияние на

психологию.

Обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов

построения движения. Тем самым были открыты подходы к современной

трактовке поведения, новые области в нейрофизиологии и учении о

психической регуляции движения живых существ.

Стал творцом биомеханики в России. Сосредоточился не на

мышечном аппарате самом по себе, а на той нервной организации,

которая им управляет, чтобы объяснить с помощью точных

экспериментальных и математических методов, как совершается процесс

«построение движений». Выявилась чрезвычайная сложность этого

процесса.

Ученый изобрел и усовершенствовал ряд экспериментальных

методов, позволивших под новым углом зрения изучить движения

человека в процессе труда, при занятиях спортом, при игре на

музыкальных инструментах, при пользовании протезами и др.

Полученные данные позволили радикально изменить трактовку таких

важнейших форм поведения, как навыки. Организм, работая, решает

двигательную задачу. Когда мы говорим о решении задачи, то обычно

понимаем под этим умственную работу, но оказывается, что все

признаки задачи присущи и нашим движениям.

Бернштейн доказал и выразил в строго математической форме то

обстоятельство, что существуют различные уровни построения движения

(этих уровней он выдели пять). На каждом уровне имеются свои,

говоря его языком, «афферентные синтезы». Это значит, что в нервных

центрах закодирована информация, содержащая сведения о внешнем

мире, в котором предстоит произвести тот или иной класс движений.

Поэтому к популярному среди философов, физиологов и психологов

понятию об отражении, т. е. к передаче из внешнего мира в головной

мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира,

Бернштейн присоединил термин опережающее отражение. Благодаря ему

организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых

ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о

прошлом и отвечать на раздражители.

Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов

возможных движений. В создании этих проектов проявляется активность

организма, способность к творчеству, созиданию нового. Ввел в науку

принципиально новое понимание причин поведения живых существ:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ