Рефераты

История

влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также

называют генитальной (объект влечения - противоположный пол).

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только

индивидуального человека, но и общества. Он писал, что вождь

племени является своего рода его отцом, к которому мужчины

испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Табу

регулирует социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда

создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла

особенности психики различных народов способами прохождения

основных этапов в развитии либидо.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает

для пациента место родителей, доминирующее положение которого он

признает, безусловно. Основа выздоровления - это внушение, такая

терапия было названа директивной.

29. “Индивидуальная психология” А. Адлера.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой

личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение

событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика

психологической жизни личности подчинена достижению его целей –

сознательных или неосознаваемых. Главной движущей силой, данной

человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к

превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного

ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует

компенсации. Отсутствие компенсации обусловливает формирование

комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных

психологических проблем (неврозов). Развитие личности обусловлено

творческой силой Я как источника сознательного активного построения

человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

Суть его теории - каждый человек имеет какой - либо физический

или иной недостаток, недостаток, как правило, начинает

осознаваться, когда человек начинает общаться с другими людьми.

Наличие недостатка приводит к чувству неполноценности.

Положительными сторонами чувства неполноценности является то,

что недостаток заставляет человека достигать каких - либо успехов в

других областях, т. е. стремится к устранению данного недостатка.

Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство

неполноценности может развиться в комплекс неполноценности. Этому

способствует: физическое уродство (ущербность), гиперопека,

отверженность.

Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном

стремлении человека к совершенству.

Переживания неполноценности естественно в силу того, что

каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более

компетентными. Эти переживания могут усугубляться

недемократическими отношениями ребенка с родителями и сиблингами

(братьями и сестрами).

Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста,

является решающим для развития детского характера, именно этот

период определяет характер человека вообще.

Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по

линии самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако

впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения

чувства превосходства. При этом существует два пути:

- конструктивный - самоутверждение в деятельности во благо

другим и в кооперации;

- деструктивный - за счет унижения других и эксплуатации.

Сформировавшийся комплекс неполноценности можно изменить.

Изменение должно касаться 3 - х сфер жизни человека:

-работа;

-дружба;

-любовь.

Стиль жизни по Адлеру - это индивидуальное соотношение работы,

дружбы, любви. Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный

каждым человеком для следования своей жизненной цели, это

интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с

жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каждый человек

создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой

апперцепции. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с

другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может

преодолеть чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток

сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство

неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный

“комплекс неполноценности”, важно:

1. понять специфический стиль жизни человека;

2. помочь человеку понять себя;

3. усилить социальный интерес.

31. “Аналитическая психология” К. Г. Юнга.

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации».

Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных

состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга

отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал

важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым

компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как

необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как

стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения

психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка

развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

-коллективного бессознательного, его содержание архетипы -

первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира,

существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного, его содержание составляют

комплексы.

-сознание.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”.

Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается”

с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона - центр личного сознательного - визитная карточка

“Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная

роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: -

может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит

формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).

-Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания,

тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с

нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о

компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок,

добрый - зол, злой - добр.

-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная

часть личности - это те части души, которые отражают

интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их

развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом

формирует поведение и творчество человека, т. к. является

источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы

коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально -

бессознательные архетипы.

-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в

поддержании согласованности всех звеньев и структур личности

(стержень всей личности).

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности,

выделив два типа:

-экстраверты - люди, которые максимум своей психической

энергии направляют во “вне”, на других людей.

-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь

себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет

одной из ее сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании

экстра - интровертности и развитии четырех основных психических

процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции),

чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).

У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в

сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь

развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в

сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном -

чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в

сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном

- ощущения и мышление.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные

структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и

считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик

не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в

сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода

«направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения

при помощи мотивов и символов из других источников.

33. Психологическая теория К. Хорни.

Создатель теории, называемой культурно - философская

психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так

называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги,

бессознательное переживание враждебности мира по отношению к

человеку. Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том,

что человек не может выбрать что - то определенное и, более того,

оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В

результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в

условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в

жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и

психологическую.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности

“образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших

открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:

- “Я” реальное;

- “Я” идеальное;

- “Я” в глазах других людей.

В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.

В процессе развития конкретного человека основная тревога

определяется первоначально отношениями ребенка и родителей,

определенные типы которых Хорни обозначает как “основное зло”

(агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка,

высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и

др.).

Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает

защитные формы поведения.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются

невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере,

в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не

переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут

покинуть, оставить без общения);

2. стремление (направленность) против людей (потребность

ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к

самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и

неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

3. стремление (направленность) от людей (потребность в

эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к

власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти

тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет

себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию

тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным

тенденциям, не удовлетворяются.

В результате невротик попадает в ситуацию “невротического

круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность,

использует тот самый способ, который привел к ее увеличению.

Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому,

что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего

“реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”,

позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу

соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции,

закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем,

определяя его психологические и социальные трудности.

Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных

реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути.

Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные

проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению

переживаний. Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять

самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

53.”Теория поля” К. Левина.

Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что

образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в

данный момент как инсайт (ага - решение, озарение). Человек должен

рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.

Понятие “поля” связывается Левиным с системой объектов -

побудителей человеческой активности, существующих “здесь и сейчас”

в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено,

когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой.

Квазипотребности - некая напряженная система, нуждающаяся в

разрядке, действует до момента разрядки. Это напряжение нуждается в

разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При

реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более

потребности, теряют свою побудительную силу.

Предполагается, что мы можем понять поведение человека только

в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал

понятие “жизненное пространство”, оно охватывает личность и ее

физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим

понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно

сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место

непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние

на поведение может только настоящее.

К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые,

оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея

никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем,

что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе

книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать

занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение

возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической

характеристикой, является признаком патологии.

В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме

внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал

как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

51.Гештальтпсихология (общий очерк).

Гештальтпсихология возникла в Германии в начале 20 века;

основным ее положением является то, что целое важнее суммы

составляющих его частей. “Гештальт” - это немецкое слово, которое

означает “форма, образ, структура”. Было выдвинута идея целостности

образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов.

Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений:

свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее

частей.

Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так

называемый, фи - феномен. Оказалось, что восприятие движения

возможно в отсутствие самого движения.

В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка),

находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и

затемнялись, т. е. “загорались” и “угасали”. Оказалось, что при

уменьшении временных интервалов между “вспышками” восприятие двух

последовательно загорающихся и гаснущих объектов сменяется

восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок

перемещался и возвращался в исходное положение.

В нашем восприятии пространство структурируется, элементы

объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не

сводящихся.

Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и

пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона -

как структурированная целостность из менее дифференцированного

пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам

относится, например, закон близости элементов, симметричность,

сходство, замкнутость и др.

Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении,

так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы

самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное

“переструктурирование” ситуации).

Пример двойственного изображения: два круга, вписанные один в

другой: мы можем видеть либо один “вариант”, либо другой, но

никогда - оба одновременно.

Понятия фигуры и фона, явление переструктурирования, т. е.

внезапного усмотрения новых отношений между элементами,

распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии

восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении

творческого мышления, внезапного “открытия” нового способа решения

задачи, того, что называется “озарение” (“ага - решение”,

“инсайт”), причем оно обнаруживается не только у человека, но и у

высших животных.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на

нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и

феноменологии.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все

известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение

этого процесса в формировании мышления, воображения, других

когнитивных функций. Впервые описанное ими образно - схематическое

мышление позволило по - новому представить процесс формирования

представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в

развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить:

концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур

психических и нервных процессов); представление о «научении через

инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую

концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем

абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими

предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е.

творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного

запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности» (хорошая

форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

57. «Логотерапия» К. Франкла.

Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах

австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение

«стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение

человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла

само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его

ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством

тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов –

убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях,

и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение

к ним может быть изменено.

Это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В

основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода

воли, воля к смыслу и смысл жизни. Главное – видение смысла бытия,

путем выхода за пределы себя, а не копаясь в себе.

Смысл жизни – этот вопрос естественен для современного

человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не

видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной

психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения

бессмысленности, никчемности жизни.

Главным препятствием оказывается центрация человека на самом

себе, неумение выйти «за пределы себя» - к другому человеку или к

смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте

жизни, в том числе, самых трагических. Психотерапевт не может дать

человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его

увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием

«самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из

моментов самотрансценденции.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл

использует два основных принципа (метода психотерапии):

1. принцип дерефлексии – снятие излишнего самоконтроля,

размышлений о собственных сложностях, того, что называют

«самокопанием»;

2. принцип парадоксальной интенции – предполагает, что терапевт

вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При

этом активно используются различные формы юмора. Франкл считает

юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации

формой свободы является героическое поведение.

Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом,

подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный

опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских

концентрационных лагерях. Именно там Виктор Франкл убедился в том,

что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться

человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если

сохраняется смысл жизни.

63. Теория Ж. Пиаже.

Приверженец когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные

целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли

отражение во многих трудах этой школы.

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей,

обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве,

времени, числе и причинности, а также на развитие восприятия и

нравственное развитие. Пиаже вел подробные дневники развития

собственных детей и опубликовал несколько книг, основанных на

материалах этих дневников, в том числе Происхождение детского

интеллекта.

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком

реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее

адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он

проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается

«равновесие»:

1. Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является

также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок

способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты,

которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир

существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может

найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты,

чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия

внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если

толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

2. Следующий этап «дооперациональная стадия», характеризуется

концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии

«конкретных операций», например понимает, что число предметов

не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или

компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду

предметов больше.

4. Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и

носит название стадии «формальных операций». На этой стадии

становится доступным чисто символическое представление о предметах

и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования

символами.

Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться

с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что

научный взгляд на природу реальности является следствием

установления равновесия, а не постепенным открытием все большего

числа «истин».

25. Психоанализ.

ПСИХОАНАЛИЗ, психологическая система, предложенная Зигмундом

Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов,

психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия,

сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более

глубокому пониманию психологических составляющих религии,

искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и

педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний

на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание

природы психосоматических болезней.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения

конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу

противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается

влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил,

которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как

бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и

самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и

социальными институтами.

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого

опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо.

В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится

к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение

известно как «принцип удовольствия», характеризующий

фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме

поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее

функционировать таким образом, чтобы получить желаемое

удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит

название влечения.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет

делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и

устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация,

разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда

человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать

и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять

запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он

родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что

одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению

взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая

часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности –

вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов

остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать

значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные

психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт

удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании

личности.

Главная тема современных психоаналитических исследований – это

значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на

этой стадии, прежде всего из-за холодности или безразличия матери,

могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных

расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является

критическим для развития личности и самооценки.

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах.

1.Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ

предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является

случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли,

чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события

в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским

опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в

основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно

выявить связь между текущим психическим опытом и событиями

прошлого.

2.Второй принцип носит название топографического подхода.

Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности

для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные

психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о

постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их

осознать.

3.Согласно динамическому принципу, психика побуждается к

действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются

частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от

инстинктивного поведения животных. В психоанализе влечение

рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на

стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие

напряжения.

4.Четвертый принцип был назван генетическим подходом.

Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические

симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим

событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более

ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим

подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое

открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических

ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни

открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния

наследственных биологических факторов, упор в ней делается на

«критические события», особенно на последствия того, что

происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок –

болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое

обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то

образом скажется на его природных способностях и личностной

структуре.

На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н.

«первичного нарциссизма». Вскоре, однако, другие люди начинают

восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой

сердцевине человеческой личности остается значительный компонент

детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других –

желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на

тех, кого любишь и кем восхищаешься, – содействует переходу от

детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных

условиях к шести–семи годам ребенок постепенно преодолевает

большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и

начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает

относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный

период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно

начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до

полового созревания в подростковом возрасте – периода быстрых

физиологических и психологических изменений. Трансформации,

происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый

воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и

делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается

успешной, у индивида формируется взрослая идентификация,

соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому

делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он

будет предрасположен к развитию психических расстройств. В

зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта

психопатология может принимать форму задержек развития,

патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более

серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

32. В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ