Рефераты

Шпора: Крутая шпора

Шпора: Крутая шпора

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Что такое «экология» ?

Термин «экология» (от греческого oikos — дом, жилище, место пребывания и

logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866

году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хо­тя те

или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах

многих уче­ных, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот

раздел человеческих знаний об окружающей природной среде полу­чил в

биологической науке, особенно в после-дарвинский период (вторая половина XIX

века и последующее время). Ныне экологизация косну­лась практически всех

отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне опре­деленные

объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении

отно­шений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны

окружающей при­родной среды, разрешить которые можно лишь совместными

усилиями всего человечества.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных

знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их

обитания, об охране ок­ружающей природной среды.

Что такое экологическое право?

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой

систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфе­ре

взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровле­ния и

улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих

поколений людей. Данное определение экологического права бази­руется в

основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об ох­ране

окружающей природной среды», в которой определены задачи приро-

доохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в

сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природ­ных

богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения эко­логически

вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздо­ровления и

улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и

правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является предметом экологического права

как отрасли права?

Предмет экологического права - общественные отношения в сфере ох­раны,

оздоровления и улучшения окружающей природной среды, преду­преждения и

устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйст­венной и иной

деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление

его с предметом смежных отраслей права — земельного, гор­ного, водного,

лесного, одной из основных задач которых также является ох­рана и

рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету

указанных отраслей права относятся главным образом отношения по рациональному

использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов

и др., а не окружающей природной среды в целом.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена

по различным основаниям. Но если за ее основу взять разви­тие и углубление

самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко

выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охва­тывает конец

XIX века и первую половину XX века. В этот период, особен­но в начальной его

стадии, под охраной природы понимали не охрану окру­жающей природной среды в

целом, а прежде всего охрану редких и исчезающих видов животных и растений.

Для этих целей начали создавать­ся различного рода заповедники, заказники,

резерваты, национальные пар­ки и т. п. Так, в 1913 году на первой

международной конференции в Берне, созванной по инициативе швейцарского

ученого Поля Саразена, в центре внимания была охрана дикой фауны от

хищнического истребления в погоне

за. максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощад­ной ее

эксплуатации. Именно в этот период и в России создаются первые за­поведники -

Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характе-.'

ризуется значительным расширением понимания охраны природы, под ко­торой в

этот период подразумевается не только и не столько охрана исчеза­ющих видов

животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому

этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно

также условно, природоресурсовый. В данный пери­од (1957-1963 гг.) в

тогдашних союзных республиках, в том числе и в Рос­сийской Федерации, были

приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под

охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только

исчезающие и редкие животные и рас­тения, включая атмосферный воздух,

типичные ландшафты, редкие и досто­примечательные природные объекты, что хотя

и не являлось природным ре­сурсом в собственном смысле этого слова, но

представляло значительный экологический интерес.

Третий этап — примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время -

характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружаю­щей природной

среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране

самой природной среды обитания человека, что является не­пременным условием

не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее

существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим,

появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по

экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной

среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности,

оказывающей отрицательное воздействие на состояние окру­жающей природной

среды, органы государственной власти, другие государ­ственные органы,

предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации,

иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны

руководствоваться следующими основными прин­ципами:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благопри­ятных

экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономических ин­тересов

общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на Ьздоровую и

благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональное использование природных ресурсов с учетом законов рироды,

потенциальных возможностей окружающей природной среды, не-ребходимости

воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра-~" : последствий

для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства,

не­отвратимость наступления ответственности за их нарушения;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и

населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды

нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей страны -

Конституции Российской Федерации,-о чем подроб­нее будет сказано в теме 2,

посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не

обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового

ре­гулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том

числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права.

Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического

права, а о методах правового регулирования экологических

отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в изве­стной мере

вторичный характер, поскольку формы и сам характер правово­го воздействия

определяются сущностью регулируемых отношений. Это, ко­нечно, не отрицает

классификационного значения метода правового регулирования. Однако по

сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный,

вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и

характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время

дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различ­ное

содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мне­ние, что праву

присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и

дозволение, находящие выражение в таких при­емах регулирования, как

императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, государство

может регламентировать поведение уча­стников общественных отношений либо

непосредственно, сверху (импе­ративное регулирование), либо опосредованно, с

предоставлением субъ­ектам так или иначе дозированной возможности самим

определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом,

ес­ли для императивного способа (приема) регулирования характерно нали­чие

отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование от­личается

юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, сво­его

метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового

регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности

состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов,

характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивиду-

ализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по

отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализиро­ванным,

свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового

метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого

являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные гражданско-

правовому методу, а отношения власти и подчине­ния. Именно такими -'

властными - полномочиями обладают природо-охранительные органы, стоящие на

страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отно­шений,

следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение

экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит

выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего

ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квали­фицировалась как

одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление

экономических методов воздействия на экологические от­ношения проявляется и в

создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и

преимуществ за рациональное ис­пользование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отноше­ний не

наблюдается так называемой «замены» административных методов экономическими,

здесь по-прежнему преобладают административно-право­вые методы воздействия на

регулируемые отношения, что обусловлено спе­цификой последних, их особой

социальной значимостью для общества в це­лом и для каждого гражданина в

отдельности.

В современных условиях произошло коренное изменение методов правового

регулирования экологических отношений: возросло значение ча­стноправового

регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-

административной системы, и теория и практика на­чисто отрицали

частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное,

руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не

признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»

(ПСС. Т. 44. С. 387). С переходом к рыночной эко­номике, укреплением начал

частной собственности, в том числе и в области экологических отношений, и

отменой монополии государства на землю, ут­верждением частной собственности в

качестве одной из основных форм соб­ственности, установлением платности

пользования природными ресурсами, укреплением договорных начал в

природопользовании и др. приобрели «права гражданства» и частноправовые

начала в регулировании экологичес­ких отношений. Однако признание и

утверждение частноправовых начал в регулировании экологических отношений

вовсе не означает отмены или за­мены публичноправового регулировании этих

отношений. В силу специфи-и большой социально-экономической и иной значимости

последних их бличноправовое регулирование остается и в современных условиях

|авным и определяющим.

Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представ­ляет

собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его

становлении и развитии, о принципах и особенностях правово­го регулирования

экологических отношений, основных институтах экологи­ческого права,

государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на

природные ресурсы, юридической ответственности за экологические

правонарушения, о правовом режиме использования и ох­раны природных ресурсов,

окружающей природной среды в зарубежных

странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных зна­ний об

экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в

соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Какова система экологического права?

Система экологического права как науки и система экологического права как

учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особен­ной и специальной

частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значе­ние для всего

экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом

праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право

собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы

государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды,

экологическая экспер­тиза, экономико-правовой механизм природопользования и

охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические

право­нарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое

регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр;

лесов; животного мира; особо охраняемых природных террито­рий и объектов;

правовое регулирование обращения с опасными радиоактив­ными веществами и

твердыми отходами; правовой режим экологически не­благополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам

международной правовой охраны окружающей природной среды.

1? Тема 2

I ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Что такое источник права в юридическом смысле и каковы особенности источников

экологического права?

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения

правил поведения, делающая их общеобязатель­ными. То или иное правило

поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в

определенную правовую форму. Оно должно быть сформулировано в виде закона,

указа, постановления, решения, приказа, инст­рукции или в иной установленной

форме.

Поскольку экологические отношения регу­лируются нормами не только

экологического права, но и других отраслей права, большое чис­ло среди его

источников составляют нормы, со­держащиеся в смежных отраслях права, в

осо­бенности природоресурсовых — земельном, водном, лесном и др.

Немалое место среди источников экологичес­кого права занимают законы, то есть

норматив­ные акты высшей юридической силы, создающие легальную основу

правового регулирования эко­логических отношений в тех или иных сферах.

Большинство норм экологического права содер­жится в кодифицированных

законодательных ак­тах, в особенности в Земельном, Водном, Лес­ном кодексах.

Многие законодательные акты, хотя и не являются кодексами, также могут быть

квалифицированы как кодификационные. К та­ковым следует отнести прежде всего

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружа-

ющей природной среды», представляющий собой нормативно-правовой акт, в

котором в систематизированном виде объединены нормы права, регулирую­щие

общественные отношения по охране, оздоровлению и улучшению окру­жающей

природной среды. Именно в данном Законе содержатся основопола­гающие принципы

и нормы по регулированию экологических отношении в Российской Федерации,

которые, как правило, находят конкретизацию и раз­витие в последующих

нормативных актах.

Значительное место среди источников экологического права занимают

международные нормативно-правовые акты, нормы которых так или иначе

регулируют экологические отношения и внутри страны. Такие нормы, соглас­но

ст. 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью нашей

правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международ­ным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные внутрен­ним законодательством,

применяются правила международного договора.

Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического права?

Конституция Российской Федерации - основной источник экологичес­кого права.

Именно в Конституции РФ определены основы конституцион­ного строя, права и

свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений,

федеративное устройство государства, органы государственной власти, их

компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы,

определяющие цели, порядок, методы и нор­мы правового регулирования

экологических отношений в нашей стране.

Статья 2 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы являются

высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и

гражданина — обязанность государства. Каждый, согласно ст. 42, имеет право на

благоприятную окружающую среду, достоверную инфор­мацию о ее состоянии и на

возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим

правонарушением.

Земля и другие природные ресурсы, говорится в ст. 9 Конституции,

ис­пользуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и

де­ятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом

указанные природные объекты могут находиться в частной, государст­венной,

муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользо­вание и

распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществля­ется их

собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не

нарушает прав и законных интересов иных лиц. В Конституции РФ также

закреплено (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на

основе федерального закона.

Важное значение для правового регулирования экологических отноше­ний имеют и

конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных

органов государственной власти и органов госу­дарственной власти субъектов

Российской Федерации. Так, п. «д» ст. 72 пре­дусмотрено, что в совместном

ведении Российской Федерации и ее субъек-

находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспече­ние

экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана

памятников истории и культуры.

Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются фе­деральные

законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые

акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации не мо­гут противоречить федеральным законам.

При наличии таких противоречий |? действует федеральный закон, принятый в

полном соответствии с Консти-; туцией Российской Федерации. В случае же

противоречия между федераль-;;" ным законом и нормативным правовым актом

субъекта Российской Федера-, ции, изданным по вопросам вне пределов

ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов,

действует нормативный право-v вой акт субъекта Российской Федерации.

Какова роль федеральных законов

в регулировании экологических отношений?

Большую роль в регулировании экологических отношений играют феде­ральные

законы - акты высшей юридической силы, действие которых распро­страняется,

как правило, на всю территорию Российской Федерации. Осново­полагающим

является Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей

природной среды», в котором систематизированы нор­мы, касающиеся прав граждан

на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического

механизма охраны окружающей природ­ной среды; нормирования качества

окружающей природной среды; государст­венной экологической экспертизы;

экологических требований при проекти­ровании, строительстве, реконструкции,

вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов; чрезвычайных

экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов;

экологического контроля; экологического воспитания, образования, научных

исследований и др.

В последние годы произошло существенное обновление федерального

за­конодательства, регулирующего экологические отношения. Так, в 1995 году

были приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Законы

Российской Федерации «О недрах», «О животном мире», «О природ­ных лечебных

ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Юб особо охраняемых

природных территориях». 16 ноября 1995 г. был при­нят Водный кодекс

Российской Федерации.

: 29 января 1997 г. был принят Лесной кодекс Российской Федерации. -; В связи

с этим были признаны утратившими силу Основы лесного законо-V:; дательства

Российской Федерации 1993 г, и Постановление Верховного Со-; , ,в|та

Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ лесного

Л,:3^онодательства Российской Федерации».

's* ^Важное значение для регулирования экологических отношений имеет "

|деральный закон от 2 января 2000 г. «О государственном земельном

Какое место в правовом регулировании экологических отношений занимают указы

Президента Российской Федерации?

Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в систе­ме

нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указы Президента

Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных при­родных

ресурсах» и «Об усилении государственного контроля за использова­нием и

охраной земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 г. «О

приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с

Конституцией Российской Федерации», от 7 марта 1996 г. «О реализации

конституционных прав граждан на землю».

Указом Президента от 17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов

ис­полнительной власти» определена современная структура указанных органов.

Какое место занимают постановления Правительства РФ в правовом регулировании

экологических отношений?

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Фе­дерации,

обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области

экологии (ст. ПО, 114 Конституции РФ). Оно на основании и во ис­полнение

Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента РФ издает

постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115

Конституции РФ). Таковы постановления Правительства РФ от 23 фе­враля 1994 г.

«О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном ис­пользовании

плодородного слоя почвы», от 23 октября 1995 г. «О федеральной целевой

программе «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными

материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы», от 19 октября

1996 г. «О федеральной целевой программе «Предотвращение опас­ных изменений

климата и их отрицательных последствий» и др.

Какова роль нормативно-правовых актов субъектов РФ в регулировании

экологических отношений?

Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской

Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с гене­ральными

законами законы и иные нормативные правовые акты, а вне преде­лов ведения

Российской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое

регулирование, включая принятие законов и иных нор­мативных правовых актов.

Примером могут служить законы о земле Саратов­ской области, Самарской

области, Земельный кодекс Республики Татарстан.

Законом «О земле» Саратовской области, принятым Саратовской област­ной думой

12 ноября 1997 г., предусмотрены принципы правового регулиро­вания земельных

отношений в Саратовской области, основанные на общих принципах регулирования

земельных отношений, закрепленных в федераль­ном законодательстве, и в то же

время отражающие специфику их регулиро­вания в данной области. Землям особо

охраняемых территорий, к которым от­несены земельные участки, имеющие особое

природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,

оздоровительное и иное важное значение, посвящена самостоятельная глава

(глава VI) Закона.

Какова роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании

экологических отношений?

Ведомственное правовое регулирование общественных отношений, в том числе

экологических, занимает видное место. С 1992 года введена государст­венная

регистрация тех нормативных актов министерств, государственных комитетов и

ведомств, которые затрагивают права и законные интересы граж­дан или носят

межведомственный характер, что является важной мерой по упорядочению

ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведом­ственном

регулировании охраны окружающей природной среды играют нор­мативные правовые

акты таких органов исполнительной власти, как Минис­терство природных

ресурсов Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской

Федерации.

Каково значение судебной и арбитражной практики в регулировании экологических

отношений?

Деятельность судебных и арбитражных органов играет весьма сущест­венную роль

в правовом регулировании экологических отношений. Особо важное значение имеют

постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся

обобщения судебной и арбитражной практи­ки и руководящие указания по вопросам

применения действующего законо­дательства. Таково, например, Постановление

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 «О

некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей

природной среды», в котором указано, что при разрешении споров, связанных с

приме­нением названного Закона, необходимо иметь в виду, что установление

дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды в

соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления Правитель­ства РФ от 28

августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее

предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение

отходов, другие виды вредного воздействия» отнесено к компетенции органов

исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы

и Санкт-Петербурга, автономных образо­ваний, однако указанным органам не

предоставлено право вводить допол­нительные платежи за пользование природными

ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие

виды вредного воздействия против предусмотренных законодательством РФ.

Важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федера­ции,

разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных за­конов,

нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уста­вов, а также

законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Так,

Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о

проверке конституционности Лесного кодекса Россий­ской Федерации» Лесной

кодекс Российской Федерации по порядку приня­тия и положения Кодекса о лесном

фонде признаны соответствующими Конституции РФ.

ТемаЗ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Что такое экологическое правоотношение

и каковы его виды?

Экологические правоотношения - это отно­шения в сфере охраны, оздоровления и

улучше­ния окружающей природной среды, предупреж­дения и устранения вредных

последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности,

урегулированные нормами эколо­гического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным

основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их

объектам, степени правовой охраны и др. Наибольший интерес представляет

классификация экологических правоотношений по их объектам, нашедшая

достаточно четкое оп­ределение в действующем законодательстве. Так, в

соответствии со статьей 4 Закона «Об охране ок­ружающей природной среды»

следует различать правовые отношения в сфере:

- естественных экологических систем и озо­нового слоя атмосферы;

- земельных, горных, водных, лесных отно­шений, отношений по поводу

использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов,

генетического фонда, при­родных ландшафтов;

- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных

при­родных парков и др.).

является субъектами экологических правоотношений? Субъектами экологических

правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица,

государственные органы. Степень и характер их участия в экологических

правоотношениях далеко не одинако­вы. Так, если граждане и юридические лица

выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно,

не исключает, а, напро­тив, предполагает их большую роль в охране и

рациональном использовании этих ресурсов, то государственные органы

осуществляют регулирование ра­ционального использования и охрану окружающей

природной среды.

Что является объектами экологических правоотношений?

В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразде­ляются на

следующие три категории:

интегрированные - окружающая природная среда в целом;

дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, во­ды, леса,

лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, гене­тический фонд,

природные ландшафты);

особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные

заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или

находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их

обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Каково содержание экологических правоотношений?

Содержанием правоотношений, в том числе и экологических, являются права и

обязанности участников этих отношений. Права и обязанности субъектов

правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав

одного участника правоотношения, как правило, озна­чает и характеристику

обязанностей другой стороны.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и

легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего в

Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конститу­ции гласит: «Каждый

имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее

состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу

экологическим правонарушением».

Правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду

посвящен специальный раздел (раздел II) Закона РСФСР «Об охране окружающей

природной среды», в статье 11 которого говорится, что каждый гражданин имеет

право на охрану здоровья от неблагоприятного воздейст­вия окружающей

природной среды, вызванного хозяйственной или иной де­ятельностью, аварий,

катастроф, стихийных бедствий. Предусмотрен и меха­низм обеспечения этого

права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной

среды, меры по предотвращению экологи­чески вредной деятельности и

оздоровление окружающей природной среды,

предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

и др.

Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной

среды, к которым относится право:

— создавать общественные объединения по охране окружающей при­родной среды,

фонды и иные общественные формирования в области охра­ны окружающей природной

среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые

сбережения;

— принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях,

референдумах по охране окружающей природной среды;

— требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и

достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее

охране;

— требовать в административном или судебном порядке отмены решений о

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуата­ции

экологически вредных объектов, ограничения, приостановления, пре­кращения

деятельности предприятий и других объектов, оказывающих от­рицательное

влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

— ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и

граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и

имуществу граждан экологическими правонарушениями.

О правах и обязанностях юридических лиц и государственных органов в

экологических правоотношениях подробнее будет сказано в последующих темах.

Что является основанием возникновения

и прекращения экологических правоотношений?

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, так же как и

иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства,

влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Так,

согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной

мере, применима и к экологическим правоот­ношениям, они возникают из

оснований, предусмотренных законом и ины­ми правовым актами, а также из

действий граждан и юридических лиц, ко­торые хотя и не предусмотрены законом

и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства

порождают права и обязанно­сти. Среди таких оснований названы договоры и иные

сделки, акты государ­ственных органов и органов местного самоуправления,

судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом,

неоснова­тельное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических

правоотно­шений указанные основания возникновения, изменения и прекращения

правоотношений имеют далеко не такое значение, как в гражданских право-

I отношениях. Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наи­более

универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет

намного меньшую роль. Хотя и здесь в современных усло­виях он получил

значительное применение, чего ранее, в условиях коман­дно-административной

системы и монополии государственной собственно­сти на землю и другие

природные ресурсы, не было и не могло быть. Действующее же законодательство

существенно расширило сферу примене­ния договоров в области земельных,

лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительно­го

удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в них большое

место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических

правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Тема 4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Права человека вообще и в области экологи­ческих отношений в частности стали

краеуголь­ным камнем, одним из основных постулатов со­временной цивилизации.

На их основе пытаются решать многие проблемы, в том числе и глобаль­ные,

такие как экологические, территориальные, этнические и др. Не удивительно

поэтому, что и в нашей Конституции, принятой 12 декабря 1993 г. всенародным

голосованием, права и сво­боды человека и гражданина стали одной из ос­нов

конституционного строя Российской Феде­рации.

Что понимается под правом граждан на здоровую и благоприятную окружающую

природную среду и каковы организационно-правовые формы его обеспечения?

Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благоприятную

окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение

ущерба, причиненного его здо­ровью или имуществу экологическим

правона­рушением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ