Шпора: Крутая шпора
Кодекса об административных правонарушениях.
Какая существует уголовная ответственность за нарушения экологического
законодательства?
Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства может
быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом
Российской Федерации. Новые законы, предусматривающие уголовную
ответственность, подлежат включению в УК РФ.
Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное
деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Таковыми
являются:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо
другими биологическими агентами или токсинами;
- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с
болезнями и вредителями растений;
- загрязнение вод;
- загрязнение морской среды;
- нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и
об исключительной экологической зоне Российской Федерации;
- порча земли;
- нарушение правил охраны и использования недр;
- незаконная добыча водных животных и растений;
- нарушение правил охраны рыбных запасов;
- незаконная охота;
- другие общественно опасные деяния, предусмотренные главой 26 «Экологические
преступления».
За совершение указанных общественно опасных деяний У К РФ установлены те или
иные виды уголовной ответственности:
- нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении,
строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных,
сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за
соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение
радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель
животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на
срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
(ст. 246);
- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод,
источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств,
если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или
растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, -
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или ино-
unm nn IIRVY месяцев, либо лишением
„„ „„ „„„„„„
права занимать определенные должности или заниматься определенной де-''•'
ятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до
одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 250 УК РФ);
- те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую
гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника
либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической
ситуации, •- наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами
на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет
(ч. 2 ст. 250);
- те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ч. 3 ст. 250 УК
РФ).
Изучая данную тему, следует иметь в виду, что в новом Уголовном кодексе
Российской Федерации предусмотрен ряд общественно опасных действий, так или
иначе касающихся охраны окружающей природной среды, содержащихся в других
главах У К.
Так, в статье 215 У К предусмотрена уголовная ответственность за нарушение
правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и
эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть
человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Такие действия
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех
лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.
Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, радиоактивное
заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, наказываются
лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового.
Статьей 237 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие или
искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность
для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом,
обязанным обеспечивать население такой информацией. Такие действия
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же действия,
совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации
или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой
органа местного самоуправления либо если в результате таких действий причинен
вред здо-
ровью человека или наступили иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в
размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи
месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В статье 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение
или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или
объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов,
имеющих историческую или культурную ценность. Такие действия наказываются
штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же
действия, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников
общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной
тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо
лишением свободы на срок до пяти лет.
В У К РФ 1996 года введен и такой состав преступных действий, как экоцид,
т.е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление
атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных
вызвать экологическую катастрофу. Такие дейстпия наказываются лишением
свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 13
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Каковы особенности земли как природного объекта и ее экологической роли?
Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и
оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и пространственный
базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и
лесном хозяйстве. Она обладает такими уникальными свойствами, как
ограниченность, неперемещаемость, незаменимость и др. Для земли как особо
ценного природного объекта характерна и такая особенность, как способность
при рациональном ее использовании не только восстанавливать свою
производительную силу, но и увеличивать ее. Такое главнейшее свойство земли,
особенно земли сельскохозяйственного назначения, как плодородие, при
умелом, научно обоснованном ее использовании не уменьшается, а, наоборот,
всемерно возрастает, что позволяет обеспечивать растущее население
продовольствием, а промышленность — сельскохозяйственным сырьем.
С землей как природным объектом органически связаны и другие компоненты
окружающей природной среды - недра, воды, леса, животный и растительный мир,
немыслимые вне земли и
без земли. Все это свидетельствует об исключительной важности земли как
особого экологического объекта, и о том, что отношения по поводу его
использования нуждаются в особом правовом регулировании и изучении.
При изучении данной темы следует также иметь в виду, что в нормативных
актах, в литературе и хозяйственной практике различают такие органически
связанные понятия, как «земля» и «почва». Если понятие «земля» охватывает ее
как целостный природный объект, то термин «почва» означает лишь ее
поверхностный слой. Оба этих понятия земли имеют определенное правовое
значение в качестве самостоятельных объектов правового регулирования. Так,
говоря о таком важнейшем свойстве земли, как плодородие, имеют в виду именно
ее поверхностный слой - почву, а не землю в целом, и тем более не ее недра.
Именно исходя из особой значимости охраны почв и повышения их плодородия,
разработана и утверждена особая программа «Повышение плодородия почв России»
(«Плодородие») на 1992-1995 годы и на период до 2000 года, государственным
заказчиком которой является Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации.
Каковы цели и задачи охраны земель?
Охрана земель, представляющая собой систему правовых, организационных,
экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное
использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из
сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на
восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение
плодородия почв, имеет цели:
- предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные
последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных
технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам
земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение
качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других
собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом;
- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или
нарушению;
- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также
обеспечить собственников земли, земледельцев, землепользователей и
арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования
земельных участков.
Каково содержание охраны земель?
Охрана земель включает:
- рациональную организацию территории;
- восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных
свойств земли;
- защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других
процессов разрушения;
- защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель
карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками,
кустарниками и мелколесьем, от других процессов, ухудшающих культуртех-
ническое состояние земель;
- рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других
полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот;
- снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении
работ, связанных с нарушением земель.
При невозможности в ближайшее время восстановить плодородие почв
деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных
химическими и радиоактивными веществами свыше нормы допустимой
концентрации, а также зараженных карантинными вредителями и болезнями
растений, осуществляется консервация земель в порядке, устанавливаемом |
Правительством Российской Федерации.
| Что такое мелиорация земель и каковы ее типы?
|j Как предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О ме-
|; лиорации земель», мелиорация земель - это коренное улучшение их путем
| проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противо-
| эрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиора-
| тивных мероприятий.
| В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают сле-
f • дующие типы мелиорации земель:
I гидромелиорация;
I агролесомелиорация;
1 культуртехническая мелиорация;
J: химическая мелиорация.
| При этом, как предусмотрено Законом, в составе отдельных типов мели-
| орации земель устанавливаются отдельные их виды.
э Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоратив-
): ных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, из-
•v лишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель,
| состояние которых зависит от воздействия воды.
| Агролесомелиорация земель - это комплекс мелиоративных мероприя-
; . тий, направленных на коренное улучшение земель посредством использова-
">. ния почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесных насажде-
У ний. К этому типу мелиорации относятся такие ее виды: противоэрозийная,
f полезащитная, пастбищезащитная.
| Культуртехническая мелиорация земель определяется в Законе как про-
•<| ведение комплекса «мелиоративных мероприятий по коренному улучшению
земель», что едва ли можно признать удачным, поскольку это может быть
отнесено и к любому другому типу мелиорации. Более показательно в этой связи
подразделение данного типа мелиорации на отдельные ее виды. Таковыми
признаются Законом расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой
растительности, кочек, пней, мха; расчистка таких земель от камней и иных
предметов; мелиоративная обработка солонцов, рыхление, пескование,
глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных
культуртехнических работ.
Под химической мелиорацией земель понимается проведение комплекса
мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв.
Такая мелиорация включает в себя известкование почв, фос-форитование и
гипсование их.
Каковы полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области мелиорации
земель? К. полномочиям Российской Федерации отнесено:
- определение государственной политики в данной области;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых
актов в области мелиорации земель и контроль за их соблюдением;
- владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной
собственности государственными мелиоративными системами и отдельно
расположенными гидротехническими сооружениями;
- финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к федеральной
собственности государственными мелиоративными системами и отдельно
расположенными гидротехническими сооружениями;
- создание в установленном порядке специально уполномоченных государственных
органов в области мелиорации земель;
- утверждение и реализация федеральных программ в данной области;
- утверждение стандартов, норм и правил в области мелиорации земель и
контроль за их выполнением;
~ установление для субъектов РФ лимитов забора воды из каналов,
водохранилищ, с помощью которых осуществляется межрегиональное водора-
спределение;
- разрешение споров между субъектами РФ об использовании отнесенных к
федеральной собственности государственных мелиоративных систем, и отдельно
расположенных гидротехнических сооружений;
- проведение единой научно-технической политики в области мелиорации земель;
- иные полномочия, определенные Конституцией РФ и федеральными законами.
К полномочиям субъектов РФ отнесено:
- владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к их
собственности государственными мелиоративными системами и отдельно
расположенными гидротехническими сооружениями;
- разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и
иных нормативных правовых актов в данной области;
- финансирование мелиорации земель, обеспечиваемой отнесенными к
собственности субъектов РФ государственными мелиоративными системами и
отдельно стоящими гидротехническими сооружениями;
- разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных)
программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
- установление для граждан и юридических лиц лимитов забора воды из
государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной
собственности отдельно стоящих гидротехнических сооружений в пределах лимита
водопотребления, выделенных субъектам Российской Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации.
Каковы полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель?
Органы местного самоуправления могут осуществлять в данной области следующие
полномочия:
- владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно
расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной
собственности;
- обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации
земель на соответствующей территории;
- участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно
расположенных гидротехнических сооружений;
- координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности
граждан и юридических лиц в области мелиорации земель.
Какими нормативными актами регулируются отношения по обеспечению плодородия
земель сельскохозяйственного назначения?
Основополагающим нормативным актом в данной области является Федеральный
закон от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Им определены
полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее
субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности
собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных
участков, в области обеспечения плодородия этой важнейшей категории земель,
составляющей одно из основных богатств страны.
Какими нормативными актами регулируются отношения по применению химических
веществ в сельском хозяйстве?
Применение в сельскохозяйственном производстве различного рода химических
веществ - пестицидов, гербицидов и других агрохимикатов, нарушение
установленных норм и правил представляет серьезную опасность для ппиполной
соеды и здоровья населения. Этим и обусловлено
принятие в 1997 году специального Федерального закона «О безопасном
применении пестицидов и агрохимикатов».
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 51) предусмотрено, что
предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны
соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения
химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств
защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях
народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования,
принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для
здоровья человека, окружающей природной среды.
Госсанэпиднадзор Минздрава России совместно с Минсельхозпродом России
периодически утверждает список химических препаратов, разрешенных для
применения в сельском хозяйстве, и предельно допустимые нормы содержания
остаточных химических веществ в продуктах питания. Применение новых
химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на
здоровье человека, допускается только с разрешения Госсан-эпиднадзора
Минздрава России. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не
подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и
окружающую природную среду. Правила охраны окружающей природной среды в
интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия
химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются
специально уполномоченными на то государственными органами Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды, санэпидемнадзора.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологи-ческом
благополучии населения» предусмотрено, что в почвах городских и сельских
поселений, сельскохозяйственных угодий содержание опасных для человека
химических и биологических веществ, биологических и микробиологических
организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно
допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Что такое консервация земель и каковы ее цели?
Под консервацией земель понимается выведение их из хозяйственного оборота в
целях сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды
и здоровья человека. Земли, выведенные из хозяйственного оборота в
результате их консервации, сохраняются за собственниками земли,
землевладельцами и землепользователями (при создании ими необходимых условий
для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий) либо
переводятся в земельный запас.
В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных
угодий и степени загрязнения земель вместо консервации может вводиться
специальный режим их использования или осуществляться изменение целевого
назначения земель.
IКакие земли подлежат консервации?
Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными,
сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтоп-ления или
нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени
опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных
ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным
покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с
указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных
процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки, а также
земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно
допустимых уровней.
Какое порядок выявления деградированных сельскохозяйственных угодий и
загрязненных земель?
Выявление таких угодий и земель производится путем обследований, проведенных
по утвержденным методикам предприятиями, организациями, а также гражданами,
получившими лицензии на эти обследования. В ходе таких обследований
устанавливается местоположение и площадь земель, состав угодий, их
качественное состояние на момент выявления деградации и загрязнения, динамика
их развития за последние 5-10 лет, причины этих негативных процессов. По
результатам обследований изготовляются карты, картограммы, таблицы по видам и
степени деградации и загрязнения земель, заключения по дальнейшему
использованию таких земель (введение специального режима использования,
изменение целевого назначения, рекомендуемый срок консервации и др.).
Решения о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяй- , ственных
угодий и загрязненных земель принимаются местной администрацией, в ведении
которой находятся эти земли, или по ее поручению соответствующими
исполнительными и распорядительными органами.
Каковы цели и виды экологического стимулирования рационального использования
и охраны земель?
Экологическое стимулирование рационального использования и охраны земель
имеет целью повышение заинтересованности собственников земли,
; землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспро-
; изводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий про-
• изводственной деятельности.
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель
осуществляется путем:
; - выделения средств республиканского или местного бюджетов для
восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
J - освобождения от платы за земельные участки, находящиеся в стадии
: сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом
|: производства работ;
- частичной компенсации из средств бюджета снижения дохода в результате
временной консервации земель;
- поощрения граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство,
сельскохозяйственных производственных кооперативов и других формирований,
лесхозов и иных предприятий, а также их руководителей и специалистов за
улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель
лесного фонда;
- установления повышенных цен на экологически чистую продукцию.
Каковы задачи государственного контроля за использованием и охраной земель?
Задачами государственного контроля за использованием и охраной земель
являются обеспечение соблюдения всеми государственными и общественными
органами, государственными, кооперативными предприятиями, учреждениями,
организациями, а также гражданами требований действующего законодательства в
целях эффективного использования и охраны земель.
Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и
охраной земель?
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется
органами государственной власти, Федеральной службой земельного кадастра и
ее органами на местах и другими государственными органами.
Как осуществляется государственный контроль за использованием и охраной земель?
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной
земель определяется Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров
- Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. Этот порядок является обязательным
для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.
Положением о порядке осуществления государственного контроля за
использованием и охраной земель в Российской Федерации определены функции
органов, осуществляющих государственный контроль; права и обязанности
должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за
использованием и охраной земель; порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства.
Тема 14
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
Какова роль вод в удовлетворении экономических, социальных, физиологических,
экологических и иных потребностей человеческого общества?
Воды - важнейший компонент окружающей природной среды. Они являются
возобновляемым, ограниченным и весьма уязвимым природным ресурсом, играющим
первостепенную роль в обеспечении становления и нормального развития
человеческого общества, удовлетворении его экономических, социальных,
экологических и иных потребностей. Они охраняются как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
в каком значении употребляются
в законодательстве термины
«вода» и «воды»?
Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода,
существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, а под «водами» -
вся вода, находящаяся в водных объектах, которыми является «сосредоточение
вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы,
объем и черты водного режима» (ст. 1 Водного кодекса РФ).
Что понимается под водным законодательством?
Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса РФ и
прини-
маемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые
акты субъектов РФ не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в
соответствии с ним федеральным законам.
Каковы цели водного законодательства РФ?
Водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отношения в
целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;
для поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных
и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям; защиты
водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или
ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического
разнообразия водных экосистем.
Каковы полномочия Российской Федерации
в области использования и охраны водных объектов?
К полномочиям Российской Федерации в данной области, согласно ст. 65 Водного
кодекса Российской Федерации, относятся:
- определение государственной политики в области использования и охраны
водных объектов;
- владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к
федеральной собственности, и управление'водным фондом;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов
РФ, контроль за их соблюдением;
- проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны
водных объектов;
- разработка, утверждение и реализация государственных федеральных программ
по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также
федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации
последствий вредного воздействия вод;
- разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и
реализация федеральных, в том числе бассейновых, схем комплексного
использования и охраны водных ресурсов;
- проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение
единой нормативно-методической базы, организация и финансирование
фундаментальных и прикладных научных исследований в области использования и
охраны водных объектов;
- установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных
объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществления и
осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;
- установление порядка использования водных объектов;
- установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на
водопользование и распорядительной лицензии;
- определение принципов экономического регулирования использования,
восстановления и охраны водных объектов; ' .- другие полномочия,
предусмотренные водным законодательством.
Каковы полномочия по использованию и охране водных объектов у субъектов
Российской Федерации?
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования и
охраны водных объектов отнесено:
- владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами,
находящимися в собственности субъектов РФ;
- разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов,
регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;
- участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и
реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на
территории субъекта РФ;
- разработка, утверждение и реализация территориальных государственных
программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных
объектов;
- установление лимитов водопользования;
- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной
документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других
объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории субъекта
Российской Федерации;
- установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков
на водных объектах, являющихся собственностью субъекта РФ;
- установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием
водными объектами;
- ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов,
находящихся в собственности субъекта РФ, и др.
Каковы полномочия в области использования и охраны водных объектов у органов
местного самоуправления?
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные
полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также необходимые для их
реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных
полномочий подконтрольна государству.
Каковы основные принципы государственного управления в области использования
и охраны водных объектов?
Государственное управление использованием и охраной водных объектов
основывается на следующих принципах:
- устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улуч-'„ шение
состояния окружающей природной среды);
- сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного
объекта и его части в границах Территорий отдельных субъектов Российской
Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального
принципов);
- разграничение функций управления в области использования и охраны водных
объектов и функций их хозяйственного использования.
Какова система органов исполнительной власти Российской Федерации в области
использования и охраны водных объектов?
Государственное управление в области использования и охраны водных объектов
осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный
государственный орган управления использованием и охраной водного фонда (ст.
71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных
ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное
управление в области использования и охраны водных объектов на территории
соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавливается самими
субъектами в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими
принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным
кодексом Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в
области использования и охраны водных объектов, образуют единую систему
органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию
государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Каковы основные функции специально уполномоченного государственного органа
управления использованием и охраной водного фонда?
Основными функциями специально уполномоченного государственного органа
управления использованием и охраной водного фонда являются:
- планирование рационального использования водных объектов, включая
установление лимитов водопользования;
- ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного
водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и
подземных вод;
- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной
документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других
объектов, влияющих на состояние вод;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных
объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;
- осуществление лицензирования в области использования и охраны ' водных
объектов;
- подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о
восстановлении и охране водных объектов;
- осуществление иных функций, направленных на рациональное использование,
восстановление и охрану водных объектов.
Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и
охраной водных объектов и каковы их задачи?
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом
управления использованием и охраной водного фонда (таковым в настоящее время
является Министерство природных ресурсов Российской Федерации), специально
уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей
природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их
компетенции.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|