Рефераты

Шпора: Крутая шпора

за­конодательством Российской Федерации. Перечень показателей этого учета, а

также формы соответствующих документов определяет федеральный орган

управления лесным хозяйством. Данные государственного учета лесного фонда

используются при ведении государственного лесного кадастра.

Что такое «государственный лесной кадастр»?

Государственный лесной кадастр - это систематизированный свод эко­логических,

экономических и иных количественных и качественных харак­теристик лесного

фонда.

Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган

управления лесным хозяйством и его территориальные органы. Пере-Ьчёнь

показателей государственного лесного кадастра и методика экономиче-* ской

оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным

с ХОЗЯЙСТВОМ.

Что такое «лесоустройство»?

Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рациональ­ного

использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного

хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном

хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

- определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и

внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов

федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков

федерального органа управления лесным хозяйством, государственных при­родных

заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего про­фессионального

образования;

- выполнение топографо-геодезических работ и специальное картогра­фирование

лесного фонда;

- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возраст­ного

состава лесов, их состояния, качественных и количественных характе­ристик

лесных ресурсов;

- выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участ­ков лесов;

- выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного

пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению

лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите ле­сов и других

лесохозяйственных мероприятий, а также определение поряд­ка их проведения.

Какие виды лесопользований определены в действующем законодательстве?

Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесо­пользований:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пих­товых,

сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и

пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов,

грибов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки,

опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользо-вания, перечень

которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

tSSil ..____________:______ ВПЯ

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских

целей;

- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровитель­ных,

туристических и спортивных целей.

Каковы правила отпуска древесины на корню?

Постановлением Правительства РФ от 2 июня 1998 г. утверждены Пра­вила отпуска

древесины на корню в лесах Российской Федерации, которы­ми установлен порядок

отвода лесосек, заготовки древесины, живицы, а так­же размеры неустоек за

нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда

Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки

древостоев, рубок промежуточного пользо­вания, прочих рубок леса.

Рубки главного пользования проводятся в перестойных и спелых древо-стоях, за

исключением некоторых категорий защитное™ лесов первой груп­пы и отдельных

особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех

групп, на которых проведение рубок главного пользова­ния запрещается. При

проведении рубок главного пользования отпуск древе­сины на корню производится

в первую очередь за счет назначения в рубку древостоев, в которых требуется

рубка по их состоянию (поврежденных по­жарами, ветром, снегом, насекомыми,

выбросами вредных веществ, другими неблагоприятными воздействиями), недорубов

прошлых лет, вышедших из подсочки древостоев, перестойных насаждений.

Разработка лесосек или де­лянок производится лесопользователем по

технологическим картам, согласо­ванным с лесхозом, без которых лесорубочные

билеты не выдаются.

Каковы правила пребывания граждан в лесах?

Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и

лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикора­стущие плоды,

ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекар­ственные растения и

техническое сырье, участвовать в культурно-оздорови­тельных, туристических и

спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено

законодательством Российской Федерации.

Особое значение для охраны лесов имеет добросовестное выполнение

лесопользователями их обязанностей по охране лесов от пожаров, причиня­ющих

огромный, нередко невосполнимый ущерб лесному хозяйству. Так, пожары лесов в

России в 1998 году были квалифицированы ООН как эколо­гическое бедствие

мирового масштаба. В 1999 году леса и торфяники горели в 42 регионах страны,

что по своим масштабам и причиненному ущербу пре­взошло печальные показатели

1998 года. В этой связи представляется осо­бенно важным и актуальным

утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января

1999 г. № 35 Федеральной целевой про­граммы «Охрана лесов от пожаров на

1999—2005 годы».

Целью этой программы является повышение эффективности противопо-. жарной

охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления

комплекса организационно-технических мер, совершенство­вания экономической и

правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов. Для

достижения этой цели, подчеркивается в Программе, необходимо обеспечить

решение задач предупреждения возник­новения и распространения лесных пожаров,

своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития,

улучшения научно-техниче­ского оснащения противопожарной охраны лесов,

разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения

и тушения лес­ных пожаров. Специфичность решаемой проблемы в современных

социаль­но-экономических условиях вызывает необходимость, говорится в

Про­грамме, решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов

от пожаров, а именно:

— создание собственного парка воздушных судов и организация их рабо­ты

(снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб,

ремонт авиатехники и т.д.);

— создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны

лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и фи­зических лиц,

привлекаемых на борьбу с пожарами.

Указанная программа предусматривает постепенное наращивание средств для

поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами. Для

рационального использования выделяемых ассигнований она определяет приоритеты

в финансировании соответствующих мероприя­тий. Так, 1999 году и первую

очередь намечено осуществить финансирова­ние следующих программных

направлений:

— обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами

наземной и авиационной охраны лесов;

— материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;

— содержание сил и средств пожаротушения;

— проведение работ по профилактике лесных пожаров;

— создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров. Лесной кодекс

Российской Федерации (ст. 94) предусматривает, что ле-сопользователи обязаны

разрабатывать и утверждать по согласованию с лес­хозами федерального органа

управления лесным хозяйством планы проти­вопожарных мероприятий, а также

проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа управления

лесным хозяйством должны ока­зывать содействие лесопользователям при

разработке ими планов противо­пожарных мероприятий, перечень и требования к

составлению которых оп-

: ределяются этим органом.

' Граждане и юридические лица в местах проведения на территории

лес­ного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь

средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным

органом управления лесным хозяйством и Министерством

внутренних дел РФ, а в пожароопасный период содержать указанные сред­ства в

готовности, обеспечивающей их немедленное использование.

Кто осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и в не

входящих в лесной фонд лесах?

Такой надзор осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны

в целях контроля за соблюдением гражданами и юридичес­кими лицами требований

и правил пожарной безопасности в указанных ле­сах, а также в целях пресечения

их нарушений. Лесопользователи и иные граждане и юридические лица, ведущие

работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с ним, а также лица,

ответственные за проведение куль­турно-массовых и других мероприятий в таких

лесах, за нарушение требова­ний и правил пожарной безопасности несут

уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Что такое мониторинг лесов?

Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ мониторинг лесов - это система

на­блюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях

государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного

фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок

осуществления мониторинга лесов устанавливается фе­деральным органом

управления лесным хозяйством совместно со специаль­но уполномоченным

государственным органом в области охраны окружаю­щей природной среды.

Основными целями мониторинга лесов в России на период до 2000 года

являются:

~ разработка единых организационно-методических подходов;

- разработка и создание действующей сети обработки и обмена инфор­мацией на

уровне региона - федеральный центр;

- отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга на примере

ряда модельных объектов;

- разработка и начало реализации плана внедрения мониторинга лесов

на всей территории России.

Какие органы осуществляют государственный контроль

за состоянием, использованием, охраной,

защитой лесного фонда и воспроизводством лесов?

Государственный контроль по указанным направлениям осуществляется органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, феде­ральным органом

управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально

уполномоченными государственными органами в об­ласти охраны окружающей

природной среды, другими органами исполни­тельной власти в пределах их

компетенции.

Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утверж­денным

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. № 173, оп­ределены

структура и компетенция Федеральной службы лесного хозяйства, являющейся

федеральным органом исполнительной власти, который осуще­ствляет

исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в области

использования, охраны, защиты лесного фонда, воспро­изводства лесов и ведения

лесного хозяйства. Она является федеральным ор­ганом управления лесным

хозяйством и специально уполномоченным госу­дарственным органом в следующих

областях государственного управления:

- использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- охраны окружающей природной среды;

- охраны, контроля и регулирования использования объектов животно­го мира и

среды их обитания.

Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложен­ные на нее

полномочия непосредственно и через свои территориальные ор­ганы. Последние

включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъектах

Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, в том

числе лесхозы-техникумы, опытные и дру­гие специализированные лесхозы.

Как осуществляется охрана и защита лесов?

Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений уста­новленного

порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству

и не входящим в него лесам, а также защите от вре­дителей и болезней леса.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, феде­ральный

орган управления лесным хозяйством и его территориальные орга­ны обеспечивают

осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и

болезнями леса и лесными пожарами.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с

лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством планы

противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сро-жи.

Перечень противопожарных мероприятий и требования к планам этих мероприятий

определяются федеральным органом управления лесным хо­зяйством.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лес­ного фонда

работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства

пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами, а также содержать

указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их

немедленное использование.

Особо урегулирована Лесным кодексом РФ защита лесного фонда и не входящих в

него лесов от вредителей и болезней леса. Такая защита обеспечи­вается

систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входя­щих в лесной

фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и

I

болезней леса, мерами по профилактике возникновения таких очагов, их

ло­кализации и ликвидации.

Защита лесов от болезней и вредителей включает следующие мероприятия: ~

текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие обследования;

- общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вреди­телей и

болезнями леса;

- разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и

болезнями леса;

- организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации оча­гов

вредителей и болезней леса;

- государственный контроль за осуществлением перечисленных меро­приятий.

Какова ответственность

за нарушение лесного законодательства?

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут установ­ленную

законом дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и

уголовную ответственность.

Лесным кодексом РФ (ст. 110) установлено, что штрафы за администра­тивные

правонарушения налагаются должностными лицами федерального' органа управления

лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных для

них законодательством Российской Федерации полномочий. Лицо, привлеченное к

уголовной или административной от­ветственности за самовольный захват

участков лесного фонда и не входящих в него лесов, обязано освободить

указанные участки в установленные сроки. Новым Уголовным кодексом Российской

Федерации предусмотрено, что незаконная порубка, а равно повреждение до

степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы

либо особо защитных участков лесов всех групп, а также деревьев, кустарников,

лиан, не входя­щих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния

соверше­ны в значительном размере, наказываются штрафом в размере от

пятидеся­ти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ли­шением

права занимать определенные должности или заниматься опреде­ленной

деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от

шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех ме­сяцев. Однако,

если эти деяния в отношении лесов всех групп, а также на­саждений, не

входящих в лесной фонд, совершены неоднократно, или же совершены лицом с

использованием служебного положения, или в крупном размере, они наказываются

более строго (см. ч. 2 ст. 260 УК).

Самостоятельная статья УК РФ посвящена ответственности за уничто­жение или

повреждение лесов (ст. 261).

Тема 18

ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Что понимается в действующем законодательстве под животным миром?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире»,

животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных,

постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и

находящих­ся в состоянии естественной свободы, а также от­носящихся к

природным ресурсам континенталь­ного шельфа и исключительной экономической

зоны Российской Федерации.

Такое определение животного мира носит, на наш взгляд, весьма ограниченный

характер, по-сколько касается лишь дикой фауны и имеет тер­риториальные

границы. Между тем животный мир широком смысле слова - это все живые

организмы животного происхождения, а не только дикая фау­на. Следовательно,

строго научное определение животного мира охватывает все разновидности

жи­вотного мира, включая домашних животных, кото­рые в научной литературе

нередко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как

товарно-материальные ценности — объекты права собственности. С приведенным в

начале темы определением животного мира можно согла­ситься лишь в'рамках

строго заданных целей, пре­дусмотренных указанным Законом.

Что понимается nod законодательством об использовании и охране животного мира?

Законодательство об охране и использовании животного мира и среды его

обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных законов об

охране окружающей природной среды, состоит из Федерального закона «О животном

мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых

актов Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации об охране и

использовании животного мира.

Законодательство РФ об охране и использовании животного мира регули­рует

отношения в области охраны и использования объектов животного ми­ра,

обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охра­ны и

использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях

или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ре­сурса и

генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных

целях, регулируются Федеральным законом «О животном мире», другими

федеральными законами и иными нормативными правовы­ми актами Российской

Федерации, а также законами и нормативными пра­вовыми актами субъектов РФ.

Отношения в области охраны и использования домашних животных, а также диких

животных, содержащихся в неволе, ре­гулируются другими нормативными актами.

Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного

мира регулируются Фе­деральным законом «О животном мире» и иными принятыми в

соответствии с ним правовыми актами. Отношения в области охраны и

использования объ­ектов животного мира континентального шельфа и

исключительной эконо­мической зоны Российской Федерации регулируются

Федеральным законом «О животном мире» в той мере, в какой это допускается

федеральными зако­нами и нормами международного права.

В Федеральном законе «О животном мире» оговорено, что имущественные отношения

в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским

законодательством, если иное не предусмотрено данным Феде­ральным законом и

иными правовыми актами Российской Федерации.

Каковы формы и виды собственности на объекты

животного мира?

Согласно ст. 4 Федерального закона «О животном мире» животный мир в пределах

территории Российской Федерации является государственной собст­венностью. На

континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская

Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении

объектов животного мира в порядке, определяемом данным Федеральным законом и

другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами

международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида -

федеральную собственность и собственность субъектов Россий-

I: ской Федерации — осуществляется в порядке, установленном федеральным

законом.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного

мира:

- редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную

книгу Российской Федерации;

- обитающие на особо охраняемых природных территориях федерально­го значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю­чительную

экономическую зону Российской Федерации;

- подпадающие под действие международных договоров Российской Фе-;' дерации;

- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

- естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Рос­сийской

Федерации.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осу­ществляют

органы государственной власти, указанные в Федеральном зако­не «О животном

мире», в пределах их компетенции, определенной соответ­ствующими статутными

актами.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке,

могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

собственности.

Каковы виды и способы пользования животным миром?

Согласно действующему законодательству, в частности ст. 34 Закона «О животном

мире», юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и

способы пользования животным миром.

1) охота;

2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих;

3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

4) использование полезных свойств жизнедеятельности животного ми­ра -

почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опы-*• лителей

растений, биофильтраторов и других;

; 5) изучение, исследование и иное использование животного мира в

науч­ных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эсте-ч

тических целях без изъятия их из среды обитания;

6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Феде-|'. рации и ее

субъектов могут быть предусмотрены и иные виды пользования | животным миром.

Кому принадлежит право пользования животным миром?

Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование

российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным

гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осу­ществляется в порядке,

установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном

мире», гражданским, земельным, вод­ным и лесным законодательством РФ).

Приоритет в предоставлении живот­ного мира в пользование на конкретной

территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам

Российской Федерации.

Каковы основания и порядок прекращения пользования

животным миром?

Пользование животным миром прекращается (полностью или частично)

в случаях:

- отказа от пользования;

- истечения установленного срока пользования;

- нарушения законодательства Российской Федерации об охране окру­жающей

природной среды и условий пользования животным миром, огово­ренных в лицензии

на пользование им;

- возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов жи­вотного

мира в целях их охраны;

- использования территории, акватории для государственных нужд, ис­ключающих

пользование животным миром;

- ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей

животным миром.

Решение о прекращении пользования животным миром может быть об­жаловано в суд

в установленном порядке.

Какова структура экономического регулирования охраны и использования объектов

животного мира?

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира

включает:

— учет и экономическую оценку объектов животного мира;

— экономически обоснованную систему платежей за пользование живот­ным миром;

— бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводст­ву объектов

животного мира;

— экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение

законодательства Российской Федерации об охране и использовании живот­ного

мира;

— целенаправленное использование средств, полученных от реализации

конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том

числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном за-

конодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граж­дан и

юридических лиц.

Какова система экономического стимулирования охраны, воспроизводства и

устойчивого использования объектов животного мира?

Экономическое стимулирование указанной деятельности включает:

- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и

гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчи­вое использование

объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их

обитания;

- предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполне­ние работ по

охране и воспроизводству объектов животного мира;

- премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного

мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании

животного мира.

Действие системы экономического стимулирования в области охраны и

ис­пользования животного мира, говорится в статье 54 Федерального закона «О

животном мире», обеспечивается специальным законодательством Россий­ской

Федерации.

Каковы полномочия органов государственной власти Российской Федерации в

области охраны и использования животного мира?

К полномочиям указанных государственных органов относятся:

- определение государственной политики в области охраны и использо­вания

животного мира;

- установление единой инвестиционной политики в данной сфере;

- разработка и совершенствование федерального законодательства в данной сфере

и контроль за его соблюдением;

- координация деятельности органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в

пределах территории Российской Федерации;

- организация и осуществление охраны, государственный контроль и

ре­гулирование использования объектов животного мира, отнесенных к

феде­ральной собственности, на территории Российской Федерации, объектов

животного мира, постоянно или временно населяющих континентальный шельф и

исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;

- установление порядка предоставления лицензий на пользование жи­вотным миром;

- определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы

диких животных, их частей и полученной из них продукции;

~- осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их

обитания;

~ ведение Красной книги Российской Федерации;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим

за­конодательством (см. ст. 5 Федерального закона «О животном мире»).

Каковы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области

охраны и использования животного мира?

Таковыми являются:

- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области

использования и охраны животного мира в соответствии с Феде­ральным законом

«О животном мире»;

- участие в разработке и реализации федеральных программ по охране,

воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и

среды их обитания;

- установление территориальных правил, лимитов и нормативов в обла­сти

использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

- предоставление права пользования объектами животного мира, отно­сящимися к

собственности субъектов РФ;

- согласование интересов пользователей животным миром с интересами

пользователей другими природными ресурсами;

- организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и

среды их обитания;

- учреждение и ведение Красной книги субъектов РФ;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим

за­конодательством (см. ст. 6 Федерального закона «О животном мире). Каковы

полномочия в области охраны и использования объектов животного мира у органов

местного самоуправления?

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные госу­дарственные

полномочия в области охраны и использования объектов жи­вотного мира в

соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов с

передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Какое участие в охране и использовании животного мира принимают коренные

малочисленные народы и этнические общности?

Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их обитания и

традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами

граждан в данной области наделяются,-особыми правами. Они вправе применять

традиционные методы добывания объектов животно­го мира и продуктов их

жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к снижению

биологического разнообразия, не сокращают числен-

J^X

;' ность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают

среду их обитания и не представляют опасности для человека. Это право

представители коренных малочисленных народов и этнических общностей могут

осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные,

родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотни­ков, собирателей,

рыболовов и др. Коренные малочисленные народы и этни­ческие общности, а также

граждане, принадлежащие к этим группам населе­ния, и их объединения имеют

право на приоритетное пользование животным миром на территориях их

традиционного расселения и хозяйственной дея­тельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает:

— предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражда­нам,

принадлежащим к указанным группам населения, и их объединениям;

~ льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира,

полового, возрастного состава и количества добываемых объектов жи­вотного

мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

— иные виды пользования животным миром, согласованные со специ­ально

уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию

использования объектов животного мира и среды их оби­тания.

Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной

территории и включенные на законных основаниях в одну из та­ких групп

населения.

Какое участие в охране и использовании животного мира принимают граждане и

юридические лица?

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и ре­лигиозные

организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и

восстановлении среды его обитания в установленном законода­тельством

Российской Федерации порядке. В этой связи они наделяются сле­дующими

правами:

— получать от органов государственной власти соответствующую инфор­мацию,

если иное не установлено законодательством РФ;

— проводить общественную экологическую экспертизу;

— осуществлять общественный контроль;

— проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обита-

- содействовать реализации соответствующих государственных про­грамм.

Участие международных общественных организаций в охране и исполь­зовании

объектов животного мира на территории Российской Федерации ^регламентируется

ее международными договорами.

Какие органы осуществляют государственное управление в области охраны и

использования животного мира?

Как предусмотрено статьей 11 Закона «О животном мире», государствен­ное

управление в области охраны и использования животного мира осуще­ствляют

Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы ис­полнительной

власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные

государственные органы по охране, контролю и регулиро­ванию использования

объектов животного мира и среды их обитания. По­следние состоят из

федеральных государственных органов по охране, кон­тролю и регулированию

использования объектов животного мира и среды их обитания и их

территориальных (бассейновых) подразделений. Они образу­ют систему

государственных органов управления, обеспечивающую осуще­ствление комплексных

мер по охране, воспроизводству и устойчивому ис­пользованию объектов

животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура

определяются Правительством Российской Феде­рации на основе требований Закона

«О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использова­ния играет

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, вы­полняющее наряду с

другими задачами и функциями разработку и реализа­цию мероприятий по охране

окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой

и перерабатывающей промышлен­ности. Оно, в частности, осуществляет

государственное управление охотни­чьими хозяйствами, охрану и контроль за

охотничьими животными и веде­нием охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира

Министерства природных ресурсов Российской Федерации, одной из задач которого

является проведение единой научно-технической политики в области водного

хозяйства, использования, охраны и восстановления вод­ных ресурсов,

установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в

пределах этих зон.

Большую роль в охране животного мира и рациональном его использова­нии играют

государственные комитеты Российской Федерации по рыболов­ству и охране

окружающей среды, на которые возложено осуществление го­сударственной

политики в области охраны и использования животного мира и окружающей

природной среды в целом.

Каковы основные принципы государственного управления в области охраны и

использования животного мира?

Основными принципами государственного управления в области охраны и

использования животного мира являются:

— обеспечение устойчивого существования и использования животного

мира;

- поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и

среды его обитания;

ЙчЙ

осуществление пользования животным миром способами, не допуска­ющими

жестокого обращения с животными, в соответствии с общими прин­ципами

гуманности;

недопустимость совмещения деятельности по государственному кон-\ тролю за

использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью

по использования объектов животного мира;

— привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области

охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

— отделение права пользования животным миром от права пользования землей и

другими природными ресурсами;

— платность пользования животным миром;

I — приоритет международного права в области использования и охраны I

животного мира и среды его обитания.

*••

: Каковы цели ведения государственного учета

I и государственного кадастра объектов животного мира?

|i Государственный учет объектов животного мира и их использования, а ; также

государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения

* охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления д среды

его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния ,• животного

мира осуществляют специально уполномоченные государствен-

1 ные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов

"животного мира и среды их обитания.

v Что такое «государственный кадастр объектов животного мира»?

Государственный кадастр объектов животного мира - это реестр сведений > о

географическом распространении объектов животного мира, их численнос-;,, ти, а

также среде их обитания, хозяйственном использовании и других необхо-f димых

данных.

I Что собой представляет государственный мониторинг объектов животного мира?

* Государственный мониторинг объектов животного мира - это система регу-

|;лярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоя­нием

объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.

Он проводится в целях своевременного выявления происходящих в состоянии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ