Шпора: Крутая шпора
законодательством Российской Федерации. Перечень показателей этого учета, а
также формы соответствующих документов определяет федеральный орган
управления лесным хозяйством. Данные государственного учета лесного фонда
используются при ведении государственного лесного кадастра.
Что такое «государственный лесной кадастр»?
Государственный лесной кадастр - это систематизированный свод экологических,
экономических и иных количественных и качественных характеристик лесного
фонда.
Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган
управления лесным хозяйством и его территориальные органы. Пере-Ьчёнь
показателей государственного лесного кадастра и методика экономиче-* ской
оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным
с ХОЗЯЙСТВОМ.
Что такое «лесоустройство»?
Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рационального
использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного
хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном
хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляются:
- определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и
внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов
федерального органа управления лесным хозяйством, национальных парков
федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных
заповедников, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального
образования;
- выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование
лесного фонда;
- инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного
состава лесов, их состояния, качественных и количественных характеристик
лесных ресурсов;
- выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;
- выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного
пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению
лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других
лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка их проведения.
Какие виды лесопользований определены в действующем законодательстве?
Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесопользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых,
сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и
пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов,
грибов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки,
опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользо-вания, перечень
которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
tSSil ..____________:______ ВПЯ
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских
целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей.
Каковы правила отпуска древесины на корню?
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 1998 г. утверждены Правила отпуска
древесины на корню в лесах Российской Федерации, которыми установлен порядок
отвода лесосек, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за
нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда
Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки
древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок леса.
Рубки главного пользования проводятся в перестойных и спелых древо-стоях, за
исключением некоторых категорий защитное™ лесов первой группы и отдельных
особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех
групп, на которых проведение рубок главного пользования запрещается. При
проведении рубок главного пользования отпуск древесины на корню производится
в первую очередь за счет назначения в рубку древостоев, в которых требуется
рубка по их состоянию (поврежденных пожарами, ветром, снегом, насекомыми,
выбросами вредных веществ, другими неблагоприятными воздействиями), недорубов
прошлых лет, вышедших из подсочки древостоев, перестойных насаждений.
Разработка лесосек или делянок производится лесопользователем по
технологическим картам, согласованным с лесхозом, без которых лесорубочные
билеты не выдаются.
Каковы правила пребывания граждан в лесах?
Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и
лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды,
ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и
техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и
спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Особое значение для охраны лесов имеет добросовестное выполнение
лесопользователями их обязанностей по охране лесов от пожаров, причиняющих
огромный, нередко невосполнимый ущерб лесному хозяйству. Так, пожары лесов в
России в 1998 году были квалифицированы ООН как экологическое бедствие
мирового масштаба. В 1999 году леса и торфяники горели в 42 регионах страны,
что по своим масштабам и причиненному ущербу превзошло печальные показатели
1998 года. В этой связи представляется особенно важным и актуальным
утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января
1999 г. № 35 Федеральной целевой программы «Охрана лесов от пожаров на
1999—2005 годы».
Целью этой программы является повышение эффективности противопо-. жарной
охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления
комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и
правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов. Для
достижения этой цели, подчеркивается в Программе, необходимо обеспечить
решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров,
своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития,
улучшения научно-технического оснащения противопожарной охраны лесов,
разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения
и тушения лесных пожаров. Специфичность решаемой проблемы в современных
социально-экономических условиях вызывает необходимость, говорится в
Программе, решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов
от пожаров, а именно:
— создание собственного парка воздушных судов и организация их работы
(снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб,
ремонт авиатехники и т.д.);
— создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны
лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и физических лиц,
привлекаемых на борьбу с пожарами.
Указанная программа предусматривает постепенное наращивание средств для
поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами. Для
рационального использования выделяемых ассигнований она определяет приоритеты
в финансировании соответствующих мероприятий. Так, 1999 году и первую
очередь намечено осуществить финансирование следующих программных
направлений:
— обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами
наземной и авиационной охраны лесов;
— материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;
— содержание сил и средств пожаротушения;
— проведение работ по профилактике лесных пожаров;
— создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров. Лесной кодекс
Российской Федерации (ст. 94) предусматривает, что ле-сопользователи обязаны
разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами федерального органа
управления лесным хозяйством планы противопожарных мероприятий, а также
проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа управления
лесным хозяйством должны оказывать содействие лесопользователям при
разработке ими планов противопожарных мероприятий, перечень и требования к
составлению которых оп-
: ределяются этим органом.
' Граждане и юридические лица в местах проведения на территории
лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь
средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным
органом управления лесным хозяйством и Министерством
внутренних дел РФ, а в пожароопасный период содержать указанные средства в
готовности, обеспечивающей их немедленное использование.
Кто осуществляет государственный пожарный надзор в лесном фонде и в не
входящих в лесной фонд лесах?
Такой надзор осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны
в целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований
и правил пожарной безопасности в указанных лесах, а также в целях пресечения
их нарушений. Лесопользователи и иные граждане и юридические лица, ведущие
работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с ним, а также лица,
ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в таких
лесах, за нарушение требований и правил пожарной безопасности несут
уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Что такое мониторинг лесов?
Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ мониторинг лесов - это система
наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях
государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов и повышения их экологических функций. Порядок
осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом
управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным
государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Основными целями мониторинга лесов в России на период до 2000 года
являются:
~ разработка единых организационно-методических подходов;
- разработка и создание действующей сети обработки и обмена информацией на
уровне региона - федеральный центр;
- отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга на примере
ряда модельных объектов;
- разработка и начало реализации плана внедрения мониторинга лесов
на всей территории России.
Какие органы осуществляют государственный контроль
за состоянием, использованием, охраной,
защитой лесного фонда и воспроизводством лесов?
Государственный контроль по указанным направлениям осуществляется органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом
управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально
уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей
природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их
компетенции.
Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. № 173, определены
структура и компетенция Федеральной службы лесного хозяйства, являющейся
федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет
исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в области
использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения
лесного хозяйства. Она является федеральным органом управления лесным
хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в следующих
областях государственного управления:
- использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- охраны окружающей природной среды;
- охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и
среды их обитания.
Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложенные на нее
полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Последние
включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъектах
Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, в том
числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Как осуществляется охрана и защита лесов?
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного
порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству
и не входящим в него лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.
Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, федеральный
орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы обеспечивают
осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и
болезнями леса и лесными пожарами.
Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с
лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством планы
противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сро-жи.
Перечень противопожарных мероприятий и требования к планам этих мероприятий
определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда
работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства
пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами, а также содержать
указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их
немедленное использование.
Особо урегулирована Лесным кодексом РФ защита лесного фонда и не входящих в
него лесов от вредителей и болезней леса. Такая защита обеспечивается
систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной
фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и
I
болезней леса, мерами по профилактике возникновения таких очагов, их
локализации и ликвидации.
Защита лесов от болезней и вредителей включает следующие мероприятия: ~
текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие обследования;
- общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием вредителей и
болезнями леса;
- разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и
болезнями леса;
- организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов
вредителей и болезней леса;
- государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий.
Какова ответственность
за нарушение лесного законодательства?
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут установленную
законом дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и
уголовную ответственность.
Лесным кодексом РФ (ст. 110) установлено, что штрафы за административные
правонарушения налагаются должностными лицами федерального' органа управления
лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных для
них законодательством Российской Федерации полномочий. Лицо, привлеченное к
уголовной или административной ответственности за самовольный захват
участков лесного фонда и не входящих в него лесов, обязано освободить
указанные участки в установленные сроки. Новым Уголовным кодексом Российской
Федерации предусмотрено, что незаконная порубка, а равно повреждение до
степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы
либо особо защитных участков лесов всех групп, а также деревьев, кустарников,
лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния
совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от
шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Однако,
если эти деяния в отношении лесов всех групп, а также насаждений, не
входящих в лесной фонд, совершены неоднократно, или же совершены лицом с
использованием служебного положения, или в крупном размере, они наказываются
более строго (см. ч. 2 ст. 260 УК).
Самостоятельная статья УК РФ посвящена ответственности за уничтожение или
повреждение лесов (ст. 261).
Тема 18
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА
Что понимается в действующем законодательстве под животным миром?
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире»,
животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных,
постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и
находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к
природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической
зоны Российской Федерации.
Такое определение животного мира носит, на наш взгляд, весьма ограниченный
характер, по-сколько касается лишь дикой фауны и имеет территориальные
границы. Между тем животный мир широком смысле слова - это все живые
организмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Следовательно,
строго научное определение животного мира охватывает все разновидности
животного мира, включая домашних животных, которые в научной литературе
нередко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как
товарно-материальные ценности — объекты права собственности. С приведенным в
начале темы определением животного мира можно согласиться лишь в'рамках
строго заданных целей, предусмотренных указанным Законом.
Что понимается nod законодательством об использовании и охране животного мира?
Законодательство об охране и использовании животного мира и среды его
обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных законов об
охране окружающей природной среды, состоит из Федерального закона «О животном
мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об охране и
использовании животного мира.
Законодательство РФ об охране и использовании животного мира регулирует
отношения в области охраны и использования объектов животного мира,
обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и
использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях
или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и
генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных
целях, регулируются Федеральным законом «О животном мире», другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Отношения в области охраны и использования домашних животных, а также диких
животных, содержащихся в неволе, регулируются другими нормативными актами.
Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного
мира регулируются Федеральным законом «О животном мире» и иными принятыми в
соответствии с ним правовыми актами. Отношения в области охраны и
использования объектов животного мира континентального шельфа и
исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются
Федеральным законом «О животном мире» в той мере, в какой это допускается
федеральными законами и нормами международного права.
В Федеральном законе «О животном мире» оговорено, что имущественные отношения
в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и
иными правовыми актами Российской Федерации.
Каковы формы и виды собственности на объекты
животного мира?
Согласно ст. 4 Федерального закона «О животном мире» животный мир в пределах
территории Российской Федерации является государственной собственностью. На
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская
Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении
объектов животного мира в порядке, определяемом данным Федеральным законом и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами
международного права.
Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида -
федеральную собственность и собственность субъектов Россий-
I: ской Федерации — осуществляется в порядке, установленном федеральным
законом.
К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного
мира:
- редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную
книгу Российской Федерации;
- обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную
экономическую зону Российской Федерации;
- подпадающие под действие международных договоров Российской Фе-;' дерации;
- отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
- естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской
Федерации.
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют
органы государственной власти, указанные в Федеральном законе «О животном
мире», в пределах их компетенции, определенной соответствующими статутными
актами.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке,
могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах
собственности.
Каковы виды и способы пользования животным миром?
Согласно действующему законодательству, в частности ст. 34 Закона «О животном
мире», юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и
способы пользования животным миром.
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира -
почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опы-*• лителей
растений, биофильтраторов и других;
; 5) изучение, исследование и иное использование животного мира в
научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эсте-ч
тических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.
Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Феде-|'. рации и ее
субъектов могут быть предусмотрены и иные виды пользования | животным миром.
Кому принадлежит право пользования животным миром?
Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование
российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным
гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществляется в порядке,
установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном
мире», гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ).
Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной
территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам
Российской Федерации.
Каковы основания и порядок прекращения пользования
животным миром?
Пользование животным миром прекращается (полностью или частично)
в случаях:
- отказа от пользования;
- истечения установленного срока пользования;
- нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей
природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии
на пользование им;
- возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного
мира в целях их охраны;
- использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих
пользование животным миром;
- ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей
животным миром.
Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжаловано в суд
в установленном порядке.
Какова структура экономического регулирования охраны и использования объектов
животного мира?
Экономическое регулирование охраны и использования животного мира
включает:
— учет и экономическую оценку объектов животного мира;
— экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром;
— бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов
животного мира;
— экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение
законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного
мира;
— целенаправленное использование средств, полученных от реализации
конфискованных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том
числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном за-
конодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и
юридических лиц.
Какова система экономического стимулирования охраны, воспроизводства и
устойчивого использования объектов животного мира?
Экономическое стимулирование указанной деятельности включает:
- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и
гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование
объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их
обитания;
- предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по
охране и воспроизводству объектов животного мира;
- премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного
мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании
животного мира.
Действие системы экономического стимулирования в области охраны и
использования животного мира, говорится в статье 54 Федерального закона «О
животном мире», обеспечивается специальным законодательством Российской
Федерации.
Каковы полномочия органов государственной власти Российской Федерации в
области охраны и использования животного мира?
К полномочиям указанных государственных органов относятся:
- определение государственной политики в области охраны и использования
животного мира;
- установление единой инвестиционной политики в данной сфере;
- разработка и совершенствование федерального законодательства в данной сфере
и контроль за его соблюдением;
- координация деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в
пределах территории Российской Федерации;
- организация и осуществление охраны, государственный контроль и
регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к
федеральной собственности, на территории Российской Федерации, объектов
животного мира, постоянно или временно населяющих континентальный шельф и
исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;
- установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром;
- определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы
диких животных, их частей и полученной из них продукции;
~- осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их
обитания;
~ ведение Красной книги Российской Федерации;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим
законодательством (см. ст. 5 Федерального закона «О животном мире»).
Каковы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области
охраны и использования животного мира?
Таковыми являются:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области
использования и охраны животного мира в соответствии с Федеральным законом
«О животном мире»;
- участие в разработке и реализации федеральных программ по охране,
воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и
среды их обитания;
- установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области
использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;
- предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к
собственности субъектов РФ;
- согласование интересов пользователей животным миром с интересами
пользователей другими природными ресурсами;
- организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и
среды их обитания;
- учреждение и ведение Красной книги субъектов РФ;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим
законодательством (см. ст. 6 Федерального закона «О животном мире). Каковы
полномочия в области охраны и использования объектов животного мира у органов
местного самоуправления?
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные
полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в
соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов с
передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Какое участие в охране и использовании животного мира принимают коренные
малочисленные народы и этнические общности?
Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их обитания и
традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами
граждан в данной области наделяются,-особыми правами. Они вправе применять
традиционные методы добывания объектов животного мира и продуктов их
жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к снижению
биологического разнообразия, не сокращают числен-
J^X
;' ность и устойчивое воспроизводство объектов животного мира, не нарушают
среду их обитания и не представляют опасности для человека. Это право
представители коренных малочисленных народов и этнических общностей могут
осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные,
родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей,
рыболовов и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, а также
граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют
право на приоритетное пользование животным миром на территориях их
традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Право на приоритетное пользование животным миром включает:
— предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам,
принадлежащим к указанным группам населения, и их объединениям;
~ льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира,
полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного
мира, а также продуктов их жизнедеятельности;
— иные виды пользования животным миром, согласованные со специально
уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания.
Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной
территории и включенные на законных основаниях в одну из таких групп
населения.
Какое участие в охране и использовании животного мира принимают граждане и
юридические лица?
Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные
организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и
восстановлении среды его обитания в установленном законодательством
Российской Федерации порядке. В этой связи они наделяются следующими
правами:
— получать от органов государственной власти соответствующую информацию,
если иное не установлено законодательством РФ;
— проводить общественную экологическую экспертизу;
— осуществлять общественный контроль;
— проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обита-
- содействовать реализации соответствующих государственных программ.
Участие международных общественных организаций в охране и использовании
объектов животного мира на территории Российской Федерации ^регламентируется
ее международными договорами.
Какие органы осуществляют государственное управление в области охраны и
использования животного мира?
Как предусмотрено статьей 11 Закона «О животном мире», государственное
управление в области охраны и использования животного мира осуществляют
Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные
государственные органы по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из
федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию
использования объектов животного мира и среды их обитания и их
территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему
государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных
мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов
животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура
определяются Правительством Российской Федерации на основе требований Закона
«О животном мире».
Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, выполняющее наряду с
другими задачами и функциями разработку и реализацию мероприятий по охране
окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой
и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет
государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за
охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.
Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, одной из задач которого
является проведение единой научно-технической политики в области водного
хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов,
установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в
пределах этих зон.
Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют
государственные комитеты Российской Федерации по рыболовству и охране
окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной
политики в области охраны и использования животного мира и окружающей
природной среды в целом.
Каковы основные принципы государственного управления в области охраны и
использования животного мира?
Основными принципами государственного управления в области охраны и
использования животного мира являются:
— обеспечение устойчивого существования и использования животного
мира;
- поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и
среды его обитания;
ЙчЙ
осуществление пользования животным миром способами, не допускающими
жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами
гуманности;
недопустимость совмещения деятельности по государственному кон-\ тролю за
использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью
по использования объектов животного мира;
— привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области
охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
— отделение права пользования животным миром от права пользования землей и
другими природными ресурсами;
— платность пользования животным миром;
I — приоритет международного права в области использования и охраны I
животного мира и среды его обитания.
*••
: Каковы цели ведения государственного учета
I и государственного кадастра объектов животного мира?
|i Государственный учет объектов животного мира и их использования, а ; также
государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения
* охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления д среды
его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния ,• животного
мира осуществляют специально уполномоченные государствен-
1 ные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов
"животного мира и среды их обитания.
v Что такое «государственный кадастр объектов животного мира»?
Государственный кадастр объектов животного мира - это реестр сведений > о
географическом распространении объектов животного мира, их численнос-;,, ти, а
также среде их обитания, хозяйственном использовании и других необхо-f димых
данных.
I Что собой представляет государственный мониторинг объектов животного мира?
* Государственный мониторинг объектов животного мира - это система регу-
|;лярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием
объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.
Он проводится в целях своевременного выявления происходящих в состоянии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|