Шпора: Крутая шпора
объектов животного мира изменений, их оценки, предупреждения устранения
последствий неблагоприятных явлений для сохранения биологического
разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животно-мира и
научно обоснованного их использования.
Каковы задачи государственного контроля в области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира и среды их обитания?
Задачей государственного контроля в указанной области является обеспечение
соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований
законодательства Российской Федерации и ее субъектов об охране и
использовании объектов животного мира. Порядок осуществления
государственного контроля определяется Правительством Российской Федерации.
Каковы виды ответственности
за нарушение законодательства об охране
и использовании животного мира?
Статьей 55 Федерального закона «О животном мире» предусмотрены три вида
ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране
и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и
уголовная ответственность, Однако должностные лица, рабочие и служащие,
нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут
нести также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и
размерах, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
Закон «О животном мире» (ст. 55) устанавливает, что юридическую
ответственность влекут следующие виды нарушений законодательства Российской
Федерации об охране и использовании животного мира:
- нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также
незаконный ввоз в Российскую Федерацию животных или растений, признанных
наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в
Красную книгу;
- нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты
растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов
животного мира или совершение иных действий, которые могут привести к
гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных
объектов животного мира;
- нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других
видов пользования животным миром;
- нарушение правил китобойного промысла;
- ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного мира,
их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
- нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в
процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
- нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных
природных заповедниках и заказниках, заповедных зонах националь-
ных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;
~ уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, установленных
пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными
органами по охране, контролю и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений,
принадлежащих указанным пользователям и органам;
— нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование
животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их
обитания;
- сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов
животного мира, имеющей большое значение для безопасности населения и
домашних животных, для устойчивого использования объектов животного мира, их
воспроизводства и качества среды их обитания.
Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и
выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов
животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному
изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
В целях недопущения возможных противоречий и несогласованности норм права о
тех или иных видах юридической ответственности представляется целесообразным
предусматривать их не в отдельных законодательных актах, посвященных тем или
иным объектам природы, а в специальных законах (кодексах), регулирующих те
или иные виды ответственности за нарушение действующего законодательства.
Тема 19
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
Что понимается в действующем законодательстве под особо охраняемыми
природными территориями?
Особо охраняемые природные территории -
это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними,
где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое
природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и
оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного
использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.
Что представляет собой законодательство об особо охраняемых природных
территориях?
Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об особо охраняемых природных
территориях, основывающееся на соответствующих положениях Конституции
Российской Федерации, состоит из Федерального закона от 14 марта 1995 г. №
33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии
с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации.
На какие категории и виды подразделяются особо охраняемые природные территории?
С учетом особенностей режима охраны природных территорий и статуса
находящихся на
них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих территорий:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
/Гаков правовой режим
государственных природных заповедников?
На территории государственного природного заповедника полностью изымаются из
хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты —
земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие природоохранное,
научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной
среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира. Такие заповедники являются природоохранными,
научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение
естественного хода природных процессов, генетического фонда растительного и
животного мира, отдельных видов растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории
государственного заповедника, предоставляются в пользование на правах,
предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных
заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения,
историко-культурные и другие объекты закрепляются за государственным
природным заповедником на праве оперативного управления. Запрещено изъятие
или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы,
которые включены в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и
недвижимое имущество государственных природных заповедников по действующему
законодательству полностью изъяты из оборота. Они не могут отчуждаться или
переходить от одного лица к другому какими-либо иными способами.
Положение о государственном заповеднике, его статус утверждаются органом,
уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
^Каковы задачи государственных природных заповедников действующему
законодательству?
Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природ-[X
территориях» на государственные природные заповедники возлагаются [едующие
задачи:
- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения
биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и объектов;
- организация и проведение научных исследований;
- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной
системы мониторинга окружающей природной среды;
- экологическое просвещение;
- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем
размещения хозяйственных и иных объектов;
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны
окружающей природной среды. Каков порядок образования государственных.
природных заповедников?
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства
РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его
территории к объектам федеральной собственности. Такое постановление
принимается по представлению органов государственной власти субъектов РФ и
специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны
окружающей природной среды.
Какое режим особой охраны государственных природных заповедников?
На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность,
противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его
территории, установленному в положении о данном государственном природном
заповеднике. Вместе с тем на территориях государственных природных
заповедников допускается деятельность, направленная на:
— сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и
предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате
антропогенного воздействия;
— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную
безопасность;
— предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие
жизни людей и населенным пунктам;
— осуществление экологического мониторинга;
— ведение эколого-просветительской работы;
— осуществление контрольно-надзорных функций.
Кроме того, в Федеральном законе «Об особо охраняемых территориях» особо
оговорено, что в государственных природных заповедниках могут выделяться
участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные
процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости
сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
Какие государственные природные заповедники имеют статус государственных
природных биосферных заповедников?
Статус природных биосферных заповедников имеют государственные природные
заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов,
осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких
заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том
числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Каковы особенности правового положения государственных природных заповедников?
По действующему законодательству государственные природные заповедники
являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств
федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установленном порядке
следующими средствами:
- от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не
противоречащей задачам государственных природных заповедников;
- полученными в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и
объектам, расположенным на территориях государственных природных
заповедников;
- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты,
рыболовства и продукции незаконного природопользования;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические
правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных
природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение
государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по
налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и
т.п.
Каков правовой режим национальных парков?
Согласно статье 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных
территориях» национальные природные парки являются природоохранными, эколого-
просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории
(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие
особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, ,и которые
предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных
и культурных целях и для регулируемого туризма. ;.'" Историко-культурные
объекты, поставленные на государственную охра-:ну, передаются в пользование
национальным паркам только по согласова-*нию с государственным органом охраны
памятников истории и культуры.
В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные
участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют
исключительное право приобретения указанных земель за счет средств
федерального бюджета и иных незапрещенных источников.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной
собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного
управления.
Национальный парк функционирует на основании положения, утвержденного
государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со
специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды. Каковы основные задачи
национальных парков?
На национальные парки возложены следующие основные задачи: сохранение
природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения;
создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение
научных методов охраны природы и экологического просвещения;
осуществление экологического мониторинга;
восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и
объектов. Каков порядок образования национальных парков?
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской
Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение
соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной
собственности, принимаемым на основании представления органов государственной
власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного
органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Так, Постановлением Правительства РФ от 9 января 1994 г. было принято
предложение администрации Орловской области, согласованное с Федеральной
службой лесного хозяйства России и другими заинтересованными министерствами и
ведомствами Российской Федерации, о создании на территории Орловской области
национального природного парка «Орловское полесье» Федеральной службы
лесного хозяйства России общей площадью 77 745 гектаров.
в чем заключается режим особой охраны территорий национальных парков?
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим
особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных
особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть
выделены различные функциональные зоны, в том числе:
заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и
рекреационное использование территории;
особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения
природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма, предназначенная для организации экологического
просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального
парка;
рекреационная, предназначенная для отдыха;
охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются
условия для их сохранения;
обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега,
палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного,
бытового и информационного обслуживания посетителей;
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная
деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального
парка.
На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая
может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного
мира, культурно-историческим объектам, в том числе:
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических
обнажений;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и
других коммуникаций;
- рубка главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые
охота и рыболовство и др.
Что такое природные парки?
Природными парками являются природоохранные рекреационные учреждения,
находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории которых
включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и
эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных,
просветительских и рекреационных целях.
Какое порядок образования природных парков?
Решение об образовании природных парков принимают органы государственной
власти субъектов Российской Федерации по представлению специально
уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного
самоуправления. Каковы особенности правового положения природных парков?
Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в качестве
цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими
организациями. Они вправе распоряжаться средствами, полученными:
- в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности
физических и юридических лиц;
- в результате рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не
противоречащей задачам природных парков;
- в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе
иностранных граждан и международных организаций.
На территориях природных парков могут быть выделены природоохранные,
рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны
охраны историко-культурных комплексов и объектов.
Что такое государственные природные заказники?
Под государственными природными заказниками понимаются территории
(акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического
баланса.
Они могут быть федерального или регионального значения, а также:
комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления
природных комплексов (природных ландшафтов);
биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для
сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в
том числе ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов;
палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых
объектов;
гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными
для сохранения и восстановления ценных водных объектов и
экологических систем;
геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и
комплексов неживой природы.
Государственные природные заказники федерального значения образуются решением
Правительства Российской Федерации на основании представления органов
исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного
1ЙГЙ1
на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды.
Государственные природные заказники регионального значения учреждаются
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с органами местного самоуправления.
Что понимается под памятниками природы?
Согласно статье 25 Федерального закона «Об особо охраняемых природных
территориях», памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в
экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные
комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Природные
объекты объявляются памятниками федерального значения, а занятые ими
территории - особо охраняемыми природными территориями федерального
значения, Правительством Российской Федерации по представлению органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Природные объекты и
комплексы объявляются памятниками регионального значения соответствующими
органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов утверждают границы и определяют режим
особой охраны находящихся в их ведении памятников природы. При этом
территории, занятые ими, могут быть изъяты у собственников, владельцев и
пользователей этих участков.
Дендрологические парки и ботанические сады
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными
учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в
целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также
осуществление научной, учебной и просветительной деятельности. Территории
дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для
выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются им в бессрочное
(постоянное) пользование. Находящиеся на балансе дендрологических парков и
ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Согласно статье 31 Федерального закона «Об особо охраняемых природных
территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и
профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными
лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер,
лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные
объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным
местностям. Такие местности выделяются в целях их рационального
использования и охраны их лечебных и оздоровительных свойств. Отнесение
территорий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке,
устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-
оздоровительных местностях и курортах.
Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профилактических
целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также
располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и
сооружениями.
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается
деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению
природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Что такое государственный кадастр особо охраняемых природных территорий?
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий -
это официальный документ, содержащий регулярно обновляемые сведения о всех
особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и
местного значения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996
г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных
территорий» кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с
использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением
принципа совместимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Кадастр ведется:
— по особо охраняемым природным территориям федерального значения,
являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной
власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся природные
территории;
— по особо охраняемым территориям регионального значения, являющимся
собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной
власти субъекта РФ;
— по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся
собственностью муниципальных образований, - органами местного
самоуправления.
Тема 20
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ, РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И
ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ
Что понимается
под экологической безопасностью?
Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей природной
среды от вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
Что такое
радиационная безопасность населения?
Радиационная безопасность населения, согласно статье 1 Федерального закона
«О радиационной безопасности населения», - это состояние защищенности
настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия
ионизирующего излучения.
/Такое состав законодательства об обращении с опасными и радиоактивными
веществами?
Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит
из федеральных законов, регулирующих обращение с опасными и радиоактивными
веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также
законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Важнейшими среди них являются Федеральные законы от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ
«О радиационной безопасности населения», от 3 апреля 1996 г. № 29-ФЗ «О
финансировании
— осуществлением органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и
гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области
радиационной безопасности;
— информированием населения о состоянии радиационной безопасности и мерах по
ее обеспечению;
— обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности. Для
планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной
безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территориальные)
программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной
безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами
исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 815 утверждена
Программа развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998—2005 годы
и на период до 2010 года, уточняющая подпрограммы, входящие в состав
Федеральной целевой программы «Топливо и энергия». Ос-новными целями
Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей
тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной эксплуатации
действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной безопасности,
надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подготовка к созданию
замкнутого цикла сжигания дол-гоживущих радиоактивных продуктов отработанного
топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на
принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к
крупномасштабному развития атомной энергетики. Достижение основных целей
Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздействия на окружающую
природную среду, экономию органического топлива, развитие научно-технического
потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест,
расширение экспортных возможностей страны и международной кооперации в
области атомной энергии. Программой предусматривается, в частности,
совершенствование обращения с радиоактивными отходами на АЭС и площадках
исследовательских реакторов. Что такое «отходы» и каковы меры охраны от них
окружающей природной среды?
Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному закону от 24
июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», понимаются
остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов,
образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Помимо этого в Законе особо выделяются опасные отходы, под которыми
понимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опас-
ными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой
радиацией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые
могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды
и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими
веществами (ст. 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155
утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых
отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отходами
понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения
(приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых
помещений), крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.
Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых
отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправления. Заказ
на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем
составления соответствующего документа - договора, квитанции, талона и т.п.
Качество предоставляемых услуг по вывозу бытовых отходов должно
соответствовать условиям договора, а при отсутствии таковых - обычно
предъявляемым к такого рода услугам требованиям.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования,
использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, говорится в
Федеральной целевой программе «Отходы» (принятой Постановлением Правительства
РФ от 13 сентября 1996 г.), ведет к опасному загрязнению окружающей среды,
нерациональному использованию природных ресурсов, значительному
экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и
будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около 7 млрд тонн
отходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн, или 26,6%. Для сравнения
отметим, что в США из отработанного металла стали производить 55%
соответствующей продукции. На международной конференции, прошедшей в 1992
году в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не может
развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе планета будет превращена
в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.
Так, основными целями Федеральной целевой программы «Отходы» являются
создание нормативной и технологической базы для реализации единой
государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях
управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации
загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет
максимального вовлечения отходов в хозяйственной оборот.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
— организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских разработок, направленных на создание перспективных ресур-
сосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и мето-Цдов
переработки и обезвреживания отходов;
- создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе
организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических,
информационных и контрольных регуляторов;
- реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных
видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап
крупномасштабного решения проблемы накопленных в стране отходов (а их уже в
1996 году было 80 млрд тонн) и технического перевооружения производства на
основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
По каждому мероприятию были определены этапы реализации, предусматривающие
предпроектную проработку, разработку технологической документации,
выполнение проектов и др. В Программе также были выделены первоочередные меры
по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования
отходов.
Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает
ртутьсодержащие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического
производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработки,
фосфогипс, золошлаковые отходы, нефтефелиновые хвосты, отходы углеобогащения,
древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы
сельскохозяйственного производства, медицинские отходы, твердые бытовые
отходы, отходы добычи и переработки
горнорудного сырья.
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,
Федерального экологического фонда, средств предприятий и привлеченных ими
средств.
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае
необходимости в установленном порядке может передавать осуществление части
функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия
Программы.
Кому принадлежит право собственности на отходы?
Согласно статье 4 Федерального закона, право собственности на отходы
принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или
продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых
эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено
другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной
сделки об отчуждении отходов.
Каковы полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами?
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов
РФ в области обращения с отходами;
- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в
области обращения с отходами;
- осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами;
- организация и осуществление государственного контроля и надзора в данной
области;
- разработка, утверждение и реализация федеральных программ и др.
Тема 21
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате
хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные
изменения окружающей среды.
Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологически
неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны
экологического бедствия.
Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и
иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей
природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных
экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются
зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально
уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды на основании государственной
экологической экспертизы.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность,
отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается
работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов,
оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его
генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограни-
чиваются отдельные виды природопользования, принимаются оперативные меры по
восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской
Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли
глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие
существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,
разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что
и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность
хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на
территории зоны населения, запрещается реконструкция, строительство новых
хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды
природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и
воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной
среды.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет
цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация
чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов
государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия
которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №
1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» утверждено Положение о классификации чрезвычай-[ ных ситуаций
природного и техногенного характера, согласно которому чрез-; вычайные
ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, !• пострадавших
в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены усло-|вия
жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы |;зон
распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой Цсвязи
чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные,
региональные, федеральные и трансграничные.
Так, к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой
пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше
1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных
размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона
чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской
Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие
факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная
ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской
Федерации.
В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана
важность экологических проблем (это произошло еще в начале XX века), но
предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению
надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на
принципиально иной основе: на принципах экологической безопасности,
сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических
ресурсов. Среди таких шагов, например, резолюция Бразильской конференции о
биологическом разнообразии, подписанная и Российской Федерацией, переход к
новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой
программой стабилизации и развития агропромышленного производства
Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа,
предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых
источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, по всему
миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее
время аэродинамические турбины производят достаточное количество энергии для
обеспечения электричеством 2,5 млн домов. Переход к экономике, учитывающей
проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело защиты окружающей
среды.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема 22
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Значение и необходимость международной охраны окружающей природной среды
Одной из существенных особенностей охраны природы является то, что нередко те
или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках
одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя
атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др.
Для их решения требуются согласованные действия не одного, а нескольких
государств, как правило определенных, а иногда и всего мирового сообщества.
Осознание необходимости согласованных действий всего мирового сообщества в
области охраны окружающей природной среды - характерная черта современности.
Успешное решение глобальных экологических проблем — непременное условие
существования и развития нашей цивилизации.
Каковы принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей
природной среды?
Принципы международного сотрудничества в области охраны природной среды
сформулирова-
ны и нормативно закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей природной
среды» (ст. 92). Таковыми являются:
1) каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных
экологических условиях;
2) каждое государство имеет право на использование окружающей природной
среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих
граждан;
3) экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за
счет других государств или без учета их интересов;
4) хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не
должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за
пределами его юрисдикции;
5) недопустимы любые виды хозяйственной и, иной деятельности, экологические
последствия которой непредсказуемы;
6) должен быть установлен контроль на глобальном, региональном, национальном
уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных
ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;
7) должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен
научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и
передовых природооберегающих технологий;
8) государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных
экологических ситуациях;
9) все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны
разрешаться только мирными средствами.
Что составляет понятие и каковы источники международного права охраны
окружающей природной среды? Международное право охраны окружающей природной
среды ~ это система таких норм права, содержащихся в международных
договорах, соглашениях, конвенциях, решениях международных организаций,
которые регулируют использование и охрану природных объектов и направлены на
обеспечение благоприятной окружающей среды.
Предметом международного права охраны окружающей природной среды являются
экологические отношения по поводу таких природных объектов, использование и
охрана которых требует согласованных действий сопредельных государств или
всего мирового сообщества, - мировой океан, воздушный бассейн, космос,
Антарктида, мигрирующие животные и др.
Источниками международного права охраны окружающей природной среды являются
международные договоры, соглашения, конвенции, резолюции и решения
международных организаций, конференций и др.
Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права охраны
окружающей среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, но
особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношения
по поводу использования и охраны
которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные
договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных
регионов - Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры и
фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового слоя и др.
Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР, и
вытекающие из них права и обязательства в области международной охраны и
использования природных объектов в настоящее время возлагаются на Российскую
Федерацию как правопреемника Советского Союза. Многие международные
соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией. Например,
Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в городе Рио-де-Жанейро
13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации
Конвенции о биологическом разнообразии»), имеющая важное значение для охраны
и использования животного и растительного мира.
Действующим российским законодательством установлен приоритет норм
международного права над внутренним законодательством. Это предусмотрено
статьей 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью нашей правовой системы, и если международным договором
установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. Аналогичное положение содержится и в Законе
«Об охране окружающей природной среды» |; 1991 года, статья 93 которого прямо
посвящена этому вопросу. 5 Так, под международно-правовую охрану был
поставлен шестой континент - Антарктида. Договором об Антарктике было
предусмотрено, что в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь
всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной
или предметом международных разногласий. Были, в частности, запрещены любые
мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений,
проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Была
провозглашена свобода научных исследований и сотрудничество. В этих целях
производится обмен информацией относительно планов науч-»ных работ в
Антарктике с тем, чтобы обеспечить максимальную экономию ^средств и
эффективность работ, осуществляется обмен научным персоналом 'между
экспедициями и станциями, обмен данными и результатами научных [аблюдений и
свободный доступ к ним. Любые ядерные взрывы в Антарк-" :е и удаление в этом
районе радиоактивных материалов запрещаются.
Были заключены Конвенция по охране фауны и флоры Африки, Кон-иция по защите
природы и сохранению флоры и фауны западного полуария и др.
Значительные меры приняты по международно-правовой охране и регули->ванию
использования запасов дикой фауны. Еще в 1902 году была заключена [еждународная
конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, в "~>рой
признавалась своевременность проведения соответствующих совмест-
ных мероприятий в этой области. Птицы, полезные в сельском хозяйстве, в
особенности насекомоядные, говорилось в статье 1, находятся под полной
охраной. Это означает, что птиц, перечисленных в особом Списке, запрещается
добывать в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда,
истреблять яйца и выводки.
Большое число различного рода международных соглашений и конвенций было
принято относительно охраны и использования водных и лесных ресурсов, а также
других природных объектов.
Значительная роль в международно-правовой охране окружающей природной среды
принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными
организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Таковы
принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972
года Декларация принципов и План мероприятий, включающий 109 пунктов, в
которых затрагиваются организационные, экономические, политические вопросы
охраны окружающей природной среды и взаимоотношения государств и
международных организаций в
данной сфере.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей 3—14 июня 1992
года в г. Рио-де-Жанейро, были подведены итоги двадцатилетней деятельности
по охране окружающей природной среды. На ней была принята Декларация, в
которой сформулированы основные принципы охраны окружающей природной среды,
а также документ «Повестка дня -XXI век», содержащий обширную программу
действий по охране природы в нынешнем столетии.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Экологическое право как отрасль права,
наука и учебная дисциплина ...................................3
Тема 2. Источники экологического права ................................9
Тема 3. Экологические правоотношения ................................14
Тема 4. Экологические права граждан ..................................18
Тема 5. Право собственности на природные ресурсы .....................23
Тема 6. Правовые основы регулирования природопользования
и охраны окружающей среды ..................................30
Тема 7. Экологическая безопасность
и правовые основы ее обеспечения .............................32
Тема 8. Правовые основы государственного регулирования
природопользования и охраны окружающей среды .................35
Тема 9. Экологическая экспертиза ....................................41
Тема 10. Экономико-правовой механизм
природопользования и охраны окружающей среды ...............53
Тема 11. Экологический контроль .....................................58
Тема 12. Юридическая ответственность
за экологические правонарушения .............................61
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 13. Правовое регулирование использования и охраны земель ........69
Тема 14. Правовое регулирование использования и охраны вод ...........77 5
Тема 15. Правовая охрана атмосферного воздуха ......................88
Тема 16. Правовое регулирование использования и охраны недр ..........98
Тема 17. Правовое регулирование использования
и охраны лесов и растительного мира вне лесов ...............105
Тема 18. Правовое регулирование использования
и охраны животного мира ..................................119
Тема 19. Правовой режим особо охраняемых
природных территорий и объектов .......................... .130
Тема 20. Правовое регулирование обращения
с опасными, радиоактивными веществами
и твердыми отходами .....................................139 Ц
Тема 21. Правовой режим
экологически неблагополучных территорий ....................146
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема 22. Основные черты международной
правовой охраны окружающей среды ........................149
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|