Рефераты

Шпора: Крутая шпора

Конституция Российской Федерации предус­матривает и обязанность каждого

сохранять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природным

богатствам (ст. 58).

Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Законе «Об охране

окружаю­щей природной среды». Так, в ст. 11 Закона гово­рится, что каждый

гражданин имеет право на ох-

рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды,

вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катаст­роф,

стихийных бедствий. Более того, данным проблемам посвящен специ­альный раздел

Закона - раздел II «Право граждан на здоровую и благопри­ятную окружающую

природную среду», чего ранее никогда не было в нашем законодательстве. Все

это свидетельствует о неизмеримо возросшем значе­нии проблем охраны прав

человека и гражданина, в том числе и в сфере эко­логии.

Указанные права человека и гражданина обеспечиваются:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами

по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей

природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф,

стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, образованием

государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, орга­низацией

медицинского обслуживания населения;

- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях

благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном и административном порядке вреда, причи­ненного

здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды и иных

вредных воздействий на нее, в том числе последствий ава­рий и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и

соблюдением природоохранного законодательства, привлечением к ответственности

лиц, виновных в нарушении требований обеспечения эко­логической безопасности

населения.

S чем заключаются права граждан в области охраны окружающей природной среды и

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия?

Действующим законодательством, в том числе и Федеральным законом от 30 марта

1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения»,

детально урегулированы права граждан в указанной облас­ти. Так, согласно ст.

,8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 12 Закона

«Об охране окружающей природной среды» граж­дане имеют право:

~на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного

воздействия на человека;

- получать в соответствии с законодательством РФ в органах государствен­ной

власти, местного самоуправления, учреждениях государственной санитар-но-

эпидемиологической службы и юридических лиц информацию о санитар-но-

эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и

безопасности продукции производственно-технического назначения, пище-

вых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опаснос­ти

для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;

- создавать общественные объединения по охране окружающей природ­ной среды,

фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной

среды, вступать в члены таких объединений и фон­дов, вносить свои трудовые

сбережения;

- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и

демон­страциях, петициях, референдумах по охране окружающей природной сре­ды,

излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по

вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмот­рения;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации

экологически вредных объектов, ограничения, приостановления, прекраще­ния

деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицатель­ное

влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу

вследствие нарушения законодательства, действующего в данной сфере,

юридическими и физическими лицами;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан,

виновных в совершении экологических правонарушений.

Каковы права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной области?

Согласно ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения»

индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

- получать в соответствии с законодательством РФ в органах государст­венной

власти, местного самоуправления и учреждениях государственной са-нитарно-

эпидемиологической службы РФ информацию о санитарно-эпиде-миологической

обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

- принимать участие в разработке федеральными органами исполни­тельной

власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления

мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия

населения;

- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие

нарушения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами

санитарного законодательства, а также при осуще­ствлении санитарно-

противоэпидемических (профилактических) меропри­ятий, в порядке,

установленном законодательством РФ.

Что входит в обязанности граждан?

Граждане обязаны:

- принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования

природоохранного законодательства и установленные нормати­вы качества

окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать

природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе,

экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего

поколения;

- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан

на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Каковы обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?

Указанные субъекты обязаны:

- выполнят!/требования действующего законодательства в области охра­ны

окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благо­получия

населения, а также постановлений, предписаний и заключений ор­ганов и

должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в данной области;

- разрабатывать и проводить соответствующие профилактические меро­приятия;

- осуществлять производственный контроль за соблюдением действую­щих правил и

норм в соответствующей сфере;

- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики

контроля факторов среды обитания и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» особо оговорены правомочия

общественных экологических организаций в области охраны окружающей природной

среды. Таковыми являются:

- разработка, утверждение и пропаганда своих экологических про­грамм, защита

экологических прав и интересов граждан, развитие экологи­ческой культуры

населения, привлечение на добровольных началах граждан к активной

природоохранной деятельности;

- выполнение за счет собственных средств и добровольного трудового участия

населения работ по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению

окружающей среды, оказание всемерного содействия государ­ственным органам в

борьбе с нарушениями природоохранного законода­тельства, создание

общественных фондов по охране окружающей природ­ной среды и расходование их

на проведение экологических мероприятий;

- требовать предоставления достоверной и полной информации о за­грязнении

окружающей природной среды и мерах по ее охране;

- рекомендовать своих представителей для участия в государственной

экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объ­ектов,

проводить общественную экологическую экспертизу и др.

Какие существуют государственные гарантии экологических прав граждан и

общественных объединений?

Государство, говорится в ст. 14 Закона «Об охране окружающей природ­ной

среды», гарантирует экологическим и иным общественным объединени­ям,

выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализа­ции

предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в

соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъ­ектов. Органы

государственной власти, специально уполномоченные государ­ственные органы в

области охраны окружающей природной среды, их долж­ностные лица обязаны

оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в

осуществлении ими экологических прав и обя­занностей, принимать необходимые

меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранной

деятельности.

Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общест­венными

объединениями и гражданами их экологических прав и обязанно­стей,

привлекаются к ответственности в соответствии с действующим

зако­нодательством.

Тема 5

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Какие формы собственности

на природные ресурсы предусмотрены

действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные

ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных

формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусмат­ривая указанные формы собственности,

не приво­дит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для

предпринимательской и иной не за­прещенной законом деятельности, в том числе

и в сфере формирования иных форм и видов собст­венности на землю и другие

природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности

народов, прожива­ющих на соответствующей территории. Поэтому права на

использование данных ресурсов охраня­ются и гарантируются всей правовой

системой нашего государства. Особо важную роль земля иг­рает в

агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и

пространствен­ный базис всякой деятельности. С землей и други­ми природными

ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в

быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с

преобразова­ния отношений собственности и коренного из­менения форм

собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так,

зна-

менитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции

России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без

всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему

не­отъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю

отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в

аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С

реформиро­вания отношений собственности начались и преобразования в

современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»

монопо­лия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены

две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти

по­ложения данного Закона, ныне-утратившего силу, получили закрепление и

дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в

Консти­туции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные

ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью являются все земли и другие природ­ные

ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она

выступает в виде федеральной собственности и собственности субъек­тов

Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем

законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ

госу­дарственной собственностью в Российской Федерации является имущество,

принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная

собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам

Российской Федерации - республикам, краям, областям, горо­дам федерального

значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта

Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права

собственника осуществляют органы госу­дарственной власти в рамках их

компетенции, установленной актами, опре­деляющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной

собственности, закрепляются за государст­венными предприятиями и учреждениями

во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с действующим

законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собствен­ности и к

собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,

установленном соответствующим законодательством. Указом Президента Российской

Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано

целесообразным в соответствии с действую­щим законодательством осуществлять

разграничение государственной соб­ственности на природные ресурсы, определив

в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира

федеральные природные ре­сурсы исходя из принципа их общегосударственного

значения.

К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для

обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-

ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению

федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и

космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи,

метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также

другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных

государственных природных заповедников, национальных природных пар­ков,

государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоро­вительных

зон, других особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо

охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более

субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесен­ные к видам,

подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударствен­ное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов

Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных ор­ганов

государственной власти Российской Федерации и органов государствен­ной власти

республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто­номной

области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество,

принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также

другим муниципальным образованиям. От имени му­ниципального образования права

собственности осуществляют органы ме­стного самоуправления в рамках их

компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, за­крепляются

за муниципальными предприятиями и учреждениями во владе­ние, пользование и

распоряжение в соответствии с действующим законода­тельством.

Каким законодательством регулируется разграничение государственной

собственности на землю?

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государст­венной

собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регу­лирование

отношений в области разграничения государственной собствен­ности на землю

осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации, настоящим

Федеральным законом, другими федеральными за-

конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также

принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки у Российской Федера­ции, ее

субъектов и муниципальных образований возникает с момента госу­дарственной

регистрации права собственности на земельные участки. Осно­ванием для такой

регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении

перечней земельных участков, на которые соот­ветственно у Российской

Федерации, ее субъектов и муниципальных обра­зований возникает право

собственности на землю, а также вступившие в за­конную силу судебные решения

по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на кото­рые у

Российской Федерации возникает право собственности, является включение таких

земельных участков в состав:

- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных террито­рий

федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объ­ектами,

находящимися в федеральной собственности, земель обороны и бе­зопасности;

- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель

промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин­форматики и

космического обеспечения, энергетики и иного назначения; зе­мель водного

фонда, если на этих земельных участках располагается недвижи­мое имущество,

находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены

органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному

органу, а также государственному унитарному предпри­ятию, государственному

учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами

государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в

государственной собственности земельных участках распо­лагается

приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его при­ватизации в

собственности Российской Федерации; под поверхностью этих зе­мельные участков

находятся участки недр федерального значения;

- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, на­ходящееся

в федеральной собственности, или приватизированное недвижи­мое имущество,

находившееся до его приватизации в собственности Россий­ской Федерации.

Настоящим Законом определены также основания - внесения земель­ных участков в

перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов

Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юри­дических

лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-

ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принад­лежать

гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственнос­ти

закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование

и распоряжение землей и другими природными ресурсами осу­ществляется их

собственниками свободно, если это не наносит ущерба ок­ружающей среде и не

нарушает прав и законных интересов иных лиц. Уста­новлено также, что условия

и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит также соответствующие нормативные положе­ния о

праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда

достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве

собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3

марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации

«О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2 «Собственность на

недра» установлено, что недра в пределах территории Рос­сийской Федерации,

включая подземное пространство и содержащиеся в не­драх полезные ископаемые,

энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом куп­ли-продажи, дарения, наследования,

вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права

пользования недрами, то они могут отчуждать­ся или переходить от одного лица

к другому в той мере, в какой их оборот до­пускается федеральными законами.

Добытые же из недр полезные ископае­мые и иные ресурсы по условиям лицензии

могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности

субъектов Российской Феде­рации, муниципальной, частной и иных формах

собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного

природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из

недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами не­дра и содержащиеся в

них полезные ископаемые, энергетические и иные ре­сурсы, являющиеся

государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской

Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Ча­стная

же собственность, как и муниципальная, допускается только на обо­собленные

водные объекты. Обособленные водные объекты могут принад­лежать на праве

собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в

соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лес­ной фонд

и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел II)

Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса

установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-

кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,

на­ходящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит

ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и |

распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-

ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательст­ва

и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная

собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или

нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имуще­ство,

находящееся в общей собственности с определением долей, является до­левой

собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав

на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и

пре­дусматривает защиту права собственности и иных прав на природные

ресур­сы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие

природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как

основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные

природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой

системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защи­та частной,

государственной, муниципальной и иных форм собственности, что является важной

конституционной гарантией прав и законных интере­сов собственников,

владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной

правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии

государственной собственности на землю и иные природ­ные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и ин­тересов

собственников, владельцев и пользователей земли и других природ­ных ресурсов

служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно

земельному законодательству к таковым относятся:

— добровольный отказ от земельного участка или части его;

— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации,

крестьянского (фермерского) хозяйства;

— использование земли не по целевому назначению;

— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом

срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для

сельско­хозяйственного производства, в течение установленного законом срока,

за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода

мелио­ративного строительства;

— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

— нерациональное использование, выразившееся для земель

сельскохо­зяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение

по­следних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня,

ус­тановленного по кадастровой оценке земель;

— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных

сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

- использование земельного участка способами, приводящими к сниже­нию

плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона

продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-

исследо­вательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-

запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых

территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъек­тами

Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и за­конных

интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный

действующим законодательством порядок предоставления зе­мель для

несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотре­но, что для

строительства промышленных предприятий и для иных несельско­хозяйственных

нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем,

землепользователем земельные участки несельско­хозяйственного назначения или

иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные

угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами пер­вой

группы, для государственных и общественных нужд допускается только в

исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников

земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Изъ­ятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у

граждан может производиться после выделения по их желанию местной

адми­нистрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте

предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится зе­мельный

участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымае­мых и

возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участ­ков колхозов,

совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских уч­реждений и

учебных заведений, других государственных, кооперативных, об­щественных,

сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при

условии строительства по их желанию жилых, производст­венных и иных построек

взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая

упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации

предусматривает уголовную ответственность за такие преступле­ния, как порча

земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

Тема 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?

Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право

природопользо­вания». Природопользование как фактическое ис­пользование

человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей

природ­ной среды было всегда, независимо от форм орга­низации человеческого

общества и этапов его раз­вития, поскольку человек как часть природы вне

природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же

природопользования воз­никло лишь на определенном этапе развития

че­ловеческого общества вместе с возникновением государства и такого

регулятора общественных от­ношений, как право. Если под природопользова­нием

понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей

природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их

использование, которое урегулировано нормами права.

Право природопользования - это один из фун­даментальных институтов

экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного,

водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования

использо­вания природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и

воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии госу­дарства

на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего юридического

института и правомочия субъектов права и в настоящее время.

В правовой литературе различают право природопользования как юриди­ческий

институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как право­вой

институт природопользование представляет собой систему норм права,

оп­ределяющих характер и порядок использования природных богатств. Как

правомочие природопользование есть субъективное право того или иного

уча­стника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.

Право природопользования может быть классифицировано по различ­ным критериям:

основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и др. Особый

интерес представляет классификация права природо­пользования по его объектам,

поскольку она охватывает обширный круг об­щественных отношений, имеющих

значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном

и иных природоресурсных отраслях права. По данному основанию различают право

землепользования, недро-пользования, водопользования, лесопользования и др.

Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру и

основаниям его возникновения. По данному критерию различа­ют право общего и

специального природопользования.

Что понимается

под общим и специальным природопользованием?

Право общего природопользования признается за всеми субъектами (пото­му оно и

именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого

разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта права,

каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естествен­ных потребностей в

использовании тех или иных свойств и качеств окружаю­щей природной среды.

Такое право возникает не на основе каких-либо специ­альных разрешений, а в

силу самого закона или иных нормативных правовых актов. Так, в Гражданском

кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без

каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных

участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности,

использовать находящиеся на них природные объекты в пределах, допускаемых

законом и иными правовыми актами, а так­же собственником соответствующих

земельных участков. Аналогичные нормы содержатся в Водном кодексе РФ (ст.

27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется

гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разреше­ний

(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользова­ния

является одним из эффективнейших способов государственного регулиро­вания

природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18)

предусмотрена выдача лицензий на комплексное природополь­зование, под которым

понимается пользование природными комплексами в определенных территориальных

границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование выдаются специально

уполномоченными на то государственными „.органами Российской Федерации в

области охраны окружающей природной -среды с указанием: видов, объемов и

лимитов хозяйственной деятельности по ^Использованию природных ресурсов;

экологических требований, при которых опускается их использование и

последствий несоблюдения этих требований.

Тема 7

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?

Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в

научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще

достаточного законодательного закрепления.

Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье 72

предусматри­вает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению

Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще. Согласно

ста­тье 1 Закона Российской Федерации «О безопас­ности» безопасность - это

состояние защищен­ности важных интересов общества и государства от внутренних

и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую безопасность

можно определить как состояние защищенности человека, общества, государства и

окружающей среды от негативного природного и техногенно-го воздействия,

обеспечиваемое организацион­но-правовыми, экономическими, научно-

техни­ческими и иными средствами и способами.

Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?

Основными принципами обеспечения эколо­гической безопасности, то есть

руководящими

1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное

ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:

• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-|.ственной

деятельности;

обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и

иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую

опасность;

- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:

жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное

лицензирование производственно-хозяйственной дея-

•.• тельности, представляющей экологическую опасность;

;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически

• опасной деятельности;

- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.

экологической безопасности.

, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:

мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-

• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйствен­ной и

иной деятельности.

: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых институтом

экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и

классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологиче­ской

безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окру­жающую

природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по

обеспечению экологической безопасности, и др.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически неблагополучные

ситуации по степени опасности для окружающей природ­ной среды, здоровья

населения, состояния естественных экологических сис­тем, генетических фондов

растений и животных подразделяются на два вида: чрезвычайные экологические

ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми объявляются участки

территории России, где в результате хозяйст­венной и иной деятельности

происходят устойчивые отрицательные измене­ния в окружающей природной среде,

угрожающие здоровью населения, со­стоянию естественных экологических систем,

генетических фондов растений

:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-

•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые

•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное

ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, раз­рушение

естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,

Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих

ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей природной

среды, для здоровья человека и для территории и в целях й}?ссификации

экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную, **™"тывающую всю

нашу планету; национальную, касающуюся экологической пасности отдельно взятого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ