Шпора: Крутая шпора
Конституция Российской Федерации предусматривает и обязанность каждого
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 58).
Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в Законе «Об охране
окружающей природной среды». Так, в ст. 11 Закона говорится, что каждый
гражданин имеет право на ох-
рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды,
вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф,
стихийных бедствий. Более того, данным проблемам посвящен специальный раздел
Закона - раздел II «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую
природную среду», чего ранее никогда не было в нашем законодательстве. Все
это свидетельствует о неизмеримо возросшем значении проблем охраны прав
человека и гражданина, в том числе и в сфере экологии.
Указанные права человека и гражданина обеспечиваются:
- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами
по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей
природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий;
- социальным и государственным страхованием граждан, образованием
государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией
медицинского обслуживания населения;
- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях
благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;
- возмещением в судебном и административном порядке вреда, причиненного
здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных
вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и
соблюдением природоохранного законодательства, привлечением к ответственности
лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности
населения.
S чем заключаются права граждан в области охраны окружающей природной среды и
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия?
Действующим законодательством, в том числе и Федеральным законом от 30 марта
1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
детально урегулированы права граждан в указанной области. Так, согласно ст.
,8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 12 Закона
«Об охране окружающей природной среды» граждане имеют право:
~на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного
воздействия на человека;
- получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной
власти, местного самоуправления, учреждениях государственной санитар-но-
эпидемиологической службы и юридических лиц информацию о санитар-но-
эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и
безопасности продукции производственно-технического назначения, пище-
вых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности
для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
- создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды,
фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной
среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые
сбережения;
- принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и
демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды,
излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по
вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;
- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о
размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации
экологически вредных объектов, ограничения, приостановления, прекращения
деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное
влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу
вследствие нарушения законодательства, действующего в данной сфере,
юридическими и физическими лицами;
- ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан,
виновных в совершении экологических правонарушений.
Каковы права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной области?
Согласно ст. 9 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:
- получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной
власти, местного самоуправления и учреждениях государственной са-нитарно-
эпидемиологической службы РФ информацию о санитарно-эпиде-миологической
обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
- принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления
мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологиче-ского благополучия
населения;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие
нарушения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке,
установленном законодательством РФ.
Что входит в обязанности граждан?
Граждане обязаны:
- принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования
природоохранного законодательства и установленные нормативы качества
окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать
природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе,
экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего
поколения;
- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан
на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Каковы обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц?
Указанные субъекты обязаны:
- выполнят!/требования действующего законодательства в области охраны
окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, а также постановлений, предписаний и заключений органов и
должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в данной области;
- разрабатывать и проводить соответствующие профилактические мероприятия;
- осуществлять производственный контроль за соблюдением действующих правил и
норм в соответствующей сфере;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики
контроля факторов среды обитания и др.
В Законе «Об охране окружающей природной среды» особо оговорены правомочия
общественных экологических организаций в области охраны окружающей природной
среды. Таковыми являются:
- разработка, утверждение и пропаганда своих экологических программ, защита
экологических прав и интересов граждан, развитие экологической культуры
населения, привлечение на добровольных началах граждан к активной
природоохранной деятельности;
- выполнение за счет собственных средств и добровольного трудового участия
населения работ по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению
окружающей среды, оказание всемерного содействия государственным органам в
борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создание
общественных фондов по охране окружающей природной среды и расходование их
на проведение экологических мероприятий;
- требовать предоставления достоверной и полной информации о загрязнении
окружающей природной среды и мерах по ее охране;
- рекомендовать своих представителей для участия в государственной
экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов,
проводить общественную экологическую экспертизу и др.
Какие существуют государственные гарантии экологических прав граждан и
общественных объединений?
Государство, говорится в ст. 14 Закона «Об охране окружающей природной
среды», гарантирует экологическим и иным общественным объединениям,
выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации
предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в
соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Органы
государственной власти, специально уполномоченные государственные органы в
области охраны окружающей природной среды, их должностные лица обязаны
оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в
осуществлении ими экологических прав и обязанностей, принимать необходимые
меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранной
деятельности.
Должностные лица и граждане, препятствующие выполнению общественными
объединениями и гражданами их экологических прав и обязанностей,
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
Тема 5
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Какие формы собственности
на природные ресурсы предусмотрены
действующим законодательством?
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных
формах собственности.
Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности,
не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для
предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе
и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие
природные ресурсы.
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на
использование данных ресурсов охраняются и гарантируются всей правовой
системой нашего государства. Особо важную роль земля играет в
агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и
пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными
ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в
быту.
Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с
преобразования отношений собственности и коренного изменения форм
собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так,
зна-
менитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции
России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без
всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему
неотъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю
отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в
аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С
реформирования отношений собственности начались и преобразования в
современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»
монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены
две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти
положения данного Закона, ныне-утратившего силу, получили закрепление и
дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в
Конституции Российской Федерации.
Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные
ресурсы и каковы ее виды?
Государственной собственностью являются все земли и другие природные
ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она
выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов
Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем
законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ
государственной собственностью в Российской Федерации является имущество,
принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная
собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам
Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта
Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права
собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).
Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной
собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями
во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим
законодательством.
Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к
собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,
установленном соответствующим законодательством. Указом Президента Российской
Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано
целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять
разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив
в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира
федеральные природные ресурсы исходя из принципа их общегосударственного
значения.
К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для
обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государствен-
ных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению
федеральных органов государственной власти;
- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и
космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи,
метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также
другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных
государственных природных заповедников, национальных природных парков,
государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных
зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо
охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более
субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам,
подпадающим под действие международных договоров;
- месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов
Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;
- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Муниципальная собственность на природные объекты
Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права
собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются
за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и
распоряжение в соответствии с действующим законодательством.
Каким законодательством регулируется разграничение государственной
собственности на землю?
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной
собственности на землю» предусмотрено (ст. 1), что правовое регулирование
отношений в области разграничения государственной собственности на землю
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской -Федерации, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными за-
конами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
принимаемыми в соответствии с ними иными законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее
субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной
регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для такой
регистрации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении
перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право
собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения
по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на которые у
Российской Федерации возникает право собственности, является включение таких
земельных участков в состав:
- земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий
федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами,
находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
- земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель
промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и
космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель водного
фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество,
находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены
органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному
органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному
учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами
государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в
государственной собственности земельных участках располагается
приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в
собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельные участков
находятся участки недр федерального значения;
- земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся
в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество,
находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Настоящим Законом определены также основания - внесения земельных участков в
перечень земель, на которые возникает право собственности у субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).
Частная собственность на землю и другие природные ресурсы
Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических
лиц может находиться любое имущество, за исключением отдель-
ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать
гражданам или юридическим лицам.
Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности
закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их
собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия
и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Законодательство содержит также соответствующие нормативные положения о
праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда
достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве
собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3
марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
«О недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2 «Собственность на
недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации,
включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования,
вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права
пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица
к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии
могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах
собственности.
Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного
природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из
недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в
них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся
государственной собственностью.
Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской
Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная
же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные
водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве
собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в
соответствии с гражданским законодательством.
Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд
и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раз-Дел II)
Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса
установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древес-но-
кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,
находящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит
ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и |
распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-
ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства
и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Частная
собственность может быть индивидуальной и общей.
Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или
нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество,
находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой
собственностью, без определения долей - совместной собственностью.
Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав
на природные ресурсы?
Действующее законодательство содержит определенные гарантии и
предусматривает защиту права собственности и иных прав на природные
ресурсы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей
территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные
природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой
системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности, что является важной
конституционной гарантией прав и законных интересов собственников,
владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной
правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополии
государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.
Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и интересов
собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов
служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно
земельному законодательству к таковым относятся:
— добровольный отказ от земельного участка или части его;
— прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации,
крестьянского (фермерского) хозяйства;
— использование земли не по целевому назначению;
— систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом
срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;
— неиспользование земельного участка, предоставленного для
сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока,
за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода
мелиоративного строительства;
— изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;
— нерациональное использование, выразившееся для земель
сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение
последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня,
установленного по кадастровой оценке земель;
— изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных
сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
- использование земельного участка способами, приводящими к снижению
плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.
Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона
продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-
исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-
запо-ведного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых
территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъектами
Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и законных
интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный
действующим законодательством порядок предоставления земель для
несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотрено, что для
строительства промышленных предприятий и для иных несельскохозяйственных
нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем,
землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или
иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные
угодья худшего качества по кадастровой оценке.
Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой
группы, для государственных и общественных нужд допускается только в
исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.
Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников
земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у
граждан может производиться после выделения по их желанию местной
администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте
предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный
участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и
возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.
Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков колхозов,
совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и
учебных заведений, других государственных, кооперативных, общественных,
сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при
условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек
взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая
упущенную выгоду.
Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации
предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча
земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.
Тема 6
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Что понимается под правом природопользования и каковы его виды?
Прежде всего, необходимо различать понятия «природопользование» и «право
природопользования». Природопользование как фактическое использование
человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей
природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого
общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне
природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же
природопользования возникло лишь на определенном этапе развития
человеческого общества вместе с возникновением государства и такого
регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием
понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей
природной среды и ее объектов, то право природопользования — это такое их
использование, которое урегулировано нормами права.
Право природопользования - это один из фундаментальных институтов
экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного,
водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования
использования природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и
воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии государства
на землю (1990 г.). Не утратило оно своего значения важнейшего юридического
института и правомочия субъектов права и в настоящее время.
В правовой литературе различают право природопользования как юридический
институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как правовой
институт природопользование представляет собой систему норм права,
определяющих характер и порядок использования природных богатств. Как
правомочие природопользование есть субъективное право того или иного
участника правоотношения по использованию тех или иных природных объектов.
Право природопользования может быть классифицировано по различным критериям:
основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и др. Особый
интерес представляет классификация права природопользования по его объектам,
поскольку она охватывает обширный круг общественных отношений, имеющих
значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном
и иных природоресурсных отраслях права. По данному основанию различают право
землепользования, недро-пользования, водопользования, лесопользования и др.
Важное значение имеет и классификация права природопользования по характеру и
основаниям его возникновения. По данному критерию различают право общего и
специального природопользования.
Что понимается
под общим и специальным природопользованием?
Право общего природопользования признается за всеми субъектами (потому оно и
именуется общим). Для его осуществления не требуется какого-либо особого
разрешения. Оно считается как бы естественным правом каждого субъекта права,
каждого гражданина и принадлежит ему в силу его естественных потребностей в
использовании тех или иных свойств и качеств окружающей природной среды.
Такое право возникает не на основе каких-либо специальных разрешений, а в
силу самого закона или иных нормативных правовых актов. Так, в Гражданском
кодексе РФ (ст. 262) предусмотрено, что граждане имеют право свободно, без
каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных
участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности,
использовать находящиеся на них природные объекты в пределах, допускаемых
законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующих
земельных участков. Аналогичные нормы содержатся в Водном кодексе РФ (ст.
27), Лесном кодексе (ст. 21) и др.
Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется
гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений
(лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования
является одним из эффективнейших способов государственного регулирования
природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18)
предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под которым
понимается пользование природными комплексами в определенных территориальных
границах. Лицензии на комплексное природо-; пользование выдаются специально
уполномоченными на то государственными „.органами Российской Федерации в
области охраны окружающей природной -среды с указанием: видов, объемов и
лимитов хозяйственной деятельности по ^Использованию природных ресурсов;
экологических требований, при которых опускается их использование и
последствий несоблюдения этих требований.
Тема 7
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Что такое экологическая безопасность и каковы ее виды?
Понятие экологической безопасности прочно и, очевидно, навсегда вошло и в
научный оборот, и в повседневную практику, хотя и не получило еще
достаточного законодательного закрепления.
Основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации — в статье 72
предусматривает, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
Экологическая безопасность — это один из видов безопасности вообще. Согласно
статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» безопасность - это
состояние защищенности важных интересов общества и государства от внутренних
и внешних угроз. Исходя из этой общей дефиниции экологическую безопасность
можно определить как состояние защищенности человека, общества, государства и
окружающей среды от негативного природного и техногенно-го воздействия,
обеспечиваемое организационно-правовыми, экономическими, научно-
техническими и иными средствами и способами.
Каковы основные принципы обеспечения экологической безопасности?
Основными принципами обеспечения экологической безопасности, то есть
руководящими
1»даеями, лежащими в основе этой деятельности, которые нашли то или иное
ряражение и закрепление в нормативных правовых актах, являются:
• презумпция экологической опасности всякой производственно-хозяй-|.ственной
деятельности;
обязательность экологической экспертизы производственно-хозяйст-fiBCHHoft и
иной деятельности, представляющей или могущей представлять |н экологическую
опасность;
- осуществление такой деятельности возможно лишь при наличии поло-|:
жительного заключения экологической экспертизы; | - - обязательное
лицензирование производственно-хозяйственной дея-
•.• тельности, представляющей экологическую опасность;
;;; - запрещение, приостановление или ограничение всякой экологически
• опасной деятельности;
- государственный и общественный надзор и контроль за обеспечением А.
экологической безопасности.
, Названные принципы обеспечения экологической безопасности, сфор-,:
мулированные в самой общей форме, могут быть уточнены и конкретизиро-
• ваны применительно к тем или иным видам производственно-хозяйственной и
иной деятельности.
: г Учитывая огромный объем разнообразных отношений, охватываемых институтом
экологической безопасности, они могут быть конкретизированы ,и
классифицированы по тем или иным основаниям: по объектам экологической
безопасности; средствам, оказывающим негативное влияние на окружающую
природную среду; территориям, на которых проводятся те или иные меры по
обеспечению экологической безопасности, и др.
В Законе «Об охране окружающей природной среды» экологически неблагополучные
ситуации по степени опасности для окружающей природной среды, здоровья
населения, состояния естественных экологических систем, генетических фондов
растений и животных подразделяются на два вида: чрезвычайные экологические
ситуации и зоны экологического бедствия. Первыми объявляются участки
территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности
происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде,
угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем,
генетических фондов растений
:,И животных. Ко вторым относятся участки территории страны, где в резуль-
•:. tare хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые
•^изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существен-|: ное
ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение
естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. >;.:.jA,
Представляется возможным использовать деление чрезвычайных экологи-Ч^Ческих
ситуаций на указанные виды по степени их опасности для окружаю-|Щей природной
среды, для здоровья человека и для территории и в целях й}?ссификации
экологической безопасности, подразделив ее на: глобальную, **™"тывающую всю
нашу планету; национальную, касающуюся экологической пасности отдельно взятого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|