Рефераты

Шпора: Крутая шпора

государства; региональную, применительно к

тем или иным регионам государств; местную, касающуюся отдельных мест­ностей;

индивидуальную, когда речь идет об экологической безопасности ин­дивидуума;

человека, гражданина, его жилища, гарантиях и защите его эколо­гических прав

и законных интересов в данной области.

Каковы объекты и субъекты экологических правоотношений по обеспечению

экологической безопасности?

Основными объектами экологической безопасности являются: человек, его

объединения и общество в целом; государство; окружающая природная среда и ее

составляющие - отдельные природные объекты, экосистемы, осо­бо охраняемые

природные территории и др.

Как предусмотрено Российской Конституцией (ст. 2), человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и

свобод гражданина - обязанность государства. Под охрану государства и права в

данной сфере поставлено прежде всего здоровье человека, а также его

имуще­ство и законные интересы, что нашло отражение в ряде нормативных

правовых актов. Так, в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-

эпидемио-логическом благополучии населения» такое состояние население, а

следова­тельно, и человека определено как состояние его здоровья, среды

обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека

и обеспечи­ваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1

Закона).

В Законе «Об охране окружающей природной среды» также уделено оп­ределенное

внимание охране природных объектов, которые подразделяются на две группы:

объекты, подлежащие охране от загрязнения, порчи, повреж­дения, истощения,

разрушения на территории Российской Федерации и ре­спублик в ее составе и

особо охраняемые объекты. К первой группе отнесе­ны: земля, ее недра,

поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная

растительность, животный мир, микроорганизмы, гене­тический фонд, природные

естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, ландшафты. Во

вторую группу объектов входят: государст­венные природные заповедники,

природные заказники, национальные при­родные парки, памятники природы,

редкие, находящиеся под угрозой ис­чезновения виды растений, животных и места

их обитания.

Говоря о гражданах, их общественных и иных организациях и государст­ве как

объектах правоотношений по обеспечению экологической безопасно­сти, следует

добавить, что они в то же время являются важнейшими субъек­тами указанных

правоотношений, то есть носителями прав и обязанностей в соответствующих

сферах обеспечения экологической безопасности. Необ­ходимо также иметь в

виду, что такая «двойственность» свойственна не толь­ко гражданам, их

объединениям и государству, но и таким формированиям, как государственные

природные заповедники, национальные парки, заказ­ники и т.п., которые также

представляют собой и объекты правоотношений по экологической безопасности, и

субъекты этих отношений. Что же касает­ся таких природных объектов, как

земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, то они, как и

окружающая природная среда в це­лом, не обладая правосубъектностью, выступают

только в качестве объектов соответствующих правоотношений.

ЙГема 8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Понятие государственного регулирования

природопользования

и охраны окружающей среды

Под государственным регулированием в сфе­ре природопользования и охраны

окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению

рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды.

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на

усиление в со­временный период экономических методов уп­равления, роль

административно-правового ме­ханизма в охране природной среды остается

значительной и во многом определяющей. Необ­ходимо также иметь в виду особую

специфику организации управления в сфере использования и охраны природных

ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражаюигуюся в комплексном

подходе к их использованию и ох­ране, в разделении хозяйственно-

организатор­ских и контрольно-надзорных полномочий.

Каковы основные функции государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей среды?

Основными функциями государственного регулирования в области

природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране

окружающей природной среды;

- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планиро­вание,

финансирование, лицензирование;

- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за со­блюдением

природоохранительного законодательства.

Каковы основные методы государственного регулирования природопользования и

охраны окружающей природной среды? Основные методы государственного

регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды,

определяющими в настоящее вре­мя его характер и основное содержание, —

административные и экономиче­ские методы. Если для первых характерными

являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое

стимулирование их деятельно­сти по рациональному использованию и охране

природных ресурсов и окру­жающей природной среды в целом.

Для периода перехода к рыночной экономике типично резкое усиление

экономических методов в регулировании общественных отношений вообще, в том

числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Однако ни о какой замене, и тем более исключении административных методов в

данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, несмо­тря на широкое

распространение разнообразных экономических методов в данной сфере отношений,

административно-правовое регулирование и адми­нистративные методы охраны и

обеспечения рационального использования природных ресурсов сохраняют свое

значение. Применяются такие методы управления, как предписания, запреты и

дозволения. Большое место в дея­тельности природоохранных органов занимает

выдача соответствующих разрешений на использование природных ресурсов

(лицензирование), согласование тех или иных видов деятельности,

рекомендации по рациональному использованию и охране окружающей природной

среды.

Какова система органов исполнительной власти

в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружаю­щей природной

среды - задача всего государственного механизма, всех го­сударственных

органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются спе­циально

уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение

рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей

природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72),

при­родопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической

безопасности, особая охрана определенных природных территорий, охрана

памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Россий­ской

Федерации и ее субъектов - республик, краев, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфе-|ре

природопользования и охраны окружающей среды является деление их i-да органы-

общей и специальной компетенции. К первым на федеральном |уровне относятся

Президент Российской Федерации, Федеральное Собра-| ние, Правительство РФ; ко

вторым - министерства Российской Федерации, государственные комитеты РФ,

федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и

функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с "Указом

Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных

органов исполнительной власти» были упразднены Министер­ство охраны

окружающей среды и природных ресурсов, Комитет Россий­ской Федерации по

водному хозяйству и Комитет Российской Федерации по геологии и использованию

недр и на их базе были образованы Министерст­во природных ресурсов Российской

Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей

среды и природных ресур­сов. Было установлено также, что территориальные

органы федеральных ор­ганов исполнительной власти создаются федеральными

органами исполни­тельной власти с разрешения Правительства Российской

Федерации для осуществления полномочий указанных органов в регионах.

Создание, реор-' ганизация и ликвидация указанных территориальных органов,

назначение на должность и освобождение от должности их руководителей

осуществля­ется соответствующим федеральным органом исполнительной власти

после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-

.дерации. Содержание территориальных подразделений федеральных орга­нов

исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета,

предусматриваемых на государственное управление, кроме терри­ториальных

органов федеральных органов исполнительной власти, финан­сируемых по другим

статьям бюджета.

Совершенствование системы органов исполнительной власти в области

использования и охраны окружающей природной среды продолжается и по сей день.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. «О структуре

федеральных органов исполнительной власти» были упраздне­ны: Государственный

комитет Российской Федерации по земельной поли­тике, Государственный комитет

Российской Федерации по охране окружа­ющей среды, Федеральная служба лесного

хозяйства России. Образована федеральная служба земельного кадастра России,

которой была передана '"еть функций упраздненного Государственного комитета

Российской Фе-:рации по земельной политике. Министерству природных ресурсов

Рос-мйской Федерации были переданы функции упраздненных Государствен-i

комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и ;ральной службы

лесного хозяйства России. В связи со значительным [прением функций указанного

министерства была существенно измене-Есгруктура его органов. На основании

Постановления Правительства Рос-""тской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495

«Вопросы Министерства при-

родных ресурсов Российской Федерации» в ведение данного министерства были

переданы по состоянию на 1 апреля 2000 г. организации, находившие­ся в

ведении упраздненных Государственного комитета Российской Федера­ции по

охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйст­ва России/Кроме

того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от

14 сентября 2000 г. «О внесении дополнений в Постановление Правительства

Российской Федерации от 6 июля 2000 г. № 495» было принято предложение

Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации о формировании в

министерстве и его территориальных органах на основе подразделений,

осуществлявших специальные функции управления в сфере природопользования и

охраны окружающей природной среды, соответствующих блоков: государственной

водной службы, государ­ственной лесной службы и государственной службы охраны

окружающей природной среды под руководством первых заместителей министра.

Были также внесены существенные изменения в нормативные акты, оп­ределяющие

правовой статус данного министерства. Так, Постановлением от 22 сентября 2000

г. № 726 было утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, в

котором довольно подробно определены право­мочия последнего в области

управления рациональным использованием и охраной лесов, а также в области

охраны окружающей природной среды, чем в значительной мере, если не

полностью, были сняты возражения, свя­занные с упразднением указанных

органов. Так, в области использования и охраны лесного фонда и ведения

лесного хозяйства в Положении предусмо­трено, что Министерство природных

ресурсов РФ, в частности, организует и обеспечивает рациональное,

многоцелевое, непрерывное и неистощимое лесопользование, воспроизводство,

охрану и защиту лесов, проведение мер по лесному семеноводству, рациональное

использование земель лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих,

защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных свойств лесов.

В области охраны окружающей природной среды Министерство природ­ных ресурсов

Российской Федерации:

- обеспечивает совместно с другими федеральными органами исполни­тельной

власти разработку природоохранных и экологических требований для учета их в

государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и

нормативно-технических документов;

- разрабатывает, согласовывает и утверждает по согласованию с

соответ­ствующими федеральными органами исполнительной власти в. пределах

своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методиче­ские

документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных

отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;

- участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологиче­ского

воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в обла­сти охраны

окружающей природной среды и сохранения экологического разнообразия и др.

Что же касается функций упраздненного Государственного комитета 'Российской

Федерации по земельной политике, то в соответствии с назван-; ным Указом

Президента Российской Федерации они были переданы вновь /образованной

Федеральной службе земельного кадастра России и Минис-/терству имущественных

отношений Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июля 2000 г.

№ 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадаст­ра России» указанная

служба является федеральным органом исполнитель­ной власти по

государственному управлению земельными ресурсами, осуще-'• ствляющим

специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.)

функции по ведению государственного земельного ка­дастра и государственного

учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов

недвижимого имущества, по землеуст­ройству, государственной кадастровой

оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за

использованием и охраной земель. Таким об­разом, Федеральной службе

земельного кадастра России также были переда­ны территориальные органы

упраздненного Госкомзема.

Частично функции Государственного комитета Российской Федерации по земельной

политике были переданы Министерству имущественных отно­шений Российской

Федерации, которое согласно Постановлению Прави­тельства Российской Федерации

от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Ми­нистерства имущественных отношений

Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим следую­щие функции:

- проведение единой государственной политики в области Имуществен­ных и

земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение государственным имуще­ством и

земельными ресурсами в пределах своей компетенции;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и оценочной де­ятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством Россий­ской

Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отно­шений,

которую ведут иные федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Значительную роль в охране окружающей природной среды играет Министерство

сельского хозяйства Российской Федерации и его органы на местах. Как

предусмотрено положением сданном министерстве, утвержден­ным постановлением

Правительства от 29 ноября 2000 г. № 901, Министер­ство сельского хозяйства и

его территориальные органы являются специаль­но уполномоченными

государственными органами в области мелиорации ^земель; охраны, контроля и

регулирования использования объектов живот­ного мира, отнесенных к объектам

охоты, и среды их обитания, а также ох-•"""1Ы окружающей природной среды в

этой сфере деятельности; обеспече-плодородия земель сельскохозяйственного

назначения; безопасного [ения с пестицидами и агрохимикатами; использования,

охраны и за-

щиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находивших­ся во

владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в без­возмездное

пользование.

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. было

ут­верждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности

Российской Федерации по экологической безопасности, созданной в целях

ре­ализации возложенных на Совет Безопасности задач в области обеспечения

экологической безопасности Российской Федерации. К ее функциям, в част­ности,

относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз жизнен­но важным

интересам личности, общества и государства; оценка существую­щих и

прогнозирование потенциальных источников экологической опасности; подготовка

предложений Совету Безопасности по решению экологических проблем, связанных с

защитой здоровья населения, с обеспечением экологи­ческой безопасности в

промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях

экономики, с уничтожением химического, ядерного и дру­гих видов оружия в

соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также с

ликвидацией зон экологического бедствия или неблаго­получия на территории

Российской Федерации и др.

Тема 9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Что понимается

под экологической экспертизой?

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об

экологической экспертизе», экологическая экспертиза - это ус­тановление

соответствия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности экологическим

требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экологической

экспертизы в целях преду­преждения возможных неблагоприятных воздей­ствий

этой деятельности на окружающую природ­ную среду и связанных с ними

социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической

экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действу­ющему законодательству основывается

на следу­ющих принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой

хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до

принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на ок­ружающую природную среду

хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологи­ческой безопасности при проведении

экологиче­ской экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче­скую

экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществле­нии ими

Своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической

экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета

общественного мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересован­ных лиц

за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Какие существуют виды экологической экспертизы?

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида эколо­гической

экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально

уполномоченными государственными органами в области эко­логической экспертизы

в порядке, установленном действующим законода­тельством. Государственная

экологическая экспертиза проводится на феде­ральном уровне и на уровне

субъектов Российской Федерации.

Что является объектами государственной экологической экспертизы на

федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:

- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и не­нормативного

характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на

окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-

методических документов, утверждаемых органами госу­дарственной власти

Российской Федерации, регламентирующих хозяйст­венную и иную деятельность,

которая может оказать воздействие на окружа­ющую природную среду, в том числе

использование природных ресурсов и охрану природной среды;

- материалы, подлежащие утверждению органами государственной влас­ти

Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов разви­тия и

размещения производительных сил на территории Российской Федера­ции, в том

числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономичес­ких,

научно-технических и иных федеральных программ, при реализации ко­торых может

быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных эконо­мических

зон и территории с особым режимом природопользования и веде­ния хозяйственной

деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Фе­дерации,

в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и терри-

Цториальной организации производительных сил Российской Федерации;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной ор-Цганизации

производительных сил крупных регионов и национально-госу-;>дарственных

образований;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых ; участвует

Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

— технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконст­рукции,

расширения, технического перевооружения, консервации и ликвида­ции

организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и

другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомствен­ной

принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать

воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более

субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по со­зданию гражданами

или юридическими лицами Российской Федерации с учас­тием иностранных граждан

или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в

которых превышает пятьсот тысяч долларов;

— технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной дея­тельности,

которая может оказывать воздействие на окружающую природ­ную среду

сопредельных государств, или для осуществления которой необ­ходимо

использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или

которая затрагивает интересы сопредельных государств, опре­деленные

Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном

контексте;

— материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабаты­вающей

промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые

находятся в ведении Российской Федерации;

— проекты международных договоров;

— иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность,

которая способна оказывать прямое или косвенное воздейст-. вне на окружающую

природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской

Федерации, и др.

/Такие органы являются специально .уполномоченными государственными органами

в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области ^экологической

экспертизы являются федеральный специально на то упол-|Шомоченный

государственный орган в области охраны окружающей природ-|,,Мой среды —

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные

органы, которые имеют исключительное право на прове-ение государственной

экологической экспертизы и осуществляют соответ-ющие функции через свои

подразделения, специализирующиеся на ор-Щшзации и проведении экологической

экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально

уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы? К

полномочиям названного органа относятся:

- разработка порядка и регламента проведения государственной эколо­гической

экспертизы;

- организация и проведение государственной экологической эксперти­зы

соответствующих объектов, в том числе формирование экспертных ко­миссий; •

- установление правил определения срока и условий действия положи­тельного

заключения государственной экологической экспертизы;

- .разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и

ин­структивно-методических документов, обеспечивающих реализацию

Феде­рального закона «Об экологической экспертизе» в части проведения

госу­дарственной экологической экспертизы;

- научное и методологическое обеспечение государственной экологиче­ской

экспертизы;

- организация информационного обеспечения государственной эколо­гической

экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные стать­ей 7

Федерального закона «Об экологической экспертизе», и др.

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии

обя­зательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком

материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспер­тизе»,

установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и

при наличии в составе представленных материалов:

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме,

который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки

воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности,

которая подлежит государственной экологической экспертизе;

- положительных заключений и документов согласования органов феде­рального

надзора и контроля с органами местного самоуправления, получа­емых в

установленном порядке;

- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае

его рассмотрения указанными органами и заключений обществен­ной экологической

экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологической экс­пертизы с

гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных

органами местного самоуправления.

Установлено также, что государственная экологическая экспертиза прово­дится

при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей

государственной экологической экспертизе. Начало срока прове­дения

государственной экологической экспертизы устанавливается не позд-

ре чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых

териалов и документов. Срок проведения государственной экологической спертизы

определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не кен превышать

шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной ко-рииссией,

образованной специально уполномоченным государственным орга-|дом в области

экологической экспертизы. Результатом проведения государ-КСгвенной

экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее ^установленным

требованиям. Повторное проведение государственной эколо-ргической экспертизы

осуществляется на основании решения суда или арбит­ражного суда.

Как осуществляется формирование I государственной экспертной комиссии?

'§' Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального co­la: става,

назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляют-;;£ ся

соответствующим специально уполномоченным государственным орга-

#• ном в области экологической экспертизы. Формирование экспертной и!

комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

£ Каков правовой статус эксперта

I государственной экологической экспертизы?

4 Экспертом государственной экологической экспертизы является специа-.: лист,

обладающий научными и практическими познаниями по рассматривае-

• мому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению госу-

.•; дарственной экологической экспертизы. Экспертом государственной

экологической экспертизы не может быть представитель заказчика докумен-

s тации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разра-3

ботчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, со-:;•

стоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных :й

договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоя-J щего

с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных от-УУ

ношениях. Щ: Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

II — заявлять специально уполномоченному государственному органу о

не-йобходимости представления заказчиком на государственную экологическую

дополнительных материалов для всесторонней и объективной объектов

государственной экологической экспертизы; :— формулировать особое мнение по

объекту государственной экологиче->й экспертизы, которое прилагается к

заключению государственной эко-тической экспертизы. Эксперт обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный ана-

представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов [етом

передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники,

определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федера­ции в

области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам

субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей при­родной среды,

нормативно-техническим документам и представлять заключе­ние по таким

материалам;

- соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов

об экологической экспертизе;

- соблюдать установленные специально уполномоченным государствен­ным органом

в области экологической экспертизы порядок и сроки прове­дения

государственной экологической экспертизы;

- обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключе­ния по

объекту экологической экспертизы;

- участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при про­ведении

государственной экологической экспертизы заключения обществен­ной

экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного

самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные

предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельнос­ти,

являющейся объектом государственной экологической экспертизы;

- обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведе­ний,

представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической

экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содер­жать

обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду

хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит го­сударственной

экологической экспертизе, и о возможности реализации объ­екта государственной

экологической экспертизы. Оно должно быть одобре­но квалифицированным

большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию

на проведение экологической экспер­тизы, выдаваемому специально

уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К

заключению должны быть приложе­ны особые обоснованные мнения ее экспертов, не

согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии,

ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть

изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экс­пертной комиссией,

после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в

области экологической экспертизы приобретает статус заключения

государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является

обязательным условием финансирования и реализации объекта го­сударственной

экологической экспертизы. Такое заключение имеет юриди­ческую силу в течение

срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в

области экологической экспертизы, проводя-

ям конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет

эридическую силу в случае:

?>•• — доработки объекта государственной экологической экспертизы по

за-ечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномочен-|ным на то

государственным органом в области охраны окружающей природ-дной среды;

— реализации объекта государственной экологической экспертизы с от-:

отуплениями от документации, получившей положительное заключение

го­сударственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в

указанную документацию;

— истечения срока действия положительного заключения государствен-; ной

экологической экспертизы;

— внесения изменений в проектную и иную документацию после по­лучения

положительного заключения государственной экологической экс­пертизы.

При наличии отрицательного заключения государственной экологической

экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования

обязательного проведения государственной экологической экспертизы проек­та

международного договора является основанием для признания его

недей­ствительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы

заказчик вправе представить соответствующие материалы на по­вторную

государственную экологическую экспертизу при условии их пере­работки с учетом

замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть ос­порены в

судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граж­дан и

общественных организаций, а также органов местного самоуправления

общественными организациями, основным направлением деятельности кото­рых

является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и

проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в уста-|«

ношенном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что |й

государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, ^сведения

о которых составляют государственную, коммерческую или же ох­раняемую законом

тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения го-

рударственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касает-тех же

объектов, что и государственная экспертиза, за исключением ука-нных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную "экологи­ческую

экспертизу в установленном законом порядке, имеют право: 7

- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в

установленном законом объеме;

- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавлива­ющей

требования к проведению государственной экологической экспертизы;

- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в

за­седаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и

участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной .

экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии госу­дарственной

регистрации заявления общественных организаций о ее осуще­ствлении. Орган

местного самоуправления в семидневный срок со дня пода­чи заявления о

проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать

или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было

отказано в указанный срок, считается зарегистрирован­ным со всеми вытекающими

последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении

общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной

экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

- общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведе­на в

отношении объекта общественной экологической экспертизы;

- общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта,

сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную

охраняемую законом тайну;

- порядок государственной регистрации общественной организации не

соответствует установленному законом;

- устав общественной организации, организующей и проводящей обще­ственную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ