Рефераты

Шпора: Крутая шпора

экологическую экспертизу, не соответствует установленным тре­бованиям;

- не выполнены требования к содержанию заявления о проведении об­щественной и

экологической экспертизы.

Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о

проведении общественной экологической экспертизы предус­мотрен статьей 24

Федерального закона «Об экологической экспертизе» и является исчерпывающим.

Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной

регистрации заявления о проведении об­щественной экологической экспертизы.

1 каких условиях заключение общественной экологической мертизы приобретает

юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юри-ческую силу

после его утверждения специально уполномоченным государ-венным органом в

области экологической экспертизы. В этих случаях на ру-эводителя и членов

экспертной комиссии общественной экологической кепертизы распространяются

установленные законом формы ответственнос-[ за допущенные правонарушения.

<а/сов порядок финансирования экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе

повторного проведения, ведется за счет средств заказчика документации,

подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответст-яи со

сметой расходов и порядком проведения такой экспертизы, определяе­мыми

осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномочен­ным

государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы происходит |за счет

собственных средств общественных организаций (объединений), об-щественных

экологических и других фондов, целевых добровольных денеж-|ных взносов

граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых на |основании

решений соответствующих органов местного самоуправления.

Какие существуют виды нарушений jзаконодательства РФ об экологической

экспертизе?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены рследующие

виды нарушений законодательства заказчиком документации, под-I лежащей

экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:

- непредставление документации на экологическую экспертизу;

- фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на

экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заве-|;домо

ложного заключения;

- создание препятствий организации и проведению экологической экс-«Пертизы;

уклонение от представления специально уполномоченным государст­венным органам

в области экологической экспертизы и общественным ор-анизациям, организующим

и проводящим экологическую экспертизу, не-бходимых материалов, сведений и

данных;

- реализация объекта экологической экспертизы без положительного за-очения

государственной экологической экспертизы;

- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствую-[ той

документации, которая получила положительное заключение госу-гвенной

экологической экспертизы.

К нарушениям законодательства РФ об экологической экспертизе руко-ями

специально уполномоченных государственных органов и руково-

дителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

относятся:

- нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»

правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;

- нарушение правил формирования и организации деятельности экс­пертных

комиссий государственной экологической экспертизы;

- неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного

государственного органа в области экологической экс­пертизы обязанностей;

- нарушение установленного порядка расходования перечисленных за­казчиком

документации средств на проведение государственной экологичес­кой экспертизы;

- несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;

- необоснованность материалов по учету выводов общественной эколо­гической

экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных

организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам

хозяйственной и иной деятельности, которая под­лежит государственной

экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства РФ в области экологической эксперти­зы со

стороны руководителей экспертной комиссии и ее экспертов является:

- нарушение требований законодательства РФ об экологической экспер­тизе и

законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе,

а также законодательства Российской Федерации об охране ок­ружающей природной

среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;

- необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

- фальсификация таких выводов;

- сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области

экологической экспертизы или от общественной организации (объ­единения),

организующих проведение экологической экспертизы, сведе­ний, исключающих

возможность быть экспертом государственной экологи­ческой экспертизы.

Среди нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе должностными

лицами государственных органов исполнительной власти и ор­ганов федерального

надзора и контроля, а также органов местного самоуправ­ления указываются:

- фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологи­ческой

экспертизы;

- выдача разрешений на специальное природопользование или неосуще­ствление

иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на

окружающую природную среду, без положительного заклю­чения государственной

экологической экспертизы;

- организация или проведение экологической экспертизы неправомочны-на то

органами, организациями и общественными организациями (объе-<ениями);

- прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномочен->1х

государственных органов в области экологической экспертизы, эксперт-•IX

комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влия-|мя на ход

и результаты проведения государственной или общественной

логической экспертизы;

- незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о прове-ении

общественной экологической экспертизы.

, Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе со эроны

банковских организаций, их должностных лиц, иных юридических рщц, а также

граждан считается финансирование и кредитование объекта Экологической

экспертизы без положительного заключения государствен­ной экологической

экспертизы. ||fc. Указанный перечень нарушений законодательства об

экологической «'экспертизе, предусмотренный Федеральным законом «Об

экологической ^экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством

Российской |рфедерации, равно как и законодательством субъектов Российской

Федера-*Цции, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об

и Экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение ^законодательства об

экологической экспертизе

предусмотрены Федеральным законом |?<Юб экологической экспертизе»?

Й> Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены Цчетыре

вида юридической ответственности за нарушения законодательства ;5; Об

экологической экспертизе:

/р/ уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения

^законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, по-щдаекшем

за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные по-.УЦеледствия, в

соответствии с УК РФ;

''"*'' административная ответственность лиц, виновных в совершении на-ушений,

которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные лше

нарушения), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответ-гвенность;

материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологиче-эй экспертизы,

консультантов и иных работников, по вине которых органы Дологической экспертизы

и заказчик документации, подлежащей экологиче-эй экспертизе, понесли расходы в

связи с возмещением вреда, причиненно-> неправомерными действиями в области

экологической экспертизы; гражданско-правовая ответственность. Граждане и

юридические лица, которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками

до-лентации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересо-

ванными лицами в результате неисполнения последними законодательства

Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возме­щения

им убытков в установленном гражданским законодательством Россий­ской

Федерации порядке. Моральный вред, причиненный гражданину непра­вомерными

действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации

причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством

РФ.

В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности ра­бочих и

служащих за нарушения законодательства об экологической эксперти­зе.

Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в

совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблю­дении

требований, предусмотренных законодательством о труде.

ю 10

[ОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ [РИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Каковы задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды?

Действующим законодательством, в частности статьей 15 Закона «Об охране

окружающей при­родной среды», определены следующие задачи экономического

механизма охраны окружающей природной среды:

- планирование и финансирование природо-охранительных мероприятий;

- установление лимитов использования при­родных ресурсов, выбросов и сбросов

загрязняю­щих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

- установление нормативов платы и размеров платежей за использование

природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окру­жающую

природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

- предоставление предприятиям, учреждени­ям и организациям, а также гражданам

налого­вых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и

ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении

других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- возмещение вреда, причиненного окружа­ющей природной среде и здоровью

человека.

Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами

государственной статистики и с природопользователями ведут количествен­ный и

качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определя­ют их

социально-экономическую оценку. На государственные природоохра­нительные

органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного

кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых

природных территорий и объектов.

порядок планирования и финансирования мероприятий по охране окружающей

природной среды?

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и

природопользованию осуществляется в рамках составления программ, про­гнозов

социально-экономического развития на основе государственной эко­логической

программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды производится

за счет:

- федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и местных

бюджетов;

- средств предприятий, учреждений и организаций;

- федерального, республиканских, краевых, областных, местных эколо­гических

фондов;

- фондов экологического страхования;

- кредитов банков;

- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а

также других источников.

Платность природопользования и ее виды

Платность природопользования подразумевает взимание платы за при­родные

ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды

воздействия.

Плата за природные ресурсы взимается:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установлен­ных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и дру­гие виды

загрязнений в пределах установленных лимитов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и дру­гие виды

загрязнений сверх установленных лимитов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает

природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной

среды и возмещения вреда, причиненного экологическим право­нарушением.

tip такое экологические фонды и для чего они создаются?

Экологические фонды создаются для решения неотложных природо-_ранных задач,

восстановления потерь в окружающей природной среде, вмпенсации причиненного

вреда и других природоохранных задач. Они Ьедставляют собой единую систему

внебюджетных государственных эколо-рческих фондов, объединяющую федеральный

экологический фонд, рее-^ликанские, краевые, областные и местные фонды.

|а счет каких источников образуются экологические фонды?

Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от пред-риятий,

учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юриди-ских и физических

лиц, в том числе:

It - платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при-Ьдную

среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

- сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за эколо-Ические

правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, бытой с их

помощью продукции;

- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским де-|(озитам,

от долевого использования собственных средств фонда в деятель-•сти

предприятий и иных юридических лиц;

- инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

чем состоит экономическое стимулирование | рхраны окружающей природной среды?

Экономическое стимулирование рационального природопользования и [раны

окружающей природной среды осуществляется путем:

- установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государствен-M и другим

предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении оотходных и безотходных

технологий и производств, использовании >ричных ресурсов, осуществлении

другой деятельности, обеспечивающей ;родоохранительный эффект; .— освобождения

от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных услови-под

процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и щнам для

реализации мер по гарантированному снижению выбросов и юов загрязняющих

веществ;

установления повышенных норм амортизации основных производст-;ных

природоохранительных фондов; '••— применения поощрительных цен и надбавок на

экологически чистую

-дукцию;

- введения специального налогообложения экологически вредной про-[ии, а также

продукции, выпускаемой с применением экологически :ных технологий;

- применения льготного кредитования предприятий, учреждений, орга­низаций

независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей

природной среды.

Приведенный перечень мер экономического стимулирования рацио­нального

природопользования и охраны окружающей природной среды, предусмотренных

Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24), не является

исчерпывающим. Законодательством Россий­ской Федерации и ее субъектов могут

быть установлены и другие виды эко­номического стимулирования охраны

окружающей природной среды.

Что понимается под лимитами на природопользование?

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по

территориям, представляющая собой установленные предприятиям-при-

родопользователям на определенный срок объемы предельного использова­ния

(изъятия) природных ресурсов, предельных выбросов и сбросов загрязня­ющих

веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Такие лимиты устанавливаются специально уполномоченными государ­ственными

органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды

исходя из необходимости поэтапного достижения норма­тивных объемов

использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов

загрязняющих веществ в окружающую природную сре­ду и нормативных объемов

размещения отходов производства с учетом эко­логической обстановки в регионе.

Что такое экологическое страхование?

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 23) предусматри­вается

осуществление добровольного и обязательного экологического страхо­вания

предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их

собственности, доходов на случай экологического и стихийного бедствия,

ава­рий и катастроф.

Как предусмотрено Основными направлениями развития национальной системы

страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержден­ными

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139, стра­хование

предоставляет гарантии восстановления нарушенных имуществен­ных интересов в

случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает

позитивное влияние на укрепление финансов государ­ства. Оно не только

освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении

страховых случаев, но и является одним из наиболее ста­бильных источников

долгосрочных инвестиций. В нерыночной системе хо­зяйствования, отмечается в

данном нормативом акте, возмещение ущерба в основном осуществлялось

государством, которое из бюджета выделяло сред­ства на восстановление

разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию по­следствий стихийных бедствий и

другие аналогичные цели, а система страхо­вания играла вспомогательную роль.

Для современной же России ускоренное

j развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц

'становится особенно значимым.

В связи с этим особенно важным является создание в Российской Феде­рации

эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и

юридических лиц, обеспечивающей:

- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в ре­зультате

непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и ката­строф и

негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций

при снижении нагрузки на бюджет;

- формирование необходимой для экономического роста надежной и ус­тойчивой

хозяйственной среды;

- максимальное использование страхования как источника инвестици-, онных

ресурсов.

Что представляют собой договоры на комплексное природопользование?

Согласно статье 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» договор на

комплексное природопользование заключается между природо-пользователем и

исполнительным органом власти края, области, автоном­ной области, автономного

округа, района, города на основе заключения эко­логической экспертизы на

предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на

комплексное природопользова­ние. Таким договором предусматриваются условия и

порядок использования природных ресурсов, права и обязанности

природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами,

ответственность сторон и ! возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Каков порядок выдачи лицензий

на комплексное природопользование?

Лицензии на такое природопользование выдаются природопользователю i

специально уполномоченным на то государственным органом Российской Фе-I

дерации в области охраны окружающей природной среды с указанием видов,

^объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных I

ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование

рприродных ресурсов; последствий несоблюдения этих требований.

Тема 11

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Что такое экологический контроль и каковы его виды?

Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и

обществен­ных органов по наблюдению за состоянием окру­жающей природной

среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности,

проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному

использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, со­блюдению

требований природоохранного зако­нодательства и нормативов качества

окружающей природной среды.

Различаются следующие виды экологическо­го контроля: государственный,

производствен­ный, общественный.

Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их

полномочия?

Государственный экологический контроль осуществляется государственными

органами об­щей компетенции, а также специально уполномо­ченными органами

Российскбй Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются:

Мини­стерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по

гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды и их органы на местах.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право

в уста­новленном порядке:

- посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм

собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объек­ты и

службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государствен­ной

безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными

материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязан­ностей;

- проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств,

средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружаю­щей природной

среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по

охране окружающей природной среды;

- выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

- устанавливать, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологи-ческого

надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационар­ными

источниками загрязнения окружающей природной среды;

- назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль

за выполнением ее заключения;

- требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах

пре­доставленных прав указания или заключения по размещению, проектирова­нию,

строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;

- привлекать в установленном порядке к административной ответствен­ности

виновных лиц, направлять материалы о привлечении их к дисципли­нарной,

административной или уголовной ответственности, предъявлять в суд или

арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной

среде или здоровью человека нарушениями природоохранитель-ного

законодательства;

- принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы

предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред

окружающей природной среде и несущей потенциаль­ную опасность для здоровья

человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть

обжалованы в суд или арбитражный суд.

Как осуществляется производственный экологический контроль?

Производственный экологический контроль осуществляется экологиче­ской службой

предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения

планов и мероприятий по охране природы и оздоров-• лению окружающей среды,

рациональному использованию и воспроизвод-ству природных ресурсов, соблюдения

нормативов качества окружающей ' природной среды, выполнения требований

природоохранительного законо-|дательства. Порядок организации

производственного экологического кон-Цтроля регулируется положениями,

утверждаемыми самими предприятиями,

учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружаю­щей

природной среды».

Как осуществляется

общественный экологический контроль?

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональ­ными союзами

Российской Федерации и иными общественными организаци­ями, трудовыми

коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполне­ния требований

природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами,

предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы

собственности и подчиненности, должностными лицами и гражда­нами. Порядок

проведения общественного экологического контроля регулиру­ется Законом «Об

охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных

союзах Российской Федерации и других общественных организациях.

Тема 12

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Что такое экологическое правонарушение?

Под экологическим правонарушением пони­мается виновное противоправное деяние,

нару­шающее природоохранительное законодательст­во и причиняющее вред

окружающей природной среде и здоровью человека.

Каковы существуют виды юридической ответственности за экологическое

правонарушение ?

Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут

дисципли­нарную, материальную, гражданско-правовую, административную,

уголовную ответственность.

Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические

правонарушения не­сут административную и гражданско-правовую ответственность.

в чем состоит

дисциплинарная ответственность

за экологические правонарушения?

Должностные лица и другие работники пред­приятий, учреждений, организаций в

соответст­вии с положениями, уставами, правилами внут­реннего распорядка и

другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность. Статьей 136

КЗоТ предусмотрены следующие меры дисциплинарных взысканий за те или иные

нарушения трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий выговор,

увольнение. Законода-

тельством о дисциплинарной ответственности могут быть установлены для

отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. За­коном

«Об охране окружающей природной среды» (п. 2 ст. 82) установлено, что

руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники

могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за

невыполнение планов и мероприятий по охране при­роды, нарушение нормативов

качества окружающей природной среды или природоохранительного

законодательства.

Что понимается под материальной ответственностью за экологические

правонарушения?

Материальная ответственность за экологические правонарушения — это

определенная трудовым, а не гражданским законодательством имуществен­ная

ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых

предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с

воз­мещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возме­щение

предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущест­венных потерь по

вине неправомерных действий их работников.

Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия

материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно ста­тье 118

КЗоТ, несут такую ответственность лишь при условии, что причи­ненный ими

ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязан­ностей и по их вине.

Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной

ответственности по гражданскому зако­нодательству, является то, что она

носит, как правило, ограниченный харак­тер. Ее размеры чаще всего

лимитируются определенной частью заработка, тогда как имущественная

ответственность по ГК РФ характеризуется возме­щением обычно в полном объеме,

включая упущенную выгоду.

Статьей 118 КЗоТ предусматривается, что при определении ущерба, при­чиненного

рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанно­стей, учитывается

только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упу­щенная выгода) не

учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего

ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории

нормального производственного риска. При этом на администра­цию предприятия,

учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим

условия, необходимые для нормальной работы и обес­печения полной сохранности

вверенного им имущества.

Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учрежде­нию,

организации, может добровольно возместить его полностью или час­тично. С

согласия администрации он вправе передать для возмещения ущер­ба равноценное

имущество или исправить повреждение.

По действующему законодательству рабочие и служащие несут материаль­ную

ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего

месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены стать­ей

121 КЗоТ:

- когда ущерб причинен преступными действиями работника, установ­ленными

приговором суда;

- когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная

материальная ответственность;

- когда между работником и администрацией заключен договор о пол­ной

материальной ответственности за необеспечение сохранности имущест­ва и других

ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

- когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

- когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состо­янии, и др.

Что понимается под гражданско-правовой ответственностью за экологические

правонарушения?

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонаруше­ния - это

имущественная ответственность граждан и юридических лиц за вред, причиненный

окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан и иных субъектов

загрязнением окружающей среды, порчей, унич­тожением, повреждением,

нерациональным использованием природных ре­сурсов, разрушением естественных

экологических систем и другими эколо­гическими правонарушениями. Такая

ответственность устанавливается в соответствии в основном с нормами,

содержащимися в гражданском и эко­логическом законодательстве. Возмещению

вреда, причиненного экологи­ческим правонарушением, посвящен самостоятельный

раздел Закона «Об охране окружающей природной среды» (раздел XIV), в ст. 86

которого предусмотрено, что причинившие такой вред предприятия, учреждения,

ор­ганизации и граждане обязаны возместить его в полном объеме в

соответст­вии с действующим законодательством. Согласно гражданскому

законода­тельству имущественная ответственность за противоправное причинение

вреда состоит в полном возмещении нанесенного ущерба, включая упущен­ную

выгоду.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в ре­зультате

экологического правонарушения, говорится в ст. 87 Закона «Об ох­ране

окружающей природной среды», производится добровольно либо по решению суда

или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в ус­тановленном порядке

таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по

фактическим затратам на восстановление нару-'.. шейного состояния окружающей

природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Сумма ущерба, взыскиваемая по решению суда или арбитражного суда, возмещается

потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для

принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо

перечисля­ется в государственный экологический фонд, если природный объект,

кото­рому причинен вред, находится в общем пользовании. При наличии не-

скольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с до­лей

каждого в причинении вреда. С согласия сторон по решению суда или

арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на

ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет

его сил и средств.

Особый порядок предусмотрен для имущественной ответственности за вред,

причиненный источником повышенной опасности. Статьей 1064 ГК РФ применительно

ко всякому вреду, причиненному личности или имуществу граждан, а также вреду,

причиненному имуществу юридического лица, опре­делено, что такой вред

подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Лицо, причинившее

вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по

его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при

отсутствии вины причинителя. Так, ст. 1079 ГК РФ устанавливает, что

юридические лица и граждане, деятель­ность которых связана с повышенной

опасностью для окружающих (исполь­зование транспортных средств, механизмов,

электрической энергии, взрывча­тых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.;

осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.),

обязаны возместить вред, если не докажут, что вред возник вследствие

непреодолимой силы или умысла потер­певшего. Владелец источника повышенной

опасности может быть освобож­ден от ответственности полностью или частично по

основаниям, предусмот­ренным ГК РФ (при грубой неосторожности потерпевшего, а

также с учетом имущественного положения гражданина — причинителя вреда), за

исключе­нием случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Какова административная ответственность за экологические правонарушения?

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предус­матривает за

совершение административных правонарушений следующие виды административных

взысканий:

предупреждение;

штраф;

возмездное .изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

не­посредственным рбъектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосред­ственным

объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права

управления транспортным средством, права охоты);

исправительные работы;

административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 КоАП), что возмездное изъятие и конфис­кация

предметов, имеющих большое значение в сфере охраны окружающей природной

среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве ос­новных и

дополнительных административных взысканий, тогда как другие ад­министративные

взыскания могут применяться только в качестве основных.

: • • За одно административное правонарушение может быть наложено ос-:

новное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении

адми­нистративного взыскания учитываются характер совершенного

правонару­шения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное

положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены следующие виды

экологических правонарушений, влекущих администра­тивную ответственность:

несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружаю­щей

природной среды;

невыполнение обязанностей по проведению государственной экологиче­ской

экспертизы, несоблюдение требований, содержащихся в заключении экологической

экспертизы, а также предоставление заведомо неправильных и необоснованных

экспертных заключений;

нарушение экологических требований при планировании, технико-эко­номическом

обосновании, проектировании, размещении, строительстве, ре­конструкции, вводе

в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооруже­ний, технологических линий

и иных объектов;

загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда

здоровью человека, растительному и животному миру, имущест­ву граждан и

юридических лиц;

порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников при­роды,

истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естест­венных

экологических систем;

нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заго­товки,

продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу

объектов растительного и животного мира, их продуктов, а так­же ботанических,

зоологических и минералогических коллекций;

невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окру­жающей

природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный

экологический контроль;

нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке,

утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

несоблюдение экологических требований при использовании в народ­ном хозяйстве

и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды

и ответственности за их совершение посвящена специаль­ная глава (гл. 7)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ